Введение.
 
"Две составные -рынок и правительство -необходимы для устойчивого функционирования экономики. Управлять современной экономикой без них -все равно что аплодировать одной рукой".
/7. САМУЭЛЬСОН, лауреат Нобелевской премии по экономике (США)
У.НОРДХАУЗ, профессор экономики (США)
 
Экономика России вступила на путь рыночных преобразований. Во время перехода к рыночным отношениям возникает большое количество сложных вопросов, готовых ответов на которые нет и не может быть, поскольку начавшиеся процессы представляют собой уникальное явление в истории развития России, а путь, пройденный ею в новом направлении, еще слишком мал.
Настоящая работа посвящена исследованию роли государственных финансов в экономическом и социальном регулировании в развитых странах накануне XXIв., прежде всего в США. Этот опыт представляет интерес для России с целью использования его в переходный период.
Государственные финансы выступают важнейшим инструментом воздействия государства на экономическую жизнь общества. Влияние правительства на экономику происходит административными и экономическими методами, последние, непосредственно связанные с финансами, более действенные и эффективные по сравнению с административными.
В главе 1"Объективная необходимость государственного финансового "регулирования" проводится мысль о том, что рыночному механизму присущи существенные недостатки. Большинство ведущих ученых Запада сходится во мнении о главных пороках рыночной системы (действия "невидимой руки"). К ним они относят: неэффективность в результате несовершенной конкуренции; неравенство, т.е. неспособность рынка распределять доходы среди различных слоев населения в соответствии с целями демократического общества; нестабильность, так как конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости населения и стабильности уровня цен. Рынок не может создать инфраструктуру, нужную для деятельности самого рынка, не в состоянии осуществить в короткие сроки крупные структурные сдвиги, рыночных сил оказывается недостаточно для реализации программ общенационального масштаба. Таким образом, возникают объективные проблемы, ведущие к кризису рынка и требующие со стороны государства коррекции сложившейся ситуации. Государство вмешивается в экономическую жизнь там и тогда, где и когда рыночный механизм оказывается бессильным. Именно поэтому произошел симбиоз рынка и государства, а современная экономическая система развитых стран не является ни частной, ни государственной.
Одним государство платит за то, чтобы были произведены определенные товары и услуги, других -субсидирует с целью ограничения производства их продукции для поддержания цен на рынке. Государственное финансирование позволяет восполнить пробелы, существующие в рыночном механизме.
Глава 2"Государственные финансы как инструмент регулирования экономики" посвящена анализу финансовых методов воздействия на экономику современного государства, среди которых наиболее распространены налоговые и бюджетные (связанные с системой расходов). Активно использовать государственные финансы в качестве средства регулирования экономики правительства индустриальных стран начали со времени мирового экономического кризиса 1929-1933гг. Основоположник теории и практики регулирования экономики с помощью государственных финансов английский экономист Дж.Кейнс сформулировал теорию государственных финансов -важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории. Согласно последней, главная задача экономической политики государства заключалась в управлении совокупным спросом, а ведущим инструментом управления служил государственный бюджет, рассматривавшийся как стабилизирующий фактор: варьируя разницей между доходами и расходами бюджета в зависимости от конкретных экономических условий, государство целенаправленно могло влиять на объем совокупного спроса, а через него -на величину предложения.
Кейнсианские методы эффективно применялись до 70-х гг. Кризис государственного вмешательства в рыночную экономику на основе рецептов Дж. Кейнса проявился в 70-е гг. и привел к активным поискам новых методов оздоровления экономики. Так, правительства, находившиеся у власти в США и Великобритании в 80-е гг., взяли на вооружение экономическую теорию, получившую название "экономики предложения" и отражавшую монетаристские взгляды и неоклассические подходы.
Одним из важных постулатов теории "экономики предложения" было уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства. Особая роль при этом отводилась государственным финансам, в частности, предусматривалось сокращение налогов и государственных расходов, а также уменьшение количества денег в обращении с помощью соответствующей политики в области государственного кредита.
Следует признать, что смена доктрин "экономики спроса" на "экономику предложения" внесла определенный вклад в разработку экономической теории и в практику, но долгосрочные задачи остались нерешенными: по-прежнему сохранялось циклическое развитие экономики, вследствие чего возникала необходимость антициклического регулирования,уровень безработицы повысился, инфляция в среднем осталась на прежнем уровне, в то же время показатели производительности труда и частных сбережений ухудшились.
Впоследствии Президентом Дж. Бушем совместно с конгрессом проведен ряд мер по сокращению государственных расходов, однако, вопреки прогнозам правительственных экспертов о сокращении дефицита
бюджета, государственный долг страны увеличился из-за экономического спада в начале 90-х гг., приведшего к неисполнению доходной части бюджета и одновременному росту расходов по программам борьбы с безработицей и здравоохранения.
Экономическая программа Президента Б.Клинтона представляла собой новый подход к претворению в жизнь теории "экономики предложения", но несколько модернизированной. Программа состояла из трех частей: в первой части предусматривались мероприятия, направленные на преодоление спада; во второй -на увеличение государственных инвестиций в основной капитал с целью ускорения развития экономики; в третьей -на сокращение дефицита государственного бюджета и создание более благоприятных условий для кредитования.
В соответствии с этой программой предполагалось сокращение государственных расходов, повышение налогов на доходы наиболее обеспеченных американцев, число которых составляет 1,2%населения страны (что нарушало один из основных постулатов "экономики предложения"), с одновременным предоставлением ряда налоговых льгот семьям со средними и низкими доходами. Президент возглавил борьбу за сокращение дефицита государственного бюджета, и эта борьба дала свои результаты.
В главе 2анализируется также действие закона А.Вагнера, по которому государственные расходы в развитых странах растут быстрее, чем объемы производства и национальные доходы. Автор приходит к выводу о том, что увеличение абсолютных размеров и относительной доли государственных расходов в ВВП свидетельствует об активизации роли государства как в экономическом, так и в социальном регулировании, несмотря на периодически декларируемую и эпизодически проводимую политику дерегулирования. Внимание читателей обращено на особенность государственных расходов: для каждого критического периода в жизни страны (войны, депрессии, экономический кризис) характерны расширение деятельности государства, резкий рост государственных расходов, однако критические периоды проходят, а прежний уровень расходов не восстанавливается.
В главе приводятся бюджетная классификация и изменения в структуре государственных расходов США.
Глава 3"Некоторые направления финансовой деятельности государства в рыночной экономике" отражает роль государства в финансировании научно-технического прогресса. В развитых странах существует несколько источников финансирования научных исследований и разработок, однако к основным относятся государственные средства и средства промышленных компаний. Прямое бюджетное финансирование программ НИОКР является главным в процессе государственного стимулирования научно-технического прогресса, другой путь поощрения исследований и разработок состоит в создании льготных условий корпорациям (частным и государственным), расширяющим собственную научно-исследовательскую деятельность. В главе рассматриваются новые подходы администрации Б.Клинтона к проблеме государственного финансирования НИОКР в США в условиях окончания холодной войны.
В главе показана роль государственных финансов в функционировании государственного сектора экономики. Государственные предприятия, помимо прямого финансирования их деятельности из бюджета, получают от правительства значительно больше привилегий, чем частные компании: доступ к субсидиям, покрытие убытков за счет средств госбюджета, льготные кредиты, финансовые льготы в виде освобождения прибыли от налогов, страхование заграничных капиталовложений государственных ТНК, дотации и т.д. Особое внимание обращено на специфику финансирования государственного сектора в странах Западной Европы, Японии, США.
Автор не затрагивает проблему ведущей роли государственных финансов в реализации военных программ и военном строительстве в развитых странах, поскольку эта тема широко представлена в экономической литературе.
Состояние российской науки о государственных финансах свидетельствует о том, что теоретические разработки не опережают, а идут вслед за практическими действиями. Такое отставание приводит к ситуации, когда на практике часто вынуждены искать решения новых проблем "наощупь", метод проб и ошибок. Поэтому перед наукой о государственных финансах стоит задача с учетом накопленного мирового и отечественного опыта, с одной стороны, активизировать теоретические разработки; с другой -способствовать внедрению разработок на практике при дальнейшем их совершенствовании. Проблемам государственных финансов в странах с переходной экономикой посвящена заключительная глава 4 -"Проблемы государственных финансов в переходный период".
Данная книга не претендует на анализ всех вопросов, касающихся государственных финансов, ее задача в другом: раскрыть наиболее важные вопросы, дискутируемые в настоящее время, представляющие интерес для развития современной экономической теории. Эффективное использование государственных финансов в макроэкономическом регулировании требует постоянного внимания к ним, дополнительных исследований, обмена научными идеями, обобщения мирового и отечественного опыта. Ошибочное толкование проблем государственных финансов может привести -и уже приводило -к неправильным практическим выводам: либо к эффективному использованию государственных финансов как регулятора экономической и социальной жизни, либо к свертыванию их сферы действия. Подобные крайности ограничивают влияние государственных финансов на темпы экономического и социального развития.