Ц

 
ЦЕЛЕВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ (purposive explanation) — объяснение происшествия как результата собственных целей актора и целенаправленного(ых) действия(ий), вытекающих из этих целей. Дебаты в философии и в социологии ведутся относительно того, следует или нет расценивать его в качестве разновидности "причинного объяснения", т.е. относительно событий, которые акторы "заставляют происходить". Для некоторых теоретиков, но не для всех, "мотивы суть причины", а "целевые объяснения" суть "причинные". В любом случае, однако, первые не есть вторые в человеческом смысле "универсальных" эмпирических порядков, предполагающих "случайные законы" в той мере, в какой они подразумевают, что акторы могли бы действовать по-другому. Решающая проблема заключается в том, можно ли, кроме того, объяснить целенаправленную социальную деятельность, например, в "структурных терминах" и/или закономерными способами. См. Действие; Телеология; Свободная воля; Объяснение.
ЦЕЛЕВОЕ СМЕЩЕНИЕ (goal displacement) — процесс, в котором средства, выработанные для достижения целей, сами превращаются в цели. Понятие впервые введено Мертоном (1949) для объяснения того, каким образом негибкость формальных правил может приводить индивидуумов к использованию тактики выживания, смещая официальные цели организации. Пример Мертона показал тенденцию правительственных должностных лиц действовать способами, которые скорее защищают их собственные интересы, чем обслуживают общественные. Подобное классическое изучение случая целевого смещения было выявлено и в исследовании, проведенном Селзником администрации водоснабжения в штате Теннесси (1966), где демократические идеалы власти свергли должностных лиц, преследующих собственные ведомственные интересы. Хотя Михельс (1911) не применял данный термин, его железный закон олигархии — ранний пример целевого смещения, вызванного конфликтом между демократическими принципами и бюрократией.
Понятие "целевое смещение" относится к терминологии функционализма и подразумевает существование как "организационных целей", так и "дисфункциональных" действий. См. также Явные и латентные функции; Ограниченная рациональность; Дисфункция.
ЦЕНА ВОЗМОЖНОСТИ (opportunity cost) - возможности, выбранные в связи с одной деятельностью, измеряемые с точки зрения других возможностей, которые могли бы быть достигнуты при тех же затратах ресурсов. Хотя цена возможности — понятие, относящееся к политической экономии, оно также применяется в более широком значении по отношению к человеческому бытию. Поскольку жизнь человека ограничена во времени и многие действия невозможно выполнять одновременно или в иных интеракциях, чем один на один, то цена возможности выявляется повсеместно, а не только в экономических аспектах.
ЦЕННОСТИ (values) — 1. Этические идеалы и убеждения. Термин часто используется для отличия научного знания от "ценностей", особенно там, где "этические" идеалы, "долг" и т.д. не принимаются как "научные" или способные когда-либо стать таковыми. См. также Различие между истиной и значением; Позитивизм;
Ценностная свобода и ценностная нейтральность. 2. Основные убеждения и цели индивидуума либо общества. В структурном функционализме Толкотта Парсонса интериоризированные "общие ценности" играют решающую роль в социальной интеграции любого общества (см. также Консенсус). Критика этого представления состоит в том, что оно преувеличивает степень зависимости социальной интеграции от общих ценностей и преуменьшает значение политической или экономической власти (см. также Сверхсоциализированная концепция человека; Теория конфликта). Большинство социологов признает возможность существования общества, даже расколотого ценностными разногласиями, причем строгая приверженность преобладающим убеждениям и ценностям часто является скорее целесообразной или прагматической, чем глубоко разделяемой (например, см. Послушание). Таким же образом, однако, многие подтверждают, что чисто экономическая или политическая сила редко составляет единственную основу социальной интеграции (например, служит ненадежной основой политической власти) и что ценности, как правило, играют важную роль (см. Политическая легитимность).
Подобно критике функционализма, марксистские теории, постулирующие доминирующую роль идеологии в поддержании социальной власти, также критикуется за чрезмерное выделение роли интериоризированных убеждений и ценностей (см. Тезис о господстве идеологии).
ЦЕННОСТНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ (value neutrality) - см. Ценностная свобода и ценностная нейтральность.
ЦЕННОСТНАЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ (value relativity) - суждение, согласно которому всякое социологическое знание соотносится с определенными ценностями, а ценности, в свою очередь, — с социальным содержанием. См. Релятивизм; Ценностная уместность-Объективность.
ЦЕННОСТНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (value rationality) - см. Типы социальной деятельности.
ЦЕННОСТНАЯ СВОБОДА И ЦЕННОСТНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ (value freedom and value neutrality) — 1. Представление о том, что социология может и должна проводить исследование в соответствии с предписаниями "науки", исключая любое влияние ценностей самого ученого (см. Ценности, смысл 1). 2. доктрина, особенно связанная с Максом Вебером (1949), согласно которой социологи, если они не уверены в исключении всех смещений, внедряемых в работу их собственными ценностями, должны, по крайней мере выявить и эти ценности и их воздействие на изучение. 3. Доктрина ценностной свободы или ценностной нейтральности (иногда этической нейтральности), согласно которой социальная наука способна устанавливать "факты" социальной действительности, но при этом не может решать вопросы окончательной ценности в смысле 1, ибо между эмпирическим доказательством и нравственной деятельностью, между фактами и ценностями всегда существует логический промежуток (см. Различие между истиной и значением). 4. Доктрина, также характерная для Вебера (и его принятия ценностной свободы/ценностной нейтральности в смыслах 2 и 3), согласно которой социологу не следует стремиться высказываться об окончательных ценностях и особенно использовать свое профессиональное положение как преподавателя перед студентами, чтобы пытаться развивать свои частные ценностные положения.
Каждый из четырех перечисленных значений термина ставит проблемы. Относительно первого трудно исключить или даже контролировать всякое влияние ценностей исследователя на выбор и выполнение социального изучения. То же самое касается позиции Вебера, смысл 2. Кроме того, не доказано, что социологическое исследование, которое начинается с ценностей исследователя, должно неизбежно терять валидность и объективность. Если бы это было так, то почти все труды классиков, включая позитивистски настроенных социологов, вроде Дюркгейма, были бы фатально порочными. Более того, подобная идея также выпадает из механизма, который нам знаком по науке в целом, то есть она никогда не функционирует без предположений (см. также Объективность; Относительность теории).
Альтернативой смыслу 1, обеспечиваемой концепцией Вебера о ценностной уместности, является следующее: социологи неизбежно будут руководствоваться связью с ценностями, но пока это не станет очевидным, нет необходимости подвергать сомнению достижение объективности в рамках выбранной точки зрения. Однако есть проблема и с данным представлением, особенно когда оно сочетается со смыслами 3 и 4. Ведь оно, как может показаться, поддерживает представление о произвольности и окончательном "иррационализме" ценностей. Для многих социологов, включая Дюркгейма и Маркса, такое просто недопустимо, и самой общей научной основой значения остается цель (см. также Ценностное суждение).
Более определенное возражение доктрине Вебера о "ценностной свободе" в смысле 3 разработали Беккер (1967; 1970) и Гоулднер (1956; 1973): ее принятие позволяет социологам, если они того пожелают, просто выполнить заказ богатого и влиятельного, стремящегося внести в повестку дня заслуживающие внимания "социальные проблемы" (см. Иерархия вероятности). См. также Этическая индифферентность; Релятивизм.
ЦЕННОСТНАЯ УМЕСТНОСТЬ (value relevance) — доктрина, согласно которой социологические темы исследования будут неизбежно и справедливо выбираться за их "этический интерес", но это не препятствует ученому стремиться к объективности в рамках определенной точки зрения. Доктрина связана прежде всего с концепцией ценностной свободы и ценностной нейтральности Макса Вебера (смыслы 2 и 4), ибо он выявил три стадии во всеобщем отношении между ценностями и социологическим исследованием:
(а) ценности исследователя часто влияют на выбор темы; (б) это не обязательно препятствует объективному подходу, например, к установлению эмпирического значения конкретных ценностей, вроде протестантской этики; (в) результат всякой работы никогда не доходит до прямого оправдания определенных ценностей. См. также Различие между истиной и значением.
ЦЕННОСТНОЕ СУЖДЕНИЕ (vaalue judgement) - этическая или нравственная оценка, особенно того, что "должно быть выполнено" на основе этики или морали. В логическом позитивизме (см. Позитивизм) иногда делается следующее предположение: никакое "ценностное суждение" никогда не может вытекать из вполне "научного" утверждения (см. Различие между истиной и значением). Однако существуют две другие возможности:
(а) "факты" и "теории", хотя и не могут диктовать наши "ценности", способны сообщать нам о причинных связях и т.д., тем самым указывая, каким путем мы должны идти к достижению наших этических целей (примерно таким было представление Вебера;
см. также Гипотетический императив);
(б) понятие непреодолимого расхождения между "фактами" и "ценностями" ложно, и всякий раз, когда возможно, мы всегда обязаны пытаться базировать наши этические и моральные позиции и наши ценностные суждения на устойчивых социологических основах (такова позиция, в частности, Конта, Дюркгейма, Франкфуртской школы критической теории).
Все три подхода сосуществуют в современной социологии. См. также Категорический императив; Кант; Беккер; Иерархия вероятности.
ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ (centre and periphery) — изображение разделения мира на господствующие страны, главным образом индустриальные капиталистические, и прочие, в основном "третьего мира ", более слабые в политическом и экономическом отношении. Хотя данные понятия сегодня широко применяются в социологии и разнообразных исторических школах, они чаще всего связываются с подходом Валлерстайна к мировой системе. Он (1974) утверждал, что с 16-го столетия начала возникать всемирная капиталистическая система во главе с Англией, Францией и Нидерландами, обладавшими сильными централизованными политическими структурами и меркантилистскими экономиками. В рамках этого процесса другие государства превращались в подчиненные центру и обеспечивали дешевую рабочую силу, как правило, несвободный труд в форме рабства или долгового пеонажа. Они и образовали периферию, снабжающую сырьем, продовольствием и предметами роскоши купцов центра, которые господствовали в мировой торговле.
Позже Валлерстайном и другими было введено понятие полупериферии для описания тех стран, которые в 20-м столетии добились определенного уровня индустриализации, в меньшей мере находятся под господством экономики центра и достигли некоторого уровня политической централизации, а также гражданско-политической организации. К их числу было отнесено большинство южноевропейских стран, некоторые латиноамериканские (например, Аргентина, Бразилия, Чили) и азиатские, такие как Южная Корея.
Хотя миросистемный подход критиковался за чрезмерный упор на рынок как основной аспект анализа (Бреннер, 1977), применение данных понятий получило настолько широкое распространение, что их использование какими-либо авторами вовсе не обязательно означает приверженность подходу Валлерстайна.
ЦЕНТР СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
(Centre for Contemporary Cultural Studies) — см. Культурные исследования.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ (central tendency) - см. Меры центральной тенденции.
ЦЕРКОВНО-СЕКТАНТСКАЯ ТИПОЛОГИЯ (church-set typology) — осмысление типов религиозной организации, первоначально проведенное Вебером и Трельчем, а затем расширенное Говардом Беккером (1950) и другими. Оно предполагает многообразие и в определенной мере также последовательность развития данных организаций, простирающихся от церкви через вероисповедание к секте и культу, представляя собой четырехразрядную типологию. Иногда добавляется пятая категория, в которой термин "экклесия" относится к наднациональной, формально организованной религиозной организации типа римско-католической церкви.
 

ЭкклесияЦерковьВероисповеданиеСектаКульт
УчрежденнаяУчрежденная"Застывшая" сектаОтносительно динамичнаяПодвижный; часто преходящий
Приспособление к социальному порядкуПриспособление к социальному порядкуПриспособление к социальному порядкуВызов религии в ее установленной форме, возможно, сопровождаемой отходом от общественно-социальной исключительностиОтклонение или отступление от аспектов внешнего мира; характеризуется социальной девиацией
Формально организованная бюрократическая; иерархическаяФормально организованная бюрократическая; иерархическаяФормально организованноеОтносительно неформальная организация; иногда авторитарнаяНеформальная организация
Наднациональное членство; членство, приписанное при рожденииШирокое членство; членство, приписанное при рожденииСущественное, относительно устойчивое членствоОтносительно ограниченное членство; высокий уровень приверженности; новые члены делают положительный выбор, чтобы присоединитьсяОграниченное, часто локализованное участие; участие по личному выбору; часто ассоциируется с социальной маргинальностью
 
 
Церковно-сектантская типология
Последовательность развития категорий, включенных в данную типологию, показывает, что всегда имеется тенденция к появлению новых культов и сект. В частности, последние могут рассматриваться как динамичный элемент, требующий высоких обязательств от своих членов и способный приводить к быстрому религиозному, а в некоторых случаях и к политическим, а также экономическим изменениям (см. Протестантская этика). Конечно, многие секты и культы просто терпят неудачу и зачастую исчезают, но когда выживают и растут, то долгосрочной тенденцией становится их превращение в более формально организованные, бюрократические и иерархизированные, а в конечном счете — и более консервативные. При этом они все меньше ассоциируются с вызовом и даже становятся частью главного направления в обществе — это награда, но также и наказание за успех.
Хотя включенные в церковно-сектантскую типологию понятия работают достаточно хорошо в качестве идеальных типов большинства западных форм религии, ибо отражают главным образом христианские образцы религиозной организации, они менее полезны в отношении не западных религий. См. также Новые религиозные движения.
ЦЕРКОВЬ (church) — 1. Объединение людей, социальных учреждений и связанных с ними убеждений и действий, составляющих особую религиозную группировку, например, методистскую церковь. 2. Христианская церковь в целом. В технически-социологическом смысле (введенном Трельчем и Вебером) различие проводится также между церковью как учрежденным религиозным объединением и вероисповеданием, сектой и культом, которые вместе с "церквями" можно рассматривать как составную часть многообразия типов религиозной организации (см. Церковно-сектантская типология).
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (civilization) — 1. Развитые культурные формы (например, центральное правительство, искусство и наука, озабоченность моралью и манерами) в городах и обществах, в которых они существуют. Термин происходит от латинского civis — "гражданин". 2. Отдельное общество или область культуры, обладающая вышеупомянутыми характеристиками (например, "китайская цивилизация" или "западная цивилизация").
Исторически использование термина нередко было несколько грубо оценочным, например, контрастируя с предшествующими стадиями дикости или варварства. См. также Процесс цивилизованности.
ЦИКЛ ДЕПРИВАЦИИ (cycle of deprivation) - подход к проблеме бедности, подчеркивающий передачу социальной депривации из поколения в поколение, преимущественно через механизм семьи, хотя подразумеваются также индивидуальная и общественная патологии. Данное понятие связано с тезисом культуры бедности и приобрело политическое значение в 1972 г. благодаря работе Кейта Джозефа, министра социальных услуг Великобритании.
Осуществление последующими правительствами страны городских программ помощи (приоритетные зоны образования; общественные проекты развития, поддержанные Министерством внутренних дел и внутригородскими схемами партнерства) отражают интерес к предполагаемому циклу депривации. Такой подход отрицает значение более широких основ структурного неравенства и ныне дискредитирован в качестве исключительной основы социальной стратегии.
Появились и многие другие альтернативные объяснения, подтверждающие значение таких структурных особенностей, как изменения в профессиональной структуре и безработица. Они также доказывают, что взаимосвязь между индивидуумами, семьями и общинами, с одной стороны, и более широкими структурными особенностями — с другой, намного сложнее, чем в упрощенной версии, выдвинутой Кейтом Джозефом.
ЦИКЛ ЖИЗНИ (life cycle) — см. Течение жизни.
ЦИКЛ ИЛИ ЦИКЛИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (cycle and cyclical phenomena) — повторяющиеся или возвращающиеся социальные процессы, в которых последовательность событий сопровождается подобной последовательностью по завершении. В качестве проявлений циклической модели воспринимаются многочисленные социальные процессы (например, цикл жизни); другие предложения — об исторических циклах, циркуляции элит — более спорны.
Бурдо и Буррико (1989) идентифицируют важную общую характеристику циклических явлений: появление в результате "развивающегося процесса отрицательной обратной связи, вызывающей отмену самого процесса". В политической экономии такую основу имеет общеизвестная теорема паутины. Производители склонны оценивать будущие цены на основе настоящих и потому обычно имеют излишек продукции. Это, по их мнению, принесет больше выгоды, чем недостаточное ее количество, что менее выгодно и создает, если представить графически, циклическую паутинообразную модель движения от одного состояния равновесия к другому. Более простой пример — система прививок. Широкая вакцинация вызывает снижение заболеваний определенной болезнью, ведя к уменьшению числа прививок и возврату болезни, что, в свою очередь, влечет за собой возобновление вакцинации. Один из привлекательных моментов в осмыслении социальной действительности с точки зрения цикличности состоит в возможности их математического выражения, хотя в социальной жизни такие модели редко проявляются в чистой форме.
ЦИКЛ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (feedback cycle) - см. Кибернетика.
ЦИКЛЫ КОНДРАТЬЕВА (Kondratieff cycles) - весьма продолжительные (приблизительно в 55 лет) торговые циклы, названные по имени русского экономиста Н. Кондратьева. См. Теория длинных волн; Шумпетер.
ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭЛИТ (circulation of elites) — термин Парето для обозначения бесконечного цикла обновления и замены политических элит. Тенденция, описанная Парето, касалась элит одной психологической ориентации: львов (обладающих консервативностью, ведущей к "постоянству членства") и лис — более творческих, но не признанных (характеризующихся "инстинктом к комбинациям"). См. также Остатки и деривации; Теория элит.