Глава VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
§ 1. Понятие инвестиционной деятельности и инвестиционное законодательство
 
Понятие инвестиционной деятельности. Современная экономика представляет собой органичное соединение целого ряда рынков, таких, например, как товарный, капиталов, рынок труда и услуги т.д. Все они тесно взаимосвязаны и обусловлены друг другом. Любое нарушение в балансе этих явлений непременно приводит к экономическим потерям, сбоям в экономике в целом. Именно поэтому во многих случаях задачей правительства того или иного государства является создание условий и предпосылок для нормального, естественного развития всех вместе и каждого в отдельности из указанных экономических явлений. Для реализации этого плана в первую очередь все рынки должны быть обеспечены необходимыми средствами, капиталом, который является первейшей предпосылкой развития любого экономического организма.
Некоторые пытаются определить экономическую сущность инвестиций непременно через отношения, возникающие по поводу собственности и между собственниками.1 С подобными выводами вряд ли можно согласиться. Дело в том, что термины “инвестиции” и “инвестиционная деятельность” имеют как экономическую, так и юридическую сущность. На уровне экономических абстрактных инвестиционных отношений невозможно использовать юридический понятийный аппарат. Здесь он неприменим и, следовательно, не может выразить действительную сущность глубоко абстрактных экономических явлений. Поэтому здесь нельзя использовать понятия собственности и собственника в их юридическом смысле. Учитывая это, для экономического определения инвестиций и инвестиционной деятельности вопрос о собственности не имеет принципиального значения.
 
1Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992. С. 12.
 
С нашей точки зрения, экономической сущностью инвестиции является обеспечение спроса всей экономики в целом или ее определенной части на капитал. Учитывая это, можно дать следующее экономическое определение инвестиций и инвестиционной деятельности. Инвестиции — это капитал, а инвестиционная деятельность — это не что иное, как процесс размещения капитала. Возникающие при этом экономические отношения можно определить как инвестиционные экономические отношения.
Инвестиционное законодательство. Несколько иное понятие “инвестиций” в юридическом смысле. При этом, естественно, определяя сущность такого явления, следует обратиться к пониманию правоотношений собственности. Инвестициями здесь являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. В свою очередь, инвестиционной деятельностью здесь признается вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Здесь становится важной процедура государственного регулирования инвестиционных отношений посредством права. Предмет исследования юристов не экономические, а правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиционной деятельности. В качестве основного способа регулирования инвестиционных экономических отношений и “превращения” их в предмет правового исследования право использует такой инструмент, как специальное инвестиционное законодательство. Перед тем как перейти к его подробному рассмотрению, стоит сказать несколько слов и о таком понятии, как “инвестиционное право”.
Инвестиционное право не является самостоятельной правовой отраслью, поскольку очевидно, что оно не имеет самостоятельного предмета и метода правового регулирования. Предметом регулирования здесь служат самые разные по своей природе отношения, зачастую противоположные по своему характеру, например, административные или гражданские. Кроме того, инвестиционная деятельность регламентируется как внутри страны, так и вовне, например, при регулировании иностранных инвестиций в национальную экономику. Следовательно, при рассмотрении механизма правового регулирования инвестиционной деятельности, инвестиционных отношений мы имеем дело со специфической отраслью законодательства, а не права.
Рассматривая далее природу инвестиционного законодательства, следует также сказать о том, что это крупный нормативный массив, объединяющий разные по своей отраслевой принадлежности нормы — коммерческого, гражданского, международного, финансового, банковского, экологического законодательства. Все сказанное позволяет определить инвестиционное законодательство как комплексную отрасль законодательства.
Во главе системы инвестиционного законодательства стоит Конституция РФ. Она определяет основные направления государственной инвестиционной политики, принципы защиты инвестиций в национальной экономике. Далее следуют нормативные акты, которые традиционно можно разделить на две группы: специальное и общее законодательство. Общее законодательство достаточно обширно, оно включает в себя акты, в той или иной мере воздействующие на инвестиционную деятельность в нашей стране. К таким нормативным актам можно отнести Гражданский кодекс РФ, Закон “О Центральном банке РФ”, Закон “О банках и банковской деятельности в РСФСР”, Закон “О валютном регулировании и валютном контроле” и др. Однако центральное место в этой системе законодательства занимают специальные нормативные акты. Они определяют основные институты инвестиционной деятельности, закрепляют ее общие принципы, а также регулируют особенности отдельных видов инвестиционных отношений в самых различных областях.
Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” (с изм. от 19 июня 1995 г.) является центральным актом этой системы.2Он содержит основные понятия и принципы инвестиционного законодательства.
Целый ряд специальных нормативных актов определяют особенности инвестиционной деятельности в той или иной отрасли хозяйствования. Это: Закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”,3Закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”, Закон “О рынке ценных бумаг”, а также другие нормативные акты, направленные на поддержку инвестиций.
 
2Ведомости РСФСР. 1991. №29. Ст.1005; СЗ РФ. 1995. №26. Ст. 2397.
 
 
§ 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
 
Способы, формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Современная экономика России переживает ответственный этап в своем развитии, когда важным является развитие не столько отдельных направлений хозяйствования, сколько целых ее групп, отраслей. Это безусловно предполагает необходимость серьезных капиталовложений, причем практически во все основные области производства и торговли. Учитывая важность такой задачи, большое значение здесь имеет проведение единой государственной политики, направленной на организацию и привлечение в нашу страну инвестиций, координация в деятельности всех государственных и муниципальных служб в выработке и осуществлении единой общенациональной инвестиционной политики. Именно поэтому значительная часть инвестиционного законодательства представлена публичными правилами и нормами.
Взаимодействие РФ, республик в составе РФ, иных территориальных образований в лице их государственных органов и местных органов власти в инвестиционной деятельности осуществляется разными способами. Во-первых, РФ совместно с республиканскими и муниципальными органами разрабатывают и реализуют различные программы по развитию экономики. Республики в составе РФ на своей территории в пределах своей компетенции устанавливают порядок осуществления инвестиций и обеспечивают их защиту, разрабатывают и утверждают государственными органами республик, местными органами власти в пределах имеющихся у них полномочий планы социально-экономического развития соответствующих территорий, а также согласуют вопросы по созданию экономических и социальных объектов, использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды. Что касается местных органов власти, то они самостоятельно, без согласования с вышестоящими органами, определяют направления использования инвестиций, осуществляемых за счет местного бюджета и привлеченных кредитов, организуют реализацию инвестиционных проектов. Право принятия решений по инвестициям и условия инвестирования на территории РФ в объекты федеральной собственности, собственности других республик,а также совместной собственности РФ и других республик определяются на основании специальных межреспубликанских договоров.
Государство, регулируя инвестиционные процессы в стране, использует различные формы и методы воздействия на субъектов инвестиционной деятельности. Так, в частности, оно напрямую управляет государственными инвестициями; вводит системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; предоставляет финансовую помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проводит финансовую и кредитную политику, политику ценообразования (в том числе выпуская в обращение ценные бумаги) путем соответствующей амортизационной политики. Кроме того, государство устанавливает условия пользования землей и другими природными ресурсами; контролирует соблюдение государственных норм и стандартов, а также следит за соблюдением правил обязательной сертификации; применяет антимонопольные мероприятия, организует приватизацию объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства; а также проводит экспертизу инвестиционных проектов. При этом по приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности Правительство РФ, республик в составе РФ определяются особые льготные условия, которыми, в частности, могут быть установление специальных экономических зон для инвестиций, таких, например, как зон с особым режимом организации предпринимательской деятельности и льготным налогообложением.
Кроме этого. Указом Президента РФ от 17 сентября 1994г. №1928 “О частных инвестициях в Российской Федерации” (с изм. от 20 января, 16апреля 1996г.)4предусматривается, что ежегодно Правительство РФ обязано предусматривать выделение капитальных вложений в размере 0,5% валового внутреннего продукта на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, подготовленных с участием коммерческих структур, при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Право на участие в таких конкурсах имеют коммерческие высокоэффективные инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием так называемых “точек роста” экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизация), необходимых для реализации проекта. При этом срок окупаемости указанных проектов не
 
3Ведомости РСФСР. 1991. №29. Ст. 1008.
4СЗ РФ. 1994. №22. Ст.2462; 1996. №4. Ст. 267.
 
должен превышать двух лет. Государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор проектов может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, или путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора. Порядок предоставления государственной поддержки устанавливается Правительством РФ. Все проекты передаются на конкурс в Министерство экономики РФ, они должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы. Инвестор — победитель конкурса может выбрать одну из трех возможных форм государственной поддержки: 1) предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев; 2) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта. Размер пакета акций, закрепляемых в собственности государства, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом проекта; 3) предоставление государственных гарантий по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.
Государственная экспертиза инвестиционных проектов. Важное значение в инвестиционном процессе придается экспертизе и особой процедуре утверждения инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ. Инвестиционные проекты целевых комплексных программ наиболее важных и крупных объектов федерального и республиканского значения после их экспертизы независимыми экспертными комиссиями обсуждаются, по решению местных органов власти, населением территорий, чьи интересы затрагиваются при их реализации. Независимые экспертные комиссии создаются по решению Правительства РФ, в их состав включаются представители соответствующих территорий, научных, общественных и других организаций, а также могут привлекаться иностранные специалисты.
С этой целью Указом Президента от 2 февраля 1993 г. №184,5образована Государственная инвестиционная корпорация, которая осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию инвестиционных проектов за счет централизованных капитальных вложений, выделяемых ей целевым назначением Правительством Российской Федерации, а также кредитов Центрального банка Российской Федерации, привлеченных и собственных средств с учетом экономической эффективности проектов и приоритетов федеральных и региональных инвестиционных программ; выступает гарантом иностранным и отечественным инвесторам, в том числе за счет осуществления залоговых операций с иностранными банками; участвует в подготовке федеральных, региональных и других программ и проектов; организует подготовку специалистов, необходимых для реализации инвестиционных программ и проектов. Корпорация имеет статус государственного предприятия. Во главе ее стоит Председатель, который назначается на эту должность и освобождается от нее непосредственно Президентом Российской Федерации.
Обеспечение государственных гарантий инвестициям. В качестве одной из основных задач государства в регулировании и привлечении инвестиций можно назвать обеспечение им необходимых гарантий прав всех субъектов инвестиционной деятельности, а также защита инвестиций. С этой целью инвестиционное законодательство устанавливает правило о том, что в случае принятия законодательного акта, положения которого ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этого акта не могут вводиться в действие ранее чем через год с момента его опубликования. Государственные органы и должностные лица не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, исключением здесь являются только отдельные правила, установленные инвестиционным законодательством. В случаях принятия государственными органами актов, нарушающих законные права и интересы инвесторов и других участников инвестиционной деятельности, убытки, включая упущенную выгоду, причиненные субъектам инвестиционной деятельности в результате принятия таких актов, возмещаются им этими органами по решению суда или арбитражного суда.
Непосредственная защита инвестиций выражается в том, что государство гарантирует в соответствии с законодательством РФ защиту
 
5Собрание актов РФ. 1993. №6. Ст. 513.
 
инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам, отечественным и иностранным, обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями. Важным является здесь правило о том, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на основании законодательства РФ и республик. В указанных актах определяется и порядок возмещения убытков инвестору. Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции или иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество, а также арендные права в случаях их изъятия в соответствии с законодательными актами РФ и республик возмещаются инвесторам, за исключением сумм, используемых или утраченных в результате действий самих инвесторов или предпринятых с их участием. Дополнительной гарантией защиты инвестиций является также требование законодательства об обязательном в отдельных случаях страховании инвестиций.
Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности может производиться как по инициативе самих инвесторов, так и по решению уполномоченных государственных органов и исключительно в порядке, установленном действующим законодательством. В случае самостоятельного прекращения инвестиционной деятельности инвесторы обязаны возместить другим участникам инвестиционной деятельности убытки, в том числе упущенную выгоду, вызванные прекращением выполнения своих обязательств по договорам (контрактам) с ними. Правомочные государственные органы в установленном законодательством порядке могут прекратить или приостановить инвестиционную деятельность в следующих случаях: признания инвестора банкротом; стихийных и иных бедствий, катастроф; введения чрезвычайного положения; если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства. Порядок возмещения ущерба участникам инвестиционной деятельности в этих случаях определяется законодательством РФ и республик.
Кроме указанных общих мероприятий государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться и в особых условиях, например, при предотвращении и ликвидации последствий крупномасштабных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. Юридические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность, обязаны по решению органов государственной власти и управления принимать участие в предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности населения и функционирования народного хозяйства, а понесенные при этом издержки подлежат возмещению за счет соответствующих бюджетов.
 
 
§ 3. Субъекты, объекты и содержание инвестиционной деятельности
 
Субъекты инвестиционной деятельности. Субъектами инвестиционной деятельности являются государство, инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности , а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Все субъекты инвестиционной деятельности подразделяются на физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
Об участии государства в инвестиционной деятельности достаточно подробно сказано выше. Следует только подчеркнуть, что здесь государство выступает, с одной стороны, как организатор и контролер, т.е. субъект административных властных отношений, а с другой, государство может являться непосредственным участником инвестиционных гражданских отношений и выступать в роли субъекта гражданских отношений.
Инвесторами признаются субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторами могут быть самые различные участники гражданских и публичных отношений, это: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; граждане, коммерческие организации, другие
юридические лица и объединения; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности. Для осуществления совместного инвестирования законом допускается объединение инвесторами своих средств.
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта. При этом недопустимо их вмешательство в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство обусловлено условиями договора. В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется по договору правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором.
Пользователями объектов инвестиционной деятельности признаются инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. В случае, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (решением) об инвес-тировании. Особенностью субъектного состава инвестиционного правоотношения является то, что субъекты инвестиционной деятельности вправе в своем лице совмещать функции двух или нескольких участников.
Объекты инвестиционной деятельности. Объектами инвестиционной деятельности по законодательству РФ являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. При этом законодательство специально запрещает инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
Особой формой объекта инвестиционной деятельности являются создаваемые в особом порядке паевые инвестиционные фонды. Их статус определяется Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. №765 “О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации”.6Фонд создается путем приобретения физическими и юридическими лицами (инвесторами) инвестиционных паев таких фондов, за единственным исключением — государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать здесь в качестве инвесторов. Фонд является имущественным комплексом без создания юридического лица, а его доверительное управление осуществляют управляющие компании паевых инвестиционных фондов.
Инвестиционный пай, приобретаемый инвесторами, является именной ценной бумагой, хотя такая позиция законодателя достаточно сомнительна. Этот документ удостоверяет право инвестора на получение денежных средств в размере, определяемом исходя из стоимости имущества паевого инвестиционного фонда. Такое требование предъявляется инвестором в управляющую компанию, а стоимость пая определяется непосредственно на дату выкупа. Каждый инвестиционный пай предоставляет его владельцу одинаковые права. Порядок выпуска инвестиционных паев, их размещения и обращения, регистрации проспекта эмиссии устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Имущество фонда состоит из переданных в доверительное управление средств инвесторов, а также приращенного имущества и имущественных прав, что является непосредственным результатом работы управляющей компанией по доверительному управлению средствами инвесторов.
Условием заключения инвесторами договора о доверительном управлении имуществом с управляющей компанией является приобретение инвесторами инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда. Условиями такого договора признаются правила паевого инвестиционного фонда и проспект эмиссии инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда. Паевой инвестиционный фонд считается образованным с момента регистрации проспекта эмиссии его паев. Существует два вида таких фондов. Это открытый фонд, когда управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп паев по требованию инвестора в срок, не превышающий 15 рабочих
 
6СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 3097.
 
дней с даты предъявления требования, и интервальный фонд, когда управляющая компания принимает на себя обязанность покупать инвестиционные паи по требованию инвестора, но не реже одного раза в год. Важнейшими правилами деятельности паевого инвестиционного фонда являются, во-первых, право инвестора в любое время предъявить управляющей компании требование о выкупе инвестиционного пая, и обязанность управляющей компании выкупить инвестиционный пай в порядке и в сроки, установленные правилами паевого инвестиционного фонда и проспектом эмиссии инвестиционных паев, во-вторых, право инвесторов на свободное распоряжение принадлежащими им инвестиционными паями, в том числе инвесторы вправе отчуждать, закладывать, передавать их по наследству и совершать с ними иные гражданские сделки.
Учет имущества фонда и прав инвесторов производится специализированным депозитарием. Последним может быть только одна организация, ее взаимоотношения с фондом строятся на основании договора с управляющей компанией. Этот договор является неотъемлемой частью проспекта эмиссии инвестиционных паев.
Содержание инвестиционной деятельности. Содержанием инвестиционной деятельности являются действия ее субъектов. Все инвесторы имеют равные перед законом права. Право на инвестирование — это неотъемлемое право инвестора. В процессе осуществления инвестиционной деятельности инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций. Если инвестор не является пользователем объектов инвестиционной деятельности, то он имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями таких объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательством, действующим на территории РФ. Свои правомочия по инвестициям и их результатам он вправе передать по договору (контракту) гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам в установленном законом порядке. По общему правилу, инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование на территории РФ, в соответствии с законодательными актами РФ и республик в составе РФ. Однако законодательством РФ и республик в составе РФ могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой непосредственно приобретения инвесторами права собственности на них, но не исключает возможности последующего владения, оперативного управления ими или участия инвестора в доходах от эксплуатации этих объектов. Условия, на которых инвестор приобретает необходимое ему имущество, могут быть самые различные. Он может приобретать имущество у граждан и юридических лиц как непосредственно, так и через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без ограничений по объему и номенклатуре, если это не противоречит законодательству, действующему на территории РФ.
В свою очередь субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
соблюдать нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством РФ и республик; выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции. В особых случаях участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления своей деятельности.
Отношения между участниками инвестиционной деятельности могут иметь самые различные способы формализации. В зависимости от характера эти отношения облекаются или в форму распоряжения, инструкции, указания, заказа государственного органа, или в форму договора. Однако, в основном, производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности строятся на основе договора (контракта), который является основным документом, регламентирующим эти отношения. Учитывая центральное место договора в системе инвестиционных актов, по поводу его природы в науке существуют различные точки зрения. Поскольку большинство инвестиционных соглашений заключается с целью привлечения иностранных инвестиций и субъектом таких отношений является государство, часть авторов относят инвестиционные соглашения к области международного права, например, им придается уровень международных договоров или административно-правовых актов.7Другие ученые отстаивают гражданско-правовую принад-
 
7Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М., 1987.
 
лежность этих договоров и говорят о том, что инвестиционное соглашение является договором гражданско-правовым, что объясняет его содержание и условия.8Наконец, третью, компромиссную точку зрения представляет А. Г. Богатырев, который утверждает, что “инвестиционные соглашения-контракты можно определить как институт международного частного права, являющийся средством конкретизации и индивидуализации норм национального и международного права...”.9
На наш взгляд, все приведенные здесь концепций исходят из общей посылки о том, что существует некое особое единое “инвестиционное отношение”. Такой вывод можно сделать только на том предположении, что инвестиционное право является самостоятельной отраслью права. Обе эти посылки принципиально неверны. Как уже было сказано, инвестиционное право, при всем своем очевидном своеобразии, не является самостоятельной отраслью права, поскольку не имеет самостоятельного предмета исследования и метода правового регулирования. Это не более чем специфическая отрасль законодательства. Отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, самые различные по своей природе — это и гражданские, диспозитивные, и административные, властные отношения. Порой они достаточно тесно переплетены между собой, как, например, в случае государственного планирования конкретного инвестиционного контракта, но никогда они не образуют самостоятельного, единого “инвестиционного отношения”. Учитывая различный характер инвестиционных отношений, можно сделать вывод о том, что правовая форма этих отношений также может быть различной. В зависимости от конкретной ситуации это и государственный, административный акт, и международное соглашение или обычный гражданский договор.
Если инвестиционное соглашение является гражданским, оно подчинено общему принципу диспозитивности. Заключение таких договоров, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений сторон является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции. К таким инвестиционным договорам в большинстве случаев применяются общие правила о граж-
 
8Лунц Л.А. Курс международного частного права. М., 1975.
9Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992. С.81.
 
данских договорах. Условия этих договоров сохраняют свою силу на весь срок их действия. Особое исключение касается только того случая, когда уже после заключения инвестиционного соглашения законодательством устанавливаются условия, ухудшающие положение партнеров. В этом случае договор может быть изменен.
Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет самых различных источников, таких, например, как: собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и др.); заемные финансовые средства инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства); привлеченные финансовые средства инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы граждан, юридических лиц); денежные средства объединений; инвестиционные ассигнования из государственного бюджета, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов; иностранные инвестиции.
Ответственность субъектов инвестиционной деятельности определяется характером тех отношений, в рамках которых они участвуют. Поскольку инвестиционная деятельность одновременно охватывает и частные и публичные отношения, ответственность здесь также может быть различной, поскольку она возникает в рамках административных или гражданских отношений. Участники инвестиционной деятельности при несоблюдении требований действующего на территории РФ законодательства, обязательств, предусмотренных в инвестиционных договорах, несут как имущественную, так и иную ответственность. Государственные органы всех уровней при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых или возложенных на них обязанностей по осуществлению инвестиционной деятельности несут имущественную ответственность по своим обязательствам перед другими субъектами инвестиционной деятельности. Государственные органы при реализации государственных заказов несут взаимную имущественную ответственность с другими субъектами инвестиционной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств, включая возмещение убытков.