Глава 9

КОРРЕКТНОСТЬ РАСЧЕТА ФОНДОВ И КОНЕЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
9.1.Уставный капитал
9.2. Использование резервного и специальных фондов
9.3.Формирование и использование прибыли (возмещение убытков)

9.1. Уставный капитал
Уставный фонд (капитал) образуется из вкладов учредителей предприятия и пополняется за счет хозяйственной прибыли и дополнительных учредительных взносов (вкладов) участников. При этом вклад в уставный фонд может представлять собой как денежную сумму, так и иное имущество—помещения, оборудование, “ноу-хау” и другое с пересчетом их стоимости в денежном выражении по ценам рынка, а при отсутствии таких цен—по согласованию участников.
Контролируя формирование уставного капитала, аудитору следует убедиться в достоверности его суммы. Ее показывают в балансе и в разделе “Движение фондов” формы № 5 “Приложение к балансу предприятия”. Сальдо по счету 85 “Уставный капитал” должно соответствовать учредительным документам и фактическим вкладам, производимым в денежной форме или в виде различного имущества и нематериальных активов. При изменении объема деятельности или образовании убытка на собрании учредителей и акционеров может быть принято решение об увеличении или уменьшении размера уставного фонда. Новая сумма этого фонда подлежит перерегистрации в муниципальных органах. После регистрации на основании внесенных в учредительные документы изменений должна быть сделана соответствующая бухгалтерская запись: кредит счета 85 “Уставный капитал”, дебет счетов 75 “Расчеты с учредителями”, 78 “Расчеты с дочерними предприятиями”, 81 “Использование прибыли”, 86 “Резервный фонд”, 87 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”.
При проведении проверки аудитор должен сверить сумму, значащуюся по счету 85 “Уставный капитал” в главной книге, журнале-ордере или другом учетном регистре, с суммой по счету 75 “Расчеты с учредителями”. Заметив значительные расхождения, он обязан проверить полноту. взноса каждого учредителя. Составляется таблица с указанием учредителей, акционеров, объявленного взноса в фонд и фактически внесенного со ссылкой на документ. Максимальная доля фондового взноса одного учредителя не должна превышать 35 процентов, так как нельзя допустить, чтобы один пайщик при решении общих вопросов имел более 35 процентов голосов. Но это требование не относится к дочерним и приватизируемым предприятиям. У них контрольный пакет акций (50 процентов плюс одна акция) принадлежит головной фирме или Государственному комитету по имуществу (см. Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением Правительства России от 25.12.90 г. №601).
В уставный капитал могут быть сделаны взносы в валюте. Их принимают на учет в рублях по курсу Центрального банка России, действовавшему на дату взноса. На совместных предприятиях важно проверить в уставном фонде полноту взноса, сделанного каждым иностранным учредителем. Практика знает многочисленные случаи, когда иностранный учредитель уклоняется от внесения своей части в уставный фонд, и в подобной ситуации надо подсказать учредителям совместного предприятия, что Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РФ может по этой причине признать их СП неучрежденным (несостоявшимся).
Важным моментом является проверка формирования уставного фонда за счет нематериальных активов. В некоторых случаях, не согласуя со всеми учредителями, эту часть собственности, принадлежащую отдельным физическим лицам, оценивают не по ее реальной стоимости, а во много раз больше — к примеру в десятки миллионов рублей, хотя она этого, возможно, и не стоит.Поэтому необходимо установить, каким образом производилась оценка интеллектуальной собственности: если она, например, представляет собой научные разработки, то не устарели ли они?
9.2. Использование резервного и специальных фондов
Резервный и специальные фонды предприятия создают для того, чтобы лучше обеспечить производственную деятельность и социальное развитие трудового коллектива.
Проверяя образование и использование резервного фонда, который учитывается на одноименном счете 86, устанавливают, имеется ли решение учредителей (акционеров) о направлении в него прибыли, и его величину, а также обоснованность списания убытков за счет резерва. Кстати, на проведение такой операции (по списанию убытков) должно быть постановление собрания собственников. Аудитор должен установить, не завышен ли размер резерва по сомнительным долгам и восстановлена ли прибыль на неиспользованный резерв к началу года, следующего за годом создания резерва. Проверяется также обоснованность создания каждого вида резерва и правильность их использования, так как в создании и использовании резервного фонда есть некоторые нюансы. Он образуется как за счет прибыли до налогообложения (эти средства предусматриваются для покрытия непредвиденных потерь и убытков и используются только по целевому назначению), так и за счет прибыли, остающейся после уплаты налога.
Как и в случае с резервным фондом, учредительными документами регулируются перечень и порядок образования фондов специального назначения. Это фонды накопления и потребления (субсчета к счету 88 “Фонды специального назначения”). Накопление осуществляется за счет прибыли и других средств и имеет целью производственное развитие предприятия: приобретение оборудования, дополнительного имущества предприятия и т. п. А за счет средств фонда потребления осуществляются различные мероприятия социального характера, например, по улучшению условий труда и отдыха на предприятии, и материальное поощрение работников. Аудитор анализирует правильность образования специальных фондов и их расходования. Особое внимание зачастую приходится обращать на обоснованность использования фонда социального развития при оплате:

  • оздоровительных мероприятий, в том числе медикаментов для лечебно-профилактических учреждений, находящихся на балансе предприятий, путевок на отдых и лечение, на экскурсии и путешествия;
  • культурно-просветительных и физкультурных мероприятий;
  • стоимости питания в столовых работников предприятия и детей, находящихся в детских садах, яслях, пионерских и оздоровительных лагерях предприятий;
  • расходов по благоустройству коллективных садов в пределах сметных расходов на осуществление этих работ;
  • материальной помощи для первоначального взноса собственных средств на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, а также на погашение кредита, предоставленного на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство;
  • беспроцентных ссуд молодым семьям на улучшение жилищных условий или обзаведение домашним хозяйством;
  • других целей, предусмотренных коллективным договором.
Наряду с перечисленным, контролируется правильность выплаты премий, вознаграждений из фонда материального поощрения (с учетом того, что должно быть разработано и утверждено положение о премировании и вознаграждениях).
При анализе использования фондов накопления необходимо проверить:
  • обеспеченность строящихся, расширяющихся и реконструирующихся объектов проектно-сметной документацией;
  • выполнение работ, не имеющих проектно-сметной документации;
  • своевременность заключения договоров с подрядными организациями на производство строительно-монтажных работ я с поставщиками оборудования, выполнение договорных условий;
  • соблюдение сроков окончания строительства, качества работ, своевременность и правильность зачисления объектов в основные средства;
  • сохранность оборудования, условия его хранения, наличие излишнего и неиспользуемого оборудования;
  • правильность и своевременность организации учета строительно-монтажных работ и оформление их первичными документами.
В результате проверки аудитор должен установить достоверность показателей раздела 1 “Движение фондов” годовой отчетной формы № 5 “Приложение к балансу предприятия”.
9.3. Формирование и использование прибыли (возмещение убытков)
Аудит формирования и использования прибыли предполагает наличие решения собственников о порядке использования прибыли, источниках возмещения убытков и соответствие учетных записей этому решению.
При проверке достоверности показателя конечного финансового результата, то есть прибыли или убытка, устанавливают соответствие данных отчета о финансовых результатах и их использовании записям в главной книге, журналах-ордерах, других отчетных регистрах. Эта часть работы обобщает результаты контроля учета затрат на производство и исчисления себестоимости готовой продукции (работ, услуг), платежей наличными и в форме безналичных расчетов, расчетов по оплате труда, с финансовыми органами, по внебюджетным платежам, с дебиторами и кредиторами. Здесь аудитору необходимо сплошным порядком проверить соблюдение требований Положения о составе затрат на производство и реализацию продукции и о порядке формирования финансовых результатов и установить обоснованность включения расходов в себестоимость, а также правомерность их списания за счет балансовой прибыли и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Напомним, что все виды затрат, включаемых в себестоимость, оформляются первичными документами, большинство из которых имеют стандартную форму и в которых отражаются содержание и объемы хозяйственных операций, связанных с производством затрат. Контролируя все формальные реквизиты первичных документов и анализируя сущность произведенных хозяйственных операций, аудитор призван убедиться в достоверности первичных документов и оправданности хозяйственных действий (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” (№ 552 от 5 августа 1992 г.) и с учетом последующих изменений).
Какие же затраты относятся на уменьшение балансовой прибыли? К ним относят:
  • затраты по аннулированным производственным заказам;
  • затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;
  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
  • потери от уценки производственных запасов и готовой продукции;
  • убытки по операциям с тарой;
  • судебные издержки и арбитражные расходы;
  • присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;
  • суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также с отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;
  • убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и от других долгов, нереальных для взыскания;
  • убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году;
  • некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией их последствий;
  • некомпенсируемые убытки в результате чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены;
  • отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте.
А за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, производят следующие расходы:
  • затраты капитального характера по улучшению качества продукции, совершенствованию технологии и организации производства;
  • затраты на модернизацию оборудования;
  • затраты на финансирование строительства новых объектов, реконструкцию действующего производства и приобретение оборудования;
  • расходы на оплату работ по сооружению охранной и пожарной сигнализации, носящих капитальный характер;
  • представительские расходы, затраты на подготовку кадров, командировки и рекламу сверх норм;
  • проценты за банковский кредит, превышающие процент, установленный Центральным банком России, увеличенные на три пункта;
  • другие расходы, подлежащие отнесению на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий.
Установленные факты нарушений аудитор фиксирует в специальной обобщающей ведомости, аналогичной той, которая составляется по выявленным фактам нарушения порядка учета затрат (см. гл. 2, стр. 27). Такая ведомость позволяет потом подготовить обоснованное аудиторское заключение и передать полученные сведения администрации проверяемого предприятия для принятия соответствующих мер.