Лекция 2

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ КООПЕРИРОВАНИЕ -СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
 
1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КООПЕРИРОВАНИЯ
Международное разделение труда имеет несколько форм своего выражения — внутриотраслевую, межотраслевую, межродовую и народнохозяйственную форму разделения труда между в целом взятыми национальными экономиками отдельных стран. Каждая из этих форм заслуживает самостоятельного рассмотрения. Остановимся на международном производственном кооперировании (МПК), вокруг которого все еще идут дискуссии по поводу уточнения его места в системе международного экономического сотрудничества и существование которого чаще всего связывают с внутриотраслевой формой международного разделения труда. Но практика показывает, что дело обстоит иначе. И чтобы понять это, надо знать точно, что же представляет собой кооперирование и каково его соотношение с другими формами международного разделения труда.
При выяснении сущности кооперирования прежде всего следует обратить внимание на его отличие от кооперации. За этими понятиями скрывается принципиально разное экономическое содержание. Как известно, К. Маркс кооперацией называл особую форму организации труда, при “которой много лиц планомерно работают рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собою процессах производства”1. Это определение прочно вошло в терминологический арсенал отечественной экономической литературы. В данном курсе мы также будем исходить из этого определения кооперации, но с тем необходимым уточнением, что в нем речь идет о кооперации как форме объединения труда в пределах предприятия, а не общества в целом.
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 337.
Кооперация представляет собой самостоятельный путь обобществления производства и в отличие от разделения труда находит выражение в самых разных видах предприятий. В своем историческом развитии кооперация как форма совместной производственной деятельности людей имела несколько видов. Их особенности подробно будут рассмотрены в главе об организационных и социальных формах участников международных экономических отношений. Здесь же лишь отметим, что с точки зрения собственности на средства производства все виды кооперации представляют собой единое хозяйствующее предприятие, принадлежащее отдельному лицу, коллективу работников или определенной группе акционеров, владеющих и распоряжающихся его активами. Кооперация — это совместное производство многих людей, работающих в одном предприятии, в том числе в крупной фирме или корпорации, предполагающем единство организационной и экономической структуры, в рамках которой это производство осуществляется, и находящемся в собственности одного или нескольких лиц.
В противоположность кооперации кооперирование представляет собой производственные связи между разными предприятиями, участвующими в изготовлении определенного продукта, но при этом сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность. В кооперировании необходимо различать две характерные черты: а) в условиях развития этого процесса самостоятельные производители разных стран на договорной основе осуществляют совместную деятельность по созданию отдельных видов продукции, имеющей строго адресное назначение и составляющей элементы конечной продукции, т.е. кооперирующиеся предприятия специализируются или разграничивают между собой производственные обязанности по совместному выпуску согласованной продукции; б) кооперирование предполагает обмен между участниками совместно производимой частичной продукции. Но это означает, что кооперирование обладает двумя характерными чертами международного разделения труда и, следовательно, является одной из его форм.
В экономической литературе наряду с понятиями “кооперация” и “кооперирование”, различие между которыми мы только что выяснили, употребляются и такие термины, как “промышленное кооперирование” и “производственное кооперирование”. В интересах более четкой разработки теоретических проблем кооперирования необходимо видеть различие и между этими понятиями. Промышленное кооперирование — это более узкое понятие по сравнению с производственным кооперированием, оно представляет лишь его частное проявление. В первом случае речь идет о развитии кооперирования только в сфере промышленности, во втором — как в промышленности, так и в других сферах деятельности. Например, в сельском хозяйстве действуют специализированные предприятия по выращиванию рассады, по подготовке семян к посеву, откормочные комплексы и т.д. Таким образом, производственное кооперирование — это более широкое понятие, чем промышленное кооперирование.
При определении сущности производственного кооперирования и отграничении его от других сходных явлений необходимо уточнить его основные признаки. Для международного производственного кооперирования характерны следующие особенности.
В отличие от сложных видов кооперации — фирм, промышленных объединений или транснациональных корпораций, в которых производственные связи осуществляются в рамках одной собственности, при кооперировании они происходят между разными собственниками. Это и есть наиболее важная характерная особенность международного производственного кооперирования.
Кроме специфических собственнических отношений международное кооперирование производства предполагает наличие еще ряда признаков, свойственных только ему как одному из вариантов реализации разделения труда. Так, важной особенностью международной специализации и кооперирования производства является ее предварительный договорный характер. Заинтересованные независимые субъекты кооперирования — предприятия или фирмы из разных стран — предварительно согласовывают в договорном порядке условия совместной деятельности в определенной сфере по производству отдельных видов изделий, составляющих элементы конечной продукции. Участники этого соглашения разграничивают между собой производственную специализацию, т.е. закрепляют в договорном порядке в качестве главных объектов кооперирования какие-либо частичные продукты или отдельные технологические процессы, а то и определенные готовые изделия, входящие в системы машин. На основе намеченных программ распределяют между собой задания, в соответствии с ними перестраивают производственные мощности или осваивают новые, внедряют технологию одного из партнеров.
Международное кооперирование отличается не только от кооперации, но и от обычной торговли. В ходе международной торговли товарами, услугами, научно-техническими знаниями осуществляется лишь смена форм стоимости, и каждый партнер самостоятельно выполняет определенные производственные функции. При кооперировании же отношения партнеров переносятся на сам процесс производства. Для кооперирования характерно более интенсивное сотрудничество, чем для торговли. Действия сторон носят взаимозависимый характер, они осуществляют совместную деятельность, направленную на достижение определенной хозяйственной цели. Таковой может быть производство нового готового продукта, нового оборудования, строительство предприятия в стране партнера или в третьей стране, разработка там природных ресурсов и т.д. В то же время следует помнить, что оно тесно связано с внешней торговлей, так как обязательства сторон в конечном счете реализуются через куплю-продажу кооперированной продукции.
Еще одна особенность МПК состоит в том, что при нем производственные связи между предприятиями являются долгосрочными. В отличие от международной торговли, носящей разовый характер, отношения по кооперированию рассчитаны на длительный период. В соответствии с этим договоры о поставках заключаются на продолжительное время, а сами поставки стабильны и регулярны, что повышает заинтересованность предприятий в этой форме экономического сотрудничества. Примечательно, что кооперированные отношения, как правило, продолжаются и после истечения срока действия соглашения о кооперировании, т.е. после того, как цель достигнута.
Это свидетельствует о том, что в ходе выполнения соглашения между партнерами сложился климат доверия друг к другу и они продолжают взаимодействовать.
Наконец, характерной особенностью международного кооперирования производства является и то, что в отдельных случаях оно носит комплексный характер, т.е. охватывает не только само производство, но и научно-исследовательскую работу, и сбытовую деятельность, непосредственно обслуживающих производство. Так, сбыт совместно изготавливаемой продукции может включать в себя согласованные выступления партнеров на рынке, а также решение вопросов технического обслуживания проданной продукции, ее последующей модернизации с учетом требований покупателя.
Как видим, кооперирование обязательно предполагает специализацию предприятий на изготовлении частичных продуктов — деталей, узлов, агрегатов, являющихся компонентами при изготовлении конечной продукции или готовых изделий, которые входят в состав более сложных товаров, например, машин для системы машин, а затем последующий обмен этими изделиями.
Кооперирование производства представляет собой объективный процесс развития устойчивых производственных связей между обособившимися предприятиями независимо от того, происходит ли он внутри страны или на международной арене. Кооперирование обусловлено всем ходом дифференциации общественного производства, отпочкования все большего числа его составных частей в самостоятельные секторы производственной деятельности. Специализация предприятий разных стран на изготовлении частичных продуктов связана с современным этапом научно-технической революции. Усложнение технологической структуры производства привело к большому росту числа деталей и узлов, используемых в готовом изделии. Например, в легковом автомобиле насчитывается до 20 тыс. деталей и узлов, в прокатных станах — около 100 тыс., а в электровозах — до 250 тыс. В целом в машиностроении 80% трудоемкости машин и оборудования приходится на узлы и детали1.
1
Международная специализация и кооперирование производства стран СЭВ / Под ред. Ю. Ширяева. М., 1982. С. 56.
Сложность производимой продукции исключает осуществление массового или крупносерийного выпуска всех компонентов машин и оборудования на одном предприятии. В связи с этим заводы-“универмаги”, где есть набор всех видов производств от заготовок до конечного изделия, становятся невыгодными субъектами экономических отношений. Поэтому под воздействием закона экономии рабочего времени усилилась тенденция выделения из состава предприятий цехов и отдельных производств, специализирующихся на изготовлении деталей и узлов или выполнении каких-либо стадий технологического процесса. Выпуск компонентов конечного изделия самостоятельными предприятиями знаменует собой новый шаг в развитии разделения труда и служит мощным стимулом для повышения его производительности. Достаточно сказать, что развитие машиностроения на базе частичной специализации предприятий позволяет затрачивать в среднем в 1,5—2 раза меньше овеществленного труда и в 2,5—3 раза, а иногда и в 5 раз меньше живого труда, чем при универсальном производстве1. Предприятия, специализирующиеся на выпуске частичной продукции, принимают участие и в международном разделении труда, становясь поставщиками на мировой рынок деталей, узлов и аппаратов для изготовления финальной продукции. И в этой сфере действуют те же самые закономерности, что и внутри страны.
1 Плановое хозяйство. 1989. № 4. С. 5.
Одной из причин развития МПК является тенденция повышения капиталоемкости выпуска новой продукции, требующей огромных финансовых средств. Международная специализация и кооперирование производства сокращает время налаживания изготовления новых товаров и снижает их капиталоемкость. Так, по данным ЕЭК ООН, международные соглашения о техническом сотрудничестве и обмене узлами и деталями на базе кооперирования в среднем примерно на 14—20 месяцев уменьшают сроки налаживания производства новых видов изделий по сравнению с организацией его исключительно собственными силами, а также на 50—70% снижают стоимость освоения производства. Кроме того, кооперирование дает возможность достигнуть свыше 90% уровня качества продукции иностранного партнера, тогда как освоение зарубежной технологии своими силами позволяет обеспечить лишь 70—80% данного показателя2. Это обусловлено тем, что международное кооперирование расширяет возможности более комплексного, длительного и мобильного использования различных производственных ресурсов. При этом возникает также экономия благодаря новым техническим и управленческим решениям на базе передовых зарубежных разработок.
1 Международные экономические отношения / Под ред. С. Сутырина. СПб., 1996. С. 14.
К числу важных мотивационных преимуществ, которые побуждают предприятия и фирмы разных стран участвовать в международном производственном кооперировании, относится и создаваемая им возможность путем сравнительно небольшого роста покупок комплектующих добиться значительного увеличения выпуска финальной продукции, в том числе и идущей на экспорт.
Международное кооперирование производства не только способствует повышению производительности труда, но помогает реализовать крупные экономические задачи, которые чрезвычайно трудно или вовсе невозможно решить без объединения усилий предприятий нескольких стран. К числу таких задач относятся сооружение крупных промышленных объектов, возводимых не только в развивающихся государствах, но и в развитых странах. Например, прокладку железнодорожного тоннеля под Ла-Маншем, торжественно открытого в мае 1994 г. английской королевой и французским президентом, осуществили совместно строительные фирмы Англии и Франции. Таким примеров успешного совместного строительства существует множество — ив Индии, и в Африке, и в других регионах мира.
Одной из основных причин роста международного производственного кооперирования послужило стремление крупных предприятий и корпораций увеличить доходы от экспорта своей продукции. В связи с тем, что некоторые страны ввели прямой запрет на ввоз готовых машин, производители индустриальных стран использовали оставшуюся открытой возможность экспорта аналогичных машин, но уже в виде комплектного набора. Это во-первых. Во-вторых, в отдельных странах имеется разница в импортных пошлинах на машины в сборе и на комплектный набор компонентов. Стараясь повысить свои доходы, используя указанную разницу, экспортеры индустриальных стран переходили на вывоз промежуточной продукции.
Вот те основные причины, которые способствовали росту объемов торговли кооперированной продукцией.
Международное производственное кооперирование как специфическая форма МРТ реализуется различными фирмами и предприятиями. Обостряющаяся на мировом рынке конкурентная борьба поощряет их совершенствовать эту форму международного экономического сотрудничества. Существует несколько направлений такого развития.
Во-первых, в целях снижения затрат на единицу выпускаемой продукции крупные корпорации устанавливают связи с мелкими и средними фирмами и превращают их в субпоставщиков узлов, деталей и других частичных продуктов. Вот что пишет по этому поводу видный итальянский бизнесмен С. Вольпи: “Гиганты не могут в сегодняшних условиях производить все необходимое для конечного
продукта, как это было прежде. Каждому концерну рациональнее окружать себя средними и мелкими фирмами”1. При этом следует добавить, что гиганты настаивают на проведении мероприятий, которые имели бы своей целью снижение издержек производства. Эта политика привела к тому, что характерным явлением для современного машиностроения стало производство унифицированных частичных изделий для финальной продукции специализированными предприятиями и последующая их сборка на производственных мощностях крупных корпораций. Последние предпочитают не иметь у себя производств, занимающихся первичной обработкой сырья и материалов, а приобретать детали, узлы и агрегаты и осуществлять сборку конечных изделий на своих предприятиях. Такой метод международного экономического сотрудничества позволяет крупным корпорациям эффективно использовать собственные производственные мощности, применять поточные методы производства, снижать затраты на рабочую силу и тем самым повышать свои доходы.
1 Внешнеэкономические связи / Под ред. И. Фаминского. М., 1992. Вып. 9. С. 22.
Во-вторых, в роли субпоставщиков действуют не только мелкие и средние, но и многие довольно крупные предприятия, специализирующиеся на изготовлении частичных компонентов, предназначенных для производства финальной продукции другими предприятиями. Например, в Англии такие мощные специализированные фирмы, как “Лукас индастриз”, “Смит”, “Данлоп — Пирелли”, “Бэрмид” и “Отомотив продактс” контролируют поставки подавляющей части комплектующих изделий для автомобильных и других компаний. Крупнейшая из них “Лукас индастриз” имеет 90 предприятий в Англии и 42 за границей. В Англии она поставляет детали, узлы и агрегаты местным фирмам, а также дочерним компаниям американских транснациональных корпораций (ТНК) “Дженерал моторе”, “Форд” и “Крайслер”. Западноевропейский! фирмам “Лукас” продает частичные изделия либо с заводов в Англии, либо с дочерних предприятий в соответствующих странах. Она имеет международные кооперированные связи с “Фиат”, “Фольксваген”, “Вольво” и другими фирмами2.
2 Международные экономические отношения / Под ред. С. Сутырина. СПб., 1996. С. 13.
В-третьих, в качестве специализированных субпоставщиков комплектующих компонентов другим фирмам нередко выступают и сами транснациональные корпорации. Так, “Дженерал моторе” на базе кооперирования поставляет подшипники, “Форд” — коленчатые валы, “Локхид” — электрические детали, а английская компания “Роллс-Ройс” — авиадвигатели, которыми оснащено свыше 50% парка гражданских самолетов, эксплуатирующихся авиакомпаниями промышленно развитых стран. При этом иногда ТНК переносят сборочное производство из страны базирования за границу, что дает им ряд преимуществ. Они получают возможность экономить на транспортных расходах, так как перевозка машин в разобранном виде обходится дешевле, чем в собранном. Транснациональные корпорации повышают конкурентоспособность своего экспорта за счет разницы в импортных пошлинах на собранные машины и на комплектный набор компонентов. Немалое значение имеет и тот факт, что заработная плата на сборочных производствах ниже, чем в стране базирования корпораций.
Все эти факторы побуждают ТНК активно участвовать в международной специализации и кооперировании производства. Вследствие высокой отдачи МПК получило широкое развитие в мире. Достаточно сказать, что в последние три десятилетия доля узлов и деталей во внешней торговле промышленно развитых стран продукцией машиностроения ежегодно возрастала в два-три раза и ныне составляет более 40% против 20% в 1960 г.1
1
Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. Фаминского. М., 1994. С. 32.
В связи с выяснением содержания международного кооперирования уместно напомнить о необходимости различать межфирменное кооперирование и внутрифирменные экономические связи, которые иногда также называют кооперированием. Как указывалось выше, под межфирменным международным кооперированием понимается сотрудничество между двумя или несколькими экономически независимыми друг от друга фирмами. Экономические связи, существующие между предприятиями в рамках одной фирмы, коренным образом отличаются от межфирменного кооперирования. В самом деле, при внутрифирменных отношениях, будь то в комбинате, производственном объединении, акционерном обществе, ТНК или МНК, поставки представляют собой хозяйственные связи либо внутри общего технологического процесса, основанного на единой собственности данной фирмы на все ее организационные составные единицы, либо между компаниями, входящими в одну и ту же корпорацию, установившую над ними экономический контроль, т.е. являющуюся фактическим распорядителем капиталов. Во всех этих случаях осуществляется разделение труда между производственными звеньями одной и той же фирмы или корпоративного семейства, по своему содержанию аналогичное внутризаводскому разделению труда, происходящему между цехами или отдельными производствами данного предприятия. Внутри любых размеров фирмы или корпорации производственная связь не товарная. Хотя здесь и применяются трансфертные цены, но они носят скорее счетный, чем реальный стоимостной характер. А в кооперировании, осуществляемом между независимыми фирмами или предприятиями, обмен поставками предполагает обязательную смену собственника, что требует установления между фирмами определенных правовых и экономических отношений. К примеру, производственная связь между предприятиями является не непосредственной, а косвенной, т.е. осуществляется через товарное обращение.
2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КООПЕРИРОВАНИЯ
Международная специализация и международное кооперирование производства могут проводиться в жизнь самыми различными методами. Наиболее старым способом осуществления кооперированных связей в промышленности, а также в строительстве является заключение между предприятиями соглашений о проведении каждым из них специализации в договорном порядке, который в литературе больше известен под именем подрядного кооперирования. Этот метод предусматривает, что заказчик поручает фирме-исполнителю выполнение определенных работ в соответствии с заранее достигнутой договоренностью относительно сроков, объемов, качества и других условий исполнения. Подрядный метод предполагает поставку изделий одним партнером другому и осуществление сборки конечного продукта только каким-нибудь одним из них.
Подрядное кооперирование имеет две разновидности: классический подряд по выпуску продукции и подряд по проектированию и изготовлению узлов, аппаратов и другого оборудования. При классическом подряде фирма-подрядчик производит частичные продукты по поручению заказчика по его чертежам и спецификациям под его ответственность и за его счет. Она может осуществлять сборку узлов или агрегатов из компонентов, производимых заказчиком или его другим подрядчиком, а также выполнять технологические операции по поручению заказчика с целью превращения полуфабрикатов в готовые комплектующие изделия и другую деятельность.
Напротив, при применении подряда по проектированию и выпуску узлов, агрегатов и другого комплектующего оборудования заказчик предоставляет подрядчику лишь самые общие параметры требуемой техники. Последний проектирует, разрабатывает и изготовляет образцы новых технических изделий и передает заказчику всю документацию о них. С этого момента и начинают развиваться между ними кооперированные отношения. Нужно сказать, что подобное кооперирование выгодно партнерам: заказчик получает новое оборудование в короткие сроки и по более низкой цене, чем при собственном изготовлении, а проектировщик может к своей выгоде продавать новые изделия не только заказчику, но и другим покупателям. В связи с этим дополнительным преимуществом подрядное кооперирование по проектированию и изготовлению новых агрегатов и других комплектующих получило широкое распространение во многих машиностроительных отраслях. Так, автомобилестроительные компании предоставляют заказы специализированным фирмам на конструирование двигателей, трансмиссий, кузовов, кабин и других частей автомобиля. Среди таких фирм большими объемами работ выделяется, например, фирма “Мотор пэнелз”, которая проектирует и изготовляет кабины для грузовых машин. В течение года она выпускает 25 тысяч кабин 160 модификаций1.
1 Завьялов П.С. Организация и управление международной кооперацией производства. М., 1987. С. 32.
Второй довольно широко распространенный метод международного производственного кооперирования предусматривает взаимную частичную специализацию на основе использования индивидуальных ресурсов партнеров и поставки изделий друг другу для создания собственного конечного продукта. Этот метод обычно применяется между фирмами, которые по характеру своей деятельности находятся в прямой двусторонней производственной зависимости. Партнеры договариваются об условиях взаимной специализации производства и в соответствии с этим обмениваются комплектующими компонентами для сборки финального изделия самостоятельно. Например, таким путем сложились кооперированные связи между известной венгерской фирмой “Икарус” и российским автомобилестроительным предприятием ЛиАЗ, обменивающимися между собой задними и передними мостами для производства собственных марок автобусов.
В практике развития МЭО применяется также метод международного производственного кооперирования на основе реализации партнерами совместной программы создания каждым из них собственного конечного продукта. Как правило, речь идет о разработке и производстве технически сложного продукта, предусмотренного совместной программой стран-кооперантов. При этом осуществляется объединение их финансовых, научно-технических, материальных и трудовых ресурсов и закрепление за каждой из них полной ответственности за выпуск определенной части изделия. При таком методе страны-кооперанты тесно сотрудничают на всех этапах создания продукта от научно-технической работы до сбыта и техобслуживания. В целом этот вариант развития кооперированных связей можно назвать методом взаимной частичной специализации и сложения сил для создания собственного конечного продукта.
Такое сотрудничество осуществляется также обычно фирмами с примерно одинаковым производственным профилем, с преобладанием у них одной и той же специализации. В основу подобного кооперирования положен принцип специализации партнеров на изготовлении частей конечного изделия, по которым они имеют наиболее благоприятные экономические и научно-технические условия, позволяющие им выпускать комплектующие высокого качества и с низкими издержками производства.
Примером применения этого метода служит соглашение между шведской автофирмой “Вольво”, германской “Клёкнер—Гум-больд—Дойц” (КХД), французской “Савиэм” и голландской ДАФ о совместной разработке и производстве средних и легких грузовых автомашин. “Вольво”, обладающая большим опытом конструирования кабин, предоставила информацию относительно их наиболее рационального устройства с учетом норм безопасности. “Савиэм” взяла на себя обеспечение комфорта и удобств работы водителя. КХД занималась обеспечением надежности и долговечности конструкции автомобилей, а ДАФ сосредоточила свои усилия на эргономике комплектующих узлов и деталей машин. Цель соглашения фирм — создание таких моделей грузовиков, которые помогли бы удержаться партнерам на своих национальных рынках в борьбе с более сильными соперниками. Все фирмы осуществляют конечную сборку машин на своих предприятиях на основе закрепления за каждой из них производства и поставки конкретных компонентов автомобилей. В целом стандартные модели грузовых автомобилей этих фирм очень схожи и различаются лишь типом двигателя.
Метод взаимной частичной специализации и международного производственного кооперирования на основе реализации партнерами совместной программы используется и для создания единого продукта, начиная со стадии его проектирования и кончая сбытом и техобслуживанием. Наибольшее развитие он получил в аэрокосмической промышленности, атомном, энергомашино- и судостроении. Это обусловлено тем, что разработка и производство продукции в этих отраслях требуют значительных затрат, а техническая сложность объектов, состоящих из многих тысяч деталей и подсистем, делает невозможным их создание и производство без налаживания широкого научно-технического кооперирования головных фирм.
Организационной формой реализации совместных программ стран-кооперантов, предполагающих создание технически сложных и дорогих проектов, которые не под силу компаниям одной страны даже при финансовой поддержке правительства, являются международные консорциумы. Они возникли во многих сферах экономики, полностью зависят и подотчетны партнерам-учредителям. Такая организационная и юридическая обособленность консорциумов от партнеров-кооперантов позволяет им решать трудные проблемы международного кооперирования при значительном снижении риска у основных партнеров по кооперированию. Взять, к примеру, консорциум по производству аэробусов А-300 и его модификаций А-310 и А-320. Головной фирмой его является “Эрбас индастри”, в которой национальные авиастроительные компании имеют следующие доли: “C-А.Аэроспасъяль” (Франция) — 37,9, “Дойче эрбас” (ФРГ) — 37,9, “Бритиш аэроспейс” (Англия) — 20, КАСА (Испания) — 4,2. Компания “Фоккер” (Нидерланды) — ассоциированный участник программы А-300, а “Бэлэрбюс” (Бельгия) — программы А-3101.
1 Завьялов П.С. Организация и управление международной кооперацией производства. М., 1987. С. 35.
“Эрбас индастри”, являясь головной фирмой и генеральным подрядчиком, несет общую ответственность за производство и техническую политику консорциума. Она осуществляет связи с авиакомпаниями и правительствами заинтересованных стран, определяет деятельность в сфере продаж, послепродажного обслуживания и обучения летно-технического персонала клиентов. Учредители “Эрбас индастри” и другие фирмы-подрядчики имеют большие права в области разработки и проектирования в рамках закрепленного за каждым из них участка деятельности.
Наконец, важным сравнительно новым методом развития международного кооперирования производства является сотрудничество предприятий разных стран по совместному сооружению хозяйственных объектов. Фактически это означает возрождение подрядного кооперирования, но на новой производственной основе. Если при традиционном подрядном кооперировании речь шла о выполнении подрядчиком поручения заказчика на выпуск частичных изделий по его чертежу и спецификациям или заданий на проектирование и изготовление новых аппаратов, моторов или машин, то теперь установление кооперированных связей предполагает осуществление фирмами нескольких стран по поручению заказчика совместной согласованной работы, имеющей своей целью достижение крупного конкретного результата — сооружение определенного промышленного или другого хозяйственного объекта. Подобная деятельность включает помимо поставок и монтажа оборудования также проектные, строительные, инженерные и другие работы.
В сооружении промышленных объектов может принимать участие несколько фирм разных стран, в том числе и фирмы страны-заказчика. Основным преимуществом многостороннего кооперирования является взаимная дополняемость финансовых, производственных и других ресурсов партнеров, что позволяет в большей степени использовать возможности международного разделения труда. При многостороннем кооперировании достигается наивысшая эффективность использования имеющихся ресурсов и повышения прибыльности производства.
Организационно кооперирование по сооружению промышленных, транспортных и других объектов осуществляется на основе международных договоров или соглашений о производственно-техническом и промышленном сотрудничестве. Такие договоры предусматривают участие партнеров своими средствами и усилиями в осуществлении совместной программы строительства объекта. В одних случаях отношения между кооперантами ограничиваются сроком действия соглашения по выполнению намеченной программы. Но при этом они бывают более длительными и разносторонними, чем при обычных договорах купли-продажи. В других случаях многостороннее кооперирование не заканчивается с вводом в строй хозяйственного объекта, а продолжается, но уже в другом варианте. Некоторые из участников сооружения промышленного объекта после его ввода в строй продолжают сотрудничать с заказчиком по выпуску продукции на этом объекте на кооперированной основе. В качестве примера может служить сборка автобусов в Ливии и на Мадагаскаре из венгерских и шведских узлов, сборка в Бразилии тракторов, детали которых поставляются из ФРГ и других стран.
Как юридически оформляются другие международные экономические связи по кооперированию? Юридической основой кооперирования в виде поставок деталей, узлов и аппаратов являются различного рода соглашения, которые могут не совпадать по своей форме и по содержанию. Наибольшее распространение получили соглашения о специализации и кооперировании производства, договоры о подрядном кооперировании, контракты на куплю-продажу комплектующих изделий и другие. Рассмотрим хотя бы кратко основные условия одного из этих соглашений, к примеру, договора о подрядном кооперировании. Посмотрим, на каких условиях он осуществляется.
Традиционно в этом договоре действуют две стороны — заказчик и поставщик. Первый выдает заказ на производство комплектующих, которые войдут составной частью в конечный продукт, изготовляемый и реализуемый заказчиком. Заказ может предусматривать изготовление, обработку или заключительные работы с материалами и частями, осуществляемые поставщиком по указанию заказчика. Если говорить более конкретно, то объектами договора о подрядном кооперировании могут быть производство узлов и деталей в соответствии с требованиями заказчика, выпуск комплектующих по его чертежам и спецификациям, выполнение технологических функций по превращению полуфабриката в готовые изделия и другие операции.
Согласно условиям договора подряда, стороны обязательно фиксируют цены на все виды поставляемых комплектующих или выполняемых технологических операций. Иногда поставщик может использовать предложенные заказчиком затратные данные, в других случаях сам устанавливает цены либо определяет их совместно с заказчиком. Договор о подрядном кооперировании непременно предусматривает качество и сроки поставок деталей, узлов и других компонентов. В связи с этим в нем определяются меры наказания за нарушение сроков исполнения заказа или снижения качества изделий. Размеры штрафов достигают 20—30%, а в некоторых случаях и 50% стоимости поставляемых по договору комплектующих1.
1 Горчакова И.Н. Международные производственные и научно-технические связи капиталистических фирм. М., 1982.
Подписание договора о международном производственном кооперировании, как правило, происходит после выпуска поставщиком партии товаров, которые апробируются заказчиком и получают его одобрение. Договор может быть расторгнут в случае нарушения его одной из сторон или по другим мотивам, предусмотренным в нем.
3. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КООПЕРИРОВАНИЯ
Выше мы сделали попытку определить содержание международного кооперирования производства, выделили его основные признаки, выявили некоторые причины дальнейшего развития и установили субъектов этого процесса. Выяснили также методы развития международного производственного кооперирования. Но для более полного познания этого широко распространенного международного экономического явления необходимо иметь в виду, что в жизни существует множество видов кооперирования, которые можно классифицировать по отдельным родственным группам в зависимости от принципов их образования.
Взять хотя бы принцип формирования видов кооперирования по числу участвующих в нем фирм, корпораций и других хозяйствующих субъектов. Здесь необходимо отметить существование двух видов международного кооперирования: двустороннего, когда в связях участвуют два предприятия, и многостороннего, когда кооперирование происходит между несколькими предприятиями. Как свидетельствует практика, многие страны приобрели наибольший опыт в проведении двустороннего кооперирования. К тому же оно носит однонаправленный характер, т.е. один из партнеров производит в согласованных количествах детали или узлы для комплектации конечных изделий, выпускаемых другим партнером.
Хозяйствующие субъекты, участвующие в международном двустороннем или многостороннем кооперировании, могут поставлять друг другу один, два или несколько узлов, аппаратов и других частичных изделий. Это означает, что представляется возможность выделить еще один вид международного кооперирования, конституирующим признаком которого является число поставляемых объектов. Когда реализуется один промежуточный предмет, то это будет бид. однопредметного кооперирования. В том случае, когда поставки охватывают несколько объектов, то мы будем иметь дело с многопредметным кооперированием.
В зависимости от того, в какие отрасли или подотрасли входят предприятия, участвующие в международном кооперировании, можно выделить и такие его виды, как внутриотраслевое и межотраслевое. Кооперирование по внутриотраслевой структуре связей в экономической литературе анализируется чаще других его видов. Как правило, речь ведется о кооперировании в рамках автомобилестроения, станкостроения, тракторостроения, сельскохозяйственного машиностроения и других подразделений. И это не случайно. Международное производственное кооперирование получило наибольшее развитие в тех подотраслях машиностроения, где существует высокий уровень частичной специализации. Например, еще в начале 70 гг. покупные детали и материалы в общей стоимости выпускаемых корпорацией “Дженерал моторе” автомобилей составляли 51%1.
1 Внешнеэкономические связи / Под ред. И. Фаминского. М., 1992. Вып. 9. С. 23.
Довольно глубоко международное кооперирование проникло в судостроение промышленно развитых стран. Многие их судостроительные верфи, особенно Японии и Швеции, превратились фактически в чисто сборочные предприятия, которые выпускают продукцию на основе использования принципов конвейерного производства. В строительстве крупного судна ныне принимают участие сотни специализированных предприятий, а масштаб кооперированной продукции составляет в среднем 40—50% стоимости судна. При создании технически сложного судна доля комплектующих может достигать 60—70% его стоимости.
Что касается межотраслевого кооперирования, то, по нашему мнению, оно осуществляется между отраслями, входящими в один род производства, или, как его чаще называют, в одну народнохозяйственную отрасль. Как известно, всего насчитывается пять родов производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля. С учетом отмеченной народнохозяйственной структуры можно обозначить следующие подвиды межотраслевого кооперирования:
кооперирование в промышленности;
кооперирование в сельском хозяйстве;
кооперирование в области проектирования и строительства различных объектов;
кооперирование в области транспорта и связи;
кооперирование в области торговли.
Если же кооперирование осуществляется между отраслями, входящими в разные роды производства, то его целесообразно именовать не межотраслевым, а межродовым. В соответствии с этим принципом можно зафиксировать следующие подвиды межродового кооперирования:
между промышленностью и сельским хозяйством;
между промышленностью и строительством.
В качестве примера могут служить поставки химической промышленности выпускаемых ею удобрений сельскому хозяйству или поставки металлургической промышленностью специального проката различным строительным фирмам и другие варианты.
Если подойти к формированию видов кооперирования по принципу территориального распространения, то по этому критерию можно выделить несколько его видов. Одним из них является внутрирегиональное, или просто региональное, международное кооперирование, когда кооперированные связи между предприятиями осуществляются в рамках одного международного региона, скажем, в пределах Восточной или Западной Европы. Если же подобные отношения складываются между предприятиями двух регионов, например, Юго-Восточной Азии и Южной Азии, то это будет уже вид межрегионального кооперирования. Межрегиональные связи в пределах одного континента можно именовать также внутриконтинентальными. В том же случае, когда происходит кооперирование предприятий, расположенных на разных континентах, к примеру, в Западной Европе и Америке, то перед нами предстает вид международного межконтинентального кооперирования. В настоящее время каждый из этих видов имеет место в жизни, но пальма первенства принадлежит пока внутрирегиональному международному кооперированию.
Проведенное выше распределение видов кооперирования по различным группам есть не что иное, как их классификация, которую можно схематически представить следующим образом.
Классификация видов международного кооперирования в соответствии с его основными признаками

Признаки классификацииВиды кооперирования
1. По числу субъектов1.1. Двустороннее1.2. Многостороннее
2. По числу объектов2.1. Однопредметное2.2. Многопредметное
3. По отраслевой структуре связей3.1. Внутриотраслевое 3.2. Межотраслевое
3.2.1. в промышленности
3.2.2. в сельском хозяйстве
3.2.3. в области проектирования и строительства различных объектов
3.2.4. в области транспорта и связи
3.2.5. в области торговли
4. По родам деятельности4.1. Между промышленностью и сельским хозяйством 4.2. Между промышленностью и строительством
5. По территориальному охвату5.1. Региональное 5.2. Межрегиональное
5.3. Межконтинентальное

Как видим, классификация видов международного кооперирования напрямую зависит от определенных признаков, или принципов, положенных в ее основу. В схеме выделены пять методологических принципов, каждому из которых соответствует от двух до пяти видов или подвидов кооперирования. Это лишь начальный подход к проблеме классификации видов международного кооперирования производства. При более тщательном изучении этого вопроса могут быть выдвинуты и другие принципы классификации и в соответствии с ними конституированы иные виды кооперирования.
Но уже этот этап классификации показал, что международное производственное кооперирование нельзя сводить к внутриотраслевой форме международного разделения труда. Конечно, международное производственное кооперирование широко осуществляется внутри одной отрасли, но тем не менее оно имеет место и между предприятиями, входящими в разные отрасли и даже в разные роды производства. Значит, специфика международного производственного кооперирования состоит в том, что это такая оригинальная форма МРТ, которая может реализоваться в рамках основных трех его форм — внутриотраслевой, межотраслевой и межродовой.
Итак, международное кооперирование производства является широко распространенным типом производственных отношений, которые отличают долгосрочность, стабильность и регулярность связей между партнерами. Этот тип экономического сотрудничества помогает фирмам сократить затраты на производство и обращение, следовательно, и себестоимость выпускаемой ими продукции. Снижение издержек производства ведет к укреплению положения фирм на национальном и мировом рынках. МПК позволяет решать также крупные народнохозяйственные задачи, которые было бы невозможно даже ставить без объединения усилий производителей нескольких стран. Поэтому оно пользуется популярностью среди участников внешнеэкономических связей. Этот вид международных экономических связей следует развивать и России.
4. УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗВИТИИ МПК
Развитие международного кооперирования российских предприятий — весьма сложное явление. Этот тип внешнеэкономических отношений практиковался и ранее. Но ограниченность таких отношений состояла в том, что они, по существу, были односторонними — из всего объема кооперированных связей предприятий, расположенных на территории бывшего СССР, 80% осуществлялись со странами СЭВ, а остальные 20% приходились на индустриальные и развивающиеся государства, вместе взятые1. Такая ситуация не могла не отразиться на состоянии всего технического уровня отечественной промышленности. Отставание бывшего Советского Союза в области международного кооперирования производства тормозило научно-технический прогресс в его промышленности, сдерживало интенсивные факторы развития отечественной экономики.
1 Внешнеэкономические связи / Под ред. И. Фаминского. М., 1992. Вып. 9. С. 25.
В условиях перехода к рыночным методам управления экономическими процессами изменилась географическая структура кооперированных связей российских предприятий. Они развиваются иначе, чем в прошлом, и у них четко обозначились три основных направления — связи с промышленно развитыми странами, со странами Восточной Европы и со странами СНГ. Каждое из этих направлений имеет как свою специфику, так и нечто общее. Сначала поговорим о специфике этих направлений.
Уже сейчас обозначился заметный крен в сторону ускоренного развития кооперированных связей с промышленно развитыми государствами. Несмотря на ряд противодействующих факторов, этот процесс в ближайшем будущем будет быстро набирать силу и в стратегической перспективе может приобрести решающее значение в области этой формы внешнеэкономической деятельности России. Основным стимулятором такого развития является стремление приобщиться подобным путем к научно-техническому прогрессу, свойственному экономике западных стран. И в наиновейшей отечественной истории уже имеется немало конкретных проектов развития международного кооперирования российских предприятий с партнерами именно из этой группы стран. Вот лишь некоторые из примеров, иллюстрирующих это явление.
Вологодский механический завод в конце 1995 г. приступил к сборке троллейбусов “Шкода” из чешских комплектующих компонентов. Проектная мощность завода составляет 300 машин в год. В первую очередь они будут продаваться автопредприятиям Северо-Западного региона России1.
1 Коммерсантъ-Daily. 1995.13 июля.
Германская инжиниринговая компания “Профуна” сделала заказ литейному заводу КамАЗа на 30 млн. долларов. Согласно контракту российское предприятие изготовит алюминиевые отливки для крупных автомобилестроительных концернов — “Мерседес-Бенц”, “Бош”, “Ман” и других. Аналогичные заказы получили металлургические предприятия Урала, Заволжский моторный завод и предприятие “Зенит” в Красногорске. По словам президента компании “Профуна” Хайнера Засса, весь пакет заказов российским предприятиям на производство комплектующих изделий оценивается в 60—70 млн. немецких марок. Эта сделка считается высокоэффективной. “В Германии это обошлось бы на 15—20 процентов дороже”, — заявил Засс2.
2 Финансовые известия. 1996. 21 мая.
Обратимся теперь к авиастроительной промышленности. И здесь налаживаются связи по кооперированию с индустриальными странами. С американской фирмой “Хониуелл” еще в 1991 г. Достигнута договоренность об установке ее пилотажно-навигационного оборудования на выпускаемых в Ульяновске самолетах ТУ-204. А другая известная американская фирма “Пратт-Уитни” поставляет двигатели для собираемого в Воронеже широкофюзеляжного самолета ИЛ-96. Всего в сборке этого самолета участвуют 18 зарубежных фирм.
Не только авиастроительные компании промышленно развитых стран поставляют комплектующие нашей стране, но и российские предприятия будут экспортировать аналогичную продукцию западным фирмам. Так, на проходившем в июне 1997 г. в Ле Бурже авиасалоне министр экономики Я. Уринсон заявил, что Россия станет партнером европейского консорциума “Эрбас индастри” по производству известного пассажирского лайнера А-300. Хотя подробности не ясны, но уже известно, что крылья для аэробуса будет делать ульяновский завод “Авиастар”, а производством шасси займется нижегородское предприятие “Гидромаш”1.
1 Финансовые известия. 1997.17 июня.
Но настоящей сенсацией в сфере международного кооперирования стало подписание контракта на том же авиасалоне Ле Бурже между российскими государственными компаниями “Росвооружение”, Таганрогским авиационно-техническим комплексом (ТАНТК) и израильской фирмой “Израэл эркрафт индастриз” о совместном производстве самолета радиолокационного обнаружения (ДЛРО) А-50, российского аналога знаменитого американского АВАКСа. 90% работы по самолету выполнит российская сторона, а комплекс бортового радиолокационного оборудования станет поставлять Израиль2.
2 Известия. 1997. 20 июня.
Соглашения о развитии международного кооперирования производства российской стороной заключены не только с американскими, германскими, израильскими, но и с английскими, японскими и другими западными фирмами и корпорациями. Однако несмотря на большое обилие национальных цветов, у этих договоренностей есть один очень важный положительный момент, который роднит их всех. Состоит же он в том, что кооперирование предприятий с разными индустриальными странами создает возможность не только ускоренной технической модернизации и производства новых сложных машин, но и открывает их рынки перед отечественной машинотехнической продукцией. Это имеет не менее важное значение для российской экономики, чем замыкающиеся на себе обычные поставки по кооперированным связям.
Свою специфику имеет и подход к развитию международного кооперирования производства с предприятиями стран Восточной Европы, входившими ранее в Совет Экономической Взаимопомощи. На этом направлении обращает на себя внимание тот факт, что кооперированные связи с предприятиями стран Восточной Европы в одних случаях полностью распались, а в других резко сократились. Вследствие этого ряд предприятий, десятилетиями ориентировавшихся на сбыт продукции в нашей стране, остановились, что нанесло немалый материальный ущерб всем бывшим странам — членам СЭВ.
Разрушительные последствия непродуманных акций — переход к взаимным расчетам в СКВ, отмена клиринговых расчетов и других — сейчас столь очевидны, что остро ставят перед странами СНГ и Восточной Европой задачу восстановления значительной части внешнеэкономических связей, в том числе и по кооперированию. Однако вернуть прошлое теперь совсем непросто. Дело в том, что технический уровень и качество значительной части промышленной продукции стран Восточной Европы и СНГ, особенно машинотехнической, таковы, что она неконкурентоспособна, и синдром бегства от нее все еще жив в памяти бывших сэвовских партнеров, они проявят при заключении сделок купли-продажи исключительную избирательность. Для поднятия же уровня ее конкурентоспособности требуются многомиллиардные валютные средства на новые технологии и технику, каковыми ни Россия, ни страны Восточной Европы не располагают. Наоборот, они обременены большими внешними долгами и у них нет надежных источников их обслуживания.
Названные выше обстоятельства, бесспорно, окажут воздействие на процесс возрождения внешнеэкономических связей России со странами Восточной Европы. С учетом социально-экономических и политических интересов последних их связи со многими странами СНГ будут расти, хотя и не достигнут прежнего уровня из-за невозможности восстановить старую модель сотрудничества. При этом в нем возобладают связи межотраслевого характера, в рамках которых будут иметь место поставки машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности, для медицинских учреждений, а также машинотехнической продукции потребительского назначения.
Но межотраслевой обмен должен последовательно заменяться внутриотраслевым, международным кооперированием производства. Хотя возможности развития этого направления и не очень значительны, тем не менее именно ему следует у делить большее внимание. Для начала полезно возобновить полностью связи по кооперированию России с бывшими странами Совета Экономической Взаимопомощи, а затем и расширить их. В этом отношении уже предпринято немало шагов. Так, венгерская фирма “Икарус” продолжает поставлять задние мосты подмосковному автобусному заводу в Ликино, а также согласилась участвовать в реконструкции тушинского машиностроительного завода, в наладке на нем производства автобусов своей марки. Восстанавливают связи со своими российскими партнерами болгарские и польские поставщики частичной продукции для автомобилестроительного завода в Тольятти. В развитии связей России со странами Восточной Европы может сыграть положительную роль и вовлечение в международное кооперирование производства продукции конверсируемых предприятий ВПК России, которые располагают наиболее современным основным капиталом и кадровым потенциалом высокой квалификации.
Что касается экономических отношений России со странами СНГ, то они занимают особое место во всей системе ее внешнеэкономических связей. Как известно, бывший Советский Союз с производственной точки зрения иногда сравнивали с единым заводом-гигантом, а каждую составляющую его республику — с цехом. И это сравнение имело глубокие основания. По степени экономических связей как на межотраслевом, так и внутриотраслевом уровнях СССР был самым интегрированным государством в мире. Вот один из примеров. Эвакуированный в 1941 г. из Подмосковья в Ташкент авиационный завод в последнее время производил в основном грузовые самолеты ИЛ-76. Он был связан со всей гигантской страной множеством производственных нитей. Только из России около тысячи ее предприятий поставляли ташкентскому заводу 30 тыс. наименований материалов и 15 тыс. готовых изделий. От Самарского и Верхнесалдинского металлообрабатывающих заводов поступал металл, из Перми и Рыбинска — авиадвигатели, из Москвы — необходимая техническая документация и т.д. В целом в каждом самолете комплектующие составляли примерно 75% общей стоимости1. Да и сам ташкентский авиационный завод участвовал в союзном кооперировании — изготовлял крылья для “Мрии”.
1 Российские вести. 1994. 26 мая.
Возьмем другой пример — ситуацию с переработкой отходов свинца. В Союзе ежегодно заготавливали около 170 тыс. т свинцового лома. И его рециркуляция в производстве составляла 70% промышленных потребностей. Но сейчас почти все мощности по переплавке лома свинца остались в Казахстане и на Украине, а в России лишь небольшое предприятие на Урале, которое обеспечивает лишь 6% переработки имеющихся ресурсов. Вот и получились ножницы2.
1 Деловой мир. 1994.10 авг.
Губительные последствия раздробления единого хозяйственного пространства, несостоятельность попыток справиться в одиночку с экономическими трудностями, крушение надежд на щедрую зарубежную помощь побудили многих руководителей стран СНГ говорить о возможности реинтеграции. Одним из важных путей ее осуществления станет возрождение и нарушенных отношений по кооперированию. Поставки частичной продукции из Санкт-Петербурга в Казахстан, из Ярославля и Москвы в Белоруссию, из Донбасса и Харькова в Ростов и Воронеж и контакты по другим центрам и узлам сразу же вернут к полнокровной жизни десятки и сотни заводов и фабрик, увеличат объем производства, сократят уровень безработицы.
Возобновление связей по кооперированию в рамках СНГ, на наш взгляд, с экономической стороны практически не имеет серьезных препятствий. Вся сложность здесь носит политический характер. “Главное препятствие на пути реализации хороших договоренностей, — говорит О. Богомолов, — отсутствие у лидеров политической воли. Она словесно выражена, но за словами нет конкретных действий”1. Да, это так. И специфика развития кооперированных связей в СНГ состоит в том, что оно будет происходить под воздействием общего потока реинтеграции. Как только будут решены острые политические проблемы и будет принято не декларативное, а реальное политическое решение об экономической реинтеграции хотя бы части стран СНГ, так сразу же можно восстанавливать производственные связи между предприятиями-партнерами. И этот процесс в определенной степени напомнит тот здоровый экономический феномен, который наблюдался в годы Отечественной войны. Как только территория освобождалась от немецких оккупантов, так вслед за Советской Армией приходили рабочие и инженеры, которые поднимали из руин к жизни Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Ростсельмаш и Днепрогэс, донецкие шахты, днепропетровские и киевские заводы и другие предприятия.
1 Деловой мир. 1994.19 июля.
Хотя рассмотренные выше направления развития международного кооперирования производства российских предприятий принципиально разные, тем не менее реализовать их надо на одной базе. И этой основой не может быть что-либо иное, кроме как экономический интерес, материализующийся в сбережении общественного труда всех его участников. Верность этого тезиса не вызывает никаких сомнений при анализе кооперированных связей российских предприятий с партнерами из индустриальных стран или государств Восточной Европы. Но в равной мере он применим и к производственным отношениям по кооперированию российских предприятий со своими контрагентами из стран СНГ. Время бесплатного кормления безвозвратно ушло в прошлое. Поэтому при организации и развитии кооперированных связей с фирмами из других стран СНГ российские участники этого процесса должны исходить из своих экономических интересов.
Кроме того, им полезно строить свои отношения на основе норм, правил и традиций промышленно развитых стран, в частности на принципах ЕЭК по составлению договоров о промышленном сотрудничестве, а не ограничиваться только внешнеторговым обменом. Унификация договорных отношений по международному кооперированию производства обеспечит существование единого языка экономического общения предприятий в масштабах мирового хозяйства, создаст общие подходы к решению конкретных проблем, возникающих при развитии кооперированных связей, а также при прочих равных условиях облегчит привлечение к сотрудничеству разных кооперантов из ближнего и дальнего зарубежья.
Перспективное развитие международного производственного кооперирования российских предприятий зависит от ряда условий. Первейшим из них является специализация на изготовлении определенных агрегатов, частей, узлов. Предприятия, занятые производством комплектующих, не должны распылять свои усилия на выпуск огромного их разнообразия. Здесь уместно воспользоваться советами, которые дал нашим промышленникам президент американской корпорации “Крайслер” Ли Якокка: “Не пытайтесь делать все сами. Чтобы сделать все самим, нужны неограниченные ресурсы. Но проблема в том, что ресурсы — деньги, время, предпринимательский талант — у всех небезграничны. Поэтому надо сфокусировать внимание на нескольких вещах и довести их качество до уровня мирового класса...
Если ты в чем-то превосходишь других (в производстве ключевых компонентов, к примеру), ты можешь это лучше продавать другим. Со временем сложатся и иные формы сотрудничества”1.
1 Внешнеэкономические связи / Под ред. И. Фаминского. М., 1992. Вып. 9. С. 23.
Со специализацией теснейшим образом связана стандартизация продукции по международным нормам. В обеспечении этого условия активная роль принадлежит самим фирмам, производственным объединениям и корпорациям, участвующим в процессе МПК. Вставшие на путь развития рыночных отношений российские предприятия способны провести работу по стандартизации узлов и деталей со своими партнерами в странах СНГ и Восточной Европы и с потенциальными кооперантами из дальнего зарубежья.
Еще одним условием углубления международной специализации и кооперирования производства стал вопрос технического уровня и качества товаров, поступающих во внешнюю торговлю. Изделия, имеющие пусть и незначительные дефекты, перестают удовлетворять требованиям мирового рынка и быстро теряют спрос. Поэтому при изготовлении продукции на экспорт недостаточно руководствоваться нормами и требованиями самого производителя, а необходимо сопоставлять качество собственной продукции с ее мировыми параметрами.
Среди многих обстоятельств, предопределяющих организацию производства деталей и узлов в одной стране для удовлетворения потребностей нескольких стран, главным является экономическая заинтересованность. Если фирма будет иметь гарантию, что производство комплектующих изделий не ограничится только объемом внутреннего рынка страны ее расположения, а найдет сбыт и в других международных регионах, то она может смело пойти на организацию серийного производства, рассчитанного на удовлетворение потребностей нескольких стран. Масштабы же этих потребностей могут быть выявлены как в процессе длительных международных экономических отношений, так и в ходе переговоров, участники которых заинтересованы в поставках деталей, узлов и аппаратов.
Ныне Россия переживает сложные времена. Распад хозяйственных связей с бывшими союзными республиками и бывшими странами СЭВ тяжело сказался на ее экономическом положении. В стране все же продолжается инфляция, наблюдается постоянная дефицитность многих материалов, ощущается острый недостаток иностранной валюты, что затрудняет обновление производственного аппарата промышленности, внедрение новых технологий и техники. В этих условиях представляется целесообразным шире развивать деятельность российских предприятий по международному кооперированию производства на основе формирования совместных предприятий (СП), в том числе в форме организаций акционерных обществ или участия в международных концернах.
Далее, учитывая то обстоятельство, что связи по МПК требуют отличной от торговли договорной и институциональной организации, российским предприятиям имеет смысл создать биржи или центры по кооперированию, которые занялись бы поиском их партнеров в СНГ, в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) или в промышленно развитых странах. Эти же организации могли бы взять на себя обязательства по содействию участникам по кооперированию материально-техническим и валютным обеспечением, установив с этой целью связи с товарными биржами указанных стран.
Помимо создания специализированных бирж российские предприятия и их объединения могли бы принять участие в создании ассоциаций производителей и потребителей кооперированной продукции, которые также способны содействовать развитию процесса МПК.
Немалую роль в развитии международной специализации и международного кооперирования способно сыграть и государственное стимулирование этого процесса. Речь не идет о том, чтобы какой-то государственный орган определял объемы, направления или цены на поставляемые за рубеж узлы, детали и аппараты. Но каждая страна стремится расширять экспорт своих предприятий. В этом свете разработка мер по государственному поощрению включения отечественных предприятий в международное производственное кооперирование смотрится не как номенклатурное планирование, а как естественные побудительные меры по расширению экспорта частичной продукции. Среди них могут быть:
применение налоговых льгот на технологически и технически передовую продукцию, являющуюся предметом МПК;
льготное кредитование российских предприятий, занятых поставкой кооперированной продукции в другие страны;
государственная поддержка кредитов коммерческих банков, выданных предприятиям для участия в реализации проектов по развитию кооперированного производства с зарубежными партнерами;
снижение пошлин на экспортируемую кооперированную продукцию и другие действия.
Активное применение указанных мер государственной поддержки российских предприятий по их включению в процесс международного кооперирования способны продвинуть российскую промышленность по пути совершенствования технологии и организации производства как частичной, так и связанной с ней готовой продукции.
Историческая роль международного кооперирования производства не ограничивается повышением производительности труда и содействием в сооружении крупных промышленных объектов. Это, бесспорно, важные задачи, но они не конечная цель МПК. Международная специализация и международное кооперирование производства являются органической составной частью комплексных работ по созданию совместными усилиями нескольких стран современных систем машин, механизмов и оборудования, т.е. она выступает в качестве организационного стимулятора технического прогресса. Кроме того, международное кооперирование в ходе развития может инициировать возникновение новых ТНК, т.е. содействовать развитию кооперации труда в масштабах нескольких стран. Таким образом, являясь особой формой реализации международного разделения труда, МПК обеспечивает развитие другого направления международного обобществления производства — международной кооперации в виде ТНК, которые по своей производственной мощи превосходят ранее сформировавшиеся организационные формы производства.
 
. . . . . .