Глава 5. Справочная правовая система Консультант-Плюс: МеждународноеПраво
Справочная правовая система КонсультантПлюс: МеждународноеПраво (далее — система) содержит международно-правовые акты, в основном международные договоры. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы. Там же закреплен приоритет норм международного права по отношению к нормам внутреннего законодательства: “Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.
Международные договоры регулируют межгосударственные отношения в области прав человека, в сфере экономики, торговли, обеспечения мира и международной безопасности, в области науки и техники, охраны окружающей среды, борьбы с преступностью и терроризмом и др. Международными договорами регулируются также гражданско-правовые отношения, которые имеют международный характер. Это прежде всего имущественныеотношения, а также тесно связанные с ними неимущественные отношения, например, в области авторского и патентного права.
Важно отметить, что суды при осуществлении правосудия должны непосредственно руководствоваться нормами, установленными международными договорами Российской Федерации, как об этом говорится в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 № 8:
“...Суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.
При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации” положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора”.
Таким образом, конституционно закрепленное значение норм международного договора указывает на необходимость знать права и обязанности, которые возникают в связи с участием России в международных договорах. Этому призвана содействовать СПС КонсультантПлюс: МеждународноеПраво. Поисковые и информационные возможности системы (специальные поля Карточки реквизитов и Справки к документу), особенности представления информации ориентированы на спецификупредметной области международного права.
Отметим также, что не все международные договоры Российской Федерации публикуются. Поэтому ознакомиться с текстом необходимых документов бывает довольно затруднительно. Такие договоры включаются в систему, а для набора текста используются копии официальных текстов. Кроме этого, в системе содержатся договоры, в которых Россия пока не участвует. Несмотря на то что положения таких договоров не являются обязательными для Российской Федерации, тексты этих документов могут быть полезны при законотворческой деятельности для предварительного ознакомления и как вариант международно-правового урегулирования общественных отношений, например в тех случаях, когда конвенция позволяет ее участникам применять положения конвенции в отношениях с третьими сторонами, в качестве которых может выступать и Россия;
а также в учебном процессе.
§ 2. Пользователи системы
Поскольку международно-правовые нормы, содержащиеся в международных договорах РФ, регулируют самые разные области межгосударственных отношений, касаются интересов юридических и физических лиц и имеют приоритет по отношению к нормам внутреннего законодательства, знакомство с текстами международных договоров необходимо руководителям и юристам организаций, ведущих внешнеэкономическую деятельность, предоставляющих юридические услуги.
Законодательные органы, органы исполнительной власти, призванные принимать нормативные правовые акты и применять нормы права, а также суды могут использовать систему для ознакомления с текстами международных документов.
В учебных заведениях система может использоваться для изучения международно-правовых актов. Особенно это актуально для лиц, специализирующихся в области международного частного или международного публичного права.
§ 3. Некоторые понятия и термины
Перед описанием возможностей системы и методики работы с ней необходимо определить некоторые понятия и термины, используемые в дальнейшем.
Международный договор — “международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, также независимо от его конкретного наименования” (п. 1 “а” ст. 2 Международной конвенции о праве международных договоров 1969 г.).
Международный договор Российской Федерации — “международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования” (п. “а” ст. 2 Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации” от 15.07.95 № 101-ФЗ). Таким образом, международные соглашения могут иметь разные названия: конвенция, соглашение, договор, протокол, обмен письмами или нотами и пр., но все они являются международными договорами Российской Федерации (см. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 15.07.95 № 101-ФЗ).
Официальное опубликование международного договора Российской Федерации — опубликование текста международного договора РФ в Бюллетене международных договоров или в Собрании законодательства РФ в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 15.07.95 № 101-ФЗ. Для договоров СССР официальными публикациями являлись Ведомости Верховного Совета СССР, Собрание постановлений Правительства СССР.
Замечание 5.1. Как и в остальных системах КонсультантПлюс, при включении текста договора в систему КонсультантПлюс: МеждународноеПраво в поле “Источник публикации” в Справке к документу всегда содержится ссылка на официальные или иные источники опубликования данного документа. Указание на то, что документ опубликован не был, означает, что в качестве источника текста в системе использовалась копия оригинала документа.
Договаривающаяся сторона — государство или международная организация, которые согласились на обязательность для них договора независимо от того, вступил договор в силу или нет. Формой выражения обязательности может быть подписание договора, ратификация, утверждение, присоединение. Договаривающееся государство именуется участником договора, если договор вступил для него в силу.
Вступление в силу международного договора. Договор вступает в силу в порядке, предусмотренном в самом договоре или согласованном между договаривающимися сторонами.
С момента вступления договора в силу его положения становятся обязательными для его участников. Порядок вступления в силу может быть различным: договор может вступить в силу с момента подписания, после обмена ратификационными грамотами или уведомлениями о выполнении внутригосударственных процедур и т.п. Особое внимание следует обращать на многосторонние договоры, имеющие, как правило, сложный порядок вступления в силу, требующий ратификаций договора каждым государством. При этом общее вступление международного договора в силу может отличаться от вступления в силу договора для конкретного государства.
§ 4. Информационное наполнение и особенности представления документов в системе. Источники информации
Информационное наполнение системы состоит из групп документов.
1. Международные договоры РФ. Они составляют основную часть информационного наполнения системы. Эти договоры могут быть межгосударственными, межправительственными, а также межведомственными. Не вводятся в ИБ системы договоры, имеющие ограничение на публикацию. Что касается международных договоров межведомственного характера, то договоры не всех ведомств присутствуют в системе. Включение таких договоров в систему определяется прежде всего потребностями пользователей. В системе присутствуют договоры следующих ведомств: Государственного таможенного комитета РФ, Центрального Банка РФ, Министерства иностранных дел РФ. Список может расширяться по усмотрению разработчиков с учетом пожеланий пользователей.
2. Международные договоры, участником которых Россия не является. Такие договоры также включаются в систему. При этом учитывается возможность присоединения России к конкретному договору, важность и актуальность регулируемых в документе вопросов, мнение пользователей. Примером таких документов являются некоторые конвенции Совета Европы, Международной организации труда, некоторые важные региональные конвенции.
3. Документы, принимаемые различными международными организациями. Такие документы могут носить как рекомендательный, так и обязательный характер, в зависимости от того, какими органами международной организации принят документ и какие полномочия эти органы имеют. Примером первых документов являются рекомендации Международной организации труда, рекомендации ЮНЕСКО, а примером вторых — решения, принимаемые Советом глав государств СНГ.
4. Документы российского законодательства о ратификации, денонсации, утверждении международных договоров, а также документы о присоединении к международным договорам. Такие документы представлены в системе указами и постановлениями Верховного Совета СССР, федеральными законами о ратификации, принятии, денонсации международных договоров или о присоединении к ним, постановлениями Правительства РФ об утверждении соглашений Российской Федерации с иностранными государствами.
Особую важность имеют представленные в системе сведения о вступлении в силу (утрате силы) международных договоров, о вступлении в силу международных договоров для Российской Федерации, о государствах-участниках, а также оговорки, заявления и прочие сведения. Эта информация содержится в поле “Примечание к документу”, помещаемом перед текстом документа и доступном в режиме просмотра текста;
в поле “Договаривающиеся стороны” в Справке к документу, а также в самом тексте документа (см. § 6 настоящей главы).
Иногда возникает необходимость выделить многосторонние или двусторонние договоры. В системе предусмотрена такая возможность. Для этих целей следует использовать поле “Тип документа” (подробнее об этом см. ниже примеры 5.2 и 5.3). Кроме этого, использование поля “Тип документа” позволяет выделить документы, принятые государствами — участниками СНГ.
Большинство текстов документов представлено на русском языке. Однако имеется несколько случаев, когда наряду с русским текстом (или вместо русского текста) имеется английский текст договора:
• отсутствует официальный русский текст договора;
• стороны договорились, что для разрешения спорных вопросов будет использоваться текст на английском языке.
Информация о том, что имеется текст документа на английском языке, содержится в списке документов, который появляется после выполнения команды “Поиск”. После названия документа в таком списке в квадратных скобках может быть написано [ РУС ., АНГЛ. ], что означает наличие текста на русском и английском языках, или может быть написано [АНГЛ. ], что говорит о наличии только английского текста (рис. 5.1).
Замечание 5.2. Россия является правопреемницей в отношении всех договоров СССР. Такие договоры введены в систему. Они никак специально не выделяются, и далее везде под международными договорами Российской Федерации подразумеваются также и договоры СССР.
Поэтому при поиске договоров СССР с помощью поля “Договаривающиеся стороны” в данном поле необходимо задавать
РОССИЯ (см. также замечание 5.5).
И последнее, о чем следует упомянуть, говоря об информационном наполнении, это присутствие в системе документов международного публичного и международного частного права. Эти документы непосредственно затрагивают интересы юридических и физических лиц, когда речь идет об имущественных и тесно связанных с ними отношениях, а также о семейных и других частноправовых отношениях с участием иностранных граждан.
 
 

 
 
Рис. 5.1
Источниками информации (текстов документов, различного рода сведений о договорах) являются:
• органы власти и управления, с которыми компания “Консультант Плюс” заключила договоры об обмене правовой информацией;
• официальные и неофициальные публикации в различного рода изданиях (“Бюллетень международных договоров”, “Собрание законодательства РФ”, “Российская газета” и др.);
• публикации международных организаций (например,UN TreatySeries).
О том, какой источник информации использован для ввода документа, указано в поле “Источник публикации” в Справке к документу. Напомним, что Справку к документу можно вызвать, щелкнув мышью по корешку “Справка” в режиме просмотра текста документа.
§ 5. Особенности Карточки реквизитов
Особенностью Карточки реквизитов является наличие двух полей, которые имеются только в рассматриваемой системе (рис. 5.2). Это поля “Договаривающиеся стороны” и “Тип документа”, что обусловлено спецификой представленных в системе документов и информации.
 
 

 
 
Рис. 5.2
Кроме этого, в отличие от СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф, в Карточке реквизитов системы отсутствует поле “Поиск по статусу”. При этом подробная информация о том, действует документ или он утратил силу, когда ратифицирован международный договор Российской Федерацией, а также вступил ли он в силу для России, содержится в поле “Примечание к документу”, о чем уже говорилось выше, в § 4 данной главы.
Рассмотрим подробнее назначение и содержание некоторых полей Карточки реквизитов.
1. Поле “Тематика”
Многоуровневый рубрикатор поля “Тематика” разработан специалистами в области международного права, занимающимися теоретической и практической работой, с учетом существующего массива международно-правовых документов, которые в настоящее время используются для пополнения ИБ системы. Это поле позволяет вестипоиск документов по предмету правового регулирования. В системе предусмотрена возможность дальнейшей модификации рубрикатора путем добавления новых или изменения старых рубрик, если имеющиеся рубрики не вполне подходят для классификации новых документов. Рубрикатор имеет пять уровней. Поле “Тематика” в системе используется для поиска документов таким же образом, как и в других системах семейства КонсультантПлюс.
 
 

 
 
Рис. 5.3
2. Поле “Орган”
Словарь поля содержит:
• названия тех международных организаций (или их органов), в рамках которых заключаются международные договоры, принимаются различные решения, рекомендации, введенные в ИБ;
• названия органов власти и управления РФ (или СССР), которые приняли тот или иной акт, имеющийся в системе.
При этом двусторонним договорам РФ, а также многосторонним конвенциям и соглашениям, заключенным не в рамках какой-нибудь международной организации, соответствует значение поля “ . . . ” (рис. 5.3).
Пример 5.1. Найдем акты, принятые Международной организацией труда (МОТ).
1. Очистим Карточку реквизитов, щелкнув мышью по кнопке *** пиктографического меню или нажав одновременно клавишиCtrlиDel.
2. В поле “Орган” выберем название МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (МОТ).
 
 

 
 
Рис. 5.4
3. Нажмем кнопку Поиск. В результате появится искомый список документов, содержащий конвенции и рекомендации МОТ (рис. 5.4).•
3. Поле “Тип документа”
Словарь данного поля содержит следующие значения:

• МНОГОСТОРОННИЙ ДОКУМЕНТ СНГ;
• МНОГОСТОРОННИЙ ДОКУМЕНТ (КРОМЕ СНГ);
• ДВУСТОРОННИЙ ДОКУМЕНТ СНГ;
• ДВУСТОРОННИЙ ДОКУМЕНТ (КРОМЕ СНГ). Опишем группы документов, соответствующие каждому из перечисленных выше типов.
1. Многосторонний документ СНГ — многосторонний документ, принятый государствами — участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).
Замечание 5.3. В СНГ входят следующие государства: Азербайджан, Армения, Грузия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.
2.
Многосторонний документ (кроме СНГ) — многосторонний документ, для которого хотя бы одна из принявших его сторон не является государством — участником СНГ.
3. Двусторонний документ СНГ — двусторонний документ, каждая из принимавших сторон которого является государством — участником СНГ или органом СНГ.
4. Двусторонний документ (кроме СНГ) — двусторонний документ, для которого хотя бы одна из принявших его сторон не является ни государством — участником СНГ, ни органом СНГ.
Замечание 5.4. Значению “ . . . ” соответствуют документы российского и иностранного законодательства.
Данная структура словаря позволяет, во-первых, отделить документы, принятые в рамках СНГ, от прочих документов; во-вторых, разделить многосторонние и двусторонние документы.
4. Поле “Договаривающиеся стороны”
Особенность данного ноля состоит в том, что оно является одновременно поисковым и информационным, то есть это поле есть и в Карточке реквизитов, и в Справке к документу В Карточке реквизитов словарь поля содержит название сторон международных договоров. Сторонами международного договора могут быть государства или международные организации, наделенные международной правоспособностью выступать субъектами международного договора.
Для стран используется принятое короткое название, а для международных организаций — официальное название организации, после которого в круглых скобках может присутствовать общепринятая аббревиатура.
Актам российского законодательства, а также некоторым документам не договорного характера соответствует значение поля “ . . . ”.
Замечание 5.5. Как уже отмечалось выше в замечании 5.2, при необходимости поиска международных договоров, заключенных СССР, в рассматриваемом поле надо задавать значение РОССИЯ. Необходимо, однако, отметить, что в словаре данного поля присутствует и значение СССР. Оно относится, в частности, к отдельным, многосторонним документам 1991 г., в которых договаривающимися сторонами являлись и СССР, и Россия.
В Справке к документу в поле “Договаривающиеся стороны” содержится список договаривающихся сторон, если документ является договором; в остальных случаях поле остается пустым.
5. Примеры поиска документов в системе КонсультантПлюс: МеждународноеПраво
Пример 5.2.
Найдем все двусторонние российско-украинские документы по вопросам экономического сотрудничества.
1. В словаре поля “Тематика” выберем рубрику МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО;
2. В поле “Тип документа” выберем словосочетание ДВУСТОРОННИЙ ДОКУМЕНТ СНГ;
3. В поле “Договаривающиеся государства” выберем слова РОССИЯ, УКРАИНА и соединим их логическим условием И.
4. Нажмем кнопку Поиск. В результате на экране появится искомый список документов (рис. 5.5).•
 
 

 
 
Рис. 5.5
Как уже было сказано выше, в системе имеется возможность работы с многосторонними или двусторонними документами. Следующий пример иллюстрирует поиск многосторонних документов как среди документов СНГ, так и среди прочих документов.
Пример 5.3. Найдем многосторонние договоры по вопросам правопреемства.
1. В поле “Тематика” выберем рубрику ПРАВОПРЕЕМСТВО.
2. В поле “Тип документа” выберем словосочетания МНОГОСТОРОННИЙ ДОКУМЕНТ СНГ, МНОГОСТОРОННИЙ ДОКУМЕНТ (КРОМЕ СНГ), соединив их логическим условием ИЛИ.
3. Нажмем кнопку Поиск.
В результате будет получен список требуемых документов.
Остальные поля Карточки реквизитов по своему назначению и содержанию принципиально ничем не отличаются от полей СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф.
§ 6. Особенности определения статуса договоров в СПС КонсультантПлюс: МеждународноеПраво
Приемы поиска документов и информации в системе имеют свои особенности. С некоторыми из них мы уже знакомы. Это поиск с применением полей “Тип документа”, “Договаривающиеся стороны” Карточки реквизитов, который описан в § 5 настоящей главы.
Теперь мы рассмотрим особенности определения статуса договоров. Статус договора включает в себя следующую информацию: вступил ли договор в силу, является ли Россия участником договора, о договаривающихся сторонах договора, а также о вступлении в силу договора для других государств.
Информация об общем вступлении в силу договора и о вступлении в силу договора для России содержится в поле “Примечание к документу”, размещаемом перед текстом документа в режиме просмотра текста. Информационное наполнение данного поля, по сравнению с аналогичным в системе КонсультантПлюс: ВерсияПроф, имеет ряд важных особенностей. Информация, содержащаяся в этом поле, позволяет определить, остается ли договор в силе или нет, является ли Россия участником договора или нет, когда договор был ратифицирован Российской Федерацией, когда он вступил в силу для России. Помимо этого, в поле “Примечание к документу” помещается информация о подписании, присоединении, ратификации или принятии другими государствами договора, о вступлении в силу договора для этих государств, об оговорках и заявлениях. Если такая информация значительна по объему, то она размещается в тексте документа, при этом в поле “Примечание к документу” имеется ссылка на наличие этой информации в тексте. Быстрый переход на соответствующее место в тексте документа может быть осуществлен по указанной гипертекстовой ссылке или с использованием Оглавления.
Замечание 5.6. В случаях, когда имеются сведения только о договаривающихся сторонах (без данных о датах ратификаций, вступлении в силу и т.п.), список договаривающихся сторон не размещается в тексте документа. Для просмотра необходимо воспользоваться полем “Договаривающиеся стороны” в Справке к документу, где соответствующий список всегда присутствует.
Все вышесказанное рассмотрим на примере.
 
 

 
 
Рис. 5.6
Пример 5.4
1. Выберем в поле “Вид документа” слово КОНВЕНЦИЯ.
2. В поле “Дата принятия” наберем дату 11.04.1980.
3. Нажмем кнопку Поиск и получим список, содержащий один документ — Конвенцию о международных договорах купли-продажи 1980 г.
4. Щелкнув мышью по названию этого документа, войдем в режим просмотра документа. Непосредственно перед текстом располагается Примечание к документу (рис. 5.6). В данном случае Примечание содержит: дату, по которую конвенция была открыта для подписания; дату вступления в силу конвенции; дату присоединения России к этой конвенции с указанием документа, которым было совершено присоединение;
дату депонирования грамоты о присоединении; дату вступления в силу конвенции для России.
Последняя строка Примечания гласит: СВЕДЕНИЯ О ДРУГИХ ГОСУДАРСТВАХ СМ. В СТАТУСЕ КОНВЕНЦИИ, причем слово “статусе” выделено цветом, что указывает на гипертекстовую ссылку. Переход по ней осуществляется внутри просматриваемого документа. Щелкнув по выделенному слову мышью, мы попадаем в таблицу, описывающую статус данной конвенции в настоящее время (рис. 5.7).

 

 
 
Рис. 5.7
5. Такой результат может быть получен также через Оглавление:
щелкнув по корешку “Оглавление” в нижней части окна, мы попадем в Оглавление документа. Далее находим строку СТАТУС КОНВЕНЦИИ (ПО СОСТОЯНИЮ НА. . .) и щелкаем по ней мышью. В результате оказываемся в том же месте текста, как и при переходе по гипертекстовой ссылке, в п. 4 данного примера.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 5.1.
Определить государства — участники Конвенции о договорах международной купли-продажи 1980 г. и определить, по состоянию, на какую дату этот список актуален.
Задача 5.2. Найти все двусторонние договоры России с государствами — участниками СНГ по вопросам избежания двойного налогообложения доходов и имущества и определить, какие из них вступили в силу.
Задача 5.3. Составить список вступивших в силу конвенций Международной организации труда, которые также вступили в силу для России.