14.1. Особенности рынка продукции производственно-технического назначения 14.1. Особенности рынка продукции производственно-технического назначения

Формирование цен на продукцию производственно-технического назначения подчиняется общим закономерностям, рассмотренным нами выше, но имеет при этом ряд особенностей. Эти особенности связаны:
1) с характером продаваемых товаров;
2) с кругом участников рынка;
3) с кругом факторов, влияющих на продажи.
Характер продаваемых товаров на этом рынке крайне разнообразен, но важно то, что все они необходимы для реализации технологических процессов создания товаров или услуг. Отсюда проистекает несколько важных обстоятельств:
1) спрос на рынке этой продукции носит производный характер, т. е. определяется конъюнктурой на рынках товаров (услуг), для изготовления которых используется производственно-техническая продукция;
2) некоторые виды продукции используются длительное время, и потому для покупателя важна не только величина цены, но и последующие затраты по использованию данной продукций, т. е. суммарные затраты за весь период эксплуатации;
3) полезность продукции для покупателя обычно можно четко оценить количественно на основе параметров, фиксируемых
14.1. Особенности рынка продукции производственного назначения 285
в технической документации и поддающихся однозначной проверке.
Весь ассортимент продукции производственно-технического назначения можно классифицировать так, как это показано на рис. 14.1.



Рис. 14.1. Типы продукции производственно-технического назначения

Как видно на рис. 14.1, с точки зрения особенностей ценообразования продукцию производственно-технического назначения можно разделить на два основных класса:
1) товары, приобретаемые однократно. К этой категории относятся элементы основного капитала, т. е. машины, здания, сооружения, оборудование, корабли, самолеты и т.п.;
2) товары, приобретаемые многократно. В эту категорию входят, в свою очередь, товары трех различных групп:
а) сырье, т. е. исходное или подвергшееся лишь первичной обработке вещество природы (уголь, нефть, газ, руды металлов и т.п.);
б) материалы, т.е. продукция, используемая для изготовления более сложных и комплексных видов товаров либо непосредственно, либо после дополнительной переработки (изоляционные и лесоматериалы, ткани, шарикоподшипники, красители и лаки, резинотехнические изделия, шерсть, кожа и т. п.);
в) комплектующие, т.е. продукция, входящая непосредственно в изделия последующих стадий производства или расходуемая при этом (смазки, масла, шлифовочные пасты и материалы, крепежные изделия, моющие средства, краски и лаки).
С точки зрения экономического назначения на продукцию производственно-технического назначения можно взглянуть и по-другому. Для этого надо принять во внимание ее роль в обеспечении деятельности фирм-покупателей. с этих позиций мы обнаруживаем, что такая продукция может приобретаться:

  1. для непосредственного изготовления на ее основе конечной продукции;

  2. для обеспечения условий производственной деятельности;

  3. для формирования производственного (физического) капитала.

Затраты, связанные с использованием продукции первой категории, непосредственно входят в состав прямых переменных затрат. А потому чувствительность фирм-покупателей к ценам такой продукции наивысшая, так как любое повышение цены покупных ресурсов немедленно порождает рост удельных затрат на выпуск их собственных изделий. (рис.14.2).
Несколько ниже чувствительность покупателей к ценам машин и оборудования, поскольку затраты на их приобретение входят в удельные затраты на изготовление конечной продукции лишь опосредованно - через амортизацию. И наконец, минимальной на данном рынке является чувствительность покупателей к ценам на продукцию производственно-технического назначения, приобретаемую для того, чтобы обеспечить условия для производственной деятельности. Иными словами, спрос на кондиционеры для административных помещений менее эластичен, чем на сырье и комплектующие.



Рис. 14.2. Категоризация продукции производственно-технического назначения в зависимости от степени чувствительности покупателей к ценам на нее

Круг участников рынка определен характером продаваемых здесь товаров и включает:
1) фирмы—изготовители товаров;
2) дилерские фирмы, посредничающие в сбыте;
3) государственные организации, приобретающие производственно-техническую продукцию для осуществления деятельности, связанной с созданием общественных благ или оценки внешних эффектов.
Круг факторов, влияющих на продажи, определяется двумя рассмотренными выше особенностями данного рынка, и его удобно проанализировать, воспользовавшись рис. 14.3.



Рис. 14.3. Факторы, влияющие на приобретение продукции производственно-технического назначения

Как мы видим, к числу этих факторов относятся прежде всего:
1) особенности товара;
2) особенности фирмы;
3) особенности дилера. ,