ТЕМА I

ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ
Деятельность руководства предприятий по упорядочению и координации производственной и социальной сферы.
Группа управляющих лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью фирмы или ее подразделений.
Совокупность научных знаний и практического опыта в управлении, учебная дисциплина.
ЗАНЯТИЕ 1

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О МЕНЕДЖМЕНТЕ
Основные вопросы
1.История развития управленческой мысли в России и за рубежом.
2. Менеджмент и предпринимательство, общие черты и различия.
3. Функции менеджмента.
4. Менеджмент как наука о хозяйственном управлении.
ЗАНЯТИЕ 2

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Основные вопросы
1.Применение общенаучной методологии в исследовании проблем управления.
2. Характеристика этапов развития отечественных и зарубежных методических разработок в 20 — 90-х годах.
3. Методы управления в условиях становления рынка в России.
ЛИТЕРАТУРА
Веснин В.Р. Основы менеджмента.—М., 1996.
Гвишиани
Д.М.Организация и управление: Социологический анализ
буржуазных теорий.—М., 1970.
Государство и управление в США/Под ред. Л.И. Евенко.— М.,1985.
Лавриков Ю.А, Корицкий Э.Б.Проблемы развития теории управления
социалистическим производством.—Л., 1989.
Мескон
М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента/Пер.с англ.—
М., 1992.
Управление по результатам/Пер. с финск.—М., 1993.
Файоль А. Учение об управлении.—Рязань, 1927.
Форд Г. Научная организация труда.— М., 1924.
Якокка Л. Карьера менеджера.—М., 1995.
 
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ
Менеджмент
— теория и ее практическое применение в управлении производством и людьми, распределением и производственным потреблением, работой персонала в целях развития производства, удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.
Менеджер — управляющий делами предприятия.
Предпринимательство —вид деятельности людей, применяющих собственный или заемный капитал в производственной и непроизводственной сферах экономики в целях получения прибыли.
Предприниматель — частный собственник, применяющий собственный или заемный капитал в целях извлечения прибыли.
Объект управления — часть окружающей среды, персонал фирмы, на которые направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество продукции, коллектив и т. д.).
Субъект управления — руководитель, группа лиц, организация, подразделение, кибернетическое устройство, осуществляющие управление.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В ходе работы по данной теме необходимо изучить рекомендованную литературу и уяснить основные категории: менеджмент, менеджер, предпринимательство, предприниматель, управление, методология и методические разработки практики менеджмента и др. Используя материал лекций, литературу и собственный опыт, важно четко разграничить понятия “управление производством” и “управление персоналом”.
К управлению производством относятся: деятельность людей в области применения теории и практики новейших достижений менеджмента, экономической науки в собственно производственной, технической и технологической политике, сбытовой и финансовой сферах; работа менеджера по повышению производительности управленческого труда, снижению издержек управления производством и обращением, эффективному использованию управленческой информации и адекватное принятие решений; научное прогнозирование, планирование и система контроля за работой персонала, партнеров и конкурентов; умение работать с бизнес-документами и осуществление своевременных мер в сфере сертификации, контроля качества, управления нововведениями и изменениями, связанными с внутренними и внешними условиями работы, жизненным циклом продукции и т. д.
Управление персоналом — это деятельность, охватывающая социально-экономические вопросы, экономические отношения людей, а также социально-психологические, моральные, этические, национальные, религиозные и другие вопросы. Управление людьми невозможно без управления собой как личностью, поэтому важное значение имеет приобретение практических навыков руководства коллективом и отдельной личностью, умение обучать подчиненных, использовать силу примера и власти.
Выяснив сущность управления, следует обратить внимание на литературу по истории возникновения и развития менеджмента, направлений, “школ” и концепций управления, значительная доля которых находит применение в практике и до сегодняшнего дня. Необходимо внимательно изучить принципы администрирования в период капитализма свободной конкуренции, рационалистическую школу управления производством, основали и развили которую Д. Вартон, Ф. Тейлор, Г. Файоль, Г. Эмерсон и др. Уже в то время были сформулированы главные направления в работе руководителей предприятия. К ним относятся:
работа, связанная с техническим и стоимостным строением предприятия, технологией производства, качеством продукции;
коммерция (продажа готовой продукции и закупка сырья, материалов и топлива и т. д.);
финансовая деятельность (рациональное использование денежных средств, поиск заемных средств, дотаций, субсидий и пр.); защита собственности и личности;
бухгалтерская деятельность (учет, ведение счетов, сбор и анализ информации, выплата денежных средств и др.); администрирование (воздействие на работников предприятия). Рационалисты уделяли главное внимание усовершенствованию производственного процесса, росту производительности труда и его интенсивности. Управление предприятием, по их мнению, должно строиться на определенных принципах:
1) четко поставленные цели, как исходный пункт управления;
2) здравый смысл в действиях, признание ошибок и поиски их причин;
3) компетентные консультации профессионалов и совершенствование управления на основе их рекомендаций;
4) дисциплина, контроль и своевременное поощрение персонала;
5) справедливость по отношению к работникам;
6) единый источник руководства, единоначалие, единство распоряжений;
7) быстрый, полный и надежный учет;
8) нормирование расходования материальных средств и труда;
9) наличие письменных инструкций для всех работников;
10) подчинение индивидуальных интересов общим;
11) разделение труда, специализация и кооперация;
12) инициатива, преданность и устойчивость персонала.
Но необходимо понять, что раз и навсегда данных принципов и методов управления предприятием не существует. В результате изменений экономических условий производства, распределения обмена и потребления, порожденных сменой свободной конкуренции господством монополий, поменялись и взгляды на управление. С возникновением монополий задачи управления усложнились. Начались поиски более эффективного воздействия на управление производством и персоналом. Одной из первых школ, сделавших заметный шаг в этом направлении, стала школа человеческих отношений. У ее истоков стояли М.П. Фоллет и Э. Мэйо. Приверженцы этой школы справедливо полагали, что один материальный интерес — только заработная плата — не всегда ведет к росту производительности труда. Важную роль играет морально-психологический климат на производстве, забота руководителей о подчиненных, человеческие отношения и условия труда.
Идеи школы человеческих отношений были в дальнейшем дополнены поведенческой концепцией К. Арджириса, Д. Мак-Грегора, Ф. Герцберга и других. В ее основу были взяты достижения науки о человеческом поведении, педагогики и психологии. Автоматизированное производство, новейшие открытия и изобретения в области техники и технологии, применение ЭВМ привели к появлению новой количественной теории управления, в которой на основе достижений математики строятся математические модели управленческих ситуаций и выявляются оптимальные варианты решения сложных управленческих задач. В учебную литературу по современному менеджменту включаются задачи и вопросы, требующие основательных знаний графиков и функций, дифференциального и интегрального исчисления, соотношений постоянных и переменных величин, умения обращаться со статистическими материалами, применять метод прямого расчета и т.д., а также практических навыков работы с современной вычислительной техникой.
Раскрыть сущность современных взглядов на менеджмент поможет изучение последующих тем предлагаемого курса, но уже на данном занятии необходимо выяснить основные управленческие функции. Прежде всего, современный менеджмент на практике означает целенаправленное и действенное управление делами фирмы; непрерывный функциональный процесс осуществления планирования, организации, мотивации и контроля; в известной доле в функцию управления входит и маркетинг.
В самом общем виде это и есть -управленческие функции. Охарактеризуем каждую функцию более подробно.
Планирование. Его сущность состоит в том, что руководство фирмы определяет стратегические цели и задачи, принимает стратегические и оперативные решения по ним, определяет способы и
сроки достижения запланированного, необходимые материальные, денежные и трудовые резервы и ресурсы, исполнителей и ответственных лиц и другие вопросы. (Внутрифирменное планирование и другие функции менеджмента будут рассмотрены в специальных темах.)
Организация. Этот процесс осуществляется на основе принятых решений о начале деятельности. Он охватывает вопросы организационной структуры, кадровые, распределения полномочий и ответственности, определения деловых партнеров и производственных связей, проведения необходимых деловых переговоров, представительства, приема делегаций, организации рекламы и т. д.
Мотивация. Четко спланированная и хорошо организованная работа не даст желаемого результата, если сотрудники фирмы не будут иметь должных мотивов к труду. Достаточным стимулом к труду является высокая заработная плата, премии, но более высокая мотивация предусматривает и моральное поощрение, духовный комфорт, удовлетворение трудовым процессом и его результатами. Поэтому менеджер постоянно заботится о должной мотивации.
Как это делать? Подумайте о возможностях мотивации на предприятиях, попробуйте высказать на семинаре свою точку зрения и отстоять ее.
Контроль. Планирование, организация и мотивация останутся благими намерениями, если не будет обеспечен надлежащий контроль за выполнением решений. Проверка выполнения обязанностей, контроль качества продукции, финансовый контроль, технический и технологический контроль будут действенными только в случае принятия конкретных мер по устранению недостатков и причин, порождающих негативные стороны в работе.
Реализуя на практике управленческие функции, руководители фирмы принимают управленческие решения, возглавляют, планируют, координируют и контролируют деятельность подчиненных, отлаживают систему коммуникаций. Это требует профессиональных, экономических, педагогических и психологических знаний, умения применять их исходя из сложившихся условий и обстановки.
Для раскрытия вопроса об общих и отличительных чертах понятий “менеджмент” и “предпринимательство”, “менеджер” и “предприниматель” применительно к российским условиям рекомендуется использовать работы отечественных ученых и практиков, начиная с периода развития капитализма в России и до современных школ управления, сложившихся в советское время и в условиях перехода к рыночным отношениям.
Еще в 1912 г. предпринимателями России были сформулированы основные принципы ведения дел. Выскажите свое отношение к принципам и что, по Вашему мнению, могло бы в современных условиях становления рыночных отношений способствовать плодотворной деятельности менеджера и предпринимателя. Насколько применимы сегодня идеи А. К. Гостева, выдвинувшего в 20-х годах XX в. концепцию “узкой базы”, “узкого места”, смысл которой в том, что каждый работник должен быть “директором” на своем рабочем месте, совершенствовать свой труд за счет не только новой техники, но и мастерства, умелости, лучшей организации производства. Выдвинутую им систему правил повышения производительности труда можно свести к нескольким важным положениям: подготовка и обдумывание предстоящей работы; подготовка рабочего места; основные приемы и правила работы; темп; оценка результатов работы; окончание работы.
Дайте оценку организации работы на своих предприятиях, организацию своей работы и сформулируйте положения, которые будут способствовать росту производительности.
В ходе занятия необходимо обратить внимание на общенаучную методологию изучения проблем менеджмента. Серьезно занимался методическими проблемами организации производства и управления трудовым коллективом П.М. Керженцев. Он обосновал несколько общих положений в области управления, которые можно отнести к методам управления: выработка плана, руководство по его осуществлению, управление, учет, контроль, распределение обязанностей, прав и ответственности. В работах П.М. Керженцева содержатся положения о типах и формах организации управления, подборе и использовании работников, повышении ответственности и дисциплины и др. В заключение занятия важно выявить роль уже известных методов управления в становлении рынка в России.
 
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Назовите основные категории темы и поясните их сущность.
2. Что Вам известно из истории возникновения и развития управленческих идей?
3. Какова сущность управления производством и управления персоналом?
4. Сформулируйте главные направления работы менеджера.
5. Назовите и кратко раскройте сущность управленческих функций.
6. Перечислите и поясните принципы управления и методы менеджмента, способы ведения дел, сформулированные предпринимателями России в начале XX в.,так ли ведут свои дела отечественные менеджеры в современных условиях.
7. Какие проблемы в современных условиях позволяют решить принципы рационалистической школы, сформулированные в начале XX в.?
Напомним их еще раз:
четко поставленные цели;
признание ошибок и их причин;
своевременная консультация профессионалов;
дисциплина, контроль и своевременное поощрение;
справедливость по отношению к рабочим;
единый источник руководства, единоначалие;
быстрый, полный и надежный учет;
нормирование расходования материальных средств и труда;
наличие письменных инструкций для всех работников;
подчинение индивидуальных интересов общим;
разделение труда, специализация и кооперация;
инициатива, преданность и устойчивость персонала.
8. Выскажите свое отношение к принципам делового человека, сформулированным предпринимателями России в 1912 г.; уважай власть; будь честен и правдив; уважай право частной собственности; люби и уважай человека; будь верен слову; живи по средствам; будь целеустремленным.
9. Насколько правильно утверждение, что в современном менеджменте происходят изменения во взглядах: от власти труда к власти разума;
от бюрократического управления к более простым формам;
от независимости индивидуумов к независимости коллектива;
от менеджеризма к лидерству; от формализованной власти к неофициальным силе и влиянию.
10. Дайте анализ периодизации менеджмента, главных проблем и методов их решения.


 
Руководствуясь схемой, определите, какова объективная логика развития управленческих проблем предприятий и насколько адекватны способы их разрешения?
 
ХРОНОЛОГИЯ НАУКИ ОБ УПРАВЛЕНИИ



 
Некоторые даты из истории возникновения и развития административно-командной системы управления в России
Начало образования административно-командной системы управления в России относится к декабрю 1917 г., когда был создан ВСНХ, первый планирующий и координирующий орган, осуществляющий свою деятельность в годы гражданской войны и политики военного коммунизма, в условиях нэпа. Этапы развития этой системы:
март—июнь 1918 г.—национализировано 9542 крупных предприятия. К 1920 г. в собственность государства перешли все крупные, средние и значительная часть мелких промышленных предприятий;
февраль 1920 г.—образована Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО);
февраль 1921 г.—создана Государственная общеплановая комиссия (ГОСПЛАН) и сеть плановых органов во всех отраслях экономики и на предприятиях;
начало 20-х годов — в России создано более 50 научно-исследовательских организаций по проблемам организации труда. Ведущее место среди них занимал Центральный институт труда, возглавляемый А.К. Гостевым;
1923 г.—при Наркомате РКИ образован Совет по научной организации труда, возглавляемый В.В. Куйбышевым. Большой вклад в эту работу внесли П.М. Керженцев, П.И. Попов и др.;
август 1924 г.—постепенное свертывание частной инициативы и переход к централизованной системе управления. Решения Пленума ЦК РКП(б) о мерах по повышению производительности труда и росту реальной заработной платы (см. п. 4 резолюции);
1926 г.—изданы первые нормативы для машиностроения и Х металлообработки. Создан Совет по техническому нормированию (СТН);
1932 г.—наркомтяжпром возложил работу по нормированию труда на главных инженеров предприятий;
1933 г.—проведена реформа заработной платы и тарифных ставок, введена прогрессивная оплата труда;
1934 г.—организован институт повышения квалификации хозяйственных работников, где изучались вопросы технологии, организации труда, организации производства, мировые достижения в технике и технологии;
1934—1937 гг.—строительство и реконструкция крупнейших заводов и предприятий в электроэнергетике, металлургии, машиностроении, химической промышленности, техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поставлена задача в 1937 г. получить 80 % промышленной продукции с новых заводов. Становление и укрепление нового директорского корпуса с авторитарным, административно-командным стилем управления;
1937—1941 гг. усиленное развитие предприятий оборонного значения и усиление централизации по всем направлениям управленческой деятельности. Это время окончательного оформления административно-командной системы управления и централизованно управляемой экономики
Тенденции развития менеджмента в 1990-х годах
1.Некоторый “возврат” к прошлому — осознание значения материальной, технической базы современного производства, новый “технократизм”использование НТР и возможностей человека для роста производительности труда, качества и победы в конкуренции.
2. Демократизация управления, участие работников в управленческих функциях — будущее за “партсипативными” формами управления.
3. Усиление международных связей в экономике и рост международной конкуренции в “открытых экономиках” МНК, ТНК.
4. В России переход от бюрократических, механистических систем управления к осознанию трех принципиально важных инструментов управления:
иерархия, организация, где основное средство воздействия — власть, подчинение, т. е. принуждение;
культура поведения —ценность норм, правил, ритуалов и т. д., которая заставляет человека вести себя так, а не иначе;
рынок — равноправные отношения по горизонтали при купле-продаже товаров и услуг.
САМОКОНТРОЛЬ
Изучив данную тему, Вы должны быть в состоянии:
1.Рассказать о месте и роли науки об управлении в различных сферах общественного производства.
2. Назвать функции менеджмента и раскрыть их содержание.
3. Иметь представление о научных школах и подходах к управлению.
4. Знать основные методы менеджмента.