Глава VI I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
 
§ 1. Общая характеристика правового регулирования рынка ценных бумаг
 
Источники правового регулирования рынка ценных бумаг. Основным источником правового регулирования рынка ценных бумаг является Гражданский кодекс РФ, так как предусматривает общие положения для всех ценных бумаг. В частности, гл. 7 ГК именуется “Ценные бумаги” и содержит общие нормы этого института: понятие, виды, требования к ценным бумагам, правила передачи прав из ценных бумаг и т. д. Ценные бумаги отнесены к объектам гражданских прав (см.: наименование подраздела 3 ГК, к которому относится гл. 7). В главе всего восемь статей (ст. 142—149 ГК). Кроме того, нормы, регламентирующие обращение ценных бумаг, находятся также в других частях ГК (ст. 224,302, 389, 815, 816, 843, 844, 877-885, 912 и др.).1
Нормы, регулирующие оборот отдельных видов ценных бумаг, находятся в различных законодательных актах. Так, например, правовое регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг осуществляется Федеральным законом РФ от 22 апреля 1996 г. “О рынке ценных бумаг”2(далее: Закон о рынке ценных бумаг). К другим важным законам относятся Федеральный закон РФ от 26 декабря 1995 г. “Об акционерных обществах”3и Федеральный закон РФ от 11 марта 1997 г. “О переводном и простом векселе”.4
Большое значение для правового регулирования выпуска и обращения имеет финансовое законодательство (в частности, законодательство о банках, валютное и инвестиционное законодательство).
 
1О понятии, видах, правовом режиме ценных бумаг см.: §4 гл.IV учебника “Коммерческое право” / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф.Яковлевой. СП б., 1997. 2С3 РФ. 1996. №17. Ст. 1918.
3Там же. №1. Ст. 1.
4Там же. 1997. №11. Ст. 1238.
 
Нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти конкретизируют положения законов. В сфере правового регулирования ценных бумаг следует учитывать Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. №2063 “О мерах по государственному урегулированию рынка ценных бумаг в Российской федерации”;5Указ Президента РФ от 11 июня 1994 г. №1233 “О защите интересов инвесторов” (с изменениями от 4 ноября 1994г.);6Указ Президента РФ от 3 июля 1995 г. №662 “О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации”;7Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. № 1034 “Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации” ,8Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1182 “О выпуске и обращении жилищных сертификатов”9и некоторые другие указы.
Важную роль в создании рынка ценных бумаг играют постановления Правительства РФ (в частности, постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 336 “О мерах по развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации”).10
Кроме того, нормативные функции в сфере регулирования выпуска и обращения ценных бумаг принадлежат Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Так, например, постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 2 октября 1997 г. №27 утверждено Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг;" постановлением от 16 октября 1997 г. № 36 — Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации;12 постановлением от 17 октября 1997 г. №37 — Положение о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги;13постановлением от 4 марта 1997 г. № 11 — Положение о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регист-
 
5Там же. 1994. №28. Ст. 2972.
6Там же. №8, Ст. 803.
7Там же. 1995. №28. Ст. 2639.
8Там же. 1997. №38. Ст. 4356.
9Там же. 1994. №7. Ст. 694.
10Там же. 1995. №17. Ст. 1543.
11Финансовая Россия. 1997. №45.
12Там же. 1997. №43.
13Там же. 1997. №43.
 
рацию выпусков ценных бумаг; постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 12 мая 1995 г. №2 утверждена Инструкция о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных сертификатов на территории Российской Федерации.14
Наконец, Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ конкретизируют положения законодательных и подзаконных актов в рамках своей компетенции. Например, Минфином РФ была утверждена 3 марта 1992 г. Инструкция №2 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации” (с изменениями от 27 января, 4 февраля 1993г., 15 ноября 1993г., 1 августа 1995г.),15которая сохраняет свое действие лишь в части, не противоречащей новому законодательству Центральным банком РФ была принята 17 сентября 1996 г. Инструкция №8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации”.16
Изданные до введения в действие ГК нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Поэтому вполне закономерно находят свое место в гражданском обороте жилищные сертификаты, которые предусмотрены Положением о выпуске и обращении жилищных сертификатов, утвержденным Указом Президента РФ от 10 июня 1994г. № 1182. В этой же связи выпуск паевых свидетельств,так называемых “инвестиционных паев”, которые были “узаконены” в качестве ценной бумаги Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г №765 “О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации”,17является до принятия соответствующего Федерального Закона не вполне обоснованным.
Понятие рынка ценных бумаг. Определение данного понятия в законодательстве прямо не предусмотрено. Вместе с тем, как уже выше указано, действует Закон о рынке ценных бумаг. Судя по названию Закона, рынок ценных бумаг является его предметом, а ст.1 Закона прямо указывает на предмет его регулирования. Поэтому в узком спе-
 
14Российская газета. №176. 1995. 9 сент.
15БНА. 1992. №8, С. 20-27.
16Экономика и жизнь. № 42. 1996. 6 нояб.
17СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 3097.
 
циальном смысле слова под рынком ценных бумаг следует понимать “отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также отношения, связанные с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг”. Таким образом, структуру рынка ценных бумаг образуют отношения, возникающие в связи с деятельностью по эмиссии и обращению эмиссионных ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги доминируют на экономическом рынке и поэтому требуют специального рассмотрения в связи с изучением рынка ценных бумаг.
Согласно ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг эмиссионными ценными бумагами считаются любые бумаги, которые характеризуются одновременно следующими признаками:
— закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением формы и порядка, установленных законом;
— размещаются выпусками;
— имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Следовательно, эмиссионные ценные бумаги — это те ценные бумаги, которые выпускаются массовыми тиражами, а не выдаются отдельными экземплярами. В банковской практике эмиссионные бумаги иногда называют “эффектами” или “фондами”. Это определяет соответствующие названия в сфере рынка ценных бумаг (“фондовый” рынок, “фондовая” биржа и т.п.).
По прямому указанию закона к эмиссионным ценным бумагам отнесены акции и облигации (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Однако к эмиссионным ценным бумагам относятся также жилищные сертификаты, так как являются “особым видом облигаций”, и государственные казначейские обязательства. Эмиссионные ценные бумаги бывают именными и бумагами на предъявителя, документарными и бездокументарными.
“Безналичное” обращение ценных бумаг приобретает в настоящее время на фондовом рынке широкое распространение в связи необходимостью развития торгового оборота. В условиях увеличения количества ценных бумаг и ускорения операций на фондовом рынке легитимационная и оборотная функции документов превращаются из достоинства ценной бумаги в ее балласт. В частности, для ценных бумаг требуются дорогостоящие хранилища. Кроме того, необходимость
предъявления и обращения эмиссионных ценных бумаг серьезно затрудняет и замедляет совершение и исполнение коммерческих сделок. Известны случаи срыва своевременной передачи миллионных пакетов акций на крупных биржах в связи с техническими проблемами. Поэтому на практике фондового рынка возникает необходимость упростить и ускорить торговый оборот посредством правил, которые регламентируют движение прав из ценных бумаг, не требуя оборота самих документов.
“Дематериализация” ценных бумаг происходит в различных правовых формах. Например, на рынке ценных бумаг создаются специальные организации, которые позволяют оперировать правами, удостоверяемыми ценными бумагами, без движения самих ценных бумаг. 70—80% эмиссионных ценных бумаг европейского рынка ценных бумаг хранится у депозитариев. Движение прав по ценным бумагам происходит не посредством их предъявления и передачи, а на основании совершения записей по счету “депо”. Более 90% сделок с ценными бумаги исполняются посредством безналичных переводов прав со счета на счет. Другим рациональным средством является выпуск документов, которые удостоверяют права на несколько (десятки, сотни, тысячи) ценных бумаг. Наконец, наиболее радикальным способом отказа от материальных ценных бумаг является использование в практике так называемых “бездокументарных” ценньвс бумаг. Таким образом,“дематериализация” ценных бумаг проявляется в отказе от выпуска и оборота реальных документов, которые на фондовом рынке постепенно утрачивают свои вспомогательные служебные функции, известные законодательству о ценных бумагах. Однако отказ от документарной формы эмиссионных ценньк бумаг не означает полный отказ от правил, регламентирующих обращение ценных бумаг, некоторые из них могут применяться в отношении движения прав, обычно удостоверяемых ценными бумаги.
В широком смысле под рынком ценных бумаг можно понимать отношения, связанные с выдачей и оборотом любых ценных бумаг. По отношению к “единичным” ценным бумагам иногда используются “рыночные” термины (например, “эмитент”), а сами бумаги являются предметом обращения на фондовом рынке (например, векселя). Однако такое понимание, словоупотребление и финансовые операции не связаны с правовыми последствиями в виде необходимости применения норм об эмиссии и обращении ценных бумаг, государственном контроле в области рынка ценных бумаг по Закону о рынке ценных бумаг и соответствующим подзаконным актам.
Структура рынка ценных бумаг. Отношения, образующие структуру рынка ценных бумаг, являются сложными по содержанию деятельности, субъектному составу и особенностям правового регулирования. С учетом структуры рынок ценных бумаг можно разделить на первичный и вторичный, организованный и неорганизованный.18
Первоначально ценные бумаги появляются на первичном рынке, где осуществляется их “первичное размещение” в результате эмиссии, т.е. последовательности действий эмитента по размещению ценных бумаг. Эмитентом могут быть юридические лица или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг).
В соответствии со ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг процедура эмиссии включает следующие этапы:
— принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
— регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
— для документарной формы выпуска — изготовление сертификата ценных бумаг;
— размещение эмиссионных ценных бумаг;
— регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. В тех случаях, когда размещение эмиссионных ценных бумаг производится среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также когда общий объем эмиссии превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, следует также осуществлять регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг.
Только после регистрации выпуска ценных бумаг эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг (ч. 1 ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг). Согласно ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг размещением ценных бумаг называется “отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок”. Владельцы эмиссионых ценных бумаг являются “инвесторами” (ст.26 Закона о рынке ценных бумаг; ст. 3 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. “Об инвестиционной деятельности
 
18См., напр.: Лялин В.А„ Воробьев П.В. Ценные бумаги и их обращение. СПб., 1996. С. 9-10.
 
в РСФСР”).19Таким образом, на первичном рынке посредством размещения ценных бумаг осуществляется привлечение инвестиций для реализации целей эмитента.
Последующие операции с ценными бумагами совершаются на “вторичном” рынке ценных бумаг. Путем заключения гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги от первоначальных владельцев к новым происходит “обращение ценных бумаг” на фондовом рынке (ср.: ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Операции на вторичном рынке происходят без участия эмитента по общим правилам передачи прав на ценные бумаги с некоторыми особенностями (ст. 28—29 Закона о рынке ценных бумаг).
В зависимости от степени организации рынка ценных бумаг следует различать организованный и неорганизованный (“уличный”) рынок ценных бумаг. Организованный рынок образуют отношения в ходе осуществления деятельности с ценными бумагами на фондовых биржах (в фондовых отделах товарных и валютных бирж) и с участием других организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Организатором торговли на рынке ценных бумаг является профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий организацию торговли на рынке ценных бумаг, т.е. деятельность по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Отношения, возникающие без участия организаторов торговли ценными бумагами, образуют так называемый “неорганизованный” рынок ценных бумаг, который не является стихийным. Дело в том, что кроме эмитента и инвестора на рынке ценных бумаг наряду с профессиональными организаторами торговли ценными бумагами действуют другие “профессиональные” участники рынка ценных бумаг (реестродержатели, депозитарии и клиринговые организации, брокеры, дилеры и доверительные управляющие), а также осуществляются меры по его непосредственному государственному регулированию.
 
 
§ 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
 
Общие положения. Основными действующими лицами на рынке ценных бумаг являются эмитенты, выпускающие ценные бумаги, а также инвесторы, эти бумаги приобретающие. Первые аккумулируют
 
19Ведомости РФ. 1991. № 29. Ст. 1005.
 
финансовые и иные средства, предлагая за это некоторый эквивалент в виде определенного набора имущественных прав, вторые же приобретают такие права и выплачивают за них известную компенсацию. Так, акционерное общество (эмитент), размещая собственные акции, стремится привлечь дополнительный капитал. Приобретатель акции, уплачивая за нее акционерному обществу искомый капитал, имеет имущественный интерес, выражающийся в намерении не только возвратить эквивалент вложенным средствам, но и получить от этого определенную выгоду.
Повышению оборотоспособности ценных бумаг, созданию условий наиболее эффективного взаимодействия между эмитентом и инвестором призваны способствовать различного рода посредники. Те из них, которые занимаются обеспечением встречного движения ценных бумаг и соответствующих им капиталов в качестве основного и/или исключительного вида деятельности, т.е. профессионально, называются профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Регламентации основных особенностей создания и деятельности профессиональных участников посвящены некоторые нормы Закона о рынке ценных бумаг (ст.1). В ст. 2 названы общие признаки профессионального участника рынка ценных бумаг. Во-первых, таковыми могут быть только либо юридические лица, либо граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, во-вторых, соответствующие лица должны осуществлять виды деятельности, указанные в гл. 2 Закона. Среди этих видов деятельности Законом названы следующие: брокерская, дилерская, деятельность по управлению ценными бумагами, клиринговая, депозитарная, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст.3—15). В зависимости от вида деятельности Закон в ряде случаев предъявляет специфические требования к самому субъекту, его осуществляющему, устанавливая, например, в какой организационно-правовой форме должен быть создан профессиональный участник — юридическое лицо, может ли он заниматься коммерческой деятельностью и т.д.
В законодательстве, а также в нормативных актах ФК.ЦБ устанавливаются ограничения на совмещение различных видов деятельности на рынке ценных бумаг. Не допускается, например, совмещать с другими видами указанной деятельности профессиональное ведение реестра (ч. 1 ст. 10 Закона о рынке ценных бумаг).
Классификация профессиональных участников может быть проведена по различным признакам, в частности, в зависимости от специфики основного предмета деятельности. Допустимо, например, выделить группу участников, основным предметом деятельности которых является посредничество в совершении сделок с ценными бумагами. К ним относятся брокеры, дилеры, организаторы торговли. Следующая группа посредников — профессиональных участников, призвана преимущественно способствовать исполнению сделок с ценными бумагами. Это — депозитарии, клиринговые организации, реестродержатели. Наконец, реализации прав, удостоверенных ценной бумагой, содействует доверительный управляющий. Очевидно, что отнесение названных участников к той или иной группе является весьма условным, поскольку названные предметы деятельности у различных участников могут сочетаться.
Необходимо отличать профессиональных участников рынка ценных бумаг от иных посредников, осуществляющих на нем свою деятельность. Так, непрофессиональным посредником может являться товарная биржа, поскольку с ее участием реализуются такие ценные бумаги, как коносамент (ст. 6 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. №2383-1 “О товарных биржах и биржевой торговле”). В качестве непрофессионального посредника могут выступать также банки при совершении операций по инкассированию векселей и некоторых других (ст. 5, 6 Закона РФ “О банках и банковской деятельности”).
Отличие профессиональных участников от иных посредников на рынке ценных бумаг состоит в том, что первые осуществляют операции с ценными бумагами в качестве основного и исключительного вида деятельности. Кроме того, профессиональными, а, следовательно, специально лицензируемыми, являются только те виды деятельности, которые подпадают под признаки, указанные в Законе о рынке ценных бумаг (ст. 3—11). Поэтому не всякая предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг является профессиональной в смысле названного Закона. Так, едва ли можно отнести к такой деятельности приобретение коммерческой организацией ценных бумаг, например, векселей, коносаментов или акций и их последующая перепродажа с целью получения прибыли. Однако, если та же организация осуществит эту операцию в интересах третьих лиц по договору комиссии или поручения (брокерская деятельность), или же как дилер, то при определенных условиях она может быть привлечена к ответственности за осуществление предпринимательской профессиональной деятельности участника без необходимой лицензии. Но ст. 38 Закона говорит о запрещении и пресечении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. Однако это правило, как представляется, сформулировано неточно, поскольку на рынке ценных бумаг могут выступать не только профессиональные участники, но и иные лица, включая предпринимателей. Лицензирование на рынке ценных бумаг должно осуществляться в отношении не любой предпринимательской деятельности, а только профессиональной.
Брокерская деятельность, по определению Закона, включает в себя совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре (ст. 3).
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью, именуется брокером.
Закон о рынке ценных бумаг, квалифицируя деятельность брокера по договорам поручения и комиссии, устанавливает для них некоторые особенности в сравнении с общими нормами, предусмотренными в ГК — гл. 49 (“Поручение”) и 51 (“Комиссия”).
Так, в отличие от нормы ст. 976 ГК, устанавливающей право поверенного передавать в определенных случаях исполнение поручения любому другому лицу (заместителю), брокер может передоверить совершение сделки только другому брокеру По общему правилу неуведомление поверенным поручителя о передоверии не влечет недействительность самой сделки по передоверию. В таком случае передавший полномочия несет ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные (п. 2 ст. 187 ГК). Представляется, что уведомление клиента брокером о передоверии является элементом самой сделки по передоверию. В силу ч. 3 ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг передоверие допускается только с уведомлением клиента. Иными словами, при отсутствии уведомления не может быть и передоверия.
Закон о рынке ценных бумаг не только формулирует обязанность брокера выполнять поручения клиентов добросовестно, но и устанавливает очередность их выполнения — в порядке поступления, если иное не предусматривается договором с клиентом или его поручением.
В случае наличия у брокера интереса, препятствующего осуществлению сделки на наиболее выгодных для клиента условиях, брокер обязан немедленно уведомить последнего о наличии у него такого интереса.
Если клиентом брокера является предприниматель, то при заключении договоров в сфере предпринимательской деятельности на отношения сторон в этом случае распространяются нормы о коммерческом представительстве (п. 1 ст. 184ГК). Как следствие, брокер-поверенный, действующий на основании договора поручительства, вправе в соответствии со ст. 359 ГК удерживать находящиеся у него ценные бумаги, которые подлежат передаче доверителю, в обеспечение своих требований по договору поручения (п. 3 ст. 972 ГК). Применение удержания брокером, действующим на основании договора не поручения, а комиссии, возможно в отношении любых клиентов, а не только являющихся предпринимателями, и не зависит от того, действует ли такой брокер в качестве коммерческого представителя (п. 2 ст. 996 ГК).
По общему правилу, по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным сам комиссионер, а не клиент (комитент) (п. 1 ст. 990 ГК). Однако, если комиссионеру поступили вещи, приобретенные за счет комитента (клиента), то они являются собственностью последнего (п. 1 ст. 996 ГК). Поскольку ценные бумаги отнесены в ГК к вещам (ст. 128 п. 2 ст. 130), то предмет сделок комиссионера, являющегося брокером, всегда является собственностью клиента.
Закон о рынке ценных бумаг устанавливает правило, в соответствии с которым в случае, если брокер действует в качестве комиссионера, договор комиссии может предусматривать обязательство хранить денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи ценных бумаг, у брокера на забалансовых счетах и право их использования брокером до момента возврата этих денежных средств клиенту в соответствии с условиями договора. Часть прибыли, полученной от использования указанных средств и остающейся в распоряжении брокера, в соответствии с договором перечисляется клиенту. При этом брокер не вправе гарантировать или давать обещания клиенту в отношении доходов от инвестирования хранимых им денежных средств.
По мнению ФКЦБ, если заключаемый брокером договор комиссии предусматривает указанную обязанность брокера по хранению денежных средств клиента и распоряжению ими, то в этой части отношения между брокером-комиссионером и клиентом регламентируются нормами о доверительном управлении.20В самом деле, в соответствии со ст. 1013 ГК деньги сами по себе не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления, за исключением случаев, предусмотренных законом. Такой случай и предусмотрен в ч. 1 ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг. Хотя обязательство по хранению брокером денег клиента Закон предлагает предусматривать в договоре комиссии, а не доверительного управления, думается, следует согласиться с позицией ФКЦБ и квалифицировать договор, содержащий названное обязательство, как смешанный.
Закон о рынке ценных бумаг не называет в качестве самостоятельного вида договора между брокером и клиентом агентский договор, хотя существо последнего во многом формируется на основе договоров комиссии и поручения (ст. 1011 ГК). Думается, что это не случайно. Ведь предметом агентского договора являются не только юридические, ной иные действия (ст. 1005 ГК). Следовательно, брокер по договорам с клиентом может принимать на себя обязанность по совершению только юридических действий, преимущественно — сделок.
Не секрет, что российское законодательство содержит многочисленные внутренние противоречия и неточности. Подтверждением этому является и сформулированное в ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг определение брокерской деятельности. Как следует из приведенной выше дефиниции, полномочия брокера могут быть удостоверены доверенностью как в случае его действия на основании договора поручительства, так и договора комиссии. Вместе с тем закрепленное в законе требование о выдаче доверенности комиссионеру не сочетается с содержанием таких гражданско-правовых институтов, как комиссия и представительство. Ведь комиссионер всегда действует от собственного имени (ст. 990 ГК) в противоположность представителю (поверенному), который совершает действия от имени клиента (ст. 182,971 ГК). Доверенность, в соответствии с правилом ст. 185 ГК, может выдаваться для удостоверения полномочий представителя (поверенного), но никак не комиссионера.
Дилерская деятельность подразумевает совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного
 
20Пункт 2,3. Положения о ведении счетов денежных средств клиентов и учете операций по доверительному управлению брокерами, утв. постановлением ФКЦБ от 20 октября 1997 г. № 38 // Вестник ФКЦБ. № 8. 1997. 5 нояб.

объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам (ст. 4 Закона о рынке ценных бумаг). Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером, в отличие от брокера, может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Предприниматели — физические лица дилерской деятельностью заниматься не вправе.
Характерным является и то, что дилер для оплаты ценных бумаг может использовать только денежные средства: упоминание в Законе договора купли-продажи не оставляет в деятельности дилера места для договоров мены, а, следовательно, и для других, кроме денег, средств расчета (п. 1 ст. 454 ГК).
По общему правилу, цена не является существенным условием договора купли-продажи (ст. 485 ГК). Вместе с тем Закон для договоров купли-продажи ценных бумаг, заключаемых дилерами, квалифицирует условие о цене в качестве существенного.
Дилер не вправе уклоняться от заключения договора купли-продажи ценных бумаг на публично объявленных им условиях. Поэтому такого рода публичное объявление является не чем иным, как публичной офертой (ст. 437 ГК). Однако Закон устанавливает не только особенность содержания оферты дилера, но и акцепта. Во-первых, для того, чтобы оферта считалась объявленной, она должна содержать условие о цене. Во-вторых, если дилер не оговорит в оферте такие условия, как минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные им цены, то он обязан заключить договор по этим условиям в том виде, как они предложены клиентом (ч. 3 ст. 4 Закона о рынке ценных бумаг). Установление в Законе исчерпывающего перечня существенных условий договора купли-продажи дилером ценных бумаг, а также обязанности последнего заключить договор на условиях, предложенных клиентом, означает, что дилер не может при наличии возражений клиента настаивать на включении в договор иных, помимо указанных в Законе, условий и, следовательно, придавать им значение существенных.
Необходимо также отметить, что если дилер является одновременно и брокером, то сделки, осуществляемые по поручению клиентов
на основании договоров комиссии и поручения, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера (ч. 5 ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг).
В нормативных актах ФКЦБ, регламентирующих деятельность дилера, употребляется термин “андеррайтер”.21В соответствии с зарубежной практикой, откуда и заимствовано это слово (underwriter), андеррайтинг означает принятие на себя профессиональным участником (обычно банком) обязательства выкупить весь выпуск или нереализованную часть выпуска по согласованной с эмитентом цене. “Если в силу каких-то причин реализация ценных бумаг проходит недостаточно активно, именно "андерайтер", а не эмитент несет убытки. В более широком значении термин "андеррайтинг" означает процедуру вывода ценных бумаг эмитента... на рынок”.22Несколько иное содержание вкладывает в это понятие ФКЦБ, по мнению которой, андеррайтер — это лицо, принявшее на себя обязанность разместить ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени, но за счет и по поручению эмитента.23Следуя логике приведенного определения, дилер, как андеррайтер, может действовать не только от своего имени, но и от имени клиента — эмитента. Однако такой подход противоречит вышеприведенной норме ст. 4 Закона о рынке ценных бумаг. Очевидно, в определении ФКЦБ следовало оговорить, что, представляя эмитента, профессиональный участник действует как брокер, но с обязательством возместить убытки доверителю (например, на основании поручительства) в случае невыполнения поручения по полному (частичному) размещению выпуска.
Деятельность по управлению ценными бумагами включает в себя осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных
 
21См. п. 5.2. Временного положения о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996 г №22 (с посл. изм.) // Вестник ФКЦБ. 1996. № 5.
22Рубцов Б.Б. Зарубежные фондовые рынки. М., 1996. С. 57.
23См. п.2 Стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии, утв. постановлением ФКЦБ от 9 января 1997 г. № 1 (с послед, изм.) // Вестник ФКЦБ. №1. 1997. 30 янв.; п.1 Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утв. постановлением ФКЦБ РФ от 17 сентября 1996 г № 19 // Вестник ФКЦБ. 1996. № 4. 22 окт.
 
этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами. В последнее время наибольшее значение этот вид профессиональной деятельности получил в сфере приватизации.24
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим (ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг). Юридическое лицо-управляющий должно быть учреждено в качестве коммерческой организации.25Унитарное предприятие такого рода деятельностью заниматься не вправе (п.1 ст.1015 ГК).
Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством России и договорами (ч. 3 ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг). Особенности заключения договора доверительного управления имуществом предусмотрены в гл. 53 ГК. При этом, в дополнение к существенным условиям такого договора, сформулированным в ст. 1016 ГК, для управления ценными бумагами названо еще одно: в соответствии с ч. 2 ст. 1025 ГК в рассматриваемом договоре должны быть согласованы правомочия управляющего по распоряжению ценными бумагами.
Необходимо также учитывать, что норма ч. 3 ст. 1025 позволяет определять особенности доверительного управления ценными бумагами только в законе. В этой связи не может не вызывать возражений попытка по установлению этих особенностей, предпринятая ФКЦБ в подзаконном нормативном акте.26
При передаче в доверительное управление ценных бумаг может быть предусмотрено объединение ценных бумаг, передаваемых в доверительное управление разными лицами (ст. 1025 ГК). В случае, если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов
 
24Указ Президента РФ от 9 декабря 1996 г. №1660 “О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации” // СЗ РФ. 1996. №51. Ст. 5764; постановление Правительства РФ от 7 августа 1997 г. №989 “О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями” // СЗ РФ. 1997. № 45. Ст. 5193.
25Иные требования к управляющему установлены в Положении о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, утв. постановлением ФКЦБ от 17 октября 1997 г №37 // Вестник ФКЦБ. 1997. № 8. 5 нояб.
26Там же.
 
одного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством (ч.5 ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг).
Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Субъектами названной деятельности в настоящее время являются фондовая биржа, а также фондовые отделы товарных и валютных бирж (ч. 1 и 3 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг).27
Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг) или клиринговая деятельность — это деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним (ст. 6 Закона о рынке ценных бумаг). Необходимость в профессиональных участниках, осуществляющих клиринговую деятельность, становится все более острой в условиях возрастающего количества сделок с ценными бумагами, введением в обиход бездокументарных ценных бумаг. В России система клиринга находится еще на стадии формирования.28
В зарубежных же государствах клиринговые организации являются неотъемлемым элементом рынка ценных бумаг. Наиболее известные из них — Национальная клиринговая корпорация (США), Лондонская клиринговая палата (Великобритания), Японская клиринговая корпорация по ценным бумагам и др.
Объем работы по клирингу под силу только организациям, поэтому и в России этим видом деятельности могут заниматься исключительно юридические лица (ч. 3 ст. 6 Закона о рынке ценных бумаг). Основанием для осуществления услуг по клирингу является договор с участником рынка ценных бумаг, для которого производятся расчеты (ч. 2 ст. 6 Закона о рынке ценных бумаг). Представляется, что такой договор, в зависимости от содержания конкретных обязанностей, должен квалифицироваться в соответствии с правилами гл. 39 ГК — “Безмездное оказание услуг”, и гл. 49 — “Поручение”. В данном случае, при осу-
 
27О правовом положении фондовой биржи и правовом регулировании ее деятельности см.: §3 гл. VIII настоящего учебника.
28Указ Президента РФ от 3 июля 1995 г. №662 (с послед, изм.) “О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации” // СЗ РФ. 1995. №28. 10 июля. Ст. 2639.
 
ществлении зачета, клиринговая организация действует как своего рода коммерческое представительство, а сам зачет может осуществляться не по заявлению другой стороне обязательства, а своему представителю.
Учитывая, что среди основных задач клиринговой организации являются операции по зачету взаимных требований по передаче ценных бумаг и их оплате, Закон о рынке ценных бумаг в ч. 3 ст. 6 предусматривает для клиринговой организации, осуществляющей расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязанность по формированию специальных фондов для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами. Минимальный размер специальных фондов клиринговых организаций устанавливается ФКЦБ по согласованию с Центральным банком России.
Депозитарная деятельность — это деятельность по оказанию услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарием может быть только юридическое лицо (ч. 1 и 2 ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг).29
Отношения между депозитарием и клиентом (депонентом) регулируются депозитарным договором (договором о счете депо). Депозитарный договор должен заключаться в письменной форме и содержать следующие существенные условия: (а) однозначное определение предмета договора: предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги; (б) порядок передачи депонентом депозитарию информации о распоряжении депонированными в депозитарии ценными бумагами депонента; (в) срок действия договора; (г) размер и порядок оплаты услуг депозитария, предусмотренных договором; (д) форму и периодичность отчетности депозитария перед депонентом; (е) обязанности депозитария. Кроме того, существенными являются условия депозитарной деятельности, которые утверждены депозитарием, и должны прилагаться в качестве неотъемлемой части к депозитарному договору (ч. 4 ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг). Следовательно, для признания договора заключенным депонент должен не только ознакомиться с утвержденными депозитарием
 
29См. также: постановление ФКЦБ от 16 октября 1997 г. № 36 “Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения” // Вестник ФКЦБ. 1997. № 8. 5 нояб.
 
условиями его деятельности, но и согласиться с ними. Наконец, если депонентом одного депозитария является другой депозитарий, то депозитарный договор между ними должен предусматривать в качестве существенного условия процедуру получения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, информации о владельцах ценных бумаг, учет которых ведется в депозитарии-депоненте, а также в его депозитариях-депонентах.
Несмотря на то, что сертификаты ценных бумаг для их хранения передаются депозитарию во владение, заключение депозитарного договора не влечет за собой переход к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ценными бумагами, кроме осуществляемых по поручению депонента в случаях, предусмотренных депозитарным договором.
Очевидно, что разнородность обязательств депозитария позволяет квалифицировать депозитарный договор как смешанный, с элементами договоров хранения (ст.886—904 ГК), возмездного оказания услуг (ст.779—783 ГК), поручения, доверительного управления и др. Вместе с тем применение правил указанных видов обязательств должно осуществляться с учетом особенностей предмета договора — ценных бумаг. Так, в соответствии со ст. 899, 900 ГК у поклажедателя имеется обязанность взять, а у хранителя вернуть вещь обратно. Однако эти нормы не могут быть применены в случае, если ценные бумаги выпущены в документарной форме, но с обязательством централизованного хранения в депозитариях, поскольку тогда ценные бумаги не могут выдаваться на руки их владельцам (ч. 8 ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг).
Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг — это деятельность по сбору, фиксации, обработке, хранению и предоставлению данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, номинальных держателей, и учет прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять
реестр владельцев ценных бумаг. Система ведения реестра владельцев ценных бумаг должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения в нее изменений и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.
Закон о рынке ценных бумаг устанавливает основные принципы правоотношений, складывающихся между регистратором, эмитентом и владельцами ценных бумаг. При этом, как следует из содержания ст. 2 и 8 Закона требование о ведении реестра устанавливается в нем лишь для именных эмиссионных ценных бумаг. В то же время детальная регламентация процедуры ведения реестра содержится в нормативных актах ФКЦБ.30Наибольшее значение деятельность регистратора имеет для самого крупного сектора рынка ценных бумаг — рынка именных акций. Неслучайно поэтому отдельные правила, применимые к учету прав по именным акциям, включены в Закон РФ “Об акционерных обществах” (ст. 44—46).
Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами). Регистраторами могут быть только юридические лица.
Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный регистратор, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. В случае, если число владельцев превышает 500, держателем реестра должен быть независимый регистратор (ч. 11 п. 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг).3' В приведенной норме при характеристике отношений между эмитентом и регистратором употреблен термин “поручение”. Но как следует из положений ч. 12 п. 1
 
30Постановление ФКЦБ от 2 октября 1997 г. №27 “Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг” // Вестник ФКЦБ. 1997. №7. 14 окт.
31Несколько иной критерий для установления обязанности эмитента “поручить” ведение реестра регистратору установлен в ст. 44 Закона об акционерных обществах. В этом Законе количество владельцев (500) увязывается, в отличие от Закона о рынке ценных бумаг, не с общим количеством владельцев именных ценных бумаг, а с теми, кто владеет определенной категорией акций — обыкновенными именными. Очевидно, что акционерное общество может выпустить не только обыкновенные, но и привилегированные акции, не только акции, но и именные облигации. Для разрешения этой коллизии между положениями двух Федеральных законов следует, видимо, признать приоритет за нормой Закона о рынке ценных бумаг, как принятого позже. Этот аргумент можно было бы усилить и ссылкой на отсутствие в Законе о рынке ценных бумаг указания на возможность установления “иного” в специальном законе, в нашем случае — в Законе об акционерных обществах.
 
той же статьи Закона, эмитент может вступить в правоотношение по ведению реестра только с одним регистратором, причем в качестве правовой формы “поручения” эмитента в Законе установлен договор. Какова природа этого договора — “поручение”, “комиссия”, “возмездное оказание услуг”, “агентирование” или иной вид обязательства? Представляется, что этот до говор не относится к агентским, как полагает Д.В. Ломакин.32Правильнее было бы квалифицировать его как договор по возмездному оказанию услуг. Объясняется это тем, что агентский договор образуется преимущественно из элементов договора комиссии и поручения. Вместе с тем предметом и комиссии и поручения является совершение определенных юридических действий (сделок).33Но регистратору запрещено осуществлять сделки с ценными бумагами лиц, зарегистрированных в реестре, включая самого эмитента (ч.4п. 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг). Действия регистратора по учету прав хоть и имеют определенное юридическое значение, но не являются сделками. Кроме того, при договоре поручения поверенный действует от имени клиента, в то время как регистратор действует от собственного имени.
В обязанности держателя реестра входит:
— открыть каждому владельцу, изъявившему желание быть зарегистрированным у держателя реестра, а также номинальному держателю ценных бумаг лицевой счет в системе ведения реестра на основании уведомления об уступке требования или распоряжения о передаче ценных бумаг, а при размещении эмиссионных ценных бумаг — на основании уведомления продавца ценных бумаг;
— вносить в систему ведения реестра все необходимые изменения и дополнения;
— производить операции на лицевых счетах владельцев и номинальных держателей ценных бумаг только по их поручению;
—доводить до зарегистрированных лиц информацию, предоставляемую эмитентом;

     
  • информировать зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев и номинальных держателей ценных бумаг о правах, закрепленных ценными бумагами, и о способах и порядке осуществления этих прав и др.  
 
32Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение. М., 1997. С. 76—81.
33Под определенными юридическими действиями необходимо понимать именно сделки (см.: Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 511; Суханов Е.А. Гл. 49 “Поручение”. Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 1996. С. 289).
 
Закон о рынке ценных бумаг содержит и такое понятие, как “номинальный держатель” — лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра, в том числе являющееся депонентом депозитария и не являющееся владельцем в отношении этих ценных бумаг (п. 2 ст. 8). Деятельность номинального держателя не образует специфический вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, это скорее одна из функций некоторых профессиональных участников.
 
 
§ 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг и саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
 
Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Государство является участником фондового рынка, а также осуществляет его непосредственное регулирование и контрольные функции.
Так, например, Министерство финансов РФ является эмитентом ценных бумаг, удостоверяющих федеральные государственные обязательства: облигаций (государственных долгосрочных обязательств, государственных краткосрочных обязательств, облигаций федерального займа, облигаций внутреннего валютного займа, государственных жилищных сертификатов и др.). Кроме того, государство, оставаясь владельцем акций многих крупных предприятий, посредством деятельности в качестве эмитента и инвестора регулирует отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг.
Вместе с тем государство также непосредственно воздействует на фондовый рынок, исполняя соответствующие контрольные функции. Согласно ст. 38 Закона о рынке ценных бумаг государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:
— установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
— регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
— лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
— создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
— запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Контрольные функции государства реализуются, прежде всего, путем регистрации ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг осуществляется исключительно на основе регистрации в уполномоченных государственных органах, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им ценных бумаг только после регистрации их выпуска (ч. 1 ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг). Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг запрещается проводить эмиссию ценных бумаг, производных по отношению к эмиссионным ценным бумагам, итоги выпуска которых не прошли регистрацию. При размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, производится регистрация проспекта эмиссии (ч. 3 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг). После размещения эмиссионных ценных бумаг осуществляется также регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг (ч. 1 ст. 19, ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг). Регистрация эмиссионных ценных бумаг и отчета об их выпуске производится в определенном порядке (ст. 19—25 Закона о рынке ценных бумаг). В настоящее время органами, уполномоченными на ведение регистрации эмиссионных ценных бумаг, является Министерство финансов РФ, (в отношении, в частности, эмиссий страховых организаций, выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг), Центральный банк РФ (в отношении выпусков ценных бумаг кредитных организаций), Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее региональные отделения (в отношении прочих эмитентов).
Контрольная функция государства на рынке ценных бумаг реализуется также посредством лицензирования деятельности профессиональных участников фондового рынка. Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в том числе кредитных организаций) могут вестись лишь на основании специального разрешения — лицензии (ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг). Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника
рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра и лицензией фондовой биржи (ч. 4 ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг). Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства о ценных бумагах (ч. 3 Закона о рынке ценных бумаг).
За нарушения законодательства о ценных бумагах виновные лица несут ответственность в гражданском, административном и уголовном порядке. В частности, Закон о рынке ценных бумаг указывает на такие основания ответственности, как манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, осуществление недобросовестной эмиссии, выпуск в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, факт недобросовестной рекламы (ст. 51 Закона о рынке ценных бумаг). Эти правонарушения являются основанием для приостановления незаконной деятельности, аннулирования эмиссий ценных бумаг и лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и других мер ответственности.
Центральное положение в сфере государственного регулирования и контроля на рынке ценных бумаг занимает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, которая, в частности, устанавливает перечень регистрирующих органов (ч. 5 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг), выдает лицензии и определяет органы, полномочные выдавать лицензии, а также применяет к нарушителям законодательства о ценных бумагах меры административной ответственности (например, в виде лишения лицензий и соответствующих предписаний), направляет материалы в органы прокуратуры и суд для возбуждения уголовного и административного преследования, а также обращается с исками в суд.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (далее — ФКЦБ или Федеральная комиссия) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг (ч. 1 ст. 40 Закона о рынке ценных бумаг). Но в соответствии с ч. 6 ст. 40 Закона о рынке ценных бумаг полномочия Федеральной комиссии не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства Российской Федерации и ценных бумаг субъектов Российской Федерации. Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня (ч. 2 ст. 38 Закона о рынке ценных бумаг).
Организацию, основные функции и компетенцию ФКЦБ в основном регламентирует Закон “О рынке ценных бумаг” (гл. 12, ст. 40—47). Федеральная комиссия является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, расчетный счет и иные счета, включая валютный. Место нахождения ФКЦБ — город Москва. Руководитель Федеральной комиссии является по должности федеральным министром. Должности пяти членов ФКЦБ (первого заместителя председателя, заместителей председателя, секретаря Федеральной комиссии) являются государственными должностями государственной службы и замещаются в установленном порядке. Деятельность ФКЦБ строится на коллегиальной основе. Коллегия Федеральной комиссии состоит из 15 членов, включая председателя Федеральной комиссии, первого заместителя и заместителей председателя, секретаря Федеральной комиссии. Пять членов коллегии Федеральной комиссии являются представителями федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с рынком ценных бумаг. В их состав в обязательном порядке включается представитель Министерства финансов Российской Федерации. Один член коллегии Федеральной комиссии является представителем Центрального банка Российской Федерации, два члена коллегии представляют палату Федерального Собрания Российской Федерации. По должности входит в состав коллегии Федеральной комиссии Председатель Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг — консультативно-совещательный орган, который создается Федеральной комиссией (см.: ст. 41,45 Закона о рынке ценных бумаг). и в который входят 25 членов: представители государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений и независимые эксперты.
Своих кандидатов в Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг избирают профессиональные участники рынка ценных бумаг на всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг, организуемой Федеральной комиссией. Избранные кандидаты утверждаются решением Федеральной комиссии. Председатель Экспертного совета избирается членами Экспертного совета и утверждается председателем Федеральной комиссии. Порядок представления кандидатур для избрания в члены Экспертного совета, проведения и подведения итогов голосования устанавливается решением всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг. Кандидаты в Экспертный совет от государственных органов представляются этими государственными органами и утверждаются решением Федеральной комиссии. Член Экспертного совета назначается сроком на два года с возможностью назначения любое количество раз.
Работа в коллегии Федеральной комиссии и Экспертном совете при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг представителей государственных органов и иных организаций, указанных в настоящей статье, осуществляется на безвозмездной основе. Коллегия Федеральной комиссии самостоятельно утверждает регламент работы и деятельности Экспертного совета.
Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает территориальные органы (ч. 5 ст. 40 Закона о рынке ценных бумаг). Согласно ст. 47 Закона о рынке ценных бумаг региональные отделения Федеральной комиссии образуются решением Федеральной комиссии по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения выполнения установленных законодательством Российской Федерации норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых Федеральной комиссией решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Региональное отделение Федеральной комиссии действует на основании положения, утверждаемого Федеральной комиссией. Председатель регионального отделения утверждается Федеральной комиссией на основании совместного представления главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и председателя Федеральной комиссии.
Федеральная комиссия имеет рабочий аппарат. Расходы, связанные с деятельностью Федеральной комиссии, финансируются из средств
федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.
Функции Федеральной комиссии определены в ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг. Федеральная комиссия:
1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются Федеральной комиссией совместно с Министерством финансов Российской Федерации;
5) устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;
6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
7) выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. Аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
8) устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;
9) определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
10) осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;
11) обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;
12) обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
13) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;
14) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;
15) разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
16) осуществляет руководство региональными отделениями Федеральной комиссии;
17) ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
18) устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
19) обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;
20) осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;
21) устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.
Согласно ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг Федеральная комиссия вправе:
1) выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);
2) квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;
4) в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами. Немедленно после вступления в силу решения Федеральной комиссии о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;
5) по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;
6) организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
7) направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федеральной комиссии;
8) направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной комиссии (включая недействительность сделок с ценными бумагами);
9) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений Федеральной комиссии;
10) применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства Российской Федерации;
11) устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения.
Федеральная комиссия принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Эти решения принимаются в форме постановлений, подписываются председателем Федеральной комиссии, а в его отсутствие — его первым заместителем.
Принятие постановлений Федеральной комиссии без предварительного рассмотрения их на Экспертном совете при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (см. выше) не допускается. Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 45 Закона о рынке ценных бумаг Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг осуществляет:
— подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий Федеральной комиссии;
— разработку предложений по основным направлениям регулирования рынка ценных бумаг;
— предварительное рассмотрение проектов постановлений, принимаемых Федеральной комиссией, и их публикацию по требованию любого члена Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Экспертный совет вправе большинством голосов его членов приостановить на срок до шести месяцев введение в действие постановлений Федеральной комиссии.
Постановления Федеральной комиссии подлежат обязательному опубликованию. Подготовка и принятие документов, в которых Федеральной комиссией специально выделяется кредитная организация, производятся по согласованию с Центральным банком РФ. Регулирование операций с валютными фондовыми ценностями производится Федеральной комиссией по согласованию с Центральным банком РФ. Нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг принимаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции только по согласованию с Федеральной комиссией.
Постановления Федеральной комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями. Вместе с тем постановления Федеральной комиссии могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в суд или в арбитражный суд.
Как следует из вышесказанного, под контролем ФКЦБ осуществляется деятельность саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. Согласно ст. 48 Закона о рынке ценных бумаг саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее — саморегулируемая организация) именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг и функционирующее на принципах некоммерческой организации.
Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов
проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. Обычно саморегулируемая организация создается в организационно-правовой форме ассоциации (см. ст. 121 ГК): НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), АУРДО (Ассоциация участников рынка долговых обязательств), ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев) и др.
Организация, учрежденная не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг, вправе подать в Федеральную комиссию заявление о приобретении ею статуса саморегулируемой организации. Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного Федеральной комиссией (ч. 1 и ч. 2 ст. 50 Закона о рынке ценных бумаг).
Для получения разрешения в Федеральную комиссию представляются:
— заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации;
— правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.
Правила и положения саморегулируемой организации должны содержать требования, предъявляемые к саморегулируемой организации и ее членам в отношении:
1) профессиональной квалификации персонала (за исключением технического);
2) правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;
3) правил, ограничивающих манипулирование ценами;
4) документации, ведения учета и отчетности;
5) минимальной величины их собственных средств;
6) правил вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее;
7) равных прав на представительство при выборах в органы управления организации и участие в управлении организацией;
8) порядка распределения издержек, выплат, сборов среди членов организации;
9) защиты прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензии и жалоб клиентов — членов организации;
10) обязательств ее членов по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и/или персонала;
11) соблюдения порядка рассмотрения претензий и жалоб членов организации;
12) процедур проведения проверок соблюдения членами организации установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и порядок ознакомления с результатами проверок других членов организации;
13) санкций и иных мер в отношении членов организации, их должностных лиц и/или персонала и порядка их применения;
14) требований по обеспечению открытости информации для проверок, проводимых по инициативе организации;
15) контроля за исполнением санкций и мер, применяемых к членам организации, и порядка их учета.
Саморегулируемая организация, являющаяся организатором торговли, обязана помимо вышеуказанных требований (в том числе предъявляемых к организатору торговли; см. выше) установить и соблюдать правила:
— заключения, регистрации и подтверждения сделок с ценными бумагами;
— проведения операций, обеспечивающих торговлю ценными бумагами (клиринговых и/или расчетных операций);
— оформления и учета документов, используемых членами организации при заключении сделок, проведении операций с ценными бумагами;
— разрешения споров, возникающих между членами организации при совершении операций с ценными бумагами и расчетов по ним, включая денежные;
— процедуры предоставления информации о ценах спроса и предложения, о ценах и об объемах сделок с ценными бумагами, совершаемых членами организации;
— оказания услуг лицам, не являющимся членами организации. В выдаче разрешения может быть отказано, если в представленных организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не содержится вышеуказанных требований, а также предусматривается хотя бы одно из следующих положений:
— возможность дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами членов организации;
— необоснованная дискриминация членов организации;
— необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;
— ограничения, препятствующие развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе регламентация ставок вознаграждения и доходов от профессиональной деятельности членов организации;
— регулирование вопросов, не относящихся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности саморегулируемой организации;
— предоставление недостоверной или неполной информации.
Отказ в выдаче разрешения по иным основаниям не допускается.
Отзыв разрешения саморегулируемой организации производится в случае установления Федеральной комиссией нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных Федеральной комиссией, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации.
Саморегулируемая организация обязана представлять в Федеральную комиссию данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, положения и правила саморегулируемой организации, с кратким обоснованием причин и целей таких изменений.
Изменения и дополнения считаются принятыми, если в течение 30 календарных дней с момента их поступления Федеральной комиссией не направлено письменное уведомление об отказе с указанием его причин.
Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов. Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными Федеральной комиссией, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.
Согласно ст. 49 Закона о рынке ценных бумаг саморегулируемая организация вправе:
— получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном Федеральной комиссией (региональным отделением Федеральной комиссии);
— разрабатывать в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;
— контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
— в соответствии с квалификационными требованиями Федеральной комиссии разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.
Как указано, выше одной из целей саморегулируемой организации является защита прав ее участников (ср. также: п. 1 ст. 121 ГК). С этой целью споры и действия участников организации становятся предметом рассмотрения ее исполнительных органов. В некоторых саморегулируемых организациях обязательным условием членства является обязательство каждого члена передавать гражданско-правовые споры на разрешение третейских судов, действующих при этих ассоциациях. В тех же случаях, когда соглашения участников саморегулируемых организаций не содержат арбитражных оговорок, они вправе защищать свои права в арбитражном суде. Кроме того, нормативные акты Федеральной комиссии по ценным бумагам и других органов государственного управления могут быть обжалованы в суде общей юрисдикции.