Использование компьютерной сети Internet в маркетинговой деятельности предприятия — страница 11-12

Сбытовая политика — это поведенческая философия или общие принципы деятельности, которых фирма собирается придерживаться в сфере построения каналов распределения своего товара и перемещения товаров во времени и пространстве.

В специальной литературе наблюдается различный подход к трактовке сбытовой политики. Часто под сбытовой политикой понимают политику организации товародвижения и реализации продукции[1]. Некоторые же специалисты считают, что сбытовая политика включает: выбор каналов сбыта, разработку политики цен и условий продажи, создание прейскурантов[2]. Приведенные трактовки интерпретируют только некоторые аспекты сбытовой политики, и для отражения всей многогранности деятельности, связанной со сбытом готовой продукции в современных условиях хозяйствования, целесообразно дать более детальную формулировку. По мнению В.В. Бурцева, под сбытовой политикой организации следует понимать выбранные ее руководством совокупность сбытовых стратегий маркетинга (охвата рынка, позициирования товара и т.д.) и комплекс мероприятий (решений и действий) по формированию ассортимента выпускаемой продукции и ценообразованию, по формированию спроса и стимулированию сбыта (реклама, обслуживание покупателей, коммерческое кредитование, скидки), заключению договоров продажи (поставки) товаров, товародвижению, транспортировке, по инкассации дебиторской задолженности, организационным, материально-техническим и прочим аспектам сбыта[3].

Сбытовая политика должна быть ориентирована на достижение следующих показателей эффективности функционирования организации:

  • получение предпринимательской прибыли в текущем периоде, а также гарантии ее получения в будущем;
  • максимальное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей;
  • долговременная рыночная устойчивость организации, конкурентоспособность ее продукции;
  • положительная репутация на рынке и признание со стороны общественности.

Общая модель формирования сбытовой политики организации в рыночных условиях хозяйствования представлена на рисунке 1.1.

В соответствии с основными принципами сбытовой политики разрабатывается стратегия сбыта и затем тактика.

Сбытовая стратегия — это долго- и среднесрочные решения по формированию и изменению сбытовых каналов, а также процессов физического перемещения товаров во времени и пространстве.

Сбытовая стратегия, как и в других элементах маркетинга-микс, — своеобразный «фарватер», в котором будет двигаться фирма в своем стремлении достичь поставленных целей.

 

Сбытовая стратегия разрабатывается для разных рынков, разных товаров (если фирма выпускает не единственный товар, а несколько), стадий жизненного цикла товаров и по иным основаниям.

Сбытовая тактика — мероприятия краткосрочного и разового характера.

Тактические мероприятия направлены на устранение деформации, которая возникает в деятельности производственных подразделений и сбытовой сети вследствие непредвиденных изменений рыночной конъюнктуры, ошибок управленческого персонала и может привести к полному противоречию со стратегическими установками фирмы.

Суть всей сбытовой политики раскрывается в процессе планирования и реализации стратегических и тактических действий.

[1] Зайцев В.А. Маркетинг. Учебное пособие. / под ред. В.А. Зайцева – М.: ГИНФО, 2001. С. 14.

[2] Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Издательство «Финпресс»,  2006. С. 142.

[3] Бурцев В.В. Контроль и совершенствование управления сбытом в коммерческой организации  // Экономический анализ: теория и практика, 2007, N 6.