12 Правовые основы и организационные формы государственного управления банковской системой
3.1.СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ
Все субъекты общего управления финансами Российской Федерации одновременно являются и субъектами общего управления банковской системой страны.
Президент РФ на основании Конституции РФ обладает следующими полномочиями по управлению банковской системой:
? представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит перед Государственной Думой вопрос о его освобождении от должности (п. "г" ст. 83Конституции РФ);
? назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, а по предложению Председателя Правительства —его заместителей и федеральных министров (в том числе Министра финансов), которые совместно с Центральным банком РФ разрабатывают кредитно-денежную политику РФ (пп. "а" и ''д" ст. 83 Конституции РФ);
? вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы (пп. ''г" и "д" ст. 84),в том числе непосредственно направленные на регулирование банковской деятельности;
? имеет право издавать указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90)и которые широко применяются в том числе и в сфере банковской деятельности (см. например, Указ Президента РФ от 24сентября 1993года "О Федеральной службе по валютному и экспортному контролю" № 1444). (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3605.)
? обладает правом отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ и Центрального банка РФ, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам или указам Президента РФ (п. 3ст. 115Конституции РФ).
Федеральное Собрание РФ
Компетенция Государственной Думы:
? дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, т. е. должностного лица, определяющего совместно с федеральными министрами и Центральным банком РФ направления кредитно-денежной политики (подпункт "а" п. 1ст. 103Конституции РФ);
? назначение и освобождение от должности, по предложению Президента РФ, Председателя Центрального банка РФ (подпункт "в" п. 1ст. 103Конституции РФ);
? надзор за деятельностью Центрального банка РФ в виде рассмотрения его годового отчета, аудиторского заключения; проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России и т. д.; (См.: Федеральный закон от 2декабря 1990года "О Центральном банке РФ (Банке России)" (в ред. от 20.06.96).)
? принятие федеральных законов (ст. 105Конституции РФ), включая непосредственно направленные на регулирование деятельности банковской системы.
Компетенция Совета Федерации:
? обязательное рассмотрение и в случае согласия одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой (пп. 3, 4ст. 105Конституции РФ), в том числе по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии (подпункт "в" ст. 106).
Компетенция Счетной палаты РФ:
? контроль за банковской системой, деятельностью Центрального банка РФ, уполномоченных банков и иных кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, а также контроль за деятельностью Центрального банка по обслуживанию государственного долга РФ. (См. ст. 2, 19Федерального закона от 11января 1995года "О Счетной палате Российской Федерации" //Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 1677.)
Правительство РФ влияет на банковскую систему путем:
? реализации права законодательной инициативы (п. 1 ст. 104Конституции РФ);
? разработки и проведения в Российской Федерации, совместно с Банком России, единой финансовой, кредитной и денежной политики (подпункт "б" п. 1 ст. 114);
? осуществления мер по обеспечению законности и правопорядка во всех сферах общественной жизни, прав и свобод граждан, охраны собственности, в том числе в сфере банковского бизнеса (подпункт "'е" п. 1 ст. II 4);
? реализации права на издание нормативно-правовых актов в виде постановлений и распоряжений, не противоречащих Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ, обязательных для исполнения на территории РФ и регулирующих деятельность банковской системы (пп. 1, 2ст. 115).
3.2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: СПЕЦИФИКА ЕГО ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ И СТАТУСА
Особое место среди субъектов государственного управления банковской системой занимает Центральный банк РФ, который является единственным в сфере управления банковской системой государственным органом, наделенным специальной компетенцией (ст. 75Конституции РФ).
Правовой статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка РФ определяются Конституцией, Федеральным законом от 2декабря 199С года "О Центральном банке РФ (Банке России)" (в ред. от 26.04.95)и другими федеральными законами, составляющими правовую основу банковской системы и банковской деятельности в Российской Федерации.
Банк России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят
центральный аппарат. территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения (для обслуживания воинских частей), учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, а также Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России (ст. 83Закона).
Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать. решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России.
Задачи, функции и структура территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров (ст. 84).
По решению Совета директоров территориальные учреждения Банка России могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации (ст. 85).
Высшим органом Банка России является Совет директоров, определяющий основные направления его деятельности и осуществляющий руководство и управление Банком России (ст. 11).
Банк России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления (ст. 19).Он участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации. Министр финансов РФ и Министр экономики РФ или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.
Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий, а также принимать решения, противоречащие законодательству о нем. Закон о Центральном банке предусматривает и реальный механизм защиты Банка России от вмешательства в его деятельность (ст. 5).
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 5).Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:
? представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;
? определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России; проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
? доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год —при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Необходимо отметить, что в условиях правовой неурегулированности реальная независимость Банка России часто ставится под сомнение. Стоит вспомнить хотя бы весьма сомнительный случай, произошедший в июне 1996года, когда органы государственной власти обязали ЦБ перечислить в бюджет 5трлн руб. из прибыли 1994года. Удар, который был нанесен по стабильности денежно-кредитной системы, мог бы привести либо к скачку инфляции, либо к повышению нагрузки на банковскую систему. ЦБ предпочел пойти по второму пути, переложив груз на коммерческие банки путем повышения ставок обязательного резервирования и сокращения лимита открытой валютной позиции.
Таким образом, декларируемая независимость Банка России будет достигнута лишь при условии формирования полной и непротиворечивой системы законов, регулирующих деятельность банковской системы, которым государственная власть будет неукоснительно следовать.
Анализ правовых основ функционирования банковской системы Российской Федерации и деятельности Банка России выявляет:
двойственную правовую природу Банка России и его особый правовой статус',
его двойственную роль в управлении банковской системой страны',
наличие определенных противоречий в содержании некоторых правовых норм,
регламентирующих банковскую сферу.
Двойственная правовая природа Банка России проявляется в том, что он является:
с одной стороны, органом государственного управления банковской системой специальной компетенции;
с другой стороны, юридическим лицом, занимающимся, среди прочего, коммерческой деятельностью.
3.2.1. Банк России как орган государственного управления банковской системой: основные цели, задачи, функции
В соответствии с Конституцией РФ (пп. 1, 2ст. 75)Банк России является органом государственного управления специальной компетенции, наделенным широкими властными полномочиями по управлению банковской системой страны и сферой кредитно-денежных отношений.
Согласно Конституции РФ (пп. 1, 2ст. 75),а также ст. 3 Закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" основными целями деятельности Банка России являются:
? защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
? развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
? обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Как правило, нагрузка на денежную систему резко возрастает в периоды, связанные с широкомасштабными социальными потрясениями, будь то войны или экономические реформы. В эти периоды на Центральный банк ложится ответственная задача не допустить дестабилизации денежного обращения. С этой целью нередко проводятся денежные реформы, в частности, деноминации. Опыт деноминаций и других денежных реформ, имевших место в послереволюционной России, показывает, что в процессе их проведения цены получают ощутимый импульс к росту. Кроме того, деноминации —будь то "сталинская" деноминация 1947года или "хрущевская" 1961года —никогда не были избавлены от "экспроприаторской" составляющей: обмен проводился в очень короткие сроки, порой ограниченные днями, по "естественному" тарифу обменивалась лишь часть сбережений и пр.
Еще к большему негативному эффекту привел обмен денег в 1991году (не сопровождаемый деноминацией): трехдневный срок обмена, жесткие (и в то же время не всегда соблюдаемые) требования к обоснованию законности накоплений надолго подорвали доверие к рублю. Не исключено, что этот обмен многократно усилил взрыв инфляции, последовавший за освобождением цен в начале 1992года. Однако власти не извлекли уроков из этой ситуации, несмотря на жесткую критику: и обмен денег, проведенный в 1993 году, сопровождался столь же значительными издержками, просчетами и пр.
Даже последняя деноминация, проводимая с 1января 1998года, не лишена издержек: обмен хотя и предполагается растянуть на годы, однако уже назначен последний срок (2002год), до которого купюры старого образца можно заменить новыми. Такой порядок денежной реформы дает право усомниться в том, что реформаторы безусловно свободны от "дежа вю" социалистического периода: ведь, например, денежные обмены, проводимые в США, предполагали и предполагают неограниченный срок обращения старых купюр. Очевидно, ограничение сроков обращения является недостатком грядущей деноминации.
Закон (ст. 4) возлагает на Банк России выполнение ряда функций:
? разрабатывать и проводить во взаимодействии с Правительством РФ единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
? монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение; выступать кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;
? устанавливать правила осуществления расчетов, а также правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
? осуществлять государственную регистрацию кредитных организаций;
? выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
? осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
? регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
? осуществлять самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
? осуществлять валютное регулирование и валютный контроль;
? выполнять иные функции в соответствии с федеральными законами.
Получение прибыли, подчеркивается в Законе, не является целью деятельности Банка России (ст. 3).
Тем не менее Банк России, осуществляющий активную деятельность на открытом рынке, получает прибыль.
В частности, в 1994году прибыль ЦБ составила 11,5трлн руб., в бюджет 1995года было перечислено 24,9%этой прибыли. Затем, уже в 1996году, в соответствии с принятым Госдумой и подписанным Президентом специальным Законом, в бюджет было доперечислено еще 5трлн руб. из прибыли ЦБ 1994года. Прибыль ЦБ за 1995год составила 2,974трлн руб.; 97,8%этой прибыли было перечислено в госбюджет .(См.: ПРАЙМ-ТАСС, сообщение от 28февраля 1997г.)
В соответствии с новой редакцией Закона о Банке России (с изменениями от 27февраля 1997года) Банк России обязан перечислять в федеральный бюджет 50%прибыли; остальные 50%распределяются в различные фонды ЦБ, инвестируются в высокотехнологичные проекты, связанные с организацией денежного обращения в России, а также используются для оплаты труда сотрудников Центрального банка.
Для реализации своих целей, задач и функций Банк России наделяется соответствующей компетенцией. Так, например, для осуществления денежно-кредитной политики Банк России применяет целый ряд инструментов и методов (ст. 35):резервные требования, валютное регулирование и др.
В области банковских операций Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:
? предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
? покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
? покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
? покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
? покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
? покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
? проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
? выдавать гарантии и поручительства;
? осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
? открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
? выставлять чеки и векселя в любой валюте;
? осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.
Банк России уполномочен устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю (ст. 52) и является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля. Он осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации от 9октября 1992года "О валютном регулировании и валютном контроле" (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 45. Ст. 2542.)и Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" (ст. 53).
С появлением Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" торговля валютой в России вошла в цивилизованное русло. Тем самым, в период максимальной активности валютного рынка, который пришелся на 1993-1995годы (см. рис. 3),четкий законодательный механизм регулирования валютного рынка уже существовал. После стабилизации валютного рынка и введения "валютного коридора" (с 1995года) спекулятивная активность валютного рынка резко снизилась, в результате чего обороты биржевой торговли уменьшились. При этом большая часть оборота валюты переместилась на внебиржевой межбанковский рынок, который также четко контролируется и регулируется Банком России.
В области банковского регулирования и банковского надзора Банк России выполняет роль органа надзора за деятельностью кредитных организаций (ст. 55).
Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных им обязательных нормативов.
Главные цели банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Объемы продаж (брутто) иностранной валюты на валютных биржах России

В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)", формирования системного подхода к применению мер воздействия и на этой основе повышения эффективности банковского надзора Банк России 31марта 1997года издал приказ № 02-139, которым введена в действие Инструкция "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности"(Банковский бюллетень. 1997. № 17.) , где определено, что к кредитным организациям могут применяться меры воздействия двух типов: предупредительные; принудительные.
Содержание предупредительных мер воздействия включает:
? доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
? изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
? предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее участниками (акционерами);
? установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.
К принудительным мерам воздействия относятся:
? штрафы;
? требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе требование о предоставлении и выполнении плана финансового оздоровления (плана санации);
? ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до 6месяцев;
? запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных банковской лицензией, на срок до одного года;
? требование о замене руководителей кредитной организации;
? введение временной администрации по управлению кредитной организацией;
? отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Банк России регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их (ст. 58).
Надо отметить, что процесс отзыва банковских лицензий в последние годы непрерывно растет. За 1996и неполный 1997годы было отозвано более 500лицензий, и еще не менее 300лицензий рассматривалось на этот предмет.
В области организации безналичных расчетов Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации (ст. 80).Банк России осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения (ст. 81).
Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности (ст. 77).
В соответствии со ст. 6Закона о Центральном банке по вопросам, отнесенным к его компетенции. Банк России издает нормативные акты,обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан. должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.
Банк России несет ответственность согласно федеральным законам (ст. 49).
3.2.2. Особенности Банка России как федерального органа государственного управления
Банк России в пределах своих полномочий независим от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления(см. ст. 5Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)"). В случае такого вмешательства в деятельность Банка России он информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ, а также имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления, если они нарушают его независимость. В данном случае мы не рассматриваем тот факт, что независимость Банка России в сочетании с монопольным выполнением им всех функций верхнего уровня банковской системы на деле превращает его независимость в неподконтрольность . (См.: Тосунян Г. А. Закон о Центробанке нуждается в совершенствовании //Российская Федерация. 1994. № 3.)
Банк России является единственным федеральным органом государственного управления, который осуществляет свои расходы за счет собственных доходов(см. ст. 2Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)").
3.2.3. Банк России: правовой статус и коммерческая деятельность
Центральный Банк РФ является федеральным банком, он создан государством как юридическое лицо на государственные средства.
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России лишь осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом (ст. 2Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)"; см. также ст. 296ГК РФ).
Уставный капитал Банка России составляет 3млрд руб.
Незначительные размеры уставного капитала не должны вводить в заблуждение: надежность Банка России обеспечивается значительными размерами резервов и фондов (в совокупности —более 40трлн руб.).
Необходимо отметить, что кредиты Министерству финансов составляют незначительную часть активов ЦБ (на 1июня 1997года—.менее чем 0,3%совокупного объема активов). Это показывает высокую степень независимости Банка России от Правительства, которое покрывает дефицит бюджета за счет неинфляционных источников. С другой стороны, наибольшую долю в активах ЦБ составляют ценные бумаги (в том числе и бумаги Министерства финансов России —ГКО, ОФЗ и др.). Тем самым ЦБ осуществляет косвенное кредитование Правительства, масштабы которого должны быть ограничены условиями проводимой в стране денежно-кредитной политики.
Добавим, что наличные деньги в обращении обеспечены золотом лишь на четверть; в целом же золотой запас Банка России составляет лишь около 10%его совокупных активов. Впрочем, данная статья баланса актуальна лишь в контексте межгосударственных расчетов и международного доверия к России: золото в большинстве случаев играет роль "последнего резерва", притом его значение на протяжении всего XXвека непрерывно снижается (см. табл. 2).
Получение прибыли не является, как отмечалось выше, целью деятельности Банка России (ст. 3),но свои расходы он обязан осуществлять за счет собственных доходов. Кроме того, государство не отвечает по обязательствам Банка России.
В качестве компенсации Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории РФ (ст. 2, 26).
Банк России, осуществляя банковские операции (см. п. 9ст. 4) и обслуживая клиентов, вступает с ними в гражданские, трудовые и иные правоотношения. Эту деятельность он может осуществлять и как коммерческая организация.
Банк России действует как коммерческая организация, когда выполняет банковские операции на комиссион-
Таблица 2
Сводный баланс Банка России на 1июня 1997года (в трлн руб.) (Бюллетень банковской статистики.1997. № 7.)

Актив Пассив 
1.Золото31,711.Уставный капитал0,003
2.Иностранная валюта101,592.Резервы и фонды40,12
3.Наличные деньги в кассах1,113.Валютные счета14,73
4.Кредиты Министерству финансов РФ0,664.Наличные деньги в обращении126,37
5.Операции с ценными бумагами131,395.Средства коммерческих банков44,74
6.Кредиты6,566.Средства бюджетов и клиентов20,73
7.Межгосударственные расчеты4,107.Средства в расчетах7,76
8.Прочие активы39,168.Прочие пассивы61,83
Баланс:316,28Баланс:316,28
ной основе, а также когда осуществляет функцию кредитора последней инстанции для кредитных организаций (ст. 45).
? Банк России имеет возможность осуществлять коммерческую деятельность в процессе покупки и продажи чеков, векселей, государственных ценных бумаг, облигаций, депозитных сертификатов, иностранной валюты, платежных документов и обязательств в иностранной валюте, драгоценных металлов (ст. 45)и иных видов валютных ценностей.
? Возможность коммерческой деятельности возникает у Банка России и в том случае, когда он принимает участие в капиталах кредитных и иных организаций (ст. 7),а также в капиталах и деятельности определенных международных организаций (ст. 8).
> Банк России широко, систематически и весьма успешно реализует возможность своей коммерческой деятельности, которая исключительно рентабельна. Достаточно отметить, что только та часть прибыли Банка России, которую он был обязан перечислить в бюджет государства в 1996году, составляет 5трлн руб., т. е. 93%от всего неналогового дохода государства, который оно запланировало получить от имущества, находящегося в федеральной собственности . (См. ст. 13Федерального закона от 31декабря 1995года "О федеральном бюджете на 1996год" //Собрание законодательства РФ. 1996. № 1.Ст. 21.)
> Вышеизложенное свидетельствует о том, что Банк России является коммерческой организацией,хотя этот вывод и противоречит ст. 3Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)".
3.2.4. Особенности Банка России как юридического лица, занимающегося коммерческой деятельностью
Банк России ведет коммерческую деятельность, но, будучи государственным органом, наделенным властными полномочиями имеет возможность сам же устанавливать правила ее осуществления и делать это практически бесконтрольно.
При том, что Банк России ведет коммерческую деятельность, он не регистрируется в налоговых органах РФ.
Банк России может осуществлять все виды банковских операций, но с определенными ограничениями. Например, Банк России не имеет права предоставлять кредиты для финансирования бюджетного дефицита (ст. 22Федерального закона "О Центральном Банке РФ (Банке России)"), предоставлять кредиты на срок более одного года (п. 1ст. 45), пролонгировать предоставленные кредиты (п. 6ст. 48);покупать и продавать чеки, векселя и т.д. со сроком погашения более 6месяцев (п. 2ст. 45),облигации, ценные бумаги и т. п со сроком погашения более 1года (п. 4ст. 45).
Банк России имеет право обслуживать клиентов, но лишь входящих в перечень, установленный в ст. 47Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)". В этот перечень входят: органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, воинские части, военнослужащие, служащие Банка России, а также иные лица —в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России не имеет права проводить банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и с физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47 Закона.
Это означает, что Банк России осуществляет банковские операции только с кредитными организациями за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47, что прямо указывает на то, что Банк России является в основном Банком банков. Существует и ряд других ограничений (см. также пп. 2, 4ст. 48).
Хотя Банк России имеет двуединую природу, тем не менее следует подчеркнуть, что он в первую очередь является органом государственного управления, а лишь потом коммерческой организацией.
Эти различные правовые ипостаси Банка России взаимовлияют друг на друга.
В процессе выполнения Банком России своих основных задач, как то: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ и др., его "административная" природа доминирует над предпринимательской.
В то же время ничто не мешает Банку России при желании использовать свои властные полномочия в процессе проведения операций коммерческого характера. И это весьма серьезная проблема даже с учетом того, что на сегодняшний день она существует лишь потенциально.
3.2.5. Банк России как особый вид юридического лица
В настоящее время среди юристов нет единого мнения о том, к какому виду юридических лиц относится Банк России: к "государственному унитарному предприятию" или "государственному учреждению". Только в первом случае Банк России будет "коммерческой организацией".
Мы придерживаемся точки зрения, что Банк России является государственным унитарным предприятием-
В этом нас убеждают сопоставление и анализ статей Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" ист. 113ГК РФ, в которой сформулированы основные черты унитарного предприятия.
Согласно и. 1ст. 113ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.Именно таковым является Банк России, уставный капитал и иное имущество которого являются федеральной собственностью в соответствии со ст. 2, 26Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)".
Руководитель унитарного предприятия согласно п. 4 ст. 113ГК РФ назначается собственником. Председатель Банка России назначается и освобождается от должности Государственной Думой, как и члены Совета директоров Банка России (ст. 11-18Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)").
В соответствии с п. 5ст. 113ГК РФ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. Банк России, как следует из ст. 2Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)", также сам отвечает по своим обязательствам, и не несет ответственности по обязательствам государства, как собственника закрепленного за ним имущества.
Банк России представляет собой унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Это подтверждается также анализом ст. 294, 295и 296ГК РФ, в которых раскрываются права собственности в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении и в оперативном управлении.
Как было показано выше, Банк России имеет уставный фонд, являющийся собственностью государства. Он владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в установленном законом порядке. При этом государство как собственник имущества, закрепленного за Банком России, не отвечает по его обязательствам, но имеет право на получение части прибыли от своего имущества.
Далее, государство как собственник определяет объем правоспособности Банка России и назначает его руководителя.
Итак, сопоставительный анализ указанных норм ГК РФ и Закона о Банке России убеждает нас в том, что Банк России является государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Он является коммерческой организацией и не может не быть таковой,поскольку свои расходы он обязан осуществлять за счет своих доходов.
В свете сказанного следует согласиться с Л. Г. Ефимовой, которая отмечает, что в Законе о Банке России имеется внутреннее противоречие между нормой ст. 3,в которой утверждается, что получение прибыли не является целью Банка России, и нормой ст. 2,где на Банк России возлагается обязанность осуществлять свои расходы за счет собственных доходов (См.: Ефимова Л. Г. Правовое регулирование банковской деятельности. М„ 1997.С. 21-28.)
3.3. ДВОЙСТВЕННАЯ РОЛЬ БАНКА РОССИИ В УПРАВЛЕНИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ СТРАНЫ
Банк России, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет государственное управление банковской системой и денежно-кредитной сферой страны. Одновременно он выполняет и другую роль —главного органа самоуправления банковской системы.
3.3.1. Понятие "самоуправление системы"
Под самоуправлением системы мы понимаем управление процессом ее функционирования, которое осуществляется механизмами, заложенными в самой этой системе. Другими словами, самоуправление —это такой вид управления, который осуществляется элементами самой системы,а не внешними по отношению к ней субъектами.
От "самоуправления" следует отличать "саморегулирование".
Самоуправление всегда носит сознательный характер и имеет своего носителя —субъекта самоуправления.
Что же касается саморегулирования, то оно осуществляется стихийно.
Вслед за изменением какого-либо параметра системы могут автоматически изменяться другие параметры этой системы. С учетом этой закономерности саморегулирование определяется в литературе как "самостоятельное реагирование объекта управления на внешнее воздействие (возмущение), нарушающее его нормальное функционирование".(См.: Лопатников Л. М. Экономико-математический словарь. М., 1987. С. 357.) В свете изложенного толкования понятия "саморегулирование" правомерно говорить о факторах саморегулирования, но не о субъектах саморегулирования.
Фактором целостности органических систем является их способность к саморегулированию или к самоуправлению, или к тому и другому одновременно.
Кроме того, есть класс органических систем (к ним относится и общество), способный и к саморегулированию, и к самоуправлению.Этот класс систем из-за их сложности и значительной интегрированности в метасистему чаще всего нуждается и в управлении.
Примером является рыночная экономика.
Саморегулирование рыночной экономики как системы в целом осуществляется стихийно, автоматически через действие объективных законов стоимости и денежного обращения, спроса и предложения и др.
Самоуправление этой системы может осуществляться союзами, ассоциациями, объединениями субъектов рыночной экономики и др.
Однако следует иметь в виду, что внутренне присущие рыночной экономике возможности саморегулирования и самоуправления проявляются, как об этом свидетельствует практика, не так эффективно, как представляют себе некоторые сторонники рыночной экономики. Кроме того, эти возможности ограниченны. Как справедливо отмечается в литературе, есть задачи, с которыми даже развитая рыночная экономика, опираясь только на свои внутренние силы, справляется плохо или совсем не справляется. К ним относятся, например, решение многих социальных задач общества, вопросы становления цивилизованного рынка, решение стратегических задач научно-технического прогресса, обеспечение стабильности экономики страны в целом и др. (См.: Молчанов А. Б. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. С. 230-231.)Это обстоятельство и объясняет тот общезначимый факт, что свободное функционирование цивилизованного рынка всегда ограничено рамками, устанавливаемыми государством посредством законодательного регулирования рыночных отношений при помощи налоговой, кредитной, инвестиционной политики, государственных дотаций и т. д.
В этом проявляется государственное управление рыночной экономикой,а субъектами управления выступают определенные органы государственной власти, в первую очередь Правительство.
Только цивилизованный рынок способен на саморегулирование, а тем более на самоуправление, только такой рынок имеет перспективу. Дикий рынок саморазрушается.
Однако цивилизованный рынок, способный на саморе гулирование, стихийно, сам по себе не складывается. Его необходимо организовывать,(См.: Тавасиев А. М. Основы рыночной экономики для начинающих предпринимателей. М., 1992.С. 11-12.)а в условиях современной России при решении данной задачи, как уже отмечалось, без участия государства обойтись невозможно.
3.3.2. Самоуправление банковской системы РФ
Банковская система страны как элемент рыночной экономики не только управляется со стороны государства, но и функционирует в режиме самоуправления.
Как уже отмечалось, в пределах своих полномочий Банк России независим в своей деятельности от органов государственной власти и органов местного самоуправления (см. пп. 1, 2 ст. 75Конституции РФ; ст. 5Закона о Банке России).
Закон предоставляет право на самоуправление не только банковской системе, но и ее подсистемам. Закон запрещает органам государственной власти и органам местного самоуправления вмешиваться в деятельность кредитных организаций по принятию ими решений, связанных с проведением банковских операций. Даже Банк России имеет право вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций лишь в предусмотренных законом случаях (ст. 9Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Решение всех вопросов, связанных с проведением кредитной организацией банковских операций, —прерогатива управленческих структур данной организации.
Без права на самоуправление банковская система рыночного типа успешно функционировать не может. Как бы детально закон ни регламентировал деятельность кредитных организаций, законодатель в условиях рыночных отношений не в состоянии учесть все требования, которые предъявляются к их деятельности динамично меняющейся экономической, политической и социопсихологической конъюнктурой. А эти изменения прямо или опосредованно воздействуют на хозяйственную жизнь, определяя, в частности, уровень деловой активности в течение каждого конкретного периода, в каждом регионе и в стране в целом.
Нормальное функционирование банковской системы рыночного типа немыслимо без постоянного учета этих изменяющихся факторов, число которых по мере развития рыночных отношений неуклонно возрастает.
Только сама банковская система в процессе своего повседневного функционирования может учитывать динамику этих факторов и адекватно на них реагировать. Но это возможно лишь в том случае, если она наделена способностью к самоуправлению и саморегулированию и возможностью осуществлять их.
3.3.3. Полномочия Банка России как органа самоуправления банковской системы
Анализируя вопрос о способности банковской системы к самоуправлению, важно четко представлять себе полномочия Центрального банка РФ как органа самоуправления банковской системы. (В литературе высказывалась точка зрения, согласно которой Центральный банк страны "должен быть выведен за рамки банковской системы как субъекта самоуправления, поскольку он как управленческое звено представляет государство, т. е. орган внешний" по отношению к банковской системе, в то время как самоуправление должно осуществляться именно элементом этой системы (Молчанов А. В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. С. 234)
.На наш взгляд. Центральный банк страны ни в каком отношении не может быть выведен за пределы банковской системы, поскольку его наличие в качестве элемента системы —необходимое условие, при котором банковская система страны обретает двухуровневое построение. По нашему мнению, автор цитируемой точки зрения не учитывает специфику правового статуса Центрального банка РФ, особенности его задач и функций. Как показывает нижеприведенный сопоставительный анализ полномочий по управлению банковской системой, предоставленных Банку России и Правительству РФ Конституцией РФ, Центральный банк страны выступает в двух ипостасях: как федеральный государственный орган специальной компетенции и как центр самоуправления банковской системы РФ.)
Для уяснения этого вопроса сопоставим полномочия Банка России как органа государственного управления банковской системой и сферой кредитно-денежных отношений с полномочиями Правительства РФ по управлению этим сегментом экономики.
Анализ конституционных норм ч. 1и 2ст. 75и п. "б" ч.1 ст. 114,в которых излагаются полномочия Банка России и Правительства РФ в кредитно-денежной сфере, указывает на то, что эти полномочия по характеру различны.
Статья 114Конституции Российской Федерации устанавливает, что Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Тем самым данное полномочие Правительства определяется как общее.
Статья 75Конституции Российской Федерации уполномочивает Центральный банк на выполнение строго определенных функций —осуществление денежной эмиссии, а также защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Из сказанного следует, что на Правительство РФ вовсе не возлагается осуществление непосредственного повседневного государственного управления банковской системой. В то же время предусмотренные ст. 75Конституции Российской Федерации функции Центрального банка как органа государственного управления специальной компетенции предполагают непосредственное управление им банковской системой.При этом весьма важно иметь в виду, что Центральный банк Российской Федерации только при осуществлении этих функций, а именно при осуществлении денежной эмиссии и действий по защите и обеспечению устойчивости рубля, выступает как федеральный орган государственного управления.
Во всех других случаях, например, при осуществлении банковского регулирования и надзора, подзаконного нормотворчества и т. п. Банк России не выступает в роли федерального государственного органа и должен рассматриваться в качестве центра управления банковской системы как системы самоуправляющейся.
В основе подхода, получившего отражение в Конституции РФ, лежит представление о том, что денежный оборот государства с рыночной экономикой составляют: во-первых, деньги, принадлежащие физическим и юридическим лицам; во-вторых, деньги, принадлежащие государству. Государство —такой же субъект гражданского, в том числе денежного, оборота, как и другие хозяйствующие субъекты(см. ст. 124-127ГК РФ).
Банковская система должна быть самоуправляемой, поскольку в ней сплетены публичные (государственные) и частные интересы.
Таким образом, Центральный банк Российской Федерации не может по всем вопросам управления банковской системой выступать как федеральный государственный орган с присущим ему управленческим статусом.
Публичный (т. е. государственный) интерес, требующий специального управления в кредитно-банковской сфере, условно подразделяется на общий и специальный.
Общий можно охарактеризовать как требование стабильности кредитно-банковской системы.Он декларируется в ряде статей Конституции Российской Федерации .(п. "ж" ст. 71,ст. 75,п. "г" ст. 83,подпункт "в" п. 1ст. 103, п. "в" ст. 106,подпункт "б" п. 1ст. 114и др.).
Что же касается специального интереса, то он, в дополнение к общему требованию стабильности, формирует особые требования, связанные с защищенностью национальной валюты (пп. 1и 2ст. 75Конституции). Этот специальный интерес Конституция РФ уполномочивает реализовать Центральный банк Российской Федерации, рассматривая его как федеральный орган государственной власти.
Итак, анализ конституционных норм позволяет прийти к выводу о том, что Центральный банк Российской Федерации выступает в двух лицах. С одной стороны, как федеральный орган государственного управления, выполняющий задачи, связанные с защищенностью национальной валюты, а с другой —как своеобразный центр самоуправляющейся банковской системы, осуществляющий банковское регулирование, надзор, подзаконное нормотворчество и др.
Выступая в роли центра самоуправления, Банк России уже не может рассматриваться как федеральный орган государственного управления. Возложенные на него функции он выполняет наряду либо совместно с другими управленческими органами.
Из сказанного следует, что любые другие функции, осуществляемые Центральным банком сегодня, за исключением денежной эмиссии и защиты рубля,не могут рассматриваться как имманентно присущие именно Банку России. Но в таком случае вполне уместно отметить, что в перспективе, в процессе совершенствования банковского законодательства, не исключается возможность перераспределения компетенции по управлению банковской системой между Центральным банком Российской Федерации и другими управленческими органами.
3.4.КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И САМОУПРАВЛЯЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ
В сфере государственного управления банковской системой РФ коммерческие банки и небанковские кредитные организации являются основными объектами государственного регулирования и государственного контроля. Деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, как и вся банковская система РФ, непосредственно регулируется Конституцией РФ, федеральными законами ''О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РФ (Банке России)" и другими, а также нормативно-правовыми актами Банка России, к которым мы будем обращаться в процессе изложения материала.
3.4.1. Полномочия кредитных организаций в сфере самоуправления
Как уже было сказано, не только банковская система в целом, но и отдельные кредитные организации наделены в рамках, строго ограниченных законом, правом на самоуправление. Закон запрещает органам государственной власти и органам местного самоуправления вмешиваться в деятельность кредитных организаций по принятию ими решений, связанных с проведением банковских операций. Право вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций предоставлено только Банку России, да и то лишь в предусмотренных законом случаях(ст. 9Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
Как показывает анализ правового статуса кредитных организаций, закон очерчивает определенную сферу их деятельности, в пределах которой кредитная организация имеет право самостоятельно принимать управленческие решения по вопросам, отнесенным к ее ведению.
Образование кредитной организации является добровольным актом ее учредителей. Кредитная организация самостоятельно избирает с учетом требований действующего законодательства фирменное наименование, организационно-правовую форму; сама решает, какое сочетание банковских операций и сделок будет осуществлять; сама определяет размер уставного капитала, систему органов управления, своих руководителей (ст. 10Федерального закона ''О банках и банковской деятельности"), самостоятельно решает вопрос об открытии филиалов и представительств (ст. 22).
Исключительное значение для кредитной организации имеет предоставленное ей право самостоятельно, на основе договора с клиентом, если иное не предусмотрено федеральным законом, устанавливать процентные ставки по кредитам, вкладам, комиссионные вознаграждения по операциям и т. п.(ст. 29, 30см. также ст. 819-821ГК РФ). Само решение вопроса о предоставлении клиенту кредита —исключительная прерогатива кредитной организации.
В период высоких темпов инфляции разброс величины ставок по банковским кредитам был весьма значительным: большую роль играли срок кредитования, а также надежность заемщика. Поэтому ставки (по кредитам в национальной валюте) варьировались от 10%годовых (межбанковские кредиты "овернайт" надежным банкам в моменты снижения спроса на деньги) до нескольких сотен процентов годовых. С 1996года на кредитные ставки стала оказывать большое влияние величина ставки рефинансирования ЦБ, в частности, за счет повышенного налогообложения кредитов, ставка по которым превышает ставку рефинансирования более чем на 3процентных пункта. Вместе с общим снижением уровня инфляции и кредитных ставок в экономике последний фактор повлек за собой сокращение разброса ставок.
Средняя стоимость банковских кредитов в национальной валюте юридическим лицам (предприятиям и организациям) снижалась от 320,3%годовых в 1995году до 146,8%годовых в 1996году и далее до 60,8%годовых в первом квартале и до 40%во втором квартале 1997года.
Огромное значение для банковской деятельности имеет гарантированная законом обязанность кредитных организаций хранить банковскую тайну, что в той или иной степени реализовано в большинстве стран.
Конкретный перечень сведений, составляющих банковскую тайну, содержится в ст. 857ГК РФ и в ст. 26Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Пункт 1ст. 857ГК РФ определяет, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Абзац 1ст. 26Закона "О банках и банковской деятельности" конкретизирует определение ГК РФ и обязывает кредитную организацию гарантировать тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов.
Вместе с тем кредитные организации имеют право, и это необходимо подчеркнуть, самостоятельно устанавливать дополнительный перечень сведений, охраняемых в режиме банковской тайны (если это не противоречит федеральному закону), распространение которых может нанести ущерб клиентам и корреспондентам банка.
Итак, банковская тайна —защищаемые кредитной организацией сведения об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также иные сведения, установленные кредитной организацией в их интересах, распространение которых может нанести ущерб клиентам и корреспондентам кредитной организации.
Наконец, кредитные организации имеют право добровольно объединяться в союзы и ассоциации, имеющие некоммерческий характер,для решения задач, стоящих перед сообществом кредитных организаций (ст. 33), а также учреждать фонды добровольного страхования (ст. 39).
Они также имеют право добровольно образовывать группы кредитных организаций, холдинги и другие объединения коммерческого характера для совместного осуществления банковских операций и сделок, вступать в иные межбанковские отношения (ст. 4),правда, с обязательным соблюдением во всех этих случаях антимонопольных правил (ст. 28).
3.4.2. Государственное регулирование деятельности кредитных организаций и государственный контроль за их деятельностью
Правоспособность кредитных организаций самостоятельно принимать управленческие решения по широкому кругу вопросов своей деятельности отнюдь не означает, что государство слабо регулирует и контролирует их. Эта деятельность за пределами права кредитных организаций на самоуправление регулируется и контролируется со стороны государства значительно строже, чем деятельность любых других коммерческих организаций.
Учредители кредитной организации самостоятельно принимают решение о ее создании, ее реорганизации и т. д. Однако порядок создания кредитной организации, ее государственной. регистрации, ее реорганизации установлен на уровне федерального закона. Закон, например, запрещает учредителям выходить из состава участников в течение трех лет со дня регистрации банка (ст. 11).
Учредители самостоятельно определяют размер уставного капитала своей кредитной организации. В то же время Банк России устанавливает не только его минимальный размер, но и структуру.
Закон отсекает некоторые возможные источники формирования уставного капитала кредитных организаций как недозволенные.
Так, в этих целях не могут быть использованы не только привлеченные денежные средства, но и средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации лишь на основании соответствующего законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Закон строго регламентирует и процесс приобретения другими юридическими лицами акций (долей) кредитной организации с тем, чтобы не допустить как нарушений антимонопольных правил, так и перехода этих акций (долей) к лицам и организациям с неудовлетворительным финансовым положением.
В законе записано, что приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5%акций (долей) кредитной организации требует уведомления Центрального банка РФ, а более 20% —предварительного согласия Центрального банка РФ (ст. 11).
Кредитные организации вольны выбирать для исполнения любое из допустимых сочетаний банковских операций и сделок (ст. 1),но лишь до тех пор, пока не претендуют на роль банка. В этом случае, наряду с правом выполнять любую банковскую операцию и сделку, кредитная организация вместе с тем обязана по закону осуществлять в совокупности следующие три банковские операции',привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1).
При осуществлении целого ряда банковских операций закон не оставляет кредитной организации какого-либо поля для самодеятельности.
Так, например, порядок открытия, ведения и закрытия счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральным законом (ст. 30).
Что касается расчетных операций кредитных организаций, то они осуществляются строго по правилам, формами стандартам, установленным Банком России, и лишь при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов — по договоренности между собой. А при осуществлении международных расчетов такие операции производятся в порядке, предусмотренном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике (ст. 32).
Строжайшим образом регламентирован бухгалтерский учет в кредитной организации: правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются Банком России, с учетом международной банковской практики (ст. 40).
Не менее строго регламентирована Банком России вся текущая и годовая отчетность кредитной организации (ст. 43).
Особенно строго государство регламентирует те аспекты деятельности кредитных организаций, осуществление тех видов банковских операций и сделок, которые непосредственно влияют на стабильность, ликвидность кредитных организаций, на степень сохранности денежных средств, других ценностей и т. п., вверенных кредитной организации ее клиентами, на реализацию денежно-кредитной политики государства.
Словом, государство особенно тщательно регулирует и контролирует те виды деятельности кредитных организаций, в результате которых может быть нанесен ущерб экономике, банковской системе страны, интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также непосредственно интересам государства.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает им ряд обязательных нормативов.(См. ст. 61-72Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)".)
К ним относятся: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; предельный размер неденежной части уставного капитала; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); нормативы ликвидности кредитной организации; нормативы достаточности капитала; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; размеры валютного, процентного и иных рисков; минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц; максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Закон вменяет в обязанность кредитным организациям создавать в целях обеспечения финансовой надежности резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, на покрытие возможных убытков от сомнительных и безнадежных долгов. При этом порядок формирования и использования этих резервов, их минимальные размеры, устанавливаются Банком России, а размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения —федеральными законами о налогах .(См. ст. 24Федерального закона "О банках и банковской деятельности".)
Наглядный пример самого строгого государственного регулирования кредитных организаций мы видим в деятельности Банка России по претворению в жизнь единой государственной денежно-кредитной политики.
В процессе реализации этой важнейшей экономической задачи Банк России использует ряд инструментов и методов денежно-кредитной политики, которые многосторонне регламентируют деятельность кредитных организаций. В Федеральном законе "О Центральном банке РФ (Банке России)" перечислены эти основные инструменты и методы. К ним относятся(См. ст. 35Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)".):
? процентные ставки по операциям Банка России;
? нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
? операции на открытом рынке;
? рефинансирование банков;
? валютное регулирование;
? установление ориентиров роста денежной массы;
? прямые количественные ограничения.
>Результаты применения этих инструментов и методов оказывают существенное воздействие на жизнедеятельность кредитных организаций, в первую очередь банков.
Так, например, выполнение банками норматива обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ в порядке, установленном федеральным законом (ст. 38Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)"), ограничивает их финансовые ресурсы, необходимые им для активных операций. Ведь банки обязаны держать эти резервы в Банке России, для чего там открывается специальный счет.
Предметом серьезной озабоченности законодателя является обеспечение выполнения заемщиком обязательств по договору с банком.
Согласно закону кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором.
При нарушении заемщиком обязательств по договору закон позволяют банку досрочно взыскивать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты, если это предусмотрено договором, а также обращать взыскание на заложенное имущество в порядке, установленном федеральным законом (ст. 33Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
Закон побуждает кредитную организацию принять все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для взыскания задолженности.
Кредитная организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, в установленном федеральными законами порядке (ст. 34Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Она также вправе, в случае злостного уклонения должника от погашения кредиторской задолженности, обратиться в соответствующие правоохранительные органы с заявлением о его привлечении к уголовной ответственности (ст. 177УК РФ). (См.: Уголовный кодекс РФ //Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.)
В целом законом урегулированы отношения как между кредитными организациями и Банком России, так и между кредитными организациями и их клиентами.
Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с согласия последних, если иное не установлено федеральным законом; однако сам порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами.
В законе устанавливается, что участники кредитной организации не имеют каких-либо преимуществ при рассмотрении вопроса о получении кредита или об оказании им других банковских услуг, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 30Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
Предметом особой заботы законодателя должны быть сохранность и возврат вкладов физических лиц. Вклад —это денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором (ст. 36;см. также ст. 834-844ГК РФ).
Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, и оформляются договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.
Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства,
которые свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств (ст. 37Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
За 1996год совокупный объем вкладов населения в российские банки увеличился с 70,89до 119,29трлн руб. Доля Сбербанка России за этот период увеличилась с 65,3 до 72,8%общего объема вкладов. За первые пять месяцев 1997года совокупный объем вкладов вырос еще на 15,3%, достигнув 137,49трлн руб. Доля Сбербанка практически сохранилась на прежнем уровне (на 1июля 1997года — 73,5%общего объема вкладов).
Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам законом предусмотрено создание Федерального фонда обязательного страхования вкладов, участниками которого должны стать Банк России и банки, привлекающие средства граждан; порядок создания, формирования и использования средств Федерального фонда обязательного страхования вкладов определяется Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (ст. 38).Кроме того, для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним банки имеют право создавать фонды добровольного страхования вкладов,но в форме некоммерческих организаций (ст. 39указанного Закона).
В рамках государственного регулирования банковской деятельности важное место занимает регулирование валютных операций,которые отнесены законом к числу банковских операций (ст. 5Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
В первую очередь, речь идет об операциях с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте (п. 8ст. 1Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Для совершения валютных операций требуется получение соответствующего специального разрешения (лицензии) Банка России. Право на совершение валютных операций имеют как резиденты, так и нерезиденты (п. 1 ст. 9).
Основным органом валютного регулирования в РФ является Банк России.
Банк России не только проводит все виды валютных операций, но и определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ.
Существенное место в регулировании валютных операций занимает валютный контроль.Цель валютного контроля —обеспечение и соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций (ст. 10Закона РФ "О валютном регулировании...").
Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ, Правительство РФ; агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля,
например, уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ
(ст. 11Закона "О валютном регулировании...").
Правовой основой регулирования валютной деятельности кредитных организаций являются Закон от 9октября 1992года "О валютном регулировании и валютном контроле", а также ряд указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты.
Государство на основе Гражданского кодекса, Федерального закона от 20марта 1996года "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.)и других нормативно-правовых актов строго регулирует деятельность кредитных организаций как участников операций с ценными бумагами.
Так, например, деятельность кредитных организаций в качестве финансовых брокеров и инвестиционных компаний на фондовом рынке регламентируется ст. 3Закона РФ "О рынке ценных бумаг", которая обязывает брокера — профессионального участника рынка ценных бумаг, занимающегося брокерской деятельностью''(Брокерская деятельность —совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора, поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре (ст. 3Федерального закона "О рынке ценных бумаг").)—в лице кредитной организации "осуществлять поручения клиента добросовестно и в порядке их поступления, если иное не предусматривается договором с клиентом или его поручением".