§ 1. Роль государства в рыночной экономике
1. Функции государства в административно-командной и рыночной экономике
2. Два подхода к регулированию рыночной экономики
3. Основные направления государственного регулирования экономики по кейнсианскому подходу
4. Модели Рейгана-Тэтчер, скандинавская, восточно-азиатская
5. Необходимость усиления роли государства в условиях кризиса
6. Плюсы и минусы государственного вмешательства в экономику
Государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы существования и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии.
Возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития общества. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности.
Экономическая политика государства - это составное звено и необходимый элемент рыночной системы.
Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто нечего регулировать. Однако такая система, существовавшая в СССР и ряде других стран, показала свою неэффективность и несостоятельность.
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике. В рыночной системе — это прежде всего прерогатива в принятии решений производителей и потребителей. И все же регулирующие функции государства и здесь имеют большое значение.
Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического развития. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание таких структур экономики, как железные дороги, почта, телеграф и т. п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, миграцией, экологией и т. д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.
Как известно, двигательные механизмы немонополистической развитой рыночной экономики одновременно содержат в себе и элементы стагнации экономического развития. Это проявляется прежде всего в том, что системное равновесие в экономике достигается или функционировании некоторых факторов производства и прежде всего неполной занятости рабочей силы. Для решения противоречий и нивелирования элементов стагнации необходимо привлечь государство с его огромным потенциалом и обширными рычагами воздействий. Государство берет на себя также функцию обеспечения совместимости эффективного спроса с полной занятостью.
Россия не имеет достаточного собственного опыта формирования и использования рыночных механизмов, поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран, что позволит избежать повторения многих ошибок в развитии экономики страны.
Исторически сложились два методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и доктрина невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.
Макроэкономическая теория изучает экономику в целом или крупные секторы экономики. Она исследует такие вопросы, как национальный доход, производство, нормы безработицы, уровень инфляции, платежный баланс, государственный бюджет и др. Цель макроэкономической политики, опирающейся на макроэкономическую теорию, - поддержание полной занятости, стабильности цен, эффективного экономического роста. Макроэкономическая теория рассматривает общие экономические проблемы, функционирование рыночной экономики в целом. Поэтому вполне естественно попытаться применить макроэкономическую теорию к условиям перехода страны к рыночной экономике. Поддержание баланса между экономическим ростом, полной занятостью и ростом цен оказалось задачей, которую не смогло решить правительство страны. Поэтому весьма актуальными являются вопросы: в каких сферах и в каком объеме государство должно вмешиваться в экономику, какой должна быть экономическая политика, какие инструменты экономической политики могут быть пригодными?
Стандартная кейнсианская модель. К модели автономного спроса (где потребление и инвестиции не связаны с доходом) и модели с функцией потребления (потребление связано с доходом) добавляется модель с участием государства (вводятся трансфертные платежи, налоги и бюджет). По модели равновесие на рынке появляется тогда, когда желаемые расходы равны производству (объем производства равен величине спроса).
Модель IS-LM: деньги, процент и доход. В ней рассматриваются: рынок активов, процентная ставка, денежно-кредитная политика, налоги. Модель IS-LM представляет собой развитие модели совокупного спроса с учетом финансовых условий, в которых формируется спрос. Она отражает взаимодействие между рынком товаров и рынком активов. Взаимосвязь этих рынков показана на рис. 1.

Рис. 1. Модель взаимосвязи рынков товаров и рынков активов. Она так же показывает, как рынки активов воздействуют на рынки товаров и как рынки товаров воздействуют на рынки активов.
Оба этих теоретических течения имеют общие основы. Они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества.
Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль “ночного сторожа”, не вмешиваясь в экономические процессы [4].
Дж. М. Кейнс и его последователи считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функции государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.
В вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения:
левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.
Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т. д., а также создание условий для роста доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.
Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.
Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, стимулирование прогрессивных отраслевых структур и т. д.
Различные экономические системы предполагают разную степень государственного вмешательства. По этому критерию выделяют: модель Рейгана-Тэтчер, скандинавскую, западноевропейскую, восточно-азиатскую и ряд других.
Модель Рейгана-Тэтчер предполагает небольшие масштабы вмешательства правительства в экономику. "Наилучшим" в соответствии с моделью считается то правительство, которое играет наименьшую роль в экономике. Сторонники этой экономической системы полагают, что размещение товаров и ресурсов почти полностью осуществляется через взаимодействие сил спроса и предложения. В основе доводов, приводимых в пользу этой модели, лежат следующие:
• чем меньше вмешательство правительства, тем меньше расходы из бюджета и ниже ставки налогов;
• у членов общества больше стимулов для работы, нововведений, риска, если правительство не облагает их доходы большими налогами;
• вмешательство правительства ведет к увеличению монопольной власти отдельных отраслей, компаний (общество в экономическом смысле теряет, когда устанавливается какая-либо монополия);
• компании получают больше прибыли, если они защищены правительственными постановлениями, а не вмешательствами чиновников.
Экономическая система, которая не поощряет государственное вмешательство, уменьшает вероятность того, что какие-либо особо заинтересованные группы компании, отраслевых объединений, профсоюзов будут оказывать влияние на политические решения, что может привести к росту издержек и снижению эффективности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что все страны со зрелой рыночной экономикой, прежде всего США, имеют смешанную экономическую систему со значительным государственным сектором.
Восточно-азиатская модель характеризуется системой субсидий и во многих случаях протекционистскими тарифами (особенно применительно к отраслям на начальной стадии развития). Это позволяет компаниям конкурировать на международном рынке. Вмешательство государства необходимо не для того, чтобы помешать конкуренции, а для того, чтобы компании могли приспособиться к ее условиям. В этом случае компании могут быть защищены лишь на определенное время. Если устанавливается реалистичный валютный курс, государственная поддержка отменяется. Для этой модели характерна экспортная ориентация. В рамках данной модели отмечаются сравнительно невысокие налоги, высокая квалификация рабочих, имеющих высокую мотивацию к труду, высокий уровень занятости. Например, в Японии, Южной Корее правительства поддерживают низкие процентные ставки, поощряя тем самым капиталоемкие производства, развивают и поощряют крупный бизнес, способный освоить экспортные рынки и быть конкурентоспособным на них. Эти крупные компании известны как "чейбол" в Южной Корее и "дзайбацу" в Японии. На Тайване, где средние размеры фирм значительно меньше, правительство способствует повышению конкурентоспособности фирм, учреждая совместные исследовательские институты.
Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономического роста?
Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, стимулировать создание производств общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В функции государства входит внешняя политика и регулирование платежного баланса.
Хотя государство и вовлечено в функционирование любой экономической системы, в рыночной системе роль правительства, как правило, является ограниченной, поскольку товары и услуги распределяются прежде всего через рынок, а не посредством какой-либо власти (центральной, местной). В обычных (рыночных) условиях функции правительства сводятся к поддержанию порядка, определению имущественных прав, обеспечению исполнения контрактов, регулированию деловой активности, поощрению конкуренции, обороне страны и ряду других. Вопрос о степени государственного вмешательства в значительной степени связан с тем, насколько в стране сформировался рыночный механизм, насколько он дееспособен, как выполняет свои функции.
При становлении рыночных отношений (особенно в условиях кризиса) роль государства должна быть значительной, а вмешательство государства в экономику позволит быстрее преодолеть кризис и обеспечить экономический рост. Вместе с тем в стране с рыночной экономикой имеются группы, выступающие как за вмешательство, так и за максимальное ограничение государственного регулирования экономической системы. Во многом такая позиция обусловлена соображениями личной выгоды. Как правило, консервативные общественные группы не хотят, чтобы ресурсы от богатых передавались лицам с низкими доходами. Существует и основание для беспокойства по поводу разрастания правительственных бюрократических структур, поскольку с этим связано снижение эффективности управления и регулирования экономики и прочие проблемы. Одна из причин неэффективности государственного сектора заключается в том, что группы людей с особыми интересами неизбежно пытаются повлиять на политические решения правительства. К сожалению, небольшой группе лиц, получающей выгоды от того или иного государственного решения (проекта), часто удается отстоять свою точку зрения более убедительно, чем большинству людей, несущих убытки.
Еще одна проблема состоит в том, что политики предпочитают программы (решения, проекты), приносящие немедленную (сиюминутную) выгоду. Часто правительство не отказывается и от проектов, доказавших свою несостоятельность. Таким образом, вмешательство государства в экономику во многих отношениях необходимо, но при этом требуются особые условия (нормы, правила), усилия по обеспечению его деятельности.
Рыночная система в целом эффективно распределяет ресурсы, стимулирует развитие новых, более эффективных способов производства. Угроза потери позиций в конкурентной борьбе заставляет собственников (менеджеров) искать пути совершенствования своей деятельности. Рыночная система работает эффективно, если она чувствительна к запросам потребителей. Это позволяет избежать производства ненужных товаров и услуг, характерного для директивно-командной экономики. Другой положительный фактор -личная свобода. В условиях конкуренции потребитель защищен от принудительного давления продавца, так как имеет возможность покупать товары у других продавцов. Наемный работник также защищен от принуждения - он может работать у других работодателей.
Имеются и негативные стороны этой системы: неадекватные конкуренция и учет реальных затрат, неравное распределение дохода, порой опора на самые эгоистичные стороны человеческой натуры. Конкуренция является необходимым условием эффективного функционирования рыночной системы, а если она нарушается, то ценовая система становится менее эффективным инструментом распределения товаров, услуг и ресурсов. К сожалению, те или иные группы деловых кругов, пытаясь уменьшить или устранить конкуренцию, воздействуют на правительство в пользу принятия протекционистского законодательства.
Дефекты рыночной системы - так называемые ''внешние эффекты" и "общественные блага". В силу наличия внешних эффектов ценовая система не учитывает всех выгод и издержек, связанных с производством и потреблением некоторых товаров и услуг, в результате распределение ресурсов по этим позициям является недостаточным или убыточным. При этом игнорируются блага, спрос на которые не проявляется в явном виде на рынке (национальная оборона, программа защиты окружающей среды, автострады и др.). Для того чтобы рыночная система решала проблему общественных благ, необходимо вмешательство государства.
Следующая проблема связана с неравным распределением дохода. Рыночная система порождает значительное неравенство в распределении дохода и богатства. Большая группа общества (инвалиды, старики, безработные, люди с ограниченными материальными, интеллектуальными, профессиональными возможностями) мало приспособлена к созданию дохода и нуждается в помощи государства. Рыночная система также воздействует на наиболее эгоистичные инстинкты населения, порождает излишний материализм, фетиш богатства и собственности в ущерб справедливости и общечеловеческим ценностям. В условиях становления рыночных отношений в России это проявляется в процветании криминальных элементов, которые используют в своих интересах склонность отдельных людей к стяжательству, особенно если слабо действуют институты, направленные на защиту граждан. Достаточно вспомнить АО “МММ”, АО “Властелина” и т. д.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.
В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.
Государственное регулирование экономики — это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.
Анализ макроэкономического равновесия переходного периода российской экономики позволяет сделать следующие выводы:
1. Методы и модели, исходящие из предпосылки макроэкономического равновесия, не приводят к намечаемым результатам, если применяются в период перехода к рынку, характерной особенностью которого является отсутствие равновесия.
2. Теоретические макроэкономические модели, особенно взятые из практики западных стран, не дают достаточных оснований для принятия решений в области макроэкономической политики. В России необходимо ориентироваться при принятии решений не только на теоретические модели, но и на национальные особенности на нравственные ценности общества (неприятие эксплуатации, свобода нравственного выбора, справедливость).
В итоге выделяются две главные модели государственного регулирования через определенные органы государства [26].
1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США и Великобритании. Она позволяет четко реагировать на изменения рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.
2. Проактивная модель госрегулирования (Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем “точной” дозировки объемов государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.