5.3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРЕДАЧ А ТЕХНОЛОГИЙ 5.3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРЕДАЧ А ТЕХНОЛОГИЙ
В международной экономике технологии обычно рассматриваются как развитой фактор производства, отличающийся высокой международной мобильностью, а само понятие “технология” (technology) трактуется как совокупность научно-технических знаний, которые можно использовать при производстве товаров и услуг.
Технологии, во-первых, могут представлять собой самостоятельные способы превращения ресурсов в товары и услуги и в этом своем качестве выступать в виде конструкторских решений, методов и производственных процессов. Во-вторых, они могут сочетаться с другими видами ресурсов, т.е. овеществляться в новых машинах и приборах, в работниках с лучшим образованием или подготовкой и т.д.
Ускорение научно-технического прогресса привело к созданию во второй половине XX века нового мирового рынка — технологического, который функционирует наряду с мировыми рынками труда и капитала.
Материальной основой возникновения и функционирования этого рынка является международное разделение технологий, которое представляет собой исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение этого товара в отдельных странах.
Неравномерность развития научно-технического прогресса создает значительные технологические различия между отдельными странами. Поэтому на рынке появляется специфический товар — технологии, международное перемещение которого сглаживает технологические различия между странами.
Важнейшей предпосылкой возникновения и функционирования технологического рынка является правовая защита научно-технических знаний и интеллектуальной собственности. Правовая защита призвана обеспечить ученым, изобретателям, разработчикам новых технологий исключительное право распоряжения результатами своего труда на определенный срок и исключить возможность безвозмездного использования этих результатов третьими лицами. Наиболее распространенными инструментами правовой защиты технологий являются патенты, лицензии, копирайт, товарный знак или марка.
Экономическими агентами на мировой технологическом рынке, как правило, выступают промышленно развитые страны. Именно на них приходится абсолютно преобладающая часть оборота мирового рынка технологий. Мировым лидером на этом рынке являются США. Они ежегодно экспортируют наукоемкой продукции на сумму около 700 млрд. долл. За США идут Германия (530 млрд. долл.) и Япония (400 млрд. долл.). Бывший СССР уступал развитым странам практически во всех сегментах данного рынка, что связано, главным образом, с невосприимчивостью централизованно управляемой экономики к достижениям научно-технического прогресса.
Ситуация катастрофически ухудшилась, когда правопреемницей бывшего СССР стала суверенная Россия. За последние 10 лет расходы государства на научно-исследовательские работы снизились в 15-18 раз. В абсолютном выражении эти расходы на несколько порядков ниже, чем в развитых странах.
Международный технологический обмен можно трактовать по-разному. В данной работе термин “международный обмен технологиями” используется в узком смысле как передача научно-технический знаний, относящихся к конкретным производственным процессам и находящим там практическое применение. Далее, нас будет интересовать международный обмен технологиями, происходящий только по коммерческим каналам.
Основной формой международной передачи технологий является лицензионная торговля, которая осуществляется на основе лицензионных соглашений. При заключении лицензионного соглашения (licensing agreement) собственник передает права на нематериальные активы покупателю на определенный срок и за известную плату. Объектом лицензионного соглашения могут быть патенты, изобретения, формулы, процессы, конструкции, схемы, торговые марки, франшизы, программы и т.д. При этом соглашение обычно обязывает лицензиара (продавца технологии) предоставить техническую информацию и помощь, а лицензиата (покупателя) — использовать полученные права.
Вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом за использование новой технологии, может осуществляться по-разному. Чаще всего это вознаграждение выплачивается в (royalty), т. е. периодических отчислений (обычно поквартально или годовыми взносами), установленных в процентах от фактически полученной прибыли или объема продаж при коммерческом использовании лицензии.
В отличие от роялти, паушальный платеж представляет собой единовременное вознаграждение, сумма которого твердо зафиксирована в контракте.
Наряду с названными видами осуществления расчетов по лицензионному соглашению, иногда практикуется получение вознаграждения в виде участия в прибыли или участия в собственности.
Многие страны мира и разнообразные товары втянуты во франчайзинг, который представляет собой контракт на передачу торговой марки. Продавец (франшизер) не только передает покупателю (франшизе) право на использование торговой марки, но и оказывает ему постоянную помощь в ведении бизнеса. Эта помощь выражается в оказании технических услуг, подготовке кадров и повышении их квалификации, управлении предприятием за определенную плату и т. д. По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров и услуг.
Быстрое распространение франчайзинга по всему миру не означает, что этот вид бизнеса не создает никаких проблем и трудностей. Замечено, в частности, что за рубежом фирмы-франшизеры сталкиваются со следующей дилеммой: с одной стороны, высокая стандартизация продукции уменьшает ее привлекательность для иностранцев, с другой же стороны, чем выше уровень учета местных условий, тем меньше потребность во франшизах.
Важной формой международной передачи технологий является инжиниринг (engineering), который охватывает широкую совокупность видов технической деятельности, направленную на повышение эффективности зарубежных инвестиций, минимизацию затрат по реализации проектов различного назначения. Он включает в себя разнообразные услуги, в которых нуждается покупатель при приобретении, монтаже, освоении и эксплуатации новой техники.
В рамках инжиниринга могут предоставляться услуги, прежде всего, по подготовке нового производства. После окончания строительства нового объекта и сдачи его в эксплуатацию инжиниринг сводится к оказанию услуг по организации процесса производства и управлению предприятием. Иногда он распространяется на сферу сбыта выпускаемой продукции.
Контракты “под ключ” (turnkey projects), как форма международной передачи технологий, предполагают заключение соглашения на строительство объекта, который после его полной готовности к эксплуатации передается заказчику. Такие проекты обычно реализуют крупные строительные фирмы и фирмы-изготовители промышленного оборудования, между которыми поделены соответствующие рынки.
Стоимость контрактов “под ключ” нередко измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов. Масштабность подобных контрактов объясняется особой значимостью создаваемых объектов для стран, где они возводятся, необходимостью создания инфраструктуры нередко в мало освоенных районах, крупным жилищным строительстве, завозом больших групп рабочих. Генеральный подрядчик привлекает для реализации проектов “под ключ” большое количество мелких фирм в качестве субподрядчиков. При этом им оказывается помощь при жестком контроле качества работ и продукции.
При такой форме международной передачи технологий заказчик получает полностью готовый к эксплуатации объект, не испытывая трудностей с освоением новой техника Практически единственной проблемой для заказчика является высокая цен. Стоимость реализации объектов “под ключ”, как правило, существенно выше по сравнению со строительством подобного объекта собственными силами. Что же касается фирмы-подрядчика то осуществление таких объектов для них тоже выгодно, о чем свидетельствует конкурентная борьба, сопровождающая получение заказов такого рода. Если фирма-подрядчик не является монополистом в данной области технологически применимых знаний, а производственный процесс известен другим фирмам, то число конкурентов, добивающихся заключения контракта бывает довольно значительным. Однако, как показывает практика, реализую проекты “под ключ” фирма-подрядчик иногда собственными руками создает себе будущего конкурента.
В роли подрядчика выступают не только крупные фирмы развитых стран мира. В последние годы большую активность в осуществлении ряда проектов проявляют фирмы из Турции, Индии, Южной Кореи. Они более конкурентоспособны в сравнении с фирмами развитых стран в реализации строительных проектов, требующих использования дешевой рабочей силы.
Контракты на управление (management contracts) являются специфической формой международной передачи технологий, суть которой состоит в том, что фирма одной страны направляет своих менеджеров в зарубежную фирму для выполнения управленческих функций на определенный срок и за известную плату. Срок контрактов на управление обычно составляет от 3 до 5 лет, а оплата иностранных менеджеров определяется либо в фиксированной сумме, либо зависит от объема производства.
С помощью рассмотренных выше важнейших форм передачи технологий фирмы одной страны получают доступ к технологии и управлению, созданными в других странах. Поэтому международная передача технологий способствует повышению конкурентоспособности фирм на внутреннем и мировом рынках. Чем более совершенен рыночный механизм передачи технологий, тем более эффективно распределение этого фактора производства в обществе и тем большую выгоду получает как продавец, так и покупатель технологически применимого знания.