11.3. Графические методы анализа условий достижения безубыточности при единственном варианте изменения цены 11.3. Графические методы анализа условий достижения безубыточности при единственном варианте изменения цены
Чтобы представить связь между величиной выигрыша, приростными условно-постоянными затратами и изменениями объема продаж более наглядно, удобно пользоваться графиками, аналогичными показанному на рис. 11.1.
 

 
Рис. 11.1. Графический анализ условий достижения безубыточности и изменения прибыли при комбинированном изменении цен и условно-постоянных затрат: ∆С — прирост суммы выигрыша фирмы; ∆SFC прирост величины условно-постоянных затрат (semi-fixed costs); —∆Р, +∆Р — изменение прибыли (потеря и прирост соответственно); ВР1и BP2 точки безубыточности
С помощью этого графика мы можем легко обнаружить, что для исследуемой ситуации безубыточный прирост числа продаваемых изделий при 5%-ном снижении цены составляет 1,5 тыс. шт. (именно в этой точке линия прироста суммарного выигрыша фирмы пересекает ось “Прирост объемов продаж”). Но поскольку в нашем проекте происходит еще и прирост условно-постоянных затрат, то безубыточность достигается лишь после того, как дополнительный выигрыш покроет и прирост этих затрат. Соответственно точка безубыточности смещается вправо — из точки ВР1 в точку ВР2
Аналогично мы можем с помощью этого графика анализировать и изменения величины прибыли фирмы. Например, если бы мы рассматривали только влияние снижения цен, без дополнительных расходов, ведущих к увеличению условно-постоянных затрат, то сокращение прибыли фирмы (при том или ином приросте продаж) равнялось бы расстоянию между соответствующей точкой на оси ∆Qи линией А С левее точки безубыточности. На рис. 11.1 эта зона потерь обозначена —∆Р, а величину потерь прибыли фирмы для такой ситуации и при росте объема продаж в размере 0,75 тыс. шт. символизирует обоюдоострая стрелка I.
Но поскольку мы должны принять во внимание сокращение прибыли из-за роста условно-постоянных затрат, то нам надо учесть их величину (ей соответствует ордината соответствующей точки на линии А С. Именно на это обстоятельство обращает внимание обоюдоострая стрелка II, показывающая суммарное сокращение прибыли в результате снижения цен и увеличения условно-постоянных затрат, для случая роста объемов продаж на 1,25 тыс. шт.
В той же логике ведется графический анализ и решений о повышении цены, хотя сам вид графика несколько меняется. Причина в том, что повышение цены ведет к сокращению величины спроса (в случае, если мы имеем дело с нормальным товаром). А значит, по горизонтальной оси надо мерить масштаб не прироста, а сокращения объема продаж. Чтобы результаты такой перестройки графика безубыточности были более наглядными, рассмотрим пример.