Ф

 
"ФАБИАНСКОЕ ОБЩЕСТВО" (Fabian Society) - общество, основанное в Англии в 1884 г. с целью борьбы за демократический социализм не столько путем революции, сколько за счет политики "градуализма" (постепенности). Название происходит от имени римского полководца Фабия Максима Кунтатора (Медлительного), который добивался побед, избегая крупных сражений. Наиболее известными фабианцами были Сидней и Беатрис Вебб, а также драматург Джордж Бернард Шоу. Общество все еще живо. Как подход к социальному исследованию и социальной политике, а также к социальной реформе фабианство остается важным направлением в британской левой политике.
ФАБИАНСТВО (Fabianism) — см. "Фабианское общество ".
ФАБРИКИ МИРОВОГО РЬШКА (ФМР) (worid market factories -WMFs) — см. Новое международное разделение труда.
ФАБРИЧНАЯ СИСТЕМА (fabric system) — система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяя применять новые природные источники энергии (силу воды, пара), расширять процесс разделения труда и вводить более полный контроль над процессом труда. Относительно важности этих трех факторов ведутся споры, но некоторые комментаторы утверждают, что значение последнего из них недооценено. Фабричная система заменила ремесленное производство и подрядную систему, когда рабочие снабжались материалами и осуществляли производственные процессы в собственных помещениях.
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ (factor analysis) —многомерная статистическая методика, в которой соотношения (или корреляции) между большой совокупностью наблюдаемых переменных объясняются в терминах небольшого числа новых переменных, называемых факторами. Эти идеи зародились в работах по корреляции Гальтона и Спирмена и получили дальнейшее развитие прежде всего в исследованиях интеллекта. Наибольшее применение они нашли в психологии и социологии.
Основная методика — "направленная переменная", то есть без различия между независимой и зависимой переменными в совокупности данных. Анализ состоит из четырех этапов. Первый направлен на получение матрицы корреляций, в которой каждая переменная в совокупности данных соотнесена со всеми другими. Следующий шаг — извлечение факторов с целью определения минимального числа факторов для адекватного объяснения наблюдаемых корреляций между первоначальными переменными. Если их число близко к первоначальным переменным, то смысл в факторном анализе невелик. Цель третьего (факультативного) шага — вращения — состоит в установлении более простых и легче интерпретируемых факторов. Если получена удовлетворительная модель, на четвертом этапе вычисляются значения коэффициентов для каждого фактора каждого случая в совокупности данных. Факторные значения могут использоваться в последующих исследованиях.
Факторный анализ вызывает много критики (Чатфилд и Кол-линз, 1980). Наблюдаемая матрица корреляций вообще рассматривается как построение с использованием результата корреляционных значений. Следовательно, необходимы обычные предположения об интервальном измерении, среднеарифметических распределениях и однородности разброса. Кроме того, методика считается довольно грубой. Есть и еще проблемы: различные методы извлечения и вращения имеют тенденцию давать иные решения, а также трудно значимо интерпретировать четко выявленные в анализе факторы. Несмотря на потребность найти другие более взвешенные решения, факторный анализ остается полезным исследовательским инструментом.
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (factors of production) (Политэкономия) — различные ресурсы, сочетающиеся в производстве: природные ресурсы, труд и капитал. В социологическом анализе, а также в марксизме акцент делается на понимании социально-экономических отношений, которые содержит в себе производство.
ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМ (falsificationism) — методологическая позиция (особенно Карла Пеппера, 1934), основанная на представлении о невозможности проверки индуктивного универсального обобщения из-за большой вероятности появления новых и потенциально опровергающих доказательств. Так, гипотезу способен опровергнуть единичный неподтвержденный случай (например, один черный лебедь не позволяет сказать: "все лебеди — белые"). Согласно этому представлению (ив отличие от логического позитивизма, см. также Эмпиризм), наука может быть определена с точки зрения скорее "фальсифицируемое", чем "верифицируемое" теорий и гипотез и главным образом условности научно подтвержденного знания. По Пепперу, "фальсифицируемость" дисциплинарных суждений — решающий критерий установления границ науки.
Достоинство данной скорее "реалистической", чем эмпирической позиции в том, что она признает значение гипотез и теорий в науке, а также изменения в научном знании, тем самым сохраняя нечто из "критического духа" науки. Отсюда позиция иногда также упоминается как критический рационализм.
Хотя она приобрела отдельных сторонников среди социальных ученых, критика фальсификационизма оспаривает его убедительность по ряду пунктов:
(а) "факты", которые выдвигаются как основа "независимой" проверки теорий и гипотез, сами являются "нагруженными теорией" опытами, например, составляются и интерпретируются с помощью теории;
(б) на практике в науке, вопреки так Называемой позиции наивного фальсификационизма, оказывается, что одиночное опровержение редко бывает решающим, а отклонение и замена теорий — вопрос более полного суждения об убедительности и эффективности теорий;
(в) попытка (см. Лакатоса и Масгрейва, 1970) заменить наивный фальсификационизм искушенным фальсификационизмом, в котором полное суждение выносится в пользу прогрессивной или вырождающейся научно-исследовательской программы, терпит неудачу в преодолении проблемы фальсификационизма. Ведь если никакое одиночное наблюдение не является решающим, то фальсификация утрачивает свою отличительную позицию; она более не обеспечивает четкого правила в повседневных научных процедурах или какой-либо четкой и полной демаркации границ между наукой и ненаукой.
Для многих комментаторов (например, см. Фейерабенд, 1975) процедуры, предложенные для науки фальсификационистами, просто не способны соответствовать прошлой и настоящей деятельности науки и, если бы использовались строго, вероятно, наносили бы ей вред. См. также Модель сопроводительного закона и дедуктивное номонологическое объяснение; Гипотетически-дедуктивные объяснение и метод; Социология науки; Научная парадигма.
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (falsification) — 1. Эмпирическое отрицание или опровержение научной гипотезы (предложенного закона). В общем смысле фальсификация или эмпирическое подтверждение (верификация) суждений всех типов является распространенной особенностью большинства разделов социологии. 2. (В более строгом смысле) альтернативная процедура по отношению к верификации. См. Фальсификационизм. См. также Принцип верификации.
ФАНЗИНЫ (fanzines) — журналы, посвященные отдельным аспектам популярной культуры, издающиеся на фотокопировальных устройствах или мелких издательствах фанами для фанов и распространяющиеся главным образом альтернативными средствами, а не через основные коммерческие каналы. Давая альтернативную продукцию по отношению к массовым изданиям и массовой продукции индустрии развлечений, фанзины в Великобритании — "Sniffin' Clue" или "When Saturday Comes" — стали популярны в последние 15 лет, особенно в области рок- и поп-музыки, а также футбола. Они могут рассматриваться как изложение "потребительских взглядов" (и иногда также как радикальный пересмотр или защита) популярных культурных форм людьми, которые иначе были бы отстранены от иных источников печати, контролируемых основными органами массовой культуры. Они также служат примером существования непрерывной "борьбы" за культурные учреждения того вида, которые утверждаются спортом и теоретиками досуга, вроде Груно (1982 и 1983) и Доннели (1988) - см. Джери и др. (1991).
ФАНОН ФРАНЦ (Fanon, Frantz) (1925—1962) - родившийся во Франции психиатр и социальный теоретик. Его критический анализ колониализма, поддержка алжирского национализма и революционной вооруженной борьбы отражены в широко известных работах "Черная кожа, белые умы" (1952) и "Обездоленный на земле" (1961).
ФАТАЛИСТИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО (fatalistic suicide) -форма самоубийства, идентифицированная Дюркгеймом (1897) и являющаяся результатом "гнетущего регулирования" и "физического или морального деспотизма", например, самоубийство рабов. Тем самым Дюркгейм предложил рассматривать данную форму как противоположную анемическому самоубийству.
ФАШИЗМ (fascism) — политическая идеология, преобладавшая в партиях и движениях, возникших в Европе между двумя мировыми войнами, составившая основу крайне националистических правительств Италии в 1922—1943 гг. и Германии в 1933—1945 гг. и продолженную партиями во многих странах, начиная с 40-х гг. В отличие от других политических идеологий 20-го столетия, у фашизма нет никакой крупной систематизированной интеллектуальной работы по политической философии, ибо антиинтеллектуализм является составным элементом его идеологии. Посему принципы фашизма не получили четких очертаний. Однако фашисты отдавали предпочтение детерминизму или материализму, ведущему к представлению о том, что человеческая воля, в частности, осуществляемая сильным лидером, призвана преодолеть структурные препятствия и сделать возможным невозможное. Такое представление имеет родовые сходства с философскими трудами Фридриха Ницше, из которых исходили немецкие фашисты.
Кроме того, фашизм характеризуется следующими главными чертами: крайне расистский национализм, связанный с территориальной экспансией; злобный антикоммунизм в сочетании с нетерпимостью по отношению к большинству других политических идеологий и независимых организаций рабочего класса; открытое использование и прославление физического насилия и террора против этих групп; опора на относительно массовую партию, организованную вокруг мощного руководства, после прихода к власти занимающую большинство сфер гражданской жизни и зависимую от непрерывной массовой мобилизации для сохранения поддержки руководства; прославление милитаризма, культа предполагаемых мужских достоинств, отношения к женщине главным образом как к матери и помощнице мужчины; преобладающая поддержка средних классов, которые составляют главную, хотя и не единственную, массовую опору.
Опыт фашизма был разным. Злобный антисемитизм Национал-социалистской партии Германии изначально отсутствовал в Италии при Муссолини. В послевоенной Европе фашистские партии были менее открытыми для антисемитизма, их расизм чаще выражался по отношению к людям неевропейского происхождения. Однако британские фашисты в своих партийных документах утверждают: послевоенная иммиграция в Англию из Содружества наций была поддержана сионистами, чтобы ослабить ее расовую опору. Так что антисемитизм — постоянная особенность фашистской организации и мысли.
Фашизм — это специфическое явление 20-го столетия. В отличие от предшествующих авторитарных и милитаристских правительств XIX в., он зависит от использования массовых партийных организаций для прихода к власти и удержания ее в своих руках. Биологические понятия расы, на которых он возводится, были разработаны лишь во второй половине 19-го столетия и были широко распространены в Европе в начале следующего столетия, например, в движении евгеники. Национализм также был разработан в качестве основы политической организации и мобилизации с середины XIX в. Несмотря на эту преемственность с другой общей интеллектуальной и политической мыслью, фашизм часто мыслится как уникальный по силе выражения расизма, национализма, массовой мобилизации и экспансионизма.
Объяснения возникновения фашизма остаются предметом широких дискуссий по ряду вопросов: роль социально-экономических факторов в связи с кризисом западного капитализма после первой мировой войны; специфика политической ситуации в Германии и Италии, вызванная относительно недавним появлением в них национального единства и парламентской демократии; общие проблемы индустриальной модернизации, вызывающие социальные кризисы в определенных точках перехода, особенно от мелкомасштабного капитализма свободной конкуренции к крупномасштабному и более широкому индустриальному; психологические особенности фашистских лидеров и их сторонников (см. Авторитарная личность). См. Китчен (1976) для общего ознакомления и Кершоу (1989) о дебатах по Германии. См. также Национал-социализм; Холокост.
ФЕЙЕРАБЕНД ПАУЛЬ К. (Feyerabend, Paul К.) (1924-1994) -родившийся в Австрии философ науки, работавший в Великобритании и США, а также в других странах Европы. Испытавшее влияние поздней философии Витгенштейна, его основное произведение содержало отказ от фалъсификационизма Карла Поппера. Наиболее известные его работы — "Против смелого" (1975) и "Тишина в свободном обществе" (1978), в которых он отклоняет идею об универсальном научном методе.
Подобно Томасу Куну, чьи труды во многом близки его работам, Фейерабенд в оценке науки делает упор на то, что она является "плотью и кровью деятельности" и определяется социально, а это нельзя понять в формальных или простых рациональных терминах. "Научным рационалистам" (вроде Поппера и Имре Лакатоса), претендующим на универсальный научный метод, Фейерабенд отвечает так: "Единственное универсальное правило в науке — это то, что “что-нибудь происходит”". Одной из основных причин, почему Фейерабенд отклоняет фальсификационизм в качестве универсального метода, является несоизмеримость научных понятий и относительности теории, а следовательно, интерпретация каких-либо потенциально опровержимых эмпирических данных. При таких обстоятельствах "плюрализм" и "размножение теорий" часто может быть лучшей стратегией, не поддерживаемой фальсифика-ционизмом. Главная цель Фейерабенда, особенно в его поздних работах, — разоблачение сверхрационалистских претензий современной науки, ее "церковноподобного" статуса в современном обществе и "правил экспертов", которые часто этим порождаются. Нужно возвратить научные суждения в общую сферу (аргумент, отчасти созвучный работе "На свободе" Дж.С. Милля).
Полемические и иконоборческие положения Фейерабенда вызывали частые обвинения в "иррационализме". Но Фейерабенд часто преднамеренно темнит, расставляя ловушки догматическим рационалистам, чтобы спровоцировать их на еще большую степень выражения своих идей. Его же основной подход, однако, не означает четкой поддержки философского релятивизма, ибо это просто другая форма философского догматизма. Взамен, подобно Куну, Фейерабенд желает подчеркнуть, каким образом наука и знание в целом зависят от ряда методов. В данном контексте, хотя утверждения знания относятся иногда к особой научной парадигме или особым формам жизни (как в простом обществе), в других случаях можно делать более общие утверждения с точки зрения "реализма" (Фейерабенд, 1981, говорит о "двух цепочках аргументации"). Ведь не существует окончательных правил и единой тождественной основы рациональности. Рационалисты, видимо, ошибаются, когда утверждают противоположное и изменяют собственным требованиям к "критической" философии или к науке. В подобном его представлении есть сходство с Ричардом Бернштейном (1983), призвавшим развитие философской и социологической мысли "вне объективизма или релятивизма" (ср. Хабермас, с которым у Фейерабенда обнаруживаются и сходства, и различия).
ФЕМИНИЗАЦИЯ (занятости) (feminization (of occupation)) — исторический процесс, в ходе которого некоторые виды занятости женщин (например, школьное обучение, уход), стали рассматриваться как женская работа, вызвав снижение в доходе и статусе.
ФЕМИНИЗМ (feminism) — 1. Целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам. 2. Социополитическая теория и практика, стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации. 3. Социальное движение, заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой. 4. Любая идеология, состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями.
Феминизм имеет долгую историю и может, вероятно, быть прослежен от 15-го столетия (Келли, 1982), а женское сопротивление подчинению, конечно же, предшествует возникновению феминизма как полностью сформулированной идеологии и практики (Рау-ботам, 1972). Корни современной феминистской мысли прослеживаются с конца 18-го столетия и творчества Мэри Уоллстоункрафт. Позднее имелись многочисленные проявления феминистской активности, сопровождаемые периодами относительного затишья. "Первую волну" феминизма часто относят к середине 19 — началу 20-го столетия. "Вторая водна" идентифицировалась с возрождением феминизма в конце 1960-х гг. и сохранилась в качестве социального движения до настоящего времени. Однако таких "волн" было много, и Сара (1982) подвергла критике идею "первой" и "второй волны" как этноцентристскую.
Несмотря на то, что феминизм в конце б0-х гг. стремился понять и документально доказать, что угнетению обычно подвергаются все женщины, многие современные документы подчеркивают многообразие подобных отношений не только в связи с мужским социальным порядком, но и из-за отношения женщин друг с другом. Следовательно, точнее было бы говорить о феминизмах, ибо Сибистайн (1978) выявила свыше десятка политических тенденций внутри феминизма в диапазоне от либеральной позиции равноправия до требования женского верховенства. Палмер (1989) перечислила следующие тенденции феминизма: академический, культурный, лесбийский, либеральный, психоаналитический, радикальный, социалистический, а также политическое лесбиянство. Кроме того, "черный" феминизм занимался скрытым и открытым расизмом, выделяя специфические проблемы из жизни черных женщин (Лорд, 1979). Изначальные четыре требования "второй волны" — немедленное равенство зарплаты, образования и возможностей, свободная контрацепция, аборты по желанию и свободные 24-часовые ясли — выражали интересы белых, западных женщин, а доступ к продовольствию, топливу и воде — многих женщин стран "третьего мира ". Феминизм идентифицировался с культурой белых женщин, между тем как черные женщины одобряют термин "вуманистский" (Уолкер, 1983). Экофеминизм утверждает, что конец угнетения женщин связан с экологическими ценностями и с тем, что женщины должны быть прежде всего озабочены прекращением эксплуатации экосистем (Канард, 1988). Экофеминизм был особенно силен внутри радикального феминизма и внутри движения зеленых.
Кейз (1988) исследовала обычное деление внутри феминизма на два главных теоретических направления: радикальный и материалистический (социалистический) феминизм. В соответствии с первым патриархат — главная и универсальная причина женского угнетения, а власть в руках мужчин — коренная проблема. Радикальный феминизм, преобладающая форма в США, разработал понятие исключительно женской культуры, наряду с убеждением в потребности организации отдельно от мужчин. Материалистический (социалистический) феминизм настроен критически в отношении эссенциализма, скрыто присущему радикальному феминизму, и внеисторического подхода к патриархату. Данная идеология имеет корни в марксизме и наделяет приоритетным значением социальный класс как фактор, определяющий положение женщин при капитализме, будучи, следовательно, связана с интеракцией между диалектикой класса и пола. Не без теоретических проблем Гарт-ман (1979) назвал "брак" между марксизмом и феминизмом несчастным. Деление на радикальных феминисток, которые желают организоваться отдельно от мужчин, и материалистических феминисток, стремящихся к солидарности с "благосклонными" мужчинами, остается непреодоленным.
Академический феминизм придал импульс обучению и исследованиям во многих академических учреждениях. Направление женских исследований было связано с пересмотром и оспариванием широкого разнообразия академических дисциплин, включая социологию, историю, английскую литературу, с критикой "слепого в отношении пола" характера академического знания. В социологии все чаще появлялась литература о положении женщин в обществе и развитии особой феминистской методологии исследования (Стэн-ли и Вайз, 1983).
Пока нет единой идеологической позиции, которая бы объединила всех феминисток, но наиболее влиятельной является следующая: подчинение женщин мужчинам есть результат социально-экономических факторов, а не биологического детерминизма. Таким образом, широко распространено убеждение в том, что главное социальное изменение, кульминацией которого станет освобождение женщин, — вполне возможно.'В настоящее время феминизм остается жизненным и заметным социальным движением, достигшим наибольших успехов в области культуры. Несмотря на громкие предсказания постфеминисткой эры, продолжающееся социальное неравенство женщин и его искоренение остаются в центре внимания феминизма во всех его формах. См. также Матриархат.
ФЕМИНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ (feminist theory) — теория (см. также Феминизм), которая в связи с политическими и социальными изменениями 1960—70-х гг. бросила вызов традиционным концепциям женственности и пола. Как подчеркивает Хамм (1989), феминистская теория, кроме того, "формируется академией и обществом". Так, недавно появились работы Елен Сикс, Кейт Миллет (1970), Джулиет Митчелл (1974), Шейлы Рауботам (1973) и многие другие. Теории "описывают исторический, психологический, сексуальный и расовый опыт женщин" не только в академическом ключе, но и демонстрируя, что "феминизм может быть источником силы". Из-за этого между феминистской теорией и социологией сложились натянутые отношения, поскольку социология главным образом утверждала мужские точки зрения. Но феминистская теория, что не всегда делала социология, внесла вклад в значительную реконструкцию социологических перспектив во многих областях.
ФЕМИНИСТСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (и ФЕМИНИСТСКАЯ
МЕТОДОЛОГИЯ
) (feminist epistemology (and feminist methodology)) — феминистские теории познания, утверждающие, что традиционная эпистемология преуменьшала значение главных в женском опыте и в женской жизни областей знания. Согласно Коуорд и Эллис
(1977), традиционная эпистемологическая теория была также слишком эмпирической или слишком рационалистской. По мнению Стэнли и Вайз (1983) и Хилари Роуз (1986), феминистские методы исследования (феминистская методология) и подлинно феминистская эпистемология должны отражать переживаемый женщинами опыт и делать больший упор на аффективной рациональности.
ФЕНОМЕНАЛИЗМ (phenomenalism) — эмпирическая доктрина (в частности, развитая Дж.С. Милаем), согласно которой вещи "являются постоянными возможностями ощущений". Таким образом, феноменализм не следует смешивать с феноменологией. Влияние феноменализма испытал Дюркгейм.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (phenomenological psychology) — школа психологии, которая подчеркивает важность уникального субъективного опыта человека. Она расценивает восприятие событий человеком как решающее в понимании того, почему он реагирует так, как делает. Данный подход испытал влияние Гуссерля и, в свою очередь, оказал особое воздействие на гуманистическое движение, где "Я" с его уникальной перспективой находится в центре и является реализацией человеческого потенциала, или самореализацией, а также побудителем к действию. Этот подход заметен в личностноцентристском консультировании Карла Роджерса.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (phenomenological sociology) — социологические подходы, ведущие начало от творчества Альфреда Шюца (см. также Социальная феноменология; Феноменология). Наиболее яркое современное выражение данных подходов представляет собой "Социальное конструирование действительности" Бергера и Лукмана (1967). Это важное произведение по социологии познания доказывает, что всякое знание строится социально и ориентируется на определенные практические проблемы. "Факты" никогда не могут быть нейтральны, но всегда рефлексивны в отношении той причины, по которой они требуются. Данный акцент на обыденном знании оказал влияние на диалоговый анализ, этнометодологию, современную герменевтику и разновидности детального этнографического включенного наблюдения, хотя общей линией в меньшей мере является общий метод, чем неприятие позитивизма, характеризовавшегося использованием количественных методов исследования.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (phenomenology) — 1. "Описательное изучение опытов" — "явление" познания любой "вещи" с точки зрения восприятия нашими чувствами. Например, термин использовался Гегелем в его "Феноменологии духа", 1807; ср. Кант. 2. (Позже) философский подход, особенно характерный для Эдмунда Гуссерля. Философия покоится главным образом на интроспективном исследовании собственных интеллектуальных процессов в познании явлений опытом. Центральное место занимает доктрина интен-циональности восприятия, т.е. не простого осознания, а осознания нечто. Скорее в априорном, чем в эмпирическом методе Гуссерля все побочные аспекты изучаемых умственных процессов, непосредственно не присущих индивидуальному сознанию (например, посторонние концепции), "заключены в скобки", чтобы сделать возможным систематическое исследование "логических сущностей". Таким образом, "феноменологическая редукция" нацелена на выявление априорных сущностей мысли, которые лишают восприятие несообразностей.
Хотя и со значительными вариациями в акцентах, феноменология оказала главное влияние на социологию и на социальный анализ. Для принятия ее методов философы и социологи включают экзистенциалистского философа Мартина Хайдеггера, экзистенциалистских марксистов (в частности, Сартра и Мерло-Понти) и Альфреда Шюца. Социальная феноменология последнего содержит критическое усвоение подхода Гуссерля с целью изучения предположений, вовлеченных в построение повседневного социального знания, выделяя "заключенный в скобки" жизненный мир. Тот же подход заметен в "радикальной психиатрии" Лейнга и Купера. См. также Этнометодология. 3. Термин также продолжает широко использоваться в любом исследовании того, как вещи, например, произведения искусства или архитектуры, познаются опытом. Ср. феноменализм.
ФЕНОТИП (phenotype) — см. Генотип.
ФЕОДАЛИЗМ И ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (feudalism and feudal society) — тип аграрного общества, в котором владение землей обусловлено военной или иной службой, в котором имеется иерархия политической власти, основанная на договорных правах и обязанностях, обычно с монархом во главе, а несвободные крестьяне обрабатывают землю как крепостные. Данный термин широко дискутируется, и его определение могли бы оспорить многие участники споров. Основными сферами дебатов являются следующие:
(а) получил ли развитие феодализм только в Европе и Японии или был более широко распространен. По мнению большинства, многое из Западной Европы периода 1000—1400 гг. (то есть Средневековья) можно описывать как феодальное, свойственное и более поздней Восточной Европе. В Японии во время правления династии Токугава (1603—1868) имелись ключевые сходства с Европой, и данный термин широко применялся;
(б) оценивается ли феодализм как форма общества или же это — совокупность институтов, которые можно обнаружить в целом ряде обществ.
При оценке феодализма в последнем значении принимаются во внимание политические или экономические аспекты. К политическим относятся господство военизированной группы землевладельцев и иерархия вассальной зависимости, то есть подчиненные обязаны быть преданными и находиться на военной службе у вышестоящего, который в обмен обеспечивает защиту и продвижение вассалу. В Европе сложилась цепочка подобных отношений от монарха вниз. В экономическом плане — это сосредоточение вокруг земельного владения, производящего продукты (в Европе — лен), причем крестьяне являются несвободными крепостными и путем различных форм ренты отдают прибавочный продукт землевладельцу. Как правило, производство осуществлялось не для рынка, хотя рынки развивались.
Если принимается институциональный подход, то феодальное земельное владение можно выявить в обществах, где феодальных политических отношений не существовало (в частности, в асъендах колониальной Испанской Америки). Однако в современной социологии (например, Манн, 1986; Андерсон, 1974) предпочтение отдается определению феодализма как типа общества, включающего конкретные политические, экономические, социальные и, что более проблематично, идеологические или культурные элементы, хотя признаются (например, Андерсеном) различия между Южной, Западной и Восточной Европой. Именно такой общественный подход приводит к выявлению немногочисленных образцов феодализма в мире. Некоторые марксисты, вроде Андерсона, придерживаются ограниченного использования термина, а другие под влиянием маоистских работ отождествляют феодализм с целым рядом аграрных обществ. См. также Феодальный способ производства.
ФЕОДАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА (feudal mode of production) (Марксизм) — способ производства, рассматриваемый Марксом как исторически предшествующий капитализму в Западной Европе, производственные отношения которого характеризовались наличием феодальных землевладельцев, использующих политическую и законную власть для извлечения экономического излишка из несвободного крестьянства в форме феодальной ренты (см. Крепостное право). Он возник из древнего общества и социальных форм, привнесенных в Западную Европу германскими племенами, вторгшимися в Римскую Империю. Земельное владение было обусловлено выплатой ренты или служением сюзерену.
По мнению Маркса, феодальный способ производства способствовал развитию производительных сил по мере внедрения мельниц, тяжелых колесных плугов и других новшеств, которые увеличили производительность сельского хозяйства. К тому же рост городов стал событием в истории, ибо впервые производственные отношения в городах стали отличаться от имеющихся в деревне, дав ростки все более возраставшим противоречиям. Эта динамика социальных отношений, а также развитие торговли и промышленности в городах были важными элементами в анализе Маркса феодального способа производства и перехода от феодализма к капитализму. См. также Феодализм и феодальное общество; Некапиталистические и докапиталистические способы производства; ср. Азиатский способ производства.
ФЕРГЮСОН АДАМ (Ferguson, Adam) (1723—1816) — известнейший философ шотландского просвещения и настоящий практик в социологии еще до того, как Огюст Конт внедрил термин социология. Фергюсон, чьи работы оказали влияние, помимо прочих, на самого Маркса, особенно интересовался процессом исторического изменения в широких эволюционных рамках (см. Эволюционная Теория). "Эссе по истории гражданского общества" (1767) рассматривает возникновение цивилизованного общества из предшествующих состояний, характеризуемых как "дикость" и "варварство". Эта тема станет близкой последующим мыслителям.
Согласно Ферпосону, гражданским являлось лишь общество утонченное, восприимчивое к морали и искушенное в политике. Однако достижение данного условия еще не гарантировало стабильности или долговечности. Дикость от варварства отличало учреждение частной собственности, породившей эгоистическую, индивидуалистскую и своекорыстную погоню за наживой. Постепенно усложнялись процессы разделения труда и торговые отношения, характерные для гражданского общества, что могло привести к его превращению в политический деспотизм. Как впоследствии и Эмиль Дюркгейм, Фергюсон остро осознавал проблемы социального порядка, порождаемые экономическим индивидуализмом; подобно Марксу, он понял отчуждающее (см. Отчуждение) воздействие капиталистического разделения труда.
ФЕТИШ (fetish) — 1. (В религиозной вере или магии) объект, в котором, как считается, воплощен дух; поклонение всем объектам такого рода является фетишизмом (см. также Анимизм). 2. (В более широком смысле, особенно в психологии, психоанализе) объект навязчивой преданности или интереса, не относящийся к тому, что обычно считают эротическим (например, предметы одежды, ступня).
См. также товарный Фетишизм.
ФИГУРАЦИОННАЯ (ОБРАЗНАЯ) СОЦИОЛОГИЯ (figuration sociology) — социологический подход Норберта Элиаса и его сторонников. Понятие "облик " описано Элиасом (1939, 1970) и затем повторно сформулировано в работах Гоудсблома (1977), Даннинга и Шиарда (1979), а также Меннелла (1985). Элиасовская социология, как иногда ее называют, имела больше влияния в Голландии и родной Элиасу Германии, чем в Великобритании и Северной Америке. В Великобритании она применялась главным образом в социологии спорта, социологии досуга и культурных исследованиях.
ФИЗИОКРАТЫ (physiocrats) — школа экономической мысли во Франции 18-го столетия, особенно ярко выраженная в работах Кенэ (1694—1774) и Тюрго (1727—1781). Физиократы критиковали доктрину меркантилистов, согласно которой богатство являлось результатом обмена. В собственной теории они отдавали приоритет сельскохозяйственному производству и земле, рассматривая их как источники экономического накопления. Их идеи позже были восприняты классическими политэкономистами, которые источником богатства сделали производство в целом. И классические политэкономисты, и физиократы приводили доводы в пользу Laissez Faire (прил.) и свободной торговли.
ФИЗИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (physical anthropology) - см. Антропология.
ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ШКАЛА (philogenic scale) - шкала живых существ, выстроенная от простейших организмов до наиболее сложных. Она включает идею об эволюции (см. Дарвин; Эволюционная теория) и простых форм жизни с элементарными реакциями на стимулы окружающей среды, и сложных высших млекопитающих с их особыми и утонченными сенсорными системами, способность к усвоению опыта, в случае с людьми — к сомнению в своем опыте. Шкала поэтому представляет собой не только биологическое видоизменение, но и растущие способности мозга.
Понятие часто используется в контексте этологии для указания на то, что поведение животных нижней части шкалы управляется унаследованными образцами поведения, часто описываемыми как инстинкты, а верхней части — путем "открытости" к усвоению предшествующего опыта за счет увеличенного объема коры человеческого мозга.
ФИЛОСОФИЯ (philosophy) — академическая дисциплина по определению и пониманию ряда центральных и взаимосвязанных вопросов, особенно касающихся общей природы знания, языка и понятий и повторяющихся во всех специальных областях исследования.
"Философия" была некогда родовым понятием для человеческого знания или представления о мире, и термин может использоваться в более широком смысле, отражая общий взгляд человека на мир и на его/ее место в нем, включая идею о ценностях жизни. Поскольку знание становилось специализированным, именно в философии остались вопросы, которые определяют его абстрактно, неуловимо и с очевидной глубиной. Философские вопросы также возникают в связи с основами специальных дисциплин. Таким образом, если социология заинтересуется, скажем, фактами подчинения женщины, то в первую очередь изучается реальная значимость этих фактов для данной дисциплины. При этом возникает вопрос, что такое "факты" вообще. Вопрос "Что есть факт?" является философским, ибо он не сводится к приведению частных примеров из науки.
Другими общими вопросами философии являются: "Как мы может знать нечто?", "Из чего состоит мир? ", "Как мы должны мыслить?", "Как мы должны действовать?" На этом уровне и определяются области или разделы философии. Онтология решает вопросы о том, из чего состоит мир, о его содержании, а эпистемология — что есть точное знание, что — вероятное и т.д. Философским изучением мышления занимается логика, долгом и обязанностями — этика. Если задается вопрос "Что вообще есть наука?", то это сфера философии науки.
Философия ищет ответы на перечисленные вопросы, обычно стремясь тесно увязывать их. Они считаются чрезвычайно трудными, ибо часто поднимают неразрешимые проблемы, постоянно появляющиеся заново. Вероятно, неуместно пытаться начинать с них, отвлекаясь их "глубиной" от других занятий. Это — сфера деятельности людей особого склада ума. Проявление внимания к философским вопросам становится необходимым делом, когда дисциплина переживает кризис. Весьма различные виды ответов на все подобные вопросы привели к тому, что философия разделена на множество разных школ. Успешные новаторские поиски в них открывают новые возможности, которые скорее по-иному ставят старые вопросы, чем достигают окончательных решений.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ (philosophy of history) - 1. Критическое и методологическое отражение характера истории и историографии. 2. Крупномасштабные умозрительные исторические теории о действии на протяжении всей истории общих законов или тенденций. Философия истории во втором смысле, особенно влиятельная в 18—19-м столетиях (например, Гегель), затем вышла из моды. См. также Историзм; Великие доктрины (или метадоктрины).
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ (philosophy of science) — раздел философии, занимающийся характером и основами научного познания. В этом качестве дисциплина отчасти соприкасается с онтологией и эпистемологией, но более определенно интересуется наукой. Исторически многие темы были предписываемыми (см. Позитивизм;
Фальсификационизм). Поскольку они столкнулись с проблемами (см. Кун; Фейерабенд), произошло частичное отступление от основного направления, что поставило философию науки намного ближе к историческим и социальным исследованиям науки, а также к социологии науки и социологии познания.
ФИЛОСОФИЯ ОБЫДЕННОГО ЯЗЫКА (ordinary language philosophy) — детальный анализ языка в процессе использования. Упоминаемый также как лингвистическая философия (или анализ) и Оксфордская философия, данный термин относится к группе оксфордских философов (включая Остина и Райла), испытавших влияние философии Витгенштейна. Цель подхода состоит в том, чтобы анализировать естественный язык как гибко управляемую правилами практику. Это противостоит идеям логических позитивистов (см. Логический позитивизм), которые желают избавиться от языка метафизики, сведя его к "объектному языку", поддающемуся строгому логическому исследованию. Философы обыденного языка предпочитают скорее снимать, чем решать проблемы, демонстрируя, что загадка часто возникает лишь при использовании метафизики, по их мнению, — формы философии, рассеивающей лингвистические неразберихи. Подобное представление нашло отражение в названии остиновской "Как делать вещи словами" (1962).
Философия обыденного языка повлияла на подходы в социологии, подчеркивающие важность повседневного языка и разговора (см. Этнометодология; Диалоговый анализ; Речевое действие).
ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ (finance capital) (Марксизм) - форма капитала, который, согласно Гильфердингу (1910) (см. Австро-марксизм), предполагает тесную интеграцию "финансового капитала" (находящегося в руках банкиров) и "промышленного капитала" и возникает тогда, когда капитализм достиг развитой стадии концентрации, централизации и монополии. Идеи Гильфердинга о характере и кризисных тенденциях, связанных с "финансовым капитализмом" (включая его необходимость для империализма) оказали влияние на Ленина.
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС В КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (fiscal crisis in the capitalist state) — тенденция к кризису в современном капиталистическом государстве из-за противоречия между достижением социальной гармонии (например, посредством обеспечения социального благосостояния) и потребностью поддерживать условия для доходности, а также накопления капитала (0'Коннор, 1973). Результатом противоречия, вырастающего из этого двойного требования, является тенденция к увеличению "налогового бремени" на капитал вследствие "перегрузки" потребностей внутри капиталистического государства. Здесь возможны два варианта: либо сократить нерентабельные "государственные расходы", чтобы могло продолжаться накопление капитала, или переходить к социализму, в котором накопление капитала не является потребностью. В последние годы в западных капиталистических государствах обычно делался второй выбор, и он в целом произошел без кризиса легитимности, предсказывавшегося некоторыми обозревателями (см. Кризис легитимации). См. также Перегруженность государства; Белл; Тэтчеризм.
ФЛАНЕР (Flaneur, фр.) — странник, наблюдатель, обозреватель. Понятие происходит из поэзии Чарльза Бодлера (например, "Искусство в Париже", 1845—1862). Он обозначал им новый тип столичного символичного человека 1840-х гг. из городской толпы, перед глазами которого разворачивается галерея жизни в столице. Наиболее известное социологическое применение данного понятия можно найти в работе Вальтера Беньямина (1983). В работе "Аркад" он изображает город как лабиринт или многослойную социальную вселенную. Беньямин играет на неоднозначности понятия, чтобы передать смысл странника-наблюдателя городских форм, а также детектива или дешифровщика кодов.Понятие подвергалось критике феминистками за игнорирование женского городского опыта. Вольф (1985) пытается заполнить этот пробел с помощью слова "flaneuse" — "женщина в толпе". Недавно вышедшие работы по постмодернизму, городской социологии и социологии потребления использовали термин "flanerie" применительно к наблюдению (социальных типов, конфигураций и городской среды) и расшифровке иероглифов города (пространственных видов, архитектуры, рекламы и в целом "знаковой экономики").
ФОНОЦЕНТРИЗМ (phonocentrism) — см. Деконструкция.
ФОРДИЗМ (И ПОТСФОРДИЗМ) (fordism (and postfordism)) -методы организации производства в развитых индустриальных обществах, разработанные Генри Фордом. Хотя оба понятия относятся главным образом к процессу производства, они часто используются и для обозначения связанных с ними социальных и политических последствий. Так, хотя великим почином Генри Форда в промышленности являлось массовое производство стандартизированной продукции по цене, которую порождает массовое потребление, он также предполагал:
(а) интенсивное крупномасштабное предприятие;
(б) негибкий процесс производства;
(в) жесткие иерархические и бюрократические управленческие структуры;
(г) применение полуквалифицированного труда для выполнения повторяющихся рутинных задач, решаемых путем научного управления,
(д) тенденцию к сильному профсоюзному объединению и уязвимость производства за счет индустриального конфликта;
(е) защиту национальных рынков.
Хотя новшества Форда внедрялись в межвоенный период в технологию производства автомобилей, его методы быстро распространились на другие сектора и стали рассматриваться как организационная основа, благодаря которой развитые страны могли бы продолжать развиваться и процветать, особенно после второй мировой войны. Фордистские идеи о крупномасштабное, централизации управления, стандартизации и массовом потреблении не только повлияли на организацию капиталистического производства, но и образовали фундамент советской индустриализации, а также демократических государств со свободным рынком в части распределения услуг (например, в Великобритании государство всеобщего благоденствия).
Постфордизм относится к новым экономическим возможностям, открытым созданием компьютеров и робототехники, а также их применением в производстве и обмене информацией, товарами. В противоположность фордизму, отличительная особенность постфордистской эры обычно связана с основанием небольших предприятий, поставляющих на сегментированные гибким производством рынки специализированные товары или услуги. К социальным и экономическим изменениям постфордистского перехода относятся:
(а) исчезновение промышленного производства и отраслей с "дымящими трубами" (наряду с появлением основанных на компьютерах так называемых предприятий восхода солнца);
(б) более гибкие, децентрализованные формы организации труда;
(в) реорганизованный трудовой рынок, характеризующийся гибко-квалифицированным ядром служащих и гибко-временной периферией низкооплачиваемых и лишенных социальных гарантий рабочих, выполняющих контрактную работу;
(г) последовательный упадок традиционного "синеворотничкового" рабочего и преобладание в профессиональной структуре "беловоротничковых", профессиональных, технических, управленческих и других служащих сектора услуг;
(д) феминизация многих процессов труда благодаря воздействию новой технологии;
(е) поддержка типов потребления, основанных на понятии индивидуально выбранных образов жизни, с вытекающим отсюда вниманием к отличительности, упаковке и внешнему виду;
(ж) преобладание и автономия многонациональных корпораций в глобальном процессе капиталистического производства;
(з) новое международное разделение труда, основанное на новой гибкости, в рамках которой может быть организовано глобальное производство.
Точно датировать переход от фордизма к постфордизму невозможно. О полезности и содержании обоих понятий все еще продолжаются дебаты. Ведь различные сектора национальных экономик подвержены им в разной степени (например, бизнес "быстрой еды" продолжает расширяться на классических фордистских принципах в так называемую постфордистскую эру). Кроме того, на мировом уровне последствия постфордизма совершенно иные для экономик типа Великобритании, с одной стороны, и, например, Бангладеш — с другой. В качестве средства анализа термин фордизм был использован Антонио Грамши, чтобы подчеркнуть основополагающую роль фордизма как "гегемонной" формы промышленной организации (см. Гегемония), сочетавшей убеждение с принуждением за счет высокой заработной платы и обеспечения благосостояния. См. также Постиндустриальное общество; Новая технология; Дезорганизованный капитализм.
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ (form and content) - различие, проводимое, в частности, Зиммелем, между универсальными, повторяющимися (абстрактными и априорными) формами социальной интеракции (например, "конфликтом" или "конкуренцией") и переменным содержанием, когда эти формы берутся в определенных социальных ситуациях. Формальная социология исследует сходства тех форм, которые очевидны во всех областях социальной жизни. См. также Диада и триада; Общительность.
ФОРМАЛЬНАЯ И НЕЗАВИСИМАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (formal and substantive rationality) — различие между формальной рациональностью, скажем, экономического действия в качестве "калькуляции или расчетливости, которая технически возможна и фактически применяется", и независимой рациональностью, которая относится к рациональной социальной деятельности, происходящей "согласно некоторому критерию (прошлому, настоящему или потенциальному) окончательной ценности" {Вебер, 1922). Вебер, хотя и подозревал о социальных последствиях слишком узкого применения первого понятия (см. Модернизация), тем не менее считал второе столь же "полным двусмысленностей", ибо оно дает возможность систематизации вне вопроса, за счет "бесконечного числа вероятных шкал ценностей". Именно в этом контексте Вебер иногда расценивается как целиком "иррациональный". Другие социологи и философы (например, см. Франкфуртская школа критической теории; Хабермас) придерживались иного взгляда: содействие усовершенствованиям в "независимой рациональности" должно быть главным пунктом социологического исследования. См. также Рациональность; Гиперрациональность.
ФОРМАЛЬНАЯ И НЕФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА (formal and informal structure) — различие между процедурами и коммуникациями в организации. Формальные предписаны письменными правилами, а неформальные больше зависят от особой личной интеракции внутри рабочих групп. Это различие возникло в ходе дебатов по поводу веберовского идеального типа бюрократии в рамках теории организации. Критические анализы идеального типа Вебера были сосредоточены на пренебрежении неформальной организацией и на способах, которыми приверженность к правилам может вести к неэффективности и умалять цели структуры. См. также Целевое смещение.
Эксперименты Хоуторна — известный пример изучения неформальных норм и ожиданий рабочих групп (см. Эффект Хоуторна;
Школа человеческих отношении). Исследования по организационной социологии показали пути, которыми неформальные действия огибают или обходят установленные правила. С функционалисте- , кой точки зрения, такие действия могут способствовать организационному обязательству (Кац, 1968). Однако другие исследования (например, Бейнона, 1973) подчеркивают роль неформальных рабочих групп в сопротивлении и противодействии целям управления.
Данное различие в структурах разработано и задействовано как ключевая переменная. Величина формализации измерялась эмпирически в сравнениях между организационными типами (см. Теория случайности). Этот подход заметно отличается от изучения переговорного правила и неформальных организационных культур (см. Этнография).
ФОРМАЛЬНО-ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (formal operational stage) — см. Пиаже.
ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (formal organization) - см. Формальная и неформальная структура; Организация.
ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (formal sociology) — теоретический подход в социологии, концентрирующий внимание на универсальных повторяющихся социальных "формах", которые лежат в основе изменяющегося "содержания" последовательной интеракции (см. Форма и содержание; Диада и триада). Георг Зиммель, социология которого более других идентифицируется с этим подходом, обращался к оценкам этих форм как к составляющим "геометрию социальной жизни". Следуя Канту и указывая на то, что они обладают априорным (или "необходимым") характером, а также эмпирическим выражением, Зиммель представлял свои "формы" в качестве априорно синтетических понятий, отличая их от всяких стандартных априорных (то есть чисто "аналитических") или стандартных эмпирических (то есть чисто "синтетических"). Среди социальных форм и других общих понятий, затронутых Зиммелем, фигурируют "конкуренция" и "конфликт", общительность и новичок.
Хотя Зиммель не основал "школу" в строгом смысле слова, многочисленные признаки влияния его формальной социологии можно обнаружить в трудах фон Вайзе, Чикагской школы и Гофмана. См. также Теория конфликта.
ФОРМАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ
(formal theory and formalization of theory) — представление теоретических суждений в отношении специфического явления с точки зрения совокупности логических и дедуктивно взаимосвязанных пропорций, причем некоторые из суждений рассматриваются как аксиомы или посылки, из которых остальное может быть выведено в качестве теорем. Зеттерберг (1965), например, стремился именно таким образом формализовать "Разделения труда" Дюркгейма (1893), выдвигая следующие десять суждений:
(а) больше разделения труда — больше консенсуса;
(б) больше солидарности — больше ассоциаций на одного члена;
(в) больше ассоциаций на одного члена — больше консенсуса;
(г) больше консенсуса — меньше число неприятии девиантов;
(д) больше разделения труда — меньше неприятии девиантов;
(е) больше ассоциаций на одного члена — меньше число неприятии девиантов;
(ж) больше разделения труда — больше солидарности;
(з) больше солидарности — больше консенсуса;
(и) больше число ассоциаций на одного члена — больше разделения труда;
(к) больше солидарности — меньше неприятии девиантов. Зеттерберг выбирает суждения (ж) — (к) в качестве аксиом, из которых можно вывести остальное. Хотя формализации такого сорта особенно часто применяются в раскрытии логических слабостей предыдущего неформального теоретического утверждения, они не считаются необходимыми в науке или в социологии.
ФОРМАЛЬНО СВОБОДНЫЙ ТРУД (formaly free labour) - см. Свободный наемный труд; Капиталистический трудовой контракт.
ФОРМЫ ЖИЗНИ (forms of life) — разнообразие очерченных и запечатленных в языке социальных действий, которые, согласно Витгенштейну (1953), характеризуют социальную жизнь, обусловливая характер всех языков. В такой интерпретации все "описания" и оценки, а следовательно, и вся социальная деятельность относятся к языку и социальным контекстам, в которых используется определенный язык. В строгом смысле нет ничего, что могло бы быть выражено вне языка и контекста, отсюда и возникают проблемы перевода.
Одно из следствий представления Витгенштейна — поощрение форм философии и социальной науки, имеющих склонность к "релятивистскому" пониманию социальных исследований. Оно также оказало плодотворное влияние на строение современной лингвистической философии в части потребности анализа множества частных случаев использования языка (см. также Речевые действия).
В социологии данное понятие подкрепляет представление об основной задаче дисциплины — значимые понимание и объяснение особых убеждений и действий частных обществ или социальных движений (см. Уинч), а также "эмпатическое" понимание исторических обществ (ср. Коллингвуд).
Таким образом, понятие было также важным в обосновании "прерывистого" (перемежающегося) представления о научном изменении. Так, и Кун, и Фейерабенд в концепции научной парадигмы, и аналогичные концепции, подобно несоизмеримости, явно исходят из витгенштейновского понятия форм жизни. Один из лучших способов описания содержания научной парадигмы состоит в том, что она является "формой жизни". См. также Истинность;Релятивизм; ср. Гадамер; Герменевтика; Слияние горизонтов.
ФРАНК АНДРЕ ГУНДЕР (Frank, Andre Gunder) (1929- ) -экономист немецкого происхождения, профессор в области исследования развития и политической экономии, работавший во многих университетах Латинской Америки, Европы и США. Основывая некоторые из своих ключевых понятий на экономическом излишке марксистского политэкономиста Пола Барана, он был одним из наиболее влиятельных авторов в рамках социологии развития. Наибольшую известность Франк снискал теорией недоразвитости, оказавшей воздействие на социологию благодаря критическому анализу в "Социологии развития и недоразвитости социологии" (1967) структурал-функционалистской теории развития, на которую повлияли Парсонс, а также Олмонд и Коулмен (1960). Наиболее известные самостоятельные его работы посвящены Латинской Америке, особенно "Капитализм и недоразвитость в Латинской Америке" (1967) и сборник статей "Латинская Америка: недоразвитость или революция" (1969). В 1970—80-х гг. его работы подхватили теоретики мировой системы, а сам Франк продолжал писать о глобальных аспектах капитализма и его воздействии на страны "третьего мира". Более поздние его труды, в частности, "Кризис мировой экономики" (1980), были менее влиятельны в социологии. См. также Центр и периферия; Метрополия-сателлит; Теория зависимости.
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (Frunk-furt School of Critical Theory) — "левые" мыслители и стиль радикального социального подхода, поддерживающие членов Франкфуртского института социальных исследований, основанного в 1922 г. Феликсом Веялем — богатым политологом, имеющим сильный уклон в сторону марксистского радикализма. Во время эры нацизма институт переехал в Нью-Йорк, вернувшись во Франкфурт в 1949 г., но в 1969 г. был расформирован. Однако его влияние сохраняется, что особенно проявилось в творчестве Юргена Хабермаса. Со школой формально были связаны многие ведущие левые теоретики, включая Теодора Адорно, Вальтера Беньямина, Эриха Фромма, Макса Хоркхаймера (руководителя института в 1931—1958 гг.) и Герберта Маркузе.
Отличительный подход Франкфуртской школы критической теории — неомарксистская идея, опирающаяся как на западный позитивизм, так и на марксистский сциентизм и в то же время занимающая критическую позицию в отношении и западного капитализма, и форм общества, созданного большевистским социализмом. К наиболее важным вкладам теоретиков этой школы относятся:
(а) дискуссия о соответствии непозитивистской эпистемологии социальным наукам;
(б) оценки доминирующих структурных, а также культурных формирований капиталистических и социалистических обществ;
(в) сочетание идей Маркса и Фрейда, в результате чего теория Фрейда была радикализирована, а марксизм пополнился более глубокой теорией личности.
Такие особенности творчества членов школы были основаны прежде всего на возвращении к философским взглядам молодого Маркса и "ревизии" преобладавшей "официальной" советской интерпретации марксизма, которую франкфуртские теоретики считали экономистской и сверхдетерминистской.
Несмотря на такие общие темы, отдельные теоретики проводили особые исследования, а весь коллектив менял точку зрения на современное общество в ответ на крупные политические и экономические изменения, в том числе возникновение фашизма и затухание революционных движений на Западе. Сначала члены института ожидали, что трансформация капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм и фашизм приведет к социализму. Позже настроение некоторых, особенно Адорно и Хоркхаймера, стало пессимистичным. По их мнению, рабочий класс превратился в управляемый новыми образцами массовой культуры и вряд ли способен разработать революционные модели сознания в будущем. Другие теоретики, особенно Маркузе, оставались более оптимистичными, выявляя источники революционного сознания вне традиционного пролетариата, например, в этнических меньшинствах и студентах. Однако независимо от разницы во взглядах на перспективы революции все теоретики Франкфуртской школы продолжали исследовать общую тему: замена просветительских идеалов рациональности узкой и дегуманизирующей "технической рациональностью", произошедшая и в западных капиталистических, и в советских марксистских формах социальной организации. Это "извращение" поддерживают позитивистские и сциентистские формы социальной науки, а критическая теория должна с ним бороться. Оценки работы школы дают М. Джей "Диалектическое воображение" (1973) и Д. Хелд "Введение в критическую теорию" (1980).
ФРАТРИЯ (phratry) (антропология) — объединение двух или более родов на основе общего предка, даже если это — мифическое существо (см. Тотемизм).
ФРЕЙД ЗИГМУНД (Freud, Sigmund) (1856-1939) - основатель психоанализа и один из наиболее важных ученых, развивший психологию как дисциплину. Разработанная им теория структуры личности, ее динамики усовершенствовалась в течение всей его жизни, оказав влияние на многих студентов и коллег, которые часто разрабатывали ее аспекты согласно собственным идеям (см., например, Юнг), что привело к появлению множества психоаналитических "школ", занимавших иные позиции (см. Неофрейдисты; Школа объектных отношений).
Заслуга Фрейда состоит в обосновании теории разума, способствующей лечению душевных недугов. Она предполагает разделение умственного опыта на сознательный и подсознательный, а структуры личности — на Оно (Ид), Эго и Суперэго. Первое, по его мнению, является основополагающим и содержит унаследованную биологическую предрасположенность индивидуума, а эго и супер-эго формируются в первые пять лет жизни. Теория, следовательно, описывает становление личности с точки зрения части процесса социализации, в котором сексуальность и половая дифференциация играют главную роль (например, см. Эдипов комплекс). Данный процесс происходит постадийно, и каждая стадия должна приносить удовлетворение, чтобы появился положительный результат. Если на какой-либо стадии возникают проблемы, они вызывают расстройства личности в зрелом возрасте. Именно тогда психоанализ поможет раскрыть причины подсознательного, приводя их к сознанию и тем самым решая проблему.
В работе "Цивилизация и недовольство" и на протяжении всего творчества Фрейд предлагал общую психосоциальную теорию, по-разному воспринятую в социологии (например, Маркузе "Эрос и цивилизация", 1955).
Элементы теории Фрейда стали общепринятыми психологическими понятиями, из которых особенно важны "подсознательное" и роль раннего опыта в развитии личности, а широко используемый метод "разговорной терапии" появился из его первоначального диалога пациента с аналитиком. Понятия Фрейда также были весьма влиятельны в социологии и философии, см. Маркузе; Лакан; Фромм; Сикс.
ФРЕЙЗЕР ДЖЕЙМС (Frazer, James) (1854-1941) - британский классицист и антрополог; главная работа — "Золотая ветвь" (1890). Востоковед У. Робертсон-Смит утверждал, что тотемизм мог быть первоначальной религией, ибо каждый род поклонялся своему божеству. Фрейзер в монументальном труде, объединившем библейские ссылки, классические мифы, этнографию и фольклор, проиллюстрировал теорию развития мистической мысли. Подобно Конту, он считал, что самой примитивной формой мысли была магия, за которой следовала религия, а венцом стала наука. Утверждение о том, что христианство произошло от тотемизма, оказало значительное воздействие на мыслителей. Хотя его влияние на литературу и богословие было известно (наилучший пример — Т. С. Элиот), среди антропологов эволюционная схема Фрейзера оценивалась с некоторым оттенком "кабинетного теоретизирования".
ФРОММ ЭРИХ (Fromm, Erich) (1900-1980) - немецкий радикальный социальный психолог и психоаналитический теоретик. В течение некоторого времени он был членом Франкфуртской школы критической теории, но переехал в Америку в 1934 г. В самой известной своей книге — "Боязнь свободы" (1941) — Фромм утверждал: человеку часто недостает психологических ресурсов, чтобы справиться с личной свободой, посему возникновение фашизма можно, по крайней мере отчасти, объяснить страстным желанием вернуться к авторитаризму "доиндивидуадистского общества". Здесь возможно одно решение — спонтанная любовь, то есть утверждение других. В "Здравомыслящем обществе" (1955) он доказывал, что технологический рост без альтруизма будет социально разрушительным. Фромм написал много других работ, повторяя свои основные темы. См. также Неофрейдисты.
ФРУСТРАЦИОННО-АГРЕССИВНАЯ ГИПОТЕЗА (frustration-aggression hypothesis) — теория, согласно которой фрустрация (крушение надежд) увеличивает вероятность агрессивного поведения, а последнее вытекает из первого. В ходе периодических дискуссий первоначальные сторонники теории также приняли агрессию за врожденный стимул (см. Фрейд). В модифицированной версии теории не всякое агрессивное поведение предполагает фрустрацию и не всякое расстройство планов выливается в агрессию, ибо на поведение воздействуют ситуационные факторы и социализация. Однако в целом связь между расстройством и агрессией все еще принимается.
ФУКО МИШЕЛЬ (Foucault, Michel) (1926-1984) - главная фигура в серьезных французских философских дебатах о разуме, языке, знании и власти. На его творчество повлияли Маркс, Фрейд и Ницше. Хотя Фуко иногда считают "структуралистом" (см. Структурализм), сам он обычно отвергал такую оценку. Скорее, он — "постструктуралист", ибо желал обнаружить нерациональную опору разума, но без какой-либо привязки к основному порядку или к конечной детерминантной силе в конструкции. Считая самого себя работающим над "крушением истории" и расширением теории Ницше о связи познания с властью (знание — власть), он стремился определить место изменения "дискурсивного действия" (см. Дискурс и дискурс-формирование; Эпистема), которое в различных местах и временах проявляет "власть" над человеческими телами. Хотя сам Фуко мог и не считать себя социологом, его историческое исследование безумия ("Безумие и цивилизация", 1962), медицинского знания, лишения свободы и сексуальности ("История сексуальности", 1979) вызвали большой интерес среди социологов. Он оспаривает идею о том, что знание ведет к освобождению. Напротив, чаще оно — основа для новых средств социального контроля ("Дисциплина и наказание", 1976) (см. также Надзор). Поскольку люди всегда стремятся сами распоряжаться своей жизнью, возникают движения сопротивления, и нет никакой гарантии, что они не приведут к новым основам отчуждающей социальной власти.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ (functionalism) — теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей.
В 19-м столетии социальные мыслители расценивали общество с точки зрения органической аналогии. Герберт Спенсер писал: "Все виды существ подобны настолько, насколько каждый их них осуществляет взаимодействие своих составных частей ради пользы целого, и эта черта, присущая всем им, является также общей чертой обществ". Идея изучения социальной жизни под углом социальных функций тоже была важной в начале 20-го столетия в британской социальной антропологии. Радклифф-Браун и Малиновский использовали понятие функции, утверждая, что общество можно осмыслить как состоящее из взаимозависимых частей, которые действуют совместно для удовлетворения различных социальных потребностей. В 1950-х — начале 1960-х гг. "структурный функционализм" стал доминирующей теоретической перспективой в североамериканской социологии. В 50-х гг. функционалистский подход применялся в теории систем (см. также Структурный функционализм), сформулированной Толкоттом Парсонсом в Гарвардском университете. Теория Парсонса пользовалась большим влиянием, хотя и критиковалась другими функционалистами (см. Мертон) и нефункционалистами (см. Миллс). В 1970—80-х гг. звезда функционализма угасла, отчасти в результате внутренних теоретических слабостей, отчасти из-за изменений в политическом климате (см. Гоулднер).
Одна из центральных сфер дебатов касалась характера функционалистского объяснения, другая — его подхода к социальным порядку, конфликту и изменению. Вопрос состоял в том, что функцио-налистская перспектива пренебрегает независимой "волей" индивидуальных социальных акторов, имея тенденцию взаимодействовать со "сверхсоциализированной концепцией" человеческого субъекта (см. Сверхсоциализированная концепция человека), например, расценивая людей как "культурных остолопов" (см. Этнометодология). Социальные роли скорее предписаны нормами и статическими ожиданиями поведения, а не "принимаются" активно и не восстанавливаются путем интеракции с другими (ср. Символический интеракционизм). Кроме того, с подобной позиции трудно объяснить социальные конфликты и нестабильность.
Вся эта критика имеет определенное основание, но в некотором роде преувеличена. Парсонс, в частности, стремился сочетать "сферу компетенции действия" с системой и социальными функциями. Несмотря на частое выделение условий "социального порядка" (включая функции социального конфликта) в историческом плане (например, в отношении Спенсера), и в своем позднем творчестве функционализм Парсонса также стремился сочетать анализ социального порядка с эволюционной теорией социального изменения, то есть с моделью растущей социальной дифференциации и с возрастающей функциональной адаптацией общества (см. также Эволюционная социология; Эволюционные всеобщности). В свою очередь, эти модели тоже широко критиковались (см. Модернизация; Теория зависимости), но их существование показывает, что скорее частная модель, чем теория, пренебрегает изменением, которое должен обсуждать функционализм.
Невзирая на сильную критику, термин "функция" и функционалистская перспектива сохраняют широко распространенное значение в социологии, поскольку относятся к определяющим проблемам взаимосвязи частей и целого в человеческом обществе, отношения между социальной структурой и человеческой волей, состояния социального порядка и социального изменения.
 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ (functional alternative or functional equivalent) —- институциональные меры по выполнению той же самой функции, или, в широком смысле, та же самая функция в ответ на необходимые потребности общества либо социальной системы. Так, светские гражданские религии (см. также социология религии) могут выполнять базисные функции (например, в обеспечении социальной интеграции) традиционных религий. Однако условия идентификации функциональных эквивалентов спорны и зачастую трудны для определения (см. Функциональное(истское) объяснение). См. также Функционализм; Функциональные предпосылки; Функциональные императивы; Постулат функциональной необходимости или универсальный функционализм.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ (functional indispensability) — см. Постулат функциональной необходимости.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ(ИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ (func-tional(ist) theory of religion) — теоретические оценки религии, объясняющие ее происхождение, а также сохранение с точки зрения ее вклада в общество (см. также Функция; Функционалистское объяснение). Самая влиятельная из этих теорий разработана Дюркгеймом, а его идеи развиты Радклиффом- Брауном. Теория Малиновского также является функционалистской, и многими способами в основном функционалистская оценка религии — хотя и с отмеченными различиями в подходах — лежит в основе главных направлений социологических оценок. Если "функцию" использовать в общем смысле, то функциональные(истские) теории религии простираются от Конта и ранних эволюционных социологов до современного функционализма, даже включая марксизм. Относясь к религии как в конечном счете необязательной, Маркс назвал ее "опиумом пролетариата", поскольку она выполняет социальные и индивидуальные функции.
В современной форме данная теория имеет две линии: в рамках современного структурного функционализма и в рамках структуралистских теорий. Существуют также многочисленные эмпирические оценки, выступающие в качестве контртеории. В современном структурном функционализме (особенно в функционалистской теории Парсонса, более непосредственно восходящей к Дюркгейму) выявлены три основные функции религии, которые соответствуют трем способам мотивационной ориентации, сформулированным Парсонсом следующим образом:
(а) обеспечение центральной, в конечном счете объединяющей, системы убеждений — "когнитивная" функция;
(б) обеспечение церемонии и ритуала, играющих главную роль в укреплении социальной солидарности — "эмоциональная" величина;
(в) провозглашение этических принципов и вместе с тем поддержка этических ценностей позитивными и негативными санкциями — "оценочный" аспект.
Все они способствуют "существенному" значению религии в поддержании социальной солидарности (см. Гражданская религия). Однако из приведенного перечисления опущена мысль Дюркгейма о том, что религиозные убеждения непосредственно отражают представления общества.
Структуралистские теории религии также основаны на функционализме Дюркгейма, но отличным от структурного функционализма способом. В этих теориях именно "социология познания" — аспект подхода Дюркгейма, недооцененный структурал-функционалистами, — остается более важным, например, для оценки роли мифологии в организации социальных действий (см. Леви-Стросс). В качестве противовеса либо функционалистским, либо структуралистским теориям, с их акцентированием на общих результатах, существует множество эмпирических исследований религии, которые изучают эффекты религии иными способами, не связанными с какой-либо совокупностью общих предположений.
Как относительно свободная общая структура, включающая оценки вклада религии в общество, функционализм широко распространен, особенно для поиска "латентной" функции (см. Явные функции и латентные функции; Непредвиденные последствия социальных действий). Тот факт, что религия и разделяет, и объединяет, не обязательно составляет проблему для функционалистской теории, поскольку именно обеспечение социальной солидарности религией и объединяет, и разделяет общество. Труднее достичь точного значения при утверждении, что религия выполняет "функциональные потребности". Как только начинается разговор о функциональных альтернативах традиционной религии (например, "гражданской религии" или современном международном спорте), функцио-налистский подход разбивается о собственный главный аргумент:
религия обеспечивает универсальные человеческие потребности, которым может отвечать только она сама.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ(ИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ (functional(ist) theory of social stratification) — рассмотрение происхождения и постоянства социальной стратификации с точки зрения ее вклада в человеческие общества. Теория разрабатывается современными американскими функционалистскими социологами, особенно Дэвисом и Муром (1945). По Дэвису и Муру, социальная стратификация возникает как институционализированная форма и служит "механизмом, посредством которого общества гарантируют, что наиболее важные позиции занимают наиболее квалифицированные люди". К положениям, приносящим самое высокое вознаграждение и ранг, относятся "наиболее важные для общества" и требующие "лучшего обучения или способностей". Взятые вместе, эти два фактора взаимодействуют в определении точной формы отдельной системы стратификации. Общество в ходе развития предъявляет свои специфические требования к системе социальной стратификации (например, от священников до специалистов в области высоких технологий), но они не устраняют социальную стратификацию.
Критики (см. Тьюмин, 1953) функциональной(истской) теории подмечают в ней ряд слабых пунктов:
(а) она не обеспечивает адекватного объяснения способа, которым различия в вознаграждении и статусе возникают просто из действия власти. Относительно корреляции между доходом и образованием имеются три компонента: превосходство в квалификации; социальное происхождение и/или социальные ценности; прирожденные способности. Причем первый из них мог бы включать и два других, но только при наличии полностью конкурентных рынков труда, которые обычно не являются таковыми в полной мере при таких факторах, как "приписывание" и культурный капитал, зачастую определяющих доходы и статус;
(б) оценка "функциональных потребностей" также внушает подозрения, ибо основана на расхожем аргументе: наиболее вознаграждаемые в обществе являются также самыми важными и дефицитными. Однако отсутствует доказательство их социальной незаменимости;
(в) отсутствует объяснение, почему стратификация должна включать скорее дифференциальное финансовое вознаграждение или положение в статусной иерархии, чем более разнообразные различия в индивидуальном престиже. Дэвис и Мур утверждают, что только "юмор и развлечение", а также "чувство собственного достоинства и преувеличенного Эго" могут служить мотивации социальных акторов. Следовательно, не приводятся доводы против возможности гораздо более равного общества (см. также Равенство);
(г) не предложено адекватного подхода к рассмотрению способа, которым социальная стратификация препятствует участию в образовании и достижении социальных целей. Дэвис и Мур предполагают наличие функционального несоответствия в чрезмерном внимании к роли приписывания в современных обществах. Однако они терпят неудачу в выявлении того, каким образом все системы социальной стратификации порождают такие предписывающие элементы.
Функционалисты пытаются отвечать на критику. Так, Дюркгейм доказывал, что нечто устанавливаемое в обществе, вероятно, будет выполнять необходимые функции. Однако, как он сам соглашался (особенно относительно типов общества, когда его эволюция еще не завершена), для функциональной важности необходим независимый аргумент. Отсюда и довод против функционалистской теории социальной структуры — подобное независимое доказательство может появиться не скоро.
Сказанное не означает, будто функциональный анализ социальной стратификации в принципе невозможен. Просто к нему следует относиться с большой осторожностью. См. также Функцчоналч-стское объяснение.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ(ИСТСКОЕ) ОБЪЯСНЕНИЕ (functio-nal(ist) explanation) — объяснение постоянства какой-либо особенности общества (социальной системы либо самого общества (социальной системы)), в поддержание которого(ой) она наряду с другими вносит существенный вклад. Так, согласно некоторым комментариям, ошибочным аспектом данного подхода является то, что последствия активности отчасти объясняют собственное существование.
Часто функциональное(истское) объяснение предполагает обращение к органическим аналогиям, в которых общества или социальные системы рассматриваются как родственные биологическим организмам, позволяя выявить определенные органы, удовлетворяющие специфические "потребности" системы. Если функция сердца — циркулирование крови, то функцией правительства считается учреждение и исполнение "политики для общества" (см. также Функциональные предпосылки; Функциональные императивы; Эволюционная социология). В качестве альтернативных предлагаются аналогии с серво-механическими системами (см. также Система; Теория систем; Кибернетика).
Согласно Гемпелю (1959), в той мере, в какой функциональное(истское) объяснение оказывается адекватной основой, оно может быть формой дедуктивного номологического объяснения (см. Модель сопроводительного закона; Дедуктивное помологическое объяснение), обладая следующими характеристиками (где "i" означает любую единицу или черту внутри системы "s" во времени "t", a "с" — "условия" или "окружающую среду", в которых функционирует система):
(а) во время t функции s адекватно окружающей среды типа "с" характеризуются специфическими внутренними и внешними условиями (утверждением начальных условий);
(б) функции s адекватны окружающей среде типа "с" только в случае удовлетворения (законом) определенного необходимого условия п;
(в) если черта i была представлена в s, тогда условие п будет удовлетворенным (законом);
(г) (следовательно) во времени t черта i присутствует в s (объясняемое).
Критика предложенных примеров функционального объяснения сделана Гемпелем и другими на ряде оснований:
(а) человеческие общества и социальные системы отличны от биологических организмов в том, что у них нет четких границ, они изменяются по форме с течением времени, рождаются и умирают не столь очевидным способом, как биологические организмы, и посему не имеют четких "нужд" или "функциональных потребностей" или выполняющих их четко определенных органов. Таким образом, главная проблема состоит в определении условий для "выживания", "эффективности", "корректировки", "адаптации" и т.д. социальных систем вообще или типов социальной системы;
(б) никто еще не предложил полностью адекватной функционалистской (и эволюционной) оценки человеческих обществ, которая бы идентифицировала "выбранные единицы" (ср. Естественный отбор; Генетика) или подтвердила действительное развитие учреждений на основе таких единиц;
(в) даже если широкие "функциональные потребности" могут быть идентифицированы, какое-то число разных единиц либо черт способно выполнять требуемые функции. В частности, система социального благосостояния в современных обществах может обеспечиваться либо государством, либо частным страхованием, либо политическими партиями, либо преступными организациями, либо их сочетанием (см. Функциональные альтернативы; Мертон; Постулат функциональной необходимости);
(г) даже при возможности объяснения постоянства черт системы или учреждения (например, с точки зрения их нынешнего вклада), функциональное объяснение не заменяет историческое каузальное объяснение того, как возникло институциональное приспособление, в особенности там, где "эволюционные оценки" не считаются адекватными; ;
(д) ввиду проблем, выделенных в (а), (б) и (в) (а также того, что человеческие социальные системы являются "открытыми"), функциональное объяснение ничего не добавляет к причинному или целевому объяснениям (Гидденс, 1976). В частности, потенциальные функциональные объяснения постоянства учреждений в социологии терпят неудачу в выявлении механизмов, которые связывают предложенную функциональную потребность с появлением его требуемых значений (см. также Социальное воспроизводство). Принимая все это во внимание, по Гидденсу, так называемая "латентная функция", вроде той, какую танец дождя у хопи выполняет в обеспечении социальной интеграции и "единой системы ценностей" для маленького общества, может быть прекрасно вновь сформулирована как просто "непреднамеренный" результат. Мы только мистифицируем явление, утверждая, что "функциональные потребности" объясняют его. В таких обстоятельствах понятие функции излишне. Мы можем использовать термин "функция" в отношении предназначенной цели устройства и т.д. (например, функция "шарового крана" — регулирование подаваемой в туалет воды). Подобным образом могут совершенно правильно упоминаться "функции" политической партии там, где предполагаются предназначенные функции. Но ссылка на латентные функции или на потребности системы в иных терминах, нежели ссылка на намерения, как в "функциональном объяснении" вышеупомянутого типа, остается невразумительной;
(е) в целом всегда можно "определить" особый институт или черту как "необходимую" для определенной системы, но такое определение рискует превратиться в "тавтологию" и просто "описательное", а не объяснительное, если нельзя отнести какие-либо другие независимые причины к отношениям между системой и институтами, определенным как функционально значимые.
Несмотря на критику и перечисленные проблемы, функциональный анализ является общей особенностью социологических оценок, поскольку каждое общество или социальная система имеет конкретные требования (ср. Дэвис, 1948), даже не всегда точно определяемые. Должны или нет эти требования называться "функциональными", рискуя подтолкнуть к биологическим аналогиям, — похоже, остается вопросом.
 
Функциональное(истское) объяснение Целевое объяснение
социальная функциональное социальная непреднамеренное
деятельность последствие деятельность последствие
 функциональные потребности целевое действие

(а) (6)
Функционаяьное(истское) объяснение. В отличие от других видов объяснений, например, целевого (б), функциональное (а) объясняет местонахождение явления с точки зрения функциональных потребностей системы. Один из аргументов против данного подхода состоит в том, что там, где "механизмы" рассматриваемой системы остаются неясными, ссылка на "потребности системы" ничего не добавляет и вводит в заблуждение. Непреднамеренные последствия могут подтверждаться, но не потребностями системы
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ (functional imperatives) -см. Функциональные предпосылки.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ (functional prerequisites) — условия, необходимые всем обществам для возникновения или выживания. Идентификация функциональных предпосылок — известных также как функциональные императивы — является спорной.
Аберл и др. (1950) первыми определили "общество" как "группу человеческих существ, совместно применяющих самодостаточную систему деятельности, способную существовать дольше срока жизни одного индивидуума, группу, необходимость которой в конечном счете определяется отчасти половым воспроизводством членов". Согласно такой формулировке, можяо выявить девять функциональных предпосылок:
(а) "обеспечение адекватной связи с окружающей средой для полового воспроизводства";
(б) "ролевая дифференциация и ролевое назначение";
(в) "коммуникация";
(г) "совместная когнитивная организация";
(д) "совместная артикуляция целей";
(е) "нормативное регулирование средств";
(ж) "регулирование эмоционального выражения";
(з) "социализация";
(и) "эффективный контроль над разрушительными формами поведения".
Иную формулировку функциональных предпосылок из четырех функциональных "проблем" дает Парсонс (1983) (см. Модель подсистем).
Помимо функционалистского смещения в направлении "нормативной интеграции", во всех подходах (см. Сверхсоциализирован-ная концепция человека) общая проблема заключена в достижении соглашения о точном числе и детализированной спецификации предпосылок. По мнению Гидденса (1976), идентификация "функциональных предпосылок" Аберля и др. содержит "тавтологии" и просто следует логически за начальным определением общества этими авторами. Кроме того, включение предположения относительно "адаптивной способности" является спорным и, возможно, не соответствует социологии. Ср. также Эволюционные всеобщности.
ФУНКЦИЯ (function) — следствие социального события для социальной системы, где событие является необходимым для содействия работе и поддержания этой системы. См. Функционализм;
Структурный функционализм; Парсонс; Мертон; Функционалистс-кое объяснение; Функциональные предпосылки; Постулат функциональной необходимости.
Следствия социальной деятельности также могут либо являться, либо не являться преднамеренными и распознаваемыми вовлеченными в нее акторами. См. Явные и латентные функции; Мертон;
Преднамеренные и непреднамеренные следствия социальной деятельности.
ФУТБОЛЬНОЕ ХУЛИГАНСТВО (football hooliganism) — неистовое поведение толпы и беспорядки, далеко не всегда вызванные событиями в футболе. Данная проблема первоначально привлекла большое внимание общественности и средств информации в 1960-х гг. После первых попыток объяснить ее с точки зрения психологических характеристик "хулиганов" (Харрингтон, 1968) в последнее время появился ряд социологических объяснений:
(а) протест против коммерциализации футбола и увеличивающейся дистанции между игроками и собственниками клубов, с одной стороны, и обычными болельщиками из числа рабочего класса — с другой (Тейлор, 1971);
(б) причиной поведения, которое выглядит беспорядочным и угрожающим, в действительности часто является не столько "истинное" насилие, сколько собственные "правила беспорядка", то есть ритуал (Марш и др., 1978);
(в) исходя из теории стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения) и девиационного преувеличения (см. Коэн, 1973), подобное "хулиганство" было превращено средствами информации в моральную панику',
(г) футбольное насилие имеет долгую историю, а повышение внимания к нему на современном этапе отражает "цивилизованные" тенденции в обществе, выражающиеся в общественной нетерпимости к насилию данного вида, долгое время ассоциировавшегося со свойственными рабочему классу представлениями о мужественности (Даннинг и др., 1988) (см. также Процесс цивилизованности).
Возможно, каждое из этих объяснений в какой-то мере оправданно.
ФУТУРОЛОГИЯ (futurology) — 1. Наука, имеющая целью составление прогнозов (Флехтгейм, 1965). 2. Попытка предпринять долгосрочное крупномасштабное социальное и экономическое прогнозирование. Конечно, усилия по освещению будущего лучше рассматривать как один из аспектов многочисленных социальных наук, в рамках которых социология часто играет важнейшую роль.
Согласно Дэниелу Беллу (1965, 1973), разновидности социально-научной деятельности, содержащие утверждения о будущем, следует тщательно различать и подразделять на:
(а) академически обоснованную общую теорию;
(б) простую экстраполяцию существующих направлений (тенденций) или вероятность обобщений, основанных на поведении известных обществ либо естественных явлений;
(в) теоретические общие модели связанного с марксизмом вида и социально-эволюционные теории развития разных видов, включая модели показательного роста;
(г) "предсказание" специфических событий.
Как утверждал Поппер, различие следует проводить между "пророчеством" (например, претензией на предсказание будущего "вульгарными" версиями марксизма или эволюционной теории) и "научным предсказанием", которое всегда является вопросом универсальных условных утверждений и имеет форму "если, то" (см. также Историзм). Помимо нашего знания (по определению Белла) "структурных несомненных фактов" (в частности, даты следующих выборов американского президента), точное предсказание — редкость в социальных науках ввиду сложности содержащихся переменных, включая человеческий выбор и тот факт, что большинство социальных систем являются "открытыми". Различные попытки начертать возможности будущего остаются, однако, всегда ценными, если не игнорируются связанные с ними ограничения и предосторожности. См. также Самоисполняющееся и самоаннулирующееся пророчество.