ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Г.П. Лесников, консультант аппарата
Совета Федерация осква)
 
Ускорение процесса стабилизации властных отношений связано прежде всего с необходимостью разработки и принятия ряда федеральных и законодательных актов, которые обеспечивали бы наиболее общие принципы разделения полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и субъектами РФ. В этой связи очень важна реализация ст. 72Конституции Российской Федерации. Однако ее реализация сдерживается отсутствием -соответствующих законодательно-нормативных актов, касающихся вопросов предметов ведения и совместного ведения РФ и субъектов РФ, проблем разработки механизма распоряжения и регулирования отношений региональной собственности и муниципального имущества. Не менее актуальной является проблема разработки федерального закона о государственной власти в субъектах РФ. Представляется важным и своевременным принять закон об общих принципах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, обеспечивающий гарантии паритетных начал двух ветвей власти. Столь же актуально и принятие закона о местном самоуправлении в субъектах РФ.
Указанные выше федеральные законы призваны будут в определенной мере снять напряженность во взаимоотношениях двух ветвей власти, сложившуюся в связи с Указом Президента РФ "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации". Необходимость быстрого принятия законов, о которых говорится выше, в п.2, связана с оговоркой в упомянутом выше Указе Президента РФ: Указ будет действовать "впредь до принятия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, определяющих механизм реализации статьи 77 Конституции Российской Федерации, принципы и порядок формирования органов государственной власти".
Немаловажным фактором, призванным обеспечивать укрепление и развитие сотрудничества двух ветвей власти, является расширение и укрепление их сотрудничества с органами Федерального Собрания Российской Федерации. В свою очередь руководство двух палат Федерального Собрания призвано оказывать законодательное, методическое и организационно-техническое содействие этим органам.
Лучшей помощью Федерального Собрания РФ государственным органам власти субъектов РФ могли бы стать: своевременное принятие закона о федеральном бюджете на 1995 г., пересмотр налоговой политики и главное -изменение ставок отчисления в федеральный бюджет (предлагается оставлять в регионах до 50%,а в системе местного самоуправления до 20%средств, поступающих в бюджеты от налогов), снижение имущественных налоговых ставок для государственных и муниципальных предприятий; пересмотр антисоциального характера политики приватизации, приведшей к несправедливому перераспределению общенародной собственности.
Такие изменения в законодательной системе государственного регулирования благоприятно сказались бы на экономической ситуации в регионах, способствовали бы стабилизации в них политических отношений и служили бы для населения гарантией улучшения его социального положения.
Представительный орган субъекта РФ является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации. Федерального Договора, других федеральных законов. а также законодательных актов государственных органов субъектов РФ. На это указывают ст. 10Конституции Российской Федерации, закрепляющая положение, по которому "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную".
Согласно п.2 ст.11 Конституции Российской Федерации в субъектах Российской Федерации государственную власть "осуществляют образуемые ими органы государственной власти". Поскольку органы государственной власти в субъектах Российской Федерации исполняют государственную власть в Российской Федерации на региональном уровне, а федеральные органы государственной власти -на федеральном, то, следовательно, принцип разделения властей, закрепленный ст. 10Конституции Российской Федерации, распространяется в равной степени и на федеральный и на региональный уровень государственной власти.
Известно также положение ст. 10Конституции Российской Федерации, констатирующее: "Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Не претендуя на роль толкователя Конституции Российской Федерации, каковым является, согласно п.5 ст. 126 Конституции, только Конституционный Суд Российской Федерации, тем не менее следует отметить, что "самостоятельность" органов законодательной, исполнительной и судебной власти вряд ли заключается только в различии их полномочий. Предполагается, что каждый орган власти на своем -федеральном, региональном и ином -уровне является юридическим лицом, т.е. самостоятельным субъектом финансовых, имущественных, хозяйственных и иных правоотношений, а значит, этот субъект должен обладать правом разработки и собственного толкования своих законов. не противоречащих Конституции Российской Федерации.
С целью дальнейшего совершенствования законодательно-нормативной базы функционирования представительных органов власти Государственной Думе целесообразно вернуться к Указу Президента Российской Федерации "Об основных началах организационно-государственной власти в субъектах Российской Федерации" от 22октября 1993г., а возможно, и ко всему пакету Указов Президента РФ относительно формирования представительных органов власти, их статуса, прав и ответственности. Это необходимо для обеспечения расширительного законодательного толкования данного Указа относительно прав представительных органов власти. Возможно, Государственная Дума вправе дать оценку всем Указам Президента РФ, принятым в отношении представительных органов власти субъектов РФ.
Представительные органы государственной власти субъектов РФ должны обладать правом преемника собственности бывших республиканских, краевых и областных Советов народных депутатов, владеть их имуществом на правах полного хозяйственного ведения. Они должны иметь самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, в том числе и валютные, в банковских и другие кредитных учреждениях, а также печать со своим наименованием.
Основой реализации принципов народовластия в системе местного самоуправления должны служить три основных положения.
1.Научность и реальность методологических основ единства конституционного поля с учетом соответствия законодательных актов субъектов РФ Основному Закону страны должны присутствовать при разработке концепции формирования системы местного самоуправления в Российской Федерации.
2.Федеральному Собранию целесообразно взять под контроль законотворчество в субъектах РФ в области местного самоуправления, дать оценку в части конституционности ряду президентских Указов по вопросам делегирования полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, предоставления реальных прав гражданам страны в создании органов местного самоуправления и др.
В части законодательной инициативы в рамках предполагаемого законопроекта о местном самоуправлении Государственной Думе необходимо рассмотреть вопрос о возможности законодательным (представительным) органам субъектов РФ формировать единую вертикальную систему органов законодательной власти на всей территории любого субъекта РФ, предложив соответствующий координационный механизм предполагаемой вертикали. Это или подобное конституционное положение в значительной степени могло бы снять элементы конфронтационности в системе властных отношений двух ветвей власти субъектов Российской Федерации, создать более благоприятные условия для реализации всей законодательной системы в стране.