Ч

 
ЧАСТНАЯ И ПУБЛИЧНАЯ СФЕРЫ (private and public spheres) — дихотомная модель социальных отношений, разделяющая внутреннюю сферу семьи и сферу труда (наемного труда), а также политической деятельности. Эта модель проявляется как на обыденном уровне во фразах типа "место женщины — в доме", так и в рамках социальных наук (см. Элстайн, 1981). На практике историки и социальные ученые пытались доказать, что индустриализация и урбанизация разграничили дом и труд, личное и политическое, то есть домашнюю сферу, ассоциировавшуюся с женщинами и детьми, и публичную сферу взрослых мужчин. Домашний идеал был особенно популярен в 19-м столетии у нарождавшегося среднего класса, получив выражение в социальной политике и законодательстве. Однако отделение частного от публичного было и остается в большей мере идеологическим, чем эмпирическим, служа также примером дуализма западной мысли.
Давыдофф (1979) и Саммерс (1979) подвергли сомнению историческое существование дихотомии. Давыдофф утверждает: разделение между общественным и частным не может быть принято как данное, даже для 19-го столетия. Ведь услуги на дому, надомная работа, труд по дому и выполнение разнообразных вспомогательных домашних дел за плату указывают на то, что экономика не могла сосредоточиваться исключительно вне дома. Саммерс фиксирует, каким образом женщины и из среднего, и из высшего класса непрерывно оспаривали разделение между частным и общественным, занимаясь филантропической деятельностью.
Силтанен и Стэнуорт (1984) тоже оспаривали нерушимость данных границ, критикуя политическую и индустриальную социологию за принятие дихотомии на веру. Индустриальная социология оперирует принципом "рабочей модели для мужчин" и "гендерной модели для женщин" (например, Блоунер, 1964). Классовое положение мужчин определяется главным образом их местом в структуре занятости, а женщин — их положением в семье. Политическая социология часто помещала и женщин, и частную сферу вне политики, характеризуя женщин либо аполитичными, либо более консервативными, чем мужчин (например, см. Доуз и Хьюджес, 1972). Был сформирован "мужской" взгляд на женское участие в политике и экономике, представляя его незаметным или подверженным заблуждению. Возрождению феминизма в конце 1960-х гг. способствовало повышенное внимание к политической природе личной жизни, особенно в области домашнего труда, охраны детства, сексуальности и проявления мужского насилия к женщинам. Таким образом, определение термина "политическое" было расширено до включения в него "частного". Силтанен и Стэнуорт утверждают, однако, что феминистки были менее успешны в оспариваний дихотомии в целом, ибо необходимо принимать во внимание изменчивый характер сфер и отказаться от склонности изображать их в застывшем виде. Поскольку политика не является прерогативой публичной сферы, то частное воздействует на нее, и ни одна из них не замыкается на одном гендере. На причастность мужчин к публичной сфере влияет их положение в домашней сфере, а женщины исторически занимали место в общественной жизни и продолжают это делать. Кроме того, государство постоянно уделяет внимание частной сфере, регулируя и реконструируя ее.
ЧАСТОТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (frequency distribution) - показатель того, сколько раз каждое значение переменной происходит в совокупности наблюдений.
 

ПолЧислоОтносительная частотеУстановленная частота
Мужчины2.30056.1%60.5%
Женщины1.50036.6%37.5%
Не определено3007.3%
Всего4.100100.0%100.0%
 
 
Частотное распределение
Таблица частотного распределения — один из самых простых способов представления социологических наблюдений. Она состоит, по крайней мере, из двух столбцов: левый содержит значения, которые может принимать переменная, а правый — число раз, которое каждое значение происходит. Иногда включаются дополнительные столбцы, отражающие процентное распределение. В приведенной таблице показано число мужчин и женщин, ответивших на опросные листы. См. также Диаграмма; Гистограмма; Пи-график.
ЧЕЛОВЕК ОРГАНИЗАЦИИ (organization man) — стандартный тип характера, который, по мнению некоторых теоретиков (особенно Уильяма Уайта, 1956), все чаще встречается в современных промышленных, коммерческих и некоторых научных и правительственных организациях. Исполнители и менеджеры как бы "принадлежат" организации, находясь под давлением скорее "социальной" этики, чем "индивидуальной", что ведет к конформизму и посредственности. По существу, идея относится к концепции и опасениям Макса Вебера в отношении современной бюрократии.
ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИСТСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (human-centured
technology) — подход к разработке технологии и организации работ, нацеленный на расширение мастерства и предоставление равного приоритета человеческим и организационным проблемам, а также техническим требованиям проекта. Этот подход, называемый в промышленности антропоцентристскими производственными системами, прямо противоположен технической философии, основанной на предположении о том, что люди являются источником неопределенности и ошибок и должны быть в конечном счете заменены интегрированными компьютерными системами в "фабрике будущего без применения людей" (см. также Технологический детерминизм; Новая технология). В идеально-типичной форме человекоцентристская технология включает проектные критерии, способствующие осуществлению единства замысла и исполнения, расширению квалификации (особенно за счет смежных областей), рабочего контроля над процессами труда и технологии путем непосредственного участия в проекте.
Человекоцентристская технология была поначалу связана с такими инициативами 1960—70-х гг. по гуманизации труда, как технологические эксперименты фирмы "Вольво", схемы разнообразия видов труда и социотехнический системный подход (см. также Качество трудовой жизни; Школа человеческих отношении). В последнее время данный подход рассматривается в качестве важной особенности новых систем производства, основанных на гибкой специализации, утверждающей возникающую постфордистскую стратегию производства (см. Фордизм и постфордизм). Многопрофильные и функционально гибкие ремесленные рабочие заменяют образцы массового производства Тейлора. Согласно данной теории, человекоцентристская технология и более "эффективна" с точки зрения управления, и более гуманна, а также демократична с точки зрения отношений между рабочими и управляющими. Несмотря на значительную корректировку упрощенной логики деквалификации в процессе труда, критики человекоцентристких подходов ставят под сомнение масштабы, в которых они могут быть реализованы на практике, и указывают на отрицательные последствия в виде повышения напряженности и интенсификации труда. Кроме того, высказываются сомнения в масштабах истинного участия рабочих и обращается внимание на увеличение числа частично занятых или временных рабочих, помогающих основному составу пользоваться большей защитой и лучшими условиями труда (см. Вуд, 1989).
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА (human nature) — характеристики, которыми обладает человек как особь естественного вида или разновидность. Социологи в целом согласны в том, что, по сравнению с другими животными, отличительное качество человеческой природы — это пластичность (см. Автономный человек и пластичный человек). Хотя он рождается со специфическими инстинктами или склонностями, развивающимися в процессе созревания либо автоматически вызываемыми окружающей средой, в большей мере на его поведение влияют культура и социализация. Так, утверждениям о том, что люди от природы жадны или агрессивны, можно противопоставить примеры обществ, в которых стяжательство или война отсутствуют. Прежде всего человеческие существа выработали способность к рефлексивности, тем самым сделав возможными рациональную деятельность и рациональное социальное развитие. В противоположность этому, однако, цивилизация рассматривается иногда как наружный слой (например, Фрейд "Цивилизация и недовольства ею"), сквозь который сохраняет способность прорываться инстинктивный аспект человеческой природы, склонный всегда ограничивать прогресс или рациональное развитие.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ (human needs) - см. Потребности; Базисные человеческие потребности.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ (human capital) — производственное вложение капиталов не столько в заводы и машины, сколько в людей. В политэкономии капиталовложение в человеческие ресурсы оценивается по сравнению с уровнями экономической отдачи от других видов инвестиций. Ясно, что данный процесс начинается в семье и продолжается в школе и высшем образовании, а также затрагивает обеспечение здравоохранения.
Будучи предметом экономической теории и объектом эмпирического исследования, теория человеческого капитала Дж. Беккера ("Человеческий капитал", 1975) объясняет разницу в доходах, по крайней мере отчасти, возвратом человеческого капитала, затраченного, в частности, на получение образования, отдача от которого довольно высока. Аналогичным образом бедность иногда объясняется результатом нехватки человеческого капитала.
Аргументы данной теории оспариваются с разных сторон. Ведь отдача от образования фактически происходит от других источников и может действовать просто как фильтр, тогда как от врожденной способности иди семейного происхождения зачастую зависит соотношение между образованием и доходом (см. Конкурс и конкурсная гипотеза). Ср. Функционалистская теория социальной стратификации. См. также Культурный капитал.
ЧЕРНАЯ МАГИЯ И КОЛДОВСТВО (witchcraft and sorcery) -использование магии в попытке достичь пагубных для жертвы и осуждаемых обществом целей. Хотя эти термины часто взаимозаменяемы, между ними имеются и различия. Эванс-Притчард (1937) рассматривает призываемые или предполагаемые силы в черной магии как "унаследованные" и направляемые для проникновения в индивидуума, а в колдовстве — как усвоенные и обычно более специфичные (см. также Шаман).
Вера в подобные свойства встречается главным образом в до-современных обществах, где они функционируют в качестве механизма выражения социальных напряжений и конфликтов. Согласно Марвику (1970), обвинения в черной магии возникают в случаях неудачи, причем объяснение этого ищется среди тех, кто может иметь причину навредить человеку.
ЧЕРНОНАРУКАВНЫЙ РАБОЧИЙ (black-coated worker) (чаще из рабочих-мужчин) — обычный клерк или конторский служащий. Наиболее употребимый социологический термин в отношении данной категории работников — беловоротничковый рабочий.
Термин "чернонарукавный рабочий" впервые получил социологическую значимость у Локвуда (1958) в историческом исследовании групп служащих и критике простой пролетаризации. Локвуд провел различие между "рыночным", "рабочим" и "статусным" положениями (см. Многомерный анализ социальной стратификации) конторских служащих и большинства отрядов рабочего класса. Сравнительно недавно положение на рынке у них до некоторой степени совпадало, однако в положении на работе и в статусном положении сохранялись заметные отличия: они были физически разделены на работе, и чернонарукавные работники имели более высокий уровень престижа, чем рабочие ручного труда. Этим объясняются различия в классовом сознании и политических симпатиях, состоящие в том, что клерки чаще считают себя средним классом и голосуют за Консервативную партию. В новом издании работы "Чернонарукавный рабочий" Локвуд отвергает всякие утверждения о том, что конторские служащие испытали либо пролетаризацию, либо резкую деквалификацию. См. также Субъективный и объективный классы;
Относительная депривация.
"ЧЕРНЫЕ МУСУЛЬМАНЕ" (black Muslims) - ряд черных американо-исламских религиозных, социальных и культурных движений, а также их сторонников. В течение 20-го столетия среди американского черного сообщества возникло несколько сект и социальных движений, базирующихся на исламских принципах и Коране. Наиболее влиятельной из них была "Нация ислама", которой с начала 50-х до 1975 г. руководил Элиях Мухаммед.
Эта группа разделяла убеждение в том, что "белое" сообщество — причина зла, а посему американские чернокожие должны стремиться к созданию отдельного и самодостаточного государства исключительно для чернокожих. "Черные мусульмане" считали невозможным приспособление к властным структурам белых. "Нация ислама" поощряла открытие отдельных магазинов, школ, больниц, производств и финансовых учреждений в стремлении освободить чернокожих от экономической и культурной власти белого сообщества в США.
Многие из "Черных мусульман" находились в центре американского движения за власть черных в 60-е и начале 70-х годов. Широкое распространение влияния "Нации ислама" обусловливалось наличием среди ее приверженцев общеизвестных фигур: черного радикала Малкольма X, чемпиона по боксу Мухаммеда Али, первоначально известного как Кассиус Клей. После смерти Мухаммеда в 1975 г. "Нация ислама" и черные мусульманские движения в целом стали более фрагментированными и менее влиятельными.
ЧЕРНЫЙ (black) — термин, используемый для обозначения ряда "не-белых" этнических групп. Черный — это предпочтительная форма, особенно среди этнических групп африканского происхождения, отражающая чувство гордости за ощущение себя таковым. Широкое употребление термина связано с повышением негритянской политической активности в США в 60-е гг. и отражено в Лозунге "Черный красив". Другие термины — "цветной", "негр" или "негритянка" — ныне, как правило, считаются оскорбительными.
В Великобритании (и других странах), однако, имеется неприятие данного понятия в отношении "не-белых" людей азиатского происхождения. Многие азиаты возражают против слова "черный" применительно к ним и утверждают, что это приводит к ошибочному тождеству между огромным числом очень разных этнических групп: пакистанцев, бангладецщев, индийцев, вест-индцев, африканцев и т.д. Контраргумент состоит в том, что "не-белые" люди в Великобритании могут подвергаться дискриминации и институциа-лизированному расизму независимо от их происхождения. В этом смысле группы и африканцев, и азиатов имеют в своей значительной массе один и тот же опыт. См. также Движение за власть черных; Негритюд.
"ЧЕТВЕРТЫЙ МИР" (Forth World) — страны, главным образом в современных Африке и Азии, которые являются беднейшими в мире. Термин используется для их отличия от обычной категории стран "третьего мира ", особенно по показателям экономического застоя в 1970—80-х гг. Термин появился недавно и еще не имеет установленного общего употребления.
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА (Chicago school) — исследовательская группа социологов-урбанистов и социальных теоретиков, обосновавшаяся в Чикагском университете в межвоенные годы.
Известность Чикагского университета среди американских высших учебных заведений и отличающий этот город подход к американским делам помещают Чикаго в центр многочисленных крупных течений в современной социальной мысли, включая философский прагматизм и символический штеракциотзм, а также Чикагскую школу городской социологии. Основанное в 1892 г. Чикагское отделение социологии стало первым из подобных ему при американских университетах. Его основатель — Альбион Смолл, а также его преемник — Роберт Парк разработали подход к городскому социальному анализу, отличавшийся тщательным эмпирическим исследованием и особой моделью городской экологии. Тяготеющая к дарвинистским идеям, эта модель, представленная на городской земельный и жилищный конкурс, имела вид ряда концентрических зон, в каждой из которых был собственный изменяющийся конструктивный центр и подразделения на характерные жилые кварталы и субкультуры (см. также Городская экология. Городская социология). Чикаго считался идеальной лабораторией для городских социальных исследований, и члены Чикагской школы стали авторами целого ряда классических работ в этой области: "Польский крестьянин в Европе и Америке" Томаса и Знанецкого (1917), "Город" Парка и Берджесса (1925), "Гетто" Вирта (1928) и "Золотой берег и трущобы" Зорбо (1929).
ЧИКАНО (Chicano) — лицо из Мексики или мексиканского происхождения, проживающее в США. Понятие, возникшее как уничижительное, было принято в 1960-х гг. для придания идентичности и политического внимания 8—10 млн мексиканских американцев. "Чиканизм" стал применяться по отношению к движению за возрождение мексиканского достоинства, культуры и государства.
ЧИСТЫЕ ОТНОШЕНИЯ (pure relations) — см. Интимность. ЧИСТЫЙ ТИП (pure type) — см. Идеальный тип.
ЧЛЕНСКИЕ МЕТОДЫ members' methods) - см. Этнометодо-логия.
ЧОМСКИЙ АВРОН НОАМ (Chomsky, AvronNoam) (1928- ) -американский теоретик в сфере лингвистики, чьи основные новаторские идеи в теориях языка помогли лингвистике занять центральное место в социальных науках. Под влиянием Соссюра и особенно Якобсона и в противовес бихевиоризму Блумфилда и Скинне-ра крупнейшим вкладом Чомского стала разработка трансформационной грамматики в работе "Синтаксические структуры" (1957). Набор "правил построения фраз" дает "глубинную структурную" информацию о предложениях в языке вместе с набором трансформационных правил для построения "поверхностных структур". В теории Чомского имеются также фонологические и семантические компоненты. Основной довод Чомского состоит в том, что лингвистическая компетентность у человека является врожденной, а отражают это универсалии грамматической глубинной структуры. Помимо эффективности собственных "построенческих" моделей грамматики, другое доказательство врожденности фундаментальных грамматических структур дают скорость и точность, с которой дети овладевают структурами языка. Это опровергает точку зрения бихевиористов, согласно которой язык просто изучается, а его правила схватываются "индуктивно" (см. также Механизм Усвоения языка). Таким образом, способность к языку подобна усвоению и использованию чисел; даже если в данном случае уместно объяснение, связанное с развитием, изучение приводится в действие скорее "опытом", чем полной сформированностью. Конечно, могут иметь место индивидуальные различия, но общие черты структуры и усвоения языка рассматриваются в качестве универсальных.В философском плане предположение о врожденных идеях или категориях делает Чомского приверженцем "рацио-налистских" и "идеалистских" школ мысли (см. Идеализм). Это идет в разрез с эмпиризмом, рассматривающим разум как "табула раза", что демонстрирует сам Чомский в его "дебатах" с теориями усвоения языка Скиннера.
Чомский также много и увлеченно писал о современности, особенно активно выступая против вьетнамской войны. Временами он отрицает какую-либо связь своей публицистики с работами по лингвистике, но многие полагают, что его эгалитарные и синдикалистские политические взгляды все же связаны с его трудами.
Лингвистические теории Чомского имели наибольшую ценность, хотя некоторые сомневаются в правомерности его акцента на универсалиях грамматики или на выделении прежде всего синтаксиса для объяснения многообразия и прогресса человеческих обществ с точки зрения языка. В последние годы в лингвистике и социальной науке в целом основное внимание переместилось на систематическое изучение семантики и прагматики.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОНЯТИЕ (sensitizing concept) — социологическое понятие, отличающееся от "окончательных" понятий и "просто показывающее направления, куда следует смотреть" (Блумер, 1954). Чувственные понятия менее точны, чем "окончательные" понятия, определившие эмпирические денотаты, которыми можно легко оперировать, например, рассмотреть "социальный класс" с точки зрения уровня доходов или лет обучения. Первые привлекают внимание социологов к некоторым аспектам социальных явлений. Так, Гофман ввел понятие моральной карьеры. Однако никакого жесткого различия между двумя этими видами не существует.
ЧУВСТВО ПРАВИЛ (feeling rule) - см. Эмоциональный труд.