Глава 7. РЕФОРМА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
В процессе перехода к рыночной экономике ключевое значение, безусловно, имеют достижение макроэкономической стабилизации и проведение комплекса внутриэкономических реформ (приватизация, демонополизация, либерализация цен, перестройка государственных финансов и банковской системы и т.д.). Вместе с тем, радикальная реформа внешнеторговой и вообще внешнеэкономической политики также должна рассматриваться в качестве приоритетной задачи.
С одной стороны, либерализации внешней торговли позволяет успешно добиваться как макроэкономической стабилизации, так и последующей структурной перестройки экономики, приближая уровень внутренних цен к мировому, делая внутренний рынок более конкурентным, позволяя активно использовать преимущества международного разделения труда, специализации и кооперирования производства и т.д.
С другой стороны, важно подчеркнуть, что большинство внутриэкономических проблем, с которыми сталкиваются сегодня страны, переходящие к рыночной экономике,—спад производства и снижение его эффективности, растущая безработица, кризисы в сфере платежей и натурализация хозяйственных связей—самым непосредственным образом связано с действием внешнеэкономических факторов. Традиционные хозяйственные связи, десятилетиями складывавшиеся между республиками бывшего СССР и между странами—членами СЭВ, разрушились, а отдельные звенья технологических цепочек и некогда единые рынки сбытаоказались разделенными государственными границами. Чтобы восстанавливать старые связи и налаживать новые, предприятиям сегодня необходимо решать валютные, таможенные и другие чисто внешнеторговые проблемы, идет ли речь о торговле с дальним или ближним зарубежьем.
Несмотря на то, что за прошедшие годы практически во всех бывших социалистических странах сделаны важные шаги на пути реформы внешнеторговой политики, она еще не стала реальным фактором, способствующим оздоровлению экономики и обеспечению экономического роста. Экспортные поступления все больше зависят от вывоза узкого круга сырьевых товаров и энергоносителей, а импорт скорее способствует вытеснению отечественных производителей с внутреннего рынка, чем росту эффективности производства и повышению его технологического уровня. Вместе с тем, как показывает мировой опыт, активная внешнеторговая политика может стать действенным инструментом структурной перестройки экономики, повышения эффективности и конкурентоспособности национального производства и роста благосостояния населения.
Роль либерализации внешней торговли в переходный период
В условиях централизованной плановой экономики взаимодействие между внутренним и внешним секторами экономики было крайне ограничено. Разделение этих двух секторов поддерживалось сознательно, поскольку государство обладало монополией на внешнеэкономическую деятельность. Это, в свою очередь, во многом способствовало формированию искаженной структуры цен и неэффективному распределению ресурсов, создавало благоприятные условия для существования неконкурентоспособных производств и, в конечном итоге, сдерживало экономический рост. Отмена государственной монополии внешней торговли и либерализация внешнеэкономических связей стали поэтому одним из первых естественных шагов, предпринятых странами, переходящими от командно-административной к рыночной экономике.
Либерализация внешней торговли играет стратегически важную роль в переходный период, стимулируя и облегчая процесс становления рыночных отношений. Целью либерализации внешней торговли является развитие следующих аспектов формирующейся рыночной экономики.
Реализация экономической самостоятельности предприятий путем снижения степени экономического вмешательства государства. Устранение непосредственного государственного контроля в области внешней торговли подразумевает наделение всех экономических агентов, в том числе частных предприятий и фирм с иностранным участием, правом вести внешнеторговые операции. Эта передача прав является составной частью сложного процесса с далеко идущими последствиями, подразумевающего, в частности, создание жизнеспособного частного сектора.
Установление связи между внутренними и мировыми ценами. Этот процесс, ускоряемый и поддерживаемый либерализацией импорта, нацелен на предоставление отечественным производителям через рыночные цены необходимых сигналов, позволяющих эффективно распределять ресурсы, и на выявление, таким образом, сравнительных преимуществ страны. Более того, для передачи надежной ценовой информации отечественным производителям и экспортерам необходим единый, неискаженный и, по возможности, относительно стабильный обменный курс.
Включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке. Либерализация импорта приобретает особое значение в условиях централизованно планируемых в прошлом экономик, для которых характерна высоко монополизированная структура производства и распределения. Более того, развитие конкуренции на внутреннем рынке является важнейшим средством повышения международной конкурентоспособности национального производства.
Способствуя, таким образом, формированию основных элементов рыночного механизма (свободного ценообразования, конкуренции, предпринимательства), либерализация внешней торговли становится важным составляющим элементом программы структурной перестройки экономики.
Во-первых, она ускоряет реформу цен, поскольку простой переход от централизованно устанавливаемых к свободным ценам не только не устраняет, но может даже усилить ценовые диспропорции в условиях еще не сформировавшегося рынка и значительной монополизации экономики. В этом случае либерализация внешней торговли позволяет как бы “импортировать” неискаженную структуру цен.
Во-вторых, либерализация внешней торговли (особенно либерализация импорта) способствует проведению антимонопольной политики, поскольку привносит в экономику, где во многих отраслях доминируют предприятия—монополисты, необходимый элемент конкуренции.
В-третьих, жесткие условия конкурентной борьбы на мировых рынках, быстрое расширение объемов и номенклатуры импорта заставляет и экспортеров, и предприятия, производящие продукцию, конкурирующую с импортом, снижать издержки, совершенствовать технологии, повышать качество продукции, что в конечном итоге содействует повышению эффективности всей национальной экономики.
В-четвертых, либерализация экспорта открывает для национальных производителей новые рынки сбыта, что позволяет использовать эффект экономии от расширения масштабов производства.
В-пятых, в результате либерализации внешней торговли национальные производители сталкиваются с жесткими требованиями мировых рынков и неизбежно проходят ускоренный “курс обучения” современным методам менеджмента и маркетинга, формам и методам внешнеторговых операций, кредитования, страхования и т.д.
Конечно, либерализация внешней торговли дает больший эффект при правильно выбранном времени ее проведения, поскольку между либерализацией внешней торговли и общеэкономическими реформами существует не только прямая (в смысле содействия внешнеторговой политики процессу перехода к рынку), но и активная обратная связь. В общих чертах взаимосвязь и взаимодействие торговой политики с макроэкономической политикой можно проследить по трем основным направлениям.
Макроэкономическая стабильность.Чтобы быть эффективной, либерализация торговли должна сопровождаться разумной бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политикой, нацеленной на поддержание относительно стабильных и предсказуемых экономических условий. При наличии высокой инфляции цены передают искаженную информацию о состоянии рынка, поэтому рациональное распределение ресурсов и реализация сравнительных преимуществ становятся затрудненными. В этом смысле, либерализация торговли должна осуществляться одновременно с макроэкономической стабилизацией.
Структурная перестройка.Хотя либерализация торговли существенно помогает проведению реформы цен и антимонопольным мерам (усиливая конкуренцию на внутренних рынках путем либерализации импорта), она не может быть единственным инструментом, используемым в этом процессе. Приватизация и преобразование государственного сектора должны идти параллельно с либерализацией торговли или немедленно следовать за ней.
Доверие.Как и в случае остальных экономических мер экономической политики, частые изменения в торговой политике влияют на ожидания предприятий и домашних хозяйств и могут подорвать доверие к реформам.
Вместе с тем, либерализация внешней торговли на начальном этапе осуществления экономических реформ становится во многих случаях вынужденным шагом, поскольку позволяет снизить остроту кризиса в экономике и ускорить достижение макроэкономической стабилизации, без которой невозможно начало структурных преобразований.
С одной стороны, либерализация импорта позволяет быстро наполнить внутренний рынок необходимой потребителям продукцией и в значительной мере снять проблему дефицита, ликвидировать очереди, тем самым снизить инфляционное давление на уровень внутренних цен.
С другой стороны, на начальном этапе осуществления экономических реформ, который обычно связан с глубоким экономическим спадом, необходимо проведение и либерализации экспорта, поскольку она работает как важный фактор поддержания спроса. Открытость экономики и наличие необходимых стимулов к экспорту могут позволить отечественным предприятиям, столкнувшимся с существенным сокращением внутреннего спроса, поддерживать уровень производства путем развития экспорта, тем самым избегая крупного сокращения рабочих мест и роста безработицы.
Важно подчеркнуть, что еще одним потенциальным вкладом либерализации торговли в программу стабилизации является содействие решению бюджетно-налоговых проблем. Переходя от жестких количественных ограничений к взиманию пошлин и устанавливая размер пошлин на относительно высоком уровне, государства, испытывающие трудности со сбором налогов, могут смягчить тяжелую ситуацию с дефицитом бюджета. Поступления от пошлин могут обеспечить более стабильную доходную базу бюджета на тот период, когда система взимания налогов находится еще в зачаточном состоянии.
Новый инструментарий внешнеторговой политики
Либерализация внешней торговли, являясь одним из стратегических направлений экономических реформ в переходных экономиках, не означает, однако, что воздействие государства на внешнеэкономическую сферу должно полностью прекратиться. Речь идет о ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю, о мерах жесткого административного контроля, которые должны быть устранены как можно быстрее. Новая роль государства во внешней торговле заключается в установлении целей либерализации торговли, создании необходимой нормативной базы и институциональной структуры.Государство должно также располагать адекватными инструментами регулирования внешнеэкономических связей. Кроме того, в ведении государства должны находиться те аспекты внешней торговли, которые затрагивают сферу межгосударственных отношений: заключение соглашений с различными странами или группами стран, а также участие в многосторонних переговорах.
В бывших социалистических странах, имевших централизованную плановую экономику, практически отсутствовали традиционные инструменты торговой политики. В частности, эти страны не нуждались в развитой системе тарифного регулирования или в явных квотах и лицензировании, поскольку они могли полагаться на более мощные инструменты прямого государственного контроля за экспортом и импортом. Поэтому процесс либерализацииторговли в этих странах подразумевает не просто пересмотр инструментов торговой политики, а фактически их создание заново.
Этот новый инструментарий внешнеторговой политики должен включать в себя несколько основных элементов: квоты и лицензирование, таможенные пошлины и налоги, механизм конвертируемости валюты и политику обменного курса.
Контроль за экспортом.Введение инструментов, позволяющих контролировать объем экспорта, было необходимо в странах с переходной экономикой по причинам, связанным с развитием внутренних экономических реформ. Даже в странах, начавших широкомасштабную либерализацию цен, цены на некоторые товары оставались под административным контролем и удерживались на уровне ниже мирового. В частности. это касалось энергоносителей и некоторых сельскохозяйственных товаров. В этом случае меры, нацеленные на ограничение экспорта конкретных товаров, рассматривались как необходимые для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемых внутри страны продуктов.
Теоретически эту проблему можно решить путем установления квот, введения лицензирования и/или налогов на экспорт. Налоги на экспорт обычно считаются нежелательными, тем не менее, они могут оказаться необходимыми в случаях, когда внутренняя цена на товар ниже мировой. Налог на экспорт, равный разнице между внутренней и мировой ценой, позволяет ограничить экспорт товаров, субсидируемых внутри страны. В данном случае налог на экспорт предпочтительней лицензирования экспорта, поскольку он является более открытой мерой и в меньшей степени подвержен давлению со стороны различных отраслей или предприятий, которые были бы заинтересованы в получении привилегированного доступа к лицензиям с целью извлечения рентных доходов.
Еще одним преимуществом налога на экспорт перед лицензированием экспорта является то, что он может быть скорректирован в соответствии с изменениями мировых цен, которые в случае с энергоносителями могут быть значительными и частыми. Это позволило бы сохранять связь между внутренними и мировыми ценами. Налог на экспорт также делает торговлю более предсказуемой, чем в случае использования лицензирования, поскольку экспортеры могут заключать сделки вне зависимости от того, получат ли они лицензию на экспорт в будущем или нет. Налог на экспорт автоматически потеряет смысл, как только контроль за ценами и субсидирование будут устранены.
Использование лицензирования экспорта может быть оправданным в следующих случаях:
* по соображениям безопасности (это относится, например, к экспорту вооружений);
*если импорт некоторых товаров количественно ограничен торговыми партнерами, например, заключены соглашения о “добровольном ограничении экспорта” (это обычно касается трех основных категорий товаров—текстиля, стали и изделий из нее и сельскохозяйственных продуктов).
Необходимо подчеркнуть, что все ограничения на экспорт фактически представляют собой неявный налог на импорт, даже при отсутствии явных импортных пошлин. Поскольку все меры по ограничению экспорта сокращают экспортную выручку, становится труднее удовлетворять потребности страны в импорте. Это тем более верно в том случае, если существенная часть иностранной валюты поглощается обслуживанием внешнего долга.
Политика регулирования импорта.В рамках традиционного торгового режима, преобладавшего в централизованно планируемых экономиках, применение таможенных пошлин не было необходимой мерой. Для подавляющей части внешней торговли (соответствующей объему торговли с партнерами по СЭВ) пошлины не применялись вообще, поскольку она осуществлялась на основе двусторонних государственных соглашений. Что касается торговых операций с другими странами, централизованное распределение иностранной валюты само по себе являлось достаточно мощным средством ограничения импорта, контроля за его товарной структурой, а иногда и географическим происхождением товаров.
Ликвидация государственной монополии внешней торговли и устранение существовавшей ранее системы неявных ограничительных торговых мер, в частности, централизованного контроля за доступом к иностранной валюте, означало, что государство практически потеряло возможность влиять на события в этой быстро растущей части внешней торговли. Эта ситуация была особенно опасна для переходных экономик, поскольку возможный взрывной рост объема импорта еще больше дестабилизировал бы и так уже неустойчивый торговый баланс и увеличил бы давление на платежный баланс этих стран. Поэтому осуществление мер по контролю за импортом стало неизбежным, хотя отчасти это вступает в противоречие с общей целью либерализации торговли.
Как средство ограничения импорта таможенные пошлины предпочтительнее количественных ограничений, поскольку они обеспечивают большую открытость системы и больший простор для развития конкуренции на внутреннем рынке. Однако разработка адекватной структуры таможенных пошлин является довольно сложной задачей, поскольку она подразумевает достижение нескольких противоречивых целей. Главный потенциальный конфликт проистекает из необходимости открыть отечественную экономику для иностранной конкуренции и, одновременно, обеспечить защиту “чувствительных” отраслей национальной экономики. При разработке таможенного тарифа (или пересмотре существовавшего ранее) необходимо принимать во внимание следующие соображения:
для стран—членов Всемирной Торговой Организации и стран, желающих вступить в нее, необходимо согласовывать свои действия с требованиями, вытекающими из обязательств в рамках многостороннего экономического сотрудничества (в частности, новые меры торговой политики, вводимые с целью протекционизма на переходный период, должны применяться в соответствии с принципами ВТО, т.е. быть открытыми и вводиться на временной и недискриминационной основе);
для стран, не располагающих эффективной налоговой системой и имеющих значительный бюджетный дефицит, на первый план может выйти задача увеличения поступлений в бюджет и, следовательно, установления таможенных пошлин на высоком уровне;
протекционизм традиционно является главной функцией пошлин, и значение этой функции особенно велико для стран с переходной экономикой в условиях низкой конкурентоспособности отечественной промышленности и быстрого увеличения доли импортной продукции на внутреннем рынке.
Необходимо подчеркнуть, что для того, чтобы тарифное регулирование было эффективным, оно должна подкрепляться адекватной административной структурой, способной обеспечивать выполнение соответствующих законов и нормативных актов. В бывших централизованно планируемых экономиках таможенные функции были развиты слабо, а таможенные власти испытывали недостаток в квалифицированных кадрах и соответствующем техническом оснащении. Поэтому государство должно поставить целью построение таможенной и административной систем, соответствующих новой роли, которую играет таможенный тариф в условиях рыночной экономики.
Конвертируемость валюты и политика обменного курса. Важно подчеркнуть, что даже если устранить все традиционные торговые барьеры, кроме бюрократического контроля за доступом к иностранной валюте, либерализация торговли не имела бы никакого смысла. Поэтому введение конвертируемости национальной валюты является одной из наиболее важных составляющих либерализации торговли. Фактически, ожидаемое влияние этой меры в большой степени совпадает с ожидаемым результатом либерализации торговли в целом: конвертируемость валюты оказывает аналогичное влияние на макроэкономическую стабилизацию, реформу цен и антимонопольную политику.
В условиях командно-административной системы национальные валюты бывших социалистических стран были неконвертируемы (даже внутри системы СЭВ), и применялись множественные и сильно завышенные официальные обменные курсы. Обменные курсы дифференцировались по отдельным географическим регионам, а иногда и по отдельным категориям товаров. Фактически, они представляли собой сложный набор импортных и экспортных субсидий и/или сборов.
Поэтому для переходных экономик прежде всего необходимо скорейшее введение конвертируемости национальной валюты по текущим операциям. Возможность предприятий импортировать больше не должна ограничиваться валютной монополией государства, а должна зависеть лишь от способности финансировать свой импорт в национальной валюте по текущему обменному курсу. Одновременно установление унифицированного курса национальной валюты и его существенное снижение становятся первыми необходимыми мерами новой политики обменного курса. Определение уровня унифицированного обменного курса является сложной задачей, поскольку новый уровень курса должен отвечать различным, часто противоречащим друг другу целям. С одной стороны, значительное понижение обменного курса можетпозволить избежать трудностей с платежным балансом, стимулируя расширение экспортного сектора и ограничивая импорт. С другой стороны, сильная девальвация национальной валюты означает более высокие цены на импорт, что подрывает задачи либерализации импорта,искажает критерии эффективности внутреннего рынка и подпитывает инфляцию. А с точки зрения экспорта, недооцененная валюта сдерживает реальную структурную перестройку экономики, поскольку позволяет неконкурентоспособным экспортерам выглядеть конкурентоспособными на внешних рынках (1).
Переходные экономики: тенденции во внешней торговле
Во всех странах бывшего СССР либерализация внешней торговли начала осуществляться после провозглашения независимости в1991г., и практически везде в первые годы реформ произошло резкое сокращение объемов торговли как внутрирегиональной, так и со странами дальнего зарубежья (см. рисунки7-1и7-2).
Рис.7-1.
Объем торговли стран бывшего СССР со странами внешнего мира (млрд. долл.)
Источник: Foreign Trade Statistics in the USSR and Successor States. Ed. by Misha V.Belkindas and Olga V.lvanova. The World Bank. Washington, D.C., 1995, pp. 148—149.
Страны Восточной Европы, приступившие к либерализации в конце 80-х гг., также испытали падение объемов внешней торговли, хотя и в значительно меньшей степени. За период с1988по1992г. стоимость экспорта из стран Восточной Европы сократилась с63,9до53,3млрд. долларов, а импорта с61,1до60,6млрд. долларов(2).
1 Подробнее о проблемах конвертируемости валюты и политики обменного курса см. Главу 6.
2 European Bank for Reconstruction and Development. Transition Report. 1994, p. 105.
Рис. 7-2.
Объем торговли между странами бывшего СССР (млрд. руб. в ценах1990г.)
Источник: Foreign Trade Statistics in the USSR and Successor States. Ed. by Misha V.Belkindas and Olga V.lvanova. The World Bank. Washington, D.C., 1995, pp. 148—149.
Резкое сокращение объемов внешней торговли связано с целым рядом причин. Среди них: глубокий экономический спад, охвативший практически все новые независимые государства, приведший к снижению потребности во многих видах импорта; разрыв традиционных связей между предприятиями вследствие разрушения единого экономического пространства на территории бывшего СССР, что в свою очередь еще больше усугубило спад производства; распад СЭВ и свертывание сотрудничества со странами Восточной Европы после перехода в1991г. к расчетам в свободно конвертируемой валюте по мировым ценам; макроэкономическая нестабильность, высокие темпы инфляции и резкие колебания валютных курсов, серьезно затрудняющие внешнеэкономическую деятельность; отсутствие в ряде стран достаточно развитой транспортной инфраструктуры (особенно в азиатских республиках, не имеющих выхода к морю); неадекватная внешнеторговая политика, использование жестких внешнеторговых и валютных ограничений и т.д.
Вместе с тем, анализируя динамику внешней торговли стран бывшего СССР в первой половине 90-х гг., необходимо подчеркнуть два важных момента. Во-первых, резкий спад в объемах торговли, наблюдавшийся в1991—1993гг., затем замедлился, а в некоторых странах сменился ростом. Так, объемы внешнеторгового оборота России за последние годы постоянно увеличиваются, хотя до сих пор не удается выйти на показатели конца 80-х—начала 90-х годов. Во-вторых, торговля с остальными странами мира сократилась гораздо меньше, чем внутрирегиональная торговля, а в некоторых странах—прежде всего прибалтийских—она даже возросла.
Различия в динамике торговли внутри бывшего СССР и со странами внешнего мира привели к тому, что уже в первые после начала либерализации годы произошли заметные географические сдвиги во внешнеторговых потоках (см. таблицу7-1).
Таблица7-1
География внешней торговли стран бывшего СССР
(в%от общего объема торговли)
1991 | 1994 | |||
Экспорт | Импорт | Экспорт | Импорт | |
Страны бывшего СССР | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
внутрирегиональнаяторговля* | 77,7 | 75,5 | 57,3 | 62,5 |
торговля со странамивнешнего мира | 22,3 | 24,5 | 42,7 | 37,4 |
Россия | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
торговля со странамибывшего СССР* | 68,5 | 57,6 | 44,3 | 43,7 |
торговля со странамивнешнего мира | 31,5 | 42,4 | 55,7 | 56,3 |
Отечественные | Импортные | |
Рыба и рыбопродукты | 33,0 | 51,8 |
Консервы мясные | 14,7 | 64,0 |
Крупа и бобовые | 16,3 | 34,1 |
Кондитерские изделия | 12,7 | 33,4 |
Масло сливочное | 13,9 | 65,4 |
Масло растительное | 22,8 | 18,3 |
Сыр | 17,0 | 37,6 |
Водка | 28,7 | 23,0 |
Вино | 35,2 | 42,8 |
Пиво | 12,4 | 31,8 |
Период | Квотирование | Лицензированиенеквотируемых товаров | Общийобъем лицензируемых товаров | Режим"спец- экспорта" | Тарифноерегулирование |
01-06.1992 | 72 | 10 | 82 | 71 | |
07-09.1992 | 67 | 9 | 77 | 69 | 81 |
10-12.1992 | 68 | 9 | 77 | 65 | 77 |
01-07.1993 | 68 | 9 | 77 | 69 | 77 |
08-12.1993 | 67 | 9 | 76 | 70 | 77 |
01-12.1994 | 56 | 9 | 65 | 70 | 62 |
Показателиэкспорта | ||||
Среднегодовое увеличение ВВП за счет экспорта (в%) | ||||
Группы стран | Изменение доли экспорта СЭВ или СССР (в%) | Экспорт готовой продукции в 1994г. (в%от ВВП) | Экспорт в ОЭСР за период с года, предшествующего реформам, по 1994г.* | Общий объем экспорта за период с года, предшествующего реформам, по 1994г.* |
Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 | -57,2 -43,9 -13,6 -14,2 | 24,5 18,1 3,3 4,4 | 2,3 1,4 0,2 -0,1 | 2,1-3,1 -11,2 -14,4 |
Регион | До реформы | После реформы |
Южная Азия Африка Латинская Америка Восточная Азия | 80,48 37,20 44,05 29,15 | 52,7036,60 14,65 20,70 |