Л
ЛАГЕРЬ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА
(forced labour camp) -см. Концентрационный лагерь.
ЛАЗАРСФЕЛЬД ПАУЛЬ (Lazarsfeld, Paul) (1901-1976) - родившийся в Австрии и впоследствии обосновавшийся в США социальный исследователь и социолог, внесший выдающийся вклад в развитие обзорного исследования и методики количественного анализа данных в социологии (см. Лазарсфельд и Розенберг "Язык социального исследования", 1955). После ранних работ в Австрии, посвященных классам и безработице, в 1933 г. он эмигрировал в США, занимаясь изучением средств информации до перехода в Колумбийский университет, где он учредил один из ведущих центров эмпирических социологических исследований — Бюро прикладных социальных исследований. Среди наиболее известных направлений были исследования электорального поведения, включая "Народный выбор" (1944), написанный совместно с Берельсоном и Годе, и "Голосование" (1954), изданное вместе с Берельсоном и Макфи (см. также Электоральное поведение). Критика его произведений, например, К. Райтом Миллсом за их значение только для абстрактного эмпиризма, не справедлива, поскольку именно Лазарсфельд может претендовать на первенство в установлении систематического социального обзора в качестве аналитического социологического инструмента, а не просто средства сбора фактов или мнений. Его систематизация методов гипотезы, проверяющая использование перекрестного табулирования, продолжает занимать главное место в социологии. Он внес большой вклад и в развитие исследовательских методов в других сферах, в том числе в построении показателей, а его содействие математической социологии было весьма полезно для ее выделения в особую подсекцию дисциплины. Он сам заявлял, что его целью всегда был поиск теории среднего уровня. Сохраняющееся влияние множества его идей в изучении средств массовой коммуникации (см. Лидеры, формирующие мнение;
Двухступенчатый поток массовой информации)
тому свидетельство.
ЛАКАН ЖАК (Lacan, Jacques) (1901-1981) - французский психоаналитик, чье творчество в основном направлено на постструктурализм и на пересмотр трудов Фрейда с помощью понятий структурной лингвистики. Фрейдовское понимание "Я" с точки зрения сущности, созданной определенными условиями, и внутренне раздвоенного в своем создании противопоставляется единству, целостности и творческому потенциалу субъекта. Начав с приверженности гуманистской феноменологии. Лакан испытал влияние структурной лингвистики, особенно ее подхода к выявлению неизвестных порядков, лежащих в основе прозрачности сознания. Перечитывание Фрейда позволило сопоставить совокупность структур, включающих сферы распознавания и сознания (включая защитные механизмы) на основе трансформированной "страсти". Сознательный субъект — это семиотический продукт, вовлеченный в дискурсы, которыми он не управляет и которые не могут с легкостью проникать в сознание. Положение "Я" в социальных (в том числе гендерных) позициях создает пространства для семиотической работы и роли, не поддающихся застою. Вклад Лакана был чрезвычайно важным, например, в феминистскую идею об образовании гендерной идентичности. Его ранние работы собраны в "Экритах" (1977). Другие книги включают: "Язык "Я"" (1953), "Четыре фундаментальных понятия психоанализа" (1977). См. также Психоанализ; Децентрированное "Я" и отцентрированный субъект; Идентичность; Деконструкция.
ЛАМАРК ЖАН (Lamarck, Jean) (1744-1829) - французский биолог, известный своей ныне дискредитированной теорией о наследственности черт, приобретаемых организмом на протяжении всей жизни. Теория была опровергнута главным образом Чарльзом Даренном (1809—1882), доказывавшим органическую эволюцию путем случайных изменений и естественного отбора. Влияние Ламарка на 20-е столетие и на политическую стратегию состоит в том, что СССР при Иосифе Сталине исповедовал скорее его принципы, чем Дарвина. Проект построения нового социалистического государства и социалистической личности опирался на теорию развития и изменения за счет наследственности приобретенных характеристик. Мичурин (1855—1935) — русский садовод — был одним из первых, кто удостоился почестей Советского правительства за попытки доказать принципы Ламарка. Печально известный биолог и агроном Лысенко продолжил его работы. При поддержке Сталина он навязал теоретическое единообразие научному сообществу в качестве директора Института генетики Академии наук СССР (1940—1965) и президента Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук. Его пагубное влияние на советскую науку сохранялось до середины 1960-х гг.. См. также Эволюционная теория.
ЛАТЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ (latent function) - см. Явные и латентные функции.
ЛАТИФУНДИЯ (latifundia) — родовое понятие, охватывающее крупные земельные поместья в некапиталистических обществах. Это латинское слово обозначало крупные рабовладельческие поместья, имевшиеся в Римской империи и сохранившиеся в различных формах в Южной Европе в период феодализма. В испанских и португальских регионах Латинской Америки термин, а в определенной мере и формы латифундий стали известными под названием асьенда и плантация. Комплекс латифундий в Латинской Америке часто сосуществовал с минифундиями — мелкими земельными владениями внутри или вблизи крупных поместий, часто вовлеченными в жесткие соглашения о владении, которые поставляли рабочую силу крупному поместью.
ЛЕ ПЛЕ ФРЕДЕРИК (Le Play, Frederic) (1806-1882) - французский горный инженер, профессор металлургии, а позже независимый исследователь, чьи труды по социологии, а также участие в промышленном менеджменте и общественной жизни (например, в организации крупных международных выставок) позволили ему сделать огромный вклад в раннее развитие эмпирической социологии. В частности, он использовал данные, собранные с помощью интервью для изучения жизни и домашнего хозяйства рабочих семей ("Les ouvriers Europeens", 1855). Он рассматривал семью как важнейшую социальную единицу, а ее здоровье и стабильность — как индикатор состояния всего общества. Он также предложил более общую классификацию видов семьи, полагая, что в современных условиях она все более соответствует "непостоянному" типу в результате нерегулируемых городских и индустриальных изменений, плохих жилищных условий и занятости женщин в промышленности. Будучи консерватором в политике, Ле Пле подчеркивал важность традиционных ценностей, включая "первородный грех". Однако он считал необходимым устанавливать социальные факты, свидетельствующие о взаимосвязи взаимозависимых частей общества, хотя собственные предрассудки пронизывали его работы.
ЛЕВИ-СТРОСС КЛОД (Levi-Strauss, Claude) (1908- ) - родившийся в Бельгии французский социальный антрополог, интеллектуальный наследник Дюркгейма и Масса, хотя и испытавший сильное влияние Маркса, Фрейда, Якобсона. Будучи главной фигурой в современном структурализме, Леви-Стросс утверждал, что Маркс и Фрейд развили структуралистский метод анализа, стремясь постичь поверхностную действительность посредством обращения к более глубоким структурным уровням. Главное место в его творчестве занимает созданная им классификация родства и мифологий в племенных обществах (см. также Тотемизм). Его труды включают: "Структурную антропологию" (1963), "Элементарные структуры родства" (1969), "Дикий разум" (1969), "Тотемизм" (1963) и "Мифологии" (в 4-х т.) (1969—1978). Отличительной особенностью его работ является попытка раскрыть универсальные правила, лежащие в основе повседневных действий и обычаев. Культура призвана воплотить принципы, отражающие существенные особенности человеческого разума — "двоичные классификационные системы". Влияние лингвистики, особенно фонологии, привело Леви-Стросса к формулировке основной задачи антропологии, состоящей в открытии семиотических и, следовательно, когнитивных структур, находящихся в глубине социальной деятельности. Именно с этой точки зрения он размещает чистые системы "контрастирующих классов", на базе которых существуют системы брака и мифов. Эти структуры наслоены, но одни и те же могут быть в основании различных поверхностных структур в обществах, так что одна может освещать другую. Это — самые глубокие уровни, которые Леви-Стросс рассматривает как "когнитивные" и которые делают возможной реконструкцию универсалий человеческого мнения. Хотя пласты структуры систематичны и упорядочении, непосредственно они не доступны сознанию; они — подсознательные структуры, воссоздаваемые в научной логике. Наличие подобных логических систем было недавно оспорено постструктуралистами, настаивающими на фрагментарном, открытом, неуловимом и ускользающем характере семиотических доказательств (см. Деконструкция). Но в ходе анализа рационального сознания и "децентрирования" субъекта такие исследователи продолжают критиковать прозрачность деятельности, коммуникации, институтов и истории, чем социология обязана Леви-Строссу.
ЛЕВО-ПРАВЫЙ КОНТИНУУМ (left-right continuum) - деление на радикальные, или "левофланговые", политические партии, ориентации и консервативные, или "правофланговые", названное так из-за порядка расположения представителей национальной ассамблеи Франции. Впоследствии понятие стало общим термином для спектра политических организаций, несмотря на очевидную сверхупрощенность любого утверждения о том, что политические вопросы и политические партии могут быть выстроены в едином континууме. Так, либерально-авторитарное измерение расходится с лево-правым. См. также Авторитаризм; Политические приверженности.

Лево-правый политический континуум. Его существование в политике широко признано, как и то, что подобное измерение пересекается с либерально-авторитарным.
ЛЕГАЛЬНО-РАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТЕТ (legal-rational authority) — см. Легитимный авторитет.
ЛЕГИТИМАЦИЯ (legitimation) — способ или процесс, посредством которого государство, или политическая система, получает оправдание. См. Легитимный авторитет; Кризис легитимации.
ЛЕГИТИМНОСТЬ (legitimacy) — см. Легитимный авторитет.
ЛЕГИТИМНЫЙ АВТОРИТЕТ или ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ (legitimate authority and political legitimacy) — форма политического правления, посредством которой руководители успешно сохраняют претензию на то, что они управляют по праву в соответствии с законом, традицией или подобной основой. Вебер выявил три "чистых типа" легитимного авторитета:
(а) легально-рациональный авторитет, покоящийся на вере в законность выработанных правил и в тех, кто обладает авторитетом согласно этим правилам, например, избран представителем или гражданским служащим;
(б) традиционный авторитет, основанный на установившейся вере в святость традиции и восприятия тех, кто управляет в соответствии с обычаями и практикой в рамках данной традиции, — короли, королевы, религиозные сановники;
(в) харизматический авторитет, базирующийся на преданности исключительной личности или лидеру и на нормативных правилах, введенных такой личностью, например, предсказатель, маг.
Последний придает динамический либо революционный элемент всей веберовской оценке политической легитимности. Однако, если подобный учитель или лидер долго отсутствует, происходит рутинизация харизмы и возврат к традиционной либо легально-рациональной форме авторитета.
См. также Бюрократия; Государство; Власть; Национальное государство; Суверенитет; Гоббс; Кризис легитимации.
ЛЕЙНГ РОНАЛЬД ДЭВИД (Laing, Ronald David) (1927-1989) -шотландский психиатр и критик ортодоксальной психиатрии. Его "радикальная" критика (см. Антипсихиатрия) основана на богатом опыте и разнообразных интересах. Первоначальный клинический опыт он приобретал с психотическими (см. Психоз) стационарными пациентами в крупной психиатрической больнице, а впоследствии занялся психоаналитической (см. Психоанализ) деятельностью с невротическими (см. Невроз) больными и их родственниками в Тейвистокской клинике в Лондоне. Он стал интересоваться экзистенциализмом и феноменологическим опытом личности (см. Феноменологическая психология). Лейнг разработал теорию о том, что душевное заболевание следует понимать с точки зрения индивидуального опыта в социальном контексте, в частности, в семейном, то есть так, как его воспринимает индивидуум. Душевное заболевание можно считать действенным ответом на этот феноменологический опыт, поэтому лечение должно заключаться в понимании этого и в наблюдении личности в процессе развития болезни. Он применил свою теорию на практике в терапевтическом сообществе "Кингсли Холл", где обосновался и трудился.
Лейнг развивал свои идеи на протяжении 1950—1960-х гг., опубликовав "Разделенное "Я" (1959) о шизофреническом опыте, "Я" и другие" (1961), "Здравомыслие, безумие и семья" совместно с Эстерсоном (1964), посвященные семейной динамике, а также "Политика опыта и райская птица" (1967). Его радикальные взгляды на душевное заболевание и лечение, а также отказ навешивать на людей ярлыки "здоровый" или "нездоровый", рассматривая их
как различные ответы на различный феноменологический опыт, оказали значительное воздействие на ортодоксальное представление, существенно "гуманизировав" его. Однако в течение четверти столетия его подходы не получили первостепенного теоретического значения при лечении шизофрении, а лишь служили ориентиром в определенных случаях. Важность семейной динамики в этиологии душевных заболеваний в целом и их лечении признается в разработке семейной терапии.
ЛЕН (fief) — см. Феодализм.
ЛЕНИН В.И. (Lenin V.I.) (1870—1924) (псевдоним Владимира Ильича Ульянова) — русский государственный деятель и теоретик марксизма. Более всего известен как лидер партии большевиков во время Октябрьской революции 1917 г. и впоследствии, вплоть до своей смерти, как ведущий политик в СССР и руководитель Коммунистической партии. Ленин способствовал развитию теории и практики марксизма обширным рядом работ. Многие из них оказали значительное воздействие на социальные науки. Так, "Развитие капитализма в России" (1899) стала вкладом в анализ изменений и расслоений крестьянства (см. Крестьяне) и в теорию экономического и политического изменения в XX в.; "Империализм как высшая стадия развития капитализма" (1916) доказывает, что возникновение монополистического капитала было связано с экспортом капитала из развитого капиталистического мира в колонии, а также отмечает новую, по сравнению с проанализированной Марксом, стадию капитализма и вызывает дискуссии в социальных науках, продолжающиеся и сегодня (см. Империализм); "Государство и революция" (1917) делает попытку развить теорию Маркса о роли государства при капитализме, а также в будущих социалистическом и коммунистическом обществах. Марксистская политическая мысль получила дальнейшее развитие благодаря, во-первых, теории революционной партии, которая, как доказывал Ленин, может включать "авангардное руководство", основанное на "демократическом централизме" (см. Партия-авангард; Коммунизм) и облаченное полномочиями вести рабочий класс к революционным социалистическим идеям; во-вторых, полемики против реформистских, эволюционных путей к социализму и утверждением, что спонтанная борьба рабочего класса против буржуазии будет выдвигать лишь экономические требования и не приведет к революционному свержению правящего класса. Эти идеи содержатся в работе "Что делать?" (1902) и были несколько изменены Лениным в более поздних политических статьях и политической практике. Ведутся интенсивные дебаты по вопросу о том, являлся ли сталинизм результатом или полной противоположностью ленинской мысли и практики. См. также Революция; Сталин.
ЛЕСБИЯНСТВО (lesbianism) — 1. Сексуальная классификация, относящаяся к женскому гомосексуализму. В этом словоупотреблении сексуальное поведение и сексуальная идентификация принимаются в качестве первичных факторов, обозначенных данным термином. 2. (Феминистское словоупотребление) — гомоэротическое желание между женщинами или, в более широком смысле, женский опыт, предполагающий социальную, эмоциональную и эротическую привязанность женщины. В этом значении термин рассматривается прежде всего как политическая категория, снижающая важность проблемы генитальной сексуальности и поднимающая —- идентифицированный женский опыт.
Политическое лесбиянство подчеркивает, что это — "гораздо больше, чем сексуальное предпочтение; это — политическая позиция" (Эббот и Лав, 1972). Нестле (1981) оспаривает такой подход за искажение им лесбийской истории и за скрытую десексуализацию лесбийской культуры. Рич (1980) предположил, что лесбиянство — одна из первичных форм сопротивления "принудительной гетеросексуальности" (см. Гетеросексуальность). В этом контексте он проводит различие между лесбийским существованием и лесбийским континуумом. Первое относится к сознательной лесбийской идентификации, а второе — к широкому диапазону идентифицированного женщиной опыта или к сестринской общине. В обоих понятиях Рич отводит меньше внимания сексуальному желанию как первичному критерию для идентификации с лесбиянством и больше — женской активности, политическому сопротивлению гетеросексуальной привилегии.
Лесбиянство подвергается и социальному, и правовому контролю во многих современных обществах. В Великобритании оно не преследуется законом, за исключением существования в вооруженных силах. Лесбиянки, однако, контролируются гражданскими судами, особенно в делах о попечительстве их детей. История данного явления и его регулирования путем законов и обычаев отличается от имеющихся в отношении мужского гомосексуализма и нередко искажается, а также замалчивается.
ЛЖЕСОЗНАНИЕ (false consciousness) — форма классового сознания, идеологии или социальных имиджей, которые не отвечают "реальному" или "объективному" классовому положению или классовым интересам актора. Данное понятие, хотя и не применялось в таком значении самим Марксом, разработано на основе его теории. В частности, оно происходит от следующего аргумента: идеологии
и сознание в целом — продукты социальной структуры, отражающие реальные отношения господства и угнетения. Пролетариат обязательно придет к пониманию своего положения как эксплуатируемого класса и к политическому использованию этого понимания в революционной борьбе.
Но марксисты столкнулись с проблемой — широко распространенное революционное сознание так никогда и не возникло из среды пролетариата. После получения права голоса почти всеми взрослыми мужчинами Энгельс жаловался Марксу на то, что рабочий класс "опозорил себя", оказав на выборах политическую поддержку либеральной партии. До 1950-х гг. понятие "лжесознания" часто упоминалось в объяснении подобной неудачи. Одна из постоянных тем, поднятых Лениным, состояла в том, что без посторонней помощи пролетариат способен выработать только "реформистское", "экономистское" или тред-юнионистское сознание. Требуется организация революционной партии-авангарда, чтобы трансформировать ограниченное понимание рабочего класса в истинно "политическое" сознание, основанное на реальности его положения. Были и другие объяснения: формированию революционного пролетариата препятствовали такие факторы, как национализм или империализм, либо даже спортивные и иные формы досуга, сублимировавшие революционный импульс (см. также Досуг; Инкорпорация}.
Теоретически понятие было важно и для пересмотра позиций внутри марксизма. Дьердь Лукач (1971), например, в работе 1920 г. приводил доводы в пользу потребности уделять намного больше внимания проблеме сознания, чем это делали "вульгарные" марксисты, доказывавшие неизбежность перехода к мировой революции. Подобные темы продолжали вызывать интерес при изучении массовой культуры, в трудах франкфуртской школы критической теории и с недавнего времени в деятельности Бирмингемского центра современных культурных исследований (см. Культурные исследования).
Перед социологами идея "лжесознания" поставила ряд проблем. Она критиковалась за "элитарный" смысл — мол, "мы лучше, чем рабочий класс, и знаем, в чем он нуждается", отвлекая внимание от необходимости исследования фактического сознания групп рабочего класса, их социальных источников; от принятия им марксистской теории классов, идеи о логической необходимости революции как неизбежного следствия социальных классовых отношений. В последнее время понятие "лже-сознания" стало выходить из употребления в марксизме и в марксистской социологии. Его заменила идея гегемонии, служащая популярным концептуальным инструменг том в обсуждении сознания рабочего класса (например, в работах Бирмингемского центра современных культурных исследований). Правда, "гегемония" имеет, по крайней мере, некоторые из недостатков предыдущего понятия. См. также Идеология.
ЛИБЕРАЛИЗМ (liberalism) — политическая доктрина, разработанная в Европе в 17-м столетии и предполагающая отрицание авторитарных форм правления, защиту свободы слова, ассоциации и религии, а также утверждение права частной собственности. Эта теория первоначально появилась в трудах британских философов Джона Стюарта Милля, Локка, Юма и Бентама и была чрезвычайно влиятельной в становлении западной демократии. Подкрепила ее великая доктрина рациональности эпохи просвещения, ибо считалось, что общество, основанное на либеральных принципах, изберут эгоистичные, рациональные личности (см. Теория общественного договора). Понятия выбора, индивидуальной свободы и враждебности в отношении всемогущества или вмешательства государства, содержащиеся в либерализме, также неразрывно связаны с политэкономией laissez-faire Адама Смита.
Либерализм подвергался широкой критике, особенно со стороны авторов, находящихся под влиянием Маркса, который оценивал либеральную демократию в качестве "наилучшей политической оболочки" капитализма и основы легитимации непрерывной эксплуатации рабочего класса. Он имел много защитников и апологетов. Самый последний из них — Фрэнсис Фукуяма (1992). В связи с коллапсом коммунизма он называет "концом истории" триумф либеральной демократии и капитализма над идеологическими и историческими конкурентами. Фукуяма, возможно, должен быть менее жизнерадостным, особенно если учесть, что принципы либерализма в возрастающей мере разрушаются дрейфом к анти- или а-рациональному миру постмодерна (см. Постмодерн и постмодернизм).
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ (liberal democracy) - форма представительной демократии в современной западной политике, отличающаяся всеобщим избирательным правом, избирательной конкуренцией за власть между политическими партиями, защитой гражданских прав. Эта форма правления и политики утвердилась в Европе только в конце 19-го — начале 20-го столетия, оспариваясь альтернативными системами, особенно основанными на фашизме и коммунизме.
См. также Демократия; Стабильная демократия; Плюрализм; Плюралистский элитизм; Тоталитаризм; Капиталистическое государство.
ЛИДЕРСТВО (leadership) ~ способности, качества и поведение, связанные с ролью группового лидера. Может присваиваться индивидуумам на основе личных качеств и опыта либо посредством традиции и/или занимаемой позиции. Однако случайные подходы к лидерству привели к осознанию того, что действительными лидерами становятся не столько благодаря специфическим качествам
либо поведению, сколько различным стилям (например, ориентации на задачу в противоположность ориентации на отношения), требующимся в разных ситуациях. См. также Группа; Групповая динамика; Легитимный авторитет (или политическая легитимность);
Лидеры, формирующие мнение.
ЛИДЕРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ МНЕНИЕ (opinion leaders) -меньшинство индивидуумов в какой-либо области социальной жизни, оказывающее влияние на идеи других. Лазарсфельд и др. (1944) внедрил этот термин в связи с изучением электорального поведения и двухступенчатого потока массовой информации.
ЛИМИНАЛЬНОСТЬ (liminality) — положение тех, кто находится в процессе перехода через символические границы между статусами, особенно в ритуалах (например, в обряде перехода, карнавале] — А. ван Геннеп "Обряды перехода" (1909).
ЛИНГВИСТИКА (linguistics) — академическое изучение языка. Ее основа — возможности грамматики, то есть языкоописания с точки зрения правил абстрактных элементов и их сочетаний. Например, предложения могут рассматриваться как состоящие из подлежащего и сказуемого, представленного глаголом и дополнением. Вновь приняты с большим успехом исследования по описанию звуков — фонологии — с точки зрения идентификации простых элементов и их сочетаний.
Лингвистика являлась частью классического образования, включающего латинскую и греческую грамматики. В каждую интеллектуальную эпоху интересы дисциплины расширяются: в XVIII в. на относительно универсальные особенности грамматики с точки зрения аспектов универсальной рациональности; в XIX — на историю, преобразование и "эволюцию" лингвистических форм и моделей; в XX — на лингвистическую психологическую и социологическую науку. Поскольку грамматика и фонология обеспечивают качественные систематизированные описания, редкие в гуманитарных дисциплинах, "научная" форма лингвистики была чрезвычайно влиятельна в социальных науках. Соссюр развивает замечательную и правдоподобную метатеорию — научная лингвистика является изучением отдельного предмета, то есть отделенного в концептуальном отношении от внешних связей. Она состоит из системы контрастирующих элементов, существующих на различных уровнях структуры. Так, простые звуковые элементы объединяются, чтобы составить минимальные элементы для структурного уровня выше фонологии, уровня слов и частей слова (морфологии). Анализ данного рода был противопоставлен эволюционным представлениям, которые предшествовали этому и теперь расцениваются как вторичное изучение. Построение лингвистами абстрактной системы о людях, "использующих" язык, но не способных с легкостью описать это, стало мощной моделью социальной науки (см. также Компетентность и эффективность). Чомскийцал явлению психологическую интерпретацию. Предрасположенность к этому врожденная, а не усвоенная особенность человеческих биологических существ. Следовательно, основополагающая форма системы универсальна. Онаучивание грамматики ведет к спецификации и исследованию следующих уровней, например, семантики и прагматики.
Во французской философии метатеория Соссюра широко применялась в качестве парадигмы других социальных наук, например, в доктрине структурализма. Общество рассматривается как семиотическое в целом, то есть состоящее из признаков. В противовес этому постструктурализм и другие теории в конце 20-го столетия опираются на интеллектуальный аспект гуманитарных наук. Может ли лингвистика быть расширена до значения и деятельности? Является ли она "наукой" или какой-то иной разновидностью описания? Можно ли описать язык в рамках строгих правил или же он не поддается этому? Является ли человеческая рациональность продуктом нерациональных, подсознательных систем? Подрывает ли неопределенность, связанная со ссылкой и различием, сами концепции личности и индивидуальной идентичности? Подобные дискуссионные вопросы — наследие традиции лингвистики, представляющие интерес для социальных исследований. Сама лингвистика сохраняется независимо от ответа на них.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (linguistic phylosophy) -1. Аналитическая философия в целом. 2. Философия обыденного языка в частности.
Последний термин — более употребимый.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (linguistic analysis) - см. философия обыденного языка; лингвистическая философия.
ЛИНЕЙНЫЙ АНАЛИЗ (path analysis) — статистический метод, использующий регрессию для определения отношений между переменными. Выстраивается причинная модель, изображаемая линейной диаграммой, которая показывает, каким предполагается воздействие переменных друг на друга. Наблюдаемые данные сопоставляются с этой моделью и при их совместимости делается вывод:
причинные влияния могут быть такими, какими изображены в модели; это не есть доказательство того, что линии причинности верны. См. также Причинное моделирование.
ЛИОТАРД ЖАН ФРАНСУА (Lyotard, Jean Francois) (1924— ) -французский философ и значительная фигура в постмодернизме. В 1949—1959 гг. преподавал философию в средних школах, прежце чем стать профессором философии в Парижском университете VIII (Сен-Дени), откуда уволился в 1989 г.
В 1950—1960-х гг. Лиотард считал себя марксистом, будучи членом редколлегии социалистического журнала "Socialisme ou barbaric" и левой газеты " Pouvoir ouvrier".Однако позже он отказался от своего марксистского прошлого. Его книга (1984), подготовленная первоначально (1979) как доклад о знании для правительства Квебека, принесла ему известность в широких кругах в качестве отца постмодернизма. В ней отвергается идея о законности в метадоктринах (см. Великая доктрина и метадоктрина) и ставится под вопрос французская традиция, простиравшаяся от Конта и Дюркгейма до Сартра и Лефевра, рассматривать общество с точки зрения единства. Эта традиция оценивала поиски знания как узаконенные либо чистым позитивистским посвящением беспристрастности и истине, либо эмансипацией репрессированного субъекта (пролетариата). Так, Лиотард утверждает: каждая из этих основ законности теперь оспаривается настолько основательно, что обе они являются недействительными. Кроме того, нет никаких средств для определения конкурирующих утверждений истины или целей знания. Опираясь на Витгенштейна, Лиотард делает следующий вывод: наука лучше понимается как языковая игра.
Все его аргументы объединены в более поздней и более философской работе "Diffirend"(1983), посвященной исследованию нейтрализации игроков в языковых играх. Когда данная область дискурса становится жесткой, отрицаются или устраняются различные высказывания и другие голоса. Нацистские лагеря смерти — самый отвратительный подобный пример 20-го столетия. "Diffirend"призывает к более децентрализованному и разнообразному подходу к вопросам политики, истории, культуры, общества. Акцент делается скорее на предоставлении возможности высказываниям и диалогам, чем на их подавлении.
Социология и философия Лиотарда подвергалась сильной критике, в основном с двух сторон: во-первых, его творчество нравственно сомнительно, поскольку не в состоянии дать читателю возможность дифференцировать ценность различных положений; вместо этого оно приводит все суждения в состояние эквивалентности. Во-вторых, путем объявления "конца политики" поощряется политическое примирение со статус-кво. Тем не менее его попытка в книге "Условие постмодерна" заострить внимание на особенностях постмодерна справедливо считается эталонной работой.
ЛИПСЕТ СЕЙМУР М-(Upset, Seymour M.) (1922-) -ведущий американский политический социолог, который после ранних работ о радикализме, демократии и олигархии в профсоюзах ("Профсоюзная демократия", 1956) стал еще более известен благодаря ряду влиятельных общих трудов по социальным основам либеральной демократии и "не демократии": "Человек политики" (I960), "Первая новая нация" (1963) и "Партийная система и избирательные ориентиры" (совместно с С. Рокканом, 1967). См. также Политическое расхождение; Классовое расхождение; Тезис о конце идеологии; Стабильная демократия; Железный закон олигархии; Социальная мобильность.
ЛИТЕРАТУРНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ (literary and cultural theory) — аналитическое изучение литературных и связанных с ними произведений искусства (например, игр, фильмов, телевизионных постановок). Здесь можно выделить два подхода:
(а) аналитический — часть элитной культуры, например, Школа критики в Англии, подчеркивающая важность преподавания и сохранения канона английской литературы (Ф.Р. Ливис);
(б) более поздний и более радикальный, концентрирующийся на связи с социальной теорией, включая социологию, и пытающийся устранить различие между элитной и массовой культурой, проводя критическую оценку обеих.
Исключительно чистое исследование сложного второго направления литературной и культурной теории черпает вдохновение особенно из постструктурализма и проведено А. Истхоупом, а также К. Макгоуаном (1992). Ср. Культурные исследования; см. Популярная культура.
ЛИЧНОСТНОЦЕНТРИСТСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
(person-centred counselling) — подход к консультированию, впервые внедренный Карлом Роджерсом в 1930—1940-х гг. Расценивает пациента с точки зрения центра терапевтических отношений. По мнению Роджерса, психоанализ и другие теоретические подходы навязывают клиенту диагноз и лечение, хотя он лучше всех понимает свою проблему. В конечном счете именно внутри должно приходить изменение/выздоровление. Консультант, таким образом, — помощник, который не дает директив, отвечает искренностью и безусловно положительным отношением (тремя основными условиями Роджерса). Только через понимание феноменологического опыта человека (см. Феноменологическая психология) он может оказать эффективную помощь и принимать верные решения на будущее, и только через ощущение этих отношений с консультантом клиент получает возможность стать ответственным за себя.
ЛИЧНОСТЬ (personality) — характерные черты поведения отдельного человека. "Личность", следовательно, выводится из поведения, то есть чья-то "личность" считается причиной его(ее) поведения.
Изучением данной области в основном занимается психология. Различные подходы включают теорию типов (в частности, интроверт/экстраверт), теорию черт (например, 16 личностных факторов Кеттела), психодинамические теории (например, Фрейда), и социальное усвоение теорий (подчеркивающее важность опыта). Первые две стремятся только классифицировать личности, а последние — стремятся объяснить, почему они развиваются тем или иным образом. См. также Культура и школа индивидуальности; Психоанализ.
ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (personal documents) - см. Биографический метод; История жизни.
ЛИШЕННОСТЬ МАТЕРИНСТВА (maternal deprivation) — недостаток контакта между матерью и ребенком. Термин внедрен Боулбаем (1958), утверждавшим, что лишенность материнства в раннем детстве будет приводить к проблемам в поведении и к правонарушениям в позднем детстве и юности. Эта связь впоследствии была подвергнута сомнению, особенно Раттером ("Переоцененная лишенность материнства", 1981). По его мнению, скорее отсутствие матери, чем недостаточный контакт с ней — более вероятная причина проблем, проявившихся у обследованных Боулбаем детей.
ЛОГИКА (logic) — раздел философии, посвященный анализу универсальных и контекстно-свободных (априорных) принципов смыслового рассуждения и обоснованных выводов, посредством которых из начальных посылок выводятся заключения. Эти общие принципы "формальны", ибо абстрактны по природе, и могут также выражаться символической записью. Ранней формулировкой логики, господствовавшей до новых времен, послужила систематизация Аристотелем основ силлогизма (доказательная логика). К 19-му столетию она была дополнена более техническими формами, в основном связанными с математикой. См. также Индукция и индуктивная логика; Аналитическое и синтетическое; Диалектика;
Модель сопроводительного закона и дедуктивное помологическое объяснение; Позитивизм.
ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ (logical positivism) - философская доктрина группы философов — в том числе Р. Карнала (1891— 1970) и О. Нейрата (1882—1945), известная под названием "Венский кружок". См. Позитивизм.
ЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ и НЕЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
(logical action and non-logical action) — см. Парето; Остатки и деривации.
ЛОГЛИНЕЙНЫЙ АНАЛИЗ (log linear analysis) — метод статистического анализа, обычно используемый в перекрестном табулировании.Он преобразовывает нелинейные модели в линейные при помощи логарифмов. Ведь социальные данные часто являются номинальными или порядковыми, а посему не удовлетворяют предположениям, необходимым многим статистическим методам (см. Критерии и уровни измерения). Это — средство причинного моделирования, предполагающее введение моделей для проверки данных, последующую наладку модели, пока не будет найдена наиболее пригодная.
ЛОГОЦЕНТРИЗМ И ФОНОЦЕНТРИЗМ (logocentrism and phonocentrism) — см. Деконструкция.
ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА (local labour market) - рынок работ в определенном месте. Все специфические особенности, относящиеся к роли семьи, социальным сообществам и предпринимателям, участвуют в развитии и сохранении ожиданий работы, приверженностей, поведения личностей и групп. Данные факторы значительно отличаются от одного региона к другому и влияют на способы, которыми личности, группы, предприниматели отвечают на внешнее давление рынка труда, например, на экономический спад (Эштонидр., 1987). Исследования локальных рынков труда углубляют наше понимание их динамики, в частности сегментализма (см. Сегментированный рынок труда), подчеркивает значение локального социоисторического и культурного моделирования этих отношений.
ЛОКВУД ДЭВИД (Lockwood, David) (1929- ) - британский социолог, работавший главным образом в Лондонской школе политэкономии и в Эссекском университете. Основной его интерес сводился к классовой и социальной стратификации, особенно к исследованиям чернонарукавного рабочего (1958) и (совместно с Джоном Голдторпом и др.) состоятельного рабочего (Локвуд, 1966;
Голдторп, Локвуд и др., 1988—1989). См. также Многомерный анализ социальной стратификации; Классовые представления.
Он также принял активное участие в дебатах по социологической теории, посвященным критическому анализу Толкотта Парсонса и структурного функционализма ("Некоторые замечания о социальной системе", 1956, "Социальная интеграция и системная интеграция", 1964). См. также Социальная интеграция и системная интег
рация.
В его последней книге — "Солидарность и ересь" (1992) — продолжается обсуждение этих тем.
ЛОККДЖОН (Locke, John) (1632-1704) — английский философ и политический теоретик, чей главный политический труд — "Два трактата о государственном правлении" (1690) — был вызван его убеждением в том, что монархи династии Стюартов стремились реставрировать абсолютизм. В первом трактате он опровергал аргументы о патриархальном происхождении политической власти. Ведь обязанность Человека перед Богом, согласно естественному праву, состоит в том, чтобы пользоваться своими особыми человеческими качествами — разумом и свободой воли. Сама политическая власть ограничена обеспечением условий, при которых люди могут преследовать эти цели (см. Естественные права и естественное право). Это означает, что их собственность должна быть защищена, а под "собственностью" Локк понимал "жизнь, свободы и имущество". Политическая власть, таким образом, устанавливается людьми в естественном состоянии посредством договора, направленного на их более эффективную защиту; она осуществляется согласно вере, поддерживается негласным договором; соглашение может быть аннулировано, если власть либо проявляет некомпетентность, либо, что Локк считал вероятным, переступает границы веры. Поскольку гражданское правление поручается людям, которым в конечном счете нельзя доверять, то у народа всегда остается в резерве право на сопротивление — средство сдерживания возникающих абсолютистских и деспотических претензий. В выдвижении теории общественного договора и ограниченного конституционного правления Локк, должно быть, оказал гораздо большее влияние на американские колонии и их конституции после независимости, чем когда-либо на британскую политическую систему. Он был также ранним сторонником трудовой теории стоимости, где доказывал, что люди на законном основании присваивают землю из общего достояния, прибавляя к ней свой труд.
В эпистемологии Локк заложил основы современного эмпиризма, отрицая наличие врожденного знания и отвергая рационализм Декарта. В "Опыте о человеческом разуме" (1690) он доказывал, что все знания приобретаются из опыта либо непосредственно через чувства, либо через отражение. Человек способен интуитивно знать собственное существование и математические истины, но относительно внешнего мира это предположительно и вероятностно. Доктрина Локка о разуме, представляющем собой tabula rasa— чистую доску, — указывает на степень его эмпиризма. Интерес к обучению детей и усвоению идей послужил вкладом в философскую психологию. "Я", например, возникает в результате совокупности идей и действий, за которые личность берет на себя ответственность. Подобно Гоббсу, главные доктрины Локка являются индивидуалистскими; в большей мере, чем у Гоббса, его предложения о гражданском обществе нацелены на интеллектуальную свободу, а также контроль и равновесие.
ЛОМБРОЗО ЧЕЗАРЕ (Lombroso, Cesare) (1836-1909) - итальянский криминолог, утверждавший, что некоторые личности имеют преступные наклонности от рождения и их можно распознавать по особым физическим характеристикам, в том числе по форме черепа. Хотя Ломброзо был готов допустить возможность усвоения преступного поведения "нормальными" людьми, он явно оценивал большинство преступлений как следствие вырождения личностей, являющихся в действительности биологическими "атавизмами". См. также Криминология.
ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (longitudinal study) - изучение, предполагающее наблюдение одной и той же группы в последовательных временных интервалах. Так, относительно когорты детей оно может проводиться для оценки, в том числе воздействия социального класса на достижения в школе (см. Изучение когорты рождения). Лонгитюдные исследования используются Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных аспектов детского развития. Однако они пригодны не только для этого, а могут распространяться для наблюдения изменений внутри организаций в течение какого-то времени.
Их преимущество по сравнению с кросссекционнъши исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на базе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане), а главные недостатки — в больших расходах на повторное изучение, возможный эффект Хоуторна от него и от влияния других одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования).
ЛОРЕНЦ КОНРАД (Lorenz, Konrad) (1903-1989) - австрийский этолог, чье творчество является краеугольным камнем данной дисциплины. Главные работы: "Об агрессии" (1966) и "Основы этологии" (1978). См. Агрессия.
ЛУКАЧ ДЬЕРДЬ (Lukacs, George) (1885—1971) — широко известный венгерский марксист, философ и литературный теоретик.
Молодой Лукач посещал университеты Будапешта, Берлина и Гейдельберга, где учился при Георге Зиммеле и Максе Вебере. В конце первой мировой войны присоединился к Коммунистической партии и стал депутатом-комиссаром образования в недолговечной Венгерской советской республике 1919г. Литературные письма, в которых он предпринял попытки развить марксистскую теорию эстетики, сделали его теоретиком международного значения. Наиболее известная книга Лукача — "История и классовое сознание" (1923) — охватила несколько важных тем: значение Гегеля для интерпретации Маркса; теорию Маркса об отчуждении; отношения между идеологией, классовым сознанием и революцией. Способами, повлиявшими позже на членов западноевропейских "новых левых " и франкфуртской школы критической теории, Лукач приводил доводы против сциентистских интерпретаций марксизма, подчеркивая важность исторической практики. В некотором противоречии с этим он, тем не менее, оказал сильную поддержку ленинским концепциям ведущей роли коммунистической партии. В 1930 г. Лукач переехал в Советский Союз, где оставался до 1945 г., после чего был назначен профессором эстетики и философии в Будапештском университете. Он всегда оставался спорной фигурой, обвиненный критиками в примирении со сталинизмом. Но в ходе венгерского народного восстания 1956 г. получил пост министра культуры в правительстве Имре Надя. Другие известные работы включают "Теорию романа" (1920), "Исторический роман" (1937), "Молодой Гегель" (1948), "Значение современного реализма" (1963), "Об эстетике" (1963), "Солженицын" (1969).
ЛЫСЕНКО ТРОФИМ ДЕНИСОВИЧ (Lysenko, Trofim Deniso-vich) (1898—1976) — русский селекционер-растениевод, утверждавший, что поведение растений и объем урожаев способны изменяться в результате обработки семян сменой температуры, уровня влажности и т.д., причем приобретенные характеристики могли наследоваться. Он получил огромное влияние на советскую науку под патронажем Сталина, ибо советская доктрина совершенства "нового советского человека" одобряла эволюционную теорию Ламарка, которой следовал Лысенко. Его идеи, однако, прямо противоречили развивающейся на Западе науке генетики растений и в действительности разрушали советские достижения в этой области до тех пор, пока он не впал в немилость вместе с Хрущевым в 1965 г. "Лысенковщина" часто приводится в качестве классического примера необходимости разделять политику и науку. Она использовалась в период холодной войны для антисоветской пропаганды.
ЛЬВЫ и ЛИСЫ (lions and foxes) — см. Циркуляция элит.
ЛЬЮИС ОСКАР (Lewis, Oscar) (1914-1971) - американский антрополог, наиболее известный концепцией культуры бедности, появившейся в результате изучения мексиканских и пуэрториканских семей. Книги Льюиса были весьма популярны и у читателей, выходящих за рамки академического общества.
Творчество Льюиса выражено в виде дебатов с более ранними работами Роберта Редфилда, посвященных Мексике. Если Рсдфилд описывал крестьян как "мелкую общину" и "народное общество", Льюис, напротив, обнаружил крайнюю бедность и нищету. Последующие его известные, основанные на истории жизни работы включают "Пять семей" (1959), "Дети Санчеса" (1961), "Педро Мартинес" (1964) и "La Vida" (1968). Они прочно утвердили понятие "культура бедности", подразумевающее, что бедность передается из поколения в поколение, будучи закодированной в поведении и культуре семейной жизни. С этой точки зрения природа данного явления считается самоувековечивающейся, проявляясь в очевидном социальном "расстройстве" и личном ощущении безысходности, осознании людьми неспособности изменить свою жизнь.
В обращении к "культуре" для объяснения поведения бедняков способом, который отчасти уже предполагал некоторую их критику, утверждения Льюиса неизбежно подвергались сомнению. Неотъемлемым в его творчестве было предложение о том, что изучение истории жизни могло бы проводиться в интересах всей культуры. На методологическом уровне это, как оказалось, было его Ахиллесовой пятой, и его труды критиковались Валентином (1968) и Ликоком (1971). Они доказывали неадекватность истории жизни в семье или на индивидуальном уровне, когда требовалось более широкое этнографическое доказательство, основанное на полевых исследованиях на уровне общины.
ЛЮБОВНОЕ СЛИЯНИЕ (confluent love) — см. Интимность.
ЛЮКСЕМБУРГ РОЗА (Luxemburg, Rosa) (1870-1919) -польская марксистская революционерка и теоретик, переехавшая в Германию в 1898 г. и игравшая там главную роль в социалистической революционной политике до ее убийства в Берлине. Наиболее важные работы посвящены реформистской и революционной политике, национальным вопросам и накоплению капитала. Позже она внесла существенный вклад в марксистский анализ империализма, доказывая необходимость экспансии любой капиталистической экономики в некапиталистическую из-за неспособности поглотить прибавочную стоимость. Но здесь крылось противоречие. Ведь когда весь некапиталистический мир был бы поглощен, капиталистическая система стала бы неспособной накапливать капитал и, следовательно, разрушилась бы. Сравнительно недавно, с повышением роли феминизма, Люксембург получила признание как одна из главных марксистских фигур начала 20-го столетия, отразивших связь между личной и общественной жизнью.
ЛЮМПЕН-ПРОЛЕТАРИАТ (lumpenproletariat) — буквально:
"пролетариат в лохмотьях" от немецкого Lumpen,означающего "лохмотья". Маркс и Энгельс были среди первых авторов 19-го столетия, которые признали существование класса, отделенного от других, живущего на обочине общества, не имеющего регулярной занятости и добывающего пропитание главным образом преступлениями. Согласно Марксу, в состав парижского люмпен-пролетариата в середине 19-го столетия входили бродяги, освобожденные от службы солдаты, уголовники, сбежавшие с галер, преступники, жулики, карманники, мошенники, игроки, сутенеры, содержатели публичных домов, тряпичники и нищие. Эта группа резко отличалась от индустриального рабочего класса своей политикой и положением, выходящим за рамки нормальных социальных отношений наемного труда. Маркс и Энгельс не доверяли люмпен-пролетариату, поскольку он не вносил вклад в борьбу рабочего класса за социализм, и поэтому считали его "опасным классом", "социальной пеной". Ведь паразитические пути жизни подготовили его к становлению в качестве платных агентов реакционных элементов в правящем классе, пытавшихся вовлечь рабочих в произвольное насилие. Высшими формами его политической деятельности были волнение толпы и уличная борьба, то есть, по Марксу и Энгельсу, — примитивные формы. А там, где существует крупномасштабное капиталистическое производство, современная революция требует проведения рабочим классом массовой конфискации и контроля над средствами производства.
Расходясь с марксистским представлением, африканский социалист Фанон в работе "Обездоленные на земле" (1967) подчеркнул следующее: люмпен-пролетариат или "бесклассовые бездельники", живущие в лачужных городах обществ "третьего мира", могли бы сыграть важную роль в революционной борьбе.