1.3. Этика науки
 
Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности. Основные этические нормы науки — бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. В связи с постоянно возникающими кризисами науки в XX в., а также по иным причинам ученые часто обращаются к идеям эволюционной этики. Впервые она была сформулирована английским ученым Г. Спенсером. Он рассматривал нравственность как форму развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества. Идеи эволюционной этики, согласно которым добро определяется как "более развитое", а зло как "менее развитое", получили развитие в этике английских философов Дж. Хаксли и К. Уодинггона, французского философа, теолога и палеонтолога П. Тейяра де Шардена. При имеющихся различиях их взгляды объединяет общий методологический принцип: нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции, определенной фазой которого является история общества. Американский неореалист Э. Хоулт вообще отрицает общественный характер морали. Понятия "добро" и "долг", с его точки зрения, — это средства ориентации человека в природной действительности, они помогают людям соотносить свое поведение с требованиями органической эволюции, поступать в соответствии с внешней средой. Сторонники эволюционной этики часто высказываются против субъективизма и релятивизма и пытаются найти объективные основания морали при помощи данных естествознания. К подобной разновидности эволюционной этики относятся концепции русских мыслителей-космистов Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского. С точки зрения эволюционной этики, нравственным долгом следует считать принятие человеком на себя миссии продолжения общей мировой эволюции и создания нового общества, находящегося в гармоническом единстве с космосом. Эти идеи сейчас серьезно обсуждаются на всех международных конгрессах и конференциях, особенно в таких науках, как социобиология и генетика. Вообще соблюдение этики науки должно обернуться не сентиментальной оценкой каких-либо фактов по принципу "хорошо—плохо", а тем, чтобы Homo sapiens (человек разумный) под влиянием научно обоснованных идей, согласно параметрам разума, стал Homo moralis (человеком моральным). Но, кроме этого, перспективы выживания в кризисных условиях XX в. в соответствии с этическими нормами науки обязывает быть и Homo humanus (человеком гуманным). Подобные идеи развиваются в концепции эволюционного гуманизма, одним из основателей которого стал упомянутый выше английский ученый-зоолог и философ Д. Хаксли. В основе его теории лежат четыре ключевые идеи.
• Сознание того, что человек несет ответственность за свое будущее, а также за развитие планеты, и эту ответственность он не может возлагать ни на Бога, ни на судьбу, ни на что другое — только на самого себя. • Признание того факта, что человек представляет собой лишь один вид, одну единицу существующей на Земле жизни, и поэтому человечество не должно превращаться в совокупность конкурирующих или же враждебно настроенных друг к другу "псевдовидов", под которыми понимаются нации, религиозные группы или блоки государств с различной идеологией.
• Идея осуществления человеческих чаяний вместо идеи материального благополучия (наше "богатое" общество превращается в общество, отягощенное пороками).
• Стремление повысить "качество" жизни и всей окружающей среды, а не увеличивать количество материальных ценностей, денег, продуктов производства и материальных благ для отдельных человеческих групп.
Новая этическая система может и должна строиться на этой комбинации идей, они определяют ее пределы. При помощи этих идей мы сможем преодолеть разобщенность, слиться в единое целое и построить жизнь человечества на прочном фундаменте. Однако это предполагает формирование новой системы мышления, основанного на всех духовных компонентах культуры. Наука часто обвиняется в тех "грехах", в которых повинна не столько она сама, сколько та система институтов, в рамках которых она функционирует и развивается. Критики науки правы в одном: в эпоху, когда со всей очевидностью обнаружилось, что развитие науки может приводить к отрицательным социальным последствиям, ориентация ученого на получение объективно истинного знания является безусловно необходимым стимулом его деятельности. Причем большую актуальность приобретает вопрос о социальной ответственности ученого за возможное использование его открытий. Это становится этической нормой научной деятельности. Современное научное и технологическое развитие по-новому ставит вопрос об этике науки. До недавнего времени многие были убеждены, что этика науки заключается в реализации основных моральных норм как условий достижения объективности знания: беспристрастности и добросовестности в теоретических исканиях, высокого профессионализма, чистоты проведения эксперимента. Считалось, что научные результаты, полученные при соблюдении этих условий, непременно принесут людям пользу. В настоящее время стало ясно, что следование только традиционным этическим нормам научной деятельности не всегда ведет к желаемой цели. Но это не означает, что они отходят на второй план. Нет, эти нормы по-прежнему доминируют в исследовательской деятельности. И дело не только в том, что их выполнение является необходимым условием сохранения и развития науки как особого вида социальной деятельности. А еще и в том, что только строгое соблюдение таких этических норм, как беспристрастность, непредвзятость, добросовестность и т. п., будет способствовать повышению эффективности научных исследований, проведенных в том числе и в хорошей морально-психологической атмосфере, складывающейся при этом.
 
Вопросы для повторения
 

     
  1. Что такое культура? Как соотносятся между собой естественно-научная и гуманитарная культуры?  
     
  2. Почему можно (или нельзя) проводить жесткое разграничение естественно-научной и гуманитарной культур?  
     
  3. Каково значение науки в материальной, социальной и духовной культуре?  
     
  4. В чем заключается процесс "антропологизации" современной культуры?  
5. Почему на рубеже XX—XXI вв. повысилась актуальность этики науки? Что включается в ее содержание?
 
Литература:
 
Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в новое время— М., 1988.
Бургин М.В., Кузнецов В.И. Аксиологические аспекты научных теорий. — Киев, 1991.
Григорьев В.И. Наука в контексте культуры. — М., 1981.
Ильин В.В. Критерии научности знания. — М., 1989.
Кассирэр Э. Естественно-научные понятия и понятия культуры //Вопр. философии. 1995. № 8,
Степан B.C. Философская антропология и философия науки. — М., 1986.