Анализ стратегической позиции компании «ФармаВита» и ее проблем ее информатизации — отрывок из реферата Описание преимуществ и недостатков существующей ИТ-системы компании

Открытое акционерное общество «ФармаВита» (далее  — ОАО «ФармаВита», компания) существует с мая 1994 года.

Размер уставного капитала:  25 000 000 рублей. Основной хозяйственной деятельностью компании является розничные продажи фармацевтических препаратов и товаров для красоты и здоровья.

Органы управления ОАО «ФармаВита» (рис. 1):

  • Общее собрание акционеров
  • Совет директоров
  • Генеральный директор

С 2010 году действует Совет директоров в составе  7 человек.

Компания «ФармаВита» является небольшой розничной аптечной сетью, которая занимается дистрибуцией фармпрепаратов и сопутствующих товаров в нескольких регионах Центрального федерального округа России.

Конкуренция в фармации острая. Фармацевтический рынок России входит в десятку крупнейших фармрынков мира. По итогам 2011 года Россия заняла 8 место. Объем фармрынка России в 2011 году составил 824 млрд. руб. (с НДС) в ценах конечного потребления, что всего на 12% больше чем показатель 2010 года[1].

Компания «ФармаВита» имела объем продаж за 2011 год вырос на 32,7 млн. руб. или на 35% по сравнению с 2010 годом и составил на 31.12.2011 года 126 млн. руб. Показатель валовой прибыли за 2011 год вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31% и на 31.12.2011 составил 103 млн. руб.

Показатель чистой прибыли за 2011 год составил 17 767 тыс. руб., что составляет 87% от величины чистой прибыли за 2010 год.

Доля рынка компания «ФармаВита» в национальном масштабе около сотой доли процента. Доля рынка невелика, нор есть хорошая динамика продаж, которая превосходит средние темпы роста ранка. Предварительные данные за 2012 год подтверждают эту тенденцию.

Российский фармацевтический рынок импорто-ориентирован. 76% лекарств в денежном выражении, которые потребляются населением, производятся за рубежом.

Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.

Коммерческий сегмент фармрынка, в котором работает  компания «ФармаВита», включает в себя аптечные продажи готовых лекарственных средств и парафармацевтики без учета продаж по Программе дополнительного лекарственного обслуживания (ДЛО). Лидер рынка — ОАО «Аптечная сеть 36,6», инициатор создания Российской ассоциации аптечных сетей, единственный игрок, чьи акции торгуются на фондовом рынке. Кроме этой компании в России действуют четыре общенациональные и несколько сот средних и небольших аптечных сетей, которые охватывают более 80% розничных продаж.

В перспективе ОАО «ФармаВита» планирует создать крупную федеральную сеть аптек на базе существующей региональной сети. Руководство организации оптимистично оценивает данные намерения. Оптимизм основывается на высоких конкурентных преимуществах, таких как хорошие отношения с региональными властями; наличие подготовленного высококвалифицированного персонала. Оптимизм основывается  также и на ситуации, сложившейся на рынке фармацевтических препаратов, который показывает стремительное развитие. Однако сдерживающим фактором является отсутствие автоматизации основного бизнес процесса – розничных продаж.

Безымянный

Рис. 1. Структура управления компанией ОАО «ФармаВита»

Безымянный

Рис. 2. Рыночное положение ОАО «ФармаВита»

Создание крупной сети аптек позволит предложить выгодные цены за счет уменьшения общих накладных расходов (унификация технологических процессов, уменьшение финансовых расходов на содержание управленческого персонала и т.д.). Именно в сетевых, оснащенных самыми передовыми технологиями аптеках, возможно построение цивилизованного бизнеса, полностью легализованного и подконтрольного на каждом этапе.

В настоящее время компанией  ведутся разработки по открытию новых отделений.

Весьма вероятным является ухудшение экономической ситуации в регионах, где расположены отделения компании, под воздействием как мирового финансового кризиса в целом, так и осложнением экономической ситуации в стране в частности. Однако успешное решение задачи комплексной информатизации позволит компании существенно расширить свою клиентскую базу и занять лидирующее место на рынке аптечных услуг России, превратившись в крупную розничную фармацевтическую сеть.

В организационной структуре ОАО «ФармаВита» выделено отдельное направление, отвечающее за развитие информационных технологий. Руководителем данного направления является Директор по информационным технологиям. В его подчинении находится IT отдел. IT отдел является структурным подразделением ОАО «ФармаВита», входящим в состав дирекции ОАО «ФармаВита».

Таблица 1

SWOT-анализ перспектив развития бизнеса компании «ФармаВита»

Сильные стороны Слабые стороны
·  Безупречная деловая репутация компании

·  Высокое качество обслуживания клиентов

·  Надежность и финансовая стабильность сети

·  Высококвалифицированные сотрудники

·  Динамичное реагирование на рыночные изменения;

·  Наличие структуры управления, адекватной принимаемым рискам

·  Удачное месторасположение структурных подразделений – филиалов в Москве и Санкт-Петербурге

·  Ограниченная ресурсная база

·  Слабая диверсификация деятельности

·  Недостаточно информатизация и комплексная автоматизация производственного процесса

Возможности Угрозы
·  Поддержка информационной системой интернет технологий

·  Повышение доверия к системе аптек

·  Развитие филиальной сети

·  Повышение активности конкурентов

·  Повышение цен на производственные услуги (аренда, коммуникации, реклама и т.д.)

·  Зависимость экономики России от мировой конъюнктуры и как следствие Невозможность использования длительного интервала планирования

·  Опасность нового глобального мирового кризиса и вслед за снижением уровня жизни может упасть спрос на препараты

 

IT отдел в соответствии с приказом Генерального директора об утверждении структуры ОАО «ФармаВита» состоит из двух групп:

  • группа постановки задач и внедрения информационных систем;
  • группа поддержки информационных систем.

Для оценки текущего состояния IT-процессов в рамках исследования было проведено выборочное  обследование филиалов входящих в состав ОАО «ФармаВита» по ключевым направлениям деятельности.

 

 

Таблица 2

Оценка текущего состояния IT-процессов ОАО «ФармаВита»

  Филиал
Главный офис 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Бухгалтерский, налоговый и управленческий учет                    
Планирование                    
Управление бюджетом;                    
Управление персоналом;                    
Управление инвестициями;                    
Управление основным бизнес-процессом                    
Управление договорами;                    
Управление договорами;                    

 

  имеется адекватное покрытие процесса информационными системами
  процесс частично автоматизирован, либо автоматизирован несколькими системами
  процесс не автоматизирован
  процесс отсутствует

 

Полученная в результате обследования информационная карта филиалов показывает, что филиалы не существенно различаются по покрытию бизнес-процессов информационными системами. Предприятие только приступило к решению задачи комплексной автоматизации.

Новый рисунок (1)

 

Рис. 3. Структура информационной подсистемы ОАО «ФармаВита»

 

[1] Фармацевтический рынок России в 2011 году // http://www.dsm.ru/content/file/dsm_11.pdf