Глава VIII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
§ 1. Понятие, значение и виды бирж
 
Понятие и значение бирж. Биржа — это юридическое лицо, целью деятельности которого является организация биржевой (оптовой) торговли определенным биржевым товаром, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.
Исторически первой формой оптовой торговли, как известно, бь1ла караванная торговля, суть которой сводилась к тому, что предложение искало спрос. Со временем караванная торговля сменилась ярмарочной, где, наоборот, уже спрос искал сконцентрированное на ярмарке предложение. В настоящее время ярмарочная торговля в значительной степени вытеснена биржевой торговлей, где спрос и предложение на товар концентрируются в одном месте и в одно время.
Иначе говоря, главное отличие вышеназванных форм оптовой торговли — в регулярности проведения торгов. Первые две формы торговли являются эпизодическими, а биржевая торговля осуществляется в стационарном месте с фиксированными днями и часами работы.
Значение биржи заключается в следующем:
а) она позволяет сконцентрировать спрос и предложение на определенный товар в одном месте и тем самым быстро и наиболее верно определить его цену. Достигается это путем котировки цен, т.е. выявления и фиксации в течение биржевого дня средних цен по сделкам с определенным товаром. Биржевая цена товара служит ориентиром при заключении сделок как на бирже, так и во внебиржевом обороте этого товара;
б) биржа позволяет получить достаточно четкое представление о конъюнктуре товарного рынка в данный момент: количество спроса и предложений, качество товара, его движение и цена. Тем самым биржа позволяет предпринимателям, обладающим биржевой информацией, строить свою деятельность на основе твердых расчетов.
В целом можно отметить, что биржи выполняют роль стабилизатора рынка и в этом качестве являются неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.
Виды бирж. Биржи — продукт длительной эволюции. В своем развитии они прошли ряд ступеней и последовательно принимали различные формы, что наглядно проявляется в характеристике их видов.
Так, в зависимости от цели, ради которой создаются биржи, они подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Целью деятельности первых является извлечение прибыли. Полученная ими прибыль распределяется между учредителями. При этом учредители биржи сами на ней, как правило, не торгуют.
Биржи как некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности. Биржа содержится за счет членских взносов учредителей. Учредители биржи, являясь предпринимателями, участвуют в биржевой торговле в целях извлечения прибыли. Современные западные биржи организуются как некоммерческие организации.
Российские биржи изначально создавались по первому типу, но постепенно также преобразуются в некоммерческие организации либо, теряя статус биржи, становятся обычными коммерческими организациями: торговыми домами, коммерческими центрами и т.п.
По степени вмешательства государства в сферу биржевого оборота различают, условно говоря, свободные биржи и биржи, деятельность которых всесторонне регламентируется государством.
Первые организуются и действуют на автономных началах как объединения предпринимателей. Они самостоятельно определяют условия доступа на биржу, виды биржевых товаров, правила биржевой торговли и т.п. Такие биржи, предполагающие минимальное участие государства в их деятельности, распространены в западных странах.
Деятельность российских бирж детально регламентируется и строго контролируется государством. Существует специальное биржевое законодательство и специальные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль за биржевой деятельностью. Биржевая деятельность подлежит лицензированию.
По характеру биржевой торговли биржи могут быть открытыми и закрытыми.
Первые представляют собой доступные для всех желающих собрания, где продавцы и покупатели без посредников находят друг друга и совершают сделки. Исторически вначале появились именно такие биржи.
В торгах на закрытых биржах могут участвовать только биржевые посредники (брокеры, дилеры), аккредитованные на данной бирже. Другие лица могут купить или продать товар на бирже только с помощью биржевого посредника, заключив с ним соответствующий договор. Современные биржи за рубежом являются закрытыми. Такая же тенденция наблюдается и в нашей биржевой практике, хотя в определенных случаях допускается непосредственное участие в биржевой торговле ограниченного количества сторонних лиц — посетителей.
В зависимости от вида биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи.
Товарные биржи организуют торговлю материальными ресурсами определенного рода (металл, лес, зерно и т.п.). Они могут быть универсальными, т.е. оперировать разными товарами, и специализированными по отдельным видам товаров. Западные биржи являются преимущественно специализированными, российские товарные биржи пока являются универсальными.
Фондовые биржи оперируют ценными бумагами: акциями, облигациями и некоторыми другими.
На валютных биржах осуществляется купля-продажа иностранной валюты и определяется ее курс.
Возможны также смешанные биржи (например, товарно-фондовые), организующие биржевую торговлю материальными ресурсами, ценными бумагами и иностранной валютой. Однако при этом биржевая торговля каждым из видов биржевого товара проводится отдельно от других, в разных залах или в разное время.
Наконец, в зависимости от характера биржевых операций различают наличные и фьючерсные биржи.
Наличная биржа организует торговлю реальным (наличным) товаром, т.е. заключение сделки на бирже сопровождается обязательной последующей поставкой товара. Такие биржи исторически возникли первыми.
Современные биржи являются фьючерсными, проведение торгов на них допускается без последующей поставки товаров. Основная цель таких биржевых торгов — получение после перепродажи контракта (прекращения сделки) разницы от возможного изменения цены на предмет контракта, а также страхование (хеджирование) сделок с наличным товаром от неблагоприятного изменения цены на него.
 
 
§ 2. Товарные биржи
 
Понятие товарной биржи. Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. (с изм. от 30 апреля 1993г.) “О товарных биржах и биржевой торговле” (далее — Закон о товарных биржах).1К числу специальных нормативных актов, регулирующих деятельность товарных бирж, относятся также постановление Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. № 152 “Об утверждении Положения о Комиссии по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, Положения о государственном коммисаре на товарной бирже”,2постановление Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. №151 “О сборах за выдачу лицензий товарным биржам”3и ряд других.
Многие отношения в сфере биржевой торговли регламентируются локальными нормативными актами: учредительными документами, правилами биржевой торговли, положениями об органах управления биржи и ее подразделениях и другими внутренними документами биржи, принятыми в соответствии с законодательством.
Следует подчеркнуть, что Закон о товарных биржах не регулирует отношения, связанные с деятельностью других бирж (фондовых, валютных, трудовых), а также фондовых и валютных отделов товарных, товарно-фондовых и универсальных бирж.
В соответствии с легальным определением товарная биржа — это организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2).
Закон четко определяет сферу деятельности товарной биржи. Она вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. При этом подчеркивается, что бирже запрещено осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, например, запрещено совершать биржевые сделки. Также бирже запрещено осуществлять вклады, при-
 
1Ведомости РФ. 1992. №18. Ст.961; 1993. №22. Ст.790.
2Собрание актов РФ. 1994. №10. Ст.787.
3Там же. Ст.786.
 
обретать доли (паи), акции других организаций, если эти организации не ставят целью осуществление деятельности, непосредственно связанной с организацией и регулированием биржевой торговли, т.е. допускается только создание союзов, ассоциаций и других объединений бирж при условии соблюдения антимонопольного законодательства (ст. 3—4).
Организации, не отвечающие вышеуказанным требованиям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем наименовании слов “биржа” или “товарная биржа” и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти слова в любых сочетаниях.
Закон допускает существование товарных бирж двух видов: коммерческих организаций и некоммерческих организаций. Однако конкретные организационно-правовые формы товарных бирж законом не определены. С учетом ряда положений Закона о товарных биржах, а также практики создания товарных бирж следует заключить, что они могут создаваться в форме хозяйственных обществ и некоммерческих партнерств.
В соответствии с п.3 ст. 11 и п.3 ст. 14 Закона о товарных биржах доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов (т.е. число учредителей не должно быть менее 10), а членство на бирже дает право получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи. С учетом этих условий следует заключить, что товарные биржи могут создаваться и действовать в форме хозяйственных обществ (очевидно, акционерных) или некоммерческих партнерств (ст. 8 Федерального закона РФ от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях”).4
Исходя из целей деятельности бирж, и товарных бирж в частности, они должны создаваться в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства, что требует внесения изменений в Закон о товарных биржах.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время Правительство РФ проводит политику, направленную на стимулирование деятельности товарных бирж, имеющих статус некоммерческих организаций (пониженные размеры сборов за выдачу лицензий, ставок арендной платы за арендуемые помещения, тарифов за услуги связи и т.п.).5
 
4СЗ РФ. №3. Ст. 145.
5Постановление Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. №151 “О сборах за выдачу лицензий товарным биржам” // Собрание актов РФ. 1994. №10. Ст.786;
постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. “О мерах по стимулированию роста организованного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи” // Там же. 1993. №20. Ст. 1763.
 
Товарная биржа может учреждаться юридическими и (или) физическими лицами. Однако в ее учреждении не могут участвовать и ее членами не могут быть: органы государственной власти и управления;
банки и иные кредитные организации; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные организации; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, например, должностные лица органов государственной власти и управления (ст. 9 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”);6служащие данной или какой-либо иной товарной биржи; любые организации, если их руководители являются служащими данной биржи.
Члены биржи имеют право участвовать в управлении товарной биржей, т.е. участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи и в работе других органов управления биржи; участвовать в распределении прибыли и получать дивиденды, если это предусмотрено учредительными документами биржи; участвовать в биржевой торговле.
Члены товарной биржи имеют право сдавать в аренду (уступать на определенный договором срок) свое право на участие в биржевой торговле только одному юридическому или физическому лицу Такой договор подлежит регистрации на бирже. Субаренда (переуступка) прав на участие в биржевой торговле не допускается.
В зависимости от объема прав закон различает две категории членов товарной биржи: полные и неполные.
Полные члены имеют право на участие в торгах во всех секциях (отделах) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секции (отделов) биржи.
Неполные члены товарной биржи имеют право на участие в торгах только в соответствующей секции (отделе) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела) биржи.
Товарная биржа, являясь юридическим лицом, подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Однако биржевая торговля может осуществляться на бирже только после получения специальной лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам.
 
6СЗ РФ. 1995. №22. Ст. 1977.
 
Перечень документов, представляемых в Комиссию для получения лицензии, порядок выдачи, аннулирования и приостановления действия лицензии определяются Положением о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории РФ. Лицензия на организацию биржевой торговли выдается бирже после установления соответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли законодательству Комиссия по товарным биржам не вправе отказать в выдаче лицензии, за исключением случаев представления ненадлежащим образом оформленных документов или их несоответствия требованиям закона. Товарная биржа вправе обжаловать в судебном порядке решение Комиссии об отказе в выдаче лицензии, ее аннулировании или приостановлении действия.
Важнейшими документами, определяющими правовой статус и деятельность товарной биржи, являются устав и правила биржевой торговли.
Разрабатывая устав товарной биржи, ее учредители должны учитывать требования ст. 17 Закона о товарных биржах. Помимо положений, характеризующих юридическое лицо определенной организационно-правовой формы, в уставе товарной биржи должны быть отражены специальные положения, в частности, о максимальном количестве членов биржи, о правах и обязанностях членов биржи и других участников биржевой торговли, о порядке разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам и др.
Требования к правилам биржевой торговли определены ст. 18 Закона о товарных биржах. В них должны быть определены: порядок проведения торгов: виды биржевых сделок, порядок их регистрации и учета;
наименование товарных секций; перечень основных подразделений биржи; порядок котировки цен биржевых товаров; порядок информирования участников биржевой торговли о торгах, сделках, ценах, конъюнктуре товаров; порядок взаимных расчетов участников биржевой торговли при заключении сделок; меры по контролю за правильным ходом биржевых торгов: перечень нарушений, за которые биржей взыскиваются штрафы с участников биржевой торговли, размеры штрафов и порядок их взимания; размеры сборов и других платежей и порядок их взимания биржей.
Товарная биржа как юридическое лицо имеет свои органы управления и структуру С учетом организационно-правовой формы биржи ее органами управления могут быть общее собрание членов товарной биржи, биржевой совет, исполнительный орган. В качестве контрольного органа может создаваться ревизионная комиссия.
Структура товарной биржи определяется целями ее деятельности. Для организации и регулирования биржевой торговли в рамках товарной биржи создаются функциональные подразделения (комитеты, отделы, комиссии и др. ). Их перечень определяется правилами биржевой торговли, разрабатываемыми каждой биржей самостоятельно, и поэтому может не совпадать. В основном это такие комитеты, как торговый, экспертный, котировальный, информационный, регистрационный, расчетный и биржевой арбитраж, которые в технологической последовательности обеспечивают работу биржи.
Так, торговый комитет следит за соблюдением правил биржевой торговли, участвует в подготовке и проведении торгов, регистрирует и контролирует участников торгов. Он включает в себя маклеров (ведущих торгов), специализирующихся по видам товара. Экспертный комитет разрабатывает и контролирует биржевые стандарты; принимает решения о допуске товаров к торговле, проводит экспертизу качества реальных товаров, реализуемых через биржевые торги (ст.27 Закона о товарных биржах).
Информационный комитет принимает заявки на продажу или покупку от участников биржевых торгов и информирует о них участников биржевой торговли в ходе торгов. Заключенные на бирже сделки регистрируются в соответствующем комитете, а расчетный комитет организует расчеты между участниками биржевой торговли по таким сделкам.
В ст. 28 Закона о товарных биржах специально отмечается, что биржа в целях обеспечения исполнения совершаемых на ней форвардных, фьючерсных и опционных сделок обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) или заключения договора с банком или другой кредитной организацией об организации расчетного (клирингового) обслуживания. Клиринговые центры могут создаваться как независимые от биржи организации биржевых посредников.
Клиринговые центры вправе устанавливать виды, размеры и порядок взимания взносов, гарантирующих исполнение биржевых сделок и возмещение ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по этим сделкам: осуществлять кредитование и страхование участников биржевых сделок в пределах, необходимых для гарантирования этих сделок, а также возмещения ущерба в случае их неисполнения.
Котировальный комитет занимается выявлением цены на товар, реализуемый через биржу, составляет биржевой бюллетень на основе сделок, заключенных на бирже за определенный период, например, за прошлый день. Биржевой бюллетень публикуется и является ориентиром о ценах на биржевые товары для участников биржевой торговли и внебиржевого оборота.
Таким образом, ценообразование на товары, реализуемые через биржи, является свободным, цены на них складываются в зависимости от спроса и предложения. Гарантией свободных цен в биржевой торговле является норма ст. 29 Закона о товарных биржах. В соответствии с ней бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар.
Биржевой арбитраж создается для рассмотрения споров, связанных с заключением биржевых сделок, и является по существу третейским судом (ст. 30 Закона о товарных биржах).7
Участники биржевой торговли. Участниками биржевой торговли, наряду с членами биржи, являются посетители биржи. Следовательно, товарная биржа не является закрытой.
Биржевые сделки заключаются участниками биржевой торговли, как правило, через биржевых посредников.
Под биржевыми посредниками понимаются брокерские фирмы (коммерческие организации), брокерские конторы (филиалы коммерческих организаций) и независимые брокеры (индивидуальные предприниматели).
Биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых брокеров — служащих или представителей коммерческих организаций — биржевых посредников, а также независимых брокеров (ст. 10,22 Закона о товарных биржах).
Деятельность биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих фьючерсные и опционные сделки, лицензируется Комиссией по товарным биржам.8
Совершая биржевые сделки, биржевые посредники осуществляют брокерскую и дилерскую деятельность. Брокерская деятельность —
 
7Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров. Постановление Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. №30. Ст.1790; Об отдельных решениях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражнои практике. Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 27 ноября 1992 г. // Вестник ВАС. 1993. №1. С. 105-106.
8Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные сделки в биржевой торговле. Постановление Правительства РФ от 9 октября 1995 г. №981 // СЗ РФ. 1995. №42. Ст.3982.
 
это совершение биржевых сделок биржевым посредником: 1) от имени клиента и за его счет, 2) от имени клиента и за свой счет или 3) от своего имени и за счет клиента. В таких случаях отношения между биржевыми посредниками и их клиентами определяются на основе соответствующих договоров: поручения, комиссии, на брокерское обслуживание (ст. 9, 25 Закона о товарных биржах).
Дилерская деятельность — это совершение биржевых сделок биржевым посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже.
Закон о товарных биржах определяет формы участия членов биржи и посетителей в биржевой торговле (ст. 20, 21).
Члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами или независимыми брокерами, осуществляют биржевую торговлю непосредственно в качестве дилеров или брокеров.
Члены биржи, не являющиеся брокерскими фирмами или независимыми брокерами, участвуют в биржевой торговле через организуемые ими брокерские конторы, либо на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами и независимыми брокерами, осуществляющими свою деятельность на данной бирже, либо непосредственно от своего имени — только при торговле реальным товаром, исключительно за свой счет, без права на биржевое посредничество.
Как уже отмечалось, участниками биржевой торговли являются также посетители. Под посетителями биржевых торгов понимаются юридические и физические лица, не являющиеся членами биржи, и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок (ст. 21 Закона о товарных биржах). Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми.
Постоянные посетители, являющиеся брокерскими фирмами, брокерскими конторами или независимыми брокерами, вправе осуществлять бирже вое посредничество в порядке и на условиях, установленных для членов биржи с учетом следующих особенностей:
— постоянные посетители пользуются услугами биржи за плату, которую они обязаны вносить за право на участие в биржевой торговле в размере, определенном соответствующим органом управления биржи:
— право на участие в биржевых торгах постоянным посетителям предоставляется на срок не более трех лет:
— число постоянных посетителей биржевых торгов не должно превышать тридцати процентов от общего числа членов биржи.
Разовые посетители биржевых торгов имеют право на совершение сделок только на реальный товар и только от своего имени и за свой счет.
Биржевые сделки. Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор, заключенный участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов (ст. 7 Закона о товарных биржах).
Являясь по своей юридической природе договором на реализацию товаров (куплей-продажей, поставкой), биржевая сделка характеризуется следующими особенностями:
— особенностями места и времени совершения. Биржевая сделка совершается в ходе биржевых торгов;
— особенностями участников. Биржевая сделка совершается участниками биржевой торговли (членами биржи, постоянными и разовыми посетителями) непосредственно или через биржевых посредников;
— особенностями предмета. Биржевая сделка заключается в отношении биржевого товара, т.е. не изъятого из оборота товара определенного рода и качества, в том числе стандартного контракта и коносамента на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности (ст. 6 Закона о товарной бирже);
— особенностями порядка совершения. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей самостоятельно и определяется в правилах биржевой торговли.
Закон о товарных биржах дает примерный перечень видов биржевых сделок (ст. 8). К ним относятся:
1) сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара. На практике это так называемые кассовые сделки или сделки на наличные, имеющие целью действительное приобретение (отчуждение) товара, подлежащие немедленному исполнению (обычно в срок не позднее 14 дней со дня заключения);
2) сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсрочкой его поставки (форвардные сделки). В отличие от кассовых в форвардных сделках предусмотрены более длительные сроки поставки;
3) сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки). В отличие от сделок с реальным товаром (кассовых и форвардных) фьючерсные сделки заключаются не с целью покупки или продажи реального товара, а с целью получения в ходе перепродажи стандартного контракта разницы от возможного изменения цен на товар.
Известно, что в торговом обороте действует принцип, в силу которого торговец (биржевой посредник и его клиент) заинтересован не в самом товаре, проходящем через него, а в той меновой стоимости, которая остается от него. Главное значение имеет разность между ценой приобретения и ценой отчуждения. Если эта разность может быть получена без обращения реального товара — тем лучше.
Так, если торговец А обязался поставить торговцу Б к известному сроку 1000 единиц товара по 100 руб. за единицу, то при повышении цены ко времени передачи товара до 110 руб. для Б все равно — получит ли он все количество товара за 100000 руб. с возможностью перепродать его по повышенной рыночной цене или же прямо получит от А эту разность в размере 10000 руб. Если наоборот, цена товара ко времени передачи понизилась до 90 руб. за единицу, то Б, получая товар за 100000 руб., может продать его за 90000 руб. Поэтому для него все равно — получить ли товар и потом продать его с убытком или прямо уплатить А эту разницу в 10000 руб.
Таким образом, фьючерсная сделка — это спекулятивная сделка. Ее предметом является не реальный товар, а стандартный биржевой контракт, который, подобно оборотной бумаге, может быть в течение срока своего действия множество раз перепродан.
Участники биржевой торговли, используя биржевую информацию и играя на разности цен (покупая и перепродавая контракты), естественно, стремятся получить прибыль. Однако это зависит оттого, угадают они направление колебания стоимости товара или не угадают. Так, одни их них, играя на повышение, а другие — на понижение, гасят амплитуду цен на товар. Тем самым биржевая спекуляция объективно (в конечном счете) способствует стабилизации цен и во внебиржевом обороте данного товара.
Фьючерсные сделки заключаются также с целью страхования (хеджирования) сделок с реальным товаром. Хеджирование осуществляется путем купли или продажи фьючерсных контрактов одновременно с заключением сделок на бирже реального товара. Все условия контрактов, заключаемых на фьючерсной бирже и бирже реального товара, полностью совпадают, но прямо противоположны по направленности.
Если на рынке реального товара заключается контракт на приобретение товара в будущем периоде, то на фьючерсной бирже продается такой же фьючерсный контракт. И наоборот. Таким образом, компенсируются возможные потери от неблагоприятного изменения цен к моменту исполнения сделки.9
Фьючерсные сделки по своей природе являются мнимыми, так как совершаются лишь для вида, без намерения повлечь юридические последствия. За историю развития биржевой торговли такие спекулятивные сделки не раз запрещались законодателем, но со временем вошли в биржевую практику и стали признаваться, поскольку играют важную стабилизирующую роль в рыночной экономике. Фьючерсные сделки способствуют выравниванию цен на бирже и вне ее, так как благодаря им число совершаемых сделок многократно увеличивается и цены так сильно не колеблются;
4) сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки). Опционные сделки, или как их еще называют — сделки с премией, также как и фьючерсные сделки, являются сделками, заключаемыми на срок без реального товара.
Срочные сделки, как было показано на примере, трудно прогнозируемы ввиду возможности сильного колебания цены на товар и характеризуются неограниченным риском их участников. Сделки с премией имеют своей целью ограничить этот риск, поставить его в границы, за пределами которых участник срочной сделки может не бояться отрицательных последствий.
Сделки с премией представляют собой приобретение права на продажу или куплю биржевого товара или контракта по цене, фиксированной в момент заключения сделки. Другая сторона по сделке за предоставление такого права получает определенную премию, которая становится ее доходом даже в том случае, если контрагент не воспользовался своим правом. Премия определяется обычно в процентах к цене товара.
Право выбора делает положение одного из контрагентов более благоприятным, чем положение другого. Контрагент, уплативший премию, обеспечен против неограниченного риска, связанного с колебаниями цены, тогда как другая сторона, получившая премию, имеет в ней ограниченную выгоду, но открыта для неограниченных потерь, связанных с колебанием цены на товар.
 
9Предпринимательское право. Курс лекции / Под ред. Н.И .Клейн. М., 1993. С.307.
 
Сделки с премией могут быть различных видов: простые, двойные, сложные, кратные.10
Государственное регулирование деятельности товарных бирж. Деятельность товарных бирж, а также их членов, биржевых посредников и других участников биржевой торговли является самостоятельной.
В этой связи Закон о товарных биржах прямо предусматривает гарантии самоуправления товарных бирж (ст. 38). В частности, не допускается вмешательство органов государственной власти и управления в деятельность бирж за исключением случаев нарушения ими законодательства. Незаконные решения органов власти и управления могут быть признаны судом недействительными, а причиненные ими убытки подлежат возмещению из соответствующих бюджетов.
В то же время деятельность товарных бирж в силу ее макроэкономического, организационного и регулирующего характера может оказывать сильное влияние на экономику. Противоправными действиями биржевых служащих и биржевых посредников может быть вызвано искусственное колебание цен и связанные с этим экономические потрясения, которые затрагивают всех участников рынка и общество в целом. Все это обусловливает необходимость определенного государственного регулирования и контроля биржевой деятельности.
Государственное регулирование и контроль деятельности товарных бирж осуществляются Комиссией по товарным биржам при Государственном антимонопольном комитете РФ. В соответствии с Законом о товарных биржах и Положением о Комиссии по товарным биржам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. №152, в состав Комиссии входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов, ассоциаций и иных объединений предпринимателей, а также эксперты.
На Комиссию возложено исполнение следующих функций: выдача лицензий на организацию биржевой торговли: выдача и контроль за выдачей" лицензий биржевым посредникам и биржевым брокерам на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле;
контроль соблюдения законодательства о товарных биржах; органи-
 
10См. подр.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права, Т.2. СПб., 1908. С.539 и сл.;
Предпринимательское право. Курс лекции / Под ред. Н.И.Клейн. С.305—306.
 
11Комиссия вправе делегировать брокерским гильдиям или их ассоциациям право на выдачу лицензии биржевым посредникам и биржевым брокерам.
зация и изучение деятельности товарных бирж; разработка методических рекомендации по подготовке биржевых документов; организация рассмотрения жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушения законодательства в биржевой торговле; разработка предложений по совершенствованию законодательства о товарных биржах.
В соответствии с названными функциями Комиссия обладает определенными полномочиями. Она вправе отказать товарной бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой деятельности, аннулировать выданную лицензию или приостановить ее действие в случае нарушения законодательства; направлять товарной бирже обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений органов управления биржи или о прекращении деятельности, которая противоречит законодательству; направлять биржевому посреднику обязательные для исполнения предписания о прекращении деятельности, которая противоречит законодательству; назначать государственного комиссара на товарную биржу; организовывать по согласованию с органами финансового контроля аудиторские проверки деятельности товарных бирж и биржевых посредников, требовать от товарных бирж, их расчетных учреждений (клиринговых центров) и биржевых посредников представления учетной документации; применять к бирже или биржевому посреднику соответствующие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии; направлять в суд или арбитражный суд материалы для применения предусмотренных законом санкций к товарным биржам и их членам, нарушившим законодательство.
Непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства возлагается на Государственного комиссара, назначаемого Комиссией по товарным биржам.
В соответствии с Законом о товарных биржах и Положением о государственном комиссаре на товарной бирже, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. №152, государственный комиссар вправе присутствовать на биржевых торгах и контролировать организацию и проведение торгов: участвовать с правом совещательного голоса в общих собраниях членов биржи и общих собраниях членов секций (отделов) биржи; знакомиться с информацией о деятельности биржи и биржевых посредников и их документацией, в том числе конфиденциального характера; осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии по товарным биржам. Закон о товарных биржах предусматривает виды биржевых правонарушений и устанавливает санкции за них, которые могут быть применены только в судебном порядке. К биржевым правонарушениям, в частности, относятся: проведение биржевых торгов без лицензии;
нарушение порядка информирования участников биржевых торгов о предстоящих и предыдущих торгах; нарушение установленного биржей порядка контроля за механизмом ценообразования; незаконное использование юридическими лицами в их наименовании и (или) рекламе слова “биржа”; неисполнение или несвоевременное исполнение предписаний Комиссии по товарным биржам.
За биржевые правонарушения Комиссия по товарным биржам вправе применять к бирже и биржевым посредникам санкции в виде приостановления действия лицензии до трех месяцев; аннулирования выданной лицензии: штрафа в различных размерах в зависимости от вида правонарушения.
 
 
§ 3. Фондовые биржи
 
Понятие фондовой биржи. Правовое положение фондовой биржи определяется прежде всего гл. 3 Закона РФ от 22 апреля 1996 г. “О рынке ценных бумаг”.'2Кроме того, действует ряд подзаконных актов:
постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19 декабря 1996 г. №23 “Об утверждении Временного положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, и Временного положения о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг”;13Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденное Минфином РФ от 13 апреля 1992 г. №20;14Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых
 
12СЗ РФ. 1996. №17. Ст.1918. (далее — Закон о рынке ценных бумаг). Вопросы правового регулирования внебиржевого рынка ценных бумаг освещаются в главе настоящего учебника.
13БНА. 1997. №10. С.63.
14Экономика и жизнь. 1992. №22. С.18.
 
бирж (фондовых отделов бирж) на право совершения операций с ценными бумагами, утвержденное Минфином РФ 21 апреля 1992 г. №23 с изменениями от 5 мая 1993 г. №57 и 8 июня 1994 г. №75;15письмо Минфина РФ от 22 декабря 1993 г. №151 “О сборах, взимаемых при лицензировании инвестиционных институтов и фондовых бирж (фондовых отделов бирж)” " и др.
Разумеется, те из подзаконных актов, которые приняты до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг и принятых в соответствии с ним нормативных актов, действуют в части, не противоречащей им.
Большое значение в определении правового положения фондовой биржи имеют локальные нормативные акты: устав (положение о фондовом отделе биржи); положения об органах управления и подразделениях биржи; правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам; правила допуска к торгам ценных бумаг; правила совершения операций с ценными бумагами и др. Локальные нормативные акты должны соответствовать требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг фондовая биржа — это некоммерческая организация, исключительным предметом деятельности которой является:
— организация торговли на биржевом рынке ценных бумаг, т.е. предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению сделок с ценными бумагами между участниками биржевой торговли;
— депозитарная деятельность, т.е. оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги (ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг);
— клиринговая деятельность, т.е. деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним (ст. 6 Закона о рынке ценных бумаг).
Другими видами деятельности фондовая биржа заниматься не может. Являясь некоммерческой организацией, фондовая биржа создается и действует в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства (ст. 8 Федерального закона РФ от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях”).17Государственная регистрация фондовых
 
15Там же. 1992. №22. С.18; 1993. №22. С.11; 1994. №26. С.9.
16БНА. 1994. №4. С.27.
17 C3РФ. 1996. №3. Ст. 145.
 
бирж осуществляется в общем порядке в соответствии со ст. 51 ГК и ст. 8 Федерального закона РФ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”.'8
Однако осуществление биржевой деятельности не допускается до тех пор, пока фондовая биржа не получит специальную лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг).
Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые осуществляют деятельность, указанную в гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг: брокеры, дилеры, доверительные управляющие, клиринговые организации, депозитарные организации, реестродержатели, организаторы торговли на рынке ценных бумаг. Все профессиональные участники рынка ценных бумаг действуют на основании лицензии. При этом Закон о рынке ценных бумаг указывает на три вида лицензии: лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензия фондовой биржи. Объясняется это установленными законом ограничениями на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами. В частности, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Количество членов фондовой биржи, порядок вступления в члены фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяются фондовой биржей самостоятельно в локальных нормативных актах.
В отличие от товарной биржи, на фондовой бирже не допускается неравноправное положение членов биржи, временное членство, а также сдача мест в аренду и их передача в залог (уступка права на торговлю) другим лицам, не являющимся членами данной фондовой биржи. Это означает, что фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Понятие члена фондовой биржи и понятие участника биржевой торговли на фондовой бирже совпадают. Участники рынка ценных бумаг, не являющиеся членами данной фондовой биржи, могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи. Служащие фондовой биржи не могут быть учредителями и участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг —
 
18Там же. 1994. №32. Ст. 3302.
 
юридических лиц, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи. В то же время к ним предъявляются определенные квалификационные требования. Специалисты фондовой биржи специально аттестуются на право совершения операций с ценными бумагами.
Операции с ценными бумагами. Операции с ценными бумагами осуществляются как на фондовой бирже, так и вне ее. Фондовая биржа самостоятельно устанавливает правила совершения операций с ценными бумагами, определяет правила их допуска к торгам (листинг) и исключения из торговли (делистинг), правила регистрации и порядок исполнения сделок (ст. 9,13, 14 Закона о рынке ценных бумаг).
Как не всякий товар является биржевым на товарной бирже, так не всякая эмиссионная ценная бумага может быть допущена к обращению на той или иной фондовой бирже, т.е. котироваться на ней.
Юстировальная (листинговая) комиссия как структурное подразделение фондовой биржи, состоящая из специалистов, может на основании заранее утвержденных биржей критериев допустить ценные бумаги определенного эмитента к торговле на фондовой бирже, отказать в допуске, приостановить торговлю данным видом ценных бумаг, исключить их из биржевой торговли на данной бирже.
Критериями допуска ценных бумаг к торговле на бирже являются их надежность, доходность и ликвидность. Тем самым листинг является гарантией высокого качества обращающихся ценных бумаг, средством защиты потенциальных инвесторов от ненадежных ценных бумаг. Листинг стыкует интересы всех участников фондовой торговли: для эмитента, если его акции попали в число котируемых на бирже, это самая лучшая реклама; для инвестора — определенная гарантия того, что капитал вложен в качественные ценные бумаги; для брокера — это тоже хорошая реклама, так как, если ему доверили деньги и он их эффективно вложил, это залог того, что к нему придут новые клиенты.
Листинг характеризует уровень и самой биржи, так как именно она определяет рейтинг ценных бумаг в аспекте их надежности, доходности и ликвидности. Так, крупнейшая биржа мира — Нью-йоркская — допускает к котировке акции компаний с рыночной или балансовой стоимостью не менее 18 млн. долл., получающих прибыль не менее 2 млн. долл. в последние три года, располагающих 2000 акционеров — владельцев 100 и более акций, выпустивших в свободную продажу не менее 1100000 акций, среднемесячный оборот которых превышает 100000
единиц. Естественно, что включение в котировальный список Нью-Йоркской фондовой биржи — свидетельство высокого рейтинга компании-эмитента, высокого качества котируемых здесь ценных бумаг.19
Требования российских бирж пока гораздо ниже и ограничиваются несколькими критериями невысокого порогового значения. Это объясняется тем, что слишком жесткий листинг привел бы к уходу из биржевого оборота значительного числа российских компаний, не отвечающих высоким требованиям, и сворачиванию биржевого оборота ценных бумаг. А между тем именно биржевой рынок ценных бумаг является необходимым инструментом определения их рейтинга и рыночных цен.
Обобщающим показателем движения курса ценных бумаг являются биржевые индексы ценных бумаг, позволяющие прогнозировать изменение средней стоимости множества ценных бумаг, обращающихся на рынке. Так, наиболее известными биржевыми индексами являются:
биржевой индекс Доу-Джонса, отражающий совокупный курс акций 30 крупнейших компаний США, котируемых на Нью-йоркской фондовой бирже; биржевой индекс “Никкей”, расчитываемый на Токийской бирже по курсу акций 225 основных компаний; биржевой индекс “Евротак”, определяемый Лондонской биржей по курсу акций 100 важных компаний Европы и др. В России начинает появляться практика определения средней цены обращающихся на рынке акций, например, региональный индекс Фондового эмиссионного синдиката (ФЭС).
Ценные бумаги, включенные фондовой биржей в список ценных бумаг, допускаемых к обращению на бирже, могут быть объектом сделок, совершаемых на бирже. В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг ценные бумаги, не включенные в список обращаемых на фондовой бирже, в виде исключения также могут быть объектом сделок на бирже в порядке, предусмотренном ее внутренними документами (ст. 14).
На фондовой бирже совершаются такого же рода сделки, как и на товарной бирже, включая кассовые, форвардные, фьючерсные и сделки с премией. Порядок совершения сделок, их регистрации, сверки и расчетов по заключенным сделкам определяется фондовой биржей самостоятельно в соответствующих правилах (ст. 9 Закона о рынке ценных бумаг).
При этом фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допу-
 
19Экономика и жизнь. 1992. №18, С.8.
 
щенных к обращению на бирже, о результатах торговых сессий, а также предоставить другую информацию, указанную в ст. 13 Закона о рынке ценных бумаг.
Государственное регулирование деятельности фондовых бирж. Гарантированное законом широкое самоуправление фондовых бирж и их членов имеет свои пределы, определяемые в конечном счете необходимостью защиты инвесторов от недобросовестных действии эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Это обстоятельство обусловливает необходимость определенного государственного регулирования биржевой деятельности и контроля за ней.
Кроме того, как уже отмечалось, биржа может при определенных условиях (недобросовестные действия членов биржи и ее служащих, направленные на искусственное колебание курса ценных бумаг) оказывать дестабилизирующее воздействие на экономику и создавать угрозу не только участникам рынка ценных бумаг, но и безопасности всего общества.
Государственное регулирование и контроль деятельности участников рынка ценных бумаг, включая фондовые биржи, осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг (гл. 12) и Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг,20утвержденным Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. №1009, Федеральная комиссия является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
Федеральная комиссия имеет широкие межотраслевые функции и права. Ее постановления обязательны для исполнения органами государственной власти и управления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулирующимися организациями. Нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулирующихся организаций принимаются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции только по согласованию с Федеральной комиссией. Федеральная комиссия имеет свои региональные отделения на территории РФ, которые образуются решением Федеральной комиссии по согласованию с орга-
 
20СЗ РФ. 1996. №28. Ст.3357.
 
нами исполнительной власти субъектов РФ и действуют на основании положения, утверждаемого Федеральной комиссией.2' Региональные отделения Федеральной комиссии обеспечивают: выполнение установленных законодательством норм, правил и условий функционирования фондового рынка; реализацию принимаемых Федеральной комиссией решений; контроль деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
 
 
§ 4. Валютные биржи
 
Валютный рынок. Валютный рынок также является разновидностью рынка товаров вообще и имеет дело с таким товаром, как валюта и валютные ценности. Согласно ст. 140—141 ГК и ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. “О валютном регулировании и валютном контроле”22под валютой и валютными ценностями понимается:
— валюта РФ, т.е. рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты, а также средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях;
— иностранная валюта, т.е. денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
— ценные бумаги в валюте РФ и в иностранной валюте, т.е. платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в рублях и иностранной валюте;
—драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы) и природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александрита), а также жемчуг.
Участниками валютных отношений, складывающихся на валютном рынке, в соответствии с терминологией Закона о валютном регулировании являются резиденты и нерезиденты (ст.1). Возможности резидентов и нерезидентов на внутреннем валютном рынке РФ неоди-
 
21Примерное положение о региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. №193.
22Ведомости РФ. 1992. №45. Ст.2542 (далее — Закон о валютном регулировании).
 
каковы и определяются ст. 4, 6, 8 Закона о валютном регулировании. При этом нормой ст. 4 установлено, что покупка и продажа иностранной валюты в РФ производится через уполномоченные банки (т.е. кредитные организации, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций) в порядке, установленном ЦБ РФ.
Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками (внебиржевой межбанковский валютный рынок), а также через валютные биржи (биржевой валютный рынок), действующие в порядке и на условиях, установленных ЦБ РФ.
Покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускается. Нарушение этого правила влечет недействительность сделки купли-продажи иностранной валюты.
Таким образом, резиденты (физические и юридические лица), нуждающиеся в иностранной валюте для совершения разрешенных законом валютных операций (текущих операций — без ограничения, операций, связанных с движением капитала — при наличии специальной лицензии ЦБ РФ), могут купить ее только через уполномоченные банки."
Для покупки иностранной валюты в уполномоченный банк представляются документы (контракты и др.), подтверждающие существование договорных отношений. В данном случае купля-продажа иностранной валюты уполномоченными банками производится по поручению резидентов от своего имени за комиссионное вознаграждение. Уполномоченные банки могут производить куплю-продажу иностранной валюты от своего имени и за свой счет.
Нерезиденты, имеющие рублевые счета в уполномоченных банках, имеют право осуществлять сделки купли-продажи иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке РФ в том же порядке, что и резиденты.
Курс покупки-продажи иностранной валюты на внебиржевом межбанковском валютном рынке определяется уполномоченными банками самостоятельно, исходя из спроса и предложения, но в пределах валютного коридора, устанавливаемого ЦБ РФ. В соответствии с п, 4 ст. 4 Закона о валютном регулировании ЦБ РФ в целях регулирования внутреннего валютного рынка РФ может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.
 
23Инструкция ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. №7 (с изм. на 26 июня 1995 г.) “О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ”.
 
Кроме того, ЦБ РФ определяет официальный обменный курс рубля к иностранным валютам, который определяется ежедневно исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту на внебиржевом межбанковском и биржевом валютных рынках, показателей инфляции, положения на международных валютных рынках, изменения величины государственных золотовалютных резервов, динамики показателей платежного баланса страны. ЦБ РФ каждый рабочий банковский день объявляет курсы покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском валютном рынке. При этом официальный курс является средним между этими курсами, а их разница не может превышать полутора процентов.
В 1998—2000 гг. центральный обменный курс будет поддерживаться ЦБ РФ на уровне около 6,2деноминированногорубля за 1 доллар США, а его возможные отклонения не превысят 15% от этого значения (в границах 5,25—7,15 рубля за доллар США). В 1998 г. среднее значение обменного курса намечено обеспечить на уровне 6,1 рубля за 1 доллар США. Разница между официальном курсом и курсами покупки и продажи ЦБ РФ не будет превышать 1,5%.24Таким образом, ЦБ РФ объявил о переходе от практики установления ежегодного коридора для изменения курса российского рубля к определению среднесрочных ориентиров динамики курса рубля.
Такое регулирование официального валютного курса рубля делает российский валютный рынок более предсказуемым, укрепляет доверие иностранных инвесторов к рублю, создает условия для постепенного перехода к полной конвертируемости рубля.
Понятие валютной биржи. Валютные биржи организуют биржевой валютный рынок. Специального закона, определяющего правовое положение валютных бирж, до сих пор нет. Центральному банку РФ, Минфину РФ и Минэкономики РФ было поручено подготовить предложения по концепции развития валютной биржи, ее юридическому статусу и функциям, имея в виду органичное включение валютного рынка в общую систему фондового рынка. Предполагалось, что в Законе. о рынке ценных бумаг будет предусмотрен специальный раздел, регулирующий деятельность валютной биржи.25
 
24Российская газета. 1997. 11 нояб.
25Решение Совета Безопасности РФ от 2 ноября 1994 г. по вопросу “Об итогах работы Государственной комиссии по расследованию причин резкой дестабилизации финансового рынка” // Российская газета. 1994. 9 нояб.
 
Действующие законы о товарных биржах и о рынке ценных бумаг, определяющие правовое положение товарных и фондовых бирж и регулирующие их деятельность, к валютным биржам не применимы.
Таким образом, правовое положение валютной биржи и правовое регулирование ее деятельности определяются лишь общими законами и специальными подзаконными актами, а также локальными нормативными актами.
В качестве общего акта в данном случае следует назвать Закон о валютном регулировании, в соответствии со ст. 4 которого определяется, что валютные биржи действуют в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ РФ.
Важным специальным актом является уже упоминавшаяся инструкция ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. №7, определяющая, что под межбанковскими валютными биржами следует понимать специализированные биржи, имеющие лицензии ЦБ РФ на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на них сделкам (п. 2). Следует также назвать Временные правила осуществления операций в Центре проведения межбанковских валютных операций (валютная биржа), утвержденные письмом Госбанка СССР от 11 июня 1991 года № 180-91, которые действуют в части, не противоречащей российскому законодательству, принятому после 12 июня 1990 г.
Клокальным нормативным актам, определяющим правовое положение конкретных валютных бирж, относятся уставы валютных бирж, правила проведения валютных операций на бирже, правила расчетов по биржевым операциям купли-продажи иностранной валюты и др.
Исходя из целей деятельности валютной биржи, определенных п. 2 инструкции ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. №7 — организация операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на бирже сделкам, — валютная биржа является некоммерческой организацией в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства. Биржа обеспечивает условия для гласных публичных торгов своим членам.
Членами валютной биржи являются банки и другие финансовые организации, имеющие лицензии ЦБ РФ на осуществление валютных операций. Процедура приема в члены биржи, порядок допуска членов биржи к торгам, их права и обязанности, а также порядок выхода и исключения из членов биржи регулируются правилами приема в члены биржи, определяемыми биржей самостоятельно.
Операции на валютной бирже. Валютная биржа является закрытой. Участниками торговли на ней могут быть только ее члены. Члены валютной биржи могут осуществлять операции на валютной бирже от своего имени и за свой счет или от своего имени по поручению клиентов (посреднические операции за комиссионное вознаграждение).
Операции на бирже осуществляются членами биржи через своих представителей из числа их сотрудников, которые допускаются к операциям после проверки биржей их профессиональной пригодности. Представителям членов биржи запрещается проводить операции от своего имени и за свой счет. Члены биржи несут полную ответственность за действия своих представителей.
Порядок покупки и продажи иностранной валюты, определение рыночного курса и расчетов по сделкам, заключенным на валютной бирже, определяются письмом Госбанка СССР от 11 июня 1991 г. № 180-91 и каждой биржей самостоятельно в правилах проведения валютных операций.
Перед началом торгов члены биржи представляют бирже заявку на покупку и (или) продажу иностранной валюты. В заявке указывается сумма покупки или продажи иностранной валюты в долларах США, а также может указываться курс, по которому член биржи готов купить или продать валюту. Минимальная сумма покупки или продажи иностранной валюты — 10000 долл. США. Суммы иностранной валюты, указанные в заявках, должны быть кратными 10000 долл. США.
В ходе торговли члены биржи через своих представителей могут подавать дополнительные заявки, а также изменять сумму покупки или продажи, курс ранее поданных заявок.
В случае значительной несбалансированности между спросом и предложением иностранной валюты ЦБ РФ перед началом торгов может вводить временные лимиты на покупку иностранной валюты для членов биржи или временно приостановить проведение биржевых торгов.
Члены биржи открывают корреспондентские счета в рублях и иностранной валюте в банках, в которых открыты счета валютной биржи. К началу торгов их участники обязаны депонировать средства в иностранной валюте и рублях на открытых корреспондентских счетах в размерах, достаточных для продажи или покупки иностранной валюты на очередных торгах. В противном случае они не допускаются к участию в торгах.
Проведение торгов и определение рыночного курса осуществляется специально уполномоченным сотрудником биржи — курсовым маклером.
В качестве начального курса доллара США к рублю используется курс, зафиксированный на предыдущих торгах. В начале торгов курсовой маклер объявляет о суммах заявок на покупку и продажу иностранной валюты, соответствующих указанному курсу.
Если общий размер предложения иностранной валюты в начале торгов превышает общий размер спроса на нее, то курсовой маклер понижает курс доллара США к рублю. Если общий размер предложения иностранной валюты меньше общего размера спроса на нее, то курсовой маклер повышает курс доллара США к рублю.
По решению биржевого совета могут использоваться другие методы установления текущего курса иностранной валюты к рублю.
Единица изменения курса доллара США к рублю — 0,1 рубля. Очередное изменение курса производится после того, как представители членов биржи выскажутся в отношении уменьшения или увеличения данного объема покупки или продажи иностранной валюты по данному рыночному курсу.
Все заявки представителей членов биржи на покупку или продажу иностранной валюты, направляемые ими непосредственно в ходе торгов курсовому маклеру, оформляются письменно по форме, установленной биржей
Установление фиксированного для текущих торгов курса доллара США к рублю происходит в момент уравновешивания спроса и предложения иностранной валюты.
Для сделок, заключенных в ходе биржевых торгов, применяется единый курс доллара США к рублю.
После завершения биржевых торгов биржа выдает представителям членов биржи биржевые свидетельства, в которых фиксируются результаты состоявшихся торгов. Биржевые свидетельства имеют силу договора между биржей и членами биржи. В них указывается сумма сделок, валютный курс, размер комиссионного вознаграждения для биржи.
Биржевые свидетельства оформляются в двух экземплярах, подписываются курсовым маклером и представителем члена биржи.
Платежи в рублях и иностранной валюте по сделкам, заключенным на бирже, осуществляются через специальные банки, в которых открываются бирже и членам биржи корреспондентские счета для проведения расчетов по биржевым сделкам.
На основе биржевых свидетельств оформляются платежные поручения:
— биржей на перевод средств (в рублях или в иностранной валюте) в пользу членов биржи (покупателей);
— членами биржи (продавцами) на перевод средств (в рублях и в иностранной валюте) в пользу биржи.
На основании платежных поручений производится списание средств с корреспондентских счетов членов биржи и биржи и зачисление средств на соответствующие счета биржи и членов биржи.
За нарушение членами биржи порядка расчетов к ним применяются санкции: штраф, временное отстранение от участия в торгах, исключение из членов биржи.
Государственное регулирование деятельности валютных бирж. Деятельность валютных бирж в конечном счете направлена на определение рыночного курса рубля и создание условий для постепенного перехода к его полной конвертируемости, т.е. способности свободно обмениваться на иностранные валюты в любой форме и во всех видах операций без ограничения.
Гарантируя самостоятельность валютной биржи и ее членов в определении рыночного курса рубля, закон устанавливает определенные пределы этой самостоятельности в целях защиты участников валютного рынка и общества в целом от искусственного колебания курса валют и экономических потрясений, вызываемых такими действиями.
Государственное регулирование и надзор за деятельностью валютных бирж и их членов осуществляет ЦБ РФ, в частности через своих представителей в биржевых органах.
Функции ЦБ РФ определены Федеральным законом РФ от 26 апреля 1995 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “"О Центральном банке РСФСР (Банке России)"”.26В частности, его функциями являются: разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение
устойчивости рубля (п.1 ст. 4); осуществление валютного регулирования, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты (п. 10 ст' 4); организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки (п. 11 ст. 4) и ряд других.
Для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег ЦБ РФ осуществляет валютные интервенции, т.е. покупает или продает необходимое количество иностранной валюты на валютном рынке (ст. 41). Так, при падении курса рубля ЦБ РФ продает имеющуюся у него иностранную валюту на рынке и тем самым уравновешивает спрос и предложение на нее и стабилизирует курс рубля. И
 
26СЗ РФ. 1995. №18. Ст.1593.
 
наоборот, при повышении курса рубля ЦБ РФ покупает иностранную валюту на рынке.
Мировая практика выработала широкий спектр мер контроля за процессом ценообразования в биржевой торговле, в том числе установление предельных размеров колебания курса в течение одной торговой сессии, введение ценовых коридоров, в рамках которых формируется валютный курс, внесение участниками биржевых торгов залога, гарантирующего исполнение заключенных сделок, право приостановки торгов и т.д. Все эти меры может использовать ЦБ РФ.
Для осуществления своих функций ЦБ РФ вправе проводить проверки бирж и их членов, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям (ст. 74).