ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: НОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
А.В. Понеделков, проф., СКАГС
А.М. Старостин, доц. РАИ (Ростов-на-Дону)
Проблемам профессионализма посвящено множество книг, научных статей, крылатых фраз.Одно из лучших суждений, принадлежит немецкому посту и мыслителю И.В. Гете "Нет ничего ужаснее деятельного невежества". Это суждение применимо и к сфере социального и государственного управления.
Для современной России проблема профессионализма в государственно-административном управлении по - прежнему остается крайне актуальной. Известные ученые подчеркивают: "В целом наша административная система стала работать еще хуже, ибо, сохранив почти все свои прежние недостатки, приобрела и новые. Один из них -снижение уровня профессионализма, так как наиболее квалифицированные и способные аппаратчики покинули государственную службу, переместившись в коммерческие структуры"( Оболонский А.В Постсоветское чиновничество квазидемократический правящий класс // Общественные науки я современное II. 1996, №5, с 7).
Эти оценки подтверждаются суждениями самих государственных служащих. В социологических исследованиях группы проф. Е.В. Охотского (РАГС), опросивших около 1000 респондентов, в конце 1996г., на вопрос: "Как Вы полагаете, "у государственных служащих отношение к своей работе в советское время было лучше или хуже, чем сейчас?", более предпочтительные оценки в сторону прежней системы" отдало почти в семь раз большее число респондентов. На то, что это отношение было лучше утверждают 61% госслужащих и 78%экспертов.
Достаточно ясными видятся и причины такого положения: организационная недостроенность и частые перетряски системы госслужбы, непродуманность системы мотиваций и социальных гарантий для работников, отсутствие действенного контроля за работой и неподотчетность общественности. Резюмируя все это в своем последнем ежегодного послании Федеральному Собранию, Президент страны подчеркнул: "Все эти факторы накладывают отпечаток на качественный состав служащих, препятствуя привлечению к государственной работе высокопрофессиональных и добросовестных людей, прежде всего молодых" ( Ельцин Б.Н. Порядок во власти -порядок в стране //Российская гaзетa. 1887, 7марта, с.6.)
Но что же считать профессионализмом? Образование, опыт, управленческие способности? Или может быть предпочтение отдать приверженности определенным идеологическим установкам? В последнем случае мы не имели в виду критического или иронического подтекста, ибо профессионализм может строиться и на идеократических платформах, которые, в свою очередь, вытекают из вполне определенных научных направлений и школ в области политики и экономики. Так что проблема сущности, структуры, критериев профессионализма в сфере государственного управления, а тем более -в других сферах, достаточно сложна, в особенности в условиях значительной социальной динамики. быстрых социальных перемен.
Профессионализм вообще является предметом изучения десятков наук и научных направлений: социологии труда, эргономики, психологии труда, статистики труда, физиологии и психологии труда, трудового права, акмеологии, профессиологии и профессиографии. В отечественной науке эти проблемы освещались в работах Ананьева Б.Г., Асмолова А.Г., Глоточкина А,Д., Гуревича К.М., Климова Е.А., Забродина Ю.М., Платонова К.К., Шадрикова В.Д., Деркач А.А., Пызина В.А. и многих др.
Целый ряд отраслей, связанных с повышенным риском, ответственностью, особыми условиями труда, хорошо оснащен профессиологическими методами и критериями, способствующими надежному отбору персонала и претендентов на профессиональное обучение.
Что касается сферы государственно-административного управления как профессии, то она в научно-исследовательском и научно-практическом отношениях изучена значительно меньше и оснащена не столь богато. Да дело даже не только в уровне научного анализа. Сфера государственно-политического управления привлекает внимание философов и ученых быть может значительно большее время, нежели какие-либо другие сферы профессиональной деятельности. Однако представления о ней и критерии профессионального отбора выстраиваются не только в зависимости от идеалов и норм научной рациональности, но и под влиянием доминирующих политических ценностей и личностных предпочтений политиков. В таком случае часть требований к профессиональной деятельности чиновника формируется, исходя из установок доминирующей политической культуры что касается современных российских политических условий, то они как раз и характерны выдвижением системы новых требований к профессионализму госслужащих, вытекающих их новых политических и экономических реалий.
В связи с этим формируются принципиально новые требования к госслужащим нового поколения Они впрямую связаны с изменением функций и содержанием деятельности Российского государства.
Если ранее государство было и основным собственником, и инвестором, и работодателем, и распорядителем кредитов, и владельцем средств массовой информации, то ныне в его руках от 10до 30%долевого пакета всех этих функций.
Существенно изменились и функции государственно-административного аппарата. Поскольку основу нормативно-регулирующей системы общества представляет право, то кадры государственного персонала должны быть сориентированы на деятельность в условиях правового государства, и хорошо знать соответствующие области права. Таким образом, существенно изменяется понятие профессионализма государственно-административных кадров и критерий его оценки. Этот подход нашел уже отражение в кадровой политике и на федеральном, и на местном уровнях.
Второй базисный компонент, влияющий на формирование новой кадровой политики, -это новая система экономических отношений, в основе которой -частная и коллективно-долевая формы собственности.
Государственный служащий в этих условиях оказывается как бы между двух огней: с одной стороны, охрана и обеспечение государственных интересов и населения, с другой -уважение к разнообразным субъектам собственности создание нормальных условий для их деятельности. И тот, и другой интересы оказываются взаимосвязанными. Здесь нет приоритетов, как раньше "Пережимая" с позиций государства на позиции основных собственников, сужаешь, налоговую базу, не обеспечиваешь прирост госбюджета, закрываешь перспективу. Такое положение еще не вошло глубоко в сознание госслужащих, им недостает экономической подготовки, умения опираться на макроэкономические механизмы управления. И все же прогресс здесь очень существенный. За 4-5лет выросло новое поколение управленцев,умеющих объединять и регулировать интересы государства, населения и предпринимателей.
Третий аспект кадровой политики и оценки деятельности кадров, а также их подготовки -ориентация на человеческий фактор. В условиях зарубежного государственного управления и менеджмента эти ориентации развиваются уже многие десятилетия. Самый большой изъян в нашей отечественной практике государственного управления и кадровой политики находится именно в этом звене.И самым неприятным явлением выступает отчетливо обозначившееся отчуждение населения от системы государственного управления. Об этом свидетельствуют и данные социологических исследований, и факты электорального поведения
Конечно, многое зависит от становления и развития новых механизмов, сочетающих формы административного управления и самоуправления. Но многое возможно сделать и в процессе подготовки кадров и оценки их деятельности. Следует принципиально относиться как к демагогическим формам популизма, так и бездушию и запугиванию населения.
Оценивая степень соответствия современной отечественной госслужбы требованиям новой политической культуры, Президент страны вынужден был констатировать- "Совершенно новые функции государства, обусловленные принципиально изменившейся политической и экономической реальностью, введением правовых, а не командных методов управления, формированием гражданского общества, осуществляются несколько подновленной, но,в общем, старой системой исполнительной власти.В результате новые идеи вязнут и глохнут в аппаратных недрах острые ситуации то и дело застают государственный аппаpaт врасплох''( Ельцин Б Н Порядок во власти порядок в стране. Послание Президента РФ федеральному собранию //Российская газета, 1997, 7 марта, с 6)
Наряду с установками и ценностями политической культуры, профессионализм чиновника, госслужащего формируется требованиями управленческой культуры.Не следует думать, что эти нормы константны во времени. История идей и практики менеджмента в XXстолетии показывает, что комплекс требований к доминирующей управленческой культуре изменялся в течение столетия 4-5раз "обобщение классической литературы по менеджменту позволяет сделать вывод, что управленческие установки в большей своей части относительны. И лишь в редких случаях они абсолютны''(Дункан У Дж Основополагающие идеи в менеджменте М 1996с 207).
Основы менеджмента конца XX столетия требуют от профессионального управленца владения определенным репертуаром управленческих технологий, удельный вес и степень заинтересованности которых может значительно меняться от исходных управленческих условий Это связано как с социальным развитием, так и со сменой режима управления при переходе от стабильных условий к экстремальным или от одного объекта управления к другому.
История развития государственной службы России в XXстолетии дает тому впечатляющее подтверждение. Тоже самое видно в более плавной эволюции госслужб ряда западных государств. Например, в истории госслужбы США выделяют целый ряд периодов, в пределах которых существенно менялись принципы и содержание административного управления и требования к профессионализму госслужащих: правление "наследников и джентльменов", правление "людей пробившихся собственными силами", возобладание принципа "общего блага", господство "научного управления".
Наряду с политическими и экспертными оценками уровня профессионализма современных госслужащих значительный интерес представляет анализ профессионального самосознания
Прежде всего каков рейтинг профессионализма в сознании современных российских госслужащих?
В социологических исследованиях, проведенных в конце 1996 г группой проф ЕВ Охотского (РАГС) охвативших около 1000госслужащих и экспертов из 8 федеральных ведомств и 7региональных администраций были получены интересные данные (См таблицу).
Оцените степень важности различных качеств служащего и жизненных обстоятельств, оказывающих влияние на должностное продвижение в Вашей организации, %
Важно | He очень важно | Не важно | |
Стаж работы | 41 | 37 | 9 |
Профессиональный опыт | 71 | 16 | 5 |
Порядочность человека | 53 | 23 | 10 |
Умение нравиться руководителю | 37 | 32 | 14 |
Покровительство (протекционизм)вышестоящего руководства | 39 | 26 | 17 |
Коммуникабельность, умение ладить с коллегами | 58 | 23 | 6 |
Твердость, последовательность, принципиальность | 41 | 31 | 13 |
Молодость | 9 | 44 | 30 |