Глава 3. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: ПРИЧИНЫ, УРОВЕНЬ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Оценка уровня бюджетного дефицита
Функционирование государственного сектора в экономике находит свое концентрированное выражение в бюджетно-налоговой системе, обобщающим показателем состояния которой является сальдо государственного бюджета. Характерной чертой государственного бюджета практически всех современных экономик, в том числе и переходных, является его несбалансированность, т.е. наличие дефицита или, значительно реже, излишка. Несбалансированность государственного бюджета связана с разрывом между государственными доходами и расходами, существующим на протяжении определенного промежутка времени (обычно одного года).
Несбалансированность государственного бюджета является одним из важнейших факторов, оказывающих воздействие на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. В частности, величина бюджетного сальдо влияет на размеры совокупного спроса и дохода, уровень цен, состояние платежного баланса и т.д..
Состояние государственного бюджета определяется тремя основными факторами:
1)долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;
2)стадией промышленного цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;
3)текущей политикой правительства в области бюджетных расходов и доходов, которая может отклонять их величины от долгосрочного тренда.
Различным стратегиям бюджетно-налоговой политики соответствуют различные типы бюджетных дефицитов или излишков (1). Изменение величины сальдо государственного бюджета может происходить как на основе действия так называемых “встроенных стабилизаторов” экономики (циклический дефицит), так и при проведении дискреционной бюджетно-налоговой политики (структурный дефицит).
1 В дальнейшем речь будет идти только о дефиците, поскольку именно такое состояние государственного бюджета характерно практически для всех переходных экономик.
При дискреционной политике правительство целенаправленно изменяет соотношение между доходной и расходной частями бюджета. В частности, в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска—увеличивает свои расходы (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижает налоги. Таким образом правительство фактически целенаправленно создает дефицит госбюджета. Следует подчеркнуть, что дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры бюджетных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.
При недискреционной фискальной политике несбалансированность бюджета возникает автоматически, в результате действия “встроенных стабилизаторов” экономики (2). Например, при спаде деловой активности в результате снижения совокупного дохода происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений и увеличение определенных видов трансфертных платежей, что приводит к образованию циклического дефицита государственного бюджета и частично компенсирует сокращение совокупного спроса.
2 “Встроенный” (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов могут выступать прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) или система участия в прибылях. “Встроенные" стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы “включаются" без непосредственного вмешательства правительства.
При прочих равных условиях величина циклической несбалансированности бюджета, а значит и степень встроенной стабильности экономики оказываются тем выше, чем выше уровень предельных налоговых ставок, чем выше зависимость изменения уровня пособий по безработице от изменения величины национального дохода. В то же время увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики—укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и экономическому росту. Стимулы к инвестированию, к предпринимательскому риску и к труду оказываются относительно сильнее в условиях постепенного снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики.