Х

 
ХАБЕРМАС ЮРГЕН (Habermas, Jurgen) (1929- ) - немецкий социальный теоретик и ведущий представитель стиля радикального социального теоретизирования, восходящего к Франкфуртской школе критической теории. Диапазон Хабермаса экстраординарен, охватывая большинство широких тем, разрабатывавшихся прежде критическими теоретиками, в том числе эпистемологические вопросы и дебаты о фундаментальной динамике развитых капиталистических обществ. Кроме того, он стремился достичь бескомпромиссного синтеза разработок в социальной науке и философии — включая аналитическую философию, философию науки, лингвистику, политическую науку и теорию систем — которые уместны в исследовании основы рациональной реконструкции общества на социалистических принципах.
Отталкиваясь от критического анализа "сциентизации политики" Хабермас пытался восстановить социальные научные и политические дебаты на основе "открытого дискурса". Исторически разум и наука были направлены против невежества и притеснения, и в его представлении о современных обществах наука и техническая рациональность часто функционируют как идеологии, предотвращая появление фундаментальных вопросов о целях человечества. В "Знании и человеческих интересах" (немецкий оригинал 1968), Хабермас пытается идентифицировать три формы научного знания:
(а) "эмпирически-аналитической", направленной на установление причинных отношений и на управление природой;
(б) "герменевтической", основанной на значимом понимании и являющейся результатом человеческой потребности во взаимном общении;
(в) "критической " и "эмансипаторской ", выходящих за пределы двух других.
Хабермас (1970) объясняет характер третьей формы посредством термина "универсальная прагматика ", то есть изучение нормативных предположений, идеально лежащих в основе всех видов человеческой коммуникации, которые имеют скрытую в них науку и требуют валидное (истинности, соответствия, искренности) (см. также Коммуникативная способность). Истинной рациональности можно добиться только при наличии условий, отвечающих 10 идеальным речевым ситуациям, в которых все части имеют одинаковые возможности вступать в диалог без чрезмерного господства одной из них, без ограничения и идеологического искажения. Эта модель создает условия для критической и подлинно "эмансипаторской" социальной науки. Даже если имеются трудности в реализации модели, она устанавливает место проверки идеологических искажений, содержащихся в существующих формах социальной науки.
В "Кризисе легитимности" (немецкое издание 1973 г.) Хабермас обратился к исследованию тенденций кризиса в развитых капиталистических обществах, он дает им две характеристики: непрерывные экономические и классовые противоречия, а также новая политизация административных решений в результате растущего государственного вмешательства, превращаемого в необходимость экономическими противоречиями и появлением новых, вызываемых этим политическим вмешательством. Тенденция к "кризису легитимности" особенно проявляется тогда, когда прежние основы законности (например, послушание) не возобновляются, а новые социальные ориентации (например, профессионализм благосостояния) начинают действовать как "инородные тела" внутри капитализма, приводя к более критической политической культуре, потенциально оспаривающей капитализм. Хабермас подтверждает, что тенденции к кризису в капиталистических обществах могут успешно управляться и нет гарантий замены капитализма. Тем не менее экономические и классовые противоречия и искаженная рациональность становятся очевидными, как только в игру вступают процедуры критической теории.
Наибольшей критике подвергалось его использование теории систем и эволюционных моделей социального развития. Ныне Хабермас проводит различие между "системной интеграцией" и "социальной интеграцией". Первая связана с материальным воспроизводством, а вторая относится к культурной интеграции и социализации. Именно последней наиболее соответствует системный анализ. Эволюционную теорию иногда подразделяют на подходы, подчеркивающие адаптацию, дарвиновский отбор и понятие "развернутого" развития. Согласно Аугвейту (1994), хабермасовское толкование ближе к последнему, но его теоретизирование скорее признается "реконструктивным" (с точки зрения развития логики последовательности), чем детерминистским или прогнозирующим. Эволюция у него — "упорядоченная последовательность структурных возможностей"; а включаемые модели называются "общественным усвоением". Фактические, реальные исторические изменения являются подобными, вбирая экономические и культурные нити.Ко всему этому "реконструированный исторический материализм" все еще считается автором наилучшей моделью развития, даже если теперь гораздо меньше акцент "труда" в узком смысле и намного больше — структуры семьи, культуру, закон, процессы демократизации и "абстрактные принципы", лежащие в основе "новых уровней общественного познания". "Носители эволюции" — общества и активные субъекты, а эволюции системы и когнитивному развитию отдается главное место.
Критика иногда расценивала теорию Хабермаса как сверхабстрактную, содержащую слишком мало детализированной истории и указаний на осуществимость реальной всемирной политической программы. Однако это — скорее слабости, чем философия истории старого стиля, и теория Хабермаса, по утверждению Аутвейта, способствует "проверке дискуссионным способом". Демонстрируя это, Хабермас проявил замечательную способность охватить теории других, проведя наиболее всесторонний теоретический синтез современной социологии.
Его сочетание критического толкования различных работ с детальной разработкой собственных получило большое влияние. Ввиду объема и сложности его творчества невозможно охватить все аспекты в относительно кратком очерке. В дополнение к отмеченным, главными трудами Хабермаса (в английском переводе) являются:
"Теория и практика" (1974), "К рациональному обществу" (1970), "Коммуникация и эволюция общества" (1979), "Теория коммуникативной компетентности" (в .2-х томах, 1984 и 1988), "Структурное преобразование публичной сферы" (1989), "О логике социального обеспечения" (1990). Резюме и оценка его работ даны у Маккарты (1978), Р. Бернштейна (1976), У. Аутвейта (1994).
ХАЙДЕГГЕР МАРТИН (Heidegger, Martin) (1889-1976) - немецкий философ и ведущий разработчик феноменологии и экзистенциализма. Его философия повлияла на современную социологическую теорию в ряде направлений. Особенно важна концепция отличия человека — Dasein — "аналитическое человеческое существо" и связанная с ней концепция времени. Человека отличает способность понять себя, хотя и не быть хозяином своего происхождения. Он в состоянии предпринимать "подлинные" действия, то есть не анонимные, обезличенные объективированные способы бытия, отвергающие его отличительные свойства. В "Бытии и времени" (1929) Хайдеггер определяет "подлинное "Я" как потенциальную способность к действию, ориентацию на будущее (грядущее), которое предполагает и возможность, и необходимость выбора. Базисное различие, проводимое Хайдеггером между оптическим (бытием или "реальными" вещами) и онтологическим (подлинным "бытием"), также имеет большое значение для языка. По Хайдегге-ру, "окончательное signified (означаемое)", к которому относятся все "signifiers" (значения), является "трансцендентальным signified (означаемым)": Бытием. Если в своих ранних работах Хайдеггер полагал, что Бытие могло бы быть адресованным, позже он изменил свое мнение, считая все значения открытозаконченными. Эту особенность языка Хайдеггер называет "методикой стирания", подчеркивая как необходимость слова, так и его неопределенность. По мнению Хайдеггера, традиционные формулировки западной философии, которая принимала "присутствие" и основание трансцендентального эго или предмета, стали ненадежными. Хайдеггер вызывал дискуссии главным образом из-за своей ассоциации с фашизмом, что, однако, не препятствовало разнообразному применению его идей — особенно Сартром, Лаканом и Дерридой (см. также Деконструкция; Постмодерн и постмодернизм). Его творчество также оказало влияние на социальную феноменологию Шюца и толкование понятия "время" Энтони Гидденсом в рамках структурационной теории.
ХАЙЕК ФРИДРИХ ФОН (Hayek, Friedrich von) (1899-1992) -австрийский экономист и социальный философ, профессор политэкономии, широко известен своей оппозицией к центральному планированию и защитой свободной рыночной экономики. Хайек наиболее известен общими работами, включающими "Путь в крепостничество" (1944), "Индивидуализм и экономический порядок" (1948) и "Контрреволюция в науке" (1941; 1952).
ХАЛКОЛИТ (Chaleolithic period) — переходный период от медного и каменного веков к бронзовому, имевший приблизительные хронологические границы 53 тысячелетие до н.э.
ХАОТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН (chaotic phenomena) — явления, нарушающие равновесие природных систем таким образом, что их процессы претерпевают внезапное и радикальное изменение (ср. Гомеостаз; Теория систем). Интерес к хаотическим феноменам получил развитие в связи с обеспокоенностью сверхбыстрыми изменениями в экологических системах (см. Экология; Окружающая среда).
ХАРИЗМА И ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ (charisma and charismatic authority) — особые личностные качества или способности, требуемые от индивидуума (например, религиозного или политического лидера) и необходимые ему самому, чтобы оказывать влияние на большие массы людей, становящиеся его приверженцами.
Основанная на аффективных или эмоциональных чувствах, а также на вере в экстраординарные персональные качества лидера, такая власть является одним из трех основных типов легитимного авторитета (или политической легитимности), выявленных Максом Вебером. Данное понятие первоначально имело чисто религиозный смысл, означая "милостивый подарок", и все еще употребляется по отношению к лицам (в некоторых случаях к группам верующих), претендующих на обладание особыми способностями, например, бойко говорить, исцелять и т.д.
ХИЛИАЗМ (chiliasm) — вера в то, что Иисус Христос будет править на земле в течение тысячи лет. См. Милленаризм и милитаристское движение.
"ХИСТОРИ УОРКШОП ДЖОРНАЛ" ("History workshop journal") — радикальный социалистический и феминистский журнал, основанный в начале 1970-х гг. Он особо связан с "новыми путями" осуществления и изложения исторического исследования. Так, "история снизу " (акцент на социальной истории и повседневной жизни простых людей, включая устную историю) сочетается с междисциплинарностью и способом изложения, доступным широкому кругу читателей.
ХОБХАУС ЛЕОНАРД ТРЕЛОУНИ (Hobhouse, Leonard Trelawny) (1864—1929) — британский социолог и ведущая фигура в ранней британской социологии, которого вспоминают сегодня прежде всего за его вклад в сравнительную социологию и особенно в социологию развития. Хобхаус был человеком богатых и разносторонних интересов, а его карьера иллюстрировала единство теории и практики. Работа в журналистике предшествовала его назначению профессором социологии в Лондонской школе политической экономии. Хобхаус благоволил к левым, хотя хорошо осознавал последствия государственной бюрократической формы социализма для свободы личности. По его мнению, между рынком и планом необходимо найти равновесие, расширяющее индивидуальную свободу. Его социальная философия лучше всего выражена в "Элементах социальной справедливости" (1922). Эта книга благодаря ее концепции отношений между государственным экономическим регулированием и личной свободой все еще остается полезной в социалистической мысли.
Помимо своих главных трудов по социологии — "Мораль в процессе эволюции" (1906) и трехтомное издание "Принципы социологии" (1921—1924) — которые включили сравнительное исследование, Хобхаус писал о психологии, логике, эпистемологии, этике и метафизике, а также о социальной философии. Однако всеохватывающей темой его творчества была эволюция разума и общества (см. Эволюционная теория). Для Хобхауса эволюционный процесс можно исследовать на трех логически разных уровнях: описания, объяснения и оценки, а социальное развитие — оценивать с точки зрения четырех биологически ориентированных критериев:
(а) возрастающей эффективности контроля и управления обществом;
(б) расширения масштаба и сложности социальной организации;
(в) роста социальной кооперации в реализации человеческих потребностей;
(г) увеличенной способности реализации человека. На базе исторических и сравнительных данных Хобхаус предполагает наличие общей ассоциации между стадиями социального развития и интеллектуального роста, проявляющегося в прогрессе науки, техники, искусства. Конечный его интерес состоял в исследовании развития с точки зрения этических стандартов. В работе "Рациональное добро" (1921) он писал: "Развитию этически свойственна та степень, в которой оно способствует как социальной гармонии, так и реализации человеческих способностей, а также потенций, но прогресс вовсе не является неизбежным, что ясно показала первая мировая война". Однако в 20-х гг. он стал более оптимистичен, хотя и осторожен. По его мнению, регулирование, эффективность и сложность индустриальных обществ на деле проявило свою совместимость с индивидуальной свободой и взаимностью, прогресс достигнут и мог бы развиваться далее благодаря совместным сознательным усилиям национальных государств. История оправдывает его осторожность в большей мере, чем его оптимизм.
ХОДОРОУ НЭНСИ (Chodorow, Nancy) (1944- ) - американский социолог, чья широко известная работа "Воспроизводство материнской заботы" (1978) посвящена изучению следующего вопроса: каким образом материнская ласка воспроизводит гендерную идентичность. Ее исследование, основанное на теории Школы объектных отношении, показывает, что, в отличие от мальчиков, девочки не должны прерывать отношения со своими матерями. Таким образом, согласно Ходороу, именно мужественность, а не женственность следует рассматривать как отклонение в развитии идентичности. См. также Эдипов комплекс.
ХОЛИЗМ (holism) — 1. Форма социологической теории, которая подчеркивает примат "социальной структуры", "социальной системы" и т.д. в определении социальных результатов и в социологических объяснениях. Противоположная позиция — методологический индивидуализм. В том значении, в каком его использует Поппер (1957), термин имеет в основном уничижительный оттенок. См. также Ситуационный анализ и ситуационная логика. 2. (В более нейтральном смысле) склонность социологии, в отличие от других более специализированных социальных наук, к поддержанию всеобъемлющего представления о социальных явлениях.
ХОЛЛ СТЮАРТ (Hall, Stuart) (1932— ).— вест-индский социолог. В результате сотрудничества с "Нью Лефт Ревью" и последующей работы в Бирмингемском центре современных культурных исследований он имел большое влияние, особенно в культурных исследованиях. См. также "Новые левые "; Альтюссерианский марксизм;
Тэтчеризм.
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА (cold war) — состояние враждебности и политического соперничества, существовавшего между двумя супердержавами — США и СССР — после второй мировой войны. Оно включало в себя стратегию политической подрывной деятельности, шпионаж, поддержку региональных войн между меньшими державами и т.д., но не переступало грани к ведению войны всеми средствами. Некоторые комментаторы связывают период холодной войны с годами наибольшего взаимного подозрения и враждебности — 1945—1955 гг. Для других же эта эра завершилась лишь с появлением гласности и перестройки, а также с распадом Восточного военного и экономического блока в 1989 и 1990 гг. См. также Ядерное сдерживание; Равновесие сил.
ХОЛОКОСТ (Holocaust) — общий термин для обозначения злодеяний, совершенных Гитлером и партией нацистов (см. Национал-социализм) в Европе в течение второй мировой войны, и в особенности систематического истребления до шести миллионов евреев в массовых газовых камерах и концентрационных лагерях. Термин произошел от Ао/о (целое) kauston (сожженный) — "сожженное целое". Холокост был задуман нацистами как часть "окончательного решения" (Die Endlosung) по избавлению Европы от евреев и других "чуждых" групп. См. также Фашизм; Расизм; Геноцид.
ХОМАНС ДЖОРДЖ (Homans, George) (1910- ) американский социолог, который в работе "Перенесение человека в прошлое" (1964) и в послании президенту от Американской социологической ассоциации утверждал, что социальные явления можно объяснять, только обращаясь к побуждениям отдельных людей. В "Человеческой группе" (1950) он ранее доказывал: "Все крупные разделы социологии должны учитывать социологию группы". В "Социальном поведении. Его элементарные формы" (1961) он "пришел к убеждению в том, что эмпирические суждения легче всего объяснить двумя существующими эмпирическими общими суждениями:
поведенческой психологией и элементарной политэкономией". Вместе со своим американским другом Питером БЛАУ Хоманс считается одним из главных защитников теории обмена.
ХОРКХАЙМЕР МАКС (Horkheimer, Max) (1895-1973) - немецкий социальный теоретик и ведущий специалист Франкфуртской школы критической теории. Начиная с 1930-х гг. он излагал собственную концепцию и концепцию школы в многочисленных эссе и книгах. От молодого Маркса, а также Гегеля, его точка зрения отличалась тем, что для выхода современной цивилизации из нынешней отчуждающей и эксплуататорской формы требовалось фундаментальное преобразование и теории, и практики. В эпистемологическом плане Хоркхаймер выступал за отказ от всех абсолютных доктрин, особенно не соглашаясь с тем, что иногда приемлемо брать социальные явления в их номинальном значении. Таким образом, он отклонял и позитивизм, и эмпиризм. Хоркхаймер также возражал против возможности пролетарской революции привести к освобождению человека. Вместо этого требовалась открытая концепция разума, способная наполнить человеческие ценности и разорвать связь между "знанием" и человеческим отчуждением. Его работы включают: "Затмение разума" (1947), "Критическая теория. Избранные эссе" (1972) и (совместно с Теодором Адорно) "Диалектика просвещения" (1972, первоначальное немецкое издание, 1947). См. также Отрицание.
ХРИСТИАНСТВО (Christianity) — монотеистическая религия спасения, зародившаяся в I в. в Палестине, откуда распространилась и стала господствующей религией в Европе и в европейских поселениях на других континентах. Развитие христианского сообщества отмечено расколами по вопросам церковного устройства и доктрины. В итоге современное христианство состоит из трех крупных течений:
(а) западной католической церкви, которая опирается на примат Рима;
(б) 14 автокефальных восточных ортодоксальных церквей, чьи корни восходят к XI в.;
(в) множества протестантских объединений, ведущих отсчет с 16-го столетия и более поздних времен.
Соответственно, христианские организационные образцы весьма сложны и подразделяются на церковь, секту и вероисповедание (Трельч, 1912). Формы (а) и (б) имеют церковный тип организации, в то время как протестантство дает примеры всех трех образцов.
Христианство покоится на вере в личность всемогущего, всеведущего и справедливого Бога, создавшего вселенную. Человечество, напротив, лишилось милосердия; оно грешило и достойно божественного наказания. Однако благодаря вмешательству Спасителя — Иисуса Христа — становится возможным спасение от этого наказания; христиане верят в то, что Христос был Сыном Божьим и что его смерть стала, искуплением перед Богом за грехи людей.
Вопрос о путях индивидуального "спасения" верующих стал причиной расколов внутри христианства и имеет важное социологическое значение. В частности, Вебер пришел к выводу, что одна из форм ответа на данный вопрос — доктрина предопределенности — была движущей силой протестантского аскетизма (см. Протестантская этика). Согласно Веберу, христианский постулат о ритуальном равенстве всех верующих имел социологическое значение, предотвращая появление кастоподобных перегородок, которые могли бы разрушить единство западной буржуазии и ослабить ее преобразующий революционный потенциал. Другие социологи следующим образом подкрепили его позицию: антиавторитарные тенденции протестантских сект 17-го столетия во многом способствовали демократическим ценностям (см. Уолзер, 1966).
Хотя христианство оказало значительное воздействие на историческое развитие (не в последнюю очередь напряженностью в отношениях между церковью и государством, ставшей особенностью европейских обществ по сравнению с азиатскими), сегодня оно теряет свое влияние в западных обществах, сыграв тем не менее значительную роль в недавнем преобразовании Восточной Европы. У социологов все еще сохраняется интерес к сектантству (см. Уил-сон, 1967 и 1970), а также в целом к характеру и распространению религиозных убеждений в современных обществах (см., например, Ленский, 1961), а также к причинам, следствиям и масштабам секуляризации (Мартин, 1969).
ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ (clock-time) — измерение течения времени в стандартных интервалах и в конечном счете по отношению к установленной точке отсчета, например, среднему времени по Гринвичу. Хотя ныне оно принимается на веру, измерение времени такими стандартизированными способами, как "бой часов" — относительно недавнее явление и обычно связывается с повышением инструментальной рациональности, особенно в западных капиталистических обществах. Термин "часы" происходит от башенного звона, который в доиндустриальных обществах использовался в качестве сигналов для координации человеческой деятельности. Механические часы стали широко применяться в 17-м столетии. Появление железных дорог и других современных форм транспорта тем более требовало стандартизации времени. Регулярные рабочие часы фабричной системы значительно отличались от прежнего более неофициального образца домашнего производства (см. Томпсон, 1967). Весьма показательно, что концепция прибавочной стоимости Маркса выстроена на понятиях часов рабочего времени.
"ХЬЮМАН РИЛЕЙШНЗ АРИА ФАЙЛЗ" (Human Relations Area Files) — доступная описательная база данных сравнительных этнографических находок о культурах всего мира, размещенная в Йельском университете. Центральную роль в ее создании сыграл американский антрополог Дж.П. Мэрдок (1887—1985), среди работ которого — "Этнографический атлас" (Мэрдок, 1967).