Глава XI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
§ 1. Понятие строительной деятельности и строительное законодательство
 
Понятие строительной деятельности. Строительная деятельность может быть определена как деятельность по созданию новых зданий, сооружений, иных объектов строительства, а также расширению и реконструкции существующих предприятий, зданий и сооружений.
В строительной деятельности в широком смысле, в строительном процессе участвуют не только собственно строители, но и заказчики, проектировщики, инвесторы.
Строительная деятельность в узком смысле — это деятельность только строительных организаций по возведению различных объектов и разнообразные связанные с этим виды строительных работ.
Предметом рассмотрения в данной главе выступает строительная деятельность в широком смысле, так как все этапы строительного процесса тесно связаны между собой. Так, строительство невозможно без проектной документации, а она должна базироваться на градостроительной документации. Проектирование в большинстве случаев включает архитектурную деятельность. Ни строительство, ни проектирование невозможны без инвестиций, и в этом смысле инвестор — необходимый участник строительного процесса. Столь же необходим и заказчик,для которого выполняются строительные работы, возводятся те или иные объекты. Без заказчика незавершенное строительство никогда не станет таким объектом, как жилой дом или производственное предприятие, так как заказчик решает вопрос о приемке зданий и сооружений в эксплуатацию, а следовательно, о включении их в оборот именно в качестве предприятий, зданий и сооружений, а не незавершенного строительства.
Что же касается строительной деятельности в узком смысле, то следует учесть, что есть несколько формальных критериев отнесения той или иной деятельности к строительной: во-первых, это перечень подлежащих лицензированию видов строительных работ, а во-вторых — перечень строительных работ, зафиксированный в разд. 4 (п.4.2.) Инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомитета Российской Федерации по статистике от 24 сентября 1993 г. №185. Кроме того, перечень различных видов строительных работ, т.е. видов строительной деятельности,или иными словами видов деятельности, которые отнесены нормативными документами к строительной, содержится в таком нормативном акте, как Строительные нормы и правила (СНиП).
Правовое регулирование отношений в строительном производстве, а также в области проектирования и изыскательских работ для строительства традиционно составляет одну из самых обширных сфер коммерческого права.
Эта подотрасль коммерческого законодательства может быть названа законодательством о капитальном строительстве или строительным законодательством.
Тесно связанные со строительным производством отношения в областях архитектурного проектирования и градостроительства также могут быть отнесены к предмету строительного законодательства в широком его понимании, хотя они и обладают значительной спецификой, что нашло отражение в формировании соответствующих комплексов нормативных актов, включая и кодифицированные.
Строительное законодательство. Для строительного законодательства характерен большой объем нормативного материала. При этом собственно правовые нормы тесно переплетены с нормами технического характера. Они нередко включаются в единые нормативные документы. Наиболее характерный пример такого рода — СНиП (Строительные нормы и правила). Это свод общих норм и требований к организации строительного производства, проектированию объектов и ведению строительных работ. В СНиПахесть и правовые и технические нормы. Важно учесть, что соблюдение СНиПов всеми участниками строительного процесса является их юридической обязанностью.
Нормативное регулирование строительства весьма детализировано, что существенно отличает его от многих других разделов коммерческого права. Здесь есть значительное число нормативных актов, принятых еще до начала или на самых первых этапах формирования современного российского рыночного хозяйства.
В нынешних условиях эти акты нередко уже не имеют императивного значения, однако при отсутствии замещающих их современных нормативных документов играют важную роль в договорной практике.
Примером такого рода актов являются официально отменные Правила о договорах подряда на капитальное строительство 1986 г.
При подготовке проектов правовых документов и рассмотрении споров, связанных со строительством, следует прежде всего иметь в виду, что основная масса нормативного материала содержится в актах, принятых федеральными министерствами и ведомствами — это так называемое ведомственное законодательство, отнесенное общегражданским законодательством к категории иных правовых актов. Эти акты должны соответствовать Конституции РФ,Гражданскому кодексу, законам и иным нормативным актам более высокого уровня в юридической иерархии нормативных актов.
Фундамент, основу строительного законодательства образуют федеральные законы, определяющие базовые принципы правового режима строительной деятельности и основные черты правового статуса участников строительного процесса.
Это законы “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” от 26 июня 1991 г. №1488-1 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июня 1995 г., №89-ФЗ, “Об иностранных инвестициях в РСФСР” от 4 июля 1991 г. №1545-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года №2288 и Федеральным законом от 19 июня 1995 г. №89-ФЗ, “Об архитектурной деятельности в РФ” от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ, “Об основах градостроительства в РФ” от 14 июля 1992 г. №3295-1 (в ред. Закона от 19 июля 1995 г. №112-ФЗ).
Кроме того, важнейшее значение имеют нормы гл. 37 Гражданского кодекса РФ и особенно параграфа 3 этой главы, посвященного строительному подряду.
Среди иных правовых актов, содержание которых не должно противоречить названным законодательным актам, следует отметить такие документы, как утвержденные постановлениями Правительства РФ Положение о Государственном комитете Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 11 декабря 1997 г. №1542, Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации от 21 марта 1994 г. и Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации от 14 августа 1993 г.
Среди ведомственных нормативных актов, имеющих важное значение в качестве источников, регулирующих отношения в строительном комплексе, назовем прежде всего Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденное Распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13 апреля 1993г., Письмо Минфина РФ от 30 декабря 1993 г. “О типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ”, Письмо Минфина РФ от 23 мая 1994 г. “О методических рекомендациях по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства, и формированию финансовых результатов”, Письмо Минстроя РФ от б июля 1995г. “О законодательстве Российской Федерации, в соответствии с которым ведется определение стоимости строительства”.
Ряд юридически важных положений содержится в Инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Госкомстатом России 24 сентября 1993 г. Постановлением №185. В этом документе даны определения таких важных и широко используемых в строительном законодательстве и договорной практике понятий, как “стройка”, “очередь строительства”, “пусковой комплекс”, “объект строительства”.
 
§ 2. Правовые формы участия в строительной деятельности
 
Строительное законодательство регулирует деятельность всех участников строительного процесса: проектировщиков и архитекторов, разработчиков технической и сметной документации, заказчиков, инвесторов, застройщиков и, наконец, самих строителей — подрядчиков и субподрядчиков.
Правовой статус участников строительства определяется по двум направлениям правового регулирования:
— во-первых, он установлен достаточно большим числом императивных норм и в этой части можно говорить об определенной единой стабильной составляющей правового статуса всех инвесторов, всех заказчиков и всех подрядчиков;
— во-вторых, он определяется индивидуально для каждого субъекта условиями договоров, в которых он участвует.
Основным правовым документом, посвященным взаимоотношениям всех участников строительства, является закон “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” в редакции Федерального закона от 19 июня 1995 г. №89-ФЗ (далее — Закон).
В этом нормативном акте даются определения таких постоянных участников строительного процесса, как инвесторы и заказчики. При использовании в любых правовых документах этих терминов необходимо принимать во внимание, что в названном Законе по целому ряду позиций зафиксировано их правовое положение в ходе строительного процесса и соответствующие правила будут применяться в случае спора независимо от того, даны ли аналогичные определения в конкретных договорах или нет.
Инвесторами являются те участники строительного процесса, которые согласно п.3 ст. 2 Закона осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств и обеспечивают их целевое использование. Таким образом, инвесторами могут быть, прежде всего, те юридические или физические лица, которые имеют право самостоятельно распоряжаться собственными средствами. К числу таких лиц относятся коммерческие и некоммерческие организации, которые являются собственниками своего имущества. А те юридические лица, которые обладают имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должны получить соответствующие полномочия для осуществления инвестиций в строительное производство от своих учредителей.
Кроме того, инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами. К их числу относятся в первую очередь Правительство РФ, а также министерства и ведомства РФ и субъектов РФ. Инвесторами могут быть и такие неправительственные организации, наделенные правами по управлению федеральной собственностью, как Российская академия наук (РАН).
Если инвестиции осуществляются за счет заемных средств, то следует иметь в виду, что заем и банковский кредит предоставляются, как правило, с определенной в договоре займа или кредита целью и расходование заемных средств контролируется кредитором. Поэтому при заключении договоров с инвесторами, предлагающими заемные средства как инвестиции, необходимо проверять, соответствует ли такое использование полученных ими заемных средств условиям и требованиям, зафиксированным в законодательных нормах и договорах с кредиторами.
Если в качестве инвестиций предполагается использование привлеченных средств, необходимо проверить, вправе ли данный инвестор привлекать, например, средства граждан для данных инвестиций.
При строительстве крупных объектов нередко объединяются средства нескольких инвесторов, что прямо предусмотрено в п. 3 ст.2 того же Закона.
В этих случаях инвесторы заключают договор о совместной деятельности (договор простого товарищества) и определяют в нем условия объединения своих средств.
Договоры о долевом участии в строительстве жилых домов получили широкое распространение. При вступлении в число дольщиков по таким договорам следует иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются объектом доле вой собственности участников инвестиционного процесса до приемки и оплаты инвестором выполненных работ и услуг. Если инвестор откажется от дальнейшего финансирования строительства до его завершения, то он должен, если иное не предусмотрено в договоре, компенсировать другим участникам проекта их затраты.
При долевом участии в строительстве жилых домов граждане-инвесторы могут стать собственниками квартир только после их полной оплаты, что в свою очередь возможно после приемки всего дома в эксплуатацию.
В практике нередко возникают споры о том, как должны быть оплачены квартиры при долевом строительстве, если в течение срока возведения дома цены на завершенный объект выросли ввиду роста цен на строительные материалы, энергоносители, изменения налогового законодательства и т.д., т.е. в связи с обстоятельствами, за которые подрядчик не отвечает. Законодательство стоит на той позиции, что инвестор становится собственником квартиры только после ее полной оплаты по тем ценам, которые сложились на момент сдачи объекта.
Согласно нормам п .4 ст. 5 Закона инвестор может передать по договору свои правомочия как по самим инвестициям, так и по их результатам иным лицам. При этом могут быть использованы две юридические конструкции перехода прав инвестора: перемена лиц в обязательстве или продажа прав.
В тех случаях, когда инвестор связан с другими участниками строительства и инвестиционного проекта только такими правоотношениями, в которых ему принадлежат права и нет никаких обязанностей, то он вправе продать свои имущественные права в соответствии с указанием п.4 ст.454 ГК РФ.
Если же инвестор является субъектом не только прав, но и обязанностей, то он должен соблюдать правила о переводе долга, т.е. ему необходимо получить согласие других участников правоотношений на замену себя на другое лицо.
Следует также иметь в виду что норма п.3 ст.7 Закона, устанавливающая правоотношения долевой собственности на незавершенный объект строительства, распространяет таким образом правила об общей собственности на взаимоотношения дольщиков, что предполагает преимущественное право каждого из них на приобретение отчуждаемых инвестором прав на результаты инвестиций (построенные объекты).
Как правило, инвестор выступает заказчиком при строительстве. Однако возможна и другая конструкция: инвестор вправе уполномочить другое юридическое или физическое лицо, а также государственный орган осуществить реализацию проекта. Такое лицо будет выполнять функции заказчика, хотя строительство в этом случае будет осуществляться не за счет средств самого заказчика. Согласно прямому указанию ч.2 п.4 ст.7 Закона такой заказчик наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на тот период и в тех пределах, которые указаны в его договоре с инвестором. Как видим, в этой части строительное законодательство вплотную подошло к формулированию специального вещного права заказчика на объект инвестиционной деятельности. Это право состоит из традиционных трех правомочий, образующих основные вещные права, однако это не право собственности, не право хозяйственного ведения и не право оперативного управления, поскольку последние два имеют строго ограниченный законом круг возможных субъектов. К их числу заказчики не относятся, поскольку статус заказчика можно получить только на основании договора или заменяющего его административного акта — распоряжения, а статус субъектов права хозяйственного ведения или оперативного управления — в силу учредительных документов данного юридического лица и прямых указаний законодательства о юридических лицах данного вида.
Создание службы единого заказчика получило широкое распространение в сфере жилищного строительства, когда дома сооружаются в пределах территорий компактной застройки за счет средств разных инвесторов. В районах массового строительства удобно иметь службу единого заказчика, который может эффективно контролировать выполнение всеми подрядчиками условий договоров и требований строительного законодательства в части технологии строительства.
Основные особенности правового статуса единого заказчика зафиксированы в Положении о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 2 февраля 1988 г. № 16.
Инвестор, как правило, финансирует строительство объектов, которыми сам затем и пользуется. Однако в тех случаях, когда этого не происходит, и инвестор — это не то лицо, которое становится пользователем объекта инвестиций, т.е. строящегося здания, предприятия или жилого дома, то между таким пользователем и инвестором должен быть заключен договор об инвестировании, в котором определяются их взаимные права и обязанности. Вместо договора об инвестировании может быть издано решение об инвестировании. Такое решение издается, например, государственным органом, уполномоченным осуществлять распределение бюджетных средств для строительства муниципального жилья и объектов соцкультбыта.
При использовании в качестве инвестиций таких специфических источников, как государственные валютные средства и государственные иностранные инвестиционные кредиты, действуют нормы специального акта — постановления Правительства РФ от 8 июня 1993 г. №531 “Об упорядочении в РФ строительства объектов, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов”.
Основным документом, лежащим в основе взаимоотношений участников строительного процесса, является заключаемый ими договор. Согласно ст.7 Закона такой договор регулирует производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения между участниками строительства.
Центральное звено этих отношений — это отношения между заказчиком (который может быть и инвестором) и исполнителем-подрядчиком.
Основной особенностью правового положения подрядчика является то, что строительная деятельность относится к числу лицензируемой. Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. №351 утверждено Положение о лицензировании строительной деятельности.
Перечень видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий, утвержден 28 декабря 1992 г. Минстроем России.
При определении подрядчика заказчики свободны в своем выборе и вправе воспользоваться предложениями любой организации, как российской, так и иностранной, если подрядчик имеет соответствующую лицензию.
Однако при строительстве за счет государственных средств действуют специальные правила, установленные постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. №812 “Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в РФ (с изм. на 26 июня 1995 г.)” и детально изложенные в письме Госстроя РФ от 7 октября 1993 г. №15-144 “О порядке заключения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд”.
Если же строительство ведется за счет средств частных лиц, то они могут пользоваться этими документами как нормами рекомендательного характера наряду с такими документами, как Типовой договор подряда на капитальное строительство, Типовое дополнительное соглашение к договору подряда на капитальное строительство. Типовая форма графика производства строительно-монтажных работ, квартальных заданий..., утвержденными постановлением Госстроя СССР от 23 января 1987 г. №13.
При выборе подрядной организации для осуществления строительства за счет государственных инвестиций организуются подрядные торги, проведение которых регулируется Положением о подрядных торгах в РФ, утвержденным Распоряжением Госкомимущества РФ от 13 апреля 1993 г. №660-р (с изм. и доп. от 18 октября 1994 г.).
Применение этого документа обязательно при проведении подрядных торгов на размещение заказов на вновь начинаемое строительство для федеральных государственных нужд.
При проведении подрядных торгов их объектом является производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов. Предметом же торгов выступают конкретные виды работ или услуг, по которым проводятся торги.
Таким образом, при наличии одного объекта могут быть несколько предметов торгов, т.е. отдельных комплексов работ, которые могут быть в результате торгов поручены разным подрядчикам.
Претенденты должны представлять свои предложения — оферты в соответствии с предложенными им условиями, содержащимися в тендерной документации. Это комплект документов, содержащий исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов.
Торги проводит тендерный комитет. Он создается заказчиком или организатором для проведения торгов и может действовать на постоянной или временной основе.
Сам же тендер — это конкурсная форма проведения подрядных торгов, которая определяется как соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации.
Подрядные торги могут проводиться только после утверждения технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта или после разработки рабочей документации по объекту.
По результатам тендера определяется подрядчик на выставленные на тендер в качестве предмета торгов работы и услуги. Договор с победителем торгов заключает заказчик. Он же устанавливает окончательные условия этого контракта.
В договоре подряда на капитальное строительство или, иными словами, в договоре строительного подряда, содержатся условия, определяющие права и обязанности заказчика и подрядчика. Этим договорам посвящен § 3 гл. 37 ГК РФ.
В тех случаях, когда строительно-монтажные работы выполняются не только той организацией, которая заключила договор с заказчиком, но требуют привлечения также и специализированных организаций, таких, например, как ведущих отделочные работы, выполняющих монтаж инженерного оборудования и т.д., подрядчик должен включить в договор свое право на привлечение субподрядных организаций. При этом важно определить, требуется ли согласие заказчика на выбор каждого конкретного субподрядчика или он доверяет это полностью своему подрядчику. В тех случаях, когда, кроме основного подрядчика, договор предполагает наличие и субподрядчиков, такой договор называется договором генерального подряда, а сам подрядчик — генеральным подрядчиком.
При заключении договоров подряда между генеральным подрядчиком и субподрядчиками применяются правила о договорах строительного подряда, где генподрядчик выступает уже в роли заказчика, а субподрядчик — его подрядчиком.
К этим договорам применяется в качестве рекомендательного акта, если речь идет о частных инвестициях, и в качестве императивного, если стройка ведется за счет государственных средств — Положение о взаимоотношениях организаций — генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. №132.
Порядок сдачи готового объекта строительства регулируется постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. №24 “О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов”. Кроме того, действует специальный нормативный акт, применяемый в обязательном порядке для специфической группы объектов — объектов связи общего пользования, однако частные инвесторы и заказчики могут воспользоваться при составлении своих договоров этим документом как рекомендательной нормой: это “Временные правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов связи общего пользования в Российской Федерации”, утвержденные приказом Министерства связи РФ от 19 декабря 1995 г.
При определении в договоре условий приемки законченного строительством объекта любого назначения следует учитывать, что императивные нормы и традиционно сложившиеся в нашей стране условия таких договоров не предусматривают ответственности подрядчика за сдачу объекта с недоделками и дефектами. В различных документах— Типовых договорах, Правилах подряда на капитальное строительства, не говоря уже о самых общих, не детализированных нормах законодательства об инвестиционной деятельности, не содержатся нормы о штрафной ответственности подрядчика за сдачу объектов с недоделками и дефектами, Здесь, если нет специальных указаний в договоре, могут быть применены только общие нормы об ответственности в форме возмещения убытков. Поэтому при разработке проектов договоров строительного подряда рекомендуется обеспечивать интересы заказчика, помимо иных способов, также включением в те кет договора условий об уплате подрядчиком штрафных санкций в форме неустоек или штрафов за предъявление к сдаче объекта с недоделками.
При строительстве жилья права заказчика нуждаются в особой охране, а процесс сдачи-приемки объектов — в подробном урегулировании, поскольку здесь заказчик — не пользователь построенного дома, если речь идет о строительстве муниципального жилья. Поэтому в этой сфере действует специальный документ — распоряжение Правительства РФ от 29 августа 1994 г. №1387-р “О полномочиях заказчика при завершении строительства и продаже не завершенных строительством жилых домов”.
Если строительство по тем или иным причинам в рамках данного договора не завершено, строительное законодательство предусматривает продажу таких объектов, т.е. по существу ограничивает сроки существования незавершенных объектов. Соответствующие правила содержатся в Указе Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1181 “О мерах по обеспечению достройки не завершенных строительством объектов”, которым утверждено Положение о порядке передачи для завершения строительства и продажи не завершенных строительством жилых домов и в постановлении Совета Министров РФ от 3 февраля 1992 г. №59 (в ред. 21 марта 1994 г.) “О мерах по продаже не завершенных строительством объектов”.
В соответствии с этими документами объекты незавершенного строительства выставляются на инвестиционные или коммерческие конкурсы.
При проведении инвестиционного конкурса, который может быть открытым или закрытым, победитель получает право заключить с первоначальным заказчиком или уполномоченным органом договор на достройку объекта. В этом договоре закрепляются доли первоначального заказчика и победителя инвестиционного конкурса в праве общей долевой собственности на готовый к эксплуатации жилой дом и порядок приобретения победителем конкурса имущественных прав на достраиваемую долю жилого дома в результате инвестирования строительства объекта.
При проведении коммерческого конкурса, обязательным условием которого является завершение строительства объекта, победитель конкурса заключает договор купли-продажи незавершенного объекта и становится его собственником.
Если после проведения конкурса победитель отказывается заключать договор о достройке или договор купли-продажи, то результаты конкурса аннулируются, а внесенный задаток не возвращается.
 
 
§ 3. Правовое регулирование архитектурной деятельности и проектирования в строительстве
 
Строительство начинается с создания проекта. Основные требования к этому этапу строительного процесса содержатся в законах “Об архитектурной деятельности в РФ” и “О градостроительной деятельности в РФ”.
Важное значение имеет также Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденная постановлением Госстроя СССР от 23 декабря 1985 г. №253.
Каждый будущий застройщик (заказчик), т.е. юридическое или физическое лицо, намеревающееся осуществить строительство какого-либо здания, сооружения, иного объекта строительства, обязан иметь архитектурный проект и проектно-сметную документацию.
Архитектурный проект — это согласно ст. 2 Закона “Об архитектурной деятельности в РФ” архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-технические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.
Строительство может осуществляться без архитектурного проекта, если для строительства не требуется разрешение на строительство.
Такое разрешение не требуется в тех случаях, когда строительные работы не влекут за собой изменения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. Перечни таких объектов, для строительства которых нет необходимости получать разрешения на строительство, определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован заказчиком в суд.
Архитектурный проект должен быть выполнен архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность.
Лицензирование архитектурной деятельности осуществляется в соответствии с нормами, зафиксированными в Положении о российском лицензионном архитектурном Центре, которое утверждено постановлением Госстроя России от 22 декабря 1993 г. №18-57.
Архитектурный проект выполняется в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, которое выдается по заявке заказчика (застройщика) государственными органами, ведающими вопросами архитектуры и градостроительства.
Основанием для выдачи этого задания являются заявка заказчика и документы, удостоверяющие право собственности заказчика на земельный участок, на котором предполагается строительство, а если заказчик не является собственником данного земельного участка, — то разрешение собственника данного участка на проектирование на этом земельном участке. Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, — необходимо решение органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о проектировании на данном участке.
Архитектурно-планировочное задание выдается в соответствии с нормами законодательства о градостроительстве и должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и др.), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.
Отказ в выдаче архитектурно-планировочного задания возможен в случаях, прямо указанных в законе. Это происходит, если намерения заказчика противоречат действующему законодательству, нормативным правовым актам, градостроительным нормативам, положениям утвержденной градостроительной документации, правилам застройки города ли иного населенного пункта. Так, для строительства в сельской местности действуют Правила застройки сельских населенных пунктов, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 20 июля 1981 г. №389.
Отказ в выдаче архитектурно-планировочного задания может быть обжалован заказчиком в суд.
При строительстве ряда объектов, указанных в утвержденной градостроительной документации, архитектурно-планировочное задание должно быть разработано на основе обязательного проведения предпроектных исследований или после проведения конкурса на архитектурный проект.
Порядок и условия проведения таких исследований и конкурсов на архитектурный проект определяются органами архитектуры и градостроительства субъектов РФ. Законодательство об архитектуре специально предусматривает, что жюри таких конкурсов не менее чем на две трети должно состоять из архитекторов, имеющих лицензии.
До утверждения проекта в случаях, указанных в законодательстве, проводятся экспертизы.
Экспертиза проектов является обязательной, если строительство осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ. Порядок проведения этой государственной вневедомственной экспертизы определяется Правительством РФ или субъекта РФ.
Специальный нормативный акт определяет требования к экспертизе при использовании иностранных инвестиций: постановлением Минстроя России от 16 февраля 1995 г. №18-18 утвержден Порядок проведения государственной экспертизы проектов строительства с привлечением иностранного капитала в РФ.
При строительстве объектов за счет средств российских юридических и физических лиц проведение экспертизы возможно по их решению.
Экспертизы архитектурных проектов могут проводиться только архитекторами, имеющими лицензию на осуществление архитектурной деятельности.
Экспертиза проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений осуществляется Госкомитетом РФ по жилищной и строительной политике.
При сооружении технически сложных уникальных объектов проводятся комплексные технические экспертизы. Так, при строительстве метрополитена на особо сложных участках экспертизу проводит Главкомэкспертиза РФ — орган федерального уровня.
При строительстве производственных объектов необходимым элементом проектной документации, в принципе предшествующим разработке всех других ее составных частей, является технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО). Этот документ также является
объектом экспертизы. Письмом Главгосэкспертизы при Минстрое России от 23 апреля 1992 г. №24-13-4/222 утверждены Требования по составлению и содержанию экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство предприятий, зданий и сооружений.
Помимо названных экспертиз могут быть проведены также экологические экспертизы. Их проведение обязательно, если это предусмотрено нормами экологического законодательства.
Архитектурный проект должен учитывать требования градостроительного законодательства, государственных стандартов в области проектирования и строительства, строительных норм и правил, соответствующих градостроительных нормативов, правил застройки города или иного населенного пункта, задания на проектирование и архитектурно-планировочного задания. Этот документ является обязательным для всех участников реализации архитектурного проекта со дня получения выдаваемого на его основании разрешения на строительство.
Архитектурные проекты как основной проектный документ могут быть созданы только лицами, имеющими лицензию. Лицензирование архитектурной деятельности осуществляется органами архитектуры и градостроительства.
Госкомитет РФ по жилищной и строительной политике осуществляет государственный архитектурно-строительный надзор, а авторы архитектурных проектов вправе осуществлять авторский надзор, т.е. проверку соответствия выполняемых работ архитектурному проекту. Действующее Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений утверждено постановлением Госстроя СССР от 15 апреля 1985 г. №48.
 
 
§ 4. Правовое регулирование градостроительной деятельности
 
Наряду с архитектурными проектами, строительство требует и градостроительной документации. Согласно ст.6 Закона “Об основах градостроительства в РФ” градостроительная документация — это единая система взаимосвязанных проектных документов, предусматривающая обязательность учета ранее утвержденных видов проектной документации при разработке последующих, и служит основной для составления проектов объектов жилищно-гражданского, промышленного и коммунального строительства. Градостроительная документация
разрабатывается с учетом прогнозов ресурсного потенциала территорий и согласовывается с государственными органами контроля и надзора.
На основе градостроительных прогнозов и программ разрабатываются основные виды градостроительной документации. При сооружении большинства объектов практическое значение для каждого застройщика имеют такие их виды, как генеральные планы городов, других поселений и их систем, проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселении, генеральные планы территорий, подведомственных сельским и иным аналогичным органам местного самоуправления, генеральные планы селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон, проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей города, проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений.
Заказчики могут поручить выполнение и других видов градостроительной документации.
Генеральный план города, другого поселения, территории, подведомственной органам местного самоуправления, является, согласно п.4 ст.6 Закона “Об основах градостроительства в РФ” основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.
С момента утверждения градостроительная документация обязательна для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности. Она находится в распоряжении органов архитектуры и градостроительства.
К числу участников градостроительной деятельности законодательство относит граждан и юридических лиц, которые являются заказчиками, инвесторами, застройщиками, разработчиками градостроительной документации а также исполнителями работ и пользователями объектов инвестиционной и градостроительной деятельности. Участниками этой деятельности выступают также государственные органы, органы местного самоуправления и органы архитектуры и градостроительства.
Градостроительная документация разрабатывается на базе утверждаемых государственными органами на определенный срок градостроительными нормативами. Они имеют важнейшее юридическое значение, поскольку не только выступают основой при проведении экспертиз проектов и контроле за градостроительной деятельностью, но также должны быть основой при решении спорных градостроительных вопросов в суде.
Важнейшее значение имеют и такие градостроительные нормативы, как правила застройки городов и других поселений, например, сельских населенных пунктов. Эти документы детализируют с учетом особенностей различных видов поселений градостроительные нормативы и иные нормы градостроительного законодательства.
Заказчиками градостроительной документации выступают государственные органы, органы местного самоуправления или юридические лица.
На выполнение градостроительной документации заказчик заключает договор с разработчиком, он вправе осуществлять контроль за ходом ее разработки и экспертизу, а также может участвовать в согласовании и реализации этой документации.
Заказчику принадлежит право самостоятельно определять объекты градостроительной деятельности, направления и объемы капиталовложений (инвестиций), объемы работ и тех лиц, которых он привлекает для реализации градостроительной документации.
Градостроительная документация проходит государственную экспертизу в соответствии с правилами, содержащимися в постановлении Правительства России от 20 июня 1993г.№585(с изм. на 27июня 1995г.) “О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства”, а также в постановлении Госстроя России от 29 октября 1993 г. № 18-41 “О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в РФ”.
Если заказчик градостроительной документации не является пользователем объектов, т.е. зданий, сооружений, коммуникаций, промышленных и иных комплексов, целых территорий и т.д., он сохраняет тем не менее право контролировать их целевое использование.
Пользователями объектов градостроительной деятельности выступают граждане и юридические лица. Все они имеют следующие права:
— на отвечающую экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям среду обитания;
— на достоверную информацию о состоянии окружающей среды городов, других поселений и их систем;
— на обеспечение бытовых, социально-культурных и иных условий проживания в городах и других поселениях в соответствии с утвержденными нормативами;
— на строительство на отведенном или приобретенном земельном участке жилых домов, других объектов, отвечающих действующим нормативам, правилам застройки и утвержденной градостроительной документации;
— на участие в обсуждении градостроительных проектов до их утверждения, а также разработку альтернативного проекта;
— на независимую экспертизу, в том числе техническую и экологическую, градостроительных проектов.
Все субъекты градостроительной деятельности обязаны соблюдать государственные нормативы, правила застройки городов и других поселений и их систем, утвержденную градостроительную документацию, соблюдать решения местных органов власти и управления в области планирования, застройки, благоустройства и озеленения территорий городов, других поселений и их систем, принятых в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, беречь и улучшать среду обитания, сохранять памятники градостроительства и архитектуры, истории и культуры, природный ландшафт, а пользование земельными участками они обязаны осуществлять в соответствии не только с нормами земельного законодательства, но и с правилами застройки.
 
 
§ 5. Правовое регулирование ценообразования в строительстве и проектировании
 
До начала экономических реформ ценообразование в капитальном строительстве было построено на чисто административных началах. При составлении сметы, т.е. определении стоимости всех строительных работ, применялись единые нормативы. Те же правила административного ценообразования действовали и в отношении применявшихся в строительстве материалов и конструкций, энергии, воды и т.д.
В ходе экономических реформ в строительном комплексе ценообразование пережило эволюцию и перешло от жесткой регламентации через этап регулируемых цен к свободному ценообразованию при строительстве за счет частных инвестиций и осталось регулируемым при строительстве за счет государственных средств.
В сфере ценообразования основное значение имеют следующие нормативные акты: “О ценах на проектные работы для строительства” - Письмо Минстроя России от 4 января 1995 г. №9-4/1, Письмо Минстроя России от 29 декабря 1994 г. №ВБ-12-276 “О Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации”, письмо Госстроя России от 29 декабря 1993 г. №12-349, утвердившее “Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений”.
Сохраняют свое значение и такие ранее принятые документы, как Письмо Госстроя СССР от 29 декабря 1990 г. №22-1 “О договорных ценах в строительстве” и письмо Минстроя РФ от 17 января 1992 г. №БФ-39/12 “Об определении свободных (договорных) цен на строительную продукцию”.
Кроме того, важно учитывать, что для строительного комплекса действуют специальные нормативные акты, определяющие порядок отнесения затрат и издержек производства на себестоимость строительной продукции и проектных работ:
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. (в ред. постановлений Правительства РФ от 26 июня 1996 г., от 1 июля 1995 г. и от 20 ноября 1995 г.) утверждено Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Письмо Минфина РФ от 23 мая 1994 г. №66 “О Методических рекомендациях по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства, и формированию финансовых результатов”, а также письмо Госстроя России от 30 ноября 1993 г. №7-14/187 “Типовые Методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ и формированию финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” и письмо Минстроя РФ от 30 октября 1992 г. №БФ-906/12, которым утверждены Методические рекомендации по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию.
Изданы специально для строительной сферы и документы Госналогслужбы: письмо Госналогслужбы РФ от 20 сентября 1995 года №НП-6-01/500 “О порядке определения стоимости строительства и в свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений”.
В сфере ценообразования сохранено традиционное для строительного законодательства специальное правовое регулирование отношений с участием иностранного капитала: действует письмо Госстроя России от 23 февраля 1994 г. №12-28 “Порядок определения стоимости строительства, осуществляемого в РФ с участием иностранных фирм”.