УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ (на опыте Ростовской области)
 
А.И. Бедрик, зам. главы администрации

член Правительства Ростовской обл (Ростов-на-Дону)
Под управлением в социальной сфере мы понимаем совокупность мер органов власти, направленных на стабильное функционирование социальных институтов, гарантированное государственное обеспечение населения социальными услугами и дополнительную социальную поддержку нетрудоспособных малообеспеченных граждан.
Ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется следующими особенностями:
-каждой из отраслей социальной сферы хронически не хватает средств дня нормального функционирования;
-нарастают негативные последствия кризисною социально-экономического развития для значительной части населения; свыше 30%населения области имеют величину денежного дохода ниже прожиточного минимума;
-нормативно-правовая база социальной политики серьезно отстает от динамичных изменений в реальном положении отдельных категорий населения; так пенсионное законодательство не в полной мере отражает возможности обеспечения граждан в зависимости от трудового вклада; действующая система пособий и компенсаций носит уравнительный характер; до сих пор не принят закон о прожиточном минимуме;
-бюджеты разных уровней (федеральный, областной и местные) имеют ограниченные возможности для реализации в полной мере гарантированных (обеспеченных средствами) и декларированных (рекомендованных к исполнению) государством дополнительных видов поддержки населения; подсчеты показали, что для реализации в области, например, только одного закона "О ветеранах" в полном объеме потребуется свыше 1,6 трлн. руб., в то время, как в наличии органы исполнительной власти "имеют" 386 млрд. руб.; из-за нехватки средств в полной мере не выполняется законодательство о "чернобыльцах", инвалидах и др.
Практика работы позволяет вычленить систему действий, необходимых для управления социальной сферой в изменившихся условиях.
Главные элементы этой системы таковы.
-Переориентация бюджета на социальную инфраструктуру. В 1994г. доля расходов на социальную сферу в консолидированном бюджете области составляла 38,4,в 1995 г. -47,6%, в1996г.-54,0%.
-Разработка и реализация целевых социальных программ. В условиях ограниченности бюджетных и материальных ресурсов, расширения круга субъектов социальной полиики программно-целевой подход позволяет консолидировать их возможности осущесвлять социальную поддержку наиболее нуждающихся и строгий контроль за ней. Всего в области в 1995-1996гг. принято и реализовано 11социальных программ
-Выработка стратегии в отношении сети учреждении социальной сферы и ее реализация (изменение их структуры сохранение и открытие новых учреждений и др) В Ростовской области сохранена и существенно увеличена сеть государственных социальных учреждений Только в системе социальной защиты в течение 1992-1996 гг открыты 5 домов-интернатов, 31территориальный центр социального обслуживания, 39отделений срочной социальной помощи более 300отделений социальной помощи на дому, 13 учреждений помощи семье и детям, 2 социальные гостиницы и 2ночлежных дома.
-Оптимальное использование имеющихся финансовых и материально-технических возможностей, поиск и привлечение дополнительных источников финансирования, использование благотворительных и спонсорских средств Бюджетные возможности по существу сравнялись с совокупными возможностями небюджетных социальных фондов (социального страхования, обязательного медицинского страхования фонда занятости, фонда социальной поддержки, пенсионного). В этой связи возникла необходимость серьезной корректировки деятельности фондов Их средства используются для решения не только уставных социальных задач Так, финансовое обеспечение летнего отдыха и оздоровления детей взял на себя фонд социального страхования Серьезной доработки подверглись положения о фондах, предусмотрены более жесткий контроль администрации области за направлениями расходов и кадровой политикой
-Выявление противоречий имеющейся законодательной базы и действительною экономического положения семей и отдельных граждан, формирование предложений но совершенствованию законодательства Например, действующее законодательство в отношении поддержки семей с детьми (компенсации) не учитывает ставшее реальностью значительнее социальное расслоение и предусматривает поддержку всех семей, вне зависимости от уровня доходов
-Упорядоченность, дифференциация и адресность социальной поддержки населения Традиционные подходы к ней иногда приводили к курьезным случаям -пособия на хлеб и молоко получали зажиточные семьи, на льготное обеспечение лекарствами из бюджета области было выделено 58млрд руб,что составляет 40%от общих затрат населения на приобретение лекарств
-Учет, разграничение полномочий и оптимальное использование мер социальной политики, осуществляемых па федеральном уровне, субьектом федерации и муниципальными органами власти. Широко применяется принцип долевого участия в реализации социальных проектов
     
  • Создание информационной сети и банка достоверных данных о положении семей и их динамике. Имеющаяся в области сеть позволяет оперативно получать необходимые данные и принимать решения о той или иной форме поддержки семьи Сама система социальной защиты населения становится сбалансированной, подвижной и гибкой, оперативно реагирует на меняющееся положение семей