Глава 10

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ УЧЕТА
Учет на предприятии могут осуществлять: самостоятельная структурная часть во главе с главным бухгалтером, централизованная бухгалтерия, аудиторская фирма или отдельный специалист, привлекаемый к учету на договорных началах. Но независимо от того, кто ведет учетную работу, ее исполнители обязаны руководствоваться действующими законами, нормативными актами финансовых органов и собственными учредительными документами.
Бухгалтерские работники не несут ответственности за незаконность хозяйственных операций в том случае, когда на это есть письменное распоряжение руководителя предприятия. Весь коммерческий риск и хозяйственная ответственность ложатся главным образом на руководство предприятия. В этой связи, осуществляя проверку методики и организации бухгалтерского учета, аудитор устанавливает насколько точно и профессионально соблюдаются на предприятии требования, предусмотренные Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и последующими документами, вносящими изменения в указанное Положение. В частности, анализируется следование Плану счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, которые введены с января 1992 года.
В ходе проверки определяют, какие используются формы счетоводства, право выбора которых предоставлено теперь самому предприятию. Аудитору необходимо знать набор учетных регистров и порядок записей в них при каждой форме счетоводства.
Приведем перечень рекомендуемых по отраслям хозяйственной деятельности форм счетоводства.
 

ппНазвание формы счетоводстваОтрасли (сферы) применения
123
1Единая журнально-ордерная Минфина с 22 регистрамиПромышленная
2Единая журнально-ордерная Минфина с 13 регистрамиТорговля, общественное питание, снабжение и сбыт
3Журнально-ордерная Минторга с 5 регистрамиПредприятия бывшего Минторга
4Журнально-ордерная с 6 журналами-ордерами, объединенными с ведомостями, и, кроме того, две ведомости аналитического учета: издержек, резервов, целевых поступлений и финансирования; натурально-стоимостного учета ценностейПредприятия бывшего Минторга
5Журнально-ордерная с 18 регистрами и 6 книгамиПредприятия Центросоюза
6Книжно-журнальная с многими книгами (карточками) аналитического учета, журналами и мемориальными ордерамиПредприятия Центросоюза
7Журнально-ордерная с 15 регистрамиСнабженческие и сбытовые предприятия
8Простая форма Минфина с книгой учета и ведомостью формы № 8Малые предприятия без собственного имущества и не имеющие к концу месяца неоплаченных счетов
9Форма Минфина с девятью ведомостямиОстальные малые предприятия
 
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации каждому предприятию или фирме предоставлено право самостоятельно выбирать из альтернативных вариантов организации и методологии тот, который в наибольшей мере отвечает особенностям его хозяйственной деятельности, дает возможность полно и достоверно отражать весь хозяйственный процесс и его результаты.
Процедуры аудиторской проверки законности и достоверности показателей по участкам функционирующего бухгалтерского учета на предприятии рассмотрены в предыдущих главах. Здесь отметим, что аудитору следует установить в частности:
  1. правильно ли организована работа аппарата бухгалтерии: имеются ли должностные инструкции на работников, распределены ли между ними служебные обязанности, определена ли ответственность за их выполнение, утвержден ли руководством ревизуемого предприятия график представления должностными лицами первичной документации и отчетов, осуществляется ли контроль за соблюдением графика и принимались ли меры к лицам, виновным в его нарушении, имеется ли график документооборота внутри бухгалтерии с указанием сроков завершения отдельных видов работ, обеспечены ли работники бухгалтерии справочниками, инструкциями и соответствующими таблицами;
  2. обеспечиваются ли с помощью бухгалтерского учета контроль и отражение на счетах учета всех хозяйственных операций, контроль за наличием и движением имущества, использованием всех ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, предоставление необходимой оперативной информации;
  3. осуществляет ли бухгалтерия совместно с другими службами экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов, установлены ли правильные взаимоотношения между работниками бухгалтерии и других отделов предприятия;
  4. соблюдаются ли установленные Положением о бухгалтерском учете и отчетности порядок и сроки проведения инвентаризаций имущественных, материальных, денежных и расчетных статей баланса, каково качество проведенных инвентаризаций и их оформление, обеспечена ли в результате инвентаризаций реальность всех статей;
  5. какова периодичность инвентаризаций и внезапных проверок наличия и хранения материальных ценностей и денежных средств, обеспечивает ли постановка бухгалтерского учета и контроля на предприятии предупреждение недостач, растрат, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей, а также предупреждение других злоупотреблений;
  6. каково качество оформления первичных документов: установлен ли контроль за их достоверностью, обеспечивают ли они своевременное отражение операций в учете;
  7. соответствуют ли показатели бухгалтерского учета данным баланса и других форм периодической и годовой отчетности, направляемой в органы управления;
  8. проводится ли на предприятии внутренний аудит и каково его качество.