Ж
ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН ОЛИГАРХИИ
(iron law of oligarchy) -тенденция у политических организаций (политических партий и профсоюзов) становиться олигархическими, несмотря на то что они могут стремиться ко внутренней демократии. "Тот, кто говорит организация, говорит олигархия", — утверждал Михельс, который первый сформулировал этот закон в своей книге "Политические партии" в 1911 г. Как только партии выходят за рамки текучих партисипационных структур, часто сопровождающих их формирование, они неизбежно становятся более бюрократическими и централизованно управляемыми, попадая под господство профессионального руководства. К тому же первоначальные цели могут заменяться инструментальными, в том числе заинтересованностью в поддержке организации (см. также Целевое смещение). В этом процессе Михельс выявил три группы факторов:
(а) "технические" — потребность поддерживать эффективно борющуюся машину, но когда это происходит, машина разрабатывает собственные законные интересы и способна управлять деятельностью, связями, внутренней оппозицией и т.д.;
(б) "психологические характеристики лидеров": талантливый оратор, способный получать удовольствие от руководства, разделяющий интересы более широкой политической элиты и таким образом склонный прилипать к власти любой ценой;
(в) "психологические характеристики масс": апатичность рядовых членов политических организаций, желание быть руководимыми, легкая поддаваемость красноречию и благоговение перед руководством.
Критики "железного закона" указывают на изменчивость тенденции к олигархии в организациях. Так, она более характерна для профсоюзов, чем для политических партий. На ее степень к тому же воздействуют характеристики членов и конституционный контекст, в котором функционируют такие организации (см. Липсет, 1960 и Маккензи, 1963). Однако работа Михельса оказала сильное влияние на изучение политических партий и профсоюзной демократии. См. также Теория элит.
ЖЕНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (women's studies) - многодисциплинарный подход к анализу и пониманию положения, а также опыта женщин в патриархальных обществах как в прошлом, так и в настоящем. Возникавшие по мере роста движения за освобождение женщин в конце 1960-х гг., программы таких исследований разрабатывались в высших учебных заведениях Европы и США в основном в соответствии с приверженностью к феминистским теориям, методологии и практике. Путем сосредоточения на конкретных проблемах изучается искаженное положение женщин, обнаруживаемое в традиционных дисциплинах, включая социологию. Содержание курсов данных исследований составлялось феминистками, работающими в рамках гуманитарных, естественных и социальных наук, а также в женских организациях. Таким образом, программы появились вне непосредственного женского опыта и ответа на сексуальную эксплуатацию и угнетение. Существенная их цель состоит в том, чтобы сделать видимой женскую роль в обществе и культуре, где существует явное смещение в сторону мужчин, подкрепляемое традиционным знанием, а также оспаривать все основные формы дискриминации и подвергать сомнению жесткие границы, отделяющие один академический предмет от другого. В этом качестве подвергается радикальной критике установленное академическое знание и практика образования. Содержание таких программ разнится, но большинство курсов стремится сочетать феминистский анализ угнетения женщин с развитием практических качеств, вроде самоуверенности. Традиционные методы обучения и оценки пересмотрены в свете женских требований, а между теоретическими интересами и повседневным опытом женщин установлены связи.
ЖЕНСКИЙ ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД (female gare) - предложение о создании в противовес господству в западной популярной культуре (Лаура Мелви, 1975) "мужского пристального взгляда" под которым женщины предстают, например, как сексуальные объекты. Именно художественный историк Джон Бергер сказал:
"Мужчины смотрят, женщины предстают". Мысль Мелви и других состоит в том, что это можно преодолеть только путем предоставления женщинам большого контроля над производством визуальной популярной культуры.
ЖЕНСТВЕННОСТЬ (feminity) — характеристики, связанные с женским полом. Историческое (зачастую маскулинистское) исследование женственности выделяет следующие черты: пассивность, отзывчивость, мягкость и поглощенность материнством. Такие работы акцентировались на переводе женщины в частную сферу, сферу домашней жизни. Феминистки и социологи оспорили эти стереотипы и категории типа мужчина/разум, женщина/чувство, которые доминируют во многих концепциях сексуального различия, включая сведение социокультурных процессов к биологическим данным. Согласно французским феминистским теоретикам (например, сикса, кристевой), "женское" — это произвольная категория, данная женскому образу или поведению патриархатом. По мнению Сью Лиз ("Сахар и перец: сексуальность и юные девушки", 1993), смена социальных конструкций будет означать фундаментальный сдвиг в подходах к женственности и мужественности с точки зрения рациональности и этики.
ЖЕСТКОЕ ЯДРО (hard core) — термин Лакатоса для той части научной программы (см. фальсификационизм), которая защищается любой ценой.
ЖИЗНЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (life chances) - материальные преимущества или неудобства (например, материальные вознаграждения, а также социальные и культурные возможности или отсутствие таковых), которые может ожидать типичный член группы или класса в определенном обществе. Идущее от анализа Вебера класса и статуса, данное понятие также использовалось Дарендорфом (1979). В центре его внимания находится неравенство. Возможно, наиболее горькой из жизненных возможностей является неравное распределение здравоохранения и связанное с этим неравенство в предвкушении жизни.
ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС (life crisis) — любое разрушительное событие жизни, вызывающее утрату важных отношений и социального статуса, требующее персональной корректировки, способное угрожать целостности "Я" и социальным отношениям. В список примеров входят тяжелая утрата, развод, брак, потеря или смена работы, нетрудоспособность, отставка, миграция, выселение. Поскольку они могут предполагать Стресс и беспокойство, которые становятся частью причины некоторых болезней, жизненные кризисы являются важной сферой изучения для социологии здравоохранения и медицины, а также основным фактором для рассмотрения в плане рекомендации и психотерапии.
ЖИЗНЕННЫЙ МИР (life-world) (Lebenswelt) -"естественное отношение", которое содержится в повседневных понятиях о действительности и предполагает "не только "природный" опыт..., но также социальный мир " (Шюц и Лукман, "Структуры жизненного мира", 1973). Если феноменология Гуссерля заключала "понятие" в скобки, для Шюца оно является "допустимым", "обыденным", вызывая больше всего впечатлений в отличие от науки. "Запасы знания" ("что каждый знает" — см. также Совокупное знание} и "интерпретативные схемы", используемые социальными акторами в осуществлении повседневной деятельности, как наглядно продемонстрировал Шюц, становится предметом этнометодологии. Мысль Шюца также повлияла на формулировку Гидденсом структурационной теории. См. также Практическое сознание.
ЖИЛИЩНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (sociology of housing) - нарождающаяся специализированная область интереса в социологии, которая стремится дать объяснение множеству жилищных феноменов — от моделей владения и обеспечения жильем до образцов жилищных и домовладельческих структур, а также значения "дома" и "домашнего очага" в различных культурах. Это область изучения пересекается с исследованиями по другим дисциплинам, включая гуманитарную географию, планирование, управление жилищным строительством, психологию окружающей среды, городскую социологию, изучение политики и проблем женщин.
В Англии в прошлом находилась под сильным влиянием способов анализа в других социологических областях. Анализ обеспечения жильем в "Искропотоке" Рекса и Мура (1967) подошел к предмету теории социальной стратификации и разработал понятие жилищного класса. В 1980-е гг. Питер Саундерс ("Нация домовладельцев", 1990) рассмотрел область с точки зрения ПОТРЕБЛЕНИЯ. Однако в 70-е гг. во Франции и Испании были сделаны две фундаментальные работы: о заполнении пространства Анри Лефевра (1991) и по городской социологии Мануэля Кастельса (1977). Они стали существенным вкладом в гуманитарную географию и смежные дисциплины, особенно в Соединенных Штатах. Дэвид Гарви (1989) синтезировал и развил эти подходы, а его исследовательская работа как гуманитарного географа часто применяется в дебатах по постмодерну (см. Постмодерн и постмодернизм).
На уровне микросоциологии наблюдался возрастающий интеpec к тому, каким образом люди обитают и преобразуют интерьер и ценности своих домов. Некоторые из работ напоминают исследование по хранению очага, но другие занимаются, подобно социологии моды, вопросами конструирования "Я". См. также Бездомность.
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (housing) - см. Социология жилищного строительства.
ЖИЛИЩНЫЙ КЛАСС (housing class) - см. Городская социология.