Ю
ЮМ ДЭВИД (Hume, David) (1711—1776) — философ шотландского просвещения, оказавший, по общему признанию, важнейшее влияние на современный эмпиризм. Исследование Юмом дедуктивной и индуктивной логики позволило ему занять скептическую позицию относительно утверждений рационализма, имеющих ограничения. Его философская позиция подчеркивала знание, ограниченное "впечатлениями" и "идеями", за рамками которых не было никакой уверенности относительно формы мира, например, основания для утверждений в пользу "причинности". Хотя Юм много писал на исторические, социальные и экономические темы, именно методологическая сторона его мышления оказала наиболее важное влияние на социальную науку (например, в дискуссиях о различии между истиной и значением), создав эмпирическое направление в изучении общества.
ЮМОР (humour) — остроты, шутки и т.п., созданные в результате парадоксальных, иронических социальных и языковых ситуаций, и их изображение в литературе, искусстве и театре. Хотя юмор является универсальной особенностью человеческих обществ и о нем имеется разнообразная литература (не в последнюю очередь работы Фрейда), лечение с его помощью было лишь фрагментарным в социологии, несмотря на его важность в социальной жизни. См. М. Малкей "О юморе" (1988).
ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (Jung, Carl Gustav) (1875-1961) - психолог. Родившись в Швейцарии и получив медицинское образование, он был психиатром и поклонником Фрейда. Однако в "Психологии подсознательного" (1912) стали очевидными его личные разработки, далекие от психоанализа, и он дистанцировался от Фрейда, а его последующая работа вышла под названием "Аналитическая психология". Он много путешествовал, наблюдая африканцев, индейцев Америки, индийцев Востока, и посетил ряд стран Европы.
Обширные познания Юнга в религии, мифологии, философии и символизме многих культур нашли отражение в его теории коллективного подсознания. Согласно ей, самые глубокие уровни подсознания содержат унаследованные архетипы — идеи или символы, общие для всех культур, которые проявляются в мечтах, мифах и историях. Психология Юнга имеет тенденцию к мистическому, что, возможно, объясняет его популярность в последние годы. Его терапевтический метод предполагал помощь пациентам во вхождении в контакт с внутренними живительными силами, в коллективном подсознании.
Его самое специфическое влияние на психологию и анализ включает введенные им термины интроверсия и экстраверсия для описания характеристик личности; тест словесной ассоциации; понятие комплексов личности, происходящих из эмоций или идей и проявляющихся через ассоциацию слов либо толкование снов.
ЮНОСТЬ (adolescence) — стадия в течении жизни между детством и зрелостью, отмеченная появлением взрослой сексуальности и протекающая до полного взросления или окончательного отделения от семьи происхождения.
В примитивном обществе переход во взрослое состояние часто отмечается обрядами посвящения (см. Ритуал) или принятием молодых мужчин (и реже молодых женщин) в возрастные объединения. Однако именно в современном обществе, с его особым вниманием к молодежной культуре, созданной средствами массовой коммуникации, юность приобрела особенно важное значение. В отличие от более традиционных обществ, молодежи предстоит выбор карьеры, сексуальных партнеров, а также образа жизни. Поэтому юность — время учебных экзаменов и вступления в трудовую деятельность — является и периодом жизни, который связан с индивидуальными экспериментами в сексуальном поведении и проведении досуга. Она может быть также временем сомнений в приобретенных ценностях и восстания против образа поведения родителей (см. также Поколение). Стремление к независимости, обостренное чувство самопознания и неопределенность относительно собственного "Я" могут к тому же приводить к психологическим кризисам и расстройству. См. также Развитие 2; Безработица среди молодежи.
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (jurisprudence) — правовые и социологические теории, стремящиеся поместить свод законов и легальные учреждения в социальный контекст. Таким образом, юриспруденция до некоторой степени пересекается с социологией права.
Исторически можно выявить следующие подразделения юриспруденции:
(а) правовой позитивизм, например, келсоновская концепция закона как объективно устанавливаемой, иерархической системы норм или представление Харта о законе как опирающегося на "базисные нормы". Эта точка зрения на закон считалась "созвучной" традиционному праву и, по мнению практикующих юристов, предполагала теории, требующие подкрепления из социальной науки. Применение Иеремией Бентамом утилитаризма к правовой реформе также может рассматриваться как форма правового позитивизма;
(б) теории естественного права (см. Естественные права и естественное право), которые были главной целью правовых позитивистов;
(в) исторические и эволюционные теории, например, теории Мэйна и исследование Савиньи о законах как отражении обычая либо практики нации или народа;
(г) теории конфликта, сосредоточенные на конфликтах интересов, лежащих в основе формирующих и социально-контрольных функций легальных систем, например, "плюализм" Роскоэ Паунда;
(д) правовой реализм — американские подходы, находящиеся под влиянием прагматизма, подчеркивающего социальную основу и текучий, "живой характер" закона.
Все вышеперечисленные подходы оказали влияние на социологию права, но недавнее возрождение социолегальных исследований во многом обязано новому духу эмпирических социологических занятий легальных систем и действия права.