Глава 9. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
 
§ 1. Гражданство
 
Независимо от степени участия того или иного человека в общественной жизни, его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, которые принято называть правовым статусом личности. Права и обязанности закрепляются многочисленными законами и иными нормативно-правовыми актами, но особое значение в определении правового статуса имеет Конституция государства. Именно она устанавливает основы правового статуса человека и гражданина. В структуру правового статуса входят юридические права, свободы и обязанности. Ряд ученых включают в правовой статус личности и гражданство. Однако это вызывает возражения других ученых, полагающих, что гражданство следует считать только юридической предпосылкой правового статуса.
 
Гражданство
 
Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство следует отличать от подданства. Последнее используется для обозначения правовых связей лица и государства при монархии (там, где есть император, царь, король, есть и их подданные).
На территории любого государства могут проживать граждане данного государства, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют различное правовое положение.
Гражданами государства признаются лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству данного государства. Иностранные граждане - это лица, обладающие документами о принадлежности к гражданству другого государства. Лицами без гражданства (апатридами) считаются лица, не имеющие документов о принадлежности их к гражданству ни одного из государств.
Лишь граждане в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, хотя это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства на территории другой страны являются бесправными. Сущность правового положения иностранца состоит в том, что он находится как бы в двойном подчинении: он одновременно подчинен правопорядку государства пребывания и законам государства своего гражданства. Иностранец может пользоваться правами или выполнять обязанности, вытекающие из его гражданства, лишь в той мере, в какой это допускается государством пребывания, не противоречит его суверенитету и безопасности. Государство пребывания, устанавливая режим для иностранцев, не должно нарушать общепризнанных принципов международного права.
Правовое положение апатридов определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, лица без гражданства не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.
 
Принципы гражданства
 
Каждое государство в сфере законодательства о гражданстве действует самостоятельно, однако международным правом выработан ряд общих принципов регламентации гражданства. К ним относятся:
1) принцип единого гражданства, означающий, что граждане, постоянно проживающие на территории всех субъектов федерации или административно-территориальных единиц (в унитарном государстве), являются гражданами этого государства;
2) принцип равного гражданства, показывающий, что гражданство является равным независимо от оснований его приобретения, что все лица, имеющие гражданство данного государства, обладают одинаковым конституционно-правовым статусом;
3) принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его односторонним решением государства. В то же время гражданин имеет право изменить свое гражданство и государство не может лишить его этого права;
4) принцип существования постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами государства, при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом;
5) принцип защиты и покровительства граждан со стороны государства.
Некоторые государства закрепляют за своими гражданами возможность иметь гражданство другого - иностранного - государства в соответствии с законами и международными договорами (так называемое двойное гражданство). Наличие у гражданина двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей перед собственным государством.
 
Способы приобретения гражданства
 
Все способы приобретения гражданства можно условно разделить на две большие группы. Первая группа охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке, вторая - в исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства в результате: а) рождения; б) натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.
 

 
Приобретение гражданства в результате рождения - самый распространенный способ. Законодательство государств по этому вопросу обычно основывается на одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus soli). Иногда в юридической науке приобретение гражданства по праву крови именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы - по рождению. Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения; право почвы - что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинство государств мира (в том числе и Россия) придерживается права крови. Право почвы свойственно законодательствам США и латиноамериканских государств. Однако оно всегда в определенной степени дополняется правом крови (обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся за границей).
Натурализация (укоренение) - это индивидуальный прием в гражданство заинтересованного лица по его просьбе. В российском законодательстве этот термин не применяется, но в теории международного права он общепризнан. Натурализация - это всегда добровольный акт. Принудительная натурализация противоречит нормам международного права. Натурализация в большинстве государств осуществляется обычно с учетом определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшее из них - определенный срок проживания на территории данного государства (5-7,а иногда и 10 лет). Возможность натурализации часто облегчается, если заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству (служило в его вооруженных силах и т. п.).
Разновидностью натурализации является предусматриваемый законодательством некоторых государств упрощенный порядок приобретения гражданства определенными категориями лиц путем усыновления или в результате вступления в брак. Эти способы называют иногда семейным порядком приобретения гражданства. К нему относится и автоматическая натурализация несовершеннолетних детей в связи с натурализацией родителей.
Пожалование гражданства, в отличие от натурализации, осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.
Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы:
оптация, или выбор гражданства;
реинтеграция, или восстановление в гражданстве;
трансферт.
Приобретение гражданства в исключительном порядке существует как изъятие, исключение из общего стабильного порядка приобретения гражданства. Такой исключительный порядок, как правило, предусматривается в международных договорах. Он устанавливается на определенный срок и касается лишь определенной категории лиц. Практика показывает, что предоставление гражданства в исключительном порядке порождается событиями, ведущими к массовому переселению людей, а также территориальными изменениями. Подобные события обычно сопровождаются трансфертом - переходом населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны части населения передаваемой территории, поэтому он, как правило, корректируется правом оптации (выбора гражданства), т. е. фактически правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.
Наконец, еще одним способом приобретения гражданства в исключительном порядке является реинтеграция, или восстановление в гражданстве. При определенных обстоятельствах государства могут принимать специальные законодательные акты об особом порядке восстановления в гражданстве.
 
Утрата гражданства
 
Выделяют три формы утраты гражданства:
автоматическую утрату гражданства, выход из гражданства, лишение гражданства.
Автоматическая утрата гражданства в российской практике встречается лишь в международных соглашениях и специальных законодательных актах. В законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В США существует так называемая доктрина свободы экспатриации: если какое-либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом, оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства (например, в случае участия американского гражданина в выборах в иностранном государстве).
Выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности, для российского законодательства.
В отличие от выхода из гражданства лишение гражданства осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности. Российское законодательство возможности лишения гражданства не предусматривает.
 
Словарь занятия
 
Правопорядок - складывающийся в государстве на основе норм права и урегулированный ими общественный порядок.
 
Вопросы и задания
 
1. Что такое гражданство? Чем гражданство отличается от подданства?
2. Какие категории физических лиц по отношению к гражданству могут проживать на территории государства? Чем различается их правовой статус?
3. Перечислите принципы, на которых основывается регламентация вопросов гражданства в демократическом государстве, и раскройте их содержание.
4. Что такое оптация? Приведите исторические примеры реализации гражданами различных стран своего права на оптацию.
5. Что такое реинтеграция? Кто из наших соотечественников в последнее десятилетие получил российское гражданство в порядке реинтеграции?
6. В каких формах может происходить утрата гражданства? Какая из этих форм и почему не предусмотрена российским законодательством?
 
§ 2. Права человека
 
Философия прав человека
 
Проблема прав человека, как и все, что с ней связано, носит универсальный характер и является предметом изучения общественных наук. В широком смысле понятие “права человека” есть категория прежде всего философская, нравственная, политическая, и только затем - правовая. Юридическая наука в области изучения прав человека не занимается анализом исторических событий, посвященных борьбе народов за свои права. Она имеет свой предмет - законодательство (как национальное, так и международное), закрепляющее определенный правовой статус личности.
Понятие прав человека - одно из самых дискуссионных в юридической науке. Наиболее общее определение исходит из естественно-правовой теории. Согласно этой теории права человека -это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы и не зависят от признания их государством. Их нельзя передать, отобрать или ликвидировать. Государство может лишь их закрепить, гарантировать или ограничить. В противовес естественно-правовой теории сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которые оно дарует своим гражданам. В повседневной практике часто используется следующее определение прав человека: права человека - это формально-определенная, юридически гарантированная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.
Теория прав человека основана на безоговорочном признании за ним права на достоинство и права на свободу. Достоинством называется признание обществом социальной ценности и уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство человека - источник его прав и свобод. Под свободой понимается самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Однако абсолютного свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Права и свободы одного заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.
Признание за человеком свободы и достоинства, с одной стороны, способствует уважительному к нему отношению, с другой -признанию за ним соответствующих возможностей.
Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Юридические обязанности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера его должного поведения. Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой. Их взаимосвязь иллюстрирует следующая схема:
 

 
Классификации прав человека
 
Существуют несколько классификаций прав человека. Наиболее распространенной является классификация в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека. Гражданские (личные) права - это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. К ним относятся право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, честь и достоинство, гражданство (а следовательно, на защиту государства), равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др.
Политические права - права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны. К ним относятся избирательные права, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти.
К экономическим правам, под которыми понимаются узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, относятся: право быть собственником (т. е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом), право наследования, право на свободное занятие предпринимательской деятельностью, право на труд и свободный выбор профессии и рода занятий, отдых, удовлетворительное вознаграждение за труд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом), защиту от безработицы и др.
Государство закрепляет и защищает социальные права граждан -право на благосостояние и достойный уровень жизни; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на образование; право на благоприятную окружающую среду.
Культурные права - это права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности: на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, свободу творчества, культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.).
По времени возникновения различают три так называемых поколения прав человека. К первому поколению относят гражданские и политические права (иногда они называются негативными, так как для их соблюдения государству не нужно предпринимать активные действия). Второе поколение включает в себя социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях и законах наиболее развитых стран относится к началу XX в. Их часто называют мнимыми, поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения. Например, право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства. Третье поколение называют правами народов. Представление о них утверждается в юридической науке и международно-правовой практике во второй половине XX в. Важнейшими из них являются: право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа.
По способу существования и отражения различают естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные права, устанавливаемые государством.
По кругу субъектов права делятся на индивидуальные (права, принадлежащие отдельным лицам) и коллективные (права, принадлежащие и реализуемые группой лиц, существующих как общность: инвалиды, потребители, несовершеннолетние, беженцы).
 
Международные акты о правах человека
 
Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. Представления мирового сообщества о правах и свободах человека отражены во Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.), в Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г.. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также в ряде региональных документов.
Всеобщая декларация прав человека впервые отразила понятие о связи и взаимообусловленности всего комплекса прав и свобод человека. Она стала своеобразным кодексом поведения государств в области прав человека, основой для составления национальных актов о правах человека, юридической базой для заключения новых международных договоров и пактов о правах человека. Декларация - это своеобразный регулятор отношений между государствами, неисполнение ее норм роняет престиж государства в глазах мирового сообщества.
Велико значение и международных пактов 1966 г. Оно заключается в том, что впервые:
а) государства взяли на себя юридические обязательства перед международным сообществом содействовать осуществлению прав своих граждан;
б) государства наделили международные органы правом контроля за выполнением принятых на себя обязательств;
в) жертвы нарушений прав человека получили возможность обращаться за помощью в органы, не подведомственные притесняющим их властям.
В отличие от названных документов ценность Европейской конвенции состоит не в каталоге прав и свобод человека, которые она зафиксировала, а в создании механизма их имплементации.
 
Механизмы защиты прав человека
 
Международные акты о правах человека определяют и механизмы их защиты. По общему правилу приоритет в обеспечении правового статуса личности всегда принадлежит национальному законодательству. Все иные - наднациональные - системы защиты прав человека носят субсидиарный, т. е. дополнительный, характер. Это означает, что частное лицо, ставшее жертвой нарушения прав человека, может обратиться в международные инстанции лишь в том случае, если все внутригосударственные средства правовой защиты им уже исчерпаны и не привели к удовлетворяющему его результату. При этом оно имеет право свободно выбирать между различными международными контрольными органами на региональном и универсальном уровнях, помня, однако, о том, что, как правило, международные документы исключают подачу жалобы одновременно в несколько международных инстанций, занимающихся расследованием конкретных случаев нарушения прав человека в целях избежания двойной работы.

Наиболее важными из существующих механизмов защиты прав человека являются следующие:
1. “Процедура 1503”, названная так по порядковому номеру резолюции Экономического и Социального совета (ЭКОСОС) ООН, в составе которого действует комиссия по правам человека. В соответствии с этой процедурой на основе поступающих сообщений рассматриваются систематические нарушения прав человека в той или иной стране. Государства представляют ответы на эти жалобы и получают рекомендации по исправлению ситуации. Авторы сообщений не привлекаются к участию в разбирательстве и не уведомляются о принятых мерах.
2. Процедура Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах, в соответствии с которым был создан Комитет по правам человека. Обращаться с жалобой на нарушение прав, зафиксированных в этом пакте, может любой человек. Однако жалоба может быть подана только на действия государства, подписавшего Факультативный протокол. Итогом рассмотрения жалобы является обращение Комитета к государству-нарушителю с рекомендациями по восстановлению нарушенных прав. Эти рекомендации не являются обязательными.
3. Процедура, созданная в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (протокол № 11 к конвенции). Дела о нарушении прав человека рассматриваются в Европейском суде по правам человека. Обращаться в него могут как отдельные лица, так и неправительственные организации. Для того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, должны быть исчерпаны все доступные средства внутригосударственной защиты и истечь 6-месячный срок после принятия решения на национальном уровне. Не принимаются к производству анонимные жалобы, а также те жалобы, которые уже расследовались или же рассматривались в соответствии с другой процедурой международного разбирательства. Решения, принимаемые судом, обязательны для исполнения государствами-участниками Европейской конвенции. За их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. В случае необходимости Европейский суд может обязать государство скорректировать свое законодательство и практику его применения.
Любое государство, вступающее отныне в Совет Европы, должно не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из решений, принятых Европейским судом по правам человека.
 
Омбудсмен
 
Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает скандинавский институт омбудсмена - уполномоченного по правам человека, или, как он еще именуется в других странах, парламентского комиссара (Великобритания), народного защитника (Австрия), медиатора (Франция) и т. д. Созданный впервые в начале XIX в. в Швеции (1809 г.) институт омбудсмена в период после второй мировой войны получил широкое распространение в европейских 'странах (в 1992 г. он появился в системе органов Европейского Союза) и других регионах мира. Особая популярность и авторитет данного института объясняются многими демократическими чертами, характеризующими его статус:
независимым положением в системе государственных органов;
несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается;
правом законодательной инициативы;
открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод;
бесплатностью оказания помощи гражданам и т. д. Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в Конституции должность Уполномоченного по правам человека. Первым на эту должность в январе 1994 г. был назначен видный правозащитник С. Ковалев, который совместил два поста: председателя президентской комиссии по правам человека и омбудсмена Российской Федерации. Однако в марте 1995 г. С. Ковалев был освобожден Государственной Думой от должности Уполномоченного по правам человека. Причиной стала его независимая позиция в оценке ситуации с правами человека во время войны в Чечне.
16 апреля 1996 г. Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”. Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
Как сказано в законе, должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты конституционных прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
 
Критика теории прав человека
 
У многих ученых представление о незыблемости прав человека как высшей ценности вызывают серьезную критику. Основные доводы критиков сводятся к следующему:
1. Положения Всеобщей декларации прав человека давно устарели, превратились в собрание банальных, мертвых истин. Нужны новые, живые права (такие, как право не умереть с голоду, право народа контролировать ядерные станции и ядерное оружие, право коллективного контроля над таким мощным средством воздействия на общественное мнение, как средства массовой информации, и др.).
2. Права человека, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, минимальны, они не способствуют решению основных задач социальной жизни.
3. Идеология прав человека используется некоторыми странами Запада для вмешательства во внутренние дела других государств.
4. Институт прав человека призван увековечить существующую политическую систему и экономику современного капиталистического общества.
5. Идеология прав человека отрицает право на восстание против несправедливых режимов.
6. Философия прав человека в ряде случаев приходит в противоречие с религиозными догмами: человек не имеет права вести тяжбу о своих правах перед лицом Бога, политическое понимание прав личности противоречит религиозному пониманию свободы как образа осуществления ответственности.
7. В кризисные моменты развития государственности интересы власти и общества стоят выше неприкосновенных прав отдельной личности.
Долгое время в СССР господствовало нигилистическое отношение к правам человека. Положение стало изменяться в конце 1980-х гг. Сегодня Российская Федерация является участником фактически всех международных соглашений в этой области. Наше государство закрепило фундаментальные права и свободы человека в Конституции 1993 г., в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1991 г. При этом в России права человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя, признаны неотчуждаемыми и утверждены в качестве непосредственно действующих и определяющих смысл и содержание деятельности государства.
 
Словарь занятия
 
Имплементация - приведение национального законодательства конкретного государства в соответствие с требованиями норм международного права.
 
Вопросы и задания
 
1.Что такое правовой статус гражданина? Из каких элементов (частей) он состоит?
2. Что такое права человека и чем они отличаются от свобод?
3. Что такое юридические обязанности и чем они отличаются от прав и свобод человека?
4. Какие права и свободы человека называются личными (гражданскими)?
5. Какие права и свободы человека называются политическими?
6. Какие права и свободы человека называются экономическими?
7. Какие права и свободы человека называются социальными?
8. Какие права и свободы человека называются культурными?
9. Как государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина?
10. Почему идея прав человека в ее современном виде оказалась тесно связанной с эпохой буржуазных революций?
11. Могут ли быть реализованы права человека в условиях:
а) монархического государства;
б) социалистического государства?
12. Найдите в мировой истории и в истории нашей страны примеры вопиющего пренебрежения правом человека на жизнь. Какими аргументами власть оправдывала это пренебрежение?
 
Раздел III. ТЕОРИЯ ПРАВА