ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: НОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
 
А.В. Понеделков, проф., СКАГС
А.М.
Старостин, доц. РАИ (Ростов-на-Дону)
 
Проблемам профессионализма посвящено множество книг, научных статей, крылатых фраз.Одно из лучших суждений, принадлежит немецкому посту и мыслителю И.В. Гете "Нет ничего ужаснее деятельного невежества". Это суждение применимо и к сфере социального и государственного управления.
Для современной России проблема профессионализма в государственно-административном управлении по - прежнему остается крайне актуальной. Известные ученые подчеркивают: "В целом наша административная система стала работать еще хуже, ибо, сохранив почти все свои прежние недостатки, приобрела и новые. Один из них -снижение уровня профессионализма, так как наиболее квалифицированные и способные аппаратчики покинули государственную службу, переместившись в коммерческие структуры"( Оболонский А.В Постсоветское чиновничество квазидемократический правящий класс // Общественные науки я современное II. 1996, №5, с 7).
Эти оценки подтверждаются суждениями самих государственных служащих. В социологических исследованиях группы проф. Е.В. Охотского (РАГС), опросивших около 1000 респондентов, в конце 1996г., на вопрос: "Как Вы полагаете, "у государственных служащих отношение к своей работе в советское время было лучше или хуже, чем сейчас?", более предпочтительные оценки в сторону прежней системы" отдало почти в семь раз большее число респондентов. На то, что это отношение было лучше утверждают 61% госслужащих и 78%экспертов.
Достаточно ясными видятся и причины такого положения: организационная недостроенность и частые перетряски системы госслужбы, непродуманность системы мотиваций и социальных гарантий для работников, отсутствие действенного контроля за работой и неподотчетность общественности. Резюмируя все это в своем последнем ежегодного послании Федеральному Собранию, Президент страны подчеркнул: "Все эти факторы накладывают отпечаток на качественный состав служащих, препятствуя привлечению к государственной работе высокопрофессиональных и добросовестных людей, прежде всего молодых" ( Ельцин Б.Н. Порядок во власти -порядок в стране //Российская гaзетa. 1887, 7марта, с.6.)
Но что же считать профессионализмом? Образование, опыт, управленческие способности? Или может быть предпочтение отдать приверженности определенным идеологическим установкам? В последнем случае мы не имели в виду критического или иронического подтекста, ибо профессионализм может строиться и на идеократических платформах, которые, в свою очередь, вытекают из вполне определенных научных направлений и школ в области политики и экономики. Так что проблема сущности, структуры, критериев профессионализма в сфере государственного управления, а тем более -в других сферах, достаточно сложна, в особенности в условиях значительной социальной динамики. быстрых социальных перемен.
Профессионализм вообще является предметом изучения десятков наук и научных направлений: социологии труда, эргономики, психологии труда, статистики труда, физиологии и психологии труда, трудового права, акмеологии, профессиологии и профессиографии. В отечественной науке эти проблемы освещались в работах Ананьева Б.Г., Асмолова А.Г., Глоточкина А,Д., Гуревича К.М., Климова Е.А., Забродина Ю.М., Платонова К.К., Шадрикова В.Д., Деркач А.А., Пызина В.А. и многих др.
Целый ряд отраслей, связанных с повышенным риском, ответственностью, особыми условиями труда, хорошо оснащен профессиологическими методами и критериями, способствующими надежному отбору персонала и претендентов на профессиональное обучение.
Что касается сферы государственно-административного управления как профессии, то она в научно-исследовательском и научно-практическом отношениях изучена значительно меньше и оснащена не столь богато. Да дело даже не только в уровне научного анализа. Сфера государственно-политического управления привлекает внимание философов и ученых быть может значительно большее время, нежели какие-либо другие сферы профессиональной деятельности. Однако представления о ней и критерии профессионального отбора выстраиваются не только в зависимости от идеалов и норм научной рациональности, но и под влиянием доминирующих политических ценностей и личностных предпочтений политиков. В таком случае часть требований к профессиональной деятельности чиновника формируется, исходя из установок доминирующей политической культуры что касается современных российских политических условий, то они как раз и характерны выдвижением системы новых требований к профессионализму госслужащих, вытекающих их новых политических и экономических реалий.
В связи с этим формируются принципиально новые требования к госслужащим нового поколения Они впрямую связаны с изменением функций и содержанием деятельности Российского государства.
Если ранее государство было и основным собственником, и инвестором, и работодателем, и распорядителем кредитов, и владельцем средств массовой информации, то ныне в его руках от 10до 30%долевого пакета всех этих функций.
Существенно изменились и функции государственно-административного аппарата. Поскольку основу нормативно-регулирующей системы общества представляет право, то кадры государственного персонала должны быть сориентированы на деятельность в условиях правового государства, и хорошо знать соответствующие области права. Таким образом, существенно изменяется понятие профессионализма государственно-административных кадров и критерий его оценки. Этот подход нашел уже отражение в кадровой политике и на федеральном, и на местном уровнях.
Второй базисный компонент, влияющий на формирование новой кадровой политики, -это новая система экономических отношений, в основе которой -частная и коллективноолевая формы собственности.
Государственный служащий в этих условиях оказывается как бы между двух огней: с одной стороны, охрана и обеспечение государственных интересов и населения, с другой -уважение к разнообразным субъектам собственности создание нормальных условий для их деятельности. И тот, и другой интересы оказываются взаимосвязанными. Здесь нет приоритетов, как раньше "Пережимая" с позиций государства на позиции основных собственников, сужаешь, налоговую базу, не обеспечиваешь прирост госбюджета, закрываешь перспективу. Такое положение еще не вошло глубоко в сознание госслужащих, им недостает экономической подготовки, умения опираться на макроэкономические механизмы управления. И все же прогресс здесь очень существенный. За 4-5лет выросло новое поколение управленцев,умеющих объединять и регулировать интересы государства, населения и предпринимателей.
Третий аспект кадровой политики и оценки деятельности кадров, а также их подготовки -ориентация на человеческий фактор. В условиях зарубежного государственного управления и менеджмента эти ориентации развиваются уже многие десятилетия. Самый большой изъян в нашей отечественной практике государственного управления и кадровой политики находится именно в этом звене.И самым неприятным явлением выступает отчетливо обозначившееся отчуждение населения от системы государственного управления. Об этом свидетельствуют и данные социологических исследований, и факты электорального поведения
Конечно, многое зависит от становления и развития новых механизмов, сочетающих формы административного управления и самоуправления. Но многое возможно сделать и в процессе подготовки кадров и оценки их деятельности. Следует принципиально относиться как к демагогическим формам популизма, так и бездушию и запугиванию населения.
Оценивая степень соответствия современной отечественной госслужбы требованиям новой политической культуры, Президент страны вынужден был констатировать- "Совершенно новые функции государства, обусловленные принципиально изменившейся политической и экономической реальностью, введением правовых, а не командных методов управления, формированием гражданского общества, осуществляются несколько подновленной, но,в общем, старой системой исполнительной власти.В результате новые идеи вязнут и глохнут в аппаратных недрах острые ситуации то и дело застают государственный аппаpaт врасплох''( Ельцин Б Н Порядок во власти порядок в стране. Послание Президента РФ федеральному собранию //Российская газета, 1997, 7 марта, с 6)
Наряду с установками и ценностями политической культуры, профессионализм чиновника, госслужащего формируется требованиями управленческой культуры.Не следует думать, что эти нормы константны во времени. История идей и практики менеджмента в XXстолетии показывает, что комплекс требований к доминирующей управленческой культуре изменялся в течение столетия 4-5раз "обобщение классической литературы по менеджменту позволяет сделать вывод, что управленческие установки в большей своей части относительны. И лишь в редких случаях они абсолютны''(Дункан У Дж Основополагающие идеи в менеджменте М 1996с 207).
Основы менеджмента конца XX столетия требуют от профессионального управленца владения определенным репертуаром управленческих технологий, удельный вес и степень заинтересованности которых может значительно меняться от исходных управленческих условий Это связано как с социальным развитием, так и со сменой режима управления при переходе от стабильных условий к экстремальным или от одного объекта управления к другому.
История развития государственной службы России в XXстолетии дает тому впечатляющее подтверждение. Тоже самое видно в более плавной эволюции госслужб ряда западных государств. Например, в истории госслужбы США выделяют целый ряд периодов, в пределах которых существенно менялись принципы и содержание административного управления и требования к профессионализму госслужащих: правление "наследников и джентльменов", правление "людей пробившихся собственными силами", возобладание принципа "общего блага", господство "научного управления".
Наряду с политическими и экспертными оценками уровня профессионализма современных госслужащих значительный интерес представляет анализ профессионального самосознания
Прежде всего каков рейтинг профессионализма в сознании современных российских госслужащих?
В социологических исследованиях, проведенных в конце 1996 г группой проф ЕВ Охотского (РАГС) охвативших около 1000госслужащих и экспертов из 8 федеральных ведомств и 7региональных администраций были получены интересные данные (См таблицу).
Оцените степень важности различных качеств служащего и жизненных обстоятельств, оказывающих влияние на должностное продвижение в Вашей организации, %
 

 ВажноHe очень важноНе важно
Стаж работы41379
Профессиональный опыт71165
Порядочность человека532310
Умение нравиться руководителю373214
Покровительство (протекционизм)вышестоящего руководства392617
Коммуникабельность, умение ладить с коллегами58236
Твердость, последовательность, принципиальность413113
Молодость94430
 
 
Это мнение представителей госаппарата о сравнительной значимости различных качеств госслужащего для ею служебного продвижения Однако не менее важен и ответ на другой вопрос Оцените отношение руководства к профессиональному опыту, компетентности служащих Ответы были получены такие высоко ценится -18%;ценится наравне с другими достоинствами человека - 58,профессиональному опыту предпочитаются другие характеристики человека - 22% .
Данные в табл. 1,но всей видимости отражают внутреннее отношение госслужащих к профессионализму. Однако на деле профессионализм -средне ценимое качество.
Что касается регионального и местного уровней госслужащих, то здесь, при сохранении внутренней установки на профессионализм, мы обнаруживаем еще более зримое расхождение с реальным положением.
Данные ряда социологических исследований ,полученных учеными СКАГС в 1994-1996гг., показывают, что в оценке региональных и местных административных элит такое качество как профессионализм занимает достаточно высокое, хотя и не самое престижное место. По меньшей мере за последние 2года эти оценки в суждениях высшего административного персонала ряда региональных администраций Юга России мало изменились Профессионализм. как качество, определяющее положение в управленческих структурах, занимает устойчивое третье место, уступая таким факторам, как: неформальные отношения с нужными людьми и богатство, деньги. В целом, порядка 40%экспертов указывают на большую значимость фактора профессионализма и около 30% -на среднюю ( См Понеделков А. В. Элита (Политико-административная элита проблемы, методологии социологии, культуры) Ростов-на-Дону, 1995, с 229).
Обращаясь вновь к данным очень репрезентативного опроса группы Е.В. Охотского, обратим внимание на вопрос, характеризующий уже чисто деловую сферу работы с кадрами должностное продвижение госслужащего и его критерии. Вот вопрос: "Укажите, пожалуйста, преобладающие способы должностного продвижения служащих в Вашей организации", ответили так: конкурсный отбор -12%,реализация выводов аттестации - 14;единоличное назначение руководителем - 62;прислали "сверху" - 11;назначен из состава резерва - 7;другие способы (укажите) - 5%.
Как видим, лишь одна четвертая (26%)опрошенных видит, что срабатывают механизмы, ориентированные на факторы профессионализма. Три четверти (73%)указывают на такой механизм выстраивания депо вой карьеры, который издавна называется "начальству виднее"
Однако насколько в действительности виднее начальству? Этот вопрос обусловил другое наше конкретно-социологическое исследование, нацеленное на руководитeлей среднего звена в органах администрации. Тип руководителя. его управленческий уровень в значительной степени определяется используемыми им кадроведческими технологиями. Для того, чтобы кадроведческие технологии нашли более полную реализацию, необходимо и знание их людьми, непосредственно занимающимися работой с персоналом. руководителями, а также создание условий востребованности методик персонал-технологий. В целях определения уровня компетентности руководителей и степени востребованности различных кадроведческих тexнoлогий, мы провели опрос руководителей по программе СКАГС "Персонал-технологии в работе руководителя".
Прокомментируем полученные данные. Мы имеем дело с достаточно молодым по руководящему стажу контингентом: 80%имеют руководящий стаж до 10лет. Иными словами, значительная часть руководителей пришла уже в условиях рыночных реформ, будучи настроена по новому и обстоятельства требуют от них управлять иначе. Этот режим управления привычен для развитых стран Запада, основной опыт которого ныне и связан с кадроведческими технологиями.
Судя по ответам, большая половина опрошенных (67,5%)еще до назначения на свою должность довольно хорошо представляла содержание будущей работы.
Анализируя информационные приоритеты в деятельности руководителей, мы отметим, что нацеленность на персонал, кадры занимает третье месте. Пожалуй и среди личностных и деловых ориентаций нацеленность на кадры не поднимается выше. Что означает сохранение прежних,характерных для командно-административной системы,установок. Лозунг "Кадры решают все" совершенно не означал приоритетности человеко-ориентированных технологий Кадры рассматривались как объект, средство но не ресурс, капитал. Поворота к лучшему не произошло судя по социальной политике Очевидно, что эти установки трансформируются и на деятельность руководителей всех уровней, исключая лишь часть бизнес слоя, где уже серьезно занимаются работой с персоналом, его подбором, обучением, мотивированием.
Последующие ответы лишь подтверждают данное суждение.
В целом, в ответах абсолютного большинства указывается в совокупности на недостатки, свойственные обюрократившейся системе работы с кадрами, которой еще весьма далеко до внедрения персонал-технологий Этот вывод подтверждается ответами на вопрос. "Какие из персонал-технологий используются в работе вашего коллектива?". Были получены ответы: технологии оценки при приеме на работу - 45%;технологии аттестации персонала - 27,5;технологии диагностики и разрешения конфликтов - 7,5%.
Естественно, что ряд руководителей, ощущая проблемы в своей кадроведческой подготовке, хотели бы овладеть новыми персонал-технологиями: технологиями мотивации персонала - 15%;технологиями диагностики и разрешения конфликтов - 15;технологиями воспитательной работы - 10; технологиями психологической разгрузки - 10:технологиями оценки психологической совместимости и ее учета - 10%.
Здесь также четко просматривается слабо выраженная ориентация основной массы руководителей на косвенные и мотивационные методы управленческого воздействия.
Какие же из управленческих умений и навыков наиболее востребованы? Они в духе нашего времени и сложившихся условий. 45%хотели бы овладеть навыками создания "команды". По существу это не партисипативная, а корпоративная установка. С ней вполне сочетается востребованность манипулятивных навыков: умение убеждать (32,5%)и деловая коммуникация (22,5%)Что касается средств мотивационного и косвенного воздействия, то их востребованность на уровне 5-15%.
Проведенные исследования показали, что много из того капитала знаний и умений работы с персоналом, что сложился в условиях командной системы, продолжает жить.Усугубились бюрократические подходы К сожалению не востребованы или утеряны какие-тo из навыков работы с коллективом. Возможности мотивационного воздействия значительно сократились, а технологии вocпитaтeльнoй работы, формирования общественного мнения практически мало востребованы. Ухудшилась работа с самим руководящим (командным) составом Особенно это касается образовательно-квалификационных и информационных аспектов
Рекомендации здесь очевидны.Прежде чем приступать к налаживанию сложной системы кадроведческих технологий, необходима глубокая и квалифицированная работа с руководящим звеном.
Изложенные данные в какой-то мере дополняют картину опроса самих госслужащих, показывая, что ориентация на профессионализм должна культивирования прежде всего руководящим ядром, элитой. Речь естественно идет не о декларативности, а о реальном поведении и используемых методах работы с кадрами
В этом отношении наибольшие сложности видятся на местном уровне, где и возможности обновления руководящих кадров ограничены и сфера подконтрольности действий узка и ресурсов меньше, это низший уровень функционирования административных органов.
В заключение отметим, что проанализированные здесь концептуальные подходы и фактические данные в системном и развернутом виде излагаются в нашей новой монографии; "Профессионализм в системе государственной службы"(Игнтов В Г Албастова Л Н , Белолипецкий В К Понеделков А В и др Профессионализм в системе государственной службы Ростов на Дону) 1997), развивающей подходы к профессионализму, изложенные в ряде последних работ В.А. Мальцева, Марковой А.К. , Омарова А.М., Сулемова В.А., Пызина В.А. и др ( Cм Маркова А К,Психология профессионализма М 1996,ПызинВА Профессиональнный выбор и отбор персонала управления М , 1996.Государственная кадровая политика концептуальные основы приоритеты, технологии реализации М 1996).
Вместе с тем, мы дополняем их рядом новых аспектов.Во-первых, мы посчитали необходимым выделить общеконцептуальный аспект профессиологии госслужащего, связанный с идеей профессиональной культуры, которая включает такие компоненты, как политическая культура, управленческая культура, нравственная культура Во вторых, наше понимание профессиональной культуры включает в нее технологический компонент владение управленческими технологиями -мера профессионализма Объем репертуара социальных технологий определяет уровень продвижения в делах профессиональной культуры.
В-третьих, мы считаем необходимым не только декларировать, но и развернуть значимость таких компонентов в профессиональной культуре, как нравственный и волевой Что касается проблем нравственной сформированности, надежности ответственности госслужащих, то эти проблемы сверхактуальны в современной России И если проблемы подготовки в области профессиональных знаний и умений сообразно современным требованиям решаются, то профессиональный этос и личностно-нравственный уровень госслужащих находится в кричащем состоянии. По этому поводу невольно вспоминаются слова Теодора Рузвельта "Вор, не получивший начального образования, может украсть что-нибудь из товарного вагона, но если он окончил университет, он способен украсть целую железную дорогу" Это третья беда России, от которой она никак не могла избавиться.К ней добавляется еще и проблема безволия, которая на уровне государственного управления подрывает его авторитет "Безволие и равнодушие, безответственность и некомпетентность в решении государственных проблем -так сегодня оценивают российскую власть"( Ельцин Б Н Страной должна управлять власть, а не обстоятельства // Российская газета 1997, 7марта с3) Избавиться от этих явлений, которые создают ощущение даже не дилетантизма в профессиональной деятельности, а асоциальности, возможно лишь целым комплексом мер.Но вначале следует четко сформулировать чего же мы хотим от профессионалов как на институциональном, так и на личностном уровнях Попыткой сформулировать нормативно-ценностные подходы, соотнести их с реалиями сегодняшнего дня, опираясь на методы научного анализа, и выработать механизмы воплощения в жизнь предлагаемых установок и выступает наша концепция.