Глава 15. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
 
Реализацией права называется фактическое осуществление (воплощение) правовых предписаний в деятельности субъектов права. В правовом государстве население, с одной стороны, и государство - с другой, принимают на себя обязательство неукоснительно выполнять требования правовых норм, способствуя таким образом установлению и поддержанию правопорядка в стране. Существование последнего означает, что субъекты права беспрепятственно реализуют свои права, добросовестно выполняют обязанности и не нарушают запретов, установленных нормами права. В случаях же, когда нарушение запретов все-таки имеет место, к правонарушителям применяются установленные законом меры государственного принуждения. Субъектами реализации права являются те лица, на которых право распространяет свое действие. Объект реализации - система законодательства государства.
 
Формы реализации права
 
В зависимости от характера действий субъектов права различают непосредственную и опосредованную реализации права. Непосредственная реализация права имеет место в тех случаях, когда субъекты права реализуют правовые предписания самостоятельно, не опираясь на правоприменительную деятельность государственных органов. При опосредованной реализации права осуществление прав и обязанностей субъектов права происходит с помощью правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц.
В зависимости от способа осуществления прав и обязанностей различают три формы непосредственной реализации правовых норм.
Первая форма - соблюдение права. Это такая форма реализации права, которая состоит в воздержании от совершения действий, запрещенных правовыми нормами. Путем соблюдения реализуются запрещающие нормы права. Соблюдение проставляет собой пассивную форму реализации правовых предписаний, поскольку от субъекта права не требуется совершения каких-либо специальных действий по воплощению требований норм права - ему достаточно лишь не совершать запрещенных законом действий.
Вторая форма - исполнение права - представляет собой такую форму реализации права, которая состоит в обязательном совершении субъектами права действий, предусмотренных правовыми нормами. Путем исполнения права реализуются обязывающие правовые нормы. Данная форма реализации права осуществляется активными действиями субъекта права, причем обязанность признается исполненной в том случае, если она выполнена вовремя, в надлежащем месте и надлежащим образом. Неисполнение обязанности, равно как и ее ненадлежащее исполнение, является правонарушением и влечет за собой юридическую ответственность.
Третья форма реализации права - это его использование. Использование права представляет собой такую форму реализации права, которая состоит в осуществлении субъектами права предоставленных им прав по своему усмотрению. Путем использования реализуются управомачивающие нормы права. По своей сути использование заключается в совершении действий, дозволенных правом.
 
Применение права
 
Особой формой реализации права является применение права. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных государственных органов. Например, когда совершено правонарушение и необходимо определить правонарушителю соответствующую меру наказания.
Применением права называется деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм в конкретных жизненных ситуациях путем вынесения индивидуальных конкретных правовых предписаний - актов применения права.
Необходимость в применении права возникает в следующих случаях:
1) субъективное право гражданина не может быть реализовано без государственно-властного веления (например, гражданин хочет получить пособие);
2) существует необходимость в установлении юридически значимых обстоятельств (например, признать гражданина безвестно отсутствующим);
3) между субъектами права существует спор об их правах и обязанностях (например, спор о правах незаконно уволенного работника);
4) требуется привлечь правонарушителя к ответственности, т. е. реализовать санкцию правовой нормы;
5) существует необходимость принять решение о награждении отличившихся граждан.
Являясь особым процессом правореализации, применение права обладает рядом отличительных признаков. Во-первых, субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченный государственный орган либо должностное лицо. Во-вторых, правоприменение осуществляется в специальной процессуальной форме, установленной законом. В-третьих, итогом правоприменительной деятельности является оформление индивидуальных юридических актов - актов применения права, имеющих обязательную силу.
 
Стадии правоприменительной деятельности
 
Применение права представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких стадий. В процессе применения права можно выделить три стадии (см. приведенную ниже схему):
I стадия - установление фактических обстоятельств дела;
II стадия - формирование юридической основы дела (юридическое квалифицированно);
III стадия - вынесение решения по делу.
 
Стадии правоприменительной деятельности
 

 
На первой стадии применения права идет сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу. Круг фактических обстоятельств, которые необходимо установить, как правило, обозначен в законе. Устанавливаемые факты должны отвечать требованиям:
относимости, т. е. непосредственно относиться к рассматриваемому делу;
достоверности, т.е. они должны быть подтверждены необходимыми доказательствами, иначе говоря - должны быть доказанными;
полноты, т. е. должны быть установлены все факты, необходимые для принятия решения.
Обстоятельства, подлежащие установлению, в своей совокупности образуют фактическую основу применения норм права.
По своей сути стадия установления фактических обстоятельств дела в процессе применения права является предварительной.
Вторая стадия процесса применения права представляет собой оценку собранных фактов на основе норм права и заключается в выборе и анализе юридических норм, подлежащих применению. На данной стадии происходит уяснение содержания применяемой нормы путем толкования и установление ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц.
 
Действие нормативно-правовых актов
 
Действие нормативно-правовых актов (а соответственно и содержащихся в них норм права) во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.
Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определен, то он вступает в силу по истечении определенного срока после своего опубликования. В Российской Федерации:
законы РФ вступают в силу через 10 дней после их опубликования;
законы о поправках к Конституции РФ - со дня их опубликования;
нормативные акты Президента РФ - по истечении 7 дней после их опубликования;
акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций - через 7 дней после их опубликования;
иные акты Правительства - со дня их подписания;
нормативные акты федеральных органов исполнительной власти - через 10 дней после их опубликования.
Акты, не подлежащие опубликованию и рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.
Действие нормативно-правовых актов прекращается:
1) по истечении срока действия акта (самоотмена);
2) в случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);
3) в случае принятия нового акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим государственным органом (косвенная отмена).
Утрата юридической силы нормативно-правовым актом может быть временной. Временная утрата имеет место в случае приостановления действия нормативно-правового акта на некоторый срок. После истечении этого срока нормативно-правовой акт снова начинает действовать.
В отдельных случаях может иметь место так называемое переживание закона, которое представляет собой применение отмененного, уже не действующего нормативно-правового акта к тем правоотношениям, которые возникли еще в период его действия. И, наоборот, иногда вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. В таких случаях говорят об обратной силе закона. По общему правилу большинство законов обратной силы не имеет. Исключение составляют уголовные законы: они могут иметь обратную силу, если устраняют наказуемость деяния или смягчают наказание.
Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, а также территории посольств за рубежом, военные корабли и невоенные суда в открытом море и другие объекты, принадлежащие государству и находящиеся под его суверенитетом. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определенной части страны и в отдельных случаях за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правовых актов охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему нормативно-правовой акт.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает, что они распространяются на всех субъектов, находящихся на соответствующей территории. Однако из этого правила существуют исключения. Ряд законов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев. Иностранные граждане и лица без гражданства, наделенные дипломатическим иммунитетом, не несут уголовной и административной ответственности. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Ряд нормативно-правовых актов, имеющих юридическую силу на всей территории государства, действуют только в отношении определенного круга лиц (военнослужащих, пенсионеров, депутатов и т. д.).
 
Пробелы в праве
 
Иногда в процессе выбора и анализа правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, в законодательстве обнаруживается пробел. Пробелом называют отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения. Пробелы бывают действительными и мнимыми. Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру являются правовыми. Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру не являющиеся правовыми, то говорят о мнимом пробеле. Действительные пробелы подлежат устранению, мнимые пробелы в этом не нуждаются.
По причинам возникновения пробелы бывают первоначальными и последующими. Первоначальные пробелы могут возникнуть в силу целого ряда причин: недостатков юридической техники, недосмотра законодателя и т.п. Возникновение последующих пробелов обуславливается появлением новых общественных отношений.
Существуют два пути устранения пробелов в законодательстве. Первым путем является совершенствование законодательства в процессе правотворческой деятельности. Второй путь - восполнение пробела в процессе применения права, когда правоприменительный орган, обнаружив пробел, принимает решение по аналогии закона или по аналогии права.
Аналогией закона называется принятие решения по конкретному делу на основе правовой нормы, регулирующей сходный случай. Применение аналогии закона возможно в том случае, когда:
а) отсутствует правовая норма, необходимая для принятия решения по рассматриваемому делу;
б) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение;
в) отношение не урегулировано соглашением сторон;
г)в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения.
На основе этой нормы и выносится решение по делу.
Если имеются все вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права. Аналогия права - это принятие решения по делу на основе общих принципов права.
Принципами права называются основополагающие идеи, которые тем или иным образом зафиксированы в праве и характеризуют его содержание. Различают принципы права в целом и принципы отдельных отраслей. К общеправовым относятся: принцип равенства всех перед законом, принцип верховенства закона над другими нормативно-правовыми актами, принцип примата (первенства) международного права над внутригосударственным, принцип юридической ответственности за вину, принцип справедливости, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип законности и др. Все общие принципы права обуславливаются характером общественных отношений и тесно связаны между собой. Принципы отдельных отраслей, как правило, закрепляются в кодифицированных нормативно-правовых актах и характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права.
 
Юридические коллизии
 
Противоположностью пробелу является ситуация, когда в процессе применения права обнаруживается не одна, а несколько юридических норм, причем противоречащих друг другу. В таких случаях говорят о коллизии законов. Коллизией законов называется расхождение (или столкновение) содержания двух или более действующих нормативно-правовых актов, изданных по одному и тому же вопросу.
Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативно-правового акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Выбор применяемой нормы осуществляется в соответствии со следующими правилами.
1. Если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же правотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее. (Подобное расхождение возможно из-за того, что принятие нового нормативно-правового акта не всегда сопровождается одновременной отменой акта устаревшего, ранее регулировавшего данные общественные отношения).
2. Если имеется расхождение между общим и специальным нормативно-правовыми актами, то преимущество отдается специальному акту, если только он прямо не отменен изданным позднее общим актом.
3. Если по содержанию расходятся нормы, находящиеся в актах, принятых разными органами, то применяется норма, принятая вышестоящим органом.
4. Если по содержанию расходятся нормы федерального и регионального законодательства, приоритет отдается федеральному нормативно-правовому акту.
 
Акт применения права
 
Последней стадией правоприменительного процесса является вынесение решения по делу. На этой стадии происходит издание компетентным органом правоприменительного акта.
Акт применения права - это официальный документ компетентного государственного органа, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.
Акты применения права издаются в установленной законом форме и имеют следующие обязательные реквизиты:
а) дату и место издания;
б) наименование органа, издавшего акт;
в) конкретного адресата акта;
г) подпись ответственного лица.
Структура основного содержания правоприменительного акта имеет три части: описательную, мотивировочную и резолютивную. В описательной части излагаются фактические обстоятельства дела. В мотивировочной части дается обоснование принятого решения. Резолютивная часть содержит само решение.
В зависимости от характера регулирующего действия различают два вида правоприменительных актов: исполнительные и правоохранительные. Первые определяют персональные права и юридические обязанности конкретных лиц, вторые - меру ответственности правонарушителей по гражданским, административным и уголовным делам.
В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, правоприменительные акты делятся на следующие виды:
а) акты представительных органов государственной власти;
б) акты исполнительных органов государственной власти;
в) акты правоохранительных органов (прокуратуры, судов и др.);
г) акты органов государственного контроля (налоговых, таможенных и др.).
 
Принципы применения права
 
Основным требованием, предъявляемым к правоприменительной деятельности является требование соответствия выносимых правоприменительными органами решений принципам законности, обоснованности, целесообразности и справедливости.
Законность решения означает, что оно принято в точном соответствии со смыслом и содержанием правовых норм, в предусмотренном законом порядке и в пределах предоставленных правоприменительному органу полномочий.
Обоснованность решения означает, что оно основывается на всестороннем, полном и точном исследовании фактических обстоятельств дела, их объективной оценке и непредвзятом отношении к заинтересованным лицам.
Целесообразность принятого решения заключается в том, что последнее соответствует обстоятельствам дела, их сущности и правовой значимости.
Наконец, справедливость означает не только беспристрастное рассмотрение дела на основе правовых норм, но и нравственное обоснование принятого правоприменительным органом решения.
 
Словарь занятия
 
Стадия - отрезок какого-либо процесса, имеющий определенную промежуточную задачу.
 
Вопросы и задания
 
1. Что такое реализация права? Каковы ее виды?
2. В каких формах может осуществляться непосредственная реализация права?
3. Почему применение права называют особой формой реализации права?
4. Приведите примеры конкретных жизненных ситуаций, в которых может возникнуть необходимость применения норм права.
5. Охарактеризуйте стадии правоприменительной деятельности.
6. Перечислите основные правила действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
7. В каких случаях законы государства могут действовать за его пределами?
8. Что называют пробелом в праве? Почему в законодательстве возникают пробелы? Какие существуют способы их устранения?
9. Перечислите основные способы разрешения коллизии законов.
10. Что такое акт применения права? Из каких структурных элементов он состоит?