Глава 3. Справочные правовые системы КонсультантПлюс по федеральному законодательству
В главе 1 было рассказано об общем подходе к оценке потребительских свойств справочных правовых систем, были выделены основные характеристики, которыми должны обладать качественные СПС, описаны возможности программных технологий СПС. В предлагаемой главе и последующих главах более подробно рассматривается каждая из систем семейства КонсультантПлюс: их потребительская ценность, особенности, круг возможных пользователей. Настоящая глава посвящена общей характеристике правовых систем КонсультантПлюс по федеральному законодательству. Отметим, что особенности поиска информации и работы с ней в указанных системах рассматривались выше в главе 2.
§ 1. Принципы построения информационных банков систем по федеральному законодательству
В настоящий момент существуют различные принципы построения информационных банков систем по федеральному законодательству. Эти принципы уже частично обсуждались в главе 1 (п. 1 § 4). В данной главе проведем дополнительный анализ двух наиболее часто используемых принципов формирования информационных систем по федеральному законодательству и подробно опишем соответствующие системы семейства КонсультантПлюс.
Первый принцип, получивший наиболее широкое распространение, основан на формировании одного или нескольких И Б универсального характера, содержащих правовые акты практически по всем отраслям законодательства и ориентированных на определенные группы потребителей. При этом те или иные отрасли представлены разным объемом правовых актов в различных системах (информационных банках). Так, в конкретной системе (информационном банке) одни отрасли законодательства представлены только нормативными актами общего значения, а другие представлены еще и нормативными актами, рассчитанными на определенный круг потребителей, объединенных общим признаком (род занятий, пол, проживание на определенной территории и т.д.), правовыми актами официального разъяснения и даже правоприменительными актами (то есть более развернуто). Отбор актов и уровень представления той или иной отрасли зависят от интересов определенной группы потребителей. Как правило, выделяется небольшое число (не более трех-четырех) типов потребителей. Для каждого такого типа создается универсальная система, охватывающая весь круг их интересов (по всем тематикам).
Второй принцип применяется сейчас незначительным числом компаний — разработчиков СПС. Он основан на формировании нескольких тематических ИБ, как правило достаточно многочисленных. Каждая тематическая база содержит весь спектр документов — от нормативных актов до правоприменительных актов.
На первый взгляд более привлекательным кажется второй принцип, так как теоретически каждый пользователь может в соответствии со своими интересами выбрать комплект тематических баз и, как из кирпичиков, построить необходимую ему систему. Однако в действительности этот подход оказывается неудобным для пользователя и направлен только на маркетинговую задачу продажи максимального числа систем.
Основная причина этого явления в том, что на практике абсолютному большинству пользователей — и специалистам независимых компаний, и государственным организациям, и гражданам — необходима именно универсальная система. Проиллюстрируем это на следующем примере.
С одной стороны, бухгалтеру даже малого предприятия необходимо решать не только проблемы, связанные с уплатой налогов и бухгалтерским учетом, но и вопросы, связанные с трудовым законодательством, или проблемы взаимоотношений с банками и т.п. В то же время директору этого предприятия (пользующемуся той же системой, поскольку малое предприятие, как правило, приобретает одну систему для всего предприятия в целом) необходимо решать вопросы взаимодействия с органами власти (получение лицензий и т.д.) или вопросы взаимодействия с партнерами, что регулируется административным и гражданским законодательством соответственно. Иногда руководителю такого предприятия необходимо понимать и использовать основы уголовного, гражданско-процессуального,уголовно-процессуального законодательства. Все это приводит даже небольшие предприятия к необходимости покупки целого спектра тематических систем, то есть фактически к необходимости покупки универсального пакета.
С другой стороны, в случае, если отдельный специалист, например юрист, в большой фирме занимается только очень узкоспециализированными вопросами (допустим, только таможенным делом), компания, как правило, все равно приобретает универсальную систему, поскольку остальным сотрудникам той же фирмы необходимы другие документы, например бухгалтеру — документы по бухгалтерскому учету и налогообложению и т.д. Таким образом, и в этом случае, как мы видим, фирме нужна универсальная система по всем отраслям законодательства.
Особо следует отметить фирмы, имеющие в своей структуре специальные юридические отделы, основной функцией которых является правовое обеспечение деятельности этой фирмы. Само наличие такого отдела в структуре фирмы говорит о том, что фирме в процессе своей деятельности необходимо решать много юридических вопросов. Разумеется, для решения этих вопросов сотрудники такого юридического отдела должны иметь в своем распоряжении все нормативные правовые акты, так как эти акты обязательны для исполнения всеми предприятиями или организациями, а также гражданами, и именно на эти акты можно опираться в суде, защищая интересы своей фирмы. Только при наличии всех нормативных правовых актов можно говорить, что юридическая служба будет в состоянии обеспечить юридическую чистоту деятельности фирмы.
Очевидно, что ни одна тематическая СПС, по определению, не может содержать все нормативные акты, и в силу именно тематического построения систем эти акты будут рассредоточены практически по всем тематическим СПС данного разработчика. По этой причине для своего юридического отдела фирма должна будет приобрести все тематические СПС.
Итак, тематический принцип формирования баз приводит, как мы видим, к необходимости покупки пользователем целого набора тематических систем. Это, в свою очередь, приводит к неоправданным затратам и дублированию документов. Дело в том, что достаточно много нормативных актов должно быть включено в несколько тематических баз. Это объективное явление, причина которого в том, что значительное число основополагающих актов носит комплексный характер. Так, например, Гражданский кодекс РФ должен быть включен и в базу по налогам и бухучету, и в базу по банковскому законодательству, и в базу по жилищному законодательству и др. Следовательно, пересечение тематических баз отнюдь не редкое исключение, а очень частое явление, обусловленное объективной структурой законодательства. Поэтому, приобретая несколько тематических СПС, пользователь обычно получает существенно меньше документов, чем дает простое формальное сложение количества документов в информационных банках этих систем.
Наконец, при делении всего массива документов на множество тематических баз повышается вероятность того, что конкретный документ будет отнесен разработчиками не к той базе, где он должен быть, по мнению пользователя. Конечно, элементы субъективизма присутствуют и при распределении документов между различными универсальными базами, но проблема субъективности здесь, очевидно, сказывается в меньшей степени, нежели при тематическом делении общего информационного массива на множество мелких баз.
Итак, построение ИБ по тематическому принципу имеет три существенных недостатка: во-первых, значительное дублирование информации между различными ИБ; во-вторых, отсутствие ИБ, содержащего всю совокупность нормативных правовых актов (наличие такого ИБ важно для фирм, имеющих в своем составе выделенные юридические службы);
в-третьих, на формирование тематического ИБ в значительной мере влияют субъективные взгляды разработчика, не всегда совпадающие со взглядами конкретного пользователя.
Следствием этих недостатков является то, что подавляющая часть пользователей справочных правовых систем, И Б которых построены по тематическому принципу, приобретают несколько систем с И Б разной тематики, тем самым пытаясь увеличить объем доступных нормативных правовых актов и страхуя себя от субъективизма разработчика.
Все это явилось причиной того, что разработчики систем КонсультантПлюс пошли по пути создания семейства самостоятельных универсальных И Б по федеральному законодательству, каждый из которых предназначен для разных категорий специалистов и обеспечивает решение определенного круга задач.
Центральное место в семействе систем КонсультантПлюс по федеральному законодательству занимает СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф, информационный банк которой содержит всю совокупность нормативных правовых актов РФ. Кроме того, в это семейство входят информационный правовой комплекс (ИПК) КонсультантПлюс: Эксперт, СПС КонсультантПлюс: РоссийскоеЗаконодательство, СПС КонсультантПлюс: Налоги бухучет.
В § 3 настоящей главы будет дана характеристика И Б каждой системы и описан круг возможных пользователей. Список систем КонсультантПлюс по федеральному законодательству приведен в приложении 3, а структура их информационных банков — в приложении 4.
§ 2. Источники информации
Как уже говорилось в главе 1 (п. 1 § 4), компания “Консультант Плюс” ведет широкую программу информационного сотрудничества с органами власти и управления, обеспечивающую получение компанией правовых документов из этих органов в рамках договоров об информационном обмене. В настоящее время компания имеет более 60 договоров с федеральными органами государственной власти и управления, среди которых:
• Администрация Президента Российской Федерации,
• Аппарат Правительства Российской Федерации,
• Конституционный Суд Российской Федерации,
• Верховный Суд Российской Федерации,
• Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
• Генеральная прокуратура Российской Федерации,
• Центральный Банк Российской Федерации,
• Министерство финансов Российской Федерации,
• Министерство Российской Федерации по налогам и сборам,
• Министерство труда и социального развития Российской Федерации,
• Министерство экономики Российской Федерации,
• Министерство государственного имущества Российской Федерации,
• Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации,
• Государственный таможенный комитет Российской Федерации,
• Государственный комитет Российской Федерации по статистике,
• Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению,
• Пенсионный фонд Российской Федерации,
• Фонд социального страхования Российской Федерации,
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Наличие этих договоров позволяет обеспечить оперативный доступ пользователей к полной и достоверной правовой информации.
§ 3. Наполнение информационных банков. Пользователи систем
В этом параграфе мы опишем каждую из имеющихся систем КонсультантПлюс по федеральному законодательству более подробно.
1. СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф
Данная универсальная правовая система наиболее популярна и распространена в России. На начало 1998 г. СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф имеет более 50 тысяч пользователей. Система включает все нормативные акты РФ, а также правовые акты официального разъяснения, ненормативные акты общего характера и правоприменительные акты по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, по вопросам общего значения и по финансово-экономическим вопросам отраслевого значения.
Пользователи системы. Система предназначена для самого широкого круга специалистов: юристов, финансистов, аудиторов, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности и направлений деятельности, сотрудников органов власти и управления, специалистов по внешнеэкономической деятельности, бухгалтеров, работников банков и страховых компаний.
В ИБ этой системы полно представлены документы по всем отраслям российского законодательства (см. приложения 4 и 5).
2. Информационный правовой комплекс (ИПК) КонсультантПлюс: Эксперт
ИПК КонсультантПлюс: Эксперт охватывает все законодательство Российской Федерации и состоит из двух взаимосвязанных частей: СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф и СПС КонсультантПлюс: ЭкспертПриложение.
СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф была рассмотрена в предыдущем пункте данного параграфа. Теперь опишем вторую составляющую комплекса — СПС КонсультантПлюс: ЭкспертПриложение.
И Б данной системы содержит только ненормативные акты общего характера, правовые акты официального разъяснения по организационным и техническим вопросам отраслевого значения, узкоспециальные акты, а также правоприменительные акты (в том числе и акты персонального характера). Подробнее о содержании ИБ системы КонсультантПлюс: ЭкспертПриложение см. в приложениях 4 и 6.
Отметим, что рассматриваемая система не является самостоятельной и поставляется пользователю либо сразу в составе ИПК КонсультантПлюс: Эксперт, либо в качестве дополнения к приобретенной им ранее системе КонсультантПлюс: ВерсияПроф. Информационные банки СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф и СПС КонсультантПлюс: ЭкспертПриложение дополняют друг друга, но не пересекаются.
Пользователи системы. ИПК КонсультантПлюс: Эксперт предназначен для юристов, сотрудников органов государственной власти и управления, специалистов, занимающихся политическим и экономическим анализом. Комплекс используется на крупных предприятиях или в организациях, банках, органах власти и управления, юридических, аудиторских или консалтинговых фирмах. Таким образом, эта система ориентирована на тех специалистов, для которых принципиально важно иметь доступ к максимально широкому массиву правовой информации, включающему в себя достаточно большой объем актов ненормативного характера.
3. СПС КонсультантПлюс: РоссийскоеЗаконодательство
Данная экономическая правовая система является универсальной. ИБ этой системы полностью входит в ИБ системы КонсультантПлюс: ВерсияПроф.
СПС КонсультантПлюс: РоссийскоеЗаконодательство содержит все нормативные акты РФ общего значения, а также акты официального разъяснения, ненормативные акты общего характера и правоприменительные акты по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета и по вопросам общего значения.
Существенным отличием СПС КонсультантПлюс: РоссийскоеЗаконодательство от СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф является то, что по таким тематикам, как банковская деятельность, внешнеэкономическая деятельность, страховая деятельность, ценные бумаги, рассматриваемая система содержит только основные правовые акты. Например, эта система содержит правовые акты, регулирующие отношения между организацией и банком, но в ней отсутствуют правовые акты, регулирующие отношения между банком и банком или банком и Центральным Банком РФ. Следовательно, СПС КонсультантПлюс: РоссийскоеЗаконодательство не может применяться на предприятиях или в организациях, занимающихся банковской, страховой или внешнеэкономической деятельностью, а также деятельностью на рынке ценных бумаг. Подробнее содержание информационного банка этой системы описано в приложениях 4 и 7.
Пользователи системы. Как следует из сказанного выше, в первую очередь данная система предназначена для бухгалтеров, экономистов и других специалистов предприятий и организаций всех видов деятельности, кроме банковской, страховой, внешнеэкономической, деятельности на рынке ценных бумаг, а также кроме организаций, предоставляющих юридические и консалтинговые услуги.
В целом можно сказать, что СПС КонсультантПлюс: РоссийскоеЗаконодательство ориентирована на небольшие предприятия или организации, не имеющие в своей структуре выделенной юридической службы (юриста).
4. СПС КонсультантПлюс: Налоги бухучет
Как следует из названия, информационный банк системы содержит нормативные акты РФ по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, а также акты официального разъяснения, ненормативные акты общего характера и правоприменительные акты по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. ИБ системы полностью входит в ИБ СПС КонсультантПлюс: РоссийскоеЗаконодательство.
Пользователи системы. СПС КонсультантПлюс: НалогиБухучет разработана и предназначена специально для бухгалтеров предприятий, ведущих учет по Общему плану счетов бухгалтерского учета.
Замечание 3.1. Семейство систем КонсультантПлюс содержит еще одну базу по федеральному законодательству, а именно раздел НормативныеДокументы в справочной системе КонсультантБухгалтер. Подробнее эта база обсуждается в §3 главы 6. Здесь отметим, что информационный банк НормативныеДокументы системы КонсультантБухгалтер, с одной стороны, полностью включает информационный банк СПС КонсультантПлюсНалогиБухучет, а с другой стороны, сам практически полностью входит в информационный банк СПС КонсультантПлюс: РоссийскоеЗаконодательство.