ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ
Н.Ф. Беляев, первый зам. председателя
Законодательного Собрания Ростовской обл.
Современная российская государственность находится практически в стадии становления. Она созревает и мужает вместе с гражданским обществом, вместе с народом, вместе с реформами Да и сами реформы обретают сегодня новые измерения, опираясь на широкий спектр обновляющихся и вновь создаваемых государственных институтов, на постоянно накапливаемый опыт государственного строительства в условиях перехода к рыночной экономике
Конституционное развитие России отличается сегодня значительным динамизмом. Активно действуют обе палаты Федеральною Собрания выстраивается вертикаль исполнительной власти. Во многом заново формируется система судебной власти. Реально цементирует все ветви власти Президент России.
Вместе с тем, разумеется, далеко не все идет гладко. Новизна и сложность решаемых сегодня задач рождают множество проблем, к которым добавляются наше неумение работать на опережение, находить и реализовать на практике баланс общегосударственных, региональных, отраслевых интересов с интересами граждан.
Важнейшими звеньями в освоении новых технологий управления выступают организация государственной власти на региональном уровне и реализация конституционных положений о местном самоуправлении.
Ведь именно в регионах, на территориях, где живут и трудятся россияне, происходит становление правового государства, институтов гражданского общества, произрастает новое качество демократической самоорганизации людей.
Создание правового поля страны, отвечающего указанным условиям, требует правовой регламентации взаимодействия всех органов государственной власти, их взаимной заинтересованности в подготовке качественных законов, согласованности действий, готовности к компромиссу и, наконец, ответственности.
Закон является основой демократической власти. Он выше любых иных нормативных актов. Именно поэтому все органы государственной власти стремятся участвовать в подготовке и принятии законов с тем, чтобы, во-первых, постараться вложить в них нужное им содержание и, во-вторых, не допустить преобладания одного органа государственной власти на другим.
Вопросы взаимодействия представительной и исполнительной ветвей власти в области регулируются рядом правовых актов. Среди них, прежде всего, Устав Ростовской области, Положение о Законодательном Собрании Ростовской области, Регламент Законодательного Собрания. В этих документах детально разработан механизм взаимодействия двух ветвей власти в законодательном процессе.
Об оптимальности взаимодействия двух ветвей государственной власти в области говорит факт успешного формирования правового ноля в области, адекватного потребностям в правовом регулировании всех сфер жизнедеятельности общества, интересов социальных групп и отдельных граждан.
Так, за период деятельности Законодательного Собрания проведено 25заседаний, на них рассмотрено более 500вопросов, по которым принято 38областных законов, 108решений и 361постановление. Почти 2/3этих нормотворческих актов подготовлено и внесено в Законодательное Собрание Администрацией области.
Необходимо также остановиться на некоторых вопросах взаимодействия органов власти субъектов Федерации и федеральных органов государственной власти.
Существующая практика этих взаимоотношений показывает на недостаточность правового урегулирования полномочий органов государственной власти субъектов Федерации. Принятая договорная форма разграничения полномочий в нынешних условиях наиболее приемлема. И такой договор с центром Ростовской областью 29мая 1996г. заключен. В то же время имеется настоятельная необходимость принятия специального закона, определяющего механизм реализации, закона, который бы поставил на правовую основу взаимоотношения субъектов- Российской Федерации с Российской Федерацией по предметам совместного ведения.
В этом законе, на наш взгляд, необходимо определить, что законодательные акты и иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, могут приниматься только на основе согласования воли сторон. Воля сторон выражается положительных заключениях субъектов Федерации. Отрицательное заключение по законопроекту более чем половины субъектов Российской Федерации прекращает процедуру по данному законопроекту.
Пока же наше участие и федеральном законотворчестве носит чисто рекомендательный характер. Тем не менее, в период деятельности специалистами аппарата Законодательного Собрания совместно с депутатами, заинтересованными организациями и ведомствами рассмотрено более 500 проектов федеральных законов, в том числе 60 -по бюджетно-налоговой и экономической политике.
Взаимодействие с Государственной Думой можно классифицировать по следующим направлениям:
-обращение с наиболее актуальными для области вопросами, требующими разрешения на федеральном уровне;
-выступление с инициативами о принятии федеральных законов или внесение поправок в действующие законы;
-рассмотрение проектов федеральных законов и направление в Государственную Думу предложений и замечаний;
-контакты с депутатами Государственной Думы от Ростовской области.
Мы считаем, что необходимы совместные усилия для создания эффективного механизма взаимоотношений в законотворческом процессе федеральных и региональных структур власти, повышения эффективности и качества законотворческой работы.
И еще один вопрос, на котором я хочу остановиться, это местное самоуправление. Что такое местное самоуправление с точки зренияОсновного закона Российской Федерации? Оно прежде всего обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения -владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка на своих территориях. Словом, ведают всем комплексом местных проблем. Очень важно конституционное положение о том, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, а органы самоуправления не входят в систему государственной власти.
Однако эти исходные конституционные положения о местном самоуправлении требуют практической конкретизации разработки механизма приведения их и действие.
Поэтому Законодательным Собранием был разработан, и принят пакет правовых актов, регулирующих формирование органов местного самоуправления. Это областные коны: "О местном самоуправлении в Ростовской области""О выборах глав муниципальных образований", "О вы6opaxдепутатов представительного органа местного самоуправления", "О местном референдуме". Эти законы позволили нам сформировать муниципальные образования и служили правовой базой для формирования органов местного самоуправления, избрание которых уже состоять повсеместно.
Решая вопросы реформы местного самоуправления, мы должны особое внимание уделить проблемам финансово-экономической самостоятельности органов местного управления, определить их взаимоотношения в этой сфере с органами государственной власти.
Ответить на эти вопросы должен разрабатываемый сегодня проект Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Мы провели по данному проекту депутатские слушания. От разумности и эффективности заложенных в законопроект краевых норм будет зависеть весь -процесс формирования экономических, финансовых основ местного самоуправления, соблюдение принципов его взаимодействия с государственной властью.
Вопросы реализации конституционных положений о четном самоуправлении и организации государственной власти в Ростовской области требуют к себе постоянного внимания. Их нельзя решить сразу и навсегда. Надо отчетливо понимать, что переход России к новым формам правления займет, конечно определенное время. И этот переход потребует целенаправленной, кропотливой законотворческой работы как на федеральном, так и региональном уровнях.