Б
БАЗИС И
НАДСТРОЙКА (basis and superstructure)— метафора Маркса для выражения связи между экономикой как основой с определяющим влиянием на общество (базисом) и другими его составляющими (надстройкой). Таким образом, предположение состоит в том, что на каждой стадии экономического развития формы экономики (прежде всего общая совокупность производственных отношений) определяет в значительной мере наличие особых форм государства, законодательной системы и т.д. Хотя это — общий тезис марксизма (см. также Исторический материализм; Экономическая интерпретация истории), Маркс, тем не менее, понимал, что в реальной истории определение экономических и социальных систем сложнее, чем следует из общего понятия базис и надстройка, ибо исторические детерминанты общественного устройства необходимо анализировать отдельно в рамках общих его категорий. Это предполагает признание того, что отношения между базисом и надстройкой являются отчасти двухсторонними связями, в которых надстроечные формы могут иметь обратную связь и оказывать "относительно автономное" воздействие на базис, не обязательно подрывая идею об определяющем характере экономики "в конечном счете" (см. также Относительная автономия).
БАЗИСНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ (basic human needs) — концепция, согласно которой все человеческие существа имеют общие фундаментальные потребности (включая здоровье и автономию) на том основании, что являются людьми (см. Л. Доял и И. Гау "Теория человеческих потребностей", 1991). Их удовлетворение — "необходимое предварительное условие полноценного участия в социальной жизни". Альтернативное представление состоит в том,что человеческие потребности являются относительными, вопросом индивидуального или культурного предпочтения. См. Справедливость; Роулз; Потребности; Гражданство.
БАЛАНСИРУЮЩАЯ ВЛАСТЬ (countervailing power) - наличие множества центров власти в обществе (Гэлбреит, 1952), например, равновесие сил между трудом и капиталом, а также между частным предприятием и государством. Хотя существование балансирующих властей обычно расценивается как характерная черта смешанных экономик и плюралистской политики в современных западных капиталистических обществах, оно, как правило, не означает, что равновесие сил между капиталом и трудом является равным.
БАНД (band) — небольшая группа с примитивной социальной структурой. Эта форма социальной организации расценивается американскими эволюционными антропологами как предшествовавшая племени, клану или государству и обычно характеризует общество, живущее охотой и собирательством. С целью выработки определения она увязывается с отсутствием дифференцированных политических учреждений и сложных социальных институтов.
БАРТ РОЛАН (Barthes, Roland) (1915-1980) - французский социальный теоретик и один из ведущих представителей семиологии. Его труды, обычно посвященные структуралистскому подходу, испытали также влияние социальной антропологии и марксизма. Наиболее известные из них включают работы о мифах, идеологии и попкультуре. Он был влиятельной фигурой в изучении культуры благодаря своим трудам по семиологии и скорее исследованиям текста, нежели изучению его авторов. Барт писал о событиях повседневной жизни, имиджах и действиях, показывая преобладание идеологии в тех сферах, которые нередко представлялись свободными от какой-либо политической значимости (например, рекламные афиши вина или маргарина). Он распространил свой интерес на антропологическое определение мифа — один из способов утверждения общественных норм в качестве не нуждающихся в доказательстве фактов природы, и преобладающий аспект культуры, состоящий из систем знаков, посредством которых мы познаем и отражаем самих себя. Мода, например, может рассматриваться как система значений, в которой одежда разнится путем подчеркивания деталей, а ее обладатель находит место в постоянно меняющемся мире символов. Барт доказывал, что культурные формы в сущности неоднозначны и допускают разные интерпретации или иное понимание. Среди ключевых его работ "Мифология" (1957) и "Основы семиологии" (1964).
БАРТЕР и БАРТЕРНАЯ ЭКОНОМИКА (barter and barter economy) — форма экономического обмена и вытекающая из нее форма экономики, при которой товары обмениваются не столько на деньги, сколько на другие товары. В некоторых замкнутых обществах деньги как средство обмена полностью отсутствуют.
БАСИНГ (bussing) — перевозка автобусами детей определенной этнической группы из одного жилого квартала в другой, имеющий иной этнический состав с целью достижения этнического или "расового" равновесия в школах. Термин имеет американское происхождение, и его практическое осуществление в значительной степени ограничено территорией США.
Басинг начался после того, как в 1954 г. Верховный суд США постановил {Браун против Управления просвещения), что раздельное обучение было незаконным и не могло обеспечить равные возможности для черных и белых детей. В качестве средства создания равных возможностей басинги стали предметом жесткого противостояния в США. Басинг был введен в очень ограниченном масштабе в нескольких местных Управлениях образования в Великобритании в 1970 г., но вскоре прекратился. В настоящее время эта практика используется в Южной Африке.
БАУМАН ЗИГМУНТ (Bauman, Zugmunt) (1925— ) - родившийся в Польше и обосновавшийся в Великобритании социолог, чьи недавние плодотворные работы по социальной теории привлекли широкое внимание. См. Геноцид; Постмодерн и Постмодернизм.
БАХТИН МИХАИЛ (Bakhtin, Mikhail) (1895-1975) - русский мыслитель, чьи идеи о характере диалога оказали огромное влияние на целый ряд областей, включая теорию литературы, социальную теорию, антропологию, лингвистику и психологию. Центральным в теории Бахтина (например, Бахтин "Речевые жанры и другие поздние сочинения", 1986) является понятие голоса как уникального средства разговора в физической природе и человеческом обществе. И, следовательно, слово в житейском контексте выступает в качестве социокультуры, передавая умственные и значимые системы говорящего. Бахтин утверждал, что СОССЮР игнорировал жанры и тем самым упускал многое из существенной деятельности языка. Направленный характер речи означает также, что какое-либо изречение предполагает диалоговое взаимодействие между голосом говорящего и голосом адресата, для которого изречение предназначено. Значение идей Бахтина для социологии состоит в их причастности к социокультурной ситуационности изречения на повседневном языке и к вопросу о том, может ли кто-либо назвать "собственным" изречение, высказанное своим голосом. В центре его внимания находится "полифонический" и динамический характер языка в рукописях о популярной культуре, особенно о КАРНАВАЛЕ ("Рабле и его Мир", 1969), которые недавно вызвали интерес в социологии. Он показывает, что исторически карнавал является местом "амбивалентности" (например, поклонению смерти и "унижениям" тела, подобно испражнению и спариванию), а также источником контркультуры по отношению к более высоким ее формам.
БАШЛАР ГАСТОН (Bachelard, Gaston) (1894—1962) - влиятельный французский социальный философ и философ науки, который, помимо прочего, внедрил термин эпистемологический разрыв и оказал влияние на Альтюссера и Фуко. Существуют параллели между взглядами Башлара и Томаса Куна на революционную науку.
БЕДНОСТЬ (poverty) — отсутствие достаточных материальных и культурных ресурсов для поддержания здорового существования. В большинстве обсуждений проводятся различия между абсолютной {первичной) бедностью и относительной {вторичной). "Абсолютная" относится к недостатку основных необходимых условий для поддержания физической жизни — пропитания и крыши над головой. Бут и Раунтри одними из первых исследователей показали ее широкое распространение в Великобритании. "Относительная" используется для показа несоответствия определений абсолютной, или первичной, бедности по отношению к культурным потребностям индивидуумов и семей в контексте остальной части общества. Это релятивистское определение связывает понятие не только с физическими потребностями, но также с нормами и ожиданиями общества.
Изучение бедности занимает центральное место в любом исследовании социального неравенства, включая анализ тех, кто беден, и причин этого. В Великобритании нет установленной "черты бедности", хотя некоторые комментаторы трактуют право на социальное обеспечение за ним как меру степени бедности. При таком подходе 17% британского населения (приблизительно девять миллионов человек) было официально признано бедняками в 1986 г. Однако он исключает всех тех, кто не подходил под критерии нуждающихся в социальном обеспечении, не обращался за поддержкой, находился лишь чуть выше данной произвольной линии и оказывался в западне бедности. Категории бедняков в индустриальных обществах обычно включают безработных, людей с низкооплачиваемой работой или частичной занятостью, больных и недееспособных, пожилых людей, членов многодетных семей либо семей с одним родителем. Хотя таких людей часто обвиняли за их бедность, которая рассматривалась как результат некой формы персонального несоответствия, вроде беспомощности или бездельничанья, во многих исследованиях наличие данного явления объясняется с точки зрения социальных и экономических структур промышленных обществ. Часто не признается один факт: бедность может происходить от того, что доход мужчины, даже превышающий черту бедности, распределяется неравномерно между всеми членами семьи, и основное бремя бедности ложится на женщин.
Бедность, считаясь показателем классовых и гендерных отношений, в индустриальном обществе рассматривается в качестве индикатора неравных экономических отношений между государствами:
бедность стран "третьего мира" напрямую связывается с накоплением богатства в развитых (см. Недоразвитость).
БЕЗГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА (stateless society) -различные формы общества, не обладающие четко идентифицируемым государством. Подпадают под это определение, в основном, общества:
(а) существовавшие до формирования первых централизованных государств (см. Древние или примитивные государства);
(б) наряду с отсутствием четко идентифицированной машины государственного устройства (например, "административной" и военной поддержки лидера) также не имеющие устойчивого лидерства — так называемая ацефалия (буквально "безголовость"). Такие формы способны добиваться спаянности, поддерживать существование, даже вести войны либо потому, что достаточно малы, либо потому, что обладают сложной "сегментарной структурой". См. Сегментарные общества. Ср. Сегментарные государства.
БЕЗДОМНОСТЬ (homelessness) — отсутствие какого-либо дома или постоянного местожительства. В этой ситуации находятся люди, живущие на улицах, в общежитиях, незаконно занятых жилищах или временном помещении без постоянного права владения. Бездомность стала главной проблемой в Европе, Северной Америке, Австралии и многих других регионах мира в последние десять лет, особенно среди молодежи (С. Хатсон и М. Лиддиард "Бездомность молодежи. Конструкция социальной проблемы", 1994).
В Англии группы бездомных людей необходимо различать по их
правам на социальное обеспечение жильем. Установлено, что бездомные — это те, кто имеют право на социальное обеспечение жильем по "Закону о бездомных людях" от 1977 г. и "Закону о жилищном строительстве" от 1985 г., включая бездомные семьи с несовершеннолетними детьми (как с обоими родителями, так и с одним) и бездомных старше 60 лет. Семьи не только занимают приоритетное положение, но и должны также проживать в данном районе и быть непреднамеренно бездомными. Если они удовлетворяют этим условиям, местные власти обязаны поселить их в новые дома. Число таких семей повысилось с 53 000 в 1978 г. до 149 000 в 1991 г.;
четыре из каждых пяти — семьи с детьми или беременными женщинами, и таким образом ежегодно 400 000 людей принимаются за бездомных, в том числе почти 200 000 детей.
Однако местные власти отклоняют по крайней мере 40% претендентов, и "скрытая бездомность" выросла. По переписи 1991 г., 198 000 таких семей вели домашнее хозяйство по тому же адресу и 95 000 жили в непостоянных помещениях, вроде фургонов или передвижных домиков. Обе эти цифры увеличились на 17% по сравнению с переписью 1981 г. Семьи, которые не были поселены, и молодые одинокие люди, которые никогда не включались в приоритетную группу нуждающихся, внесли вклад в экстраординарное повышение численности не установленных законом бездомных, то есть людей без специальных прав на социальное обеспечение жильем. В Лондоне до 120 000 бездомных молодых одиноких людей, а в целом по стране — до 180 000 (Дж. Гроув и Е. Куррье, "Бездомность", 1990).
Некоторые авторы расценивают рост бездомности как результат недовыполнения социального обеспечения, другие — как изменение условий жизни для молодежи, включая образ жизни семьи и высокий уровень безработицы. Оба типа объяснений располагают доказательствами в свою пользу. Объекты жилищного строительства местными властями в Англии сократились с 85 000 в 1979 г. до 2 000 в 1992 г. Ассоциации жилищного строительства, которые должны были стать новыми поставщиками социального обеспечения жильем, не заполнили разрыв. В то же время коэффициент занятости для 16-летних выпускников школ снизился с 50% в 1976 г. до 15% в 1986 г. В 1994 г. правительство выпустило Белую книгу "Доступ к собственности местных властей и ассоциаций жилищного строительства", где предложено отменить все законодательные акты о бездомных людях и возвратиться к обеспечению временным помещением только бездомных. Девять тысяч организаций подали письменные протесты против этих предложений, и лишь две — в поддержку.
БЕЗРАБОТИЦА (unemployment) — состояние отсутствия занятости по найму или в собственном деле, даже если человек подготовлен к такой деятельности. Большинство дискуссий и анализов предмета касается скорее общего уровня безработицы, чем опыта переживания индивидуумами (см. Сайнфилд (1981) для изучения опыта безработицы). Официальная статистика Великобритании обычно издается Департаментом по делам занятости. В Англии официальный уровень безработицы почти утроился в 1970-х гг. (2,6% в 1970 г., 7,4% в 1980 г.) и вновь почти удвоился к 1984 г. (13,1%) (Прайс и Бейнс, 1988). Кроме того, статистика должна интерпретироваться с учетом того факта, что послевоенный консенсус в Великобритании до 1980-х гг. базировался на государстве всеобщего благоденствия, включая полную занятость. В течение большей части послевоенного периода регистрировали всех тех, кто получал пособие по безработице. Это не отражает в полной мере число ищущих работу, то есть не имевших права на получение пособий (выпускников школ, недавно прибывших иммигрантов и многих замужних женщин) (Прайс и Бейнс). Однако степень недооценки тогда была все же ниже, чем сегодня. Начиная с 1980 г., правительство Великобритании предпочло изъять из статистики всех людей, охваченных "специальными мерами занятости" и Схемой обучения молодежи, которых тоже надо бы считать безработными. Кроме того, с 1983 г. в число ищущих работу более не входят лица старше 60 лет. (Там же.)
Споры вокруг данной проблемы качественно изменились в течение 1980-х гг. Хотя высокий уровень безработицы остается важным фактором в политическом отношении, правительство попыталось перевести отношения между государством и гражданином на рынках труда с принципов государства всеобщего благоденствия на принципы нового либерализма. Такой подход отражает экономические и технологические реалии. Некоторые наблюдатели дают пессимистические прогнозы, например, Джил (1985), в то время как другие — Хэнди (1984) — гораздо более оптимистичны не в плане возможностей снижения общего уровня безработицы, а в плане ее переосмысления таким образом, чтобы проблема повысилась в ранге приоритетов и социально значимых решений.
БЕЗРАБОТИЦА МОЛОДЕЖИ (youth unemployment) — определенная форма безработицы, связанная с периодом от окончания школы до включения в трудовую деятельность. В 1970-е — 80-е гг. безработица среди молодежи возрастала в Великобритании и большей части западного мира. Ее постоянство и направленные на смягчение данного явления меры государственной политики вызвали ряд исследований. Акцент на факторах обеспечения рабочей силой (демографическое изменение, высокая стоимость и недостаток мастерства) привел к политике профессионализма в образовании. Социологи критиковали аргументы "обеспечения", поскольку жертвы обвинялись за то, что они безработные. Безработица — это результат скорее структурных и институционных факторов, чем характеристик определенных социальных групп, которые она затрагивает.
БЕЗУМИЕ (madness) — душевное расстройство ("умопомешательство"), которое нарушает "нормальное" социальное функционирование индивидуума, приводя к непонятному и непредсказуемому поведению. В современном медицинском или психиатрическом дискурсе "безумие" осмысливается и лечится либо как одно из ряда физически основанных медицинских состояний (следовательно, также лечащееся наркотиками), либо как клинически выявляемое расстройство личности (см. также Психоз).В социологической литературе оно скорее анализируется в качестве примера более широкого явления социальной стигмации и социального контроля. Для Фуко, например, современные способы лечения "безумия" — один из аспектов социальной власти и надзора, а также социального исключения в обществе. Таким образом, для социологических целей не может быть вопроса о каком-либо простом принятия "научных" ярлыков, прикрепленных "экспертами". В другие времена виды поведения, ныне считающиеся обычно "безумными", назывались бы по-иному — шаманство, колдовство и т.п., — а социальное лечение их также было бы разным. Чтобы уловить социальный характер безумия, необходим анализ его социальных основ и значений, включая медицинские и связанные с ними психиатрические концепции, которые не могут иметь автоматического приоритета. См. Лейнг; Сцасц.
БЕК УЛЬРИХ (Beck, Ulrich) (1944— ) — немецкий социолог, чьи недавние идеи об обществе риска и рефлексивной модернизации, выраженные в книгах "Общество риска — к новой современности" (1992, первое издание — 1986), "Поэтика в век риска" (1994), привлекли к себе широкое внимание. Идеи Бека можно рассматривать как начертание "третьего пути" между модернистской и постмодернистской теориями современного общества.
БЕККЕР ГОВАРД С. (Becker, Howard S.) (1928- ) - американский социолог, чье творчество в рамках традиции символического интеракционизма внесло важный вклад в изучение студенческой культуры, в теорию стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения) и социологию искусство. Его наиболее популярными работами стали "Мальчики в белом: студенческая культура в медицинском мире" (в соавторстве с Бланшем Геером, Эверетом Гюге и Ансле-мом Страусом, 1961), "Возведение в ранг" (с Бланшем Геером и Эверетом Гюге, 1968), "Аутсайдеры: исследования в социологии девиации" (1963) и "Социологическая исследовательская работа" (1970). Сосредоточенный на поведении личностей в группах и организациях, его подход был несомненно социологическим. Индивидуальные ответы, например, на лечение, рассматриваются как в гораздо меньшей степени зависимые "от индивидуальной психологии пациентов, чем от отношений между ними и врачом. Действия девиантов определяют не столько их личные качества, сколько взаимодействия между ними, другими девиантами и агентами социального контроля". См. Девиация; Иерархия вероятности; Получение оценок; Употребление наркотиков ради удовольствия.
БЕЛЛ ДЭНИЕЛ (Bell, Daniel) (1919— ) — американский эссеист и социолог, чьи многочисленные описания современного общества сколь широко распространены, столь и активно оспариваемы. В "Конце идеологии" (1960) он одним из первых предсказал резкое снижение значения ранее доминировавших классовых идеологий (см. Тезис о конце идеологии). Позже в "Грядущем постиндустриальном обществе" (1973) он развил представление о том, что современные общества стали не только постиндустриальными обществами, но также информационными обществами, в которых наука и техника, профессиональная и техническая занятость заняли центральное место. На этой стадии главной у Белла была идея оптимистического будущего и общества затухающих социальных конфликтов. В "Культурных противоречиях капитализма" (1976), однако, тон меняется. Теперь уже Белл обращает внимание на новые нерешенные противоречия между тремя конкурирующими "осевыми принципами" современного общества: технико-экономической эффективностью; универсальным гражданством, политическим равенством и правом на социальное обеспечение; индивидуальным самовыражением и гедонистским исполнением (см. также Культурные противоречия капитализма; Финансовый кризис в капиталистическом государстве; Кризис легитимации; Секториальные расхождения). Можно сказать, что его социологический анализ выявил изменение настроений в современном обществе. См. Футурология.
БЕЛОВОРОТНИЧКОВЫЙ РАБОЧИЙ (white-colour worker) -наемный работник не ручного труда. Термин применяется главным образом к тем, кто занимается относительно рутинной работой на должности в более низких секторах занятости не ручного труда. Акцент на различиях в одежде между рабочими ручного и не ручного труда отражает исторические фундаментальные различия в положении на работе, статусном положении, и в положении на рынке между двумя типами рабочих. См. Ручной и не ручной труд; Средние классы.
БЕНДИКС РАЙНХАРДТ (Bendix, Reinhardt) (1916-1991) - американский социолог немецкого происхождения, наиболее известный работами по интерпретации социологии Макса и Вебера (особенно книгой "Макс—Вебер: интеллектуальный портрет", 1960), а также обширным творчеством в исторической и сравнительной социологии, включающим "Труд и власть в промышленности" (1956), "Социальная мобильность в индустриальном обществе" (1959) и "Формирование нации и гражданство" (1964). См. Социальная мобильность.
БЕНЕДИКТ РУТ (Benedit, Ruth) (1887-1948) - американский культурный антрополог, следовавший традиции Франца БОАСА в применении культурно-релятивистской ориентации к сравнительной антропологии. Ее научный вклад состоит прежде всего в психологически ориентированном исследовании связей культуры и личности, а также в изучении рас. В наиболее известной книге — "Образцы культуры" (1935) — она стремилась показать, как представления о психологической нормальности являются производными от культуры и в высшей степени разнообразными и как черты личности, высоко оцениваемые одним обществом, могут негативно рассматриваться в другом. Ее наиболее известная ученица — Маргарет Мид. См. Школа культуры и личности.
БЕНЕФИЦИЙ (benefice) — 1. (В современном значении) церковный приход с его доходами или собственность, переданная церкви. 2. (Исторически и в социологии) институт в западноевропейском феодализме, посредством которого вассал одаривался сюзереном землей или положением, в результате чего мог получать доход. Что касалось земли, чаще известно как лен. См. Феодализм и феодальное общество.
БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ (Bentham, Jeremy) (1748-1832) - английский правоведческий, политический и социальный теоретик, а также социальный реформатор, один из основателей современного философского утилитаризма. Как теоретик права Бентам оспаривал адекватность традиции общего права и был еще более критически настроен в отношении концепций естественного поава (см. Естественные права и естественное право), которые называл "нонсенс на ходулях". Вместо них он защищал законодательство и общую кодификацию законов, а также правовой позитивизм. Интерес к тюремной реформе также привел его к выдвижению проектов современной тюрьмы — см. Паноптикум.
БЕНЬЯМИН ВАЛЬТЕР (Benjamin, Walter) (1892—1940) - немецкий культурный теоретик, связанный с франкфуртской школой критической теории. Материалистическая диалектика Беньямина коренилась и в еврейском мистицизме, и в историческом материализме. История как прогресс должна была расцветать обособленно, а культурные блага могли освобождаться или преобразовываться в "диалектические образы", которые освещали революционные возможности настоящего (см. "Просвещение", 1955, "Улица с односторонним движением", 1974). Сегодня его творчество считается особенно важным вкладом в неомарксистские теории эстетики и "массовой культуры". Часть его работ — теоретический анализ наследия социалистического драматурга Бертолвда Брехта. Влияние Брехта изменило направление мыслей Беньямина от критического отрицания до революционного подтверждения коллективного революционного субъекта (см. "Постижение Брехта", 1973). В отличие от Адорно, который был пессимистически настроен в отношении критического потенциала "массового искусства", Беньямин верил в то, что этот прогрессивный потенциал будет найден. Если Адорно сохранил и даже упрочил принадлежность к классическому "модернистскому" (и буржуазному) различию между высокой культурой и остальными формами массовой культуры, то Беньямин высказывал сомнения относительно такого различия. При этом он охватил множество ориентации, позже ставшими характерными для постмодернизма.
БЕРГЕР ПИТЕР (Berger, Peter) (1929— )— родившийся в Вене американский социальный теоретик и социолог религии. В "Социальном конструировании реальности" (совместно с Томасом Лукманом, 1966), он дает оценку роли обыденного знания в социальном конструировании повседневной жизни и учреждений, разрабатывая тему в русле феноменологического подхода Альфреда Шюца. В исследованиях религии, включая "Социальную действительность религии" (1969), он выдвинул спорньй тезис о том, что социологи должны занять "методологически атеистическую" позицию и не пытаться обсуждать, является ли религия чем-то большим, чем социальное порождение. Его широко известное введение в социологию — "Приглашение в социологию" (1966) — гимн привлекательности социологии, "игра королей академических дисциплин", по выражению Бергера.См. Структура и воля; Феноменологическая социология.
БЕРГСОН АНРИ (Bergson, Henri) (1859—1941) - французский философ, чьи работы о времени оказали заметное влияние на социологию. Во "Времени и доброй воле" (1889) он противопоставил время, постигаемое опытом повседневной жизни ("непрерывная продолжительность"), — времени, каким оно представляется в научной сфере.
БЕРНШТЕЙН БЭЙЗИЛ (Bernstein, Basil) (1924- ) - социальный теоретик и специалист по социологии образования, наиболее известный своими первопроходческими работами по социолингвистике и изучением связи между общественным классом и деторождаемостью, а также использованием языка в контексте семьи и школы. Самые ранние статьи, появившиеся в 60-х гг., установили наличие "ограниченных" кодов формального и общего языка у рабочего класса и "разработанных" у среднего (см. Разработанные и ограниченные коды). Его теория языка, а также эмпирические исследования были широко распространены в Англии и остальных странах.
Концентрация на этих аспектах его работ отвлекла внимание от интереса Бернштейна к распределению власти и принципам социального управления (Бернштейн "Класс, коды и контроль", 1971—77). Его подход — по существу структуралистский, испытывающий сильную тягу к трудам Дюркгейма, что наиболее четко просматривается в работе по организации, передаче и оценке знания в ходе образования. Последнее является формой кода знания; то, каким образом оно организуется, передается и оценивается, отражает способы социального контроля. Программа создается как из отдельных, так и объединенных единиц, классифицированных определенным способом, где классификация относится к пограничным связям между областями знания. Данный термин параллелен понятию "обрамление", отражающему способ передачи знания. Бернштейн полагает, что эмпирически сигнальные системы "классификации" и "обрамления" реализуются в совокупных и интегрированных кодах, подкрепляющих программу школ и оказывающих влияние на порядок и контроль. Совокупный код строго классифицирован и ограничивает области. Студенты могут выбирать только отчетливо отделяемое содержание в форме предметов, то есть историю, географию, химию, физику. Интегрированный код состоит из содержания, которое имеет открытую связь с каждым иным кодом, например, с социальными исследованиями, наукой. Таким образом, организация знания отражена в философии образования, вложенной в каждый код и его связь с принципами власти и управления. Совокупный код подразумевает дидактическое обучение, при котором "факты" внушаются, а интегрированный — теорию обучения и изучения, основанную на саморегулировании индивидуумов или групп учеников.
БЕРНШТЕЙН ЭДУАРД (Bernstein, Eduard) (1850-1932) -немецкий социал-демократический теоретик, который обычно ассоциируется с ревизионизмом внутри марксизма. В его главной работе — "Die Voraussetwngen des Socialismus"(1899) — содержится утверждение, что расширение политических прав в капиталистических обществах будет постепенно трансформировать их и предотвращать экономические кризисы без необходимости насильственной революции или диктатуры пролетариата.
БИЛАТЕРАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ (bilateral descent) (Антропология) — термин, описывающий систему, в которой узы родства признаются по линии обоих родителей.
БИМОДАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (bimodal distribution) -см. Меры центральной тенденции.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (biographical method) - использование личных документов (типа писем или дневников) для проведения социологических исследований. См. История жизни, Знанецкий.
БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ (или БИОМЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ
БОЛЕЗНИ
(biomechanical (or biomedical) model of illness) — модель болезни, основанная на концепции тела как физической системы, которая может разрушаться и нуждается в лечении для возвращения в рабочее состояние. Хотя имеется много видов неформального здравоохранения, осуществляемых вне медицинских учреждений, данная модель предполагает обращение людей к врачам при возникновении болезненного или угрожающего жизни состояния, не поддающегося самолечению. Она состоит из следующих элементов:
(а) люди либо не имеют признаков заболевания, либо не осознают, что больны;
(б) болезнь состоит в отклонении от совокупности биологических норм;
(в) эмоциональные или физические изменения биологического происхождения дают знать, что что-то не так;
(г) первоначальная реакция, в той или иной мере неверная, заключается в дилетантском использовании лекарств, например, остававшихся или собственных;
(д) если симптомы сохраняются или ухудшаются, люди обращаются к доктору;
(е) на данном этапе человек получает либо диагноз болезни и лечение, либо удостоверяется, что нет причин для беспокойства;
(ж) те, у кого была выявлена болезнь, следуют курсу лечения, пока их не объявят здоровыми.
Социологи подвергли эту модель сомнению и разделили болезнь на биологическую категорию (перелом конечностей или туберкулез легких) и социальную (субъективное ощущение нездорового образа жизни и социальный статус больного). См. Симптом айсберга;
Ограниченная консультация.
БИХЕВИОРАЛИЗМ или ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД
(behaviouralism or behavioural approach) — теоретический и эмпирический подход в американской политической науке, который подчеркивает важность социологических и психологических детерминантов политических действий и поведения, а не ограничивается, как принято в традиционной политической науке, узко политическими процессами, например конституционным устройством, законодательными процедурами. См. Политическое поведение; ср. Бихевиоризм.
БИХЕВИОРИЗМ (behaviourism) — 1. Школа в психологии, главная заповедь которой состоит в том, что ее предметом является только наблюдаемое поведение. 2. Изучение, главным образом в ходе экспериментов над животными, принципов обучения (называемых также образованием условных рефлексов) и использование этих принципов для познания и управления поведением человека. 3. {Философия, например, Райл "Понятие разума", 1949) концепция, согласно которой "умственные понятия могут анализироваться в терминах открытых действий и высказываний" (Флу, 1979). По Райлу, смыслу 1 ошибочно присваивается исключительность умственного и физического, Дуализма разума и тела.
Бихевиоризм как школа психологии был основан в США Э.Л. Торндайком (1911), разработавшим Закон эффекта — вознаграждаемое поведение имеет тенденцию к повторяемости, а не вознаграждаемое — к прекращению. Почти в то же самое время в России И. Павлов (1846—1936) исследовал условные рефлексы. Его эксперименты привели к формулировке теории классического образования условных рефлексов (Павлов, 1911).
Наиболее влиятельным и плодовитым бихевиористом, однако, является Б.Ф. Скиннер (1904—1990). Его имя стало почти синонимом бихевиоризма, и он изобрел блок Скиннера — прибор, обеспечивающий управляемую среду для исследования обучения животных (оперантное образование условных рефлексов).
В школе психологии наблюдаемое поведение может включать в себя и устное поведение, выражаемое мыслями. Тем не менее бихевиористы прежде всего предпочитают игнорировать умственные функции или эффект организма на стимул (S) и ответ (R). Только S и R способны контролироваться и измеряться, а следовательно — изучаться.
Чтобы точно исследовать принципы обучения, поведение должно быть простым, а процедуры — этически приемлемыми. Это предполагало сосредоточение на экспериментах над животными, нередко в управляемой среде блока Скиннера, где обычно наблюдалась реакция крыс или голубей на S (с помощью рычага или диска) и R (нажатием или бросанием) при различных режимах стимулирования (использование пищевых шариков). Такие работы пополнили багаж знаний об обстоятельствах, при которых происходит образование условных рефлексов, и о переменных, воздействующих на их силу и применение.
Эти идеи в 30—40-х гг. господствовали в академической психологии и проникли в общую культуру, в частности, оказав влияние на практику воспитания детей. Впоследствии они утратили свое значение в психологии, но все еще широко используются в лечении душевнобольных. См. Модификация поведения.
Скиннер также оказал влияние на область усвоения языка ("Устное поведение", 1957), предположив, что новорожденный постигает язык через процесс создания условных рефлексов — его/ее устное поведение формируется стимулированием к звукам его/ее родного языка. Это противоречит теории Чомского (см. Механизм усвоения языка).
БЛАУ ПИТЕР (Blay, Peter) (1918— ) — американский социолог, который первым приобрел известность теоретика организации своими работами "Динамика бюрократии" (1955) и (совместно с В. Скотом) "Формальные организации: сравнительный подход" (1962). Впоследствии вместе с О. Дунканом он также проделал важное эмпирическое исследование структуры занятости — "Американская структура занятости" (1967). В "Обмене и власти" (1964) была сформулирована версия теории обмена, чтобы "получить сложный из более простых процессов без уменьшения роли ошибки игнорирования возникающих свойств". Согласно Блау, "социальный обмен" является "центральным принципом социальной жизни, и даже такие отношения, как любовь и дружба, можно проанализировать в качестве отношений обмена". Институт обмена подарками в простых обществах показывает основные принципы социального обмена в целом: "взаимные благодеяния создают социальные связи между равными, в то время как невзаимные приводят к дифференцированию статусов". Стремясь избежать тавтологии использования данного понятия, Блау ограничивается сферой действий, вознаграждаемых реакцией на обмен, которые прекратились бы, если бы реакции не поощряли их.
БЛОК МАРК (Bloch, Marc) (1886—1944) - французский историк средних веков, преподававший в Страсбурге, а с 1936 г. — в Сорбонне (Париж). Влияние на социологию он оказал важной книгой "Феодальное общество", изданной на английском языке в 1961 г., где рассмотрел феодальное общество в целом, не сосредоточиваясь на выделении политических или экономических аспектов, как предпочитали делать другие теоретики. Он был одним из соучредителей (1931) Armales d'histoire economique et sociale (см. Школа анналов). Погиб в гестапо в 1944 г. за участие во французском Движении Сопротивления. См. Феодализм и феодальное общество.
БЛУМЕР ГЕРБЕРТ (Blumer, Herbert) (1900—1987) - американский социолог, который учился, а затем преподавал в Чикагском университете. Лучше всего известен как преподаватель и автор работ в русле символической интеракционистской традиции, идущей от Дж. Г. Мида (см. Блумер "Символический интеракционизм", 1969). Внедрил термин символический интеракционизм. См. Переменная.
БОАС ФРАНЦ (Boas, Franz) (1858-1942) - антрополог немецкого происхождения, сыгравший роль первопроходца в создании современной культурной антропологии. Выступив против эволюционной теории, Боас оказал особое влияние на внедрение этнографических методов, которые доминируют в современной антропологии. Подчеркивал относительность культур и важность их понимания в собственных условиях.
БОВУАР СИМОНА ДЕ (Beauvoir, Simone de) (1908-1986) --французская писательница-феминистка, чьим основным вкладом в социальную теорию — во "Второсортном поле" (1953) — стало описание патриархата, при котором "женское" рассматривается, в терминологии Гегеля, как нечто созданное культурой "иное чем" мужское- Эта "инаковость объясняется историко-культурного факта разделения труда по половому признаку, но частично и следствием женской половой репродуктивной способности, ограничивающей свободу женщин по сравнению с мужчинами. Единственный предлагаемый ею выход видится в том, что женщины должны воздержаться от брака, деторождения и материнских обязанностей.
БОГАТСТВО (wealth) — стоимость ресурсов, которыми обладает индивидуум или общество (ср. Капитал).
Важная проблема — распределение богатства в заиках общества. Как правило, во всех, кроме простейших, обладание богатством является неравным, и степень этого неравенства — важная особенность дифференциации типов общества. В современных развитых индустриальных обществах в целом обнаруживается меньшая дифференциация доходов, чем в менее развитых, но неравенство в распределении богатства остается высоким, хотя зачастую трудно определить его количественно ввиду тенденции скрывать богатство (например, в момент смерти), потому что оно облагается налогом.
Огромная разница в богатстве, существующая между обществами — особенно "первого" и "третьего мира", — конечно, также существенная отличительная черта государств современной мировой системы и важный аспект потенциальной экономической и политической ее неустойчивости.
БОДРИЯР ЖАН (Baudrillard, Jean) (1929— ) - французский социальный теоретик, чьи труды — "Общество потребления" (1970) и "Имитации" (1983) — пользовались большим влиянием в постмодернизме. Бодрияр основывается прежде всего на семиологии для доказательства того, что потребление влечет за собой, в частности, "активное манипулирование знаками" до такой степени, что в современном обществе производство знака и товара слилось в производстве товара-знака. Бесконечное увеличение знаков, образов и имитаций, запущенное через масс медиа и т.п., в конечном счете стирает всякие различия между образом и действительностью, порождая "утрату устойчивого значения", которая выдвигается в качестве характерной особенности постмодерна. См. Гиперреальность.
БОЛЕЗНЬ (disease) — см. Недуг. БОЛЬШЕВИЗМ (bolshevism) — см. Большевик.
БОЛЬШЕВИК (bolshevik) (от русского "большинство") — член ленинского большинства Российской социал-демократической
партии в 1903 г., предшественницы Коммунистической партии Советского Союза. Поэтому путем расширительного толкования термин большевизм стал также относиться к любой революционной коммунистической партии, которая принимает "авангардную концепцию" роли партии в руководстве рабочим классом (см. также Политическая партия).
БОНАПАРТИЗМ (Bonapartism) (марксизм) — форма правительства в капиталистическом обществе, при которой исполнительная власть управляется диктатором, контролирующим, в свою очередь, остальные учреждения государства и общества. МАРКС в работе "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" представляет данную форму безвыходной ситуацией в классовых отношениях при неспособности класса капиталистов управлять парламентскими средствами, а рабочего класса — установить свое господство. Примером, проанализированным Марксом, был Луи Бонапарт во Франции, ставший Наполеоном III в 1851 г. после государственного переворота. Маркс доказывал, что режим стремился по-прежнему развивать капитализм.
Последующие авторы рассматривали его в качестве примера относительной автономии государства. В 20-м столетии таких было множество, особенно в обществах "третьего мира", где относительная слабость социально-классовых образований может лежать в основе военных диктатур, включающихся в решение политических конфликтов там, где ни один из общественных классов не обладает достаточной силой для господства над другими. Они отличаются от фашизма, так как массовые партии не используются ни для прихода к власти, ни для поддержки диктатуры у власти, и может отсутствовать вовсе четко сформулированная фашистская идеология. Тем не менее это понятие — слишком широкое для адекватного объяснения всего разнообразия обстоятельств возникновения диктатуры, и потому по вопросу о его точном применении ведутся споры.
БОУЛБАЙ ДЖОН (Bowlby, John) (1907-1990) - основатель теории слияния детства-материнства (Боулбай, 1958; "Слияние и утрата", 1969). Боулбай практиковал как детский аналитик под руководством Мэлани Кляйн и работал психиатром в Лондонской клинике новорожденных. Первоначальный стимул для его исследования характера связи между матерью и ее новорожденным ребенком исходил от Всемирной организации здравоохранения, озабоченной тем, что многие дети страдали от неблагоприятных последствий заботы о них в учреждениях, особенно в результате разрушений, причиненных войной 1939—1945 гг. Он опубликовал свои первые результаты в 1951 г., сконцентрировавшись на роли материнской заботы в формировании последующего умственного здоровья ребенка. В разработке теории слияния Боулбай привлек свой опыт в области психоанализа, но его метод был уникален, так как сочетал в себе ретроспективный психоаналитический подход к детскому опыту на базе этологических данных из научных исследований в области развития других разновидностей. Некоторые из оригинальных идей Боулбая (например, лишенность материнства} были подвергнуты сомнению в свете более современных аргументов, но в целом его теория создала основу для всех последующих изучении и оказала большое воздействие на такие дисциплины, как психология, психиатрия и социально-патронажная служба, а его популярные книги стали средством приобщения многих людей к пониманию развития психологии и здоровья новорожденных.
БРАК (marriage) — социально подтвержденный и иногда юридически заверенный союз между взрослыми мужчиной и женщиной. Некоторые доиндустриальные общества признают многобрачие, то есть полигинию (мужчина может жениться более чем на одной женщине) или, что гораздо реже, полиандрию (женщина может выходить замуж более чем за одного мужчину). Однако намного более распространенной формой брака является моногамия, даже в обществах, где разрешено многобрачие. См. Родство; Семья; Социология семьи.
В доиндустриальных обществах брак регулировался семейными отношениями и главным образом отражал интересы семьи. Ожидания были связаны с женитьбой либо в пределах группы {эндогамия), либо, напротив, вне ее (экзогамия). В индустриальных обществах персональный выбор более заметен с идеей романтичной любви, то есть на основе "эмоционального индивидуализма", что имеет большое влияние. Однако он, похоже, осуществляется в целом в пределах узкого социального диапазона.
Другой формой брака, все чаще встречающегося в индустриальных обществах, является сожительство. Мужчина и женщина имеют сексуальные отношения без бракосочетания, хотя часто это — прелюдия к браку. В намного меньшем масштабе встречаются "беспутный" (как лесбийский, так и гомосексуальный) брак и коллективные браки.
Социологическое изучение брака в индустриальньк обществах направлено в настоящее время на ряд проблем, включая:
(а) брачные пропорции — число состоящих в браке взрослых по отношению к взрослому населению. На них, похоже, оказывают влияние несколько факторов, в том числе брачный возраст, изменения в рождаемости, продолжительность жизни, миграция, войны и важные экономические обстоятельства, включая изменяющиеся модели занятости замужних женщин;
(б) распределение власти в рамках брачных отношений. Действительность такова, что оно может медленно изменяться. Но пока во всех социальных классах экономические и жилищные решения все еще принимаются мужчинами. Симметричная семья остается исключением;
(в) "открытие" насилия в браке. Значительный объем исследований показывает широкое распространение злоупотреблений по отношению к женщинам в рамках брака во многих обществах и во всех социальных классах (см. Избиение жены). Такие исследования подкрепляют феминистскую критику институтов брака и семьи;
(г) факторы, воздействующие на повторный брак. В индустриальных обществах число повторных браков увеличивается среди разведенных и овдовевших. Это явление привело к признанию новой семейной формы — повторно создаваемой семьи (или сводной семьи) — предполагающей соединение партнеров, которые приводят с собою отпрысков предыдущих отношений. Несмотря на рост коэффициента разводов, повторный брак в большинстве индустриальных обществ становится все более популярным, вызывая к жизни понятие серийной моногамии.
БРАК ДВУХ КАРЬЕР (dual-career marriage) — ситуация, при которой в современных индустриальных обществах оба партнера по браку пытаются сохранить профессиональные карьеры. Вследствие противоречий между карьерой и домашними обязанностями, особенно у женщин (см. также Домашний труд), а также изменений на рынке труда (см. Гибкие рынки труда) такое положение встречается реже, чем иногда принято думать.
БРАХМАН (Brahman) — см. Каста.
БРИКОЛАЖ (bricolage) — процесс преобразования значения объектов или символов посредством нового использования или нестандартных переделок несвязанных вещей. Термин используется в исследованиях культуры; см. Мода.
Бриколаж — французский термин, в несколько ином контексте внедренный Клодом Леви-Строссом в книге "Дикое мнение" и впоследствии использованный переводчиками, которые не смогли найти подходящего английского эквивалента. Сам автор применял его по отношению к практике (bricoleur's) создания вещей из любых подвернувшихся под руку материалов — структура и результат были важнее, чем составляющие части, изменяющиеся в процессе созидания.
БРОДЕЛЬ ФЕРНАН (Braudel, Femand) (1902—1985) - влиятельный историк, связанный со школой анналов. Наиболее известные его работы, переведенные как "Средиземноморский мир" и "Средиземноморский мир эпохи Филиппа II" (в 2-х томах, 1972—1973, первое издание — 1949, дополнительное — 1966), иллюстрируют характерный для членов школы подход, который оставляет за своими рамками традиционную политическую историю и фокусируется на подробном изучении материальной основы политических событий и их глобальных взаимосвязей. В его анализе поворота в направлении внешней политики Испании при Филиппе II (к Атлантике и далеко от Средиземноморья) демографические, культурные, а также экономические данные сочетаются с более традиционным политическим анализом. Бродель интересовался различными темпами социальных изменений в разные эпохи и в различных областях социальной действительности. Под краткосрочными "событиями" наверху, изображаемыми в традиционной истории, имеются долговременные изменения, охватывающие столетия и тысячелетия. С этой точки зрения в "Цивилизации и капитализме" (пер. 1973—1982) Бродель дает анализ развития мировой экономики от Средневековья до промышленной революции. Критики Броделя полагают, что вывод за рамки основного внимания независимого значения политических "событий" может нарушить баланс между социальной и политической историей. Для других ученых, напротив, его труды стали стимулом, приведя современных сравнительных социологических историков, таких как Валлерстайн, к их использованию в качестве модели собственных исследований.
БУДДИЗМ (Buddhism) — дальневосточная этическая религия, происходящая от учения Будды, "просветителя", представителя индусской знати в Непале в VI в. до н.э. Впоследствии буддизм получил широкое распространение и принял несколько форм. Путем к спасению, согласно Будде, являются самоотречение, самодисциплина и медитация с целью вырваться из бесконечного цикла перевоплощения, которое происходит в противном случае, а конечной целью — нирвана или полное духовное совершенство. В таком качестве ориентация буддизма часто была, по выражению Вебера, "иномирской". В то же время буддизм был и политической религией, как в ламаизме или некоторых движениях протеста в странах "третьего мира".
БУДУЩИЙ ШОК (future shock) — (по аналогии с термином Культурный шок) шок из-за "восприятия" перспектив мира, который изменяется растущими темпами и способом, разрушающим людские надежды и имеющим тенденцию вносить беспорядок. Термин был внедрен Олвином Тоффлером (1970).
БУЛИМИЯ (bulimia) — см. Анорексчя нервоза.
БУНТ (riot) — 1. (В английском законодательстве) — применение такого незаконного насилия со стороны, по крайней мере, двенадцати человек, которое внушало бы "устойчиво благоразумному человеку" опасение за его или ее безопасность. 2. (в социологии) крупномасштабный общественный беспорядок, предполагающий покушение на собственность и насильственную конфронтацию с полицией.
В Англии в последние годы было издано множество социологических исследований после городских волнений в Сент-Полз, Бристоле в 1980 г. и во многих других городах весной—летом 1981 г. и осенью 1985 г. Ни одна из причин не была принята в качестве ключевой для понимания того, почему произошло волнение, но ряд важных проблем все же был отобран. Одна из них — сам термин "бунт", ибо он настолько обременен нравственно и политически, отражая лишь точку зрения властей, что является явно бесполезным. Поэтому лучше использовать более нейтральные фразы: "городское волнение", "народный протест" и "общественный беспорядок".
Как правило, в бунтах власти склонны видеть результат заговора или подстрекательства агитаторов. Так, в беспорядках 1981 г. были обвинены политические агитаторы, а в произошедших в Гандсуорте в 1985 г. полиция доказывала, что их вызвали торговцы наркотиками, чтобы защитить свои прибыли. Примечательно, что реакция судей и полиции на бунты 18-го и 19-го столетий поразительно напоминает представления должностных лиц и средств информации о волнениях 1980-х гг. Социологически эти объяснения интересны с точки зрения идеологических конструкций. Они редко бывают убедительными, но обычно служат для отвлечения внимания от основных социальных проблем и стремятся снять с власти ответственность за их возникновение.
Возвращаясь к социологическим и другим исследованиям в Англии (за исключением стратегии охраны порядка, Северная Ирландия должна рассматриваться отдельно), ряд из которых представляет чисто теоретический интерес, все же были сделаны важные оценки волнений в прошлые столетия и в американских городах в 1960-х гг. В большинстве работ велся своего рода диалог с Докладом Скармена 1981 г., где причинами волнений 1981 г. названы материальные условия в охваченных им областях: безработица, жилищное обеспечение, работа и другие условия, наряду с жесткой и конфронтационной деятельностью полиции, иллюстрируемой формулой "останавливай и ищи" во время проведения "Операции болото'81", которая непосредственно предшествовала событиям. Его аргументы совпадают с линией социологических исследований по ряду пунктов, особенно в отрицании заговорщических идей и акценте на реальности проблем, стоявших перед "бунтарями". Социологи-исследователи выделяли разные проблемы, которые можно объединить в четыре основные группы:
(а) материальные условия — все главные вспышки беспорядков произошли в местах с намного более высокой, чем средняя, степенью депривации;
(б) полиция — фактически в каждом случае первой мишенью волнений была полиция. Часто беспорядки следовали за определенной полицейской акцией (например, в Бристоле в 1980 г., Брик-стоне в 1981 г. и Гандсуорте в 1985 г.) или были связаны с высоким уровнем активности полиции в целом;
(в) раса — первоначально представители полиции и политические деятели давали расистские оценки, приводя аргументы о чуждых культурах и т.д. Социологи были склонны подчеркивать значение этнического измерения с различных точек зрения. Длительное время утверждалось, что черные люди были подвергнуты процессу криминализации (см. Холл и др., 1978), и это институциализировало расизм — постоянную и взрывоопасную проблему (Институт политических исследований, 1983). См. Этнос;
(г) маргинализация и отчуждение — в некоторых отношениях их существование признается особенно применимым к британским черным людям, но значение понятий шире (см. Ли и Янг, 1983;
Холл, 1987). Основной аргумент состоит в том, что там, где люди в действительности исключены из процессов политического и культурного представительства, где для них закрыты эффективные каналы обжалования, показывающие общее безразличие и даже враждебность к их ситуации, они могут прибегать к массовым волнениям как к единственному средству выражения гнева и обнародования своего положения, даже когда это оказывается контр продуктивно. См. Маргинальность.
Все социологические объяснения отвергают представление о том, что волнения просто "иррациональны" или вдохновляются криминальными либо политическими заговорщиками. Они также склонны не принимать всерьез аргументы о "скандальном эффекте", вызываемом средствами массовой информации путем рекламирования и усиления бунтов (см. увеличение девиации). Есть вполне идентифицируемые мотивы, заключающиеся в условиях жизни людей, и вполне понятно с рациональной точки зрения стремление ответить на эти условия. Ср. Коллективное поведение.
БУРДЬЕ ПЬЕР (Bourdien, Pierre) (1930- ) - французский профессор социологии в парижском "Коллеж де Франс", внесший значительный вклад в общую социологическую теорию, пытаясь найти средний путь между действием и структурой. Он хорошо известен работами в социологии культуры и применением этих идей к социологии образования (см. Культурный капитал). Опирался на труды таких теоретиков, как Маркс, Дюркгейм и Вебер, в разработке своеобразной теории поддержания социального порядка. Главные труды: "Основы теории и практики" (1977), "Школа как консервативная сила" (1966) и "Воспроизводство в образовании, обществе и культуре" (1977), Известны также "Отличие" (1984) и "Гомоакаде-микус" (1988). См. Обычай; Структура и воля.
БУРЖУАЗИФИКАЦИЯ (bourgeoisification) см. Обуржуазивание; Тезис обуржуазивания.
БУРЖУАЗИЯ (bourgeoisie) (МАРКСИЗМ) — общественный класс в капиталистических обществах, включающий владельцев капитала. Поэтому капиталист — прежде всего экономическая категория, а буржуазия — социальная. Немарксистские социологические подходы к социальной стратификации склонны не использовать данный термин прежде всего потому, что в ходе дебатов вокруг революции менеджеров в капитализме XX в. встал вопрос о том, продолжает ли существовать и далее социальный класс, основанный на монопольном владении капиталом. В более широком смысле термин буржуазный часто употребляется при описании образа жизни среднего класса. Уильямс (1976) ведет полезную дискуссию об изменениях и отличиях применения данного слова. См. Элита;
Высший класс; Правящий класс.
БУТ ЧАРЛЬЗ ДЖЕЙМС (Booth, Charles James) (1840-1916) -бизнесмен, судовладелец и социальный реформатор, который осознал необходимость систематических и надежных данных для содействия делу социальных реформ. Он был первым человеком, ставшим разрабатывать и использовать обзорный метод для сбора данных о бедности и доходах. Его статистические находки были изданы в "Жизни и труде людей" (1889—1891), "Жизни и труде людей в Лондоне" (1891—1903). Он особенно был обеспокоен бедностью пожилых людей и сыграл значительную роль в создании Закона о пенсиях по старости 1908 г. См. Социальный обзор; Социальная администрация; Раунтри.
БУХАРИН НИКОЛАЙ (Bukharin, Nikolai) (1888-1938) - один из лидеров партии большевиков до и после революции 1917 г. в России. Он писал об империализме и, хотя имел расхождения с Лениным, расценивался как один из наиболее блестящих молодых членов руководства. Бухарин играл главную роль в экономических дебатах 1920-х гг., ратуя за постепенный путь к социализму, воплощенный во введенной в 1921 г. Новой экономической политике. Он являлся редактором ежедневной партийной газеты с 1917 г. по 1929 г., но когда выступил против программы ускоренной индустриализации Сталина, был удален из редакции. Оставался ведущим членом партии, однако был исключен из нее в 1937 г., а затем казнен в период московских процессов.
БЫТИЕ (Being) — см. Хаидеггер; Dasein(прим.).
БЭЙТСОН ГРЕГОРИ (Bateson, Gregory) (1904-1980) - широко известный американский культурный антрополог, чьи научные интересы простирались от зоологии, социальной антропологии, философии, психологии и исследования общения до мистицизма. Принадлежал к первому поколению последователей этнографической традиции Малиновского. Первым, а ныне классическим этнографическим произведением Бэйтсона стало исследование "Нэйвен" (1936), прекрасное дополнение к развивающейся антропологической мозаике с аналитическими рамками для изучения символизма. Ввел понятие схизмогенезиса (для описания процесса социального раскола и конфликта), а также употреблял более знакомые понятия — этос и эйдос — для выявления характерных принципов систем верований. Он доказывал, что используемые в анализе данных объяснительные и описательные категории можно перетасовать и изменить таким образом, чтобы данные не смотрелись в единственной структуре.
Второе классическое антропологическое исследование Бэйтсона — "Балийский характер" (1942), написанное в соавторстве с Маргарет Мид, способствовало популяризации изучения культуры и личности в американской культурной антропологии, особенно в 40-е гг. Он стал пионером в применении диапозитивов и киносъемок как в этнографических полевых исследованиях, так и в написании отчетов. На более позднем этапе деятельности перешел от "гуманистической психологии" и кибернетики к исследованию общения, изучая водных млекопитающих и дельфинов. Его работы оказали влияние на Гофмана и многих других социологов.
БЮРОКРАТИЯ (bureaucracy) — 1. Тип организации, управление в которой основано на безличных, письменных инструкциях и иерархии, проводящей явное различие между "ведомством" и должностными лицами, а официальные должности заполняются на основе формальной квалификации. Понятие впервые было систематически определено Вебером (см. Идеальный тип), заложившим основу множества социологических исследований современных крупных организаций. 2. (Буквально) управление должностными лицами. Следовательно, бюрократы или "бюрократия" обозначают лиц, которые проводят в жизнь правила или фактически "правят". Использование термина в данном значении восходит к французским физиократам 18-го столетия и было принято скорее в политической теории, чем в социологии (Олброу, 1970). 3. (Уничижительное) обозначение неэффективных организаций из-за громоздких правил, "бюрократизма" и процедур, съедающих время. Идея о том, что бюрократия — синоним неэффективности, часто упоминается в повседневном языке, а также в критике идеального типа "рациональной бюрократии" Вебера.
Вебер анализирует бюрократию в рамках теории власти, господства и легитимности (см. Легитимный авторитет). Современная рациональная бюрократия наиболее тесно увязана с легально-рациональными формами господства (Вебер, 1922), зависимыми от развития товарной экономики, свободного рынка, кодификации законов и расширения администрации (особенно в государстве). Его идеальный тип бюрократии включает:
(а) господство на основе письменных инструкций в иерархии специализированных ведомств;
(б) пополнение рядов на основе квалификации;
(в) безличные ведомства, явно отличаемые от должностных лиц, а также отделенные от частной жизни и частной собственности.
Следовательно, пост в ведомстве — это "профессия", основанная на экспертном обучении, обеспечивающая жалованье с пенсией и срок пребывания, а также карьеру, поддержка которой зависит от вышестоящего начальства и/или способностей.
В чистом виде рациональная бюрократия рассматривается как технически более высокая, чем все предыдущие формы администрации (патриархализм, патримониализм), по причине быстродействия, предсказуемости, точности и беспристрастности в рассмотрении "дел" безотносительно к собственным соображениям. Таким образом, Вебер проводил различие между рациональной бюрократией и более ранними ее формами в древних обществах, где основой служила личная преданность правителю и оплата натурой. Современная бюрократия пронизывает государственную администрацию и все основные учреждения капиталистического общества, включая армию, церковь, образование и частное предпринимательство.
Распространение бюрократии отражает процесс рационализации в современном мире с ее парадоксальными последствиями. С одной стороны, она "формально рациональна" и "эффективна", подобно машине, но с другой — несет угрозу дегуманизации демократии и человеческой свободе, отрицание фундаментальных ценностей и того, что Вебер называл основой независимой рациональности (см. Рациональность). В этом смысле ее первичная основа иррациональна.
Пессимизм Вебера относительно усовершенствования бюрократической власти при капитализме отражен в его представлении о бюрократии как о неизбежной, даже при социализме. Единственный вопрос: кто управляет бюрократической машиной? (Ср. Железный закон олигархии). Конфликт между бюрократией и демократией был темой, пронизывавшей работы таких известных теоретиков, как Моска (1884), и идею "революции менеджеров" (Бернхэм, 1943). См. фашизм; Корпоративизм; Теория элит; Революция менеджеров.
Маркс,
в отличие от Вебера, сводил свое краткое рассмотрение бюрократии к одному из аспектов теории государства. Бюрократия является паразитической, служащей интересам правящего класса в качестве орудия классового господства; она не обладает автономной основой власти, но зависима от власти частного капитала. В будущем социалистическом обществе бюрократия, подобно капиталу, должна была "отмереть" (см. Государство; Социализм; Большевик; Правящий класс). Различия между Марксом и Вебером в вопросе о природе власти и класса вызвали многочисленные дебаты о структуре власти в советских и восточноевропейских обществах, где глубоко укоренилась бюрократия (см. Ленин; Троцкий; Государственный капитализм и Государственно-монополистический капитализм).
Проблема отношения между бюрократией и социализмом четко обозначена Джиласом (1957), который расценивал партийную бюрократию в Восточной Европе как новый класс, базирующийся скорее на управлении государством, нежели на частной собственности (см. также Восточный деспотизм в плане значения бюрократической власти в анализе Маркса азиатских обществ).
Таким образом, очевидно влияние Вебера на исследования противоречий социализма. Но одно из наиболее важных ответвлений критики его теории отталкивается от марксистского подхода. Например, Маркузе (1968) полагал, что изучение Вебером формальной рациональности отвлекало внимание от использования бюрократии в качестве формы капиталистического господства, поскольку признавало методы бюрократического управления нейтральными и неизбежными. Это вызывает следующую проблему: можно ли говорить о "формальной рациональности" администрации независимо от намерений или целей, ради которых учреждена бюрократическая администрация. В подобном ключе подчеркивается классовая основа бюрократического господства и, следовательно, ее временный характер в противоположность пессимизму Вебера. Его акцент на неистребимости бюрократии был подвергнут критике и с иной точки зрения в известном эссе Гоулднера (1955), который не признавал "метафизический пафос", свойственный фаталистским формулировкам Вебера и представляющий бюрократию как отрицание всякой возможности человеческого выбора, игнорирование альтернативных форм бюрократии, в большей мере отвечающих демократии. В другом его исследовании "представительная" бюрократия противопоставляется "преимущественно карательной" (Гоулднер, 1954).
После Вебера множество эмпирических исследований и критических анализов идеального типа создало основу современной Теории организации (см. также Организация). Их результаты указывают, что современная бюрократия функционирует в разрез с идеальным типом Вебера из-за наличия неофициальных структур, противоречивых интересов подгрупп внутри бюрократии, а также закостенелости формальных норм, ведущих к неэффективности. Например, изучение, предпринятое Мертоном и Селзником (1966), стало классическим, показывая способ, которым бюрократические правила превращаются в дисфункциональные и вызывают нежелательные последствия, становясь скорее целями в себе, чем средством достижения целей (см. Целевое смещение; Функционализм). Изучение Блау Федерального ведомства по осуществлению законов (1955) показывает, что неформальные действия более эффективны, чем строгая приверженность закостенелым формальным. Кроме того, инструкции могут использоваться членами организаций в собственных интересах и в противовес официальным целям (Крозье, 1964).
Поствеберовские исследования подтвердили его правоту, но их значение по части критического анализа Вебера все еще спорное (Олброу, 1970; Моузелис, 1975). Нет никаких сомнений в том, что многое вызвано непониманием его подхода и сведением работ о самых широких социальных последствиях бюрократии к узкой теме эффективности организаций. Путаница имеет место и в подходе к идеальному типу — как он должен оцениваться и таит ли гипотезы. Однако, даже если идеальный тип доказан, остаются проблемы с формулировками Вебера относительно отсутствия какого-либо "значимого понимания" (метода, защищавшегося Вебером) в действиях подчиненных бюрократов и доказательств альтернативных идеальных типов бюрократии своей большой полезности.
Последние работы возвращаются к его темам с точки зрения критического анализа теории процесса труда и управления менеджеров. Анализ внутренних рынков труда и бюрократического управления использовался для изменения подхода к процессу труда в рамках логики деквалификации, основанной на научном управлении. В первые послевоенные годы узкий анализ организационной эффективности уступил место изучению развития капитализма и структур господства, которые были в центре внимания у Маркса и Вебера.