Э

 
ЭВАНС-ПРИТЧАРД ЭДВАРД ЭВАН (1902-1973) - британский структурал-функционалистский социальный антрополог. Главные работы включают "Колдовство, магия и оракулы у народа азан-де" (1937), "Нуэр" (1940), "Родство и брак у народа нуэр" (1951) и "Религия народа нуэр" (1956). После обучения у Малиновского Эванс-Притчард занялся этнографией в Южном Судане. Его труды иллюстрируют рациональность кажущегося дологическим мышления (у азанде) и возможности мирно анархического безгосударственного общества (как это демонстрирует народ нуэр). Хотя он обычно считается структурным функционалистом, его труды подчеркивают близость антропологии к истории, а не к науке. В отличие от своего предшественника по Оксфорду — Радклиффа- Брауна, он понимал бессмысленность проведения поисков универсальных законов социального поведения. Его особый интерес к религии объясняется обращением в католицизм в 1940 г. Его влияние все еще очень велико благодаря сосредоточенности автора на гуманистическом описании. Он характеризовал себя так: "сначала этнограф, а потом уже социальный антрополог".
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (evolutionism) — см. Эволюционная теория.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ СОЦИОЛОГИЯ (evolutionary sociology) -социология, подчеркивающая преемственность биологической и социокультурной эволюции. Несмотря на многие преувеличения и сверхупрощения прежней эволюционной теории в социологии, Рансиман (1989) утверждает: "Нельзя не признать то, что любая подлинно социальная теория не может не быть эволюционной". Под этим он подразумевает следующее:
(а) являясь в главной своей части "экстра-органическими" (см. также Сверхорганическая; Возникающая эволюция}, человеческие социальные способности имеют биологическую основу;
(б) несмотря на отсутствие простого образца однолинейного социального развития, что находится вне вопроса (как и биологическая эволюция), остается возможность изучать социальную эволюцию с точки зрения исторической последовательности развития (ср. Эволюционные всеобщности), в которой более поздние достижения зависят от ранних;
(в) в таких условиях имеет смысл употреблять понятие социального "выбора" (при одновременном определении его "преимуществ") для объяснения причин закрепления некоторых социальных действий.
Не все социологи, хотя многие, согласны с оценкой Рансимана (см. также Неоэволюционизм; Социокулыпурная эволюция). Если лишь некоторые оспаривают первые два из трех перечисленных пунктов, основной источник расхождения — вопрос о том, имеют ли такие термины, как "выбор" (а также "адаптация"), заимствованные из биологии, точное содержание, сравнимое с их использованием в биологии (см. также Функциональное(листское) объяснение). Ряд социологов, особенно Гидденс, а затем Манн, также не приняли концепцию "последовательной истории", предлагая взамен чисто эпизодическую характеристику социального изменения, тем самым также отклоняясь от эволюционной (и функционалистской) мысли. Однако на практике им трудно избежать эволюционного мышления вне широких терминов Рансимана (см. Райт, 1983; Джери, 1991).
Особенно часто возникают проблемы в более специфических претензиях на "адаптацию", функционально эффективную социальную дифференциацию и т.д., фактически выдвинутых современными эволюционными социологами (в частности, см. Модернизация). Кроме того, дискутируется вопрос о месте в современном эволюционном мышлении таких оценочных концепций, как прогресс. Эволюционные теоретики к тому же расходятся во взглядах относительно того, имеет ли общий принцип "эволюции" какую-либо причастность к выбору между "незапланированной" и постепенной эволюцией ("социальными мутациями") или запланированным развитием (см. Историзм — смысл 2; Модернизация). Эволюционная социология в современных формах проделала длинный путь от "сырых" понятий социал-дарвинизма (злоупотреблявшего биологическими аналогиями, расистскими теориями и широко применявшего понятие "выживание сильнейших"), получивших развитие в 19-м столетии, но остающихся спорными. См. также Спенсер; Парсонс; Хабермас.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (evolutionary theory) — 1. Объяснение происхождения, развития и многообразия биологических видов, предложенное Чарльзом Даренном и Альфредом Расселом Уоллесом (1823—1913). 2. Объяснение социального изменения с точки зрения принципов Дарвина.
Работа Дарвина повлияла на многих социальных теоретиков прошлого века, включая Моргана, Хобхауса, Тайлора, Уорда и Спенсера (хотя последний также ввел эволюционные понятия в собственную теорию — см. Выживание сильнейших). Международный подъем британской экономики и политики во время Викторианской эпохи создал социальную атмосферу и интеллектуальный климат, особенно восприимчивый к идеям прогресса. Теория Дарвина, которая обозначала эти тенденции в качестве особенности биологического развития, была долгожданной идеей, ибо имперская мощь Англии и господство западной культуры могли бы (хотя довольно необоснованно) считаться не чем иным, как результатом естественного закона, всегда обеспечивающего подъем "самому лучшему".
Таким образом, в социальной сфере эволюционная теория видела в индустриализованных странах представителей наиболее высокой стадии долгосрочного процесса развития, начавшегося с гораздо более простых видов общества. Современные доиндустриальные общества — крестьянские либо простые, живущие охотой и собирательством, — считались живым примером более ранних стадий развития, и индустриальный мир оставил их далеко позади. Эволюционная теория, следовательно, обычно объединяет два суждения: эволюционное продвижение вперед предполагало развитие сложных форм социальной организации из простых посредством увеличения дифференциации социальной структуры (см. Социальная дифференциация) и специализации функции; подобные структурные изменения предусматривали параллельный процесс продолжения нравственного, интеллектуального и эстетического развития. Теория Дарвина в применении к социальному развитию вылилась, таким образом, в различие между цивилизацией и варварством — особенно удобное в эпоху империализма.
Воздействие идей Дарвина на социальные теории 19-го столетия было огромно. Политика социального эволюционизма могла быть привлекательной как для многих из тех, кто был заинтересован в том, чтобы узаконить статус-кво, так и для тех, кто (подобно Марксу) стремился его изменить. Однако социальные теоретики должны были воспринимать такие идеи крайне осторожно. Ведь Дарвин разработал теорию изменения прежде всего для объяснения многообразия и адаптации видов, у которых сознание, рефлексивность и творческий потенциал (или культура) могли игнорироваться как значительная переменная. Но как раз эти факты и сделали возможным человеческое общество. По иронии, именно доступная эволюционная парадигма смогла взять на вооружение культурную переменную. Но это было разработано не Дарвином, а его теоретическим соперником Жаном Батистом Ламарком, приведшим доводы в пользу наследственно приобретенных характеристик в эволюционном процессе. Дарвин предлагал взамен принципы произвольного изменения и естественного отбора. Как раз способность личностей и обществ обучаться друг у друга — приобретать культуру или копировать важные культурные достижения (в частности, письменность и меры веса) — отличительная черта человеческой социальной жизни. А социальная теория исходя из того, что могло бы быть наиболее успешной версией эволюционной парадигмы — дарвинизму, — в значительной степени игнорировала тезис, который, возможно, способен был дать больше, чем тезис Ламарка.
К первым десятилетиям 20-го столетия эволюционизм впал в немилость у социальных ученых. Причиной опровержения стало ужасное варварство в войне 1914—1918 гг. якобы просвещенной Европы, подвергшейся процессу цивилизации. Более существенно то, что к тому времени становились все более очевидными три основные трудности теории социальной эволюции. Во-первых, предположение об однолинейности (см. Однолинейный), т.е. о наличии одного пути развития, через который пройдут все общества; во-вторых, неспособность сказать многое о промежуточных стадиях развития между простыми и сложными обществами и процессах, приведших к изменениям; в-третьих, перегруженное ценностью суждение о включении в социальное развитие нравственного просвещения, этноцентрическим образом замкнутого на европейских понятиях.
Во второй половине 20-го столетия возродился интерес к проблемам развития, поскольку страны "третьего мира" начали сами вносить себя в политическую повестку дня. Это породило новые версии эволюционной теории (см. Неоэволюционизм; Социокультур-ная эволюция; Эволюционная всеобщность) и в конечном счете повторное открытие критических дебатов, особенно в плане недоразвитости.
См. также Выживание сильнейших; Экономическое и социальное развитие; Эволюционная социология.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ВСЕОБЩНОСТИ (evolutionary universals) -определенные Парсонсом (1964) шаги в направлении социального изменения, которые "увеличивают адаптивную способность" человеческих обществ и без которых "дальнейшие важнейшие шаги по развитию были бы блокированы". Согласно Парсонсу, эволюционные всеобщности — это "организационные достижения, попадающие более, чем в одну цель", сравнимые, по его словам, с развитием зрения в органическом мире. Под "адаптацией" Парсонс понимает не только "приспособление к окружающей среде", но также способность справиться со все более широким диапазоном факторов окружающей среды, включая "адаптивное преимущество" над другими менее развитыми обществами. Как только символ заменяет ген — основу человеческого развития, — приобретают важность четыре базисные области социального положения:
(а) религия, выполняющая функции, определенные Дюркгеймом;
(б) коммуникация, особенно язык;
(в) родство, включая табу на кровосмешение и правила экзогамии/эндогамии',
(г) технология — первичное адаптивное отношение к окружающей среде.
В результате этих начальных изменений, приносящих экономическое и организационное "функциональное преимущество", следующими преимуществами, важными у Парсонса при переходе от "примитивной стадии", являются:
(д) социальная стратификация, социальный престиж и экономические преимущества, придаваемые некоторым группам, происхождениям и т.д.;
(е) дифференцированная структура, обеспечивающая политическую и культурную легитимацию.
По мнению Парсонса, подобная дифференциация для некоторых групп склонна "сходиться с функциональной потребностью в централизации ответственности". Стратификация обеспечивает и централизует ресурсы для дальнейшего развития, порывая с традиционализмом. Грамотность — поначалу монополия меньшинства — усиливает стратификацию и тенденцию к примату культурной дифференциации на этой стадии. В свою очередь, стратификация всех типов является сама по себе источником "напряжения", требующего новой культурной легитимации.
К пяти следующим эволюционным всеобщностям, образованным от предыдущих, относятся:
(ж) бюрократия, то есть установленное Вебером отделение административного корпуса от родства и традиционализма;
(з) деньги и рынки, на которых деньги — "символическая среда для ресурсов" — увеличивают подвижность ресурсов, "освобождая их для приписанных связей" (см. также Образцовые переменные);
(и) универсальная правовая система;
(и) изобретение "демократической ассоциации", особенно ее применение к крупномасштабным обществам с 18-го столетия и далее, хотя и с их истоками в Греции и Риме, а также ранней христианской церкви;
(к) наука.
Нападки на концепцию эволюционных всеобщностей имеют много общего с критикой эволюционной теории в социологии: недостаточная точность в использовании термина "адаптация" и отсутствие прямых параллелей с эволюционными концепциями в биологии. Примечательна частота, с какой при описании эволюционных всеобщностей Парсонс применяет фразы типа "вообще говоря", "очень трудно выявить". Кроме того, общие шаги, идентифицированные им в качестве важных в человеческом развитии, не имеют заметного отличия от указанных Вебером или Марксом. Иными словами, возникает два вопроса: есть ли что-нибудь новое в формулировке Парсонса, а также наилучшим ли образом такие шаги по развитию формулируются внутри определенных "эволюционных" рамок. См. также Неоэволюционизм; Эволюционная социология; Социо-культурная эволюция.
ЭВОЛЮЦИЯ (evolution) — см. Дарвин; Эволюционная теория.
ЭВРИСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО (heuristic device) — общее понятие, которое формулируется просто как помощь анализу. Вебер иногда представляет свои идеальные типы как эвристические средства, полезные в анализе конкретных исторических случаев, но не как цель в себе.
ЭГО (Ego) — один из трех элементов личности в теории Фрейда и та ее часть, которая функционирует в прямом контакте с действительностью, стремясь управлять запросами Оно в соответствии с суждениями Суперэго ("сеерх-Я") и с пониманием реального мира. Эго, следовательно, действует по "принципу действительности", а Оно — по "принципу удовольствия", требуя непосредственного удовольствия прямыми средствами. Роль Эго состоит в том, чтобы оценить, являются ли эти запросы реально возможными, и, если нет, задержать удовольствия до возможности его получения в социально приемлемой форме. См. также Защитный механизм.
ЭГОИСТИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО (egoistic suicide) - форма самоубийства, которую Дюркгейм (1895) связывал с "чрезмерным эгоизмом" или индивидуализмом. По утверждению Дюркгейма, сфера действия эгоистического самоубийства "изменяется вместе со степенью интеграции общества". Например, причину более частых самоубийств среди протестантов, чем католиков, Дюркгейм усматривает в том, что коллективные убеждения и действия последних включают более сильную интеграцию индивидуума в религиозное сообщество и гораздо меньшее одобрение индивидуализма.
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (ego-psychology) — подходы в рамках психоанализа (см. также неофрейдисты), нацеленные скорее на ЭГО, чем на Оно. Крейб (1989) писал: "Если теория объектных отношений — британская школа психоанализа, то эго-психология — американская" (см. также Школа объектных отношений). Эго-психология оказала сильное влияние на теорию социализации, разработанную Парсонсом. Она иногда критикуется как "идеологический продукт американского капитализма", ибо ее изначальный интерес часто проявлял свою связь с индивидуальным приспособлением к существующим социальным условиям.
ЭГОЦЕНТРИЗМ или ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ (egocentrism or egocentricity) (психология) — состояние бытия, сосредоточенного на "Я". Хотя этот термин может использоваться для описания поведения взрослых, наиболее полезен он в контексте теории детского развития. Согласно Пиаже и более поздним теоретикам, ребенок развивается от состояния эгоцентризма, и его опыт проявляется в термине "Я" лишь с небольшим пониманием точки зрения "других", а затем перспектива других может приниматься во внимание. Поэтому данный процесс считается определяющим в развитии к нормальной социализации, включая появление способности предсказать поведение других, учитывать это и поступать соответствующим образом.
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (Oedipus complex) — подсознательное желание маленьких мальчиков убить отца и жениться на матери (из греческой легенды о царе Эдипе). Он считается неотъемлемой частью фаллической стадии в психодинамической теории развития Фрейда. У мальчика в возрасте от трех до пяти лет развивается сексуальная ревность к отцу. Поскольку его желания не могут реализоваться в действительности, он решает ситуацию посредством другого человека,идентифицируя себя со своим отцом. Эта идентификация предполагает интериоризацию воспринятых нравственных стандартов отца, формируя таким образом Суперэго. Лицевой стороной Эдипового комплекса для маленькой девочки является комплекс Электры, то есть подсознательное желание убить мать и выйти замуж за отца, хотя термин Эдипов комплекс используется, как правило, для обоих полов.
Хотя вероятность данной теории все еще допускается некоторыми психоаналитиками, феминистские психодинамические теоретики предложили иное объяснение развития суперэго ("сверх-Я"), ибо Фрейд не объясняет развитие женской личности. Ходороу (1978) доказывает, что в ходе развития тендерного понимания (от трех до пяти лет) мальчик должен дифференцироваться от матери, с которой был достаточно близко физически и эмоционально идентичен. Он поэтому ищет способы совладать с чувством неуверенности и маской независимости. У маленькой девочки потребность дифференцироваться отсутствует, и она продолжает моделировать свою мать и таким образом помогает становлению зрелой личности. См. также Кристева; Нарциссизм.
ЭЙДЖЕИЗМ (ageism) — процесс или выражение идей, в которых стереотипы относительно людей и/или их дискриминация основаны на возрасте. Эйджеизмом обычно называются действия, направленные против пожилых людей, но данный термин может применяться и в отношении других возрастных групп.
ЭЙДОС (eidos) — общие особенности и характеристики идей, а также основные социальные учреждения и действия конкретного общества. Этот относительно необычный термин внедрил Грегори Бейтсон (1936). Его использует и Чарльз Мейдж (1964).
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (existentianalism) — философское движение, подчеркивающее персональную ответственность и выбор. Исходя из работ Киркгаарда и Ницше, данное направление появилось в нынешнем столетии благодаря Хайдеггеру, Сартру и Мерло-Понти. Хайдеггер направил свои идеи против феноменологической философии Гуссерля, согласно которой человек втянут в социальную жизнь и неспособен рассуждать вне ее рамок. Первый раздел "Бытия и времени" (1929) формулирует понятие Dasein — "бытие в мире" (прил.) и устанавливает примат языка в качестве средства упорядочения опыта. От этого фундамента Хайдеггер затем переходит к проведению различия между подлинным и неподлинным действиями на базе степени самопонимания и частного выбора. Сартр и Мерло-Понти расширили и развили его идеи (к неудовольствию Хайдеггера), чтобы сделать экзистенциализм господствующим интеллектуальным течением в послевоенной Европе. Их журнал "Les Temps Miydemes", а также многочисленные литературные и философские работы Сартра синтезировали экзистенциальные и марксистские темы в поиске основы для действия, лишенного "плохой веры". Многие пьесы и романы Сартра исследовали характер индивидуального сознания и свободы, и его стали называть совестью поколения. Экзистенциальная мысль оказала значительное влияние на социальную научную мысль от радикальной психиатрии Лейнга и феноменологического марксизма до постструктуралистского интереса к сосредоточенности на языке, характерной для раннего Хайдеггера.Хотя Сартра часто отвергали как чисто нравственного философа, его труды многое раскрывают с точки зрения исследования характера социальной жизни индивидуума.
ЭКЗОГАМИЯ (exogamy) — запрет браков в пределах одной родственной группы. Группа может определяться происхождением, кастой, классом, этнической принадлежностью или другой социальной классификацией. Структурные антропологи считают, что эта практика способствует социальной стабильности и воплощается в жизнь посредством использования табу на кровосмешение. Противоположность экзогамии — эндогамия.
ЭККЛЕСИЯ (ecclesia) — термин, относимый ко всемирной церкви, например, римско-католической, вместо родового термина церковь. См. также Церковно-сектантская типология.
ЭКЛЕКТИЗМ (eclecticism) — подход к анализу или исследованию, который смешивает теоретически несоизмеримые перспективы.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
(ecological competition, ecological invasion and ecological succession) — см. Экология человека.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА или ОШИБКА В УРОВНЕ
(ecological fallacy or wrong-level fallacy) — ошибка в выводе о том, что связи, установленные между двумя или более переменными, измеряемыми на уровне совокупных ролей, сохраняются также и на индивидуальном уровне. Чтобы ее избежать, надо проявлять осторожность в исследованиях, использующих области как единицу. Например, если найдена область с высокими процентами безработицы и душевных заболеваний, то любой вывод о причинной связи на индивидуальном уровне считается недопустимым. Эту проблему рассмотрели Робинсон (1951) и Райли (1963).
ЭКОЛОГИЯ (ecology) — изучение взаимодействия живых существ с окружающей средой. Термин стал популярным в 1980-х гг. из-за возрастающего интереса к недолговечности Земли как обитаемой системы. Множество показателей подтверждает опасение, что естественные системы, развивавшиеся тысячелетия, находятся под угрозой технологических достижений, инициированных "промышленной революцией", а также в результате демографического взрыва. Такие показатели включают исчезновение множества видов растений и животных, истощение озонового слоя, глобальное потепление и изменение погоды, загрязнение обширных областей земли и воды, нарушающее естественное равновесие многих меньших систем. См. также Движение зеленых; Гомеостаз; Хаотический феномен;
Анализ прибыли и издержек; Истощение окружающей среды; Голод;
Городская экология; Экология человека.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (human ecology) — применение экологических принципов к пониманию пространственного распределения социальных групп и связей внутри них. Подход разработан ведущими социологами Чикагской школы Робертом Парком и Эрнстом Берджессом, которые использовали его в исследованиях городского общества (см. Городская социология). Термин, таким образом, часто был тождественен городской экологии, обозначая, что города развиваются в соответствии с определенными особенностями физической окружающей среды (например, речными берегами) и действуют как "большой механизм сортировки" с точки зрения распределения обитающего в них населения. Данный процесс происходит согласно экологическим принципам конкурентной борьбы между социальными группами за дефицитные ресурсы (экологическая конкуренция). Так, скудость удобств и земли стимулирует рост цен на землю посредством притязаний на городское пространство (экологическое вторжение) и непрерывностью новых заселении (экологическая непрерывность). В конечном счете создается город с рядом концентрических зон, в которых кварталы внутреннего города характеризуются коммерческим процветанием и снижением числа зданий, находящихся в частной собственности, окружаются ранее обосновавшимися рабочими окрестностями, а наиболее состоятельные группы отступают в удаленные предместья. Поскольку группы продолжают считать центральные или близкие к ним кварталы непривлекательными, происходит дальнейшая внешняя миграция и сюда перемещаются новые социальные группы (например, рабочие-иммигранты).
Биологистские предположения о гуманитарной экологии подразумевали, что она в конечном счете приобрела дурную славу, хотя Эймос Хоули ("Гуманитарная экология: теория структуры общины", 1950) попыталась восстановить подход, сосредоточившись скорее на взаимозависимости дифференцированных по занятости кварталов, чем на конкурентной борьбе между группами за дефицитные ресурсы. В целом, однако, остается фактом, что экологический подход Чикагской школы недооценил важность планирования с точки зрения городского развития и игнорировал вероятную уникальность американского опыта.
ЭКОНОМЕТРИЯ (econometrics) — количественный экономический анализ, сочетающий экономическую теорию со статистическим анализом. Эконометрия используется в теоретическом моделировании, определении стратегии, прогнозировании и историческом анализе.
ЭКОНОМИЗМ (economism) (Марксизм) — теория (подход), подчеркивающая экономические детерминанты социальных форм без адекватного учета относительной автономии, которой часто обладают идеология, государство и т.д., а также воля человека.
ЭКОНОМИКА (economy) — 1. Организованное управление человеческими материальными ресурсами, товарами и услугами. 2. Социальные учреждения, связанные с управлением, производством и распределением человеческих ресурсов.
Утверждалось, что все главные направления социологии подразумевают политэкономию. И историки, и социологи различают формы общества по используемым в нем орудиям труда и по экономической мощи. В социологии наиболее влиятельные модели экономических форм и их отношений к типам общества происходят от Маркса и Вебера. Центральной проблемой, пронизывающей большую часть социологии, является степень определяющего воздействия экономики или институциональная и культурная автономия видов деятельности, отличных от экономики.
См. также Способ производства; Разделение труда; Экономическое и социальное развитие; Экономическая интерпретация истории; Политэкономия (economics); Политическая экономия (politic economy);
Экономическая социология.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ (economic dependency) -см. Теория зависимости.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ (economic interpretation of history) — подход к историческому анализу с точки зрения решающего значения экономических сил. Хотя и связанный особенно с марксизмом (см. также Исторический материализм; Экономизм), такой акцент далеко не ограничивается им. Известным немарксистским примером являются работы историка из США Бирда (1874—1948), чья "Экономическая интерпретация конституции" (1910) сделала много для того, чтобы изменить прежнее пренебрежение экономическими факторами в американской историографии.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА (economic rent) - 1. Платежи (в денежной или натуральной форме) владельцу или управляющему собственности для его потребления. Исторически в доиндустриальных обществах рента, уплачиваемая и получаемая за землю, имела главное значение, например, при феодальном способе производства. В политэкономии Маркса в отношении ситуаций, где рента за землю взимается при уже существующих рыночных отношениях, выявлены две основных ее формы: абсолютная рента, базовый ее уровень, и дифференциальная рента, то есть дополнительно получаемая от земли выше средней продуктивности (без учета какой-либо отдачи от дополнительного капитала, вложенного в улучшение земли).
Дебаты велись (например, Хиндесс и Херст, 1975) о том, составляют ли налоги на крестьянское производство, взимавшиеся государством, главную особенность способа производства (см. также Азиатский способ производства), отличного от форм "ренты", которые возникли в Западной Европе, или же особый способ производства составляет "налогово-рентовое" единство. По мнению некоторых марксистов, привлекательность последней точки зрения состоит в том, что идея об особой последовательности развития способов производства может стать перспективной. 2. (Политическая экономия) рента или квазирента, плата либо ее часть за фактор производства, включая человеческий труд, по причине абсолютной нехватки обеспечения (например, неизменное наличие земли, внутренние ограничения в обеспечении "талантом", выдающимися музыкальными или спортивными способностями). Ср. функционалистская теория социальной стратификации.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (economic sociology) -социологическое изучение отношений между экономикой и другими социальными институтами. Являясь более чем специализированной областью исследования внутри дисциплины, социологический анализ экономической жизни представлял особый интерес для многих форм общей социологии, например, занимая важное место в творчестве крупнейших классических социологов, таких как Маркс, Вебер и Дюркгейм. Множество специальных областей социологического анализа с точки зрения экономических вопросов включает теорию организации; индустриальную социологию;
социологию труда.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (economic and social contradictions) — см. Противоречие 2.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ (economic crises) - периодические или возникающие с большей нерегулярностью фазы в функционировании капиталистической экономики, в которых экономическое накопление наталкивается на препятствия или останавливается, что является либо частью регулярного цикла чередования бума и депрессий (см. Торговый цикл), либо результатом исключительных обстоятельств, вроде внезапных ограничений на поставки жизненно важного товара, например, нефти. По одной из точек зрения, экономические кризисы функциональны для капиталистической системы в целом, способствуя перестройке производства, восстановлению доходности и возобновлению накопления. В политэкономии Маркса утверждается, что кризисы и депрессии имеют тенденцию к обострению (см. Кризисы капитализма), но не приводится достаточно убедительных доказательств этому. См. также Теория длинных волн.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (economic indicators) - см. Социальные показатели.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЗЛЕТ (economic take-off) — см. Ростоу.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (economic determinism) — см. Экономическая интерпретация истории.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИЗЛИШЕК (economic surplus) — разница между тем, что страна производит, и тем, что потребляет. Это понятие является ключевым в творчестве американского экономиста-марксиста Пола Барана и было разработано им и Полом Суизи в их теории монополистического капитализма (1966), а затем заимствовано Франком в теории недоразвитости. Баран (1957) различает три вида экономического излишка:
(а) фактический, который имеется во всех обществах и является "разницей между фактическим текущим продуктом общества и фактическим текущим потреблением". Таким образом, излишек накапливается в сбережениях и капиталовложениях;
(б) потенциальный, представляющий собой разницу между тем, что могло бы быть произведено в данной среде, и тем, "что могло бы быть оценено как необходимое потребление". Это относится главным образом к капиталистической экономике и осуществимо только при реорганизации социальных мер. Экономический излишек убывает из-за чрезмерного потребления, наличие непроизводительных рабочих, недостаточной организации процессов производства и безработицы. В странах "третьего мира "экономический излишек съедает чрезмерное потребление элитными группами, а в странах монополистического капитализма — расходы на вооружение;
(в) плановый, который относится к экономическому планированию при социализме (по определению Барана, "различие между обществом "оптимальной" продукции, доступной в исторически данной естественной и технологической среде при условии запланированного "оптимального" использования всех доступных производственных ресурсов, и некоторым выбранным "оптимальным" объемом потребления"). Это предполагает как полностью эффективное использование ресурсов, так и контроль над потреблением, чтобы такие решения могли быть направлены на производство желаемого экономического излишка.
Баран признал, что имелись проблемы с измерением, но, несмотря на его оптимизм, они не были решены, и операционализация понятия осталась проблематичной. Особенно неясно, как можно измерить потенциальный экономический излишек. Данное понятие интуитивно привлекательно, но рассчитать его, вероятно, невозможно. Третья форма — плановая — представляется утопической в свете опыта социалистических обществ, планирование в которых связано с чрезмерной расточительностью и неэффективным использованием ресурсов. Баран, по его же утверждению, опирается на работы Маркса, но связь его понятий с понятиями прибавочной стоимости и трудовой теории стоимости не значительна.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ (economic reduc-tionism) — см. Экономическая интерпретация истории.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ (economic growth) — рост валового национального продукта (ВНП). Можно провести различие между теориями экономического роста (в политической экономии), которые подчеркивают прежде всего такие экономические переменные, как уровни экономии и инвестиций (например, модель Харреда-Доумара), и сосредоточены на более широких социальных, хотя также и на узко экономических факторах (например, Шумпетер или Ростоу).
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК (economic man) (Политэкономия) — концепция идеального -типа "рационального экономического актора", занятого поисками путей максимальной отдачи (удовлетворения, выгоды, прибыли) от экономической деятельности. В действительности актор не всегда преследует именно данную цель или, в еще меньшей степени, преуспевает в этой деятельности. Скорее идеальный тип стремится построить рациональную модель экономического поведения, позволяя изучать отклонения от нее. В социологии многие идеальные типы Макса Вебера положены в основу отклонения от рациональных типов поведения, см. Типы социальной деятельности.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (economic and social development) — изменение, в результате которого увеличиваются экономическая продуктивность и процветание, а также появляются новые, более сложные формы социальной структуры и организации. Изучение данного процесса — приоритетное направление в классической социологической теории (см. Эволюционная теория; Социальное изменение). В современной науке "экономическое и социальное развитие" обычно относится к процессу индустриализации как в социалистических, так и в капиталистических формах (ср. Экономический рост). Хотя сохраняет свое влияние сравнительное и историческое исследование Баррингтона Мура (1967) и привлекают внимание новые работы по изменениям в развитии капиталистического мира (см. Конвергенция; Посткапиталистическое общество; Фордизм и постфордизм; Постиндустриальное общество), многие теоретические работы посвящаются ныне актуальным задачам и проблемам развития в странах "третьего мира ". См. также Теория зависимости; Зависимая индустриализация; Неоэволюционизм; Недоразвитость; Неравномерное развитие; Модернизация.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (economic development) — см. Экономическое и социальное развитие.
ЭКОРАЗВИТИЕ (ecodevelopment) — см. Поддерживающее развитие.
ЭКСПЕРИМЕНТ ХОУТОРНА (Hawthorne experiment) - см. Эффект Хоуторна.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА (experimental hypothesis) -утверждение, согласно которому между экспериментальной и контрольной группами будет иметься статистически значимое различие, вызванное исследуемой независимой переменной.
Проведение эксперимента или сбор данных обычно направлены на проверку гипотезы, разработанной в предыдущей работе. Именно экспериментальная гипотеза устанавливает ожидаемое различие между группами, если теория верна. Нулевая гипотеза также выявляет, что предсказания теории неверны. См. также Зависимая переменная; Экспериментальный метод.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА или ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ (experimental group or experimental condition) — группа с независимой переменной в эксперименте. Обычно в экспериментальном методе экспериментальная гипотеза проверяется посредством применения к экспериментальной группе исследуемой независимой переменной и сравнения полученного эффекта (измеряемого зависимой переменной) с изменением, наблюдаемым в контрольной группе. Если в обеих обнаруживается статистически значимое различие между зависимыми величинами, то экспериментальная гипотеза верна. Когда же статистически значимое различие отсутствует, считается поддержанной нулевая гипотеза.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ (experimental condition) -см. Экспериментальная группа.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД (experimental method) -научный метод для проверки экспериментальной гипотезы посредством сравнения экспериментальной группы, подвергнутой независимой переменной, с не подверженной ей контрольной группой. Это — метод отбора в психологии, но в социологии разработаны разнообразные методики, чтобы охватить менее управляемые данные. См. Методы исследования; Количественные методы исследования; Сравнительный метод; Причинное моделирование.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ (и ПРИСВОЕНИЕ) (exploitation (and appropriation)) (Марксизм) — приобретение {присвоение) "прибавочного продукта" индивидуумами или классом, которые обладают и управляют средствами производства. Более строго с точки зрения трудовой теории стоимости, эксплуатация предполагает экспроприацию прибавочной стоимости. Серьезные оговорки часто делаются о теоретической и эмпирической убедительности трудовой теории стоимости (см. также стоимость). Однако концепции эксплуатации в капиталистическом или других типах общества, которые не зависят от принятия трудовой теории стоимости, все еще сохраняют силу в оценках капитализма и капиталистического способа производства. Так, Ходгсон (1982) утверждал: "Мы могли бы без такой зависимости выявить "торговую эксплуатацию" в результате неравенства заключаемых сделок на переговорах по контракту, так же как и классифицировать эксплуатацию, вытекающую из неравного распределения средств производства" (см. также Румер, 1982). Аналогичные доказательства приводил Райт (1985). Если мы зададим себе вопрос: "Будет ли больше потребления и/или меньше тяжелого труда для другого класса, когда один из классов исчезнет?", и ответим "да", тогда налицо эксплуатация независимо от того, принимается или не принимается трудовая теория стоимости. Однако это вызывает другой вопрос: "Являются ли такие концепции эксплуатации удовлетворительными?" Для всех этих оценок характерно одно: они являются скорее результатом формального априорного анализа, чем эмпирического анализа функций, выполняемых классами, или какого-либо весьма адекватного изучения практических значений или осуществления новых социальных мер, необходимых для устранения эксплуатации.
Еще одна важная тема — отношения между эксплуатацией и угнетением, а также уровнями политического сознания. См. Класс;
Противоречащие классовые положения; Справедливость.
ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ
(export-oriented industrialization) — опора на внешние рынки для произведенных товаров в качестве основного стимула к индустриализации страны. Этот термин обычно применяется к тем странам "третьего мира ", которые попытались найти ниши в мировом рынке за счет преимущества низких трудовых издержек, сделавших их товары более дешевыми, чем произведенные в индустриальных странах. В странах "третьего мира" низкие доходы могут означать поначалу ограниченный внутренний рынок для товаров массового потребления, которые, однако, могут выпускаться относительно дешево. Эта стратегия была успешной для одних стран, вроде Южной Кореи, экспортирующей широкий перечень промышленных товаров (от одежды до кораблей), и менее успешной для других, не способных расширить перечень экспортируемых промышленных товаров.
Успех данной стратегии зависит от возможностей мирового рынка в определенное время, успеха государственного инвестирования и общей экономической политики, характера организации труда и от его способности повлиять на подъем уровня зарплаты, а также степени политической и социальной стабильности в стране. См. также
Зависимая индустриализация; Новое международное разделение труда; Новые индустриальные страны.
ЭКСТЕНСИВНАЯ И ИНТЕНСИВНАЯ ВЛАСТЬ (extensive and intensive power) — контраст, выведенный Манном (1986), между "способностью организовывать, хотя и довольно минимально, большие массы людей на далеко расположенных территориях" — экстенсивная власть, и "способностью тесно организовывать и управлять высокой мобилизацией или блокированием" внутри территории — интенсивная власть. Данные понятия важны для представления Манна об отличиях между доиндустриальными империями и современными нациями-государствами.
ЭКСТРАВЕРСИЯ (или ЭКСТРОВЕРСИЯ) и ИНТРОВЕРСИЯ
(extraversion (or entroversion) and introversion) — индивидуальная черта (см. Теория характерных черт), характеризуемая в случае экстраверсии ориентацией на внешний мир, общительностью и импульсивностью, а в случае интроверсии — на внутренний мир, застенчивостью и осторожностью. Экстраверсивно-интроверсивная типология была впервые описана Юнгом (1928). Это — одно из трех главных измерений индивидуальности в модели личностной структуры, предложенной X. Эйсенком (1953), и в данном контексте типология может применяться для "описи личности Эйсенка" (ОЛЭ). Была также выдвинута версия о биологической основе экстраверсии-интроверсии с точки зрения подкоркового возбуждения-запрещения (Н. Эйсенк, 1967).
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СПРОСА (elasticity of supply and demand) (Политэкономия) — степень изменения в предложении товаров (услуг) в ответ на изменение цены, предлагаемой потребителями (эластичность/неэластичность предложения); или степень изменения в количестве товаров (услуг), требуемых в ответ на изменение в ценах (эластичность/неэластичность спроса). Например, повышение спроса в результате снижения цен может быть незначительным, если рынок уже насыщен (неэластичность). Там же, где падение цен отражает сильное увеличение предложения на конкурентном рынке, возможно сильное сокращение доходов поставщиков.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА — см. Эластичность предложения и спроса.
ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (electorial sociology) - социологическое изучение результатов выборов и голосования. Эта область интересует практически всех академических социологов и ориентированных на поведение политологов (см. также Политическое поведение). См. Электоральное поведение; Псефология.
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ КОЛЕБАНИЕ (electorial swing) - перемещение от одной главной политической партии к другой в промежутке между выборами. Это перемещение обычно устанавливается в процентах как сумма голосов, набранных одной и другой партиями, деленная на два.
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (voting behaviour) — процессы принятия решений и социальные факторы, влияющие на модели голосования.
Изучение электорального поведения подразделяется на четыре основных вида: избирательный округ, в национальном масштабе, межнациональное и сосредоточенное на определенных категориях избирателей или политических предпочтениях конкретных классов. Плодотворные исследования, повлиявшие на большинство более поздних работ, были выполнены Лазарсфельдом и др. (1944), а также Берельсоном и др. (1954) в США. Они установили важность таких социально-экономических переменных, как статус, религия, возраст и гендер, а также прояснили роль "групп давления" и лидеров, формирующих мнение. Полученная в итоге господствущая парадигма состояла в том, что в большинстве случаев электоральное поведение можно объяснить с точки зрения партийной приверженности избирателей, относительно устойчивой для большинства из них.
Модель также дала импульс важному изучению британского электората Батлером и Стоуксом (1969). Наряду с классовым влиянием избиратели имели тенденцию "наследовать" партийную приверженность от своих родителей, где она была "сильной", разделялась обоими родителями и проявлялась в отношении основных партий. В связи с заметной изменчивостью электорального поведения в последние годы ("эрозией приверженности") модель ныне пересматривается (см. также классовое несовпадение). Поскольку многие исследования электорального поведения и политических приверженностей (например, Мак-Кензи и Силвер, 1968, о Консерватизме рабочего класса; Голдторп и Локвуд и др., 1968Ь, о Состоятельных рабочих) приняли господство "классово-основанного голосования", стремясь объяснить отклонения от него, снижение "классового голосования" в целом служит интерпретации "межклассовых" моделей голосования, исключая их непредсказуемость. См. также Образ партии; Политические приверженности; Стабильная демократия;
Средний класс.
ЭЛЕТОРАЛЬНОЕ МНЕНИЕ (opinion poll) — см. Общественное мнение; Гэллап.
ЭЛИАС НОРБЕРТ (Elias, Norbert) (1897-1990) - немецкий социолог, который после отъезда из гитлеровской Германии работал сначала в Англии, а затем в Гане, Голландии и Германии. Свой подход к социологическому анализу он описывает как фигурацион-ную социологию, в которой изменение не столько общества, сколько социальных "конфигураций" анализируется с точки зрения непреднамеренного результата интеракций взаимозависимых индивидуумов (см. также Оформление). Его наиболее важная работа — "Процесс цивилизованности" (1939) — привлекла небольшое внимание во время публикации на немецком, однако к моменту появления английского издания (2 тома в 1978 и 1982 гг.) "школа Элиаса", посвятившая себя разработке "фигурационной социологии", основательно укрепилась в Голландии и Англии (см. Р. Глейхман и др., 1977). Темой "Процесса цивилизованности" является отношение между европейским государственным формированием и изменениями в индивидуальных образцах поведения, включая новые формы этики и самообладания (см. также Процесс цивилизованности). "Придворное общество" (1969) касается сходных тем. Теоретические основы фигурационной социологии изложены в работе "Что такое социология?" (1970). Имеются параллели между элиасовской сосредоточенностью скорее на "конфигурациях", чем на личностях или обществах как отдельных объектах, и теми подходами в современной социологии, которые подчеркивают важность методов социального анализа, признающих взаимосвязь между структурой и волей (см. Структу рационная теория). Среди других работ Элиаса можно назвать "Одиночество умирающего" (1982) и "Включенность и отчужденность" (1986).
ЭЛИТА (elite) — буквально "лучшие или наиболее талантливые члены общества" (например, наиболее образованные), однако в социологии данный термин чаще всего относится к политическим элитам. Согласно теории элит, деление на элиты и массы является неотъемлемой чертой любого сложного современного общества, а устремления радикальных демократов к управлению, осуществляемому народом в целом, ошибочны.
ЭМАНСИПАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА (emancipatory policy) -см. Политика жизни.
ЭМАНСИПАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (emancipatory theory) - см Хабермас, а также Политика жизни.
ЭМАНСИПАЦИЯ (emancipation) — массовое освобождение рабов в отдельных странах или колониальных территориях. Слово имеет латинское происхождение и означает "передачу прав собственности". Освобождение рабского населения в Западном полушарии обычно осуществлялось законодательными декретами, то есть "провозглашением эмансипации". Англия отменила рабство в своей империи в 1833 г., а в США провозглашение эмансипации состоялось в 1862 г., но не действовало до 1865 г., то есть до конца Гражданской войны.
ЭМИГРАНТ (emigrant) — человек, живущий в вынужденном изгнании из его или ее родной страны.
ЭМИГРАЦИЯ (emigration) - см. Миграция.
ЭМИЧЕСКИЙ и ЭТИЧЕСКИЙ (emic and etic) - происходящее от лингвистики (Пайк, 1967), но широко ныне используемое в социологии и антропологии различие между оценками с точки зрения врожденной или внутренней по отношению к языку или социальной ситуации (эмическая оценка) и по отношению к языку или социальному контексту, включая оценки социологических наблюдателей (этические оценки). См. также Значимое понимание; Герменевтика; Формы жизни. Первоначальное различие происходит от лингвистических терминов фонемический и фонетический. Если первая оценка опирается на признание образцов звука самим диктором, вторая основана на модели наблюдателя и измерении этих различий.
ЭММАНУЭЛЬ АРГИРИ (Emmanuel, Arghiri) (1911- ) - родившийся в Греции и обосновавшийся во Франции марксистский экономист в области развития, который стремился соединить аспекты теории международной торговли с общей теорией стоимости Маркса (см. Неэквивалентный обмен).
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ — см. Образцовые переменные.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ — см. Образцовые переменные.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА (affective disorders) -расстройства настроения или эмоций в виде депрессии или беспокойства.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТРУД (emotional labour) — интеракция "лицом к лицу" и выказывание особых "эмоций", требуемых от работников на особых рабочих местах: стюардессы, работника бара или казино. Термин введен А. Хохшильдом ("Управляемая душа:
коммерциализация человеческого чувства", 1983). Согласно Хохшильду, такая работа подчиняется "чувству правил" (управлению соответствия эмоций особым социальным ситуациям) и в действительности означает товаризацию чувств. Поскольку сфера услуг в развитых странах расширяется (особенно персональные услуги), число людей (часто женщин), включающихся в процесс эмоционального труда, продолжает возрастать.
ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ (empathic understanding) -форма понимания и объяснения, достигаемая путем воображения себя непосредственно в роли социальных акторов, чьи действия нужно понять или объяснить. Поскольку эта форма может казаться основанной на интроспективной психологии, она часто отвергается как "ненаучная" (Абель, 1977). Иногда ошибочно считается, как у Абеля, что все формы значимых понимания и объяснения якобы одинаково зависят только от интроспекции. Однако наиболее широко применяемые виды интерпретативного объяснения в социологии (например, в творчестве Вебера) всего лишь вменяют значения акторам там, где вероятность таких значений' может быть подтверждена преобладанием социальных норм и ценностей (см. Verstehen — прил.). См. также Эмпатия.
ЭМПАТИЯ (empathy) — ощущение способности испытывать за другого его чувства. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках. Если члены семьи не испытывают эмпатии друг к другу, то раздор становится более вероятным, чем там, где существует климат эмпатического понимания. Близкие друзья, по определению, имеют эмпатическую связь.
Эмпатия — одно из трех условий Роджерса (1951) для успешного отношения консультанта с клиентом (два других — искренняя сердечность и безусловно позитивное внимание). Эмпатия занимает центральное место в личностноцентристском консультировании, ибо позволяет понять проблемы клиентов только через ощущение их феноменологического поля.
Эмпатия также иногда считается главной в методике значимых понимания и объяснения, широко используемой в социологии. См. также Эмпатическое понимание; Verstehen (прил.).
ЭМПИРИЗМ (empiricism) — 1. Доктрина, согласно которой все знание происходит от опыта как априорной противоположности категорий (эпистемологическая позиция Юма, Локка, логических позитивистов и т.д.). Ср. Идеализм; Эпистемология; Позитивизм. 2. (Уничижительное) использование эмпирических методов в ущерб более адекватному теоретическому подходу (см. также Абстрактный эмпиризм). 3. (Особенно в марксизме и недавней философии науки) отказ признавать, что природа понятий, а следовательно, и "фактов" обременена теорией и социально сконструирована, равно как и реконструирована (см. также Относительность теории).
"Проблемы эмпиризма" в философии и научном методе давно были признаны как "проблема индукции": временный статус любого универсального обобщения основан только на конечной последовательности эмпирических наблюдений (см. Индукция и индуктивная логика).
Другой аспект философского эмпиризма (при отсутствии какого-либо ясного решения проблемы индукции) состоит в том, что он может вести к скептицизму или релятивизму. Например, в форме формулировки доктрины, согласно которой мы можем обладать знанием только относительно наших собственных ощущений, без необходимости отношения к действительности вне их, эмпиризм примыкает к идеализму и может вылиться или в скептицизм, или в релятивизм.
Столкнувшись с такими трудностями, многие философы и социологи подчеркнули важность понятий, гипотез и теорий в науке и социологии, объявив методологию скорее реалистичной, чем эмпирической (см. Реализм). Однако остаются проблемы в прямом утверждении какой-либо всеобщей философской или методологической позиции (см. Методология; Наука).
Важность эмпирических методов и эмпирического знания широко признана в социологии, но это не подразумевает "эмпиризм" в определенных смыслах. См. также Эмпирическая социология.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (empirical sociology) - подраздел социологии по сбору и анализу данных. Однако более определенно термин относится к формам социологии, использующим социальные обзоры или тщательно документированное включенное наблюдение.
Социология последнего типа представляет собой основное направление в дисциплине в целом, особенно в США (например, эмпирические исследования социальной стратификации, класса, электорального поведения). Этот общий подход иногда критиковался за неспособность исследовать важные вопросы теории (см. Абстрактный эмпиризм) или в случае опросов и статистического исследования за включение измерения по декрету (см. Этнометодология;
Официальная статистика). Однако подобным обвинениям можно противопоставить то, что эмпирическая социология исследует значительные теоретические гипотезы (см. Эмпиризм; Лазарсфельд; Теории среднего уровня).
ЭМПИРИЧЕСКИЙ (empirical) — 1. Вытекающий из систематического наблюдения или опыта в противоположность спекулятивному утверждению либо чисто теоретическому знанию. 2. Фактически истина, но пока еще не объясненная теоретически. См. также Эмпиризм; Абстрактный эмпиризм; Эмпирическая социология.
ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ (Engels, Friedrich) (1820-1895) - немецкий социалист. Родившийся в семье, занимавшейся текстильным производством в Германии, он в студенческие годы испытал влияние Гегеля и стал социалистом. Приехав в Манчестер по делам семейного бизнеса, он в 1845 г. издал книгу "Положение рабочего класса в Англии", — одно из наиболее важных современных исследований возникновения рабочего класса в процессе индустриализации, который он рассматривал как революционный носитель социализма. В том же году он начал долголетнее сотрудничество с Марксом и вместе с ним опубликовал работы "Святое семейство", "Немецкая идеология" и "Коммунистический манифест" (1848). Эти труды сформировали основу для активизации Марксом и Энгельсом политической работы по формированию Первого Интернационала, причем Энгельс играл основную организационную роль. В следующие два десятилетия он обеспечивал финансовую поддержку Маркса и его семьи, в то время работавшего над политической экономией капитализма, и был доверенным лицом Маркса и распространителем его исследований. Энгельс разработал понятие диалектического материализма, первым употребил выражение "материалистическое понимание истории" и часто считается пропагандистом детерминистского толкования трудов Маркса. После смерти друга Энгельс редактировал второй и третьи тома "Das Kapital" и работал над четвертым до своей смерти, сыграв также активную роль в учреждении Второго Интернационала.
В последние годы жизни наибольшее влияние на социологию и антропологию оказала его работа "Происхождение семьи, частной собственности и государства", впервые изданная в 1884 г. (см. Матриархат) и одна из немногих в XIX в. в области истории, включившая положение женщин и попытавшаяся понять основу полового неравенства. Это показали многие последующие попытки определить роль женщин в истории и основу их подчинения мужчинам в столь многих обществах. Однако признается эмпирическая слабость его утверждения о том” что исторический процесс развивался от "матриархального общества" с главенством женщины в семье к "патриархальному обществу" после появления частной собственности, вызвавшей переход к мужскому контролю над браком и сексуальностью женщин, чтобы гарантировать передачу собственности их наследникам. Недавние работы высказали сомнение относительно предположения Энгельса о биологически обусловленном половом разделении труда. Тем не менее ценность его работы заключается в вопросах, которые он поставил о связи между социально-экономическими и гендерными отношениями (см. Сайерс и др. (Ред.), 1987).
ЭНДОГАМИЯ (endogamy) — правило, предписывающее брак внутри данной социальной группы. Группа при этом может определяться принадлежностью к происхождению, касте, классу, этносу или другому типу социальной классификации. Противоположность эндогамии — экзогамия. Так как все системы брака являются и эндогамными, и экзогамными, необходимо подробно определять предписанные и запрещенные группы.
ЭНКУЛЬТУРАЦИЯ (enculturation) (культурная антропология) — неформальная и формальная совокупность культурных норм и действий. Термин также почти синонимичен социализации. Его использование отражает центральное значение понятия культуры в культурной антропологии. См. также Аккультурация.
ЭНТРОПИЯ (entropy) — см. Теория систем.
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ (epidemiology) — изучение сферы действия и распределения заболеваемости и смертности с целью выявления роли небиологических факторов болезни и здоровья, например, относительное значение занятости, географического местоположения, класса, пола, этноса, моделей потребления и образа жизни.
Происходя от изучения эпидемий чумы и их связи с приростом населения, а также экономическим развитием, данный метод также назывался медицинской картографией, получив распространение в 19-м столетии одновременно с движением за санитарные реформы. Он предоставил доказательства, что контроль над недугом возможно осуществлять путем общих мер по здравоохранению. Хотя эпидемиологическое исследование относится к медицинской сфере, оно широко используется социологами, интересующимися социальным распределением болезни (см. Отчет Блэка).
ЭПИЗОД (episode) — "исторически размещенная последовательность изменения" (например, происхождение древних государств), включающая "начало, тенденцию события и результат", но не часть необходимой последовательности социального развития (Гидденс, 1981). См. также Эпизодическая характеристика.
ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (episodic characterization) — теоретический подход к изучению социального изменения, представленного скорее как "прерывное" и "исторически обусловленное", чем соответствующее эволюционному или связанному с развитием образцу (см. также Эпизод). Этот подход был центральным в работах ряда видных исторических социологов:
Майкла Манна (1986), Эрнста Гелнера (1964) и Энтони Гидденса. По выражению Майкла Манна, общая эволюционная теория может применяться вплоть до Неолитической революции, включая ее, а "общая социальная эволюция прекращается с появлением цивилизации", когда на первый план выдвигается историческое изменение, а не подчинение законам. По словам Гелнера, историческое изменение не соответствует простой "всемирной истории роста".
Социологи, выделяющие "эпизодические характеристики", часто противопоставляются в социологии доктринам исторического материализма и эволюционной теории. Однако, по мнению сторонников последних позиций, идентификация эволюционных последовательностей не является несовместимой с признанием того, что историческое изменение имеет и "случайные", и общие особенности (см. Джери, 1991).
ЭПИСТЕМА (episteme) (греческое) — структура знания или, если пользоваться термином Фуко, дискурс-формирование, определяющее способ, которым мир представляется или "видится". В этом смысле термин имеет сходство с понятиями парадигмы или проблематики (см. также Эпистемологический разрыв).
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ (epistemological anarchism) — доктрина, согласно которой нет эпистемологического основания отсутствия единого "научного метода", что "что-либо проходит" (методологический анархизм) — см. Фейерабенд; Методологический плюрализм.
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ (epistemological break) (в науке) — "революционная" замена одних теоретических рамок — парадигмы или проблематики — другими. С точки зрения Томаса Куна или Луи Альтюссера, отношения между конкурирующими или последовательными парадигмами всегда должны характеризоваться разъединением и несоизмеримостью, а центральные понятия и процедуры одной парадигмы или проблематики являться неустанавливаемыми на языке другой. По словам Пауля Фейерабенда, различные парадигмы предполагают различные "миры" (см. также Формы жизни). В работе Альтюссера понятие эпистемологического разрыва занимает центральное место в том отчетливом различии, которое он проводит между ранними "гуманистическими" рукописями и поздними "научными" трудами Маркса.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (epistemology) (от греческого "эпистема", знание) — раздел философии, связанный с теорией (или теориями) познания, который пытается информировать нас о том, каким образом мы можем познавать мир. Эпистемологию разделяет с онтологией — дисциплиной, занимающейся установлением видов существующих вещей, — претензия быть основным принципом всей философской мысли и познания.
Важное деление в эпистемологии проводится между эмпиризмом и рационализмом или идеализмом. Если эмпирики делают наш непосредственный опыт основой всего познания, рационалисты и идеалисты доказывают, что наше знание относительно мира управляется фиксированными и априорными понятиями или категориями (например, концепциями "субстанции", "причинности"), которые структурируют каждую мысль и аргумент и, следовательно, наш опыт и восприятие действительности (см. также Кант).
В большинстве форм эпистемологии чистое мышление индивидуально мыслящего "эго" — философа — считается обеспечением пути к окончательному пониманию познания и основного принципа, на котором покоится развитая эпистемологическая теория (см. Декарт). Недавно, однако, появились более социологические формы эпистемологии, пытающиеся "децентрировать" роль, выполняемую традиционным индивидуальным "субъектом" в философии (см. Субъект и объект; Децентрированный субъект; Структурализм; Деконструкция), подчеркивая формирование знания за счет социальных структур, форм жизни и т.д. Таким образом теперь открыт путь к тому, чтобы многие из сфер, прежде принадлежащих философии, были заняты социологическими оценками познания и наук (см. Социология познания; Социология науки; Кун; Фейерабенд).
Так как любая теория познания должна по необходимости обращаться также к самой себе, было бы ошибочно полагать, будто в социологии они способны в большей мере избегать элемента кругообразности, чем в традиционной философии. Но такая социологическая теория может достигать того, чтобы обходиться без тенденции к догматическому заключению в эпистемологическом мышлении — так часто очевидному в более традиционных теориях с их претензиями на достижение основного принципа. Как только знание, включая и научное, станет однозначно рассматриваться с точки зрения социально созданного явления, ожидание каких-либо окончательных доктрин о его характере превратится в неуместное. См. также Наука.
ЭПИФЕНОМЕН И ФЕНОМЕН (epiphenomenaor phenomena) — см. Явление и сущность.
ЭПОХА НЕОЛИТА (Neolitic Age) — стадия биологической и культурной эволюции человечества, характеризовавшаяся развитием сельского хозяйства, приручением животных и изготовлением новых видов каменных орудий. Буквально термин означает "новый каменный век". Это — первая крупная культурная революция в человеческом развитии после эпохи палеолита.
ЭПОХА ПАЛЕОЛИТА (Paleolite Age) — самая ранняя стадия биологического и культурного развития человека, характеризовавшаяся доземледельческим образом жизни и использованием найденных инструментов. Термин буквально означает "старый каменный век", за которым последовала эпоха неолита. См. Охотник-собиратель.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ (Age of Enlightenment) — период созревания идей, подготовивших французскую революцию и отличавшихся решительным отказом от традиционных способов мышления и социальной организации, а также стремлением заменить их абсолютной верой в способность человеческого разума определять общественную практику. Эпоха представлена многими мыслителями и философами. Среди них Вольтер (1694—1778), Монтескье, Гольбах (1723—1889), Гельвеций (1715—1771), Дидро (1719-1784) и РУССО. Это движение не ограничивалось только Францией, охватив многих мыслителей других стран, включая членов так называемого шотландского просвещения — Адама Фергюсона и Джона Миллара, чьи труды отличались социологическим подходом. Несмотря на общее согласие относительно значения разума в деяниях человека, в их взглядах имелись существенные различия: Вольтер популяризировал английские либеральные доктрины естественного права, Гольбах и Гельвеций развили эти доктрины далее и приводили доводы в пользу утилитаризма и представительного правительства; Теория общественного договора Руссо привела к целостным концепциям государства и общества, воплощенным Французской революцией. Сегодня, оглядываясь назад, во многих идеях эпохи Просвещения можно заметить поверхностность и недостаточную обоснованность исследований, сводящихся к чрезмерной вере в человеческий прогресс и окончательную победу разума. Тем не менее в то время произошел окончательный и решительный разрыв между традиционной и современной мыслью, между традиционными и современными формами социальной организации. См. также Конт; Рационализм; Великие доктрины.
ЭРОС (Eros) — инстинкт жизни у личности в теории Фрейда. Эрос включает все инстинкты, ведущие к выживанию, а потому не служит синонимом сексуального стимула, хотя он и очень важен. Эрос является творческим, в отличие от своей противоположности — Танатоса — инстинкта смерти, который разрушителен.
ЭРОТИЗМ (eroticism) — сексуальное возбуждение или желание и их изменяющиеся социальные конструкции. Такие теоретики, как Мишель Фуко в "Истории сексуальности" (1979), много сделали для документального изучения изменения сексуальности, эротического поведения и его описания (как научного, так и литературного) в каждый исторический период, отметив также, что они имеют политические аспекты (см. Романтическая любовь). На более эмпирическом уровне исследователи, типа Альфреда Кинсиидр. (1948 и 1953), стремились дать всестороннюю оценку диапазона эротического сексуального поведения. Очевидно, что эротизм и объекты эротизма, включающие либо нет непосредственное поведение в отношении других людей, принимают множество форм, и лишь меньшая их часть направлена на рождение детей. Большинство форм и сфер действия в этой области могут оцениваться как "рекреационные", как часть продолжающейся сексуальной связи, изменяясь в зависимости от культуры и периодов в цикле жизни.
ЭССЕНЦИАЛИЗМ (essentialism) — представление о том, что философия либо наука способна постигать и представлять абсолютную истину(ы), например, необходимые или существенные свойства — "сущности" — объектов. Теория Платона идеальных форм — пример эссенциализма.
Сегодня термин часто имеет отрицательный смысл у философов, выступающих против эссенциализма и подчеркивающих временный или условный характер знания (см. также Конвенционализм; Номинализм; Операционализм или операционизм; Релятивизм;
Постэмпиризм; Деконструкция; Реализм).
ЭСТЕБЛИШМЕНТ (Establishment, the) — учреждения и обладатели элитарных позиций в них, оцениваемые как господствующие в культурном и политическом отношениях сектора общества, особенно члены традиционно господствующих групп. Использовавшийся особенно широко в 1950—60-х гг., ныне данный термин употребляется, как правило, без какого-либо точного социологического значения. В Великобритании в него чаще всего включают монархию и сословие пэров, членов правительства и высших государственных служащих, Консервативную партию в целом, ведущих лондонских членов верхушки профессионалов, выпускников лучших публичных школ, Оксфорда, Кембриджа и т.д. Иногда сюда относят лейбористских политических деятелей, профсоюзных лидеров, крупных издателей и т.д. Ср. Высший класс.
ЭСТЕТИКА (aesthetics) (философия) — изучение художественных оценок. Одна из тем — степень, в какой наш опыт и оценка искусства отличны от опыта и понимания природы либо подобны им. Другой аспект — являются ли решающими для опыта свойственные воспринимаемым вещам качества или же созерцательный опыт сам по себе.
В деятельности Франкфуртской школы критической теории (например, Адорно, Беньямин) или постмодернистов (см. Постмодерн и постмодернизм) эстетический взгляд был смещен и радикально расширен, чтобы включить, по выражению Лаша (1990), "эстетические значения обломков кораблекрушения повседневной жизни". Тем самым выражается все более "политический характер эстетики" и отказ воспринимать искусство как отдельную сферу жизни. Это приводит к помещению эстетики в центр социологии массовой культуры. См. также Социология искусства.
ЭТИКА (ethics) — 1. Моральный кодекс человека или общества. 2. Раздел философии, определяющий, как необходимо действовать, чтобы быть нравственным. Можно выделить две преобладающие школы мысли: вопросы правильности и ошибочности должны решаться только путем анализа последствий действия (например,утилитаризм) и некоторые обязанности независимы от последствий (например, неразглашение лжи). В целом в социальных науках первая имела большее значение. Другие темы в этике подобны встречающимся в социологии, например, проблемы различия между истиной и значением, а также ценностной свободы и ценностной нейтральности. 3. Моральный кодекс профессиональной группы, вроде врачей или адвокатов. Для социологов и социальных исследователей в Великобритании существуют два этических кодекса. Один из них разработан Британской социологической ассоциацией, а другой — Обществом рыночных исследований.
ЭТИКА ДИСКУРСА (discourse ethics) — концепция, в соответствии с которой согласия можно достичь посредством "коммуникативной аргументации", нацеленной на взаимное, непринудительное понимание. См. Хабермас.
ЭТИМОЛОГИЯ (etymology) — исследование и оценки происхождения, а также развития слов. В современной лингвистике существует различие между диахроническим изучением языка (этимология) и синхроническим изучением (структурный анализ) (см. Синхроническое и диахроническое). Предмет этимологии — выявление происхождения и изменения значений специфических слов, а также исторических родословных групп или "семей" языков, например, индоевропейского, америндского (американских индейцев) и т.д.
ЭТИОЛОГИЯ (ethiology) — изучение причинности, особенно болезней, социальных патологий и т.д. (например, "Самоубийство" Дюркгейма, 1897).
ЭТИЧЕСКАЯ ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ (ethical indifference) -доктрина, согласно которой социология в своих главных исследованиях и теоретизировании не должна сосредоточиваться на этических интересах в большей мере, чем естественные науки. Это представление появилось недавно, например, у этнометодологов, пожелавших внедрить новую концентрацию осторожных "описаний" повседневной социальной компетентности, социальных действий членов общества и "судить" об этом независимо от какого бы то ни было отвлекающего требования. Хотя осуществление "этической индифферентности" отчасти опирается на цель усовершенствования "эмпирического" понимания социальной деятельности, оно также исходит из следующего представления: социология не обладает какой-либо специальной основой, позволяющей выносить ценностные суждения, которыми не обладает обыкновенный член общества. "Социальная компетентность" социальных акторов делает каждого "моральным агентом". Ср. Ценностная свобода и ценностная нейтральность.
ЭТИЧЕСКАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ (ethical neutrality) - см. Ценностная свобода и ценностная нейтральность (смысл 3).
ЭТИЧЕСКИЙ (ethic) — см. Эмический и этический.
ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА (ethnic group) — группа людей общей идентичности, появившаяся в результате коллективного понимания ее особой истории (см. также Этнос). Этнические группы обладают собственными культурными обычаями, нормами, убеждениями и традициями. Они обычно имеют общий язык и проводят границы между членами и нечленами. Как и в группах по рождению, принадлежность к этнической группе может приобретаться посредством брака или других социально санкционированных способов.
Хотя в социальном плане принято считать, что особенностью таких групп могут быть расовые характеристики, этнические группы не являются синонимом расовых групп (см. Раса). Согласно К. Пичу и др. (1981), академический интерес к предмету этноса в Англии повысился в результате черной иммиграции в послевоенный период. Так, несмотря на присутствие иммигрантов, беженцев и этнических меньшинств до этого периода, и публичный, и академический интерес к предмету вызывался сочетанием расовой и этнической отличительности. Одним из результатов этого было смешение в культуре Великобритании терминов "этническое меньшинство" и "расовое меньшинство".
Антрополог Наррол (1964) подчеркнул значение общих культурных ценностей и группового понимания культурной отличительности как ключевых элементов в принадлежности к этнической группе. Барт (1970) подчеркивал организацию группы и проведение этнических границ через этнические признаки не путем изоляции, как доказывает Наррол, а социальных процессов исключения и инкорпорации. По его мнению, члены этнических групп идентифицируют друг друга с точки зрения этнических категорий и, в свою очередь, таким же образом распознаются посторонние. Рекс (1986), в свою очередь, критиковал Барта за его отказ рассматривать конфликт между этническими группами и за его неточное использование термина "группы". Помимо иммигрантов, он также поднимает вопрос о сохранении отличий этнических группировок в сложных индустриальных обществах и о полезности понятия для точной классификации.
В беспорядочных обществах, однако, этнические группировки сохраняют свое значение и способны вовлекаться в политические конфликты (или создавать их), как в бывшей Югославии, где появилась весьма многозначительная фраза "этническая чистка". Важное различие должно, следовательно, проводиться между теми этническими группами, которые сознательно пытаются утвердить свой этнос, и теми, которые считаются этническими меньшинствами (см. также Холокост; Геноцид). В таких случаях этнические характеристики могут преувеличиваться или создаваться, чтобы служить групповым интересам и сплоченности, а также вызывать конфликты. С другой стороны, возможны действия не ради усиления границ и делений между группами, а ради преуменьшения их для увеличения интеграции или ассимиляции. Например, в современной Англии пакистанские христианские беженцы пытаются минимизировать групповые различия. Имеются также случаи, когда групповые этнические различия проводятся в условиях культурного плюрализма.
Там, где этнос составляет основу для статуса меньшинства, дискриминационные действия против таких групп иногда узакониваются институционализированными средствами. Хорошо известно, что этнический статус меньшинства часто подвергает серьезной опасности личные или групповые жизненные возможности, особенно в отношении здоровья, жилища и занятости.
Следует отметить, что в подходах к социальной стратификации, основанной на экономическом неравенстве, весьма трудно адекватно рассматривать вопрос об этносе. См. Статусное соответствие и несоответствие.
См. также Расизм.
ЭТНИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК (ethnic marker) — средства, с помощью которых поддерживаются социальные границы между этническими группами. Территориальность, история, язык и символы могут служить этническими признаками, подчеркивающими различия одной этнической группы от другой.
ЭТНОГРАФИЯ (ethnography) — прямое наблюдение над организацией или малым обществом, а также письменное описание. Часто используется включенное наблюдение. Этнографический метод (иногда также упоминаемый как полевое исследование) является главным в социальной антропологии, применяясь и в некоторых областях социологии, например, в общественных изучениях. Обычно исследователь собирает данные, живя и работая в изучаемом обществе или социальной совокупности, стремясь погрузиться как можно глубже в наблюдаемые действия и вести тщательные их описания.
В антропологии акцент на важности этнографического метода был первоначально связан с функционалистской школой, которая поощряла скорее анализ внутренней структуры и функционирования отдельных обществ, чем исторические или сравнительные исследования (см. Функционализм). Однако нет причины рассматривать в качестве дополнения этнографические и сравнительные подходы или считать этнографию относящейся только к теоретической школе.
ЭТНОЛОГИЯ (ethnology) — сравнительное историческое изучение народов и культур в окружающей их среде.
В США и части Европы "этнология" иногда служила всеобъемлющим понятием для гуманитарных исследований, включая различные виды археологии, материальной культуры, лингвистику, социологию, наряду с социальной, культурной и физической антропологией с учетом социологии.
У такого всеохватывающего представления имелись противники. Британская социальная антропология, например, обычно дистанцировалась от всеобъемлющего "главного" исторического представления, подразумеваемого этнологическими наблюдениями. Радк-лифф-Браун и другие защищали этнографические исследования социальной организации народов способом "здесь и сейчас", называемым методологическим отклонением от этнологии, несмотря на сохранение интереса к нему в сравнительном анализе.
Напротив, американская культурная антропология, следуя примеру Боаса и Кройбера ("Антропология: раса, язык, культура, психология", 1923), отстаивала такой подход. Этнологические исследования, наряду с этнографическими, помогали приводить классификацию и таксономизацию "общей" истории человечества во всех физических, материальных и культурных проявлениях.
ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ (ethnomethodology) — теоретический и специальный подход в социологии, инициированный Гарольдом Гарфинкелем, по выявлению методов (членских методов) и социальной компетентности, которую мы как члены социальных групп используем в конструировании нашего понимания социальной действительности. Этнометодологи утверждают: социологи основного направления не сумели не только изучить, но даже продемонстрировать какое-либо понимание наличия у членов социальной компетентности, относясь к ним просто как к "культурным поглотителям", а не подтверждая, что социальная действительность создается личностями.
По мнению этнометодологов, социальную действительность всегда следует рассматривать как "рациональный продукт" личностей. Если обычные социологи, например, Дюркгейм в "Самоубийстве" (1897) или "символические интеракционисты", воспринимают способность акторов строить "значения" как просто неисследованный "ресурс", то этнометодология делает "темой" для анализа "методы" и подразумеваемое знание, которыми обладают члены. Этнометодологи пытаются анализировать оценки, обеспечиваемые членами в особых контекстах (отсюда и широкое использование расшифровок стенограммы обычного диалога). В этом имеются некоторые сходства и преемственность с символическим интеракционизмом. Кроме того, этнометодологи стремились показать более универсальные членские методы, задействованные в "созидании" социальной жизни, в частности, организованное "употребление оборотов" в разговоре (см. также Диалоговый анализ).
Этнометодология стремится достичь универсальных обобщений, но их форма (например, подчеркивание постоянной индексальности (см. Индексальное выражение) в оценках членов) предполагает, что тип обобщений, традиционно изучавшийся социологией, вряд ли может быть достигнут или что, по крайней мере, претензии на них являются преждевременными. Таким же образом многие из методов исследования и предположений о методе и измерении в обычной социологии критикуются этнометодологами за измерения по декрету (см. А. Сикурел, 1964).
Хотя этнометодология поначалу представлялась одним из вариантов социологии, выведенная из нее познавательная способность во многих случаях была заимствована более традиционными подходами, особенно в творчестве Энтони Гидденса (1976а и следующие) — см. также Стратификационная модель социальной деятельности и сознания; Двойная герменевтика. Наилучший общий краткий обзор этноме-тодологии подготовлен Дж. Херитиожем "Гарфинкель и этнометодология" (1984). См. также Опросные листы; Аггрегативный анализ данных; Официальная статистика; Практическое рассуждение.
ЭТНОНАУКА(И) (ethnoscience(s)) (социальная антропология) — изучение автохтонных основ знания внутри культурной области. Так, этноботаника описывает локальное ботаническое знание и таксономии растений, этноэкология фиксирует локальное знание относительно экологических факторов, этноистория, которая обладает сходством с "историей снизу" (см. "Хистори Уоркшоп джорнал”), пытается дать исторический анализ с точки зрения изучаемого общества, используя устные исторические свидетельства. В целом префикс этно- в этом контексте относится к анализу с точки зрения изучения "народной" культуры.
Этнонауки, как считается ныне, обладают некоторой ценностью в достижении экологически ощутимых, а также соответствующих местным потребностям форм развития. Восстановление "потерянного" знания благодаря этнонаукам поднимает вопросы о прогрессивном характере ортодоксальной науки и о рациональности.
См. также Мультикультурализм; Когнитивная антропология. Ср. Этнография; Этнометодология.
ЭТНОС (ethnicity) — общая расовая, языковая или национальная идентичность социальной группы. См. также Национализм. Этнос — неточный термин, вызвавший некоторую степень концептуальной путаницы (см. также Этнические группы). Он часто смешивается с другими терминами, в основном с расовой группой.
Этнос может включать несколько форм коллективной идентичности, в том числе культурные, религиозные, национальные и субкультурные. Различие иногда проводится между культурным этносом и политическим этносом. Первый относится к вере в общий язык, религию или другие культурные ценности, а второй — к политическому пониманию или мобилизации группы на (реальной или вымышленной) этнической основе.
Хотя этнос часто означает принятие групповой расовой идентичности, строго расовые атрибуты (см. Раса) не всегда (как правило — никогда) являются определяющей особенностью этнических групп.
ЭТНОЦЕНТРИЗМ (ethnocentrism) — 1. Отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы; способ восприятия собственной культурной группы (внутренней группы) относительно других (внешних групп). Термин внедрен У.Г. Самнером (1906) и включает убеждение, что собственная группа наиболее важна или выше в культурном отношении. Так, собственная культура рассматривается в расовом, нравственном и культурном отношении более ценной и значимой, чем другие, и становится подозрительным каждый из тех, кого считают посторонним. Это предполагает также неспособность подтвердить, что культурная дифференциация не подразумевает неполноценности этнически отличных групп. 2. Характеристика некоторых типов индивидуальности. Этноцентристская индивидуальность описана Т. Адорно и др. (1950) в "Авторитарной личности" (см. Авторитарная личность). Первоначально исследование было связано с социальными и психологическими аспектами антисемитизма, но развилось в изучение его более общих понятий. Адорно и др. занимались объяснением отношения к таким "внешним группам" в американском обществе, как гомосексуальные и этнические меньшинства, доказывая, что антагонизм (например, к евреям) редко существовал в изоляции. Они обнаружили, что этноцентризм обычно был связан с авторитаризмом, догматизмом, жестокостью, политическим и экономическим консерватизмом, а также скрытой антидемократической идеологией. Враждебность к одной "внешней группе" (см. Внутренняя группа и внешняя группа) часто распространялась и проектировалась на другие. См. также Предубеждение; Дискриминация; Расизм; Отношение; Шкала отношений.
ЭТОЛОГИЯ (ethology) — 1. Термин, примененный Дж.С. Миллем к "науке о характере", который, как он считал, мог бы стать основой объяснения на основе обратно-дедуктивного метода. 2. Наука о поведении животных, особенно там, где результаты изучения предназначены для экстраполирования на человеческое поведение. Этология в этом смысле весьма спорна и критикуется социологами, отстаивающими инаковость человеческого сознания. См. также Социобиология.
ЭФФЕКТ ХОУТОРНА (Hawthorne effect) — термин, появившийся в результате исследований Хоуторна (см. Школа человеческих отношений). Проведение экспериментов вызывало изменения в поведении субъектов, поскольку, во-первых, они знали, что находились под наблюдением, а во-вторых, исследователи развивали с ними дружеские отношения. Поначалу эффект Хоуторна имел смысл по-иному поставленного эксперимента за счет обратной связи между освещением (изменением окружающей обстановки) и производительностью служащего. Затем попытка оценивать воздействие совокупности переменных на эффективность служащих, выведенных из их нормальной рабочей обстановки, оказалась проблематичной, ибо через какое-то время исследователи установили дружескую контролирующую связь с субъектами. Трудность в распутывании воздействия плохо управляемых изменений на наблюдаемое улучшение производительности была спорным образом решена в пользу сведения значения предпочтения служащего к дружественному наблюдению связанных и неформальных рабочих групп. Эта находка стала основой эффективного управления, предложенного теоретиками в области человеческих отношений.
В обоих описанных выше случаях эффект Хоуторна был связан со способом интерпретации и ответов субъектов на плохо управляемые экспериментальные изменения. Поскольку ученые признали необходимость рассмотрения способов интерпретации служащими своей рабочей ситуации, были взяты на вооружение иные методы изучения естественных установок: интервью и наблюдения. Однако все эти фазы программы подвергались критике за интерпретацию результатов (М. Роуз, 1988). См. также Непредвиденные последствия (социальных действий).
ЭФФЕКТИВНОСТЬ (effectivity) — см. Компетентность и эффективность.