Глава 7. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

§ 1. Политическая система общества

Гражданское общество

Идея гражданского общества возникла в новое время в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Ф. В. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.).
В современной политической науке утвердилось следующее определение: гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивидуумы реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Понятия “гражданское общество” и “государство” отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.
Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. Однако для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок. Их многообразие можно представить в виде схемы:

На первом этапе (XVI-XVII вв.) формирования гражданского общества складывались экономические и политические предпосылки его существования, произошел переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики). Второй этап (XVIII -конец XIX вв.) характеризовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы политической жизни утверждаются принципы и ценности либерализма. На третьем этапе (XX в.) происходят значительные изменения в социальной структуре общества: превращение среднего класса в основную социальную группу, идет процесс становления правового социального государства.
Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социокультурном и политико-культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения) для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье; на втором - для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы; третий уровень составляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают политические партии и движения, являющиеся элементами политической системы общества.

Политика

Слово “политика” произошло от греческого слова “politika”, что означает в переводе “государственные дела”, “искусство управления государством”.
Политическая надстройка существовала не всегда. Среди причин ее возникновения - поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти. Появление политической и государственной власти и есть важнейшая предпосылка политики. Современная наука предлагает различные определения политики. Среди них следующие:
1. Политика - это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
2. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
3. Политика - это сфера деятельности групп, партий, индивидуумов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Политическая система общества

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
Функции политической системы общества разнообразны:
1) определение целей, задач, путей развития общества;
2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;
3) распределение материальных и духовных ресурсов;
4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;
5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;
6) обеспечение стабильности и безопасности общества;
7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;
8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.
Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, отражающий характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:
1) институциональную;
2) коммуникативную;
3) нормативную;
4) культурно-идеологическую.
К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.
Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе - собственно-политическим - относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе - несобственно-политическим - относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, и поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике. Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.
Коммуникативная подсистема политической системы общества -это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.
Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.
Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.
Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.
Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии - чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.
В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений. Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.
В современной политологии принята типологизация политической культуры, предложенная американскими учеными С. Вербой и Г.Алмондом. Избрав в качестве критерия степень ориентации людей на участие в политической жизни, эти политологи выделили три “чистых” типа политической культуры.
1. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные ценности, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Этот тип политической культуры характерен для развивающихся стран Азии и Африки.
2. Подданническая политическая культура отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Ее носители имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.
3. Гражданская политическая культура (или политическая культура участия) присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированны на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на выработку принятия решений государственными органами.
Но в реальности редко можно встретить “чистый” тип политической культуры. Для большинства современных обществ характерны смешанные типы: патриархально-подданническая, подданническо-гражданская и патриархально-гражданская политическая культура.

Государство в политической системе общества

Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:
1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;
2) государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;
3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;
4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;
5) государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;
6) государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь “стержнем” всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.
Наряду с государством элементами институциональной подсистемы политической системы общества являются также общественные объединения и политические партии, религиозные организации, органы местного самоуправления и трудовые коллективы.

Словарь занятия

Либерализм - течение, основными идеями которого являются построение в государстве рыночной экономики, а также признание экономических и политических прав человека.
Социализация личности - осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидуума процесс воздействия на него общества и его структур, в результате которого человек накапливает социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе и становится личностью.

Вопросы и задания

1. Что такое гражданское общество? Когда оно возникает и какие этапы проходит в своем становлении?
2. Как государство связано с гражданским обществом?
3. Объясните, почему гражданское общество является одним из мощных рычагов в системе “сдержек и противовесов”, ограничивающим стремление политической власти к абсолютному господству? Какими средствами оно располагает для выполнения этой миссии?
4. Можно ли назвать гражданским современное российское общество?
5. Как связаны между собой политическая система и политическая власть?
6. Каковы структурные элементы политической системы? Как они взаимосвязаны между собой.
7. Что такое огосударствление общественной жизни и когда оно возникает?
8. Почему государство является основным институтом политической системы?
9. Всегда ли сильное государство - это благо для граждан? Подтвердите свой ответ конкретными историческими примерами.

§ 2. Демократия и ее признаки

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

Предпосылки демократии

Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов. Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государства.

Признаки демократии

Демократия характеризуется следующими признаками:
1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;
2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;
3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;
4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство, выражает через институты демократии свою волю;
5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;
7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;
8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;
9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.
На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная власть. В противном случае может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию (ochlos - толпа и kratos - власть, т. е. “власть толпы”). При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам.

Всеобщие институты демократии

Для того чтобы перечисленные выше признаки могли быть реально воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии.
Всеобщие институты демократии - это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят, во-первых, выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима. Во-вторых, ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами). И, в-третьих, сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий. Все это укрепляет демократический режим, препятствует попыткам узурпации государственной власти.

Формы демократии

В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов.
Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Институты представительной демократии сформировались сравнительно поздно и неоднократно подвергались критике. Основными недостатками представительной формы демократии обычно считают:
фактическое отстранение народа от власти в промежутках между выборами;
неизбежную, вследствие сложной системы управления, бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов от рядовых граждан;
сравнительно широкие возможности для подкупа должностных лиц;
возможность постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью и нарастание авторитарных тенденций в государстве;
слабую легитимность власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;
широкие возможности политического манипулирования: представительные органы власти принимают решения по своему усмотрению и в состоянии до неузнаваемости изменить волю граждан;
нарушение принципа равенства политических прав граждан за счет чрезмерно широких полномочий депутатов.
Поэтому высшим проявлением власти народа все-таки считается непосредственная демократия.
Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия - систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии решений местного значения.

Словарь занятия

Легитимность - признание законности процесса формирования и функционирования органов публичной власти, а также принимаемых ими решений.

Вопросы и задания

1. Что такое демократия? Почему демократический режим складывается только в тех государствах, где достигнут высокий уровень социально-экономического развития?
2. В современной политической науке получила широкое распространение теория элитарной демократии. Согласно этой теории реальная власть в демократическом обществе должна принадлежать фактически правящей политической элите, а народные массы - иметь лишь право периодического электорального контроля. Демократия должна представлять собой не расширение участия народа в политическом процессе, а создание эффективных механизмов рекрутирования результативной элиты, подконтрольной народу. Считаете ли вы обоснованной подобную точку зрения? Какие аргументы вы могли бы привести в ее поддержку?
3. Почему одним из условий прочности демократического режима является сильная государственная власть?
4. Демократические режимы опираются на право, с вытекающими из него свободой личности, широкими возможностями для проявления различных противоречивых устремлений отдельных личностей. В этом одновременно заключаются и сила, и слабость демократии. Поясните этот тезис на конкретных исторических примерах.
5. Какие формы демократии вам известны? В чем состоит их отличие друг от друга?

§ 3. Институты прямой демократии

Все институты непосредственной демократии можно разделить на имеющие окончательное, общеобязательное значение и имеющие консультативное значение. К первой группе институтов относятся выборы и референдумы.

Выборы

Выборами называют процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом. Путем выборов формируются парламенты, органы местного самоуправления, избираются главы государств, региональных и местных исполнительных органов власти. Порядок формирования выборных органов государства называют избирательной системой. Избирательная система включает в себя избирательное право, избирательный процесс и процедуру отзыва депутатов.
Избирательным правом называются принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов. Избирательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть ограничено цензами. Цензы бывают возрастные, образовательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости (ограничение избирательного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).
В демократических государствах выборы проводятся на основе так называемой “четырехчленки”, характеризуемой всеобщим, прямым, равным избирательным правом при тайном голосовании.
Всеобщее избирательное право — это право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возраста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, национальности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. В Российской Федерации не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое число голосов и участвует в выборах на равных основаниях (упрощенно это формула звучит так: “Один избиратель - один голос”). Каждый избранный депутат представляет примерно одинаковое число избирателей.
Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели формируют коллегию выборщиков, а те, в свою очередь, голосуют за кандидата.
Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.
Другими принципами, характеризующими избирательное право, являются: свобода выборов и добровольное участие в них, сочетание государственного и негосударственного финансирования, гласность и общественный контроль за проведением выборов, а также альтернативность последних (реальная возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов).
Избирательный процесс представляет собой порядок и основные стадии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:
1) назначение выборов (как правило, главой государства);
2) организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;
3) создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;
4) регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;
5) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;
6) предвыборная агитация;
7) процесс голосования по избирательным участкам;
8) подведение итогов голосования;
9) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.
Существуют две системы регистрации избирателей - необязательная и обязательная.
При необязательной регистрации закон даже формально не ставит своей целью добиться включения в списки избирателей всех лиц, удовлетворяющих избирательным цензам: регистрация производится по инициативе самого избирателя, а регистратору вменяется в обязанность лишь не допустить к участию в выборах лиц, не имеющих права голоса. Система необязательной регистрации имеет две разновидности. При первой из них регистрация избирателя является постоянной: избиратель, один раз внесенный в списки для голосования, считается навсегда зарегистрированным и вычеркивается из них только в случае смерти. Сущность второй разновидности системы необязательной регистрации состоит в том, что регистрация является периодической: через определенное время списки избирателей аннулируются и каждый избиратель, желающий принять участие в выборах, обязан пройти перерегистрацию.
При обязательной системе регистрации регистратор обязан позаботиться о том, чтобы каждый имеющий право голоса был внесен в списки для голосования.
Распределение мандатов по итогам голосования может производиться при помощи мажоритарной либо пропорциональной системы подсчета голосов.
Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Главным принципом этой системы является правило “победитель получает все”. Разновидностями мажоритарной системы являются мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения результатов и то, что избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей. Однако существенны и ее недостатки: высокая непредставительность (в итоге может быть потеряно до 49 % голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов), что ведет к росту абсентеизма.
При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования. Однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората.
Пропорциональная избирательная система - это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. При такой системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого “независимого” кандидата: для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список. После голосования определяется избирательная квота (“избирательный метр”). Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число поданных по округу голосов делится на число распределяемых мандатов. Затем распределение депутатских мест между партийными списками осуществляется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в число полученных партией голосов, столько и будет у нее мандатов. При применении этого метода все места сразу не распределяются: после первой передачи мандатов нужно использовать еще и один из способов распределения остатков (например, метод наибольшего остатка).
Пример задачи по избирательному праву. В выборах участвовало 5 партийных списков. Список партии А получил 126 тыс. голосов, партии Б-94 тыс., партии В -88 тыс., партии Г- 65 тыс. и партии Д - 27 тыс. Всего по округу подано 400 тыс. голосов. Округ представлен в парламенте 8 депутатами.
Определяем избирательную квоту. 400 тыс. голосов : 8 мест = 50 тыс. Проводим первое распределение. Список А - 126 тыс. голосов : 50 тыс.
= 2 места (остаток 26 тыс. голосов). Список Б-94 тыс. голосов: 50 тыс. = 1 место (остаток 44 тыс. голосов). Список В -88 тыс. голосов : 50 тыс. = 1 место (остаток 38 тыс. голосов). Список Г- 65 тыс. голосов : 50 тыс. = I место (остаток 15 тыс. голосов). Список Д — 27 тыс. голосов: 50 тыс. = 0 мест (остаток 27 тыс. голосов). Таким образом, после первого распределения мандатов остались незамещенными 3 мандата. В соответствии с методом наибольшего остатка по одному дополнительному мандату получат списки с наибольшим остатком голосов - списки Б, В и Д.
Чтобы не допустить получения мандатов “карликовыми” партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: списки, не набравшие определенного числа голосов (как правило, 5 %), отстраняются от распределения мандатов и собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов.
В большинстве стран в конституциях отсутствует положение о праве избирателей на отзыв депутатов до истечения срока их полномочий. В этих странах выборы основаны на принципе свободного мандата, т. е. независимости депутата от избирателей. Принцип свободного мандата реализован и в избирательном законодательстве Российской Федерации. В бывших же советских республиках существовал так называемый императивный мандат, согласно которому депутат был “связан” в своей деятельности наказами избирателей, был ответственен перед ними и мог быть досрочно отозван.

Референдум

Еще одним институтом прямой демократии является референдум - всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения. Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено еще в 1439г.
Референдумы разделяются:
а) по правовой силе результатов на консультативные (решения этого референдума не обязательны к исполнению, цель его - выяснить мнение населения) и решающие (решения референдума обязательны и не требуют утверждения каким-либо органом);
б) по содержанию проектов, выносимых на голосование, на конституционные (принятие конституции либо внесение изменений и поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение законопроектов) и плебисцит (определение государственной принадлежности всей или части спорной территории на основе волеизъявления населения);
в) по способу организации на обязательные (выносимый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативные (референдум по данному вопросу не является обязательным).
Инициатива референдума может исходить от главы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или органов местного самоуправления. На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие однозначно положительные (“да”) или однозначно отрицательные (“нет”) ответы. Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается. Так, например, в Российской Федерации к таковым относятся вопросы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании. Как и на выборах, для проведения референдума образуются специальные комиссии, ведется агитационная работа. Правовые последствия связаны прежде всего с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос становятся законом государства.
Как институт прямой демократии референдум имеет своих сторонников и противников. Сторонники регулярного проведения референдумов высказывают в свою защиту следующие аргументы:
1. “Угроза” проведения референдумов, как правило, побуждает законодателей более внимательно относиться к мнению избирателей, воплощая последнее в законы.
2. Референдумы способствуют повышению интереса граждан к управлению государством.
3. Механизм проведения референдумов позволяет, не проводя новых выборов, изменять решения законодательных органов, которые не устраивают избирателей, дает возможность гражданам более эффективно контролировать государственную власть.
4. Референдум способствует формированию гражданского сознания и гражданского общества в стране.
5. Референдум в наибольшей степени соответствует представлению о народе как источнике власти.
Оппоненты идеи частого использования референдумов в практике государственного управления отмечают следующие недостатки этого института прямой демократии:
1. Проведение референдумов уменьшает значение представительных органов власти.
2. Возможность обращения к референдумам “расхолаживает” законодателей, порождает у них желание снять с себя ответственность и передать решение всех спорных проблем самим избирателям.
3. Рядовые граждане недостаточно хорошо образованны и информированы для того, чтобы принимать грамотные и ответственные решения.
4. Референдумы затягивают законодательный процесс, вносят в него неопределенность, дают возможность меньшей части населения посредством проведения референдума отсрочить принятие неудобных для нее законов.
5. Референдумы не дают возможности найти компромиссное решение по спорным вопросам, ограничивая избирателей ответами “да” или “нет”, не позволяют учесть позицию меньшинства.
6. Референдумы не полностью отражают отношение избирателей к предложенному законопроекту. Возможно, что большинство из них, отвергнув предлагаемый закон в целом, одобрило бы его в случае внесения в него незначительных изменений.
7. Лоббистские группы (группы давления), обладающие значительными финансовыми возможностями, используют референдумы для принятия нужного им решения.
8. Частое проведение референдумов способствует росту индифферентности избирателей к данной процедуре принятия важнейших государственных решений.
9. Проведение референдумов требует больших финансовых средств.
Все остальные институты прямой демократии (например, митинги, шествия, пикетирования и др.) имеют консультативное значение.

Словарь занятия

Митинг - массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни.
Пикетирование - наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления путем размещения участников возле пикетируемого объекта и использования различных средств наглядной агитации.
Шествие - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы с целью привлечения общественного внимания к каким-либо проблемам.

Вопросы и задания

1. Из каких элементов состоит избирательная система государства?
2. Перечислите принципы, лежащие в основе выборов в демократических государствах, и раскройте их содержание.
3. Какими цензами может быть ограничено активное избирательное право?
4. Какие существуют системы распределения мандатов? В чем состоят достоинства и недостатки каждой из этих систем?
5. Решите задачу:
Всего в выборах приняло участие 2 млн 220 тыс. избирателей из 3 млн зарегистрированных. В парламенте нужно заместить 75 мест. 2/3 мест замещается путем выборов по мажоритарной системе, а 1/3 - по пропорциональной. Список А получил 350 тыс., список Б- 75 тыс., список В-98 тыс., список Г- 290 тыс., список Д- 715 тыс., список Е - 495 тыс., список Ж- 197 тыс. голосов.
Распределите мандаты между списками.
6. Что такое референдум? Какие виды референдума вы знаете? Перечислите вопросы, которые запрещается выносить на референдум, и объясните, с чем связано установление в законодательстве такого запрета.