Особенности адаптации предприятий к рыночной среде на современном этапе — страница 8-9

Рис. 1.2. Влияние факторов макросреды на рыночную среду

Формирование рыночной среды подразумевает создание взаимоотношений и многоуровневой схемы взаимодействия исходя из специфики промышленного маркетинга, который определяет постоянный уровень взаимоотношений покупателя и продавца на долгосрочной многоцелевой основе, позволяющей сориентировать партнеров к главной цели производства, выпуску конечной конкурентоспособной продукции.[1]

Адаптация (позднелат. adaptatio – прилаживание, приспособление, от лат. adapto – приспособляю) – процесс приспособления внутреннего содержания системы к внешним условиям. Вместе с тем любая адаптация есть и результат, т. е. конкретный исторический этап приспособительного процесса[2].

Взгляды на адаптацию у различных исследователей в области экономики противоречивы. Одни представляют ее лишь как одно из свойств системы, другие как процесс приспособления. Так, например, Р. Л. Акофф пишет, что многие системы обладают свойством, которое обычно называют адаптацией; это означает, что они способны реагировать на окружающие их среды таким образом, чтобы получить в результате благоприятные (в некотором смысле) последствия для деятельности системы[3]. Понимать под адаптацией только свойство системы, наряду с устойчивостью, гибкостью, самообновлением, слишком упрощенно. Наиболее точным представляется определение адаптации, данное Н. А. Серкиной: «…процесс приспособления системы к изменению внешних условий, обеспечивающих наиболее эффективный с точки зрения системы режим ее функционирования»[4].

По данным исследования Е. Аврамовой и И. Гуркова, по мере развития экономических отношений в стране появляются различные интерпретации понятия[5]. Вначале адаптация трактовалась как степень вовлеченности предприятий в рыночные условия хозяйствования. На первом этапе рыночных преобразований высокая степень адаптации понималась как быстрая смена собственности, самостоятельный выход на внешний рынок, стремление к максимизации прибыли, производству конкурентоспособной продукции, реализуемое через уменьшение затрат, ликвидацию убыточных производств, сокращение избыточного персонала и т. д. Данное понимание адаптации страдает чрезмерной «экономичностью» и не учитывает социальной составляющей.

[1] Ануфриева Е.М. Эффективность управления мегамаркетингом промышленных предприятий в условиях конкуренции /Е.М.Ануфриева // Качество и конкурентоспособность в XXI веке: Материалы III всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. С. 42.

[2] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2006.

[3] Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М.: Прогресс, 1985. С. 235.

[4] Серкина Н. А. Выбор направлений реструктуризации предприятий на основе экономической оценки их эффективности: -Казань, 2000.с. 18.

[5] Аврамова Е., Гурков И. Адаптация промышленных предприятий к рыночным условиям // Вопр. экономики. 1996. № 11. С. 71