Глава 13

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В условиях рынка и кардинальной экономической перестройки открылся простор для создания различных объединений не только производственного и торгового направлений, но и в области услуг, в том числе аудиторских. Потребность создавать объединения аудиторов диктуется возможностью использовать их коллективный опыт и знания, повышая тем самым эффективность профессиональной деятельности, формировать общую информационную и материальную базу в виде обеспечения нормативными документами, справочными пособиями, специальной литературой, компьютерными средствами, транспортом и т. д.
В соответствии с Законом “О предприятиях и предпринимательской деятельности” организационно-правовые формы аудиторских фирм в России могут иметь любое выражение, кроме статуса акционерного общества открытого типа, поскольку аудиторская деятельность очень специфична и открыта только для специалистов. Наибольшее распространение среди объединений аудиторов оправданно получили товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), которые могут начать функционировать при наличии уставного капитала на незначительную сумму, а в качестве офиса использовать, к примеру, квартиру с телефоном одного из учредителей и услуги двух-трех членов товарищества, в случае же увеличения числа заказов — привлекать на условиях подряда других специалистов в области аудита.
При создании товарищества необходимо составить учредительный договор и разработать устав аудиторского предприятия (фирмы), Вот примерные формы этих документов.
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР
г. Москва 9 декабря 1993 г.
Мы, нижеподписавшиеся:
1. Куприянов Петр Иванович, проживающий по адресу: _________________
2. Куприянов Александр Петрович, проживающий по адресу: ____________
3. _______________________________________________________________
4.________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________
именуемые в дальнейшем “Учредители”, руководствуясь действующим законодательством, заключили настоящий договор о создании акционерного общества закрытого типа — консультационно-аудиторского предприятия “Учет и аудит”, именуемого в дальнейшем “Предприятие”, для оказания аудиторских и консультационных услуг предприятиям, налоговым инспекциям, организациям, биржам, акционерным обществам, банкам, а также для подготовки кадров бухгалтеров, аудиторов и специалистов по управлению финансами.
1. Общие положения
1.1. Наименование предприятия:
—на русском языке—Консультационно-аудиторское предприятие “Учет и аудит”,
—на английском языке—“Accounting and Audit”.
1.2. Предприятие является юридическим лицом и приобретает соответствующие права с момента своей государственной регистрации.
1.3. Предприятие учреждается и осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства, а также настоящего договора и своего устава.
1.4. Предприятие имеет самостоятельный баланс, печать и угловой штамп, открывает расчетный и другие счета в банках.
1.5. Предприятие несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с действующим законодательством.
Учредители предприятия отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов.
1.6. Местонахождения Предприятия; __________(почтовый индекс, адрес)______
1.7. Срок действия предприятия не ограничен.
2. Цели, предмет и характер деятельности предприятия
2.1. Основными целями Предприятия являются:

  • аудит финансовой деятельности клиентов,
  • экспертиза финансово-хозяйственного состояния клиентов,
  • консультирование по вопросам организации учета и управления,
  • организация подготовки специалистов в области управления финансами, бухгалтерского учета и аудита,
  • оценка недвижимости и бизнеса.
2.2. Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
  • аудит,
  • консультационные услуги,
  • организационные услуги,
  • организация обучения специалистов,
  • другие виды деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2.3. Финансовая и производственная деятельность Предприятия осуществляется в соответствии с производственно-финансовыми планами на основе полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости.
3. Имущество, уставной капитал предприятия
3.1. Имущество Предприятия образуется из:
  • долевых и дополнительных взносов Учредителей,
  • доходов, полученных от осуществления деятельности Предприятия,
  • кредитов банков,
  • арендованных основных фондов,
  • привлеченных средств юридических лиц и граждан,
  • иных источников, не запрещенных законодательными актами Российской Федерации.
3.2. Для обеспечения деятельности Предприятия образуется уставный капитал. Его величина определяется в размере 100000 (ста тысяч) рублей, из них: 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей денежные средства и 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей интеллектуальная собственность,
3.3. Уставный капитал создается за счет долевых взносов Учредителей Предприятия.
3.4. Учредители Предприятия могут вносить свои вклады в уставный капитал в виде:
  • денежных средств,
  • ценных бумаг,
  • иных имущественных взносов,
  • интеллектуальной собственности.
Вклад, оцененный в рублях, составляет долю Учредителей в уставном капитале Предприятия,
4. Права и обязанности учредителей
4.1. Учредители имеют право:
  • утверждать штатное расписание Предприятия,
  • участвовать в управлении делами Предприятия в порядке, предусмотренном учредительными документами,
  • участвовать в результатах деятельности Предприятия, получать заработную плату за выполнение работ во временных творческих коллективах и чистую прибыль за вычетом 10 (десяти) процентов отчислений в директорский фонд и 5 (пяти) процентов от уставного фонда в резервный фонд,
  • получать информацию, касающуюся деятельности Предприятия, состояния ее имущества, величины прибыли и убытков,
  • преимущественное право на получение услуг, выполняемых Предприятием.
4.2. Учредители Предприятия обязаны:
  • вносить вклады в порядке и размерах, предусмотренных учредительным договором и уставом Предприятия,
  • оказывать Предприятию содействие в осуществлении им своей деятельности,
  • не разглашать конфиденциальную информацию, связанную с деятельностью Предприятия,
  • исполнять другие принятые на себя в установленном порядке обязательства по отношению к Предприятию.
5. Органы управления предприятием
5.1. Высшим органом управления Предприятием является собрание Учредителей.
5.2. К исключительной компетенции собрания относится решение следующих вопросов;
  • определение стратегических направлений развития Предприятия,
  • содействие в формировании портфеля заказов,
  • назначение директора Предприятия,
  • определение порядка распределения прибыли,
  • изменение устава Предприятия,
  • реорганизация и ликвидация Предприятия,
  • другие вопросы по определению Учредителей.
5.3. Компетенция и регламент работы органов управления Предприятием определяются уставом Предприятия.
6. Пролонгация, расторжение и изменение договора
6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания. Действие договора продолжается до момента его расторжения или до признания Предприятия несостоявшимся,
6.2. Договор может быть расторгнут с предупредительным сроком 30 дней.
6.3. В случае расторжения настоящего договора устав Предприятия считается утратившим силу.
6.4. После регистрации Предприятия действие договора может быть прекращено только по решению Учредителей или по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
6.5. Настоящий договор может быть изменен и дополнен до признания Предприятия состоявшимся. Изменения и дополнения оформляются в письменной форме и подписываются Учредителями.
Учредители:
  1. Куприянов Петр Иванович,
паспорт: серия, номер, выдан ____________________________(подпись)_______
  1. Куприянов Петр Иванович, паспорт: серия, номер, выдан _________________________________________
  2. ____________________________________________________(подпись)______
  3. ___________________________________________________(подпись)_______
____________________________________________________(подпись)______
Утвержден собранием учредителей
(протокол № _____________
от _______________)
г. Москва

УСТАВ
Акционерного общества закрытого типа — Консультационно-аудиторского предприятия “Учет и аудит”
1. Общие положения
1.1. Акционерное общество закрытого типа—Консультационно-аудиторское предприятие “Учет и аудит” (в дальнейшем “Предприятие”) создается в соответствии с Учредительным договором, подписанным ______(дата)__ между:

  1. Куприяновым Петром Ивановичем ______________ года рождения, паспорт: серия, номер, прописан ______________________
  2. Куприяновым Александром Петровичем ____________ года рождения, паспорт: серия, номер, прописан ______________________
3.________________________________________________________________
4.________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________
именуемыми в дальнейшем “Учредители”, на основе паевого объединения материальных, финансовых ресурсов, а также интеллектуальной собственности Учредителей.
1.2. Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, рублевый и валютный счет в коммерческом банке.
1.3. Имущество Предприятия учитывается на его балансе в порядке, установленном действующим законодательством. Стоимость имущества определяется по ценам, утвержденным Учредителями.
1.4. Учредители осуществляют все права собственности на имущество Предприятия. Они могут передавать часть своих прав и полномочий (на основе отдельного договора) другим лицам в объеме, не противоречащем законодательству.
1.5. Предприятие имеет круглую печать со своим наименованием, в том числе сокращенным, с изображением своей эмблемы, а также угловые типовые штампы, бланки и другие реквизиты.
1.6. Предприятие несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством.
Государство не отвечает по обязательствам Предприятия. В свою очередь, Предприятие не отвечает по обязательствам государства.
Учредители отвечают по обязательствам Предприятия в пределах их вклада в уставный капитал.
1.7. Фирменное наименование предприятия—Консультационно-аудиторское предприятие “Учет и аудит” (“Accounting and Audit”).
1.8. Местонахождение Предприятия: _________________________________
1.9. Внесение изменений и дополнений в настоящий устав осуществляется по решению Учредителей и регистрируется в установленном законом порядке.
2. Цель и предмет деятельности предприятия
2.1. Целью деятельности Предприятия является оказание аудиторских, консультационных и других услуг клиентам — предприятиям, организациям, учреждениям любой формы собственности, расположенным в Российской Федерации.
2.2. Предметом деятельности Предприятия являются:
  • подтверждение достоверности и реальности финансовой отчетности, соответствия систем бухгалтерского учета требованиям российского законодательства, проверка правильности объявления прибыли и ее налогообложения, а также баланса, счета прибылей и убытков, сохранности и учета денежных и материальных ресурсов;
  • экспертиза финансово-хозяйственной деятельности и платежеспособности клиентов;
  • предоставление консультаций по финансовой и коммерческой деятельности, включая налогообложение,
  • организация обучения специалистов по бухгалтерскому учету, аудиту и управлению финансами.
3. Права и обязанности предприятия
Для достижения своих целей и решения задач, изложенных в разделе 2 настоящего Устава, Предприятие имеет право:
3.1. От своего имени заключать договоры и контракты, в том числе договоры подряда, аренды, найма, поручения, выступать истцом и ответчиком в суде или арбитраже.
3.2. Формировать на договорной основе временные творческие коллективы для выполнения работ по конкретным договорам, привлекать к участию в деятельности предприятия высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства либо контрактной системы найма.
3.3. Самостоятельно определять формы и системы оплаты труда, его организацию и нормирование, правила внутреннего трудового распорядка. 3.4. Осуществлять иные права, не запрещенные законодательством.
Предприятие обязано:
3.5. Осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.6. Вести и представлять в установленном порядке статистическую, бухгалтерскую и иную отчетность о своей деятельности.
4. Имущество предприятия
4.1. Имущество предприятия составляют основные фонды, а также иные материальные ценности и финансовые (в том числе валютные) ресурсы Предприятия.
Права владения, пользования и распоряжения имуществом Предприятия осуществляют Учредители Предприятия либо отдельные лица по их поручению на основании договора (контракта).
4.2. Источниками формирования имущества Предприятия являются:
  • финансовые и материальные вложения Учредителей,
  • доходы от всех видов деятельности Предприятия,
  • банковские и иные виды кредита,
  • нематериальные активы,
  • арендованные основные фонды,
  • паевые финансовые и материальные взносы членов трудового коллектива Предприятия, если они предусматриваются трудовым соглашением,
  • добровольные взносы и целевые перечисления юридических лиц и граждан,
  • иные поступления, не запрещенные законом.
4.3. Уставный капитал Предприятия создается в соответствии с порядком и сроками, определенными в Учредительном договоре. Вклады могут вноситься деньгами, ценными бумагами или иным имуществом, а также нематериальными активами.
Денежные средства вносятся на счет Предприятия в обслуживающий его банк.
4.4. Учредители вправе увеличивать уставный капитал за счет собственных средств.
Для восполнения временного недостатка оборотных средств Предприятие может пользоваться краткосрочными кредитами банка, временной финансовой помощью других юридических лиц и граждан.
4.5. Трудовой коллектив имеет право на аренду имущества Предприятия в порядке и на условиях, определяемых Учредителями в соответствии с действующим законодательством.
5. Хозяйственно-финансовая деятельность
5.1. Предприятие самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, определяет перспективы развития, формы организации и оплаты труда, распоряжается прибылью, остающийся после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Хозяйственная деятельность Предприятия ведется на основе договоров с заказчиками (клиентами).
5.2. Предприятие выполняет заказы по договорным ценам.
5.3. На Предприятии по решению Учредителей могут создаваться следующие фонды:
  • фонд развития производства,
  • фонд материального поощрения,
  • резервный фонд,
  • фонд социального развития.
5.4. Фонды находятся в полном распоряжении Предприятия. Их назначение, размеры, порядок использования определяются Учредителями, исходя из существующего законодательства.
6. Управление предприятием
6.1. Высшим органом управления Предприятием является собрание Учредителей.
6.2. К исключительной компетенции собрания относится решение следующих вопросов:
  • определение стратегических направлений развития Предприятия,
  • содействие в формировании портфеля заказов
  • назначение директора Предприятия,
  • утверждение штатного расписания Предприятия,
  • определение порядка распределения прибыли,
  • изменение устава Предприятия, реорганизация и ликвидация Предприятия, другие вопросы по определению собрания Учредителей. Решения собрания принимаются открытым голосованием. Принятым считается решение, получившее большинство голосов.
6.3. Один из Учредителей может по решению собрания осуществлять функции директора Предприятия, либо собрание назначает директора на контрактной основе.
6.4. Директор Предприятия:
  • самостоятельно решает все вопросы деятельности Предприятия, за исключением отнесенных к компетенции собрания Учредителей;
  • без доверенности действует от имени Предприятия, представляет его интересы в государственных органах и перед клиентами;
  • распоряжается имуществом Предприятия, заключает договоры, в том числе и трудовые, выдает доверенности открывает в банке расчетный и валютный счета;
  • пользуется правом распоряжения средствами, разрабатывает и утверждает на собрании Учредителей штаты, издает приказы и распоряжения.
6.5. Директор Предприятия. может быть освобожден от занимаемой должности по основаниям, предусмотренным в контракте или в законодательстве.
7. Основы трудовых взаимоотношений
7.1. Предприятие самостоятельно в соответствии с законодательством определяет порядок приема и увольнения работников, формы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, предоставления выходных дней и отпусков.
7.2. Работники Предприятия подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для трудящихся государственных предприятий. Предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию, в Пенсионный фонд и в Фонд занятости в порядке и размерах, установленных законодательством России.
7.3. Предприятие в лице директора обязано заключить коллективный договор с трудовым коллективом, если коллектив этого потребует. Содержание договора, вопросы социального развития коллектива и условий труда определяются действующим российским законодательством, а также настоящим уставом. Предприятие вправе за счет собственных средств вводить членам своего трудового коллектива дополнительные льготы по социальному обеспечению.
8. Учет и отчетность
8.1. Оперативный, бухгалтерский и статистический учет осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для малых предприятий.
8.2. Финансовые результаты деятельности Предприятия устанавливаются на основе годового бухгалтерского отчета.
9. Контроль финансовой деятельности
9.1. Контроль за финансовой деятельностью Предприятия осуществляется Учредителями или аудиторской организацией.
9.2. При проведении ревизии и инспекционных проверок Предприятие обязано по требованию контролирующих предоставлять любую документацию, не содержащую коммерческой тайны.
9.3. Выявленные в результате проверок нарушения в финансовой деятельности Предприятия должны быть устранены в установленном законом порядке.
10. Разрешение споров
10.1. Все споры по делам Предприятия между Учредителями и трудовым коллективом, отдельными лицами, работающими на Предприятии по найму, государственными, кооперативными, акционерными и иными хозяйствующими субъектами решаются в установленном законодательством порядке. 10.2. Решения суда или арбитража являются обязательными для спорящих сторон.
11. Прекращение деятельности предприятия
11.1. Прекращение деятельности Предприятия осуществляется в форме его реорганизации или ликвидации.
11.2. Реорганизация Предприятия или его слияние с другими осуществляются по решению собрания Учредителей на основаниях, устанавливаемых существующим законодательством.
11.3. При реорганизации Предприятия его права и обязательства переходят к правопреемникам в мере, закрепляемой новым уставом.
11.4. Деятельность Предприятия прекращается в следующих случаях:
  • по решению Учредителей, либо суда;
  • длительной его неплатежеспособности;
  • в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
11.5. Ликвидация Предприятия осуществляется за счет выручки, полученной от продажи его имущества и остатка денежных средств на его счетах в банке.
11.7. При ликвидации Предприятия настоящий устав утрачивает силу.
Подписи Учредителей
Учредительный договор и устав должны регистрироваться в государственных органах по месту нахождения аудиторского предприятия. Факт регистрации подтверждается вручаемым предприятию временным свидетельством о регистрации, которое дает право открывать расчетный счет в банке, взять разрешение на изготовление печати, получить коды в органах статистики, быть принятым на учет в налоговой инспекции и включенным в Государственный реестр Минфина Российской Федерации.
В месячный срок с момента регистрации учредители предприятия должны представить в местный регистрирующий орган следующие справки:
  • статорганов — о присвоении кодов ОКПО, ОК.ОНХ,
  • налоговой инспекции — о постановке на учет,
  • банка — о банковских реквизитах и внесении денежных вкладов в уставный фонд,
  • Минфина РФ—о внесении в Государственный реестр.
После этого на основании указанных документов местная регистрационная Палата взамен временного выдает аудиторскому предприятию постоянное свидетельство о регистрации, что дает ему право осуществлять в рамках действующего законодательства хозяйственную деятельность в соответствии со своими учредительными документами. В дальнейшем предприятие должно зарегистрироваться в местном Пенсионном фонде, Фонде занятости, профсоюзном органе и управлении статистики, так как у него возникнут расчеты по страховым взносам и ему необходимо будет представлять статистическую отчетность.
Чтобы получить лицензию на право осуществления аудита, выдаваемую специально уполномоченными на то органами, предприятию необходимо иметь в своем составе хотя бы одного штатного аудитора с лицензией соответствующих российских органов или органов СНГ. Такие лицензии оформляются как физическим, так и юридическим лицам.
В индивидуальной лицензии подтверждаются необходимый уровень квалификации, профессиональная независимость, моральные качества и предоставляется право аудиторской деятельности в соответствии с законодательством. В ней фиксируется также, что объектами аудита являются все организационно-хозяйственные структуры (кроме банков) независимо от рода их деятельности, ведомственной подчиненности и формы собственности. Право же на проведение банковского аудита предоставлено в настоящее время только фирмам, имеющим лицензию Центрального банка Российской Федерации.
Для ее получения требуется письменное обращение в территориальное управление банками с просьбой подтвердить необходимую для проведения банковского аудита квалификацию специалистов аудиторской фирмы и поддержать ее ходатайством перед Центробанком России о выдаче соответствующей лицензии. К сопроводительному письму с подобной просьбой прилагают учредительные документы аудиторского предприятия, копии дипломов его сотрудников о высшем образовании, выписки из трудовых книжек и копии лицензий, выданных Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов России специалистам предприятия. Территориальное управление банками осуществляет экспертизу представляемых документов, проверяя, не предусмотрена ли уставом предприятия коммерческая деятельность, нет ли в числе аудиторов сотрудников, работающих в банке, имеется ли у аудиторов необходимый практический опыт и т. д. При соблюдении указанных требований территориальное управление банка направляет департаменту Центробанка России по регулированию деятельности банков свое согласие поддержать просьбу о выдаче предприятию лицензии на проведение банковского аудита. В этот департамент предприятие направляет документы, аналогично представленным в территориальное банковское управление. При положительном решении предприятию выдают лицензию Центрального банка РФ, в которой подтверждается, что данная аудиторская фирма уполномочена проводить проверки деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений, выдавать официальные аудиторские заключения по результатам проверок.
Получившие лицензии аудиторские фирмы фиксируются в реестре, который публикуется в открытой печати.