§3. Экономические функции государства
1. Экономические функции государства
2. Взаимоотношения государства и правительства
3. Методы государственного регулирования
4. Ограничения государственного регулирования
5. Направления государственного регулирования
Экономические функции государства многообразны и сложны. Можно выделить следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций:
• поддержка функционирования рыночной системы и создание конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство;
• перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля над уровнем занятости и инфляции;
• ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма. Так, жесткое ограничение использования рыночных элементов наблюдается в сфере распределения бюджетных ресурсов на поддержание и охрану общественного порядка, национальную оборону, транспортную систему, обслуживание инфраструктурных комплексов, водоснабжение и т. д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания. Государственные и региональные органы обеспечивают функционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроля с учетом рыночных и общественных интересов;
• достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике. Эти функции государство осуществляет посредством развития способности национальных фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.
Государство осуществляет свои функции через правительство, т.е. через властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных органов, посредством которых осуществляются управление и контроль над соблюдением конкурентных правил, законов, нормативов и т. д.
Государство — самоорганизация общества, правительство — исполнительный орган этой организации. Совместно правительство и его хозяйствующие субъекты образуют институциональную структуру организационной рыночной экономики, действующую в рамках законодательства.
Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе мировых общественных форм и методов государственного регулирования.
Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил “экономической игры” для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей.
Административное регулирование включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
Экономические методы регулирования предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий. С этой целью используются:
• бюджетная и фискальная политика;
• денежно-кредитная политика;
• прогнозирование, программирование и планирование.
Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.
Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.
Важной формой государственного регулирования являются прогнозирование, программирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации после кризисной стабилизации экономики.
В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики на довольно продолжительную перспективу.
Прямые методы регулирования базируются на властно распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого государственного регулирования экономики преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготные кредиты. Целью прямых методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут оказывать и негативное воздействие, следствием чего становится возможным деформация реального соотношения издержек и цен, снижение уровня конкурентности, ослабление балансирующей функции рынка.
Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также в подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государство участвует в развитии тех областей, где применение других форм собственности может привести к отрицательным последствиям. Например, оно инвестирует оборонную промышленность путем строительства казенных предприятии, национализирует предприятия других форм собственности путем скупки акции. На этой основе создаются смешанные предприятия, когда часть акций принадлежит государству. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т. д.
Государство осуществляет регулирование и путем поддержания отдельных предприятий совместной или индивидуально-частной форм собственности. Это достигается предоставлением им товарных кредитов, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального хозяйства. Так, политика президентов Р. Рейгана, Дж. Буша, М. Тэтчер была направлена на поддержку крупного бизнеса, что осуществлялось как прямыми вложениями, так и предоставлением преимуществ в налоговом обложении.
Государство реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились бы столь высокими, что были бы доступны немногим. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт и т. д.
Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя государственные гарантии под внешние кредиты.
Государство оказывает и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах, на уникальную, особо дефицитную продукцию.
Анализируя опыт и практику государственною регулирования развитых стран Европы и Азии, а также опыт переходной экономики России, можно выделить реальные методы и конкретный инструментарий, доступные правительствам при осуществлении стабилизирующей политики. Наряду с использованием денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политики многие правительства используют социальные и внешнеэкономические регуляторы.
Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.
1. В кредитной политике:
• нормирование банковских резервов;
• варьирование учетной ставки банковского процента;
• проведение операций на валютном рынке.
2. В бюджетной политике:
• регулирование государственных расходов;
• осуществление государственных закупок;
• выпуск государственных внутренних займов;
• поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.
3. В фискальной политике:
• регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц;
• введение муниципальных налогов.
4. В социальной политике:
• регулирование минимальных ставок оплаты труда;
• установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
5. Во внешнеэкономической политике:
• законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;
• использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
Методы и инструменты регулирования представлены на рис. 2, 3 и 4. Очевидно, что их необходимо комплексно использовать. Взаимосвязь и обусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют использования взаимосвязанного инструментария для воздействия на равновесный экономический рост.
Применение односторонних методов, например исключительно монетаристского воздействия на системное равновесие, не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления. Это подтверждено применением только идей монетарной политики 70-80-х годов в американской и европейской экономиках, а также в экономике России 90-х годов XX столетия.



Применение односторонних методов, например исключительно монетаристского воздействия на системное равновесие, не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса, а в перспективе и к его разрушительному проявлению. Это подтверждено применением идей только монетарной политики в американской и европейской экономиках 70-80-х годов, а также в экономике России 90-х годов XX столетия.
Весь опыт современного экономического развития показывает — рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства.
Существуют важные ограничения для регулирования экономики. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования.
Как отмечалось, рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства в форме национальных целевых программ. Однако рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. В ряде случаев допустимо применение административных методов. Но нельзя уповать только на экономические, либо только на административные меры. С одной стороны, элемент администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического регулятора, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники инвестирования и т.д.
Нельзя забывать и о том, что экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.
Надо также иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительные эффект в одной сфере экономики, может иметь негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно приостанавливать их применение. Так, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредитов. А если процентные ставки растут, становится все труднее привлекать инвестиции, вследствие чего начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России в настоящее время.
Механизмы государственного регулирования не являются раз и навсегда данными и неизменными. Эволюция их предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.
В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным и поддерживать в первую очередь те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами — здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т. д.
По такому пути развиваются экономические и социальные процессы в Российской Федерации, где в ходе реформ 80-90-х годов были заложены основы финансово-экономического регулирования экономики. Перспективы российской экономики зависят от гарантий прав собственности и создания справедливой конкурентоспособной сферы. Государство осуществляет контроль над денежной массой, снижением инфляции, а также обеспечением структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции.
Активизацию инвестиционного процесса государство предполагает достичь путем удешевления кредитных ресурсов в условиях новой экономической конъюнктуры.
Военная реформа позволит в перспективе сократить нагрузку на государственный бюджет и увеличить расходы на образование, здравоохранение, культуру, пенсии.
Предполагается, что бюджет как метод экономического воздействия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору исключительно на конкурсной основе, уменьшением количества налогов и налогооблагаемой базы, выравнивания налоговой нагрузки.
Анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных государствах и странах транзитивной экономики, можно отметить функционирование следующих регулирующих тенденций:
Во-первых, государственное регулирование направлено на достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, капитала, предпринимательства. Общепризнанной задачей правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование внедрение усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства, диктовать высокие цены благодаря высокому качеству продукции, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные перспективные территории.
Во-вторых, новым является использование различных инструментов, прежде всего контрактной системы — совокупности разных форм организации системы государственных заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, в реализацию государственных программ. Так, во Франции накоплен опыт “плановых контрактов”, “контрактов о ценах”, регулирования деятельности государственных акционерных предприятий, госзаказов для частного сектора. Контракты заключаются на конкурсной основе, чаще всего через торги. В США используется федеральная контрактная система, которая перераспределяет государственные финансовые ресурсы на научно-технические, социальные, военные цели.
В-третьих, активизируется деятельность государства с целью повышения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках по созданию благоприятных условий хозяйствования для национальных предпринимателей, стимулированию использования негосударственной поддержки частного бизнеса, росту конкурентоспособности фирм в тех сферах, где частные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегических задач и связаны с высоким риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.
В-четвертых, существенно значимой функцией государства становится общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осуществляется разработка долгосрочной экономической стратегии промышленной политики через систему планово-прогнозных институционных структур (Франция, Япония, КНР).
В-пятых, для достижения конъюнктурных преимуществ государство проектирует динамику личного и производственного спроса в стране. Правительство манипулирует государственными расходами, налогами, стоимостью кредита, регламентирует конкуренцию, развивает государственный сектор.
В-шестых, в области социальной стратегии и реализующей ее социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Этим преследуется смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего консенсуса, стимулирование экономической активности различных групп населения.
В-седьмых, адаптация экономического регулирования к изменяющимся условиям хозяйствования выражается в диверсификации деятельности государства по регулированию экономики. Современные рыночные структуры обусловливают необходимость диверсификации экономической и социальной политики. В экономике развитых индустриальных стран одновременно идут процессы дерегулирования и децентрализации. Дерегулирование означает сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в процессы общественного воспроизводства. Государственное регулирование дополняется корпоративным, что дает кумулятивный и компенсационный эффект. Процесс децентрализации состоит в переносе решения многих проблем с макроуровня на уровень отдельных регионов и микроуровень отдельных фирм. Характерно, что субъектами государственного регулирования становятся региональные, муниципальные и местные органы управления. Уменьшается роль прямых форм административного регулирования и повышается значение различных рычагов косвенного воздействия государства.
Экономическое регулирование на уровне территории сглаживает неравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует более эффективное использование экономического потенциала территории.
Понятия и термины
Кейнсианская модель государственного регулирования экономики
Модели Рейгана-Тэтчер, скандинавская, восточно-азиатская
Государственное регулирование экономики
Функциональная экономическая система
Правовые, административные, экономические, прямые и косвенные методы регулирования экономики
Бюджетная, фискальная и денежно-кредитная политика
Вопросы для самопроверки
1. Какими функциями обладает государство в плановой и рыночной экономике?
2. Назовите основные подходы к государственному регулированию экономики; в чем их различия?
3. Какие модели государственного регулирования используются на практике в различных странах? Назовите их и опишите основные различия.
4. В каком направлении должно действовать государство в условиях экономического кризиса (увеличивать или уменьшать воздействия на экономику)? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Какие методы использует государство в регулировании экономики? Каковы их последствия?