Свобода и несвобода в официальном искусстве СССР и стран социалистического блока

Идеал служения обществу и простым людям – извечная тема коммунистического искусства. Но со временем произошло нечто неожиданное. В Мексике во времена Риверы, как и в СССР в 1920-е годы авангардисты спокойно творили, руководствуясь коммунистическими идеями. Но уже в это время стали замечать, что за редким исключением картины авангардистов не были поняты простыми людьми.

Уже позднее американский критик Клемент Гринберг напишет, что народные массы, лишённые специального художественного образования, не могут наслаждаться авангардным искусством. Но, к величайшей обиде советской власти, картины левых художников с удовольствием покупали богачи, которых такое искусство по идее должно было осуждать. Положительное отношение к реализму у советской власти сложилось ещё в 1920-е годы, и со временем только усиливалось, вплоть до запрета на авангардное искусство в 1930 – е. К тому времени стиль, сменивший множество обозначений и формулировок, окончательно получил название «социалистический реализм».

Особенности социалистического реализма

Кроме пресловутой «понятности», соцреализм опирался на более широкое понятие о «народности», которое выражалось в использовании народных традиций (фольклора, песен, росписей). Так, различные национальные орнаменты и мозаичные техники народов Средней Азии нашли своё отражение в оформлении павильонов этих республик на Выставке Достижений Народного Хозяйства. Однако у этого принципа была и своя специфика, ведь культурное наследие многих народов советского союза опиралось на религию. С учётом этого татарская культура, например, была очень сильно преобразована. Известны также примеры преследования национальных культур (культуры ижоров, калмыцкого эпоса «Джан — Гар»), и даже воспитательные практики времён Ленина, в которых детей лишали волшебных сказок, рассказывая им только реалистические истории.

Одним из главных слабых мест советской живописи было чрезмерное внимание к сюжету при абсолютно безразличном отношении к форме. Однажды скульптор Вера Мухина заметила, что на выставках выставляют технически правильные, но скучные по форме произведения. Некоторые реалисты даже были осуждены за формальные поиски в цвете, несмотря на то, что они оставались в пределах реализма.

Ещё одной важной особенностью советской живописи была пресловутая «идейность», идеологическое содержание картин. Основой для этого метода послужило, в том числе, и одно из знаменитых выступлений В.И. Ленина. В своей речи он сравнил социализм со зданием, которое пока ещё не достроено (у него нет крыши). Но те, кто творят культуру, должны понимать, что у этого здания будет крыша, и что это не ошибка архитектора. То есть, художник должен был изображать коммунистическую мечту уже осуществлённой, что порождало иллюзорный, прекрасный и обманчивый мир. Но, конечно же, не все картины советских художников были подобным «кривым зеркалом». Ведь никто не отменял замечательные и вполне искренние советские пейзажи и непарадные портреты простых людей.

Свобода и несвобода советского искусства

Конечно же, зарегулировать полностью все сферы искусства было попросту невозможно, и в СССР были сферы художественной деятельности, менее подверженные контролю. Во второй половине двадцатого века настоящей отдушиной для писателей и художников стала фантастика. Высоцкий на своём концерте отметил, что Советский Союз охватило всеобщее увлечение фантастикой. В выдуманных мирах у фантастов был простор для «разрешённой» фантазии, но всё же, даже космические корабли советские художники должны были рисовать в реалистической манере. Даже сегодня смелые мечты фантастов, публиковавшихся в журнале «Наука и жизнь», поражают воображение. На иллюстрациях порой можно увидеть и эпоху возрождения дирижаблей, которые по мысли авторов, будут помогать при строительстве мостов. Один советский художник изобразил даже спутник, который запускают в космос по принципу пращи, и лазерные датчики, используемые при строительстве дорог в отдалённых районах Сибири.

Ещё более свободной была сфера детской иллюстрации, в которой были ещё живы некоторые формальные принципы. В детской иллюстрации нашли свою вынужденную работу такие советские художники – нонконформисты, как Пивоваров, а допустимостью абсурда и волшебства в советской детской литературе пользовался бывший абсурдист – «обэриут» Хармс. Ещё большие вольности допускало искусство мозаики, где всё ещё использовались находки экспрессионистов и кубистов.

Особенно интерсные приёмы авнгардного реализма представлены в области рекламных вывесок и агитационных плакатов 20-40 годов 20-го века. К сожалению, в послевоенные годы этот стиль полностью заместился скучным реализмом в рекламе. И как итоговый результат — скучнейшая реклама восьмидесятых годов.

Соцреализм за пределами СССР

С распространением власти коммунистов в других странах, соцреализм проник и туда, но не везде он был одинаков, и не везде одинаково хорошо прижился. Так, в ГДР власти не могли запретить народное достояние – классическую старонемецкую живопись. Этим воспользовались некоторые художники, такие как Вернер Тюбке. На картинах Тюбке можно увидеть классические сюжеты времён Ренессанса. Частым мотивом служит вселенская катастрофа. А некоторые сюжеты даже напоминают «снятие с креста» и «Пьету». В ГДР, как и во всей Европе того времени, к коммунизму относились как к явлению чужеродному, и настоящей поддержки в художественных кругах соцреализм не имел. Частыми были обращения к современным течениям при сохранении «коммунистического сюжета». А искусство не делилось так жёстко на «официальное» и «неофициальное».

Особым был путь живописи в советской Монголии. В этой стране с древних времён было распространено искусство, называемое «зураг». Это был стиль, родственный тибетской иконе «танка». После провозглашения советской власти принципы зураг слились с соцреализмом, образовав особый стиль. Зураг трудно назвать реализмом в полном смысле этого слова. Для многих картин в этом стиле характерен взгляд как бы «с высоты птичьего полёта». Условный пейзаж изображается пятнами, цвета ярки и локальны. Этот стиль в Монголии служил основным официальным стилем и использовался даже в агитационных плакатах.
Хорошо прижился социалистический реализм в чистом виде в Китае и Северной Корее. Но и китайское искусство времён Мао не было лишено символизма. Так, основными символами в социалистической агитации были эстетичные природные пейзажи (горы и водоёмы).
Во Вьетнаме были сильны традиции восточной живописи на шёлке. Хотя традиции вьетнамской живописи очень древние, своего расцвета вьетнамская школа достигла именно при коммунизме. В отличие от советских художников, вьетнамские не могли полностью избавиться от формы и символизма, и их картины часто очень красивы и интересны. Художники Вьетнама так и не переняли полностью советскую реалистическую манеру, и остались верны традициям.

Долгое время отношение к искусству диктаторских режимов в Европе было крайне негативным. Только после падения «железного занавеса», со временем появился интерес к этому искусству. И сегодня уже многие задаются вопросом: «А так ли «чужеродно» было то искусство?» Можно ли его как – то вписать в общую историю? Постскриптум нужно добавить, что это искусство ещё сыграло свою роль в истории Европы, ведь на основании сохранившейся крепкой реалистической школы ГДР позднее создавалась новая реалистическая традиция – движение гиперреализма. Так какое оно – искусство социалистических стран – прекрасное или ужасное? Имеет ли оно художественную ценность? Нас ожидают новые и, безусловно, интересные исследования, которые многое прояснят в этом запутанном деле.