ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
 
В.Н. Вантиц, зам. начальника департамента
проф. обучения Минтруда России (Москва)
 
В перестроечный период из госслужбы многие профессионалы, а на их место пришли лица, не имеющие опыта управленческой работы. Сейчас только 2/3госслужащих имеют базовое профессиональное образование по профилю своей работы. В целом по центральному аппарату федеральных органов исполнительной власти только 83 %госслужащих имеют высшее образование. Среди них около 40%имеют техническое образование, специалистов по экономике, управлению и юриспруденции только 24%.В 1996г. по сравнению с 1993г. по центральному аппарату федеральных органов исполнительной власти удельный вес государственных служащих, имеющих послевузовское образование, сократился с 7,1%до 6,4%.При этом по формам обучения абсолютно преобладающим было краткосрочное повышение квалификации до одной недели.
А когда придут в государственную службу профессионалы ?Это легко посчитать: 3-5лет в институте (с учетом, что уже многие учатся) и еще около 5лет, чтобы они набрали опыт.
В этих условиях особую значимость приобретают вопросы профессиональной переподготовки работающих госслужащих и повышение их квалификации.
Учитывая важность и срочность организации профессионального обучения госслужащих федеральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации приняло в 1994г. специальное решение по этому вопросу, которым установило:
-переподготовка госслужащих организуется руководителем соответствующего органа при необходимости назначения их на должность иного профиля;
-повышение квалификации лиц, впервые принятых на федеральную госслужбу, в течение первого годы работы является обязательным;
-повышение квалификации госслужащих проводится в соответствии с потребностями, но не реже одного раза в пять лет;
-сроки обучения по госзаказу должны составлять для госслужащих не менее 2-х недель и не более 1г. (в зависимости от групп должностей и форм обучения (конкретные сроки и формы обучения -право руководителей органов власти).
В декабре 1994г. Правительство Российской Федерации утвердило Положение о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Основным назначением указанного Положения является обеспечение единства методов и форм разработки и порядка представления госзаказа федеральными органами исполнительной власти. Положение установило общие правовые и экономические принципы формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе госзаказа образовательными учреждениями высшего яти дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.
Основа формирования государственного заказа -заявки федеральных органов исполнительной власти на бюджетное финансирование, сформированные в соответствии с потребностью в обучении кадров на календарный год. Размещение государственного заказа в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного профессионального обучения государственных служащих, должно осуществляться государственными заказчиками, как правило, на конкурсной основе. Кроме наличия лицензии, образовательному учреждению для участия в конкурсе необходимо организовать учебный процесс в соответствии с требованиями, установленными государственным образовательным стандартом дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и переподготовка) федеральных государственных служащих, утвержденным приказом Госкомвуза России от 25декабря 1995г. М 1700.Стандарт устанавливает структуру дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих; общие требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации и условиям их реализации; общие нормативы учебной нагрузки слушателей образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, требования к образовательным учреждениям, реализующим программы профессиональной подготовки и повышения квалификации госслужащих; общие требования к перечню направлений дополнительного профессионального образования федеральных госслужащих.
Минтрудом совместно с Минобразованием и по согласованию с Минфином России разработаны и утверждены экономические нормативы по финансированию госзаказа. Предусматривается их ежегодный пересмотр с учетом экономической ситуации на рынке образовательных услуг.
Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области дополнительного профессионального образования на основе государственного заказа Минтрудом России была сформирована и Правительством Российской Федерации в августе 1995г. была утверждена Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.
Хотя финансирование госзаказа началось только в сентябре 1996г. эта система позволила за 4месяца обучить более 4тысяч госслужащих со сроком обучения 2и более недель, как правило с отрывом от работы. В программе по реализации государственного заказа в 1996г. приняло уча стие31 федеральный орган исполнительной власти.
Анализ кадрового состава, сроков и направлений обучения показал: в связи с тем, что финансирование осуществлялась по месяцам переподготовка и повышение госслужащих проводилась, как в отраслевых (около 63 %) , так и межотраслевых (37 %)образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по программам ,как правило, 72ч. Хороший опыт обучения имеет ряд министерств и ведомств -Госкомстат России, осуществивший программу профессиональной переподготовки своих работников в очно-заочной форме с получением ими второй специальности, а также имеют опыт Минатом России, Минпром России, Миноборонпром России, Минтранс России по размещению и качеству обучения. Главными экономическими направлениями обучения являлись в 1996г. информационные технологии в управлении (компьютерная грамотность), государственное и муниципальное управление, документоведение и документационное обеспечение управления и юриспруденция.
В 1996г. было проведено ряд работ и услуг, связанных с сопровождением госзаказа -подготовлены более 20 учебно-методических пособий для обучения госслужащих и в настоящее время около 10 из них издано. Так, Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации издан сборник нормативных и методических материалов по вопросам подготовки, переподготовки и повышению квалификации госслужащих, учебник "Проблемы кадровой политики в государственном аппарате", внедряется компьютерная система формирования и учета обучения госслужащих федеральных органов исполнительной власти, НИИ труда и ИПК труд Минтруда России подготовили пособия "О характере и содержании деятельности, оценки результатов и порядке и условиях прохождения государственной службы", по "Управлению трудом и социальными процессами", "Основам государственного управления рыночной экономикой". Российская академия наук и Всероссийский научно-практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения -"Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы", изданы ряд пособий Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации -одним из которых следует назвать "Государство и экономика", "Организация налоговой службы в Российской Федерации", "Финансово-промышленные группы" и другие. Ряд указанных пособий доработаны и получили положительный отзыв и будут применяться в учебном процессе при переподготовке и повышению квалификации государственных служащих.
Значительную работу по переподготовке (второе высшее образование), профессиональной переподготовке госслужащих федеральных органов исполнительной власти и повышению их квалификации проводя г Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации и Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
Так, Академия народного хозяйства ежегодно профессионально переподготавливает по очно-заочной форме обучения со сроком до 1года более 300госслужащих,в том числе 60-70руководителей подразделений федеральных органов исполнительной власти. Обучение проводится в основном по следующим направлениям: государственная служба,государственное и муниципальное управление, государственное строительство и управление. Кроме этого в АНХ около 100руководителей подразделений федеральных органов исполнительной власти повысили свою квалификацию -
В Российской академии государственной службы (РАГС) более 200госслужащих федеральных органов исполнительной власти получили второе высшее образование. В этой академии повысило в 1996г. свою профессиональную квалификацию более 500госслужащих в региональных учебных учреждениях, подведомственных РАГСу Контингент обучающихся по переподготловке на 1июля 1996года составлял 1600человек; за первое полугодие повышало квалификацию 5тысяч человек
В 1997г будут продолжены работы по совершенствованию профессиональной переподготовки и повышению квалификации государственных служащих за счет дальнейшего издания учебников и учебных пособий, проведения методический семинаров, выбора наиболее оптимальных режимов их обучения и применения прогрессивных форм и методов ведения учебного процесса.