М
МАГИЯ(magic) — попытка приводить в действие сверхъестественные или духовные силы с целью достижения определенного результата ритуализированными средствами. Магию не всегда легко отличить от религиозной деятельности (см. Религия), и на практике она часто с нею соприкасается, отличаясь, однако, более инструментальным, непосредственным воздействием. С функционалистской точки зрения (см. Малиновский, 1948), магия применяется в ситуациях, когда отсутствуют эффективные средства достижения желаемой цели. Таким образом, ее социальной функцией является смягчение тревог и осуществление потребности что-то предпринять. Она может также быть картартической (см. также Черная магия и колдовство; Шаман).
В самом широком смысле магия — это черта не только так называемых примитивных обществ, но и часть жизни современных; вера в различные псевдонауки, вроде астрологии; сохранение суеверия. Взаимопроникновение "истинных" технологий и ритуализированных магических сеансов — всеобъемлющая особенность социальной деятельности, существующая даже в современной медицине. В обсуждении понятия имеется трудность. Ведь различие между эмпирической наукой и не наукой никогда не было простым вопросом (см. Наука) и оказываются стертыми различия между технологией и магией. Так, многие из ее приверженцев не имеют четкого различия между естественным и сверхъестественным. Следовательно, магия — скорее понятие конкретного наблюдателя, нежели разделяемое всеми участниками.
МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ (ОБЩЕСТВА) (McDonaldization (of society)) — "процесс, посредством которого принципы ресторана быстрого обслуживания становятся все более доминирующими над секторами американского общества, как и остальной части мира" (Дж. Ритцер "Макдональдизация общества", 1993). К лежащим в основе этой тенденции факторам относятся, согласно Ритцеру, "эффективность", "исчисляемость" и "предсказуемость", выраженные в "возрастающем контроле и замене гуманной негуманной технологией". В данном процессе имеются и противоречия, не последнее из которых — потеря "качества", требующая возмещения путем благоприятного представления новых изделий в массированной рекламе. Но "преимущества" явления таковы, что его принципы распространились на многие сферы, включая высшее образование.
МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО (Machiavelli, Niccolo) (1469-1527) -флорентийский дипломат, политический теоретик и первый в новое время аналитик политической власти. Его интерес был двояким: политическая неустойчивость итальянских городов-государств и возможность восстановления в Италии единства и величия, которые она знала при Римской Республике. Его главная идея — в делах государства должна преобладать иная этика нежели регулирующая частные отношения между людьми. Правитель, пытающийся управлять согласно заповедям христианской этики, например, скоро потерпит крушение по той простой причине, что другие имеют преимущества перед ним. В "Государе" (1513) указано: первостепенная цель — обретение и упрочение власти. Государь поэтому должен действовать по обстоятельствам, зная, как и когда нарушать обычные моральные кодексы. Наконец, он может сделать все, что от него ожидается, если завещанные им политические меры поддерживает активная часть граждан. Хотя наибольшую известность получил "Государь", Макиавелли развивал эти идеи и в других влиятельных работах, включая "Искусство войны" (1520) и "Рассуждения о Тите Ливии" (1532). См. Неомакиавеллисты.
МАКРОСОЦИОЛОГИЯ (macrosociology) — уровень социологического анализа целых обществ социальных структур и систем (ср. Микросоциология). Различие между терминами макро- и микросоциология так же не установлено или так же важно, как и различие между микро- и макро- в политической экономии.
МАЛИНОВСКИЙ БРОНИСЛАВ (Malinowski, Bronislaw) (1884-1942) — польский функционалистский антрополог. Главные работы: "Аргонавты Западного Тихого океана" (1922), "Преступление и обычай в обществе дикости" (1926), "Секс и сдерживание в обществе дикости" (1927), "Сексуальная жизнь дикарей" (1929) и "Магия, наука и религия" (1948). Наиболее известен подчеркиванием значения этнографии или детального включенного наблюдения в антропологии. Так, он вел подробный этнографический дневник во время работы в Новой Гвинее (см. Круг кула) и сумел написать подробные монографии обо всех аспектах культуры народов островов этого региона. Вместе с Радклиффом Брауном он сформировал британскую структурал-функционалистскую (см. Структурный функционализм) антропологию, пока являлся профессором в Лондонской школе политэкономии с 1927 по 1938 г. Его сосредоточенность на функциональных потребностях социокультурных систем обозначена в "Научной теории культуры и других очерках" (1944).
МАЛЬТУС ТОМАС (Malthus, Thomas) (1766-1834) - британский священнослужитель, экономист и демограф, особенно запомнившийся своим тезисом (в "Очерках о принципах народонаселения", 1798) о тенденции к росту населения в геометрической прогрессии, в то время как обеспечение продовольствием может увеличиваться только в арифметической прогрессии, вследствие чего необузданное народонаселение достигнет отметки, когда не сможет себя прокормить. Он доказывал, что равновесие между населением и обеспечением продовольствия поддерживается либо посредством "позитивного контроля" за счет голода, болезней и насилия, либо "превентивным контролем", вроде позднего брака, нравственного ограничения и целомудрия. Его философия имеет политическое значение — системы помощи беднякам являются неэффективными, Мальтус полагал, что бедняк должен был сам за себя отвечать. Хотя он лишь говорил о возможности перенаселения, его идеи использовались в качестве оправданий поправок к Закону о бедных 1834 г. в Англии, заключавшихся в помещении претендентов на помощь из числа бедняков в условия зверского режима работных домов. См. также Население; Демография; Демографический переход.
МАНДАРИНЫ (mandarins) — см. Конфуцианство. МАНИАКАЛЬНАЯ ДЕПРЕССИЯ (maniac depression) — см. Психоз.
МАНН МАЙКЛ (Mann, Michael) (1942- ) - британский социолог истории и аналитик социальной стратификации, чья книга "Источники социальной власти" (1986, первый том из запланированной трехтомной работы) привлекла критическое внимание как историков, так и социологов. Писавший прежде язвительные труды о современной политической культуре и классе (например, "Сознание и деятельность западного рабочего класса", 1973), Манн обратился к историческому анализу с целью общей переориентации в подходе к власти и социальному изменению. Отличительная черта в его теории власти — отстаивание того, что она имеет четыре главных источника: экономический, идеологический, военный и политический, ни один из которых не является решающим сам по себе, и что нет простой эволюционной или связанной с развитием модели социального изменения (см. также Эпизодическая характеристика). Диапазон и острота его исследования власти от времен неолита, через цивилизацию Ближнего Востока, классическую эпоху и средневековую Европу до 1760 г. (завершающей даты первого тома) весьма примечательны. Второй том под названием "Возникновение классов и национальных государств, 1760—1914" появился в 1993 г.
МАННГЕЙМ КАРЛ (Mannheim, Kari) (1887-1947) - венгерский социолог, вынужденный эмигрировать в Англию в 1933 г. Наиболее важный вклад внесен им в социологию познания и в текущие политические проблемы, включая образование и планирование. В главной работе — "Идеология и утопия" (1929) — он систематизирует различия между идеологией и утопией, относя их к видам системы веры, первая из которых выполняет функцию оправдания и сохранения системы, а вторая — ориентирует на ее замену. Его подход к социологии познания заключался в следующем: главные формы познания разными способами обусловливаются потребностями социальных групп, а, вопреки Марксу, не просто классовыми интересами. Он предложил один из способов, каким знание могло бы избежать релятивизма, — интеллектуалы должны занять позицию "свободного плавания" или неприсоединения. См. также Интеллигенция.
МАО ЦЗЕДУН (Мао Zedong) (1893-1976) - один из основателей Китайской коммунистической партии в 1921 г., который, руководя продолжительное время сельским движением (с 1927 по 1949 г.), разработал теорию социалистической революции, основанной на ведущей роли крестьянства. В условиях, подобных Китаю, классовая борьба достигла тупика при немногочисленном пролетариате и слабой, зависимой компрадорской буржуазии в городах (см. Компрадорский капиталист), а также укоренившейся в сельской местности аристократии. Со времени Китайской революции 1949 г. и до своей смерти Мао был реальным лидером Китайской Республики, и при нем предпринимались различные политические методы поощрения социалистического развития. Хотя в течение его руководства, по сравнению с другими странами "третьего мира ", Китай познал ускоренное процветание сельского населения, в особенности в области здравоохранения, это были и трудные времена. В 1959—1962 гг. провал одной из его программ — "большого скачка" — наряду со стихийными бедствиями привел к массовому голоду (и к 50 миллионам смертных случаев, по оценкам некоторых комментаторов). "Культурная революция" 1965—1970 гг., предусматривавшая смещение засидевшихся должностных лиц и отказ от старых путей, также отчасти была попыткой Мао усилить собственное положение перед лицом усиливающейся оппозиции (см. также Культ личности). Она закончилась широкими социальными разрушениями, вызванными ссылкой в глухие провинции или смертью многих из тех, кто считался противником идей и практической деятельности Мао, воплощенных в "Краткой Красной книге" (цитаты из его речей и писем). В течение того периода была введена жесткая цензура, особенно против чего-либо, что отражало влияние "бумажного тигра" —западного империализма.
Отношение Мао к Марксизму Советского Союза было сложным и противоречивым. С одной стороны, в 1920—1930-х гг. он публично объявил о лояльности Сталину и в 50-е гг. принял пятилетний план, базирующийся на сталинской централизованной командной экономике. С другой стороны, его вера в крестьянство находилась в конфликте с советской теорией. Когда Япония была побеждена в 1945 г., Сталин признал противника Мао — Чан Кайши — и его партию Гоминьдан (Национальную партию) правительством Китая, признав Мао лишь после того, как он пришел к власти без советской помощи. Имел ли Мао приверженность к сталинизму — спорный вопрос, но китайско-советский раскол в 1959 г. был сглажен им на том основании, что после смерти Сталина в 1953 г. Советский Союз отверг "капиталистический путь". Находясь у власти, Китайская коммунистическая партия приняла сталинистский образец централизованной организации, но, возможно случайно, особенно в сельских районах партийный и государственный контроль был гораздо менее распространен, чем в Советском Союзе. Имелся, по определению некоторых комментаторов (Уайт, 1983), "радикальный маоизм" — стремление поощрять массовое политическое участие, поддерживающее революционный процесс, а в период "культурной революции" наблюдались ограниченные попытки достичь более демократических форм организации путем участия главных местных административных органов в делах фабрик и коммун.
Одна из интерпретаций различных аспектов политики Мао состоит в следующем: прежде всего он был в высшей степени приспосабливающимся, а иногда и беспринципным политическим деятелем. Например, его примирение с Западом в начале 70-х гг. явно противоречило пятидесятилетнему противостоянию всем аспектам западного капитализма, но должно было, с одной стороны, образовать альянс против Советского Союза и Северного Вьетнама, а с другой — открыть путь торговле и технологии, в которой нуждался Китай. Другие интерпретации вообще склонны сосредоточиваться на одном периоде его жизни, игнорируя для удобства противоречия других. Таким образом, политическое наследие маоизма, в том числе политических групп, черпающих вдохновение из жизни и деятельности Мао, фрагментарно и часто противоположно. Одно из проявлений маоизма — партия "Красных Кхмеров", выдвинувшая теорию социального преобразования путем массового террора. В Перу, начиная с 1980 г., группировка "Сендеро Луминосо" — "Светлый Путь" — вела партизанскую войну в сельской местности, основанную на идеях и практике Мао 30-х гг. См. Коммунизм.
МАОИЗМ (Maoism) — см. Мао Цзедун.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ (marginality) — состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне ее. Термин, возможно, впервые использовал парк (1928) для обозначения "культурного гибрида", разделяющего "жизнь и традиции двух различных групп". Парк был сосредоточен прежде всего на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияние маргинальности. Однако концепция может, очевидно, применяться и по отношению ко многим типам социальной маргинальности, например, выскочки, клейменого и т.д. См. также Новичок.
МАРГИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (marginal analysis) - см. Неоклассическая политэкономия.
МАРКС КАРЛ (Marx, Karl) (1818-1883) - немецкий философ, экономист и революционер. Еврей по происхождению, он родился в Трире, получил образование в университетах Бонна и Берлина, где изучал философию и право. В Берлин он прибыл под влиянием философии Гегеля и сошелся с группой радикальных демократов, пытавшихся сформулировать критическую сторону этой философии для нападок на прусское государство. Эта связь стоила Марксу поста в университете. Так он начал карьеру независимого ученого, журналиста и политического активиста. Он следовал ей в Германии, в путешествиях по Европе с 1843 г. и после этого в Лондоне, где обосновался в 1849 г. В 1864 г. он участвовал в учреждении Международного товарищества рабочих (1-й Интернационал). Главные его работы (иногда написанные в соавторстве с Энгельсом) включают: "Нищету философии" (1847), "Манифест коммунистической партии" (1848), "Crundisse"("Экономические рукописи 1857—1858 гг.", впервые вышедшие только в 1939—1941 гг.), "К критике политической экономии" (1859), "Капитал" (том 1, 1867, с томами 2 и 3, изданными после смерти).
Традиционно считается, что учение Маркса происходит от трех главных источников:
(а) французской социалистической мысли, не в последнюю очередь от идей Сен-Симона;
(б) философии Гегеля, принципы которой он изменял, хотя никогда полностью не отрицал;
(в) английской политической экономии, на которой Маркс основывался, но не вышел за ее пределы.
Кроме того, опыт социальных условий, полученный в путешествиях, контакты с радикальными и коммунистическими группами и людьми, особенно Энгельсом, с которым его связывала пожизненная дружба и интеллектуальное товарищество с 1846 г., сыграли роль в превращении Маркса из радикального демократа в коммунистического революционера. Весь интеллектуальный проект Маркса заключал в себе несколько целей. Вкратце, он пытался:
(а) понять и объяснить положение человека, каким видел его в капиталистическом обществе;
(б) вскрыть динамику этого общества и снять покров с его внутреннего функционирования и воздействия на человеческие отношения;
(в) обрести теоретическое понимание действия механизмов всего процесса исторического изменения, в котором капитализм был лишь одной из фаз.
Эти проекты были реализованы, не всегда несовершенным образом, в философских, экономических и политических произведениях Маркса. Они не были в строгом смысле социологическими, чего Маркс и не утверждал. Однако его мысль оказала глубокое воздействие на развитие социологии, дав отправную точку широким исследованиям, стимулировав продуктивную критическую реакцию со стороны немарксистских ученых.
Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимость проектов не только для изучения общества, но и для его изменения. Поэтому он не колебался в том, чтобы поставить социальную науку на службу целям социального освобождения. По существу, он считал, что положение человека при капитализме (см. Капитализм и капиталистический способ производства) характеризовалось отчуждением, то есть оторванностью людей от своего мира, труда, продуктов, товарищей и самих себя.
Отчуждение не часто фигурировало в его более позднем творчестве, касающемся анализа внутренних механизмов капиталистической экономики, развивавшейся вопреки объяснению теории истории, известной как "материалистическое понимание истории" (см. Исторический материализм). Теория опирается на следующее представление: экономика оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур и на идеи, которые люди имеют о себе, а также о своем обществе. Прежде чем философствовать, играть в политику, создавать произведения искусства и т.д., им необходимо произвести предметы первой необходимости, вступив в социальные производственные отношения (см. Производственные отношения). Согласно Марксу, экономические отношения составляют основу общества, -имеющую надстройку из неэкономических учреждений. Характер и возможности последних существенно определяются основой (см. Базис и надстройка). Именно на оценке этого аргумента критики иногда считали Маркса экономическим детерминистом. Правда, хотя иногда и неопределенно, Маркс и Энгельс настаивали на способности неэкономических институтов — государства, религии и т.д. — играть относительно автономную роль в социальном развитии. Но в "конечном счете" именно производственные отношения оказывают решающее воздействие, ибо становятся классовыми, представляющими собой основу как социальной структуры, так и социального изменения.
Таким образом, класс — фундамент анализа. Как ни странно, Маркс никогда так и не дал ему четкого определения. Ясно, что это — экономическая категория; классы формируются группами людей, объединенных общими интересами, поскольку у них одинаковое отношение к средствам производства. Классы формируются только тогда, когда производственная деятельность общества дает прибавочный продукт выше потребностей пропитания его членов. Господствующая группа способна вырвать силой собственность и контроль над средствами производства, превратившись в правящий класс или господствующий класс. Последний присваивает для собственного потребления прибавочный продукт, произведенный остальной частью общества, члены которого — подчиненный класс, вынужденный отдавать свой труд в распоряжение имущей группы. Маркс называет процесс извлечения прибавочного продукта эксплуатацией — главной среди всех форм классового общества, хотя и принимающей различные виды.
Теория Маркса касается различных типов способов производства. Они понимались как последовательное развитие, приводившее к прогрессу в производительных силах человечества и, следовательно, к его власти над природой. Маркс постулировал первобытное коммунистическое ("бесклассовое") общество, которое заменят классовые общества, построенные последовательно на рабстве, феодализме и капитализме. Движущей силой замены выступал классовый конфликт, порождаемый постоянным развитием производительных сил. В каждом способе производства производственные отношения поддерживались господствующим классом, потому что были лучше приспособлены к производительным силам на их уровне развития в пределах данного способа. В рамках любого способа, однако, производительные силы развивались путем проявления новых, вызывающих новые классовые формирования, классовый конфликт и революцию. Конфликт возникал потому, что производственные отношения, поддерживаемые господствующим классом, имели тенденцию сдерживать достижения, побуждая возникающий класс свергнуть старую систему и заменить ее новой. Так, конкретно, феодальные производственные отношения (отношения лорд-крепостной) действовали как тормоз на капитализм, рождающийся в недрах феодального общества. Капиталисты должны были уничтожить феодальные отношения и заменить их иной совокупностью отношений: они — господствующий класс, а неимущий пролетариат — подчиненный.
В экономических произведениях Маркс стремился выявить внутренние пружины капиталистической системы. Проведя анализ (см. Трудовая теория стоимости; Прибавочная стоимость), он убедился, что система была расколота противоречиями, обрекавшими ее на падение по технико-экономическим причинам; нормы прибыли будут понижаться, а система — подвергаться периодическим кризисам перепроизводства (см. Кризис капитализма; Органическое строение капитала; Тенденция нормы прибыли к понижению). Однако ее окончательное крушение вызовет гарантированный антагонизм, вытекающий из конфликта интересов между рабочим классом пролетариата и капиталистической буржуазией.
Маркс осознавал существование промежуточных классов в капиталистическом обществе, но общество все же поляризовалось лишь на два больших враждебных лагеря — буржуазию и пролетариат. Антагонизм следовал из объективных причин: буржуазия эксплуатировала пролетариат, платя ему меньше стоимости его труда, а из-за ее частной собственности на средства производства срывалась коллективная, социальная заинтересованность в рациональном развитии производительных сил, находившихся в распоряжении общества. Как только рабочий класс осознает эти факты, предсказывал Маркс, он станет действовать с целью свергнуть капиталистическое общество и установить новую форму бесклассового общества.
Следует выделить значение "человеческого сознания" в работах Маркса. Революции происходят не автоматически, и классы должны осознать свои интересы, прежде чем могли бы сыграть историческую роль в процессе продвижения общества вперед. По мнению Маркса, сознание отражало материальные условия существования, в которых находились классы, хотя правящие были в состоянии затруднять развитие сознания у зависимых. Класс, господствующий в экономике, преобладал и в других сферах жизни, таких как государство, политика, религия и т.д. Тем самым он был способен создавать идеологию, стимулируя лжесознание, заслонявшее подчиненному классу истинную природу социальных отношений, в которые он был вовлечен. Однако Маркс предсказал возможную победу пролетариата в революции, которая возвестит о новой эре человеческой свободы.
Маркс не предполагал, что его идеи станут главным фактором в Октябрьской революции 1917 г. в России в тех условиях. Это — свидетельство и их силы, и их слабости (см. также Коммунизм; Социализм; Ленин; Сталин; Сталинизм; Государственный социализм).
Социальный и экономический анализ Маркса вдохновлял целые поколения политических активистов, социальных критиков и ученых. Подобно Марксу, они подчеркивали, что "буржуазная" социальная наука, социальная мысль часто ограничиваются "явлением" и не освещают истинную действительность, составляющую фундамент капиталистических экономических, а также социальных отношений. После смерти Маркса, особенно в советском марксизме, его теории служили для показа "законов движения капиталистических обществ" (см. Диалектический материализм). В Западной Европе неудачи рабочего класса в борьбе с фашизмом привели политически стойких марксистов (например. Франкфуртскую школу критической теории) к пересмотру оценки роли рабочего класса в политике. Позже марксисты продолжали существенно расходиться в интерпретации идей Маркса. Некоторые, в частности, Альтюссер, отклоняют его философские, навеянные Гегелем гуманистические аспекты ранних произведений, настаивая на важности лишь более поздних произведений, посвященных научному исследованию капиталистического общества. Другие, например, Э.П. Томпсон (1978), оспаривают это, подчеркивая как "гуманизм" Маркса, так и преемственность в его творчестве.
Наследие Маркса вызвало множество возражений и резкую критику, особенно экономических произведений и оценки капиталистического общества. Классовый анализ подвергся нападкам, посколъку недостаточно учитывал рост новых групп “средних классов” или благосостояния (см. Паркин, 1979). Это предполагает также, что его теория социального изменения и революции была ошибочной. Марксисты в ответ возражали: маркс никогда не устанавливал временные рамки для революции; реальная ценность его анализа состоит в раскрытии основных механизмов, поддерживающих капитализм. Несмотря на критику, марксистская традиция сохраняет важное и мощное влияние на социологию и социальную науку в целом. См. также Марксизм; Марксистская социология; Политэкономия Маркса.
МАРКСИЗМ (Marksism) – общая совокупность главным образом теоретических работ, претендующих на развитие, исправление или пересмотр произведений Маркса практиками, относящими себя к его последователям. Термин марксистский может применяться к такого рода работам или авторам, но иногда имеет оттенок политической приверженности либо деятельности, которую разделяют далеко не все. Так, некоторые академические социологи могут считать себя работающими в русле проблем марксизма, но отклонять термин марксистский, ибо не разделяют политические цели подобных организаций: марксовое служит более предпочтительным определением их творчества.
Основные разновидности марксизма 20-го столетия:
(а) советский марксизм, над которым с 1930-х годов господствовал сталинизм, развивший жесткое “научное” и материалистическое представление, видя в естественных науках основной метод познания. Он стал более разнообразным после смерти Сталина;
(б) троцкизм (см. Троцкий) – критические исследования характера СССР и изменяющейся природы капитализма 20-го столетия. Считает себя главным наследником марксистско-ленинской традиции важности революционной партии-авангарда и революционного потенциала рабочего класса;
(в) западный марксизм — главное и наиболее влиятельное в академических сферах европейское интеллектуальное течение. Ведущие его представители — Антонио Грамши, Карл Корш (1886—1961), Дьердь Лукач, Герберт Маркузе и Франкфуртская школа критической теории — сыграли важную роль в открытии философских дебатов, особенно посвященных "гуманистической" или "научной" природе марксизма, пересмотру гегелевских (см. Гегель) основ марксизма. Это — реакция на грубый материализм советского марксизма, анализ культуры, литературы и психологии в рамках марксизма, ставшего более открытым в отношении немарксистской мысли и стремившегося включить ее в рамки марксизма. Примеры такого творчества — исследования Грамши о государственных и политических процессах и применение Маркузе работ Фрейда и социальной феноменологии. С 60-х гг. течение в Европе пополнилось структуралистским марксизмом (особенно работами Луи Альтюссера, который отреагировал на осознанный "волюнтаризм" и "гуманизм" более ранних авторов), а также обновленной точкой зрения на марксову политическую экономию и динамику капитализма;
(г) марксизм "третьего мира ", в основном относящийся к ряду исследований: различий между капитализмом в метрополиях и в колониальных, а также в неоколониальных странах; отношений между национальным определением и достижением социализма;
роли крестьянства в достижении социализма и последствий этого для политического действия и организаций. Подобные изучения показали непригодность преобладающих европейских разновидностей марксизма для решения указанных проблем. На их основе в 1920-х гг. возникло множество теоретических и политических работ. В Индии появились важные исследования природы колониального общества и особенностей капитализма в странах, пребывавших под господством империализма (см. Империализм); в Китае — теория и политика маоизма; в Латинской Америке — работы о мировом капиталистическом развитии (см. Теория зависимости) и политической практике кастроизма как результата опыта организации революционной деятельности среди крестьянства в длительной партизанской войне; в Африке — теория африканского социализма (см. Социализм). Многие страны имеют крупных марксистских авторов и мыслителей, внесших вклад в разработку широкого диапазона проблем, но главным образом оказывающих влияние на собственные общества или регионы.
Вышеупомянутое не исчерпывает всего разнообразия марксизма. В Восточной Европе в 70-е гг. проводились крупные анализы, противоречившие официальному советскому коммунизму (например, см. Новый класс). Всюду они вызывали интенсивные дебаты, так что нынче в академических кругах существует много разновидностей марксизма. Политические убеждения, философские критерии, как и вопросы социологической уместности, оказывают влияние на то, как они рассматриваются. Несомненно одно — марксизм является теперь важным измерением социального научного и социологического мышления, поднимающим многие вопросы, не затронутые другими подходами.
МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ (Marxism-Leninism) - см. Коммунизм.
МАРКСИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (Marxist sociology) - подходы в академической социологии, использующие марксизм. Значение поддисциплины выросло особенно в 1960-е гг. в Европе и США, являясь реакцией на преобладание структурного функционализма и политического консерватизма в институционной социологии. В 20-м столетии интеллектуальное развитие марксизма продолжалось в основном за пределами академических учреждений и пользовалось ограниченным влиянием на социальные науки. В 60-е гг. возник более широкий спрос на консенсуссные модели общества и предполагаемого эволюционного характера социального изменения. Марксистская социология заинтересовалась не только конфликтными моделями общества и революционными моделями социального изменения (см. Теория конфликта), но также методологическими конфликтами. Принятая ортодоксальной социальной наукой ценностная нейтральность оказалась подорванной привилегированным положением в обществе специалистов, представляющих собой советников крупных компаний и правительств. "Профессиональный взгляд социологов устремлен на людей внизу, а профессиональная корыстолюбивая ладонь протянута к людям наверху" (Николаус, 1972).
Для некоторых критиков логика этого аргумента означала, что марксистская социология была противоречивой в понятиях: академическое стремление к абстрактному знанию, расходившееся с классовой борьбой, могло лишь препятствовать социалистическим политическим целям. Другие доказывали, что марксистские академики имели в качестве политической роли противодействие "буржуазной идеологии" в академических учреждениях и воздействие на поколения будущих студентов. Преобладающий подход, однако, применял марксистскую теорию для развития более адекватной социальной науки и делал такое знание доступным политическим группам.
В течение 1970—1980-х гг. марксистское творчество имело широкое влияние сначала в социологии и исторических исследованиях, а затем в других социальных науках и литературных исследованиях. Часто дебаты завершались эклектическим способом, так что широко распространенное использование концепций и идей Маркса более не отражало непременно политической приверженности социализму или любой идентификации автора с марксистом. См. также Австро - Марксизм; Андерсон.
МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ (Marcuse, Herbert) (1898—1979) - влиятельный немецкий философ и социальный теоретик. Маркузе изучал философию в университетах Берлина и Фрайбурга (в последнем с ведущими немецкими философами Гуссерлем и Хайдегге-ром). Он стал членом Института социального исследования (позже упоминавшегося как Франкфуртская школа критической теории) в 1933 г. и эмигрировал вместе с другими его членами в США после прихода нацистов к власти. Маркузе продолжал связывать себя с институтом, который переехал в Колумбийский университет. Между 1942—1950 гг. он работал исследователем для правительства США, а впоследствии занимал посты в ведущих американских университетах, пока не стал почетным профессором Свободного университета в Берлине.
Широко простирающиеся интересы Маркузе охватывали все текущие проблемы его времени: искусство и революцию, феноменологию, экзистенциализм и наследие классической немецкой философии, характер технологического изменения, преобразование в капиталистическом способе производства, возникновение психоанализа, природу индивидуума и проблемы социализма, марксизма и критической теории общества. Пиппин и др. (Ред.) (1988) доказывали, что единство всем этим интересам придало обращение Маркузе к задаче развития критической теории в свете недостатков классического марксизма.
В работе "Советский марксизм" (1958) он утверждал, что марксизм в Советском Союзе утратил свою функцию революционной идеологии и вместо этого стал идеологической опорой статус-кво. Его диагноз капиталистических обществ показал следующее: давления консумеризма привели к полной инкорпорации рабочего класса в существующую систему. В результате, вместо того чтобы видеть в рабочих революционный авангард, Маркузе в "Одномерном человеке" (1964) скорее возлагает свою надежду на союз между радикальными интеллектуалами и "париями и аутсайдерами, эксплуатируемыми и преследуемыми другими расами, людьми с другим цветом кожи, безработными и маргиналами". В мае 1968 г. его видение "нерепрессивной цивилизации" и общечеловеческой эмансипации вдохновляло студенческих радикалов международного движения "новых левых ". Другие важнейшие его работы: "Разум и революция: Гегель и возникновение социальной теории" (1941); "Эрос и цивилизация: философское исследование Фрейда" (1955), "Очерки об освобождении" (1969); "Контрреволюция и восстание" (1972).
МАРШАЛЛ ТОМАС X. (Marshall, Thomas H.) (1893-1981) -британский социолог, который первоначально учился на историка и чье исследование гражданства и прав граждан "Гражданство и класс", 1950), остается отправной точкой для большинства современных дискуссий о предмете (см. также гражданин и гражданство). Маршалл интересовался последствиями классовых отношений, расширения прав граждан и благосостояния, а также последствиями для граждан продолжения классовых противоречий и капиталистической экономики, выражающихся в столкновении между демократией и эгалитаризмом в гражданской и политической сферах, в неравенстве в экономической сфере. Комментаторы иногда расценивали Маршалла как сверхоптимистичного в его суждении о выгодах, вытекающих из расширения прав граждан в современных западных обществах. В последнее время, особенно с появлением тэтчеризма, его акцент на значении прав на благосостояние в установлении социальной справедливости и в помощи политической легитимности в этих обществах все более признавался здравомыслящим. Многие его очерки на эти темы и значения исторической перспективы в понимании современного общества собраны в "Социологии на перепутье" (1963).
МАСЛОУ АБРАХАМ (Maslow, Abraham) (1908-1970) - американский психолог и член гуманистического движения в психологии, разработавший теорию мотивации, основанную на иерархии потребностей ("Мотивация и личность", 1954). Он предположил, что человеческие потребности можно разделить на ряд категорий:
физиологические, стремление к безопасности, любви и сопричастности, уважению и самореализации, причем высшие не могут стать важными для личности до тех пор, пока низшие не удовлетворены. В книге "К психологии бытия" (1962) Маслоу рассуждает, каким образом уникальность индивидуума может быть развита до совершенства, или самореализации. Это предполагает достижение потенциала, удовлетворение насущных потребностей (которые отличаются от дефицитных потребностей более низкого уровня). Чтобы определить свое понятие самореализации, Маслоу рассмотрел жизнь и лица людей, которых он посчитал самореалиэованными. Такие люди в большей мере принимали "Я" и других, в большей степени идентифицировали себя с человечеством в целом, обладали более высоким уровнем творческого потенциала и обостренным восприятием, особенно естественного мира. Повышенная осведомленность ведет к "пиковому опыту", в течение которого индивидуум ощущает себя "единым" с миром. Идеи Маслоу были приняты некоторыми социальными философами и социологами.
МАССА (mass) — см. Массовое общество; Теория элит. МАССИФИКАЦИЯ (massification) — см. Массовое общество.
"МАСС ОБСЭРВЕЙШН" ("Mass Observation") - исследовательская организация, учрежденная в 1936—1937 it. Чарльзом Мей-джем и Томом Харрисоном, действовавшая в период второй мировой войны и недавно восстановленная. Она проводит социальные обзоры, попросив наблюдателей-добровольцев написать отчеты об их собственном опыте и опыте других, хранить дневники и ответить на опросные листы. В целом ее подход — качественный и бессистемный — посеял сомнения относительно репрезентативности получаемых результатов.
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (mass communication) — см. Средства массовой коммуникации.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА (mass culture) — относительно стандартизированные и однородные продукты культуры и связанный с ними опыт, предназначенный для широкой общественности.
Одна из важных концепций массовой культуры — идея о том, что масса товаров, произведенная для потребления (включая даже граммофонные записи, оттиски произведений большого искусства и т.д.), обеспечивает низший опыт. Это рассматривается с точки зрения литературных критиков, в частности, Ф.Р. Ливиса, или неомарксистов, вроде Лдорно, Хоркхаймера и Беньямина (см. также Массовое общество). В целом социологи дистанцировались от подобных крайних представлений, понимая массовую культуру как гораздо более сложное явление. См. Популярная культура; культурные исследования.
МАССОВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (mass higher education) — национальная система высшего образования, перешедшая от "элитного" предоставления условий лишь узкому меньшинству подходящей возрастной группы к учету беспрестанно возрастающего населения и в конечном счете включающая большинство жителей. В Великобритании в 1950-е гг., когда не более 5% возрастной группы было охвачено высшим образованием, противники расширения говорили словами Кингсли Армса: "Больше будет означать хуже". Однако во многих странах подобные элитарные концепции в целом уступили место сторонникам массового высшего образования.
В США и Японии им охвачено уже свыше 50% подходящей возрастной группы. В начале 90-х гг. пропорция выпускников школы, поступивших в высшие учебные заведения, в Великобритании увеличилась примерно до 30%. Последствия этого, согласно Мартину Трау (1962), состоят в том, что в пределах участия 15% "элитные" стандарты и образцы обеспечения могут более не поддерживаться в национальной системе в целом, в результате чего возникает "дифференцированная" система высшего образования. В США существует иерархия множества различных типов и уровней этой системы, включая высоко оцениваемые в исследованиях университеты и колледжи, с одной стороны, и самые низко оцениваемые коллективные и двухлетние колледжи — с другой. Последствия такой трансформации и дифференциации для равенства возможностей в последующем трудоустройстве весьма сложны (см. Двоичная система; Креденциализм; Конкурс; Рынок труда дипломированных специалистов). См. Посткапитализм и посткапиталистическое общество'. Информационное общество.
МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО (mass society) — модель общества, пессимистически отображающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (урбанизацией, демократизацией политики, ростом массовых коммуникаций и народного образования), как процесс, в котором индивидуумы станут:
(а) более обособленными от предыдущих социальных группировок, то есть социально распыленными;
(б) более открытыми для коммерческого и политического манипулирования централизованными элитами.
Процесс, в ходе которого люди все более обращаются в массу, называется также массификацией общества.
Разнообразие в интеллектуальных и политических ориентациях авторов, использующих данное понятие, вылилось в многочисленные теоретические значения. Общие для них темы — падение социальных ценностей и общности, отсутствие нравственного ядра, возрастающие уровни социального отчуждения. Поскольку отношения между людьми ослаблены, предполагается, что они станут более чувствительными к манипулирующим силам, к предложенным простым решениям проблем и к самым низким общезнаменательным формам массовой культуры (то есть производимым, продаваемым и потребляемым таким же образом, как любые другие массовые товары). Теоретики справа (Т.С. Элиот, 1948) вообще подчеркивали угрозу элитным формам "высокой культуры" со стороны массовой культуры и утрату социальной преемственности, связанной с правлением традиционных элит. Хотя и повторяя некоторые из его тем, теоретики слева (в частности, члены франкфуртской школы критической теории) сосредоточились на новых возможностях политической манипуляции массами со стороны правых сил (например, фашизма) и общей обольстительности коммерческих форм массовой культуры в инкорпорации рабочего класса в капитализм. В более общем плане, в ныне уже классическом современном исследовании С. Райт Миллс противопоставляет современные формы "массового общества" ситуации, в которой некогда существовало множество "публик". Миллс доказывал, что в массовом обществе, во-первых, "гораздо меньше людей выражают мнения, чем получают их"; во-вторых, каналы мнения относительно меньше и централизованно управляемы; в-третьих, автономия социальных акторов, которой они некогда обладали в формировании мнения, все более утрачивается.
Расцвет концепции массового общества приходится на период, непосредственно предшествующий второй мировой войне и после нее. Затем появилась тенденция утверждать, что данное понятие имело широкий охват. Так, оно было влиятельным в начальных исследованиях массовой коммуникации (см. Средства массовой коммуникации), которые увенчались анализами, продемонстрировавшими ряд факторов: аудитория средств массовой информации не представляет собой недифференцированную "массу"; манипуляция властями средствами информации относительно ограничена; рост популярной культуры происходил не за счет искусства или общинности (см. также Двухступенчатый поток массовой информации; Лазарсфельд).Подобным же образом работы по формам политического поведения и политического участия в современных западных демократических обществах не выявили общей тенденции к "массовому обществу" (см. также Плюрализм).
МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО (mass production) - производство стандартизированных продуктов длительного пользования для массового рынка. Эта так называемая "фордистская" форма производства была связана с хорошо развитым разделением труда и тенденцией к рутинизации процесса труда. Впоследствии при постфордизме благодаря внедрению компьютерной технологии и более гибких систем производства массовое производство исчезает (см. Фордизм и постфордизм; Гибкое производство).
МАСТЕРСТВО (skill) — 1. (По отношению к работе или занятию) качества, требуемые специфической работой с определенной точки зрения: объема и технической сложности задач; уровня свободы действий; контроля над тем, как выполняется работа; времени, необходимого для ее изучения; уровня знания и опыта. 2. (По отношению к человеку) способности, приобретенные человеком в ходе образования и практической деятельности. Они включают один или более из перечисленных пунктов: когнитивные способности (к абстрактному мышлению, концентрации), ловкость рук, знание и межличностные способности (к общению, сотрудничеству, сопереживанию другим, лидерству). 3. (Социальная конструкция) ярлык, приложенный к некоторым типам труда или занятости в связи с привычкой и практикой, переговорами профсоюзов, регулированием труда. Все это вызывает дифференциальные нормы оплаты и статуса. Обычно отражается в официальных классификациях занятий: "квалифицированные", "полуквалифицированные", "низкоквалифицированные". 4. (Более широкий социальный смысл) наиболее общие способности и компетентность, которыми обладают социальные акторы, то есть участие в социальной жизни всегда является "квалифицированным исполнением".
Нижеследующее объяснение относится главным образом к "мастерству" в смыслах 1 и 3. Это — неоднозначное понятие, причем часто смешиваются разные ценности. Теоретические подходы к изменениям уровня мастерства решающим образом зависят от способа определения термина. Например, теории деквалификации часто используют "объективное" или техническое определение (значение 1). Ведь аргументы в пользу повышения мастерства определяют его с точки зрения формальных или официальных классификаций. В социологии чаще всего применяется первый смысл, то есть объективные требования к работе. Исторический пример ремесленных .рабочих — эталонный тест для анализа изменяющихся уровней мастерства. См. Процесс труда.
Второй смысл — качества, которые человек привносит в работу, — происходит от индустриальной психологии, но также дает объяснение товарности и заменимости специалистов на рынке труда (см. Двойной рынок труда). Приобретенный опыт может отчасти зависеть от естественных способностей, хотя социологи в целом доказывают, что большинство видов усваивается. Обсуждение изменений в характере и уровне данного понятия включало анализ повышения и снижения высокоспециализированного мастерства, а также заменяемых его видов, которые более неопределенны и менее специфичны и поэтому могут оцениваться большой оплатой и обладать высоким статусом. Понятие мастерства, "заключенного в человеке", также важно в анализе подразумеваемого мастерства. Оно часто относится к неосознанным и привычным видам знаний, усваиваемых на рабочем месте посредством высокой осведомленности и трудовой практики. Это часто специфично и не признано в формальном рабочем статусе, но тем не менее крайне необходимо предпринимателям для повседневного функционирования производства или предоставления услуг.
Определение мастерства с точки зрения социальной конструкции привлекает внимание к тому моменту, что приведенные выше определения могут не соответствовать реалиям. Некоторые типы работы предполагают высокий уровень мастерства в техническом или объективном смысле, но низко оплачиваются на рынке труда. Наиболее известный пример тому — женский труд (см. Разделение труда по половому признаку). Наоборот, работа может давать высокую оплату и статус по причине профсоюзных переговоров или стратегии "разделяй и властвуй", проводимой предпринимателями в отношении рабочей силы. Тогда котировки работ имеют мало сходства с фактическими различиями в мастерстве (см. также Внутренний рынок труда). Подобным же образом обилие "полуквалифицированных" видов труда относится к рабочим местам, которые не требуют обучения. Отсюда наблюдение о том, что "большинство рабочих демонстрирует более высокое мастерство, чтобы добиться работы, чем им необходимо для выполнения их задач". См. также Деквалификация.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (mathematical sociology) -применение математических действий и математических моделей в социологии. Логическое объяснение математической социологии, как заявлено у Джеймса Коулмена во "Введении в математическую социологию" (1964), состоит в следующем: "Математика обеспечивает массу языков, которые в случае тщательного приспособления к совокупности идей могут придавать этим идеям большую силу". Обычно математические социологи работают, не ожидая, пока в социологии будет установлен высокий уровень математически выраженных общих законов. Ведь математика всегда может приводить к хорошим результатам при освещении сфер социальной жизни.
Примерами математических подходов, пользовавшихся определенным влиянием в социологии, являются:
(а) теория игр Герберта Саймона и других;
(6) вероятностные стохастические модели процесса, например, цепи Маркова, используемые в процессах моделирования населения и социальной мобильности (см. Коулмен, 1964);
(в) причинное моделирование, возникшее в основном благодаря работе Блейлока (1961);
(г) прикладные программы "конечных" ("неколичественных") математических моделей, как в анализе Харрисона Уайта формальных свойств родственных структур ("Анатомия Родства" 1953);
(д) применение математической теории графа в анализе социальных сетей (П. Дореян "Математика в изучении социальных отношений", 1970).
Границы между математической социологией и статистикой и статистическим анализом очертить нелегко, но одно различие есть: если в последних прибегают к относительно стандартизированным процедурам, делая стандартизированные предположения относительно характера данных, в первой — более широкое разнообразие математических процедур и большая вероятность построения теоретических моделей, предназначенных для достижения более прямого, более целеустремленного моделирования анализируемой сферы социальной действительности.
МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ (reification) — интерпретация абстрактного общего понятия (например, государства) как "реального", особенно когда оно рассматривается с точки зрения логически неверного действия или заблуждения. Так, методологические индивидуалисты придерживаются мнения, что другие, в частности, функционалисты, материализуют общие понятия вроде общества или структур.
Термин впервые был применен в рамках марксизма по отношению к склонности многих немарксистов, да и некоторых марксистов, приписывать жесткий "овеществленный" статус тому, что более целесообразно считать сложной и изменяющейся совокупностью социальных отношений (см. капитал; товарный фетишизм). Однако материализация, недопустимая для одного социолога, может быть абсолютно приемлемой для другого. Если все общие понятия представляются как абстрактные, но имеющие потенциально "реальные" исходные объекты, то любое жесткое и поспешное деление на логически верную и неверную материализацию терпит юрах. Таким образом, в социологии нет эталона относительно приемлемых и недопустимых форм материализации.
МАТЕРИАЛИЗМ (materialism) (Философия) — 1. Учение, согласно которому не существует ничего, что не являлось бы "материей". 2. Учение, согласно которому "материя" — первична, а мышление или сознание — вторичны.
Главная противоположность для любого из этих значений — идеализм. Однако существуют проблемы относительно точности понятия "материя", особенно ввиду значительной неопределенности, окружающей многие из объектов, сил и т.д, которые занимают современную научную мысль. Лучший способ выявления проблем, ведущих к материалистической позиции (в смысле 1 или 2), состоит в определении того, чему материализм противопоставляется. Прежде всего — дуализму, особенно дуализму разума и тела (см. также Декарт). Главный аргумент в пользу противопоставления — неясность понятий, вроде декартовского понятия разума как "нематериальной", непротяженной "мыслящей субстанции". Положение об "идентичности теоретиков", например, заключается в том, что любое "состояние разума" принимает соответствующее нейрофизиологическое состояние (даже если признать то, что особое состояние разума практически никогда не может быть выведено аналитическим путем). Таким образом, цель материализма — препятствовать любым утверждениям о полностью отделенном, чисто нематериальном мире. В то же время разум (Бхаскар, 1979, "материализм возникающих сил") — субстанция, не являющаяся ни материей, ни нематериальной; не субстанция, а комплекс несводимых сил. Ср. Реализм. Исторический материализм и культурный материализм, обычно использующие смысл 1 и 2, в большей мере связаны с выводом заключения о фундаментальном характере причинности социальных явлений. Для исторического материализма первичным детерминантом конструктивной роли человеческого сознания в создании и воспроизводстве социальной жизни является способ производства (производительные силы и производственные отношения), для культурного материализма решающую роль играют силы экологии и окружающей среды. См. также диалектический материализм.
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ (materialistic interpretation of history) — см. Исторический материализм;
Экономическая интерпретация истории.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (material culture) - 1. "Аспекты культуры, управляющие производством и использованием поделок" (Дуглас, 1964). 2. Материальные продукты или изделия, фактически произведенные обществами.
Споры о значениях данного термина свелись к выявлению того, что же главнее — объекты или идеи и социальные механизмы, относящиеся к ним. Однако изучение материальной культуры ограничено интересом к изделиям, изготовленным обществом, в частности, к орудиям сбора продовольственных культур, охоты, культивирования растений, к способам транспортировки, жилищным средствам, одежде, посуде для приготовления пищи, искусству, магическим и религиозным украшениям. Являясь важной частью социологии и социальной антропологии, изучение материальной культуры еще более важно в археологии, так как ей приходится исследовать прежде всего изделия. См. также Культурный материализм.
МАТРИАРХАТ (matriarchy) — социальная организация, основанная на женской власти. Буквальное значение относится к правлению матери как главы семьи и может поэтому быть противопоставлено термину патриархат, означающему правление отца.
Термин вызывает бурные споры и в социологии, и в феминистской теории. Исторически он был принят рядом антропологов и социальных теоретиков 19-го столетия, занимавшихся происхождением социальной организации и семьи. Бахофен (1861) доказывал матриархальность первоначальной структуры семьи. В 1865 г. Мак-Леннан издал книгу "Первобытный брак", в которой утверждал, что истоки социальной организации характеризовались матриархальной структурой. Энгельс под влиянием работы Льюиса Генри Моргана написал "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). Ее главный тезис — первобытный матриархальный клан предшествовал патриархату, но ниспровержение "материнского права" привело к поражению женского пола и в итоге завершилось учреждением патриархальной семьи. И женщины, и дети были таким образом подчинены власти и контролю взрослого мужчины. Отсюда возникла моногамная семейная единица, основанная на его превосходстве и имеющая одну цель: произвести наследников бесспорного отцовства. Такие оценки происхождения социальной организации были оспорены авторами, вроде Генри Мэйна ("Древнее право", 1861). По его мнению, первоначальной формой социальной организации была корпоративная группа семей, управляемая деспотическим патриархом. Эти дебаты получили новый стимул с появлением феминистской антропологии и феминистской социологии, уделивших много интереса работе Энгельса с точки зрения обеспечения объяснения корней угнетения женщины.
Споры относительно того, существовали ли когда-либо матриархальные общества, продолжаются. Радикальный феминизм сосредоточил больше внимания на этой проблеме, чем другие направления,
доказывая, что такие общества существовали, но патриархальная история стерла знание о них. Греческий остров Лесбос 600 г. до н.э. воспринимается как явный пример матриархальной эры.
В рамках современной феминистской мысли термин получил более широкое толкование: женское превосходство, ориентируемые женщинами или сосредоточенные на них общества, а также культура.
МАТРИЛАТЕРАЛЬНЫЙ или УТРОБНЫЙ (matrilateral or uterine) (Антропология) — термин родства, относящийся к связям с материнской стороны. Противоположным ему является патрила-теральный. Система, признающая обе линии, называется билатеральным происхождением.
МАТРИЛОКАЛЬНОЕ или УКСОРИЛОКАЛЬНОЕ (matrilocal or uxorilocal) — местожительство женатой пары с семьей жены. Обычно это означает с матерью жены, но не всегда, так что синоним "уксорилокальный" часто используется для его отличия от происхождения по женской линии.
МЕДИА (media) — см. Средства массовой коммуникации. МЕДИАНА (median) — см. Меры центральной тенденции.
МЕДИЦИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (medical sociology) - см. Социология здравоохранения и медицины.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ (intersubjectivity) - опыт, сообща переживаемый людьми; соглашения о знаниях и т.д. Существование "междисциплинарное", поскольку она не нуждается в каком-либо утверждении объективизма, противостоит таким доктринам, как солипсизм, релятивизм и несоизмеримость, каждая из которых предполагает барьеры на пути к рабочим соглашениям о "знаниях". См. также Жизненный мир.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ (international debt) -1. Количество денег, которое правительство страны или ее частные институты должны другим странам, внешним банкам или международным агентствам. 2. Общая сумма такого долга в мире.
С конца 1970-х гг. это стало главной проблемой для многих стран "третьего мира " и некоторых других, в частности, Польши, которые более чем на десятилетие оказались крупными должниками на международных рынках. Многие страны столкнулись с трудностями в выплате процентов по долгам. Поэтому общая сумма долга не уменьшается, превратившись с конца 80-х гг. в барьер на пути перспектив мировой торговли и экономического роста "третьего мира". В 1988 г. одна из крупнейших стран-должников — Бразилия — задолжала 120 миллиардов долларов внешним институтам, и к середине 90-х гг. эта сумма не снизилась. В течение 80—90-х гг. многие страны Латинской Америки и Африки приняли политику структурной перестройки, направленную на сбалансирование внутренних бюджетов и концентрацию на экспорте, что часто требовалось Международным валютным фондом. См. также Теория зависимости; Зависимая индустриализация; Неэквивалентный обмен.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (international trade) — продажа или обмен товарами и услугами между странами. Согласно закону сравнительных преимуществ, открытого политэкономом 19-го столетия Рикардо, страна идеально производит только те товары и услуги, в производстве которых она обладает преимуществом, позволяющим выпускать их дешевле других. Следовательно, по крайней мере в теории, международное разделение труда приносит пользу всем нациям. Однако мера извлечения выгод каждой страной зависит от благоприятствия или, иначе говоря, от условий торговли, складывающихся для импортируемых и экспортируемых товаров и услуг. Так, в последние годы многие развивающиеся страны испытали неблагоприятные и часто ухудшающиеся условия торговли, особенно в результате снижения цен на продовольствие и сельскохозяйственное сырье в ситуациях, где, по крайней мере, в краткосрочном плане они неспособны переместить свои мощности в другие сферы производства. См. Теория зависимости; Неэквивалентный обмен; Империализм.
МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (international division of labour) — см. Международная торговля; Неэквивалентный обмен.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (international relations) — отношения между нациями и изучение этих отношений. В качестве политически ориентированного академического изучения международные отношения являются гибридной дисциплиной, основанной на историографии, политической науке, а также на социологии.
Наиболее значительными акторами в международных отношениях, как принято считать, являются суверенные национальные государства. В формальных отношениях между суверенными державами не существует более высокой власти, нежели они сами. Именно по этой причине война, ее угроза или предотвращение занимали столь выдающееся место и в практике международных отношений, и в предмете дисциплины (см. также Стратегическая теория; Теория сдерживания; гонка вооружений). Экономические и политические отношения между государствами также предмет изучения, равно как и деятельность международных организаций.
Дисциплина международных отношений отличается от социологии скорее спецификой основного фокуса, чем диапазоном используемых методов. Так, большинство подходов, теорий и тем встречается, фактически или потенциально, в подразделах социологии (см. Национально-государственная система; Мировая система).
МЕЖОБЩЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ (intersocietal systems) -социальные механизмы или системы, "пересекающиеся с любыми разделительными линиями, существующими между обществами или общественной целостностью" (Гидденс, 1984). Утверждение Гидденса означает, что социологи нередко не умели принимать во внимание важность межобщественных систем. Согласно Манну (1986), они часто представляли общество как "непроблематичную, унитарную целостность" и "общую единицу анализа", фактически применяя понятие в лучшем случае только к современным национальным государствам, поскольку исторически у "обществ" отсутствовали такие четкие границы. Кроме того, ввиду взаимозависимости современных национальных государств в условиях мировой экономической и национально-государственной системы (см. также Мировая система) современные национальные государства нельзя правильно понять с точки зрения изолированных социальных систем. См. также Пространственно-временная протяженность.
МЕЛКАЯ БУРЖУАЗИЯ (petty bourgeoisie), или PETITE BOURGEOISIE — класс мелких капиталистических собственников. Некоторые теоретики также включают сюда самостоятельных ремесленников, среднее и мелкое крестьянство, других мелких земледельцев. Термин происходит от работ Маркса, проводившего различие между социальным и экономическим положением крупных и мелких предпринимателей. Он доказывал, что логика конкуренции и последовательных экономических кризисов при капитализме должна поощрять рост крупного монополистического бизнеса (классовую поляризацию и пролетаризацию мелкой буржуазии). На практике, несмотря на ненадежность и неустойчивость собственности мелкого бизнеса (только около 20% выживает в течение пяти лет, см. Фидлер, 1981), темпы его создания остаются очень высокими и могут расти в связи с большим уровнем безработицы. Эмпирические исследования мелкой буржуазии так определяют ее социальные и политические приверженности: индивидуалистские и вольнодумственные, недоверчивые к крупным организациям, в целом консервативные и антисоциалистические (Бекхофер и др., 1974). Поддержка членов мелкой буржуазии обычно рассматривается существенным фактором в становлении европейского фашизма в 1920— 1930-е гг. в Германии (см. Франц Нойманн, 1942). В более широком контексте, они в меньшей пропорции встречаются среди сторонников правых и крайне правых политических движений, например, маккартизма в США (см. Белл, 1964). Теоретическая переработка понятий представлена у Пуланцаса (1973): средние классы неручного труда — новая мелкая буржуазия. Ведь они не являются членами буржуазии, так как не владеют средствами производства, но не могут (вопреки тезису о пролетаризации) также быть членами рабочего класса. Их роль как пособников капитала и их идеологическая идентификация с капиталистическими интересами делает более адекватным их рассмотрение как идентифицированных со "старой" мелкой буржуазией. Однако эта теория лучше вписывается в контекст дебатов о новом среднем классе (см. Противоречащие классовые положения).
МЕЛКОТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (petty commodity production) {марксизм) — производство изделий для рынка (товаров) людьми, владеющими средствами производства, но обычно не имеющими возможности нанимать работников. С немарксистской точки зрения, такие люди являются самостоятельными производителями. Термин простое товарное производство обычно означает то же самое, используясь иногда в отношении экономической деятельности крестьян. Идут интенсивные дискуссии по поводу его применимости к мелким производителям в современных городах "третьего мира ". См. Товары и товарное производство.
МЕНДЕЛЬ ГРЕГОР (Mendel, Gregor) — см. Генетика.
МЕНЕДЖЕР (manager) — человек, отвечающий за координацию и контроль над организацией труда. Менеджеры обычно разделяются на три страты: старшие, средние и низшие, что указывает на широкое социальное и экономическое неравенство в пределах данной категории. Высшие эшелоны включают высокооплачиваемых исполнительных директоров многонациональных корпораций, в то время как низшие — диспетчеров, получающих чуть больше рабочих ручного труда, рядом с которыми они работают и которых контролируют. Главная проблема недавних дебатов касалась классового местоположения менеджеров (Аберкомби и Урри, 1983), являясь продолжением и расширением дебатов о революции менеджеров. См. также Интеллектуальный труд; Противоречащие классовые положения.
МЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ (МРС) (less developed countries -ldcs)-cm. "Третий мир".
МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ (exchange value) — см. Потребительная стоимость и меновая стоимость.
МЕРИТОКРАТИЯ (meritocracy) — форма общества, в которой успех в образовании и социальном положении является результатом способностей (измеряемых КИ) и индивидуальных усилий. Данное понятие, ставшее знаменитым благодаря Майклу Янгу ("Возвышение меритократии", 1958), фигурировало в работах фабианских социалистов, сделавших многое для включения его в качестве руководящего принципа законодательной поправки к Закону Великобритании об образовании, которой они добивались в 1944 г., и для последующей всесторонней реорганизации средней школы. Меритократия подчеркивает равенство скорее конкуренции, чем результата, устанавливая, что положение в профессиональной иерархии занимается благодаря заслугам по универсальным, объективным критериям, а не по приписанным критериям возраста, тендера, расы или унаследованного богатства. Ни единому человеку — заслуженному, компетентному или соответствующего характера — не может быть отказано в возможности достичь соразмерного социального статуса. Основа данного понятия — уверенность в том, что существует лишь ограниченное число талантов и что важная функция системы образования заключается в слежении за тем, чтобы они не пропали впустую, а развивались и укреплялись. (См. также Функционалистская теория социальной стратификации.)
Принцип меритократии ни в коем случае не является общепринятым. Янг сам занял двойственную позицию относительно некоторых его последствий, например лишения рабочего класса культуры и своего руководства. Оппоненты доказывают, что подлинное равенство может быть достигнуто только принятием политики, направленной на создание большего равенства в качестве конечного результата системы, а не на стартовой отметке. В любом случае защитники меритократического представления должны изобрести объективное мерило способностей. См. также Интеллект.
МЕРКАНТИЛИЗМ (mercantilism) — экономическая доктрина государственной власти и торгового класса в 16—17-м столетиях, согласно которой внешняя торговля, приносящая активное сальдо, считалась, главным показателем национального богатства. По этой доктрине торговля управлялась государственной властью. В 19-ом столетии она была опровергнута аргументами классических политэкономистов и заменена доктриной свободы торговли и laissez-faire(прим.), хотя "протекционизм" и государственное вмешательство в экономике нередко появлялись вновь.
МЕРЛО-ПОНТИ МОРИС (Merlean-Ponty, Maurice) (1908-1961) — французский экзистенциалист, феноменологический философ и социальный теоретик, испытавший влияние Гуссерля, работавший также с Бовуа и Сартром. Находясь и под влиянием марксизма, он был критически настроен в отношении концепций детерминизма и предельной автономии субъекта. В "Феноменологии восприятия" (1945) он подтвердил существование мира, независимого от сознания, но на который воздействует сознательный фактор, наделяя его значимостью и формой. См. также Тело.
МЕРТОН РОБЕРТ (Merton, Robert) (1910- ) - ведущий американский социолог, бывший студентом Парсонса и по праву ставший влиятельным глашатаем функционалистской социологии. Он был коллегой Лазарсфельда, являясь директором Бюро прикладных исследований в Колумбийском университете, и в своем творчестве стремился навести мосты через водораздел между абстрактной теорией Парсонса и эмпирическими обзорными работами, олицетворяющими многое из современной американской социологии. Альтернативами последним Мертон называл теории среднего уровня, связанные с организацией эмпирических данных и эмпирическим исследованием по проверке теории. Наиболее известная его работа ~ собрание очерков "Социальная теория и социальная структура" (1949). Она содержит "явные и латентные функции" (см. Явные и латентные функции; Непредвиденные последствия (социальной деятельности); Постулат функциональной необходимости); "социальную структуру и аномию" (см. Аномия; Преступление; Девиация). В этой и последующих книгах он отстаивал теорию среднего уровня посредством критических анализов и систематизации теоретических подходов (особенно функционализма), а также их применения в эмпирическом анализе. Из его собственных трудов, возможно, наиболее существенным был вклад в изучение бюрократии, социологии науки и социологии массовых коммуникаций, анализ теории роли, относительной депривации и референтных групп. Среди наиболее важных книг, объединенных и изданных под его авторством, фигурируют: "Массовое убеждение" (1946), "Преемственность в социальном исследовании" (1950), "Читая о бюрократии" (1952), "Студенческий врач" (1957). Хотя все они очень значительны, его докторская диссертация о науке — "Наука, технология и общество в Англии семнадцатого столетия", — имела особый успех. Впервые изданная в 1938 г., она была построена на тезисе Вебера об отношениях между протестантством и капитализмом, став работой, сделавшей ему имя. Гипотеза Мертона заключалась в том, что рост научной деятельности в 17-м столетии был тесно переплетен с социальными силами, включая пуританскую религию; эта перспектива привела к крупным изменениям как в историческом, так и социологическом анализе науки. Впоследствии Мертон также писал о науке как социальном институте, о способах организации и конкуренции в научной работе ("Социология науки", 1979). Хотя в последние годы принадлежность Мертона к функционализму и "естественнонаучной" модели социологических теорий широко критиковалась (например, Гидденсом, 1977), важность его разностороннего вклада в социологию остается бесспорной.
МЕРЫ ДИСПЕРСИИ (measures of dispersion) — различные способы вычисления степени, в которой совокупность индивидуальных величин — наблюдений, чисел и т.д. — группируется вокруг центральной точки. Меры дисперсии, тесно связанные с мерами центральной тенденции, подразделяются на шесть вариантов: размах, СРЕДНЯЯ ДИСПЕРСИЯ, СТАНДАРТНОЕ КВАДРАТИЧЕСКОЕ ОТКЛОНЕНИЕ, СТАНДАРТНАЯ ОШИБКА, АСИММВТРИЧНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ И КУРТОЗИС.
Размах — самая простая мера, касающаяся фактического распространения величин и равная разности между максимальной и минимальной величинами. Средняя дисперсия — мера отклонения совокупности величин от средней, которая используется только с мерами интервального уровня. Показывает степень группировки индивидуальных величин вокруг своей средней. Ее вычисляют возведением в квадрат среднеарифметического отклонения индивидуальных величин от их средней, посредством чего обеспечивается учет как отрицательных значений, так и наличие чрезмерно низких и чрезмерно высоких величин. Низкое значение средней дисперсии — признак большой степени однородности величин, а высокое — низкой степени.
Стандартное квадратическое отклонение — квадратный корень средней дисперсии. Предпочтительнее, чем средняя дисперсия, потому что проще интерпретировать, имея значения в том масштабе значений, из которых оно получено.
стандартная ошибка — оценка степени, в которой средняя данной совокупности величин, извлеченных из выборки, отклоняется от истинной средней всей совокупности. Ее следует применять лишь с мерами интервального уровня.
Асимметричное отклонение определяет степень отклонения влево или вправо совокупности мер от симметрии кривой нормального распределения. Там, где меры имеют тенденцию располагаться направо от кривой, величина — отрицательная.
Куртозис показывает степень, в которой "кривая" совокупности наблюдений является более рельефной или более слабой, чем нормальное распределение, чей куртозис равен нулю. Слабое (более тесное) распределение имеет положительное значение, а рельефная кривая — отрицательное.
МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ (measures of central tendency) — различные способы осмысления центральной или средней позиции группы наблюдений, чисел и т.д. Имеются три меры: мода, медиана и среднее. Мода — наиболее частое значение. Медиана — значение, занимающее центральное положение, имея множество величин как ниже, так и выше себя. Среднее (чаще называемое средней величиной) вычисляется путем суммирования всех индивидуальных значений и деления суммы на число случаев или наблюдений.
Иногда совокупность наблюдений выдает бимодальное распределение (где две разные величины встречаются наиболее часто). Кроме того, при наличии равного числа наблюдений центрального значения медианы нет. В этом случае ее проводят на полпути между двумя центрально расположенными значениями. Если в распределении много значений, медиана приблизительно вычисляется путем интерполяции. Данные сначала группируются в совокупность числа частот, а за нее принимают расположенные внутри средней группы, и математически определяют ее положение от процента случаев более низких и более высоких частот.
Выбор применяемой меры центральной тенденции зависит от двух факторов: используемых уровней измерения (см. Критерии и уровни измерения) и величины дисперсии в совокупности наблюдений. Там, где используется мера номинального уровня, следует рассчитывать только моду. Например, если числовые величины были назначены различным типам размещения, мода покажет, который из них наиболее распространенный, но и среднее, и медиана были бы лишены значений. Медиана лучше всего подходит к мерам порядкового уровня, где относительные расстояния между категориями не известны (хотя надо сказать, что многие социальные ученые прибегают к среднему, когда имеют дело с переменными порядкового уровня. Ведь тогда можно провести большое количество статистических тестов). Наконец, среднему, как правило, отдается предпочтение при мерах интервального уровня, кроме тех случаев, в которых имеется ряд предельных значений, искажающих распределение. Например, средние доходы группы респондентов легко исказить, включив в модель нескольких получателей высоких заработков. Тогда лучше применять медиану, которая пригодна и к сгруппированным данным с открытой "самой высокой" категорией. Так, доход мог бы быть сгруппирован таким образом, что все получающие по 100 тыс. ф. ст. в год объединены вместе, и нет верхнего предела заработка у людей данной категории. Тогда среднее не может быть рассчитано, а величина медианы оценивается путем интерполяции, упомянутой выше. См. также Меры дисперсии.
МЕТАДОКТРИНА (metanarrative) — см. Великая доктрина и метадоктрина.
МЕТАТЕОРИЯ (metatheory) — все или какие-либо оценки второго порядка теорий или теории второго порядка о теориях.
МЕТАФИЗИКА (metaphysics) — 1. Раздел философии о первичных принципах, например, о вопросах "существования", "бытия" (см. Онтология), "знания" (см. Эпистемология). 2. (Уничижительно в позитивизме) чисто спекулятивная, эмпирическая (то есть ненаучная) доктрина или теория.
МЕТАФОРА (metaphora) — применение описательной фразы или термина к явлению, к которому они буквально не применимы (см. также Аналогия).
Роль метафоры в социологии и науках в целом значительна (например, понятие легких волн как "частиц") и, возможно, необходима. Ее ценность заключается в утверждении новых отношений или новых механизмов объяснения. Однако ее использование может быть проблематичным, если метафору принимать буквально, а ее применимость не подтверждена независимым свидетельством.
В структурализме Лакана и семиологии Барта метафора и метонимия, в которой одно signifier (значение) занимает место другого, рассматривается как исполнение важнейшей роли во всем процессе обозначения. См. также Модель.
МЕТАЯЗЫК (metalanguage) — язык "второго порядка", используемый для обсуждения языка; совокупность или система суждений о суждениях.
МЕТОД ОБЗОРА (survey method) — социально-научный метод исследования, использующий опросные листы и их анализ, а также различные количественные и статистические методы (см. также социальный обзор). В социологии метод обзора применяется по двум главным причинам: чтобы описать население и изучить его основные характеристики — возраст, занятость в зависимости от пола, позиции и т.д.; чтобы проверить гипотезы и выявить отношения между переменными.
Главные проблемы с методом обзора заключаются в том, что:
(а) исследователь, как правило, не может управлять условиями, при которых проводится работа;
(б) ученые вынуждены полагаться на сообщения респондентов, пока сами не в состоянии проверить результаты посредством прямых наблюдений;
(в) наличие множества элементов, ибо охватываются индивидуумы, а не общество в целом.
Тем не менее у метода есть много преимуществ: обеспечение дешевого и относительно легкого способа получения значительного объема чисто количественных данных, пригодных для проверки и перепроверки социологических гипотез и определения дальнейших сфер исследования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ (methodological anarchism) — см. Эпистемологическич анархизм.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ (methodological individualism) — теоретические позиции, основанные на том, что адекватные социологические оценки обязательно предполагают обращение к людям, интерпретации ими своих обстоятельств и причин и поводов для предпринимаемых ими действий. И Вебер, и Поппер предлагают такие спецификации, посредством которых все социальные категории, вроде "капитализма" или "государства", могут объясняться обращением к реальным или абстрактным ("идеализированным") индивидуумам или личностям. В более резких формах методологический индивидуализм предлагает, чтобы все социологические объяснения начинались и заканчивались обращением к индивидуумам. Стандартное возражение этому состоит в том, что индивидуумы обычно во многом зависят от своих особенностей определения, например, психологического расположения, культуры и их структурных контекстов, так что предложенное завершение в социологическом плане банально. См. Ситуационный анализ и ситуационная логика; Холизм; Стратегическая интеракция. Ср. Структурализм; Структура и воля.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ (methodological pluralism) — доктрина, согласно которой больше пользы приносит увеличение методологий и теорий, чем рабская привязанность к ограниченному числу научных или исследовательских методов — см. Фейерабенд.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ В СКОБКИ
(methodological bracketing) — см. Epoche(прим.).
МЕТОДОЛОГИЯ (methodology) — 1. Философская оценка исследовательских методов дисциплины; интерес к концептуальным, теоретическим и исследовательским аспектам знания. 2. Методы и стратегии, используемые в дисциплине для манипулирования данными и приобретения знания. В этом узком значении термин относится просто к методам исследования и не подвергает сомнению валидность или уместность их проведения.
В смысле 1 методология — аспект эпистемологического интереса к научному статусу социологии. Ей много занимались Дюркгейм, Маркс и Вебер, каждый из которых стремился показать, что разработал особый подход к изучению общества и поэтому — к знанию. Демонстрируя валидность новых исследовательских подходов, они вносили вклад в развитие социологии как особой дисциплины.
Главная задача методологии — сравнение между социологией и естественными науками. Последние часто ассоциируются с экспериментальным методом, посредством которого одна переменная (независимая переменная) манипулируется тщательно контролируемым способом. Если получены соответствующие результаты, то ученый делает выводы о причинах и результатах либо заключает, что предварительно выдвинутая гипотеза подтверждается (отклоняется). Так как это к социальным наукам обычно не подходит, то разработаны новые методы, позволяющие достичь определенной степени валидности, соответствующей таковой в естественных науках. Дюркгейм, например, выступал за использование сравнительного метода, хотя он заставляет оперировать большим числом переменных. В качестве альтернативы развивались методы, не стремящиеся подражать естественнонаучной задаче научных законов, а в большей мере отвечающие характеру социальной действительности.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (research methods) — методы познания, используемые в рамках всей академической дисциплины. В социологии диапазон методов очень широк и включает множество применяемых в других дисциплинах. Например, социологи прибегали к критическим методам гуманитарных наук в "опросных" текстах, картинах, зданиях и т.д.; к этнографическим, заимствованным из антропологии и приложенным к современному обществу (см. также Этнография); к историческим для понимания происхождения социальных форм.
Наиболее эффективны те, что проводятся совместно с центральными и местными органами власти, то есть социальные обзоры на базе выборки. Однако распространенное представление о том, что данная наука основана исключительно на таких методах, явно ошибочно. Среди множества других количественных и качественных методов исследования находятся: включенное наблюдение и другие формы "прямого наблюдения"; подробные Интервью; Шкала отношений; Контент -анализ; "анализ документов"; вторичный анализ данных (включая вторичный анализ официальной статистики).
В определенной ситуации избранные методы зависят от разнообразия следующих соображений:
(а) характера изучаемой проблемы (например, если для изучения заболеваний среди пожилых эффективны опросные листы или медицинские отчеты, то девиантное поведение требует включенного наблюдения);
(б) теоретической позиции и предпочитаемых исследователем или коллективом методов (так, символические интеракционисты скорее всего предпочтут прямое наблюдение работе со стандартизированными переменными);
(в) наличие времени и денег (в частности, почтовые опросы дешевле, чем личные интервью, как и вторичный анализ данных по сравнению с проведением новых обзоров);
(г) типа исследования и оснований, способных убедить спонсоров и аудиторию (например, спонсоры часто отдают предпочтение работам с применением количественных, а не качественных данных).
Споры о достоинствах количественных и качественных подходов бывают жесткими. Те, кто преданы первым, отказываются подтверждать силу и валидность иных методов, а те, кто предпочитают прямое наблюдение, не одобряют количественные методы. Однако простое их противопоставление не обосновано. Денцин (1970) доказывал, что всякий раз, когда возможно, социальное исследование стремилось "производить триангуляцию" различных методов исследования (см. Триангуляция подходов).
См. также Статистика и статистический анализ; Методология;
Математическая социология.
МЕТОНИМИЯ (metonymy) — замена слова, относящегося к признаку вещи, непосредственно самой вещью, например, "короны" для обозначения монарха. Роль метонимии в социальной жизни интересует особенно семиологию. См. также Метафора; Символ.
МЕТРОПОЛИЗАЦИЯ (metropolization) - см. Урбанизация.
МЕХАНИЗМ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (МУЯ) (Language Acquisition Device — LAD) — гипотетическая структура, которую Чомский (1962) считал врожденной у людей и придающей им способность легко усваивать язык. Он основал свою гипотезу, наблюдая за детьми, с легкостью усваивающими язык в первые пять лет жизни и способными составлять предложения, никогда не слыханные ими ранее. Следовательно, люди обладают врожденной предрасположенностью понимать грамматические отношения, извлекать "правила" из языка, который они слушают, и затем применять это в формировании собственных выражений. Не все психолингвисты согласны с предположением Чомского, а самым известным его антагонистом является бихевиористский психолог Б.Ф. Скиннер ("Вербальное поведение", 1957), для которого "обучение" — только объяснение усвоения языка.
МЕХАНИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ (mechanical and organic solidarity) — различие, идущее от Эмиля Дюркгейма (1893), между двумя типами социальной солидарности: механической, основанной на подобии индивидуумов, формой солидарности, преобладающей в простых и менее развитых обществах, и органической, основанной на разделении труда, идеально подходящей для современных развитых обществ. Дюркгейм сформулировал различие посредством выявления основных демографических и морфологических особенностей каждой формы права, а также коллективного сознания. Действительность, доказывал Дюркгейм, была такова, что в современных обществах органическая солидарность пока еще далека от реализации. См. также Интеграция.
| Механическая солидарность | Органическая солидарность |
Морфологическая (структурная) основа | Сегментарный тип (основанный на клане, затем на территории). Низкая взаимозависимость (социальные связи относительно слабы). Довольно низкая численность населения. Относительно низкая материальная и моральная сплоченность. | Организованный тип (слияние рынков и рост городов). Высокая взаимозависимость (социальные связи относительно сильны). Довольно высокая численность населения. Относительно высокая материальная и моральная сплоченность. |
Правовые нормы | Правила с репрессивными санкциями. Преобладание уголовного права | Правила с реститутивными санкциями. Преобладание кооперативного права — гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного). |
Формальные особенности коллективного сознания | Большой объем. Высокая интенсивность. Высокая предопределенность. Абсолютная власть коллектива. | Низкий объем. Низкая интенсивность. Низкая предопределенность. Больше места для индивидуальной инициативы и размышления. |
Содержание коллективного сознания | Религиозное. Трансцендентальное (выше человеческих интересов и вне обсуждения). Придание высшего значения обществу и интересам общества в целом Конкретное и специфическое. | Более светское. Ориентированное на человека (связанное с его интересами и открытое для обсуждения). Придание высшего значения индивидуальному достоинству, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости. Абстрактное и общее. |