НАУКА И НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ВЛАСТИ
 
С.В. Пирогов, проректор РАГС,
проф., докт. экон. н. (Москва)
 
Накопленный Россией научный потенциал и условия его не то что развития, а сохранения и эффективного использования -на грани краха. Я не пессимист и верю, что до трагического финала не дойдет, но тем не менее встревожен, как и многие. Поэтому рассуждения о том, что сначала выправим дела в экономике, а потом займемся наукой, считаю глубоко ошибочными, дилетантскими. Наука, скажем так, не "десерт" к основному "блюду" на нашем столе, и наше общее "выживание" -даже физическое -невозможно ныне представить без нее.
Наука -это концентрированное выражение интеллектуальных способностей народа и уровня его образованности. Более того, в отношении государственных и негосударственных структур к ученым, их труду, к условиям их творчества следует видеть уровень цивилизованности общества.
Что же касается государственной службы, то современный чиновник не может не считаться с достижениями и рекомендациями науки -ведь принятие ответственных решений предполагает системный целостный подход в анализе конкретной, ситуации, необходимы и научное прогнозирование. и научная экспертиза. Я не говорю уже о том, что компьютеризация и информатизация все более вторгаются во все сферы управленческой деятельности -вот она собственно наука, воплощенная в новые практические средства, положительно меняющие характер и условия служенной практики, резко повышающие ее эффективность.
Посему весьма важно понять: как так получилось, что мощный научный потенциал оказался на грани распада? На мой взгляд, мы исподволь шли к нему. Система экономических и политических отношений, сложившаяся в доперестроечный период, становилась все более неадекватной общемировым тенденциям и не смогла обеспечить соответствия желаемого с действительным, породила невосприимчивость экономики к нововведениям.
При вступлении в период социально-политических и экономических реформ были допущены стратегические и тактические просчеты. Главная же ошибка -невостребованной оказалась наука, а так называемая "философия здравого смысла" завела самих политиков" в тупик, "Романтические иллюзии насчет того, что все, мол, решит Стихия рынка, оказались наивными. Наиболее наглядным тому примером служит конверсия военно-промышленного комплекса, для которого формальные - в духе развенчанных традиций -решения обернулись буквально обвалом. Опыт этих лет наглядно свидетельствует о том, что стране нужен не только более совершенный управленческий механизм, отвечающий новым условиям, но и достаточно сильный -в политическом и качественном отношении-кадровый корпус госслужащих: от них зависит минимизация ошибок, цена которых в условиях рыночной экономики может оказаться слишком высокой.
Становление РАГС идет непросто. Нуждается в укреплении и омоложении профессорско-преподавательский состав, есть трудности и в переформировании проблемно-тематической структуры, создании новых связей внутри научного коллектива. Необходимо также соединить научный процесс с учебной деятельностью. Однако по заказу президентских структур в академии успешно выполняются проекты "Концепция государственной кадровой политики", созданы временные творческие коллективы,в которых трудятся преподаватели и научные сотрудники семнадцати кафедр академии, а также ученые и специалисты других учреждений. Регулярно проходят всероссийские и международные конференции, симпозиумы, семинары. В настоящий момент полным ходом идет подготовка к международной конференции "Конверсия: социально-экологические и экономические аспекты", тема ее затрагивает широкий круг научных вопросов, включающих не только экономику и экологию, но и политику, государственное управление, подготовку и переподготовку кадров.
Перед нами стоит беспрецедентная по своей сложности и необычности задача: необходимо определить роль и место науки, научных исследований в становлении новой российской государственности, наполнить сознание нового поколения государственных служащих новейшими научными знаниями, внедрить инновационный творческий дух в менталитет положительно понимаемого чиновничества. Последнее всегда ассоциировалось с консерватизмом, рутиной, косностью. Есть к тому объективные основания ведь власть всегда на том стоит, чтобы сохранить устойчивость социума, противостоять внешним и внутренним возмущениям. добиваться наибольшей эффективности в существующем положении. А наука по самой природе своей устремлена к новизне и стремится изменить существующее положение. Она возмутительница спокойствия, для нее нет святости в "статус кво". Как совместить эти противоположности? Но жизнь в целом не стоит на месте, и кооперация, так сказать, руки и интеллекта, симбиоз властного и умного неотвратимы. Состязательность, конкуренция, пронизывающие мировую экономику и политику, изначально присущи и науке -да человек вообще существо беспокойное, вечно неутоленное, -и политической власти нельзя не считаться с этим. Иначе проигрыш неизбежен.
Прямолинейной ломкой немногого добьешься. И тем не менее приходится решительно менять траекторию общего движения. Мы не можем далее экстраполировать сложившуюся ранее проблемно-тематическую структуру. Кроме того, удручают ее мелкотемье, дублирование и всеядность при заключении договоров. Большие сложности в организации и координации научно-исследовательских работ возникают из-за неправомерного деления их на коммерческие и некоммерческие -ну, какие, скажем, могут быть коммерческие основания у разработки государственного документа?... Решение задач, поставленных перед нами президентским указом, развернулось в крайне сложной и противоречивой ситуации, преодоление которой предполагает целую систему мер.
Новое должно вобрать в себя все полезное и рациональное, чем располагает научный корпус академии. Преобразование содержательной структуры творческой деятельности должно сочетать и широту обществоведческих и гуманитарных исследований (необходимых для формирования высокоэрудированных государственных служащих) с целевой ориентацией на создание новой научной дисциплины и предмета исследований (то, что обозначено в самом названии академии). И тут мы вновь сталкиваемся с противоречивой диалектикой: классический академизм призван сочетаться c гибкостью новаторства.—Однако в этом взаимодействии противоположностей должен доминировать профиль академии.
Мы стремимся сохраняя широту спектра исследований и разработок своего высшего, если не сказать, элитарного, научно-педагогического учреждения, найти меру универсальности в сочетании со специальной направленностью творческой тематики.
Для нас главное -обеспечить теоретические основания для формирования и функционирования новороссийской государственной службы, создать базу научно-методического и информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти. В деле же поствузовской подготовки и переподготовки кадров госслужбы обеспечить органическое соединение и взаимное усиление научного и учебного процессов. На нас возложено и оказание помощи формирующейся сети региональных академий госслужбы Российской Федерации. Предстоит выявить потребности в кадрах этой системы но стране, установить приоритеты для различных государственных структур и регионов, определить необходимый объем ресурсов, реально оценить возможности и пределы пополнения корпуса госслужбы качественно новыми работниками. На такой основе должны быть сформированы нормативы подготовки кадров через аспирантуру и докторантуру как нашей, так и региональных академий.
Нас, конечно, заботит финансирование нашей комплексной работы -и подготовка кадров, и научные исследования нуждаются в соответствующих денежных "вливаниях". Но скупой, как говорится, платит дважды, и экономия на самом насущном в государственной политике обернулась бы потом большими издержками. И Президент, выступая в нашей академии в один из первых дней учебного года, подчеркнул, что вложения в науку, и в частности в подготовку научных кадров высшей квалификации, носят характер долгосрочных инвестиций, за которыми следует видеть высшую перспективную рентабельность, предпосылку самого будущего нашего общества.
Учитывая высокую стоимость подготовки кандидатов и докторов наук, следует искать пути расширения платной подготовки кадров через аспирантуру и докторантуру. С полной или частичной оплатой академия может готовить их для министерств и ведомств (сверх утвержденного заказа), для коммерческих структур, для других стран, в том числе на основе межгосударственных соглашений, а также и на основе индивидуальных договоров. Однако такого рода практика должна сопровождаться соответствующей правовой и коммерческой проработкой, повышением культуры договорных отношений. В этом направлении наши специалисты уже ведут необходимые разработки. Важно, чтобы отношения "купли-продажи" не повлияли на качество подготовки кадров. Вообще, заметим, вопрос коммерциализации образования и науки не только сложен, но и деликатен. В ходе приспособления нашей жизни к рыночным отношениям немало наблюдается перекосов, недобросовестности и злоупотреблений. Превращение научного результата и образовательных услуг в товар не может быть отдано на откуп стихии -здесь необходимо усиление контрольных и регулятивных механизмов.
Опыт истории учит, что в обществе всегда живучи здоровые социальные инстинкты. Жизнь же -явление упорное и непременно возьмет свое, какими бы ни были "заморозки". Что же касается науки в ее отношениях с политикой, то, взглянув с общеисторической точки зрения. вы, должно быть, сами согласитесь, что человечество неуклонно движется к наукогенной цивилизации, в которой рациональное познание будет стержнем социального бытия. В свете этой тенденции неизбежна активная забота государства о своем научном самосознании.