Глава III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ, РАБОТЫ И УСЛУГИ
 
§ 1. Общая характеристика правового регулирования цен
 
Понятие и видьы цен. Цена — это денежное выражение стоимости продукции, работ, услуг. Разновидностью цены является тариф, который применяется к определенным услугам, например, тариф грузовых перевозок, определяющий расценки за расстояние перевозки.
В предпринимательской деятельности применяются различные виды цен. В зависимости оттого, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые. Свободная цена — это цена, складывающаяся на рынке под влиянием спроса и предложения и, следовательно, не регулируемая государством. Разновидностью свободной цены является договорная цена, определяемая свободным усмотрением сторон. Регулируемая цена — цена, определяемая уполномоченным органом государства. Методы определения такой цены могут быть разными: определение верхнего или нижнего предела цены, надбавок к цене, определение предельного коэффициента изменения цены, определение предельного уровня рентабельности, установление фиксированной цены.
В зависимости от назначения цены различают оптовые и розничные цены. Оптовые цены применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме покупателей в розничной торговле. Оптовая цена включает в себя затраты на производство продукции, работ, услуг, в том числе накладные расходы (по транспортировке, хранению, снабженческо-сбытовые надбавки и т.п.); суммы налога на добавленную стоимость;
суммы акцизов (по товарам, облагаемым акцизами); а также норму прибыли изготовителей (продавцов) продукции, исполнителей работ и услуг, определяемую ими самостоятельно (по свободным ценам) или с учетом требований законодательства о ценообразовании (по регулируемым ценам). Розничные цены — цены, по которым продукция, работы, услуги реализуются населению. Она складывается из оптовой
цены и накладных расходов торгующих и других коммерческих организаций и включает торговую надбавку с расчетом получения определенной прибыли.
В практике ценообразования используются и другие виды цен. Например, хозяйствующие субъекты могут устанавливать расчетные цены, которые применяются для учета движения продуктов производства (деталей, узлов, других полуфабрикатов) в пределах данного хозяйствующего субъекта и не связаны с товарно-денежными отношениями непосредственно.
Предмет и характер правового регулирования цен. В условиях рынка цена на продукцию, работы и услуги формируется под влиянием спроса и предложения на них. Роль государства ограничивается пределами обеспечения публичных интересов: сбалансированного развития экономики, решения социальных задач и т.п. В таком случае государство посредством права организует систему органов ценообразования и определяет их компетенцию; регламентирует порядок разработки, утверждения и применения цен; предусматривает санкции за нарушения правил ценообразования и ценоприменения.
Право регулирует отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира. В этом смысле правовое регулирование цен означает правовое регулирование отношений по установлению и применению цен на продукцию, работы и услуги. Данные отношения регулируются нормами разных отраслей права. Одни отношения складываются между изготовителями (продавцами) продукции, исполнителями работ и услуг и потребителями этих продукции, работ и услуг (частные отношения) и регулируются нормами гражданского (коммерческого) права. Другие отношения — отношения по установлению и применению цен — складываются между органами государственной власти и изготовителями (продавцами) продукции, исполнителями работ и услуг, а также их потребителями (публичные отношения) и регламентируются нормами административного права.
В условиях рыночной экономики правовое регулирование цен отличается общедозволительной направленностью и выражается формулой:
цена определяется договором, кроме случаев когда она предусмотрена законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 ГК). В последнем случае договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовь1ми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК).
Тот же принцип нашел закрепление в специальной норме ГК, посвященной цене: исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, но в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п.1 ст.424 ГК).
Регламентируя отдельные виды договоров, ГК последовательно проводит принцип свободы ценообразования. Так, в соответствии со ст.485 ГК, определяющей правила о цене товара по договору купли-продажи, покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. В договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (п. 1 ст. 709 ГК).
Следует обратить внимание, что по действующему законодательству цена, по общему правилу, не является существенным условием договора. Если иное не предусмотрено законом, отсутствие в договоре условия о цене не влечет его недействительность. Это вытекает из п.3 ст.424 ГК: в случаях когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ №6/8 от 1 июля 1996 г. “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ” наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. При наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным.
В качестве примера, когда цена в соответствии с законом является существенным условием договора, можно назвать норму п. 1 ст.555 ГК, регламентирующую правила о цене в договоре продажи недвижимости:
договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п.3 ст.424 ГК, не применяются.
Принцип свободы ценообразования претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о ценах, представленным множеством нормативных актов различного уровня, нуждающихся в унификации. Пока, к сожалению, нет единого закона о ценообразовании, который бы создавал законодательную базу реализации основ ценовой политики, отнесенных Конституцией РФ к ведению РФ (п. “ж” ст.71). Законодательство о ценах формируется по определенным сферам государственного регулирования и контроля.
Например, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется Федеральным законом РФ от 14 апреля 1995 г. “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ”.1
Общее законодательство о ценообразовании пока складывается на уровне Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Начало этому положил Указ Президента РФ от 3 декабря 1991 г. “О мерах по либерализации цен”,2установивший переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию, работы и услуги.
В целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) в начале 1995 г. были приняты два важных нормативных акта: Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. №221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)”3и в его развитие — постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)”.4
В этих нормативных актах признана необходимость дальнейшей либерализации цен (тарифов). Государственное регулирование цен (тарифов) предусмотрено в основном только на продукцию естественных монополий: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам; транспортировку газа по трубопроводам;
услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожную перевозку, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
 
1СЗ РФ. 1995. №16. Ст. 1316.
2Ведомости РФ. 1991. №52. Ст. 1878.
3СЗ РФ. 1995. №10. Ст. 859.
4Там же. №11. Ст. 997.
 
Складывающемуся общему законодательству о ценообразовании корреспондирует законодательство о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, направленное по существу на контроль за ценообразованием и ценоприменением со стороны антимонопольных органов.
В соответствии с Законом РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов (группы лиц) или физических лиц, в частности такие действия, как нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, установление монопольно высоких или монопольно низких цен (ст. 5).
Также запрещаются и признаются недействительными соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах (ст. 6).
Запрещаются и признаются недействительными также соглашения органа власти или управления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения, направленные на повышение, снижение или поддержание цен (тарифов)(ст. 8).
Наблюдая за товарным рынком, в целях содействия его развитию и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендации, в том числе об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен.
Особенно жестко государство регулирует цены в сферах естественных монополий. В соответствии с Федеральным законом РФ “О естественных монополиях” ценовое регулирование является одним из основных методов регулирования деятельности субъектов естественной монополии и осуществляется посредством прямого определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (ст. 6).
 
§ 2. Порядок установления регулируемых цен и контроль за ними
 
Порядок установления и применения регулируемых цен. Установление и применение регулируемых цен, а также контроль за их соблюдением осуществляют различные государственные органы исполнительной власти. Функциональным органом, осуществляющим государственное регулирование установления и применения цен и контроля за ними, является Министерство экономики РФ. В соответствии с Положением о нем5министерство формирует предложения по основам ценовой политики страны и реализует ее, разрабатывает предложения по совершенствованию механизма регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги, а также в соответствии с действующим законодательством согласовывает, утверждает и регистрирует цены и тарифы, участвует в осуществлении контроля за их применением.
В субъектах РФ аналогичные функции возложены на соответствующие комитеты (департаменты) экономики администрации.
Другие федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов РФ исполняют функции по ценообразованию, ценоприменению и контролю за ценами в пределах их полномочий. Прежде всего, как уже отмечалось, это федеральные антимонопольные органы.
Основы порядка установления и применения цен определены Указом Президента РФ “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)”. В соответствии с ним Правительство РФ утвердило перечни продукции и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен.
Один из перечней включает продукцию и услуги, на которые государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Другой перечень включает продукцию и услуги, на которые государственное регулирование цен осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Третий перечень касается услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
 
sТам же. №36. Ст. 3551.
 
Названные перечни могут пересматриваться по необходимости, но только в целях дальнейшей либерализации цен (тарифов). К продукции и услугам, не включенным в эти перечни, запрещается применять меры государственного регулирования.
Специальное регулирование цен (тарифов) осуществляется в отношении продукции и услуг естественных монополий. Так, в соответствии с Федеральным законом РФ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ” и постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. №121 “Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию”6государственное регулирование тарифов в данной сфере обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов. Установление тарифов на федеральном оптовом рынке электрической энергии осуществляет Федеральная энергетическая комиссия РФ. Установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов РФ, осуществляют региональные энергетические комиссии.
Цены на природный газ регулируются Федеральной энергетической комиссией РФ посредством установления экономически обоснованных предельных уровней цен на природный газ и сбытовых надбавок к оптовой цене на природный газ в соответствии с требованиями Закона о естественных монополиях и постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №863 “О совершенствовании государственного регулирования цен на природный газ”.7
Порядок регулирования тарифов и ставок сборов на железнодорожном транспорте определен постановлением Правительства РФ от 8 апреля 1997 г. №410 “О порядке регулирования тарифов и ставок на железнодорожном транспорте в 1997г.”.8Установлено, что изменение этих тарифов и ставок сбора не должно превышать индекса роста оптовых цен производителей промышленной продукции.
 
6Там же. 1997. №7. Ст. 855.
7Там же. 1996. №31. Ст. 3727.
8Там же. 1997. №15. Ст. 1803.
 
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997 г. №265 “О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях”9государственное регулирование тарифов на услуги связи (почтовой, телефонной, телеграфной, радиосвязи и т.п.) осуществляется Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи и ее территориальными органами по утвержденным Правительством РФ перечням. Один перечень включает в себя услуги связи, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют федеральные органы исполнительной власти, другой — услуги связи, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Регулирование тарифов на услуги связи осуществляется в пределах индекса роста цен на промышленную продукцию с учетом рентабельности работы организаций связи. При этом применяются коэффициенты индексации действующих тарифов по видам услуг и категориям потребителей.
Государственный контроль за регулируемыми ценами. В условиях либерализации цен важное значение приобретает государственный контроль за соблюдением порядка установления и применения цен. Такой контроль возложен на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы субъектов РФ и местного самоуправления. Государственный контроль за соблюдением порядка установления и применения цен в связи с нарушениями антимонопольного законодательства осуществляют федеральные антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий.
К лицам, нарушившим нормы законодательства о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере (п.4 Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. №221).
В соответствии со ст. 1466КоАП РСФСР завышение регулируемых цен (тарифов) на продукцию, работы, услуги, предельных цен (тарифов) , установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
 
9Там же. №11. Ст.1318.
 
В соответствии с Порядком применения экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен10суммы санкций за ценовые правонарушения подлежат взысканию в бюджет в бесспорном порядке. Органы ценообразования и контроля за ценами на основании проведенных ими проверок принимают решения о взыскании в доход бюджета сумм, полученных субъектом хозяйственной деятельности в результате нарушения государственной дисциплины цен, и штрафа. Данное решение направляется государственной налоговой инспекции, зарегистрировавшей субъекта хозяйственной деятельности в качестве налогоплательщика, для исполнения. Решение органа ценообразования может быть обжаловано в арбитражный суд.
Санкции за нарушение антимонопольного законодательства, связанные с ценообразованием, определены в антимонопольном законодательстве. Так, например, за завышение цен (тарифов), установленных органом естественной монополии, субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате нарушения, и уплатить штраф в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда (ст. 15,16 Закона о естественных монополиях).
Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких цен или монопольно низких цен, установления или поддержания единых цен влекут уголовную ответственность, предусмотренную ст. 178 У К РФ.
 
10БНА. 1993. №2. С.3.