СООТНОШЕНИЕ ИНСТИТУТА ВЫБОРОВ И ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ К КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ПЕРИОД
 
С.В. Юсов, председатель
И
збирательной комиссии Ростовской обл.
В последнее время процедура формирования государственных органов или наделения полномочиями должностного лица путем периодически проводимых, свободных, демократических выборов стала неотъемлемой частью нашей действительности.
В соответствии со ст. 3Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Данное нормативное закрепление не является фиктивной декларацией. Именно через выборы народ Российской Федерации определяет своих представителей и наделяет их соответствующими полномочиями на осуществление его суверенных прав. Прошедшие за последние полтора года выборы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, Президента, -Главы администрации (губернатора) Ростовской области на территории Донского края полностью соответствовали положениям Всеобщей декларации прав человека.
Это основополагающий подход современного мирового сообщества к проблеме легитимизации власти путем выборов.
В территориальных же границах России этот вопрос приобретает специфичное значение. Избирательный процесс в широком смысле и отдельные избирательные процедуры, в частности, призваны понудить государство посредством голосования своих граждан признавать неотъемлемое право на ту власть, которую они сами желают иметь. Граждане российского государства должны принимать участие в процессах и системах власти как таковых, а не потому, что кто-то представляет там интересы той либо социальной группы либо определенного слоя. Это созвучно и с тем пожеланием, что путем выборов народный суверенитет не передается. Он неотчуждаем.
Представляется верной позиция согласно которой ни парламент, ни всенародно избранный федеральный президент, не могут считаться носителями суверенитета всего многонационального народа России. Эти органы уполномочены народом осуществлять свою конституционную компетенцию в пределах того срока, на который избраны. Истечение же сроков полномочий выборных органов порождает не только политическую проблему, стоящую перед самим обществом, определяющим вновь какой вариант дальнейшего развития избрать, или перед различными политическими силами, пытающимися дозволенными, а порой и недозволенными способами переманить на свою сторону часть электората, но и широкомасштабную организационную, технологическую проблему. Отличием сегодняшнего состояния дел в стране стало реальное наличие законодательной, исполнительной и судебной власти.
Это положение уже успело закрепиться, оно всех устраивает и никого не удивляет.Однако при более глубоком, детальном изучении проблемы, можно обнаружить еще одну, крепко стоящую на ногах, избирательную власть. Эта власть организует все остальные ветви власти, являясь неотъемлемым атрибутом организаций исполнительной и законодательной властей, как на федеральном, так и на региональном, а также местном уровнях, и, по-видимому. Опосредованно воздействуя также и на формирование судебной власти.
Избирательная власть представляют собой особую и обособленную структуру, с одной стороны связанную с государством, а с другой, являющуюся прямым, зеркальным продолжением нашего общества, ему же и принадлежащим.
И только такая власть, проводящаяся конкурентные, периодические, представительные и окончательные выборы способна обеспечить не символические, а по-настоящему действительные выборы, объединяющие нацию в единый, сплоченный организм. Именно внутри рамок этого объединения, консолидации всех политических сил на фундаменте воли народа возможно неотъемлемое право партий и движений, просто избирателей на свободу выражения мнений и взглядов.
Система избирательных комиссий, возглавляемая Центральной избирательной комиссией Российской Федерации сформировалась в мощную, монолитную организацию, необходимую и обществу и государству, стоящую на страже интересов самого народа. На период проведения выборов любого уровня избирательная власть становится нейтральным арбитром, безучастным к политическим эмоциям и предвыборным обещаниям.
Именно избирательные комиссии обеспечивают конкурентность выборов, выражающуюся в обеспечении равных возможностей всем кандидатам, стоящим за ними политическим силам в ведении предвыборной борьбы.
Немаловажным фактором является периодичность выборов. Она позволяет обществу обходиться без явных злоупотреблений властью, заставляет власть работать в общем направлении с интересами и запросами общества, прислушиваться к его мнению и проблемам. Обратная связь здесь налицо.
Несомненной гарантией независимости избирательной власти является особый статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. После формирования избирательной комиссии любого уровня такой член комиссии может быть освобожден от своих обязанностей только в тех исчерпывающих случая, которые прямо предусмотрены действующим федеральным законодательством. Сюда включается:
-подача членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
-утрата членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
-вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
-признание члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу недееспособным, ограничено недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
Других правовых оснований вывода члена комиссии из ее состава в действующем законодательстве не существует и какое-либо воздействие со стороны на его волю, таким образом, полностью исключается.
Заслуживает внимания и тезис о необходимости проведения представительных, т.е. выражающих волю всех слоев населения страны, выборов. Да, действительно, при отрицании воли какого-либо из социальных слоев или групп, выборы теряют свою привлекательность и часть легитимности. Чем больше социальных слоев и политических сил выведено за границы возможности выражения своей воли на выборах, тем меньше легитимности у такой избирательной кампании.
Опять-таки на первый взгляд все просто и целесообразно. Но и здесь стоит вникнуть в глубинный механизм существующей юридической нормы. Чтобы осуществить свое право на участие в голосовании, гражданин Российской Федерации должен быть включен в список избирателей.
Список избирателей, по каждым отдельным выборам, составляется участковой избирательной комиссией на основании сведений, представленных главой местной администрации. Однако, в том случае, если гражданин не был включен в список избирателей, он вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с соответствующим заявлением. Последняя обязана в 24-часовой срок либо исправить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с сложением мотивов отклонения заявления. Таким образом, если сведения об избирателях, представленные исполнительной властью, оказываются преднамеренно или ошибочно неточными, неполными, избирательная власть является гарантом включения гражданина в список избирателей и, соответственно, гарантом проведения действительно представительных выборов. Способствует реализации этого-принципа и сама форма списка избирателей, где отсутствуют данные о социальном происхождении и социальном положении в настоящем отдельного избирателя.
Выборы любою уровня должны быть окончательными, вне зависимости от их результатов, даже в том случае, если они отрицательны для тех, кто на момент выборов находится у власти.
Своеобразный "механизм сдержек и противовесов" заложен и при реализации данного положения. Судебная власть может признать выборы недействительными в том случае, если нарушены процедурные нормы избирательного законодательства. Избирательная власть признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Но ни исполнительная, ни законодательная ветви власти не могут вмешиваться в окончательное распределение голосов избирателей и препятствовать каким-либо образом периодичной ротации власти.
Итак, названные периодичность, конкурентность, представительность и окончательность выборов -являются, на мой взгляд, тем ядром, вокруг которого строится вся работа системы избирательных комиссий.
В противном случае выборы лишатся своего коренного смысла, исчезнет среда, в которой возможно само существование избирательной власти.
Несомненно, помимо соблюдения данных основополагающих принципов у избирательных комиссий существует огромное поле для серьезной, вдумчивой работы. Сюда можно отнести участие в подготовке законопроектов, создание правового массива в виде разъяснений, инструкций, положений, постоянной работы над организационными, техническими, финансовыми, методическими вопросами организации и подготовки выборов.
Исходя из сложности, всеохватности задач, стоящих перед избирательной властью, ее самой насущной проблемой на сегодняшний день является создание профессиональной корпорации, работающей на постоянной основе, способной не только владеть накопленными знаниями, но и отмеченной умением эти знания обобщать, обращать, развивать в полном соответствии с меняющимися общественными отношениями, умением оперативно и правильно реагировать па постоянно возникающие правовые казусы и порой, патовые ситуации. Ситуации, рожденные некоторым несовершенством избирательного законодательства, наличием большого ряда белых пятен, отсутствием нормативного регулирования, при котором даже правоприменители в лице судов различных уровней, порой выходят за рамки правового поля, руководствуясь уже не законностью, а целесообразностью.
Только такая профессиональная корпорация будет в состоянии обеспечить политическую демократию в обществе, оформленную структуру публичной власти, сохранить за гражданами неотъемлемое право оставаться реальными носителями функций Верховной власти на любом уровне ее организации после завершения конституционных выборов.