СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РОССИЙСКИХ РЕФОРМ: НОВЫЕ ЦЕНТРЫ СИЛЫ, НОВЫЕ ВЫЗОВЫ, НОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
А. С. Локтионов, председ. Молодежной
парламентской ассамблеи Госдумы РФ (Москва)
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию- программа действий власти на современном этапе реформ
Сегодня управленческая сфера объявлена "зоной особого внимания", приоритетом номер один среди всех направлений текущей политики. Этот приоритет называется правовой порядок.
Главный способ навести порядок- начать с власти, коренным образом усовершенствовать систему управления страной, начиная с ее верхних эшелонов. Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить их эффективное исполнение, в состоянии выполнить свои прямые обязанности предоставить гарантии для активности сильных, оказать достойную поддержку слабым, обеспечить развитие культуры,образования и науки, реформировать Вооруженные Силы, отстоять российские национальные интересы.
Усиление роли Федерального Собрания
В том, что в России широкое распространение получило "указное право", виновато само Федеральное Собрание.
Законотворческая активность Государственной Думы -кухни законов -весьма низка. Дорогое время российского законодателя тратится впустую. Вместо того, чтобы тонко и четко реагировать на социально-экономические изменения в России и воплощать их в новых законах, Дума оперативно реагирует на политические колебания в форме постоянных дискуссий, заявлений и обращений.
Законотворческой деятельности по-прежнему не хватает качества и темпа.
Взаимодействие трех ветвей власти
Благодаря усилиям президентской стороны, отлажена система представительства интересов Президента и Правительства (а вместе с тем и отдельных министерств и ведомств) в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (и их комитетов и комиссий) В каждом федеральном органе исполнительной власти введена должность статс-секретаря, которым является один из заместителей руководителя этого органа.
Только действуя по формуле "правотворчество =законотворчество + нормотворчество", имея ввиду согласованные действия по производству законов и механизмов их реализации, можно обеспечить такую работу Федерального. Собрания и Правительства, которая принесет пользу стране и обеспечит проведение более эффективных социальных и экономических реформ
Реформа правительственных структур
Проведенная в очередной раз реорганизация Правительства Российской Федерации -не просто смена вывесок. а начало серьезных изменений в организации системы федеральной исполнительной власти.
Во-первых, деятельность Правительства отныне осуществляется по двум направлениям, бюджетонаполняющему (экономический блок) и бюджетозатратному (социальный блок).
Во-вторых, совершается переход от отраслевого принципа управления (макроэкономика, промышленность, транспорт, социальная сфера, оборонные вопросы) к функциональному (реформа естественных монополий, реформа системы социальной поддержки, реформа ЖКХ, макроэкономическая реформа, военная реформа).
Проблемы взаимоотношений треугольнике "федеральный центр -регионы -местное самоуправление "
Для России все еще актуальна проблема сохранения Федерации Фактический переход от конституционного к договорному принципу формирования ведет к трансформации России в конфедерацию.
Все также остра проблема соответствия региональных Уставов и Конституции и регионального законодательства Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Усилились попытки ущемить право населения на местное самоуправление. Например, ситуация в Удмуртии потребовала вмешательства Конституционного Суда и Администрации Президента.
В этом противостоянии федеральный центр делает ставку на органы местного самоуправления в противовес Региональному сепаратизму (прежде всего, правовому, граничащему со вседезволенностью и самоуправством) ситуация становится похожей на весну 1990г., когда началось заигрывание союзного руководства с автономиями, приведшее к развалу СССР
В этих условиях федеральному центру необходимо активизировать диалог с Советом Федерации, приветствовать идею перераспределения полномочий в пользу верхней палаты. Можно обменять твердую поддержку регионами основных принципов государственного устройства и местного самоуправления и неукоснительное соблюдение ими Конституции Российской Федерации и основ законодательства России на гарантии свободы действий в этих рамках и федерального невмешательства Следует также усилить цементирующую роль президентской вертикали.
В ближайшие годы предстоит выстроить каркас бюджетного федерализма. Это происходи г в условиях требований ряда региональных лидеров ввести одноканальную налоговую систему, введение которой явочным порядком стало одной из причин гибели Союза ССР.
Серьезной задачей остается максимальное упорядочение фискальной политики. При разработке Налогового Кодекса следует упростить порядок налогообложения, а при доработке Уголовного Кодекса необходимо ужесточить статьи, карающие за несоблюдение налогового законодательства.