У

 
УВЕЛИЧИВАЮЩАЯ ИЗДЕРЖКИ ИНФЛЯЦИЯ (cost-push inflation) — см. Инфляция.
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ (satisfaction) — поведение индивидуума или фирмы, в котором, отчасти в результате неадекватной информации, преследуется не столько цель максимальной прибыли и т.д., как в ортодоксальных теориях экономической рациональности, сколько "удовлетворительного" уровня отдачи. Так, внутри фирмы организационные цели в виде укрупнения, престижа или безопасности могут иметь больший приоритет, чем максимизация прибыли. См. также Организационная культура; Теория организации.
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ (gratification) — процесс утоления потребностей или целей и состояние удовлетворенности, которое следует за этим процессом.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ (job satisfaction) — соответствие между тем, что работники ждут от труда, и их фактическим опытом. Исследования в этой области выявили различие между внутренними и внешними источниками удовлетворения. Дебаты велись вокруг вопроса о том, зависят ли трудовые ожидания от психологических потребностей или от социально порожденных и, следовательно, переменных факторов. Подходы отличаются двумя точками зрения: являются ли ориентации однофакторными (например, экономическими) или многофакторными либо более важными для удовлетворения внутренних факторов или внешних. От позиции, которую занимают теории, и зависит объяснение неудовлетворенности трудом ~ см. Браун (1991). См. также Ориентации на труд.
УЗУФРУКТ (usufruct) — право пользования собственностью других, не разрушая или не получая доходов от нее. Понятие происходит от римского права и широко применяется в социальных науках для определения отношений между тем, где владение собственностью, в частности, землей, не установлено в обществе, либо тем, где скорее ее пользование может быть наиболее важным аспектом данных отношений.
УИННИКОТТ ДОНАЛЬД (Winnicott, Donald) (1896-1971) -британский детский психиатр и психоаналитик, который оказывал значительное влияние на психоанализ начиная с 1930-х гг. Будучи членом Школы объектных отношений, он разрабатывал свою теорию постепенной дифференциации ребенка в самостоятельного индивидуума в ходе изучения ранней интеракции младенца с матерью и процессов привязанности. Проблемы взрослой личности усматриваются в неудачах этих ранних отношений, а регрессия в анализе предлагается в качестве терапии, помогающей их решению. В отличие от Клейна, уинникотт делает сильный акцент на влияние среды обитания. Он также выделил роль игрушек в качестве "переходных объектов", формирующих поддержку по мере движения детей к самостоятельности.
УИНЧ ПИТЕР (Winch, Peter) (1926- ) - британский философ, примыкающий к аналитической традиции Витгенштейна, который интересовался прежде всего моральной философией, а в начале своей карьеры — философией социальной науки. Его ранние работы, особенно "Представление о социальной науке" (1958), имели чрезвычайное влияние. Уинч нападал на господствующую, позитивистскую и функционалистскую форму социологии, доказывая, что фундаментальные исследования социальной жизни должны быть скорее философскими (и этическими), чем перенимающими естественные науки. Главный вопрос для Уинча — следование правилам либо их нарушение и соглашения, лежащие в основе значений деятельности, которые в состоянии "понять" социологи (см. также Правила и следование правилам). Уинч особенно желал исключить "причинность" (в смысле "постоянной связи" в теории причинности Дэвида Юма). Социальная жизнь, утверждал он, скорее похожа на продолжающийся дискурс, чем на цепь причинности. Сердце философии — эпистемология — опирается на правила и соглашения (витгенштейновские формы жизни), в связи с чем философские и социологические исследования являются раздельными. Его настойчивое подчеркивание разнообразия образов жизни и у каждого по-своему основанной эпистемологии также, похоже, венчалось "релятивированным" понятием "истинности", приведшим Уинча к тому, что он расценивается как социальный и когнитивный релятивист.
Опровержение аргументов Уинча предпринималось многими. Наиболее успешным было возражение против понимания науки с точки зрения Юма, ибо нельзя провести логическую линию между "причинной" наукой и ненаукой, а "формы жизни" не могут в конечном счете ограничиваться тем образом, который предлагает Уинч.
УКСОРИЛОКАЛЬНОЕ (uxorilocal) — см. Матрилокальное. УМИРАНИЕ (dying) — см. Смерть и умирание.
УМСТВЕННЫЙ ТРУД (mental labour) — см. Интеллектуальный труд; Ручной и неручной труд.
УНИВЕРСАЛИЗМ (universalism) — см. Партикуляризм; Образцовые переменные.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПРАГМАТИКА (universal pragmatics) - см. Хабермас.
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСЛОВНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ (universal conditional statement) — см. Модель Сопроводительного закона и дедуктивное помологическое объяснение.
УНИВЕРСИТЕТ (university) — форма заведения высшего образования, в большинстве стран стоящая на вершине иерархии типов учреждений, обеспечивающих послешкольное обучение. Однако из этого общего правила имеются исключения. Например, grandes ucoles во Франции, готовящие персонал для высших сфер правительства и промышленности, стоят выше университетов с точки зрения престижа. Хотя университет по своему происхождению является средневековым учреждением, есть некоторые, включая Оксфорд и Кембридж, чье рождение датируется позднее, но в основном большинство современных заведений создано сравнительно недавно — во второй половине 19-го столетия, а многие в XX в. в результате быстрого расширения высшего образования почти во всех странах, начиная со второй мировой войны. Это, в свою очередь, отражает тот факт, что почти во всех странах высшее образование играет ныне доминирующую роль в подборе кадров, хотя характер и значение этой роли дискутируются (см. Креденциализм; Конкурс; Высшее образование; Интеллектуальный труд).
Есть и другие важные различия в характере университетов в разных странах. Так, Германия имеет систему, в которой доминирует профессура, а упор делается на исследования, ученость и относительно ограниченный, жестко управляемый доступ, тогда как американская система в намного большей степени находится под контролем администраторов, но в то же время "открыта" и представляет широкий доступ большой доле населения (см. Массовое высшее образование).
Наряду с функциями обучения, исследования и социального контроля, университет обладает жизненными функциями. Как утверждает Кларк (1983), способность современного университета такова, каковы его "соответствующие функции". По мнению некоторых ученых, университеты чрезвычайно важны для характера современных обществ, основанных на знаниях. См. Информационное общество; Постиндустриальное общество; Белл. См. также Новые университеты.
УОЛЛЕС ГРЕХЭМ (Wallas, Graham) (1858-1932) - английский политический ученый, который иногда расценивается как один из отцов-основателей поведенческого подхода в политическом анализе. Его наиболее известная книга — "Человеческая природа в политике" (1908), где он приводит доводы в пользу большего акцента на роли "нерациональных" факторов в политике, включая обычай и человеческую психологию. Возможно, самым большим его вкладом было внедрение термина политический имидж.
УОРД ЛЕСТЕР ФРАНК (Ward, tester Frank) (1841-1913) -американский социолог и эволюционный теоретик (см. Эволюционная теория). Получив степень по ботанике и праву путем вечернего образования, он продолжал работать в области ботаники и геологии, пока не стал профессором социологии в 1906 г. Подобно другим социальным теоретикам 19-го столетия, он проводил различие между изучением социальных изменений и описанием социальной структуры. Новым в его эволюционной теории, содержащей четыре стадии, был психологический подход, в котором важная роль отводилась целенаправленной деятельности, то есть человеческой способности направлять деятельность с точки зрения знания о вероятных последствиях ("telesis").
Уорд следовал за мыслителями, подобными Конту, как позитивист (см. Позитивизм), стремясь использовать социологическое знание в политических целях. Он настоятельно доказывал, что социальные реформы должны основываться или, по крайней мере, соответствовать законам, выявленным социологией. Применяя эволюционный принцип "telesis", Уорд поддерживал движения, нацеленные на эмансипацию женщин и рабочего класса. Он резко критиковал социальное и экономическое неравенство, утверждая, что государство могло бы проводить политику, вроде всеобщего образования, которая бы способствовала развитию эгалитаризма. Среди наиболее важных из его работ — "Чистая социология" (1903), "Прикладная социология" (1906) и "Психические факторы цивилизации" (1906).
УОРНЕР УИЛЬЯМ ЛОЙД (Wamer, William Lloyd) (1898-1970) -американский социолог, наиболее известный своими весьма дискуссионными общественными изучениями жизни Новой Англии.
УОРФ БЕНЖАМИН (Whorf, Benjamin) — см. Гипотеза Сапира-Уорфа.
УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ РАДИ УДОВОЛЬСТВИЯ
(drug tataking for pleasure) — употребление наркотиков просто ради получения или увеличения удовольствия. Занимаясь не столько диапазоном девиантных импульсов или поводов, ведущих к "злоупотреблению", некоторые социологи (например, Беккер "Становление потребителя марихуаны", 1953) заинтересовались исследованием социальных механизмов, лежащих в основе употребления наркотиков ради удовольствия. Беккер доказывает, что мотивационная цепочка в таких случаях противоположна предлагаемой психологами. "Мотивации" возникают, подобно любому другому представлению, как социально приобретенное представление, в котором социальный актор сначала приобщается к наркотику, а затем обучается наслаждаться приносимым им ощущением. В таком качестве "потребители наркотиков" не отличаются "психологически" от других социальных акторов, и их поведение можно объяснить прежде всего с точки зрения социологии. См. также Теория стигмации (наклеивания ярлыков иди клеймения).
УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ (impression management) -см. Драматургия.
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ (General Register Office) — национальное хранилище, которое фиксирует все рождения, браки и смерти, зарегистрированные как произошедшие в Англии и Уэльсе с 1837 г. (расположено в пансионе Святой Катерины в Лондоне). Шотландия имеет собственное аналогичное управление в новой Регистрационной палате в Эдинбурге. См. также Свидетельство о рождении; Свидетельство о смерти; Свидетельство о браке; Демография.
УПРЕЖДАЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ (anticipatory specialization) — процесс, в ходе которого индивидуум прилагает усилия к перестройке своего социального поведения в надежде получить доступ и быть принятым в среду более высокого социального или классового статуса.
УРБАНИЗАЦИЯ (urbanization) — 1. Статистическая мера доли населения страны, живущего в городах или поселениях, размер которых определен в соответствии с политическими, культурными или административными критериями. Темпы урбанизации описывают изменения соотношения городских и сельских жителей через определенные промежутки времени (обратный процесс — темпы дезурбанизации). 2. Социальные процессы и отношения, являющиеся и причиной, и следствием скорее городского, чем сельского образа жизни (см. Урбанизм как образ жизни).
Дж. Херд и др. (1973) утверждали, что исторически процесс урбанизации имел три основные стадии. Первая идентифицируется с периодом от того времени, когда люди начали жить в городах, вплоть до 18-го столетия, и немногие городские зоны имели больше 100 000 жителей. Вторая — быстрый рост размеров и числа городов вслед за процессом индустриализации. Таблицы, составляемые статистическим офисом Организации Объединенных Наций, показывают, что от 73 до 85% населения в западных индустриальных странах проживает в городах. Третья стадия — это метрополизация. Она включает централизацию людей и богатства, а также политических, экономических и культурных учреждений общества (см. П. Холл "Мировые города", 1977). Другие авторы называют и четвертую стадию — дезурбанизацию, то есть рост предместий, миграция в сельские районы и планирование "новых городов".
В самом начале термин "урбанизировать" означал "делать вежливым", преобразовывать что-либо или кого-либо в утонченное. Современный смысл "придавать городской характер" или "превращать в город" появился во второй половине 19-го столетия, когда город стал специальным объектом изучения социальных и других ученых, занимавшихся социальными последствиями роста индустриальных городов (см. Городская социология). Именно прежнее значение повлияло на способ осмысления сельского и городского, дав начало двум противоположным образам:
(а) город — место цивилизации, утонченности, активности, свободы и изменения, в отличие от характеристики Маркса "сельский идиотизм";
(б) деревня — вместилище правды и участия в "узнаваемых общинах", объединенных общими ценностями, в отличие от отчуждения, присущего городу. Раймонд Уильямс исследует эти традиции в "Деревне и городе" (1973). В произведениях о городе с 16-го по 19-е столетие появляется в определенной последовательности ряд тем — деньги и закон, богатство и роскошь, толпа и массы, наконец мобильность и изоляция. И в прошлом, и теперь существует множество различных типов организации в городе и деревне, но все же в нашем воображении всегда присутствует сельско-городская дихотомия.
Противопоставление двух социокультурных систем, одна из которых разрушается под воздействием индустриализации, была важным элементом в изучении доиндустриальных обществ и индустриализации.
Хотя в Европе урбанизация и индустриализация в целом происходили в одно и то же время, было бы ошибкой считать эти два процесса обязательно пропорциональными друг другу. Например, в Англии урбанизация предшествовала индустриализации. Высокая доля населения (одна седьмая) жила в Лондоне со времени первой стадии роста 16 — начала 17-го столетия. Лондон был городом, созданным сельским хозяйством и торговым капиталом в рамках аристократического политического порядка, который пытался задержать его рост законодательными актами, препятствовавшими возведению зданий. Развитие городов в качестве промышленных центров пришло позже, прежде всего в Минлэнде, на Севере Англии и центральной части Шотландии. Сегодня во многих регионах Африки, Азии и Латинской Америки наблюдается активное укрупнение городов путем миграции и естественного прироста без какого-либо существенного развития в направлении индустриальной экономики. См. также Городская экология.
УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ (urbanism as a way of life) -преобладающая черта современного общества (согласно взгляду Л. Вирта, 1938). Вирт считал эту черту более яркой, чем индустриализм или капитализм, поскольку развитие больших и малых городов изменило "естественное положение общества". Процесс урбанизации сделал родственные связи менее важными, заменил их отношениями инструментального, преходящего и поверхностного характера. Городские поселения характеризуются размерами, плотностью и разнородностью, которые в сочетании обеспечивают основу для сложного разделения труда и фундаментальных перемен в природе социальных отношений. См. также Городская социология.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ (standart of living) — уровень материального благосостояния, например, реальная покупательная способность человека или семьи. Как средняя величина от всех доходов уровень жизни нации может повышаться либо понижаться. Однако в применении понятия есть немало трудностей. Очевидно, что один и тот же уровень покупательной способности обеспечивает иные уровни жизни семей с разным числом иждивенцев. Во всяком случае, собрать соответствующие данные здесь далеко не просто, и сравнения обществ в различные промежутки времени чреваты трудностями (например, общеизвестны дебаты о том, упал ли или повысился жизненный уровень в первые десятилетия промышленной революции). Проблемы возникают также применительно к отношению между уровнем жизни в таком относительно механическом смысле и "качеством жизни" — еще более субъективным, но не менее важным измерением. См. также Бедность.
УРОВНИ ИЗМЕРЕНИЯ (levels of measurement) — см. Критерии и уровни измерения.
УРОЖАЙ НА ПРОДАЖУ (cash crop) - сельскохозяйственный урожай, выращенный не столько для пропитания, сколько для рынка.
Исторически растущее значение производства для рынка — включая такие явления, как земледелие на плантации, агробизнес, монокультуру, — важнейшая особенность социального и экономического развития с весьма широкими последствиями, в том числе с изменениями в землевладении и формах труда. Конечно, оно дает новые возможности, но прежде в значительной степени приводит замкнутое хозяйство крестьянина к неопределенности и разрушению, связанными с факторами рынка, тогда как раньше лишь "природные" бедствия — голод, эпидемии, наводнения или засуха — были главными проблемами.
В "третьем мире" замену наличных зерновых культур на другие вызвали процессы модернизации или зависимости и зачастую влияния иностранных рынков и иностранных корпораций. Однако с ростом урбанизации в странах "третьего мира" внутренние рынки тоже важны. В одних случаях заменяются некоторые культуры, например, кукуруза и бобы в Колумбии на гвоздику и кофе, в других — одна и та же культура часто служит и пропитанием, и товарным продуктом, как рис во многих азиатских странах. Процесс развития товарного земледелия может предполагать меньшее разнообразие выращиваемых культур, вынуждая производителя прибегать к рынку для закупки тех, которые прежде проиводились для пропитания. См. также Замкнутая экономика или общество пропитания.
УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (conditioned reflex) — автоматически выработанный или усвоенный ответ. Рефлексивный ответ — естественно возникающая реакция на стимул, например, слюнотечение — на пищу, а резкое движение ноги — на легкий удар ниже колена. Однако Павлов (1911) доказал: если нейтральный стимул связан с естественным, первый становится обусловленным и сам будет вызывать ответ, который и называется "условным рефлексом" (см. Образование условных рефлексов). Данная парадигма полезна в объяснении неправильного обучения, особенно неуверенности, то есть развития фобий.
Рефлексы являются автоматическими и часто включают эмоциональную реакцию — не только опасения, но также гнев, удовольствие и т.д. Многие из них можно рассматривать как развившиеся в результате образования условных рефлексов за счет предшествующего опыта. Сегодня предпочтение отдается термину обусловленный ответ.
УСТАНОВЛЕННАЯ РЕФЛЕКСИВНОСТЬ (institutional reflexivtty) -"упорядоченное использование знания об обстоятельствах социальной жизни как составного элемента ее организации и преобразования" (Гидденс, 1991). См. также Рефлексивная модернизация.
УСТНАЯ ИСТОРИЯ (oral history) — метод исторического исследования, особенно социальная история, путем сбора воспоминаний живущих людей (например, Томпсон, 1981). Предполагается, что данные, полученные таким образом, особенно от обычных людей, — ценный архив и для современных, и для будущих историков. Устные исторические данные требуют осторожной оценки на достоверность и репрезентативность. См. также История; "Хистори Уоркшоп джорнал ".
УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ (oral tradition) — аспекты культуры общества, передаваемые устным путем. Некоторые общества (см. Неграмотное общество) могут полагаться только на этот метод документирования своей истории и генеалогии через песню, поэзию, повествование. В грамотных обществах устная традиция обычно играет все более маргинальную роль. Хотя фольклором и повествовательной историей длительное время интересовались лишь антропологи, сегодня социологи и социальные историки также прибегают к документированию истории групп (например, женских, этнических меньшинств и рабочего класса). См. также Устная история.
УТВЕРЖДАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (affirmative action) - см. Положительная дискриминация.
УТИЛИТАРИЗМ (utilitarianism) — философская школа мысли, согласно которой полезность — средство достижения счастья наибольшего числа людей. Термин обычно ассоциируется с Йеремией Бентамом (1748—1832) и Джоном Стюартом Миллем (1806—1873), хотя утверждают, что более ранние философские работы Гоббса, Юма и Локка также являются утилитаристскими. Именно реализация полезности — надлежащая цель в жизни, но ей могут препятствовать эгоистичное предубеждение и невежество. Поведение, увеличивающее счастье и уменьшающее страдание, должно поощряться, а приносящее несчастье — запрещаться. Утилитаризм, следовательно, подразумевает модель социальной деятельности, в которой индивидуумы сознательно преследуют свои личные интересы, а общество — не более, чем масса индивидуумов, сведенных вместе в реализации этих целей. Вентам применял данные принципы к политэкономии, социальной политике и праву. Утилитаризм повлиял на создание многих учреждений 19-го столетия. Часть из них — тюрьмы и приюты — сохраняется и поныне (см. Паноптикум). Утилитаристские идеи оказали влияние на Спенсера, а Дюркгейм относился к ним критически, утверждая, что социальный порядок — результат культурных традиций, не сводимых к индивидуальным интересам. См. также Справедливость.
УТОПИЗМ (utopianism) — учение (теория) об идеальной форме будущего общества (см. Утопия).
Такое мышление иногда критиковалось за создание политических целей или стратегий со слабой эмпирической и теоретической основой (ср. отклонение Марксом Утопического социализма). Для Маннгейма ("Идеология и утопия", 1929), однако, подобные идеи всегда обладают потенциальным "преобразующим влиянием на исторически существующий социальный порядок". В этом смысле утопизм иногда помогает реализовать, по крайней мере, некоторые аспекты идеальной модели общества, способствуя его развитию (см. также Франкфуртская школа критической теории). В то же время Маннгейм осознавал, что корни утопизма зачастую иррациональны. См. также Милленаризм; Коллективное поведение.
УТОПИЧЕСКИЕ КОММУНЫ (Utopian communities) — коммуны, учрежденные с целью реализации идеальной формы общества, например, социалистические общины 19-го столетия, подобно "Новой гармонии" Роберта Оуэна, или современные сектантские религиозные общины, вроде Джонстауна (Гайана). Такие общины часто существовали недолго, но в качестве "социального эксперимента" привлекли внимание ученых, пытавшихся найти в них признаки жизнеспособности альтернативных образцов социальной организации. См. Утопия; Коммуна.
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ (Utopian socialism) - ранние формы социалистической мысли нового времени (включая идеи Сен-Симона, Фурье и Оуэна), критиковавшиеся Марксом как "утопические" (см. Утопия; Утопические коммуны), поскольку они считались основанными на неадекватной научной концепции динамики капиталистического общества и необходимости классовой борьбы.
УТОПИЯ (utopia) (от греческого, означающего "нигде") — мнимое общество или место, предназначенное быть устойчивым этическим или теоретическим идеалом либо обеспечивать образцы социальной организации, противоположные существующим. Утопия может быть основана на исторически реальных обществах или обращаться в будущее. Общеизвестные примеры — "Республика" Платона и "Утопия" сэра Томаса Мора (1516).
Имеются различные оценки значения утопического мышления. Его защитники считают, что оно помогает критическому воображению и расширяет понимание альтернатив форм социальной организации, а по мнению противников, оно способно вводить в заблуждение и содействовать нереальным ожиданиям социального изменения. См. также Утопизм. Ср. Идеальный тип.
УТРОБНОЕ (uterine) — см. Происхождение по женской линии;
Матрилатеральный.
УХОД (саге) — 1. Работа, связанная с поддержкой людей, которые из-за физической немощи, хронической болезни иди других форм неспособности не могут вести самостоятельный образ жизни. 2. Другие виды работы, например, воспитание детей (см. Охрана детства) и домашний труд, которые следует отличать от значения 1.
Уход в смысле 1 осуществляется в широком диапазоне социальных отношений. Между формальным и неформальным уходом имеется четкая разделительная линия (см. Абраме, 1978), характерная для нынешних индустриальных обществ. Первый относится к услугам агентов организаций (учрежденных законом, добровольных и/ или частных), оказываемым людям с четко определенными категориями нужды, а второй персонально направлен на отдельных людей, имеющих социальную связь со своими попечителями — обычно на членов семьи, а чаще всего на супруга (Паркер, 1993) или супругу.
Феминистские социологи (см. Феминизм) оказали основное влияние на понимание терминов "забота" и "уход". Они доказывали, что забота — это "гендерное понятие" и что женщины составляют большинство сиделок как неформально, в частной сфере, так и в качестве низкооплачиваемых работниц по уходу в формальном секторе (Финч и Гровс, 1982; Унгерсон, 1987; Льюис и Мередит, 1988). Изучения выявили сложные причины, по которым уход осуществляют женщины, и трудности, стоящие перед ними. Социальная политика, предполагая освобождение от попечительских учреждений, коммунитарное попечительство, уменьшение территории и общности в связи с ростом социальной (и географической) мобильности переложили растущее бремя по уходу на личных женщин-сиделок. Есть ряд доказательств того, что женщины отказываются заботиться о родственниках, но испытывают недостаток в жизнеспособных вариантах (Коттерил, 1994). Недавнее исследование на основе данных Генерального Жилищного Обзора Великобритании за 1980 г. также выявило значительный вклад мужчин, особенно по уходу за своими женами (Альбер и Жильбер, 1989).
УЧЕНИЧЕСТВО (apprenticeship) — см. Ремесленное ученичество.
УЭББ СИДНЕЙ (Webb, Sydney) (1859-1947) и БЕАТРИС (Beatrice) (дев. Поттер) (1858—1943) — английские социальные исследователи и общественные активисты, которые в тесном сотрудничестве сыграли плодотворную роль в развитии истории труда (например, "История профсоюзов", 1894, "Индустриальная демократия", 1897); на базе Лондонской школы политэкономии и политической науки в 1895 г. они написали многотомный труд о местном управлении ("История английского местного самоуправления", 9 томов, 1903—1929); они были причастны к докладу о меньшинствах Законодательной Комиссии по беднякам (1905—1907); основали "Нью Стэйтсмен" (1913); пользовались влиянием в "Фабианском обществе" и британской лейбористской партии; были защитниками дела СССР ("Советский коммунизм: новая цивилизация?", 1935). Кроме почти двадцати совместных работ, каждый из них в отдельности написал намного больше книг и брошюр. В "Нашем сотрудничестве" (1948) Беатрис Уэбб сообщила, что супруги связывали "изучение социальных учреждений" с "социологией". Некоторые современные социологи считают, что труды Уэббов часто имели лишь косвенное отношение к наиболее важным темам социологии — развивавшейся в то время академической дисциплины. Но бесспорно одно: Уэббы во многом способствовали историческому пониманию, эмпирическому социальному исследованию английской традиции и развитию социального обеспечения.