Введение

 
Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой преподавания новой дисциплины "Концепции современного естествознания". Работа предназначена для студентов вузов, а также для всех интересующихся вопросами современного естествознания, естественно-научной картиной мира. Главная цель работы — помочь студентам экономических и гуманитарных вузов освоить новый для них курс, овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое так называемые гуманитарную и естественнонаучную культуры. Усвоение, пусть даже в общем виде, основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естествознании, даст возможность формировать у будущих специалистов в области общественных и гуманитарных наук естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение, что поможет лучше овладеть собственной профессией. Ведь многие методы исследования современного естествознания приобретают значение общенаучньтх и широко используются в общественных и гуманитарных науках. Изучение основ универсального эволюционизма, системного метода, синергетики, антропного и других принципов исследования будет способствовать более эффективному изучению этих наук. Актуальность курса "Концепция современного естествознания" обусловлена еще и тем, что в последнее время в нашей стране получают все большее распространение различного рода ненаучные виды знания, такие, например, как астрология, магия, эзотерические, мистические и т. п. учения. Постепенно, но достаточно определенно, они вытесняют на периферию общественного сознания естественно-научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. Понятно, что научной и педагогической общественности следует обратить на это особое внимание. Представители современной паранауки настойчиво призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, суеверий и т. д., лишь бы они оказывали соответствующее воздействие на общество. Многие из них полагают, что статус научного миропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и выступают по существу за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно утверждение естественно-научного знания и основанного на нем мировоззрения. Только люди, обладающие научным мировоззрением, могут, с одной стороны, успешно противостоять догматическому мышлению, а с другой — тому, что можно было бы назвать интеллектуальным анархизмом. Первый всем нам хорошо знаком по недавнему прошлому. Второй набирает все большую силу в настоящее время и находит свое наиболее полное теоретическое выражение в философских концепциях постмодернизма и у некоторых представителей постпозитивистекой философии науки. Так, один из видных представителей постпозитивизма, американский философ П.К. Фейерабенд, отстаивая теоретический и методологический плюрализм, оценивает современную науку с позиций ее "анархистской критики". Подобная критика направлена на утверждение так называемой анархистской эпистемологии,одна из центральных идей которой состоит в том, чтобы уравнять науку с религией, мифом, магией и т. п. Конечно, подлинная наука, как и все рациональное знание, несовместима с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно воздействуют на сознание современного человека. Игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные индивидуальные и социальные последствия. Эта опасность увеличивается во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами могут служить инквизиция, религиозный фанатизм и фундаментализм, фашизм, гонения на кибернетику, генетику и т.д. Поэтому нейтральное отношение сторонников науки и научного мировоззрения к псевдонауке — позиция, безусловно, ущербная, при которой мы можем оказаться свидетелями победы суеверия над научным мировоззрением. Курс "Концепции современного естествознания" как раз и должен способствовать формированию у студентов подлинного мировоззрения и осознанию ими имманентных принципов и закономерностей развития природы — от микромира до Вселенной и Человека. Речь идет об усвоении основных концепций в области физики, химии, биологии и других естественных наук, получении представлений о важнейших школах и направлениях в развитии современного естествознания. о процессе обучения студенты должны приобрести умение обосновывать свою мировоззренческую позицию в области естествознания и научиться применять полученные знания при решенииии профессиональных задач, пользуясь современными научными методами. Такому пониманию целей и задач нового курса авторы стремились подчинить методологию, методику изложения материала и содержание работы. Методологическим стержнем курса является эволюционно-синергетическая парадигма, выдвигающаяся на передний план науки. Ее содержание предполагает органическое соединение принципов универсального эволюционизма и самоорганизации при рассмотрении тех или иных явлений и процессов материального мира. Блестящее подтверждение эффективности использования подобного метода дано в работах В.И. Вернадского П. Тейяра де Шардена, И. Р. Пригожина, Г. Хакена и других выдающихся ученых. Думается, что усвоение этого метода поможет студентам наилучшим образом осмыслить диалектику развивающегося мира как единой целостной системы. Авторы стремились к раскрытию соответствующих проблем на основе синтеза естествознания, философии и общественных наук, ибо только таким образом можно показать единство и многообразие мира, способствовать формированию у студентов целостного мировоззрения. При необходимости авторы использовали научно-исторический и философский подходы к анализу рассматриваемых проблем, старались показать не только результат их решения, но и те пути в развитии познания, которые к ним привели. При написании работы авторы стремились показать влияние социокультурных условий на развитие естественных наук, что очень важно, в частности, для понимания актуальности многих проблем естествознания, значения их решения для совершенствования общества. Естествознание, как и любая другая наука, носит плюралистический характер, поскольку искать окончательные истины и использовать сугубо категорические суждения в науке — дело не только бесполезное, но и вредное. Поэтому авторы учебного пособия, с одной стороны, стремились отразить объективные основания и закономерности развивающегося мира, а с Другой — показать незавершенность, открытость в решении проблем современного естествознания. В соответствии с отмеченными методологическими и методическими принципами раскрывается и содержание курса. Его изложение начинается с объяснения специфики и единства естественно-научной и гуманитарной культур как двух взаимосвязанных компонентов единой культуры. Далее рассматривается научный метод исследования, дается характеристика современного естествознания, закономерностей его развития. Большое внимание уделяется рассмотрению научного метода познания, причем акцент сделан на объяснение принципиальных особенностей современной естественнонаучной картины мира. Особое внимание уделено структурным уровням организации материи, микромира. При этом изложение строится таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть единство микро-макро- и мегамиров и тем самым подчеркнуть принцип универсального эволюционизма, действующий во Вселенной. Естественно-научную картину мира нельзя представить без объяснения таких его атрибутов, как пространство и время. Этому посвящен специальный раздел, из которого студенты узнают содержание научных понятий пространства и времени, универсальные свойства и специфические качества физического пространства и времени на различных структурных уровнях организации материи. Здесь же говорится о специфике биологического, психологического и социального пространства — времени. В работе рассматриваются также биологическая и химическая формы организации материи. Знакомство с современными концепциями химии и биологии поможет студентам понять, как из простых форм организации материи возникают более сложные, как в конечном счете из неживого возникает сама жизнь. С этим непосредственно связана и общая теория химической эволюции и биогенеза, которая помогает решать в комплексе вопросы движущих сил и механизмов эволюционного процесса. Глава "Биосфера. Ноосфера. Человек" в значительной степени носит обобщающий характер и призвана раскрыть место и роль человека в общем процессе универсального эволюционизма, показать "феномен человека" как результат этого процесса. При рассмотрении современных экологических проблем раскрывается идея единства человека и космоса, а естественно-научный и философский анализы осуществляются во взаимосвязи. Логическим завершением изложения курса служит тема, посвященная рассмотрению человека с точки зрения естественнонаучного знания. Это одна из тех тем, в которой многие вопросы и сегодня остаются спорными. Но авторы не обходят их стороной и в каждом конкретном случае выражают свое отношение к рассматриваемой проблеме, стремясь дать необходимую аргументацию pro et contra той или иной точки зрения. * К сказанному следует добавить, что авторы стремились к достаточной простоте изложения материала, хотя во многих случаях сделать это было совсем не просто, что обусловливается сложностью рассматриваемых проблем. В заключение хотелось бы отметить, что создание учебного пособия по новой дисциплине — всегда дело достаточно трудное, ибо еще нет необходимого опыта не только его написания, но и преподавания самой дисциплины, не устоялась программа курса, ведутся дискуссии по его проблематике. Однако работа написана. И авторы будут благодарным читателям, и прежде всего представителям научно-педагогической общественности, которые выскажут свои замечания и пожелания по ее улучшению.
 
Учебник подготовлен авторским коллективом в составе:
 
д-ра философ, наук, проф. В.Н. Лавриненко (гл.8),
д-ра философ, наук, проф. В.П. Ратникова (введение, тл.8), ,
канд. философ, наук, доц. В.Ф. Голубя (гл. 5, заключение), .
канд. философ, наук, доц. Ю.И. Зельникова (гл.7),
д-ра философ, наук, проф. В.И. Колядко (гл. 4),
канд. философ, наук, доц. Н.П. Менькина (гл. 1),
канд. ист, наук, проф. Э.В. Островского (гл. 6),
канд. философ, наук, доц. Л.М. Путиловой (гл. 1),
канд. философ, наук, доц. Л.Г. Титовой (гл.4),
канд. философ, наук, доц. Л.И.Чернышовой (гл. 3),
канд. философ, наук, доц. В.В. Юдина (гл. 2).