О ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
 
В.Д. Смольников, канд. тех. н.,
нач. отдела Управления по работе с регионами РАГС (Москва) Н.Н. Филимонова, канд. экон. н.,
начальник Управления
по работе с регионами РАГС (Москва)
Устойчивое развитие России невозможно без радикальной перестройки образования государственных служащих. Наибольшего внимания требует миллионная армия уже работающих госслужащих от которых будет зависеть функционирование гocудapcтвенного аппарата в ближайшие 5 лет. Для приведения их квалификации в соответствие с выдвигаемыми требованиями реформирования государственной службы и проведение экономических реформ в качестве эффективного и надежного пути должно стать создание соответствующего образовательного потенцала госслужбы с устойчивой динамикой pазвития
Российская академия государственной службы и cеть подведомственных ей учебных учреждений составляют в настоящее время развивающуюся образовательную систему, которая в течении относительно короткого времени (1994-1996гг. ) продемонстрировала реальную возможность выполнения масштабных задач кадрового обеспечения государственной службы, координации работы по подготовке я повышению квалификации кадров в регионах, а также научной разработки проблем становления и совершенствования госслужбы Сеть подведомственных региональных учебных учреждений в настоящее время насчитывает 9 академий государственной службы с 25территориальными подразделениями, 3института повышения квалификации и 2филиала РАГС
При единстве основных требованиитраженных в уставных положениях) к региональным учебным учреждениям. последние имеют выраженные индивидуальные особенности, а в совокупности все вместe cocтавляют единую образовательную систему (далее ЕОС) подготовки, переподготвки и повышения квалификации государстнных сужащих
Целью дальнейшего развития сети региональных учебных учреждений государственной службы в Российской Федерации является создание достаточной по объемам, структуре, направлениям образовательной деятельности системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных служащих, удовлетворяющей потребность органов государственной власти и управления в квалифицированных кадрах. Основой этого развития служит реализация задач, основных направлений деятельности, определенных Указом Президента Российской Федерации от 6июня 1994г. №1140 и его распоряжениями от 23 июня 1994г. 323-РП и 197-РП от 26апреля 1995г
Важнейшей задачей региональных учебных заведений государственной службы, подведомственных РАГС. является участие в становлении и укреплении государственности Реформируемой России. Демократизация и государственнocть неотделимы.В ходе нынешних реформ нередко проявляется тенденция формирования демократической системы без прочной государственности. Сейчас очевидны слабость государственного механизма, его громоздкость, отсутствие устоявшейся системы, недостаточный профессионализм и низкие нравственные качества многих государственных служащих. Это наносит вред реформам, снижает их эффективность, дискредитирует весь процесс демократизации общества. В этой связи региональные учебные учреждения должны не только вести подготовку и повышение квалификации кадров с целью увеличения кадрового потенциала государственной службы, но и работать на формирование мощной государственной системы, отвечающей задачам создания цивилизованного демократического строя в России.
Принципиально важным становится обеспечение структурного единства ЕОС, как залог гармоничного развития. внутренней и внешней согласованности действий, входящих в систему учебных учреждений.
При этом внимание должно быть сконцентрировано на усиление положительных системообразующих связей с внешней средой, обеспечивающих в определенной мере стабильное существование ЕОС за счет адекватного проявления коллективных интересов в рамках складывающейся государственной образовательной системы госслужбы.
В перечень приоритетных мер, обеспечивающих устойчивое развитие единой образовательной системы государственной службы, закладывающих основы ее динамичного эволюционного поступательного движения, входят:
-государственное регулирование профессионального образования государственных служащих и, в первую очередь, государственно-институциональное воздействие на содержание образовательных программ;
-государственная поддержка реализации механизма соответствия служебной карьеры госслужащего профессиональной переподготовке и повышению квалификации. Приоритетное обучение кадрового резерва, формирующегося на региональном уровне;
- развитие обучения государственных служащих, не имеющих высшего образования, но ускоренной программе по специальности "Государственное и муниципальное управление". Государственная поддержка получения второго специального высшего образования служащими, работающими на региональном уровне:
-подготовка молодых специалистов на контрактной основе в высших учебных заведениях, аттестованных на право обучения по специальности "Государственное и муниципальное управление",
-усиление координирующей функции. Разработка федеральной программы развития территориальной системы образования государственных служащих;
-информационное взаимодействие и информатизация учебного процесса в региональных учебных заведениях.
Стратегия развития сети образовательных учреждений для подготовки государственных служащих предполагает:
1.Стабилизировать до 2000г. подготовку молодых специалистов по специальности "Государственное и муниципальное управление" в учебных заведениях РАГС и вузах России. Трудоустройство первых выпускников по данной специальности в органах власти и управления крайне затруднительно, т.к. слишком незначительны престиж и материальное обеспечение государственных служащих.
—Без обеспечения социальной защищенности государственного служащего в ближайшие 2-3года невозможно будет привлечь выпускников вузов на государственную службу. Средства федерального бюджета, направляемые на подготовку специалистов по специальности "Государственное и муниципальное управление", должны использоваться эффективно.
2.В целях обеспечения высокого качества подготовки молодых специалистов для государственной службы необходимо провести целевую аттестацию высших учебных заведений, имеющих лицензию на специальность 0610"Государственное и муниципальное управление" и обучающих будущих госслужащих за счет средств федерального и местных бюджетов. По результатам аттестации должна сформироваться ceть образцовых высших учебных заведений имеющих право на подготовку и переподготовку государственных служащих, и способных обучать по технологиям дистанционного бучения
целях удовлетворения pacтущегoспроса на получение специального высшею образования государственными и муниципальными служащими, имеющими базовое средне-профессиональное образование, развивать в региональных академиях госслужбы ускоренную форму получения первого высшего образования для названной категории специалистов с использованием информационных технологий дистанционного обучения
4. Развивать сеть специализирующихся на обучении госслужащих региональных учебных заведений дополнительного профессионального образования, создаваемых под учредительством РАГС. региональных учебных учреждений, подведомственных РАГС, администраций субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Вновь создаваемые при администрациях субъектов Федерации учебные заведения должны рассматриваться в качестве головных центров, координирующих деятельность функционирующих в регионе учебных заведений но переподготовке и повышению квалификации государственных служащих. Головные учебные центры должны быть и методическим центром, выполняющим госзаказ на разработку и издание методических пособий для обучения государственных служащих.
В первую очередь, такие учебные центры должны создаваться в Центральном районе (под учредительством Орловской региональной академии государственной службы), Восточно-Сибирском районе (под учредительством Сибирской академии госслужбы). Дальневосточном районе (под учредительством Дальневосточной академии и Приморского института госслужбы)